Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика создания новостного информационного текста спортивного телевещания Макарова, Полина Валерьевна

Специфика создания новостного информационного текста спортивного телевещания
<
Специфика создания новостного информационного текста спортивного телевещания Специфика создания новостного информационного текста спортивного телевещания Специфика создания новостного информационного текста спортивного телевещания Специфика создания новостного информационного текста спортивного телевещания Специфика создания новостного информационного текста спортивного телевещания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макарова, Полина Валерьевна. Специфика создания новостного информационного текста спортивного телевещания : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Макарова Полина Валерьевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/399

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Новости спорта в коммуникативном пространстве современного общества

1) Роль журналистики в развитии спорта как социального института стр. 17

2) История спортивного новостного телевещания в России стр. 32

3) Новостное спортивное вещание в структуре телевизионной информационной журналистики. Критерии анализа новостного спортивного телевещания стр. 43

Глава 2 Специфика создания информационных текстов спортивной тематики

1) Выпуск спортивных новостей как гипертекст. Структура выпуска спортивных новостей на примере каналов, вещающих на территории России (ВГТРК, НТВ, РЕН-ТВ, Евроньюс, Евроспорт) стр. 63

2) Новостной сюжет как медиатекст, специфика спортивной тематики стр. 82

3) Специфика создания информационного текста для выпуска спортивных новостей стр. 110

Заключение стр. 117

Библиография стр. 120

Приложения стр. 133

Введение к работе

Одним из приоритетных направлений внутренней политики России является развитие спорта и повышение уровня физического воспитания населения. Важную роль в развитии спортивного движения, в регуляции его деятельности, в обеспечении необходимых связей между субъектами спортивной деятельности играют средства массовой информации. Исследователь В.В. Баранов в своей работе «Спортивная печать Российской Федерации. Формирование новой системы (90 годы)» пишет, что спортивная журналистика за последние десятилетия «превратилась в мощное и эффективное средство удовлетворения разнообразных информационных интересов и потребностей аудитории, в средство развития национального самосознания».1

Особое место в освещении событий, связанных со спортивной тематикой, традиционно занимают блоки спортивных новостей. Изучая структуру спортивной журналистики в целом, а также её телевизионный сегмент, исследователи обращаются к опыту прошлого и к опыту других государств. Тем не менее, приоритетными остаются вопросы, затрагивающие развитие отечественной спортивной журналистики.

В России спортивная журналистика появилась в XIX веке, практически сразу после зарождения профессионального спорта. Спорт быстро оформился в качестве отдельного социального института, и ему, как любому другому общественному институту, для постоянного развития был необходим непрерывный обмен достижениями теории и практики. Также необходима была коммуникационная сеть для обмена информацией с другими социальными институтами и внутри самого себя. По мнению М.В. Шишигина, спортивное движение в государстве «не может существовать, не вызывая интенсивной творческой деятельности по осмыслению, разработке его теоретических и практических основ».2 Крайне важна организация специальной системы (внешней или внутри спорта как социального института), чьей основной функцией и станет обеспечение циркуляции информации между практикой и теорией, между спортом и другими социальными институтами, а также между спортом и аудиторией в целом. Главной частью подобной системы и стала спортивная журналистика, которая развивалась в изданиях или программах общей тематики в виде отдельных статей или специальных разделов. С развитием спорта как социального института, с увеличением количества его отраслей, с быстрым увеличением его роли в жизни общества понадобилось создание отдельных специализированных средств массовой информации.

Один из отечественных исследователей в области коммуникативистики

1 Баранов В.В Спортивная печать Российской Федерации. Формирование новой системы

(90 годы). Автореф. Дис. канд. филол. наук, - М., 2001. - С.З.

2 Шишигин М.В. Пропаганда физической культуры и спорта - функция управления

физкультурным движением. // Теория и практика физической культуры. - М, 1972. - » "

B.M. Березин в своей работе «Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия» выделил четкую схему удовлетворения потребности в информации в современном обществе. Она как нельзя лучше показывает цепочку, по которой проходит информация в среде современной массовой коммуникации: «Схема функционирования в этом случае следующая: «потребности общества - институты власти, социально-политические и экономические структуры (часто одновременно - учредители, рекламодатели, акционеры СМИ) - творцы (журналисты, деятели культуры) - издатели, распространители, владельцы каналов распространения сообщений -массовая аудитория»3. За одно столетие спортивная журналистика стала ведущим сегментом СМИ. Быстрые темпы развития обусловлены множеством факторов - от научно-технического прогресса и популяризации спорта высших достижений до повышения зрелищное видов состязаний и усиления развлекательного характера турниров. И именно благодаря СМИ к концу XX века аудитория крупных спортивных состязаний стала исчисляться сотнями миллионов, а то и миллиардами людей.

В отечественном телевизионном сегменте СМИ, помимо непосредственно трансляций спортивных мероприятий, отдельные программы, посвященные спорту, появились на регулярной основе в 1962 году. По понедельникам в эфир начала выходить 20-минутная программа «Спортивная неделя». Процесс развития спортивных передач был во многом схож с развитием других специализированных программ, тем не менее спортивной журналистике в целом присуще наличие ярких специфических черт, выявлению которых и посвящено это исследование. Отдельно стоит отметить проведение Олимпийских Игр в Москве в 1980 году. Это событие ускорило интеграцию страны в международный сегмент спортивной журналистики, позволило обновить техническую базу всего вещательного комплекса и выйти на новый уровень телевещания в целом. Благодаря выпускам новостей, в том числе и новостей спорта, в сознании реципиентов создается картина мира, программируются и формируются модели социального поведения, создается общественное мнение.

На данный момент спортивные СМИ являются важным составным элементом журналистики в России, следовательно, изучение их специфических особенностей и типологических признаков очень важно для понимания общей истории журналистики.

В связи с ростом значимости спортивных состязаний все большее внимание