Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование Борзенко Виктор Витальевич

Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование
<
Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Борзенко Виктор Витальевич. Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Борзенко Виктор Витальевич; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. - Тольятти, 2008. - 191 с. РГБ ОД, 61:08-10/198

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Возникновение и развитие театральной периодики в дореволюционной России (1808-1917) 26

Предпосылки возникновения театральной периодики в России 26

Первые театральные журналы 31

Театральная периодика второй трети XIX в 40

Театральная периодика последней трети XIX в 55

Театральная периодика начала XX века (1901-1917 гг.) 66

Выводы по главе 82

Глава II. Историко-типологическии анализ советских специальных театральных журналов (1917-1991) 84

Формирование и развитие типов театральной периодики в 1917-1928 гг 84

Развитие типов театральных журналов в 1928-1941 гг 117

Театральные журналы 1941-1956 139

Театральные журналы в 1956-1991 гг 151

Выводы по главе 175

Заключение 177

Список литературы 183

Введение к работе

Драматический театр возник за много веков до появления журналистики. Однако к XIX в., как в России, так и за рубежом, театральная журналистика стала важнейшим фактором в его развитии. Она отражает текущие процессы сценического искусства, участвует в формировании репертуарной политики, актерского творчества, описывает тенденции декорационного оформления, организации театрального дела, пропагандирует спектакли, анализирует и оценивает значение театра в жизни общества.

История поставила перед театральной журналистикой важные задачи: воспринять и осознать искусство сцены во всем его многообразии, выявить закономерности театрального процесса, предугадать грядущий облик театра в России.

Наиболее разнообразно театральная журналистика проявила себя в специализированной периодике: в журналах, газетах, альманахах, интернет-изданиях, посвященных театру. До революции 1917 г. в России (в разные периоды) издавалось свыше 300 печатных органов по театру, в Советское время - около 500.

Таким образом, театральные журналы и газеты составляют значительную часть периодических изданий России. Как будет показано в обзоре источников, эта периодика почти не изучалась с точки зрения теории журналистики и, несомненно, заслуживает внимания. Однако не только количественные характеристики, но и социальная роль театральной прессы имеет важное значение. В прессе отражается история возникновения идей и их развитие в процессе формирования данной отрасли культуры.

Прежде всего, следует отметить, что театральная жизнь освещалась уже в первых европейских изданиях. Например, английский эссеист, священнослужитель Роберт Бертон в 1621 году писал о прессе: «Всякий день узнаю я новые известия: обыкновенные слухи о войне, чуме, пожарах,

4 наводнениях, кражах, убийствах <...>. Затем следуют известия о бракосочетаниях, маскарадах, празднествах, юбилеях, посольствах, скачках и турнирах, триумфах, трофеях, парадах, играх, театральных представлениях (выделено нами. - В.Б.) <...>»1. В процессе развития различных областей театральной деятельности, сфер общественной жизни, отраслей культуры зарождались и развивались разнообразные формы отраслевой театральной печати. Так, в эпоху Просвещения в Германии появился первый специальный театральный журнал - «Hamburgische Dramaturgic» («Гамбургская драматургия»), издаваемый Г.Э. Лессингом. Писатель выступал за создание национального театра и обещал, что журнал «будет критическим перечнем всех пьес, которые будут ставиться на сцене» .

В русской печати первые сообщения о театральных событиях появились в 1720-х гг. Сам факт таких сообщений уже отмечал общественную важность спектакля. В дальнейшем мы рассмотрим зарождение театральной журналистики, появление первых российских театральных журналов, развитие и становление их типов.

Типология российских театральных изданий прежде не являлась объектом специального исследования. На нынешний день нет ни одной обобщающей статьи или монографии по вопросам театральной периодики, в которых рассматривались бы общие закономерности развития отечественной печати, специфика театральной критики и вытекающие из этого особенности театральных изданий.

Исходя из вышесказанного, мы предприняли комплексное исследование всей системы театральных журналов России от их зарождения до окончания советского периода истории страны. Тема диссертации -«Российская театральная журналистика 1808 - 1991 гг. Историко-типологическое исследование».

Беспалова А.Г. / А.Г. Беспалова, Е.А. Корнилов, А.П. Корочснский,
Ю.В.Лучинский. История мировой журналистики. - Ростов-н/Д., 2000. - С. 14-15.
2 Там же. С. 32.

5 В диссертации прослежена история становления и развития типов театральных изданий, произведена классификация современных российских театральных журналов по целевому назначению. Определены виды и типы журналов, дается характеристика каждого типа на основе методики типологического анализа, произведен общий теоретический анализ процессов театральной журналистики на каждом из исторических этапов.

В диссертации анализируются театральные журналы, освещающие вопросы драматического театра. Музыкальный театр, детский театр, театр кукол, самодеятельность и другие виды сценического искусства не рассматриваются, поскольку должны составлять предмет отдельного исследования.

Актуальность исследования определяется четырьмя главными факторами:

1. Высокой ролью театра в развитии русской культуры и его
взаимосвязью с театральной журналистикой, представленной на страницах
специализированных театральных журналов.

  1. Недостаточной разработанностью в теории журналистики проблем и вопросов, относящихся к типологии театральных изданий и, в связи с этим, необходимостью изучения этих проблем.

  2. Тем обстоятельством, что театральная журналистика на протяжении своей истории отражает процессы социально-исторического развития театра, театральной критики, театральной полемики и т.п., а поэтому является существенной частью фундамента театроведческой науки.

  3. Стремительной трансформацией системы театральной периодики на современном этапе, когда видоизменяются отдельные ее составляющие (читательская аудитория, издающие органы, цели и задачи изданий, жанры и т.д.), меняется отношение к распространяемой информации и т.д. Без детального исследования этих проблем функционирования театральной периодики теория современной отечественной журналистики представляется неполной.

Достоверность выводов базируется на методе историко-теоретического системного анализа театральной периодики, в ходе которого подверглись всестороннему исследованию театральные журналы и газеты с точки зрения их прямого или косвенного участия в театральном процессе. При анализе журналов использован и сравнительно-исторический подход, что также позволило выявить особенности и характерные черты типов театральной периодики.

Объект исследования - специализированные журналы, посвященные русскому драматическому театру.

Предмет исследования - история становления, развитие, содержательные, структурные и функциональные особенности системы театральной периодики, ее влияние на российскую культуру.

Цель работы состоит в том, чтобы провести комплексное типологическое исследование отечественной театральной периодики в историко-типологическом аспекте.

Задачи исследования:

  1. Изучить предпосылки возникновения театральной прессы в России, выявить первые периодические издания, описать структуру, проблемно-тематические и жанровые особенности.

  2. Произвести историко-типологический анализ развития российской театральной прессы от ее зарождения (1808) до окончания советского периода (1991).

  1. Выявить основные типы театральных журналов, составить типологическую характеристику каждого типа, определить их типологические признаки.

  2. Проследить трансформацию типов театральной периодики в различные периоды развития, выявить причины возникновения новых типов изданий.

Научная новизна работы определяется задачами, которые решаются в диссертации впервые:

1. Впервые выполнено историко-типологическое исследование
российской театральной журналистики, охватывающее значительный период,
ее развития (1808-1991).

2. Описана история развития отечественных театральных журналов и
прослежена эволюция русской театральной периодики от ее возникновения
до окончания советского периода истории (1991).

3. Становление, развитие и трансформация типов театральных
журналов рассматривается на фоне развития театрального искусства,
отечественной театральной журналистики и критики.

4. Выявлены отраслевые издания, не внесенные в библиографические
указатели, собран материал для составления указателя современной
периодики по вопросам театра.

Положения, выносимые на защиту:

1. Российская театральная периодика представляет собой важное
социально-историческое явление, оказавшее значительное влияние на
развитие не только театрального искусства, но также на культуру и другие
социальные институты страны.

  1. Началом театральной журналистики в России следует считать 1808 год - время выпуска в Санкт-Петербурге журнала «Драматический вестник».

  2. Театральная периодика в России представляет собой систему журналов различных типов, основными из которых стали сложившиеся еще в дореволюционный период: толстые театральные журналы, информационные журналы и внутритеатральные журналы, а также другие периодические издания - рекламные журналы, библиографические указатели, профсоюзные и сатирические журналы, журналы - сборники пьес. В годы советской власти возникли два новых типа изданий - театрально-практические и массовые журналы, а позднее к ним добавились информационные журналы и журналы, посвященные вопросам драматургии.

4. Наиболее значимым в социальном и профессиональном отношении
стал тип толстого театральною журнала, основные черты которого таковы:

8 социальная важность поднимаемых проблем, широта тематики, высокий теоретический уровень анализа развития искусства; сочетание материалов различных жанров при явном преобладании критических статей.

Теоретико-методологической основой исследования в процессе работы над диссертацией явились труды по системному подходу в методологии науки3 и теории журналистики4, что привело к осознанию исследуемого объекта как системы периодических изданий - в ретроспективном и в современном понимании этого явления. Для углубления в сущность системы и разновидность ее элементов были использованы исследования в области типологии журналистики разных лет, актуальные в свете происходящих трансформаций системы печати5. В методологическом плане диссертационное исследование опиралось на работы А.И. Акопова. Были использованы его историко-типологический и теоретико-типологический методы анализа, исследование периодических изданий по типологическим признакам, приемы и подходы к анализу театральной периодики, исходя из принципов типологии6.

Общий историко-теоретический уровень нашего исследования основывается на работах российских ученых по теории и практике журналистики: Б.И. Есина, А.В. Западова, Я.Н. Засурского, Е.А. Корнилова,

і

3 См , например: Системный метод и современная наука. - Новосибирск, 1983. - 164 с;

Системность и эволюция. - М., 1984. - 96 с. и др. 4

Корнилов Е.А. Проблемы применения системного подхода к изучению журналистики //

Методы исследования журналистики. - Ростов-н/Д., 1984. - С. 27-39.; Реснянская Л.Л. Особенности

процесса формирования системы современной периодики. - М., 1996. — 341 с; Шкондин М.В. Система

средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях

реформирования общества). - М., 2000. - 256 с; Система средств массовой информации России. - М., 2003. -

264 с.

5 См., например: Типология журналистики / Под ред. А.И. Станько. - Ростов-н/Д., 1987. —
186 с; Типология периодических изданий / Под редакцией Е.А.Корнилова. - Ростов-н/Д, 1984. - 178 с;
Тулупов В.В. О журналистских предпочтениях и практической типологии // Акценты. Новое в массовой
коммуникации. — 2003. - № 1-2, С. 3-5; Жирков Г.В. Типологические особенности журналистики русского
зарубежья // Журналистика русского зарубежья XIX—XX веков. - СПб. 2003. — С.7-24; Антонова С.Г.
Издания по искусству Проблемы типологии и редактирования. - М. 1989. — 104 с; Шостак М.И.
Еженедельник как тип издания. - М., 1986. — 51 с; Голубцова Л.В. «Библиотека для чтения» как тип
издания: Авторсф. дне... канд. филол. наук: 10.01.10; МГУ. - М., 1993. — 24 с. и др.

6 Акопов А.И.: Типология советских научно-технических журналов: Дис... канд. филол.
наук: 10.01.10; МГУ, 1979. — 216 с; Методологические проблемы изучения специальных журналов //
Методы исследования журналистики. - Ростов-н/Д, 1984. —224 с; Методика типологического исследования
периодических изданий. - Иркутск, 1985. — 96 с; Специальные журналы. Методология. История. Типология:
Дисс.докт. филол. наук: 10.01.10 - Киев, 1991.-354 с; и др.

9
С.Г. Корконосенко, Л.Е. Кройчика, И.В. Кузнецова, Е.А. Лазебника,
С.Я. Махониной, Р.П. Овсепяна, Е.И. Пронина, Е.П. Прохорова,

В.В. Тулупова, А.И. Станько, В.В. Ученовой, М.В. Шкондина и др. Кроме того, использованы результаты театроведческих исследований А.Я. Альтшуллера, Б.Н. Асеева, Г.Н. Бояджиева, Ю.К. Герасимова, С.С. Данилова, Ю.А. Дмитриева, Б.И. Зингермана, А.П. Кузичевой, И.Ф. Петровской, Т.М. Родиной, К.Л. Рудницкого, Ю.С. Рыбакова, О.М. Фельдмана и др.

Исследование специальных журналов разных типов как с позиций типологии, так и в других аспектах в течение многих лет велось исследователями из различных сфер - книговедения, библиографии, информатики, теории журналистики, соответствующих отраслевых профессий. Что касается театральной журналистики, то эти работы немногочисленны, они не охватывают всю совокупность театральной периодики, посвящены, как правило, отдельному журналу (либо группе журналов) и привязаны к определенной эпохе. Таковы исследования, выполненные в разные годы7.

Подробный обзор работ, посвященных истории исследования театральной периодики, приведен в отдельном параграфе.

Мухранели И.Л. Становление типа советского театрального журнала 1920-х — нач. 1930-х годов: Дис... канд. филол. наук: 10.01.10; МГУ. - М., 1971.- 145 с; Из истории советских театральных журналов (1918-1923) // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика, - М., 1971, - №4 - С.38-49; Театральный журнал «Любовь к трем апельсинам» // Из истории русской журналистики второй половины ХГХ в.: Сб. научи, трудов. - М., 1984.-С. 207-222; Рыбакина Т.Ю. Театральные журналы Москвы 1919-1929 гг.: Автореферат дис... канд. искусствоведения. -М., 1991.-26 с; Театральные журналы начала 20-х годов// Теагральная критика: история и теория: Сб. научн. трудов. -М., 1989. - С. 137-156. Трабский А.Я. Советская театральная журналистика. // Театральная критика 1917-1927 годов. Проблемы развития.: Сб. научн. трудов. - Л., 1987. - С.5-39; Годер Д.Н. Театральный журнал на фоне времени // Театр и русская культура на рубеже ХГХ-ХХ веков.: Сб. научн. трудов. - М., 1998 - С.7-29. Петровская И. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. - Л. 1971. — 200 с; Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века. - Л., 1979.-272 с; Театр и зритель российских столиц. 1895-1917. -Л., 1990. — 272 с; Булгаков А., Данилов С. Обзор литературы по театру эпохи военного коммунизма // История советского театра. Очерки развития: В 4 т. - Л., 1933. - Т.1.: 1917-1921. - С. 359-382; Иокар Л.Н. Театральные журналы // Литературный процесс и русская журналистика XIX-нач.ХХ вв.: Сб. научн. трудов. -М-, 1982.-С. 298-329

Опираясь на библиографические источники, диссертант произвел тщательный поиск сотен наименований журналов и газет, описанных в различных каталогах и указателях. Этот поиск и библиографический анализ велись на протяжении всего периода работы над диссертацией.

Для определения тиражей специальных театральных журналов, географического и профессионального их распределения на различных этапах истории страны, диссертантом использованы статистические сборники по печати, изданные в советский период и в настоящее время.

Эмпирической базой для исследования отечественной театральной периодики явились номера и подшивки анализируемых журналов и других периодических изданий. По приблизительным данным, различной степени изучения de vizu (от просмотра до чтения основных материалов) подверглись около 150 наименований двух тысяч номеров изданий.

Работа по поиску и анализу источников проводилась в библиотеках, архивах и книгохранилищах Российской Федерации. Так, для анализа специальной периодики в области театра диссертант ознакомился с изданиями XIX - начала XX вв. в фондах Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей РФ, Российской государственной библиотеки по искусству, Научной библиотеки Московского государственного университета, Российской государственной библиотеки, Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, Государственного Центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Донской государственной публичной библиотеки, Госархива Ростовской области, библиотеки и архива Ростовского отделения Союза театральных деятелей.

В качестве вспомогательных материалов для исследования специальной театральной периодики использовались мемуары театральных деятелей, а также библиографические указатели различных типов:

ретроспективные и текущие, всеобъемлющие и узкопрофильные (см. Обзор литературы).

Еще один источник исследования - опросы театральных критиков, редакторов театральных журналов, преподавателей театроведческих факультетов Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС, Москва) и Санкт-Петербургской академии театрального искусства.

Теоретическая значимость диссертации обусловлена следующим:

  1. Впервые комплексно исследован объект изучения - театральная периодика - в ретроспективном отношении.

  2. Введена в научный оборот терминология, связанная с типами изданий данной тематики.

3. Разработана методика изучения театральной прессы.
Практическая значимость:

  1. Работа над диссертацией потребовала осмысления широкого круга вопросов, связанных как с историей печати, так и с историей театральной культуры. Русскими театральными издателями накоплен интересный опыт, который может быть учтен в практике современной театральной периодики.

  2. Результаты исследования могут быть использованы в рамках курсов, посвященных теории журналистики и типологии СМК, поскольку предпринятое исследование вводит в научный обиход ряд ценных фактов из прошлого театральных журналов.

3. Диссертация может быть использована как библиографический,
справочный источник.

Структура диссертации: введение, обзор научной литературы, две главы, заключение и список использованной литературы.

Во Введении обоснована актуальность избранной темы исследования, обозначены новизна и практическая значимость работы, произведен краткий

При этом собственно театральным изданиям посвящены только два библиографических указателя. См.: Театральная периодика 1774-1917 / Библиографический указатель; Составитель В.Е. Вишневский. - М.-Л., 1941. - Ч.І: 1774-1917. - 128 с; «Театр» 1937-1976 / Систематический указатель содержания журнала; Составители В.Н. Басков, Э.И. Зерницкая, Н.И. Иванова и др. - М. 1984. - ТТ. 1-4.

12 обзор научной литературы и определена теоретико-методологическая база исследования.

Поскольку попытка исследовать систему театральной периодики на всех этапах ее развития предпринимается впервые, то это требует расширенного обзора литературы. Он представлен в отдельном параграфе -«Обзор научной и публицистической литературы». Исследование проведено с той целью, чтобы выявить различные источники для изучения театральной прессы и обозначить историю данного вопроса.

Первая глава - «Возникновение и развитие театральной периодики в дореволюционной России (1808-1917)» - рассматривает предпосылки появления отечественной театральной журналистики, издание и функционирование первых театральных газет и журналов. Произведена классификация театральных журналов по типологическим группам, выделяются их отличительные свойства.

Вторая глава - «Историко-типологический анализ советских специальных театральных журналов (1917-1991)» рассматривает дальнейшее развитие и многочисленные трансформации системы театральной периодики, происходившие на протяжении всей истории Советского государства. Определены новые типы изданий по целевому назначению, зафиксировано отмирание старых типологических групп периодики, приводится характеристика каждого типа журналов.

В Заключении суммируются результаты исследования, подводятся итоги работы; ставятся проблемы дальнейшего исследования театральной периодики и углубленного анализа отдельных черт театральных журналов, газет и Интернет-изданий.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры журналистики Тольяттинского государственного университета и кафедры истории журналистики Воронежского государственного университета. По результатам исследования был опубликован ряд работ в научных журналах.

Предпосылки возникновения театральной периодики в России

Придворный театр в России был создан в 1672 году - специальным указом Алексея Михайловича. Однако народные праздники с игрищами и исполнением разных сцен, участием скоморохов, использованием масок были известны еще в древней Руси. При дворе Алексея Михайловича исполнялись спектакли на религиозные темы, однако в эпоху Петра І в них появилась политическая окраска - равно как и в спектаклях школьного театра.

В начале XVIII в. появляются публичный театр на Красной площади; первые частные театры-балаганы; стремительно развиваются школьный и придворный театры. Число их росло, театры действовали в Москве и Петербурге. Как пишет В.Н. Дмитриевский, «потребность в театре с начала XVIII в. в известной степени провоцировалась самой установкой на театрализацию образа жизни и до некоторой степени удовлетворялась разного рода увеселениями, гуляньями, маскарадами, торжественными церемониалами и пр.» .

К середине XVIII в. начинаются гастроли в России иностранных трупп; столичные театры разделяются на придворные и городские; появляются также первые театры в провинции - в Ярославле, Казани, Иркутске, Пензе, Саратове, Воронеже и т.д. Интерес к театру подпитывали также преобразования в области культуры и науки: влияние реформ Петра I ощущалось и после его смерти. В 1725 г. была основана Академия наук, в 1732 г. - Шляхетный дворянский корпус, в 1755 г. - Московский университет, в 1757 г. - Академия художеств.

августа 1756 г. был издан царский указ о создании государственного «Императорского профессионального русского театра», деятельность которого с этого времени не прекращалась. Расширялся и контингент театральной публики: во второй половине XVIII в. в зрительный зал допускались представители купечества и торговый люд при условии, что они будут в опрятной одежде. В 1780 г. в Москве (на месте нынешнего Большого театра) был построен Петровский театр на 1500 мест; здание имело 4 входа, по которым публика распределялась в соответствии с рангами и положением. На протяжении XVIII в. интерес к театру постепенно возрастал.

Как отмечает Дмиїриевский, в XVIII в. «общедоступный театр для широкой публики отражал реальные культурные потребности. В известной степени именно поэтому инициатива создания такого театра возникает среди публики ... . Сословный состав ее довольно пестрый: учащиеся - дворяне и разночинцы, чиновники, офицерство, среднее купечество, ремесленники-мастеровые и даже отдельные представители духовенства. Но главный общий признак - возрастной: это люди в основном молодого поколения, не отягощенными предрассудками и рутинным мышлением своих предшественников .. .» .

Таким образом, увеличивалась потребность публики в театральной информации. Первое театральное объявление появилось в 1729 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» - газете, издававшейся Академией наук. В объявлении содержался краткий пересказ спектакля: «При сем чинится известно, что здешние Французские комедианты заутро, то есть в среду 17 дня сего месяца ради щастливого рождения тамошнего Принца безденежно играть будут, и к тому же всех охотников призывают. Во оной комедии будут представлены ле Педан скрупулез, или совестливый школьный мастер, а по комедии будет представлен обманутый охотник» .

Подобные сообщения о спектаклях иностранных трупп регулярно появлялись на страницах «Санкт-Петербургского вестника»; в 1730-е гг. они представляли собой краткий анонс спектакля и перечень исполнителей.

В 1750-1780-е гг. содержание театральной информации расширяется: в газетах публикуются не только анонсы, но и приглашения желающим поступить в труппу, трактаты и переводные статьи о культурно-просветительском значении театра31. Немаловажную роль в этом процессе сыграл рост количества театральных зданий. В Петербургском Шляхетном корпусе был создан любительский театр, на сцене которого впервые были поставлены трагедии А.П. Сумарокова. В 1756 г. Елизавета Петровна распорядилась основать публичный Русский для представления трагедий и комедий театр. В 1783 г. в С.-Петербурге зародился Малый театр. С 1785 г. спектакли также давались в Зимнем дворце - в театре Эрмитаж .

В 1756 г. в Московском университете был организован студенческий театр. Год спустя газета «Московские ведомости» публиковала объявление: «Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать этому других, явиться в канцелярии Московского Университета» . Газета была основана в 1756 г. и в ней также с первых номеров публиковались сведения о театральных представлениях иностранных трупп и московских театров; упоминалось о придворном театре Петербурга, изредка помещались корреспонденции из провинции (например, о спектаклях в Туле и Вологде в 1780 г.).

Как приложение и своеобразный справочный аппарат к «Санкт-Петербургским ведомостям» издавались «Примечания на Ведомости». В 1733-1740 гг. на их страницах было опубликовано несколько работ по истории и практике театра. Первой появилась статья «О позорищных играх или комедиях и трагедиях».

Первые театральные журналы

Развитие театра и театральной критики продолжилось в начале XIX в., однако в этот период в организации театрального дела проявляются бюрократические порядки. В «Уставе о цензуре» (1804) говорилось о строгой необходимости предъявлять в цензурный комитет пьесы, готовящиеся к постановке. В 1806 г. московские театры также вошли в систему императорских и подчинялись единой дирекции, которая проводила политику, соответствующую установкам правительства. Историк театра Ю.А.Дмитриев пишет об этом периоде: «Дирекция вмешивается в театральную жизнь вплоть до мелочей: решает не только какую пьесу ставить, но и какой актер какую роль в ней будет играть. От актеров требовали безусловного подчинения всем правилам Дирекции, в противном случае им давали выговоры, штрафовали, случалось, арестовывали и попросту увольняли. Актеры, многие из которых происходили из крепостных, оказывались совершенно бесправны»40.

Несмотря на бюрократические ограничения, в столицах увеличивается число театральных зданий для разнообразных слоев публики: в С.Петербурге был построен Малый деревянный театр, просуществовавший до 1832 г. (т.е. до времени открытия Александрийского театра). В деревянном театре шли выступления русской, итальянской и французской трупп. С 1800 по 1819 гг. в Кушелевском театре выступала немецкая труппа. В 1802 г. перестраивается петербургский Большой театр с целью расширения театрального зала, в 1824 г. открывается московский Малый театр, в 1825 г. -московский Большой театр. Также в 1825 г. в Петербурге строится «Новый театр у Чернышевского моста» и т.д. На развитие театральной сети влияло и количество жителей. Например, в Петербурге вместо 220 тысяч человек в 1800 г., в 1825 г. проживало 420 тысяч человек. Почти вдвое увеличилось и население Москвы.

По мнению Ю.М. Лотмана, на расширение театральной жизни повлияло и то, что люди строили свою картину мира, повседневное поведение, образ жизни, следуя сценическим образцам. «Специфические формы сценичности сходят с театральной площадки и подчиняют себе жизнь» . Доказательством этого могут служить театрализованные военные парады на площадях Петербурга и Гатчины, а также гулянья на Невском проспекте и Красной площади, катание в нарядных экипажах, щегольство столичной публики и т.п.

Как отмечал современник, «театральные зрелища уже и тем приносят важную пользу обществу, что привлекают к себе людей разных состояний, заставляют их проводить праздное время в забавах, невредных для общественного спокойствия. ... Усовершение нашего театра нечувствительно переменило образ мыслей наших ремесленников: тот из них, который за несколько лет пред сим, имея излишние деньги, пошел бы в буйстве убивать и время и здоровье, идет теперь в театр. Оно же обращает на себя внимание людей большого света .. . »42.

Цензурные ограничения, введенные в театре, мало касались периодической печати, поэтому театральная жизнь в начале XIX в. получает широкое освещение на страницах литературно-художественных журналов («Вестник Европы», «Северный вестник», «Сын Отечества», «Благонамеренный» и др.) и альманахов («Русская Талия», «Корифей» и др.).

В этот период в столицах складываются кружки театралов-завсегдатаев. Драматурги, переводчики, критики, общественные деятели регулярно встречаются, чтобы подискутировать на литературные и театральные темы. Среди кружковцев были А.А. Шаховской, Н.И. Гнедич, П.А. Катенин, А.А. Жандр, А.Н. Оленин и др. В частности, драматург князь

Александр Шаховской стремился к публичной дискуссии о театре, что стало одной из причин организации в 1808 г. журнала «Драматический вестник». Издатель отмечал в предисловии: «... Видя, что наш театр занимает своими успехами общество не только в одни часы представления, но даже на обедах и вечерних собраниях, где суждение об авторах и актерах бывает часто предметом разговора, мы решились быть издателями сего журнала»43.

Другой причиной создания журнала явилось то, что первое десятилетие XIX в. отличалось активным ростом количества периодических изданий, в том числе и отраслевых. Поэтому замысел «Драматического вестника» был к тому же веянием времени .

Журнал издавался в Петербурге и печатался в типографии Императорского театра небольшой тетрадкой - форматом, близким к А5. Изначально было объявлено, что «Драматический вестник» будет публиковаться объемом «по три полулиста в неделю». Однако редакция вскоре пересмотрела периодичность и объявила в первом номере, что «вместо прежних объявленных трех полулистов в неделю будут издавать каждую среду и субботу по одному полулисту, что составит в год 52 листа или 104 №; с исходом же каждого месяца господа подписавшиеся будут получать еще два листа под названием «Прибавления к "Драматическому вестнику"», кои посвятятся единственно наукам, словесности и художествам»

Формирование и развитие типов театральной периодики в 1917-1928 гг

После февральской революции 1917 г. в среде театральных деятелей заговорили о независимости и автономии театра. Была отменена цензура. Бурно обсуждался вопрос о реформировании системы управления государственными (бывшими императорскими) театрами178.

Резкая перемена ситуации вызвала столь же резкую реакцию общества. 1 марта 1917 г. был арестован директор императорских театров В.А. Теляковский. Как писал современник, «театральному владычеству Теляковского ... положен конец. Первого марта (исторический день!) он был арестован по поручению группы лиц в его квартире артистом Б.Н. Вишневецким. ... В итоге ареста получилось раскрепощение артистов и служащих казенных театров от самодержавия ставленника бывшего министра гр. Фредерикса»179.

В то же время на страницах печати появляются статьи, в которых обсуждаются дальнейшие пути развития театра. В апреле 1917 г. совет Российского театрального общества (РТО) предпринял попытку стать главным театральным органом. В журналах был опубликован регламент РТО, в котором был раздел «Цензурные ограничения». Этот раздел провозглашал свободу творческой деятельности: «Всем театральным предприятиям предоставляется право без всяких стеснений и ограничений давать всевозможные представления» . Однако РТО оставляло за собой возможность контролировать эту свободу: «Совету предоставляется право командировать на спектакли и зрелища своих членов, кои могут делать предпринимателям указания о недопустимости данного спектакля в целом или в части».

Между тем, споры о театре продолжались: сценические деятели рьяно защищали свои творческие интересы. Но дальше закулисной полемики дело не двигалось. Исключением стала программная статья А.Р. Кугеля, бессменного редактора «Театра и искусства», опубликованная в первом послереволюционном номере журнала. Александр Рафаилович предлагал убрать «понаставленные рогатки», которые ущемляют свободу театра. Он приводит подробное описание того, что должна революция принести театру: «1. Освобождение от всяких цензурных стеснений, заставляющих либо трусливо прятать мысль, либо отказываться от изображения многих сторон жизни ... . Театр должен получить свободу выражения мысли и чувств. 2. Театр должен быть освобожден от клерикальных и церковных ограничений в отношении поста и канонов двунадесятых праздников. 3. Театр должен получить определенные законом право и дееспособность и освободиться от системы разрешения полицейской власти ... . Необходима выработка особого театрально-административного кодекса и защита интересов театра, нарушенных действиями администрации, путем судебного иска» .

Кугель предлагал упразднить императорские театры. «Их место, -писал он, - должны занять национальные театры, которых строй должен коренным образом отличаться не только по форме управления, но и по содержанию художественных задач от императорских. ... Каждый театр должен иметь своего директора или управляющего, действующего совершенно самостоятельно и подчиненного министру изящных искусств. ... Народ потребует - и будет прав - чтобы труппы национальных театров полными ансамблями гастролировали в народных театрах провинции и столичных предместий, показывая небогатой народной публике по дешевым ценам свое искусство и основной репертуар» .

181 182 Отметим, что идеи Кугеля во многом реализовались. Программа, опубликованная на страницах «Театра и искусства», станет в 1930 г. одним из элементов Постановления СНК СССР «Об улучшении театрального дела», в котором предусматривалась «переброска центральных и областных театров на продолжительные сроки в промышленные районы и районы сплошной коллективизации» .

В 1917 г. ряд театров создают творческие союзы. Например, 20 марта артисты частных театров на общем собрании утвердили устав Союза петроградских сценических деятелей, целью которого провозглашалось «поднятие и развитие театрального дела, улучшение положения и охрана труда сценических деятелей»

Развитие типов театральных журналов в 1928-1941 гг

В начале 1930-х гг. для Советского театра наступили новые времена. Прежде всего, прекратилась ярко выраженная борьба театральных стилей. На протяжении 1930-х гг. закрывались экспериментальные студии и театры, обладавшие ярко выраженной свободой в выборе режиссерских и актерских методов. В 1936 закрыт МХАТ 2-й, в 1938 - Театр им. Мейерхольда. Сам Мейерхольд арестован (1939) и затем убит (1940). Камерный театр был обескровлен слиянием с Реалистическим театром (1938), Театр рабочей молодежи (ТРАМ) был объединен со Студией Рубена Симонова (1937), Театр им. Ермоловой - со Студией Хмелева (1937). Театр-студия Ю.А. Завадского была переведена в Ростов-на-Дону (1936-1940), что, несомненно, спасло ее от дальнейших репрессий. Исчезли Театр ВЦСПС, Историко-революционный, московский Мюзик-холл, Ленсовета и др.

«Стабилизация стилей» совершалась под руководством правительственных распоряжений. 7 октября 1930 г. вышло постановление СНК РСФСР «Об улучшении театрального дела», в котором говорилось, что «существующая практика театральной работы должна быть решительно изменена. Театры должны направить свою работу в первую очередь на наиболее полное обслуживание рабочих районов в городах и промышленных центрах, а также обобществленного сектора сельского хозяйства»252. В последующих пунктах постановления говорилось об открытии новых театров в отдаленных районах страны, о регулярных перебросках ведущих коллективов из столицы в регионы, о подготовке театральных кадров в провинции и т.д. Вследствие этого число театров в СССР продолжало расти. К сезону 1933/1934 в стране существовало 587 театра, а в 1940 превысило 1000. Однако в них не было уже творческой индивидуальности, характерной для 1920-х гг. Появившиеся театры стали театрами новой формации, частью идеологической системы Советского строя. Но при этом они стремились охватить максимально широкую аудиторию. В Москве появились Индо ромэнский театр-студия (1931), оперно-драматическая студия К.С. Станиславского (1935), Центральный театр Красной армии (1929), Театр им. МГСПС (1929), Центральный театр кукол (1931); в Ленинграде - Новый театр (1933), Театр им. Ленинского комсомола (1936) и др. Создается сеть Театров юного зрителя в регионах, в первую очередь, в промышленных и рабочих регионах страны (Свердловске, Самаре, Новосибирске, Туле, \ Иваново-Вознесенске). Появляются детские театры и в деревне. Например, ленинградские артисты в 1930 г. организовали Первый пионерский колхозный театр.

В начале 1930-х гг. в театре утверждается социалистический реализм. Борьбой с веяниями в искусстве, противоречащими этому направлению, активно занимается центральная печать. Например, «Правда» публикует передовые статьи «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь» и т.п. Выходит постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», имевшее целью утвердить новые правила в драматургии. В частности, ЦК ВКП (б) постановил: «1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП); 2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем; 3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусств».

В основу соцреализма были положены идейное единство, народность, социальный оптимизм.

Прошедшая в середине 1930-х гг. на страницах печати дискуссия о формализме угвердила культ общедоступности, понятности, простоты. Поощрялись постановки, в которых акцентировалось внимание на борьбе с «царизмом». Однако это повлекло к многочисленным переделкам русской классики, они были характерны для периферийных театров и подчас отличались нелепостью.

Упрощение в театральном искусстве привело к негативным последствиям. Театральной критикой были затравлены В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, А.С. Курбас, А.В. Ахметели и др. Утверждалось неграмотное представление, будто реализм - это искусство бытового правдоподобия. Режиссеры акцентируют внимание на бытописании, в качестве единственного образца для подражания утверждается творческая манера МХАТа, что приводит к ослаблению творческих поисков. Подражая внешним мхатовским чертам, театры нивелируют собственное искусство.

Отметим также, что в этот период на базе театрального техникума создается Государственный институт театрального искусства (ГИТИС, 1935), готовящий кадры актеров, режиссеров, театроведов. Здесь собираются лучшие театрально-педагогические силы Москвы. Огромную работу проводит ГИТИС по подготовке кадров для национальных республик: выпущены десятки студий, которые составили самостоятельные коллективы, либо пополнили существующие театры

Похожие диссертации на Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование