Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура Иванова Татьяна Николаевна

Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура
<
Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иванова Татьяна Николаевна. Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10.- Москва, 2003.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-10/1008-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Место православных периодических изданий 16 в системе печатных СМИ России

1. Социально-исторический контекст формирования типологической группы православных изданий

2. Типологический анализ православных периодических изданий 21

3. Официальные издания 29

4. Официозные издания 57

5. Электронные православные издания 77

Глава 2. Основные тематические направления, содержание, жанровая структура и язык православных периодических изданий

1. Характер публикуемой информации в православных изданиях . 89

2. Светские (не церковные) жанры в православной прессе 103

3. Религиозные жанры печати 112

4. Язык православной прессы 144

5. Реклама в православных изданиях 148

Заключение 154

Список использованной литературы 158

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Важную роль в формировании и функционировании культуры играет религия. Многие идеи, ценности, установки, связанные с религией, составной частью включаются в культуру того или иного народа, нации, страны.

В дореволюционной России наряду с понятиями самодержавия и народности всегда стояло рядом Православие. Определений ему довольно много: предания отцов, вероучительные и догматические соборы, традиция, сложившиеся формы культа, историческое прошлое народа и т.д.

Между тем, древнерусское слово «православие» превосходит свой греческий оригинал «orthodoxia», слишком тяготеющий книжностью. Orthos

— прямой, правильный; doxa — мнение, учение.

Святорусское слово «Православие» нельзя перевести на другой язык, как и другие слова; «пакибытие», «держава», «затвор», «старец». В его основе не учение, а слава Божия, т.е. Православие — правильно славить Господа. Речь идет не о катехизации, не о книжном познании — о прославлении.

Непереводима на другие языки, непонятна неверующим и миссия России. Наша страна — это не какой-то орлиный образ о двух головах, глядящий в разные стороны — на мусульманский Восток и католический Запад

— и воспринимающий оттуда свою культуру. Россия смотрит не по сторо
нам, а вглубь себя, питая свое развитие из внутренних источников. Основа
этого существования — православная вера. Через наш народ, считают ве
рующие, осуществляется промысел Бога.

Русское Православие — это, прежде всего, душевная доброта и любовь. Любить добро — главное для истинного православного. Такое отношение к вере идет из глубины русского национального сознания, согласно которому человек по природе добр, а зло в мире — отклонение от нормы. Еще в древних русских воззрениях отчетливо пробивается мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах добра и лада.

На основе Православной веры Россия за десять столетий стала самобытной страной с прочными духовными и культурными традициями. Даже семидесятилетнее господство атеизма не смогло пошатнуть православные устои. Русские люди более половины века прославляли коммунистическую идеологию, ее вождей, отрекались от своей веры, но в итоге вернулись к Господу.

В любом политическом процессе ведущую роль играют средства массовой информации (СМИ). Они обладают способностью прямой связи с общественностью, минуя традиционные институты связи: церковь, семью, школу.

СМИ оказывают влияние почти на все сферы общества, включая политику, образование, здравоохранение, религию. Вера во всемогущество телевидения, радио, печатных изданий настолько велика, что многие считают: тот, кто их контролирует, управляет государствами.

Отказ нашей страны от коммунистической доктрины и переход к рыночным отношениям повлек за собой пересмотр прежней системы информационных связей и, в первую очередь, отразился на важнейшем инструменте социального управления и идеологии — СМИ.

Последние десять лет в жизни Церкви оказались очень важными для возрождения всех сторон церковной жизни, в том числе и православной журналистики. Появилась иная система информационных потребностей, которая повлияла на реорганизацию структуры православной печати. Современная православная пресса, о становлении типологической структуры которой идет речь в данном диссертационном исследовании, достигла заметных успехов. В своем докладе на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий If отметил, что количество публикуемой церковной литературы и периодической печати возрастает с каждым годом1.

Книги по православной тематике в совокупности с иной духовной литературой и учебно-методическими изданиями составили к началу XXI века 31,5% всех книг, 33,5% общего тиража и 31,7% общего листажа. Суммар-

1 Московский церковный вестник, 2000, № 15(197).,

ный же тираж продукции крупных православных издательств превысил 2 млн. экз., что говорит о влиянии православной прессы на общественную жизнь, духовный, нравственный и интеллектуальный уровни нашего наро-

да2.

В 2002 году на юбилейных X Международных Рождественских образовательных чтениях Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев в своем докладе «Концепция развития церковных СМИ» подчеркнул следующее: «По количеству изданий мы превзошли дореволюционные показатели. В начале XX века по подсчетам библиографов было около 400 церковных периодических изданий — газет, журналов, листков. Сегодня у нас нет точных данных, до сих пор не выпущен общероссийский каталог церковной прессы, но мы знаем, что уже в конце 90-х годов периодика была в каждой епархии. С учетом активно обновляемых Интернет-страниц епархий, духовных учебных заведений, приходов у нас не менее 600 православных периодических изданий... это количественные показатели...»3.

Какие условия и факторы оказывают влияние на изменения типологической структуры православной прессы? Этот вопрос представляет не только научный интерес. Он имеет практическое значение для последующих преобразований в православной периодической печати в XXI веке. Системные исследования, анализ структуры православной периодики, на наш взгляд, помогут найти научно обоснованные ответы на этот вопрос.

Актуальность диссертационной работы состоит в том, что она исследует типологию православной периодической печати в новых социально-политических условиях российской действительности, механизмы ее формирования и развития. В последние годы православные издания заняли достойное место в системе российской периодики. Поскольку религиозные газеты и журналы дают представление о конкретных направлениях духовной жизни общества, их изучение необходимо и весьма своевременно. В специальной литературе, посвященной теме типологии прессы, церковные изда-

ния практически не учитываются, хотя обладают большим охватом населения. Благодаря такой информационной системе, как Интернет, значительно расширяются возможности православных верующих и невоцерковленных людей получать необходимую информацию и активно принимать участие в жизни Церкви.

ОБЪЕКТ диссертационного исследования — православная печать в системе постсоветских СМИ.

ПРЕДМЕТОМ исследования является типологическая структура православных периодических изданий, ее современное состояние и тенденции развития.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: проанализировать систему современной отечественной православной периодической печати, выявить ее типологическую структуру, определить типообразующие признаки православных газет и журналов, исследовать их проблемно-содержательную и жанровую структуру, формы и методы участия а них читателей.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛИ осуществлялась поэтапным решением следую-щих задач:

  1. Разработать теоретическую концепцию типологии современной православной печати. Осмыслить основные типообразующие факторы: характер аудитории, характер публикуемой информации, целевое назначение издания; определить особенности их влияния на типологическую структуру православной прессы.

  2. Раскрыть специфику влияния православных изданий на общественно-политическую и социальную жизнь через своеобразие их проблемно-тематических направлений и жанровой палитры.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В годы советской власти православных изданий было ничтожно мало, к тому же, интересовались ими немногие исследователи. Церковь жила своей внутренней, замкнутой жизнью. Большинство исследователей СМИ изучали деятельность советской и партийной периодики. Популярной была и тема атеизма.

Возрастание интереса советских людей к отечественной истории непосредственно связано с изменениями в социально-экономическом развитии страны в период «перестройки» Горбачева. Люди стали изучать и лучше знать послеоктябрьскую историю. Вместе с этим возникла потребность в объективной оценке нашего далекого прошлого. Этот общественный интерес точно выразил писатель Михаил Алексеев: «Историю советского периода мы все-таки знаем, но что же делать с остальной тысячью лет? Из чьих же рук мы получили вот эту одну шестую часть земли с названием кратким «Русь»? На чем мы строим наше социалистическое Отечество?»4.

Интерес к духовному прошлому стимулировало знаменательное историческое событие 1988 г. — празднование 1000-летия Крещения Руси, которое сыграло существенную роль в жизни нашего государства и общества, в развитии национальной культуры. Идеологи Православия впервые, гласно, заявили о славной истории и великой роли Русской Православной Церкви (РПЦ), рождение которой непосредственно связано с Крещением Руси.

Философы принялись размышлять о роли Православия в развитии нашей страны. Вспомнили и слова известного церковного историка XIX в. Митрополита Макария (Булгакова) из его «Истории Русской Церкви» о том, что Крещением Руси были «разом положены первые основы русского государства и русской церкви»5. Интерес к Русскому Православию заметно повысился и среди зарубежных теологов и богословов, так как РПЦ более семидесяти лет функционировала в советском государстве, а ее миротворческая деятельность давно получила международное признание. Например, представитель Епископальной церкви США профессор Пол Вальтер заявил: «Мой интерес к русской церкви связан с миротворчеством и стремлением' понять духовную традицию православия»6.

1000-летие Крещения Руси явилось и объектом идеологической борьбы. Противники Православия тщетно старались исказить историю нашей веры, использовать религию для разобщения верующих и неверующих. Как

4 Правда, 1988,13 января.

5 Михалин Н. Святитель Михаил, Митрополит Киевский и всея Руси // Журнал Московской Пат
риархии, 1987, № 4, с.8.

6 Журнал Московской Патриархии, 1987, № 2, с.8.

ни парадоксально, но атеистические издания здесь сыграли положительную роль. Они поддержали единство РПЦ, а в дальнейшем послужили незаменимой информационной и аналитической базой в создании новых православных газет и журналов.

О российской церковной периодике до празднования 1000-летия Крещения упоминалось главным образом в связи с какими-либо общественными явлениями. Причем их более подробное рассмотрение было ограничено историческими рамками. Подавляющее большинство авторов монографий, статей, брошюр по православным СМИ, видимо, и не ставило перед собой цель глубокого изучения православной прессы.

Попытки рассмотреть структуру церковной печати, систематизируя периодику, были предприняты только в конце 90-х гг. прошлого века. В числе первых постсоветских трудов по религиозной печати, которые помогли автору диссертации в осмыслении развития православной прессы в России в конце XX века, следует отметить работу Л.В. Кашинской и Н. А. Костиковой «Печать русской Православной Церкви. Типологические характеристики православной печати» (М., 1996). Для студентов факультетов и отделений журналистики вузов до сих пор это единственное учебное пособие, в котором представлена система православной печати в России. Это интересное, содержательное исследование — заметное явление в истории отечественной журналистики. Авторы анализируют типологических предшественников современных церковных изданий, делают акцент на современной православной периодике как возрождающейся системе центральных и региональных изданий РПЦ.

Ценной работой по истории русской православной прессы является кандидатская диссертация преподавателя МГУ М.И. Пискуновой «Православие в журналистике и православная журналистика». Автор особое внимание уделяет эволюции старейших православных газет и журналов, глубоко рассматривает церковные издания, появившиеся до и после революции 1917 г. и существующие по сей день, делает акцент на печатной деятельности Троице-Сергиевой лавры.

Полезными и содержательными явились статьи (в «Журнале Московской Патриархии», в журнале «Прозрение», в Интернете на сайтах , и ) члена Священного Синода РПЦ Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Издательского Совета Московского Патриархата протоиерея В. Силовьева, архиепископа Бронницкого Тихона, известного сектоведа А.Л. Дворкина, руководителя миссионерского и катехизаторского отделов РПЦ Владимира Зайцева, священника Михаила Дудко. Тема развития православных СМИ нашла отражение в докладах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейских соборах РПЦ, архиепископа Бронницкого Тихона на Конгрессе Православной прессы, в выступлениях священнослужителей, журналистов на научных конференциях в высших православных и светских учебных заведениях. Вышеперечисленные доклады и выступления были проанализированы и использованы при написании данной работы.

Последнее десятилетие объединило практически все, что было создано ранее и появилось в последние годы в сфере религиозной журналистики. Оно связывает печатные церковные периодические издания с грядущими электронными информационными технологиями. Поэтому данный период представляет для исследования особый интерес. Он находит отражение в публикациях в церковной прессе, в сборниках тезисов и докладов, в выступлениях на научных конференциях, Архиерейских Соборах РПЦ, заседаниях Священного Синода. Большинство этих материалов обращено к локальным ситуациям, процессам, конкретным церковным изданиям, лицам, различным сторонам деятельности РПЦ. Они составляют своеобразную мозаику, из которой складывается довольно противоречивая деятельность православной периодики. Вместе с тем, эти работы являются существенными фактами развития религиозной журналистики в России.

Однако исследований, создающих целостную картину функционирования отечественных православных периодических изданий, за исключением упомянутой работы Л.В. Кашинской и Н.А. Костиковой, предпринято не было.

Отдавая должное неоспоримым достоинствам этого труда, необходимо отметить, что его авторы решали поставленные перед собой исследовательские задачи в определенных исторических рамках — в первые годы демократических реформ в России (1991—1993 гг.).

На основании сказанного выше можно констатировать, что последовательного изучения современной православной периодической прессы в масштабах всей России на рубеже веков, которое представлено в данной диссертации, ранее не предпринималось.

В последние годы, в связи с ростом общественного значения Русской Православной Церкви, в церковной периодике интенсивно развиваются направления, связанные с освещением работы с молодежью, организациями миссионерской деятельности на епархиальном уровне, читательской аудиторией. С этой целью в изданиях создаются специальные рубрики, отделы и целые приложения. Опыт религиозной печати успешно используется в светских газетах и журналах.

Рынок православной прессы постоянно растет и обновляется. В связи с появлением новых систем информационной связи, открытием духовных институтов, семинарий, училищ, школ, монастырей, храмов, православная культура находит свое отражение на страницах новых клерикальных изданий.

Сегодня православные сетевые ресурсы охватывают все пространство от Калининграда до Владивостока. В сети церковного российского Интернета можно найти такие православные сайты и порталы, как: , , , , , , .

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование основано на принципах объективности, историзма, системности, единства теории и практики, единства эмпирического и теоретического подходов, диалектическом методе, который дает возможность научного анализа происходящих процессов во всей их сложности и многообразии.

Методологической базой исследования являются сочинения Н. Бердяева7, Н. Данилевского8, Р. Декарта9, И. Ильина10, К. Леонтьева11, О. Платонова12, В. Соловьева13, П. Флоренского14, протоиерея Г. Флоровского15 и

ДР-

Методической основой типологического исследования стали работы

теоретиков журналистики, занимающихся исследованием проблем типологии изданий: А.И. Акопова16, Ю.П. Буданцева17, А.А. Грабельникова18, Е.А. Корнилова19, М.В. Шкондина20. С приходом рыночных отношений в иерархии типообразующих факторов аудитория начинает занимать определяющие позиции. Наиболее полное представление об информационных интересах аудитории дают результаты социологических исследований. Поэтому в ходе работы над диссертацией необходимо было обратиться к трудам по социологии журналистики и, прежде всего, по поведению аудитории21.

Отдельную группу источников составили материалы, позволяющие глубже понять специфику церковных изданий. В этом плане весьма полезными стали работы Архиепископа Аверкия (Таушева)22, Иерея Артемия Владимирова23, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла24, Т.П. Мироновой25.

7 Вопль русской церкви // Наука и религия, 1991, № 4; Философия свободы. М., 1989; Смысл
истории. М., 1990; Судьба России. М., 1998.

8 Россия и Европа. М., 1991.

9 Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках //
Сочинения в 2-х томах. М. 1989. Т. 1., с. 260.

10 Что сулит миру расчленение России. М., 1992.

11 Восток, Россия и Славянство. М., 1996.

12Русская цивилизация. М.,1992; Терновый венец России. М., 1995. 13Русская идея. М„ 1989.

14 Столп и утверждение истины. М., 1990.

15 Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

16Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск,1985. 17 В контексте жизни. М., 1979.

"Средства массовой информации постсоветской России. М.,1996; Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М„ 2000.

19 Типология периодической печати: основные понятия и категории // Типология периодических
изданий. Ростов-на-Дону, 1979.

20 Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1995; Трансформация ти
пологической структуры российских СМИ: системные аспекты // От книги до Интернета. М., 2000.

21 Федотова Л.Н. Анализ содержания — социологический метод изучения средств массовой
коммуникации. М„ 2001; Она же. Контент-аналитические исследования средств массовой инфор
мации и пропаганды. М., 1988; Фомичева И.Д. Журналистика и аудитория. Теоретические пробле
мы и опыт изучения городской аудитории средств массовой информации и пропаганды. М., 1976.

22 Руководство по гомилетике. М., 2001.

23 Искусство речи. М„ 1998.

24 Вызовы современной цивилизации. М., 2002.

25 Церковнославянский язык. М„ 1997.

Типологический анализ предполагает рассмотрение СМИ во взаимосвязи с существующими общественными отношениями, что определило необходимость изучения социальных особенностей нынешнего исторического периода. Представления о характере межсистемной трансформации формировались на основе аналитических работ в журналах «Отечественная история» и «Вопросы философии».

Поскольку одна из главных задач диссертации — выявление новых черт православной периодики, анализировались работы современных ученых о влиянии Интернета на образование и государственную безопасность, которые были опубликованы в ежемесячном сборнике «Научные и технические библиотеки».

Труды всех названных авторов способствовали более глубокому пониманию диссертантом изучаемой проблемы и помогли комплексно подойти к изучению православных изданий.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В основе данной диссертации лежит метод типологического анализа, который активно разрабатывался и разрабатывается многими учеными — Акоповым А.И., Ахмадулиным Е.В., Корниловым Е.А., Буданцевым Ю.П., Грабельниковым А.А., Прохоровым Е.П., Станько А.И., Шкондиным М.В.

Типологический подход предполагает рассмотрение объекта на трех уровнях. Прежде всего, проводится типизационный анализ. Он позволяет выделить в изучаемом объекте основные типизационные черты, такие как: особенности аудитории, целевое назначение, характер передаваемой информации, сфера отражения, периодичность, объем, место и время выхода и др.

На втором уровне по одному или двум признакам осуществляется классификационный анализ объекта. Прохоров Е.П. отмечает: «Сама типологическая характеристика имеет системный характер, и в этом плане типологический анализ серьезно отличается от классификации и систематики, которые проводятся преимущественно по одному или двум признакам»26.

Прохоров ЕЛ. Типологический анализ в журналистской науке // Типология периодических изданий. Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростов, ун-та, 1984, с. 4-5.

Третий уровень предполагает структурно-функциональный анализ объекта, результаты которого указывают на его основные функции в системе СМИ.

. Типологический анализ в целом позволяет рассмотреть процесс становления и развития объекта — исследуемых православных периодических изданий — во взаимосвязи с информационными потребностями и ожиданиями аудитории.

Для исследования информационно-тематической структуры православной печати был проведен анализ более 600 публикаций. С целью выявления концепций православной периодики методом очного стандартизированного интервью были опрошены главные редакторы и ведущие сотрудники православных газет и журналов27.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Эмпирический материал диссертации составили выпуски центральных и региональных православных газет и журналов за 1999—2002 гг.: «Журнал Московской Патриархии», «Московский церковный вестник», «Православная Москва», «Прозрение», «Радонеж», «Татьянин День», «Православный христианин» (Калужская епархия), «Верую». Автор также проанализировал выпуски новых изданий РПЦ: «Нескучный сад», «Церковь и время», «Приход».

Начиная с 1997 г., диссертант отслеживал эволюцию православных изданий в электронной системе Интернет.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА настоящего исследования определяется тем, что впервые представлена типологическая модель современной православной периодической печати.

Особое внимание уделено анализу церковного языка, духовному наследию Русской Православной Церкви.

Автором данной работы предпринята попытка исследования российских православных изданий не только в традиционном ракурсе — как информации, распространяемой Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, Издательским, Миссионерским отделами РПЦ, но и как информации, идущей от самой паствы, производимой при непосредствен-

27 «Православная Москва», «Прозрение», «Церковь и время», «Нескучный сад», «Татьянин День», «Фома», «Калужский Благовест», «Православный христианин» (Калуга), «Ковчег», «Православная газета для простых людей» (Владимир), «Верую», «Славянское единство».

ном участии верующих. Это потребовало включить в изучение проблемы большой объем источников РПЦ, провести анализ читательской аудитории каждого издания.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ заключается в том, что собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет уточнить научные представления о процессе формирования системы СМИ в России в конце XX — начале XXI века. В научный оборот введены новые данные о православных периодических изданиях. Теоретическую значимость имеют проведенные исследования в области церковно-славянекого языка, гомилетики {анализ жанра, форм, стиля, средств выражения в построении проповедей).

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики светских и православных вузов при чтении спецкурсов, посвященных современному состоянию и перспективам развития православных периодических изданий. Результаты диссертации также могут быть полезны при проектировании новых православных газет и журналов, определении направлений коррекции уже существующих изданий.

Материалы проведенного исследования прошли АПРОБАЦИЮ:

— в публикациях в альманахе «Лаборатория рекламы, маркетинга
и public relations»:

Религиозные СМИ в информационном поле России // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations, 1999, № 10-11, с.36-37;

Реклама в религиозных изданиях. Православная и мусульманская пресса // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations, 2000, № 3-4, с.16-18;

— в научном журнале «Вестник Российского университета дружбы
народов»: Религиозные СМИ в системе российской журналистики //
Вестник Российского университета дружбы народов, серия Литературо
ведение. Журналистика, 2001, № 5, с.73—78;

на научно-практических конференциях, проводимых Ассоциацией преподавателей и исследователей журналистики, факультетом журналистики МГУ и филологическим факультетом Российского университета дружбы народов. Тезисы докладов, с которыми выступил автор диссертации, опубликованы в материалах данных конференций:

Международная научно-практическая конференция филологического факультета Российского университета дружбы народов «Вузовские и студенческие средства массовой информации: возможности, задачи, перспективы» (19—20 октября 1999 г.) — «Православная и светская газеты в системе вуза (на примере МГУ)», с.63-66;

научно-практическая конференция факультета журналистики МГУ «Журналистика в 1999 году» (24—30 января 2000г.) — «Религиозные СМИ в России», с.29—32;

научно-практическая конференция факультета журналистики МГУ «Журналистика 2000 году: реалии и прогнозы развития» (30 января—3 февраля 2001г.) — «Реклама в православных периодических изданиях», с.14— 17;

— научно-практическая конференция факультета журналистики Воронежского Государственного Университета «Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий» (15—16 мая 2001 г.) — «Электронные региональные православные издания», с.63—65.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ определена ее целями и задачами, а также логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Социально-исторический контекст формирования типологической группы православных изданий

Система средств массовой информации в условиях общественной трансформации претерпевает качественные изменения. В ее структуре появляются новые элементы, видоизменяются ранее существующие, уходят в небытие невостребованные. Этот процесс попадает в зону внимания исследователей - типологов, анализирующих структурно-функциональные особенности как системы СМИ в целом, так и ее составляющих. В период становления и развития информационного рынка результаты типологических исследований актуальны не только для теоретиков, но и для практиков журналистского дела: обоснованность концепции СМИ становится гарантией эффективной деятельности информационного предприятия.

На трансформацию прежней советской системы массовых коммуникаций и развитие новой российской информационной среды одновременно повлияло сразу несколько процессов. Прежде всего, с распадом Союза ССР произошло сужение единого информационного пространства. Изменился идеологический контекст деятельности СМИ. Пресса перестала быть инструментом партийной пропаганды и как независимый общественный институт, оказывающий информационные услуги широкой аудитории, получила возможность самоопределения. Это нашло отражение в свободном выборе информационных моделей, приоритетных функций, целевых аудиторий.

Правовое закрепление частной собственности запускает процесс становления информационного рынка. Государственную монополию на СМИ заменяют конкурентные отношения. Журналистская информация становится товаром, редакции — производственными предприятиями. Экономичеекая сторона производства и распространения информационной продукции приобретает для СМИ жизнеопределяющее значение. Российские СМИ подключаются к общемировой системе масс-медиа. Они осваивают Интернет, приобщаются к ценностям и стандартам международной журналистики, выходят на зарубежные рынки прессы, испытывают давление от проникающего на российский информационный рынок иностранного капитала. Большое влияние и на структуру СМИ, и на сам процесс производства информационного продукта оказало стремительное развитие информационных технологий, благодаря которым появляется возможность оперативной передачи информации и массового доступа к ней.

Все это отразилось как на самих СМИ, так и на процессе формирования новых информационных интересов и запросов общества.

Процесс трансформации постсоветских СМИ естественно побудил исследователей теории журналистики к осмыслению происходящего. Поэтому для последнего десятилетия XX века характерно немалое число научных трудов, в которых выявляются и анализируются закономерности функционирования и развития новой системы СМИ, определяется ее структура, исследуются трансформировавшиеся и новые внутрисистемные образования28.

Демократизация общества и информационный рынок «легализовали» информационные интересы аудитории, позволили им проявиться открыто-Информационные интересы аудитории стали ведущим фактором при формировании новой типологической структуры периодических изданий, они во многом обусловили ее нынешнее типологическое многообразие.

Достаточно много выходит изданий по экономической и политической проблематике, а также изданий, направленных на удовлетворение культурных и эстетических интересов личности. К этой, последней категории относятся литературоведческие, искусствоведческие и литературно-художественные. Ощутимо расширился круг изданий, предметом которых служит проведение досуга. Как правило, они посвящены наиболее интересным событиям в этой сфере либо всевозможным хобби: садоводству, обустройству дома, различным видам рукоделья. Отдельную группу изданий, получивших развитие в 90-е годы, составили газеты и журналы для мужчин и женщин. В них акцентируется внимание на мужественности/женственности, привлекательности, здоровье, физической красоте. Еще один подвид периодики, получивший развитие в постперестроечный период, - элитарные издания. Они ориентированы на представителей деловой и политической элиты и посвящены стилю жизни этих людей.

Как видим, газетно-журнальная периодика на рубеже тысячелетий характеризуется большим типологическим разнообразием. Вполне очевидно, что в этой ситуации проблемы сосуществования, внутрисистемной дифференциации, другими словами, реальной типологии выходят на первый план. Определение своего места в системе, выделение выигрышных, конкурентоспособных черт — первостепенные задачи при выходе издания и удержании завоеванных позиций.

Одной из самых значимых для российского читателя традиционно считается сфера религии. Поэтому данной проблематике в большинстве газет и журналов уделяется должное внимание. Что же касается церковных изданий, специализирующихся на освещении и анализе событий в РПЦ, то они никогда не исчезали, не были забыты. На протяжении семидесяти лет ведущим журналом Русской Православной Церкви является «Журнал Московской Патриархии», который всегда оперативно предоставляет значимую информацию по православной тематике. По сравнению с советским периодом число православных изданий значительно увеличилось.

Перестройка и дальнейшие демократические преобразования в России полностью изменили нашу жизнь и нас самих. Бесспорно положительная черта в любом политическом процессе — возвращение к своим истокам, традициям, вере.

На рубеже тысячелетий происходит возрождение печатного слова Русской Православной Церкви. Развитие современных информационных технологий, появление новых печатных православных СМИ, обновление и расширение состава учредителей религиозных изданий, значительное увеличение и дифференциация читательской аудитории внесли свои коррективы, существенно изменили структуру православной прессы.

Сектор религиозной периодики, являясь одним из элементов системы типологии современной прессы, формируется и развивается по тем же законам, что и масс-медиа в целом.

Православные периодические издания занимают особое место в плотной системе журнальной периодики. Здесь они устойчиво присутствуют уже более 10 лет. Естественно, что в условиях перехода к информационному рынку их модели представляют повышенный интерес, как для исследователей, так и для практиков журналистики. Результаты, полученные в ходе изучения и анализа характерных черт этих изданий, позволят не только уточнить знания в отношении особенностей развития СМИ последнего десятилетия, но и могут оказаться полезными при проектировании будущих, аналогичных изданий.

Типологический анализ православных периодических изданий

Вся совокупность православных газет и журналов воспринимается как единая группа изданий, объединенная набором общих признаков. При изучении данной совокупности изданий как объекта подсистемы периодики был использован типологический подход. В области теории функционирования средств массовой информации этот способ изучения периодической печати достаточно хорошо разработан и является надежным инструментом. Анализ газетно-журнальной периодики с позиций выявления общего (типического) и особенного (профильного) начался задолго до становления типологии как самостоятельного направления в теории журналистики. История журналистики — от первых рукописных известий и печатных изданий до газет и журналов сегодняшнего дня — не что иное, как путь непрерывных типологических эволюции и исканий. А.И. Станько подчеркивает: «Типологический подход к прессе зарождался как практическая потребность в процессе осмысления назначения и сущности журналистики, вместе с историческим познанием основных этапов и закономерностей ее развития»29. Эволюция системы газетно-журнальной периодики непосредственно связана с выявлением типологических характеристик каждого периодического издания, поиском собственной читательской аудитории, моделированием назначения, содержания, структуры, внешней и внутренней формы, стилистического единства и оформления.

Типология предполагает изучение системного объекта с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая характерна для той или иной группы предметов как единица расчленяемой в типологии реальности30. МБ. Шкондин отмечает: «Типология журналистики стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить закономерности ее формирования, функционирования и развития, прогнозировать развитие имеющихся и возникновение новых внутрисистемных образований. Типология журналистики выявляет специфические закономерности, качества, свойства, присущие отдельным группам изданий, программ телевидения и радио, возникшим в результате процессов дифференциации и интеграции, процессов взаимодействия средств массовой информации»31. Типология помогает понять место СМИ в системе масс-медиа и в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства. Она определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации.

Активное развитие типологии как важного в научном смысле и продуктивного в практическом значении направления в теории журналистики приходится на вторую половину XX столетия. В этот период происходит изучение истоков становления типологического мышления, формируются теоретико-методологические основы типологических исследований32, разрабатывается соответствующий понятийный аппарат33. Поиски исследователей идут в направлении определения объема понятия «тип», разграничения задач при классификации изданий и осуществлении типологического анализа в целом34. Ученые работают над определением типоформирующих факторов, выявлением набора типизационных признаков, позволяющих максимально полно охарактеризовать издание (работы Акопова А.И., Бакшина В.В., Бочарова А.Г., Есина Б.И., Лазаревич Э.А., Шкондина М.В.). В это время также поднимается и разрабатывается вопрос о комплексном, системном подходе к изучению периодической печати и системы СМИ в целом. Основные исследовательские работы по данному направлению принадлежат Ю.П. Буданцеву, А.А. Грабельникову, М.В.Шкондину, Е.П. Прохорову, Э.Г. Багирову.

На сегодняшний день в России уже сложилась школа исследовате-лей-типологов, осуществляющих фундаментальные типологические исследования в области прессы. Типологические исследования фундаментального и прикладного характера многоаспектны, затрагивают различные предметные стороны типологии: Историческая типология (Есин Б.И.); Типологический анализ СМИ как целостной системы {Буданцев Ю.П., Грабельников А.А., Прохоров Е.П., Шкондин М.В.); Методология типологии (Акопов А.И., Корнилов Е.А., Лазаревич ЗА); Процессы внутригрупповой дифференциации и профилирования (Кашинская Л.В., Реснянская Л.Л., Руденко И.А., Шостак М.И.) Изучение аудитории как основного типоформирующего фактора (Фомичева И.Д.).

Типологический подход при изучении системных объектов, как известно, активно используется в целом ряде фундаментальных, естественных и гуманитарных наук: математике, философии, логике, химии, медицине, психологии. Достаточно хорошо вопросы типологии разрабатываются в ряде родственных теории журналистики наук: в литературоведении, лингвистике, книговедении. Свое классическое воплощение теория типов получила в трехтомном труде знаменитого английского философа и логика Бертрана Рассела «Principia Mathematica» (Лондон, 1910—1913), написанном в соавторстве с выдающимся логиком, философом и математиком Алфредом Уайтхедом. В области теории функционирования СМИ типологический подход также оказался весьма востребованным. Сегодня он применяется не только в научных исследованиях, но и при решении маркетинговых задач, которые стали актуальны для СМИ с приходом информационного рынка.

В теории журналистики типологический подход предполагает исследование системных объектов в контексте основных исторических процессов, во взаимосвязи с обществом как заказчиком и потребителем информационной продукции, выпускаемой средствами массовой информации. Типологический подход также предполагает выявление основной функции изучаемого объекта в системе СМИ или в какой-то из подсистем, например, в церковной периодике. Еще одной составляющей типологического подхода является характеристика системного объекта по основным типизационным признакам: особенностям аудитории; целевому назначению; характеру передаваемой информации; сфере отражения, объему, времени и месту выхода, периодичности. Обязательным для типологического подхода является и определение совокупности типологозначимых для конкретного исследуемого объекта признаков. К числу классических типологозначимых признаков, являющихся основанием для выделения типа (типологической группы), относят: особенности аудитории; целевое назначение, определяемое учредителями, издателями, редакциями; характер передаваемой информации.

Таким образом, применение типологического подхода при исследовании СМИ позволяет комплексно подойти к изучению объекта: достаточно полно охарактеризовать его с точки зрения основных типизационных черт; выявить типологозначимые признаки; определить функции в системе (подсистеме), рассмотреть процесс формирования и развития объекта в историческом контексте и во взаимосвязи с информационными интересами и ожиданиями аудитории.

Характер публикуемой информации в православных изданиях

Отвергнув Христа и избрав семидесятилетний путь земной жизни без Православной Веры, русские люди нравственно оскудели. Современным православным верующим осталась величайшая ценность — Священное Предание — реальный опыт жизни Церкви, опыт спасения. Духовное пробуждение начинается с возрождения традиций социального служения Церкви, создания системы религиозного образования, воспитания детей и молодежи, духовно-просветительской и миссионерской деятельности. Но прежняя утрата духовных ориентиров привела к ложному восприятию и толкованию духовности. В настоящее время в условиях религиозного пробуждения нашего народа особенно наглядно проявляется духовный кризис российского общества.

Местом личного христианского подвига для человека, прежде всего, является семья. В современных семьях наиболее остро стоит вопрос духовной разобщенности. Хотя в каждом доме есть иконы, они не освящают жизнь людей, а являются частью интерьера. Утеряны в семейной жизни важнейшие добродетели — послушание, терпение, уважение к людям старшего поколения. Широкое распространение получают наркомания, алкоголизм, насилие. Через продукцию западной массовой культуры в сознание людей, прежде всего молодежи, внедряются нравственные подмены. Порок возводится в ранг добродетели, утверждается чуждый христианскому мировоззрению культ самообожествления человека. В обществе, как никогда прежде, распространяются религиозные заблуждения, суеверия. Жертвами различных псевдорелигиозных культов становятся молодые люди.

Русская Православная Церковь не остается равнодушной ко всем социальным аспектам развития. Ее голос из храмов, монастырей, с Архиерейских соборов, религиозных собраний, конференций доносят православные издания. Своим печатным словом они волнуют людские умы, поднимая духовные, социальные, экономические, политические проблемы, выносят их на обсуждение на официальном (государственном) уровне и помогают в решении этих проблем. Чтобы понять, чем конкретно занимается РПЦ, и какую роль играют православные СМИ, достаточно почитать «Журнал Московской Патриархии». Он дает исчерпывающие ответы на все вопросы, отражает ежедневную жизнь РПЦ.

На основании газетных и журнальных публикаций можно сказать, что важными являются такие виды деятельности нашей Церкви, как молитва и богослужебная жизнь.

Самая большая ответственность за все деяния РПЦ возлагается на ее главу — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Забота о церковном устройстве, посещение епархий, работа по восстановлению некогда разрушенных монастырей и храмов, попечение о возвращении народу его святынь, труды по укреплению общеправославного единства, возрождение катехизаторской, социальной и миссионерской деятельности, упрочение гражданского мира и общественного согласия — таковы лишь некоторые аспекты служения Предстоятеля Церкви.

В сентябре 2001 г. к 40-летию епископского служения Алексия II газета «МЦВ»95 опубликовала подробное интервью с главой РПЦ, посвященное его великому и святому апостольскому деланию. Патриаршие визиты способствуют решению ряда непростых вопросов, требующих совместных действий Церкви и различных ветвей власти. Такого рода информация всегда находит место на первых полосах православных изданий. В «Журнале Московской Патриархии» она постоянно публикуется под рубрикой «Служения Святейшего Патриарха Алексия».

Со страниц православных периодических изданий священнослужители обращаются к верующим, дают интервью, приводят цитаты из Священного Писания, из трудов Св. Отцов и известных богословов96.

В последнее время значительно возрос объем и удельный вес статей, посвященных осмыслению исторического прошлого нашей Церкви, путей возрождения Православного Отечества, других церковно-общественных проблем с православных позиций97.

Как бы глубоко ни пал человек, в какую бы бездну грехов ни погрузился, совесть рано или поздно заговорит и покажет всю глубину его падания. Газетные и журнальные публикации о судьбах российских новомучеников и исповедников, пострадавших за веру Христову служат своеобразным соединяющим звеном прошлого с настоящим днем нашей Церкви.98 Если Богу будет угодно помиловать наш народ, то Он даст нам дух покаяния и истинного христианского благочестия. Тогда мы начнем думать и заботиться в первую очередь не о внешнем благополучии, а о внутреннем благоустройстве своих душ.

Актуально миссионерское делание. Оно является наиболее приоритетным направлением служения Церкви.

Следует сказать, что до революции РПЦ по-настоящему занималась миссией в Китае, Японии, на Алтае, Аляске (к этой теме «ЖМП» постоянно обращается в рубрике «Наши публикации»). Так, в журнале за 2000 г. опубликован рассказ о жизни и деятельности Святителя Николая Архиепископа Японского99.

В России существовали свои епархиальные миссионеры, но эффективность их деятельности была очень низкой. Это объясняется тем, что религиозность в народе традиционно была высокой. Задача заключалась только в ее организации, т.е. в создании приходов, строительстве храмов, монастырей.

Согласно определению Архиерейского Собора 1994 г. «О православной миссии в современном мире» была образована рабочая группа по планированию возрождения православной миссии РПЦ на ее канонической территории. После выработки «Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (совершение просветительских поездок, начало строительства быстровозводимых храмов, расширение Православного молодежного движения, налаживание контактов между епархиальными миссионерами) и принятия ее Священным Синодом в декабре 1995 г. был образован Миссионерский отдел. В соответствии с направлениями деятельности Отдела появились секторы: информационно-аналитический, методологический, реабилитационный, апологетический, издательский .

Миссия предполагает движение навстречу людям и в этом ее главное отличие от проповеди. Сегодня РПЦ делает шаги интеллектуального движения, в котором церковные газеты и журналы являются одним из основных средств миссии. Сказанное в них печатное слово священника доходит до десятков, сотен тысяч людей. В последние годы на страницах всей православной периодики регулярно печатается информация о возрождении миссионерской деятельности101, совершении просветительских поездок, налаживании контактов между епархиальными миссионерами, а также о благотворительности и социальном служении РПЦ.

В декабре 1999 г. вышел юбилейный, 50-й номер официального печатного органа Миссионерского отдела — ежемесячного журнала «Миссионерское обозрение». В первой главе уже говорилось, что он издается на базе Белгородской православной Духовной Семинарии. Под таким же названием выходит приложение к газете «Православная Москва».

Светские (не церковные) жанры в православной прессе

Освещению событий посвящено подавляющее число публикаций в православной периодике, поэтому среди светских наиболее распространены информационные жанры: заметка, интервью, отчет, репортаж, информационная корреспонденция. События отображаются и в материалах художественно-публицистического и аналитического жанров, но там они выступают как объект углубленного исследования или художественного осмысления. Тексты, написанные в информационных жанрах, можно найти в любой православной газете и журнале, но наиболее заполнены такими публикациями епархиальные периодические издания. Стремление журналистов и священнослужителей, работающих в печати, наиболее полно осветить события не только в верховных структурах РПЦ, но, прежде всего, в своем регионе объясняется всевозрастающей ролью архипастырей.

Интервью, будучи эффективной формой не только информации, но и убеждения119, нашло широкое применение в православной печати.

В православной периодике есть лаконичные интервью, которые ставят своей целью информировать читателя о каком-либо важном начинании в церковной жизни, например, об Общецерковном съезде православной молодежи, состоявшемся в мае 2001 года120.

Чаще встречаются развернутые информационные интервью. Они содержат много разных по типу вопросов и подробных на них ответов. Беседы со священнослужителями, оценки, данные ими, придают газетным выступлениям большую силу убедительности, имеют познавательный и воспитательный характер (интервью с епископом Георгием о задачах, стоящих перед духовными школами)121.

К жанру интервью в форме диалога (вопросы журналиста и ответы интервьюируемого лица) чаще всего обращаются представители официальных региональных и официозных студенческих православных изданий («Афонские встречи» (интервью с архиепископом Калужским и Боровским Климентом)122 и «Практика вероятностей» (беседа с тележурналистом Александром Любимовым)123).

Интервью-монолог содержит сообщение или заявление лица по вопросу, предложенному представителем издания. Содержание таких бесед передается в виде цельного рассказа, поэтому удобно для чтения и присутствует на страницах всей православной периодики.

В православных газетах и журналах встречаются материалы за подписью «Беседу провел (а)». Эта информация почерпнута в разговоре с церковнослужителями, а после обработана представителями прессы. Такие публикации требуют от журналистов хороших знаний и точности передачи разговора собеседника («Должен ли пастырь вникать в хозяйственную жизнь прихода?» (беседа главного редактора журнала «Приход» Е. Соболевской с архиепископом Верейским Евгением, ректором МДА и МДС))124.

Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, заключается «в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фикса-ции в тексте его хода и результатов ». В православной периодической печати репортер предоставляет аудитории возможность увидеть описываемые события церковной жизни (часто недоступные большому числу православных верующих) глазами очевидца. Для журналиста, работающего в православной периодике, важно вызвать у читателей реакцию на события, о которых идет речь в тексте. Это достигается путем изложения их динамики и авторским восприятием происходящего. Например, репортаж об установке купола над Химкинском храмом Свв. Ann. Петра и Павла126, в котором журналист подробно и эмоционально описывает долгожданное событие для православных верующих.

В отличие от экспрессивного изложения событий в репортаже, для автора информационной корреспонденции главное — изложить суть дела. Материалы, написанные в этом жанре печати, отличаются детальным и более широким освещением какого-то явления в жизни РПЦ. Например, публикация В. Кириченко, в которой рассказывается о восстановлении православной церкви в Калужской области127. Автор информационной корреспонденции, как правило, не присутствует на месте события, но сообщает некоторые параметры отображаемого явления и даже прибегает к элемен-там оценки, прогноза .

Старейший из газетно-журнальных жанров — отчет в православной периодике получил свое дальнейшее развитие. Здесь ему свойственны свои характерные особенности. Центральные православные издания в прямых информационных отчетах (о соборах РПЦ, заседаниях Священного Синода, религиозных съездах и конференциях) точно воспроизводят события в соответствии с ходом во времени. Иногда такие публикации сопровождаются аналитическими комментариями, и тогда желание автора осмыслить происходящее находит свое выражение в аналитическом отчете (о российско-германском семинаре по социальной тематике)129. Цель таких отчетов — показать взаимосвязь предложений, выводов, содержащихся в речах участников форума, с проблемами и процессами, происходящими в Православной Церкви, и далее вынести оценку этим выступлениям, определить их значимость для РПЦ.

Аналитический отчет относится к материалам, написанным в аналитическом жанре. Помимо отчета аналитическому жанру принадлежат: аналитическая корреспонденция, комментарий, обозрение, обзор. В аналитической корреспонденции речь идет о каком-то одном значительном факте, событии, которое обсуждается, выявляются его качества, указываются причины, ему выносится оценка, прогнозируется его развитие.

В основе публикации А. Хлуденцова «Милостыня может быть использована во вред»130 лежит описание факта сбора денежных средств на восстановление храма аферисткой, выдававшей себя за монахиню. Журналист использует информацию, полученную из писем обманутых людей, от сестер православной обители, монахиней которой представлялась мошенница. Описанием самого события автор не ограничивается. Он осуществляет причинно-следственный анализ случившегося, ищет ответы на вопросы, как найти выход из данной ситуации, решит ли проблему милиция, чем Православная Церковь может защитить православных верующих от обмана и воровства. В публикации содержатся оценочные и прогностические суждения, рекомендации, как вести себя со священнослужителями, собирающими милостыню.

Похожие диссертации на Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура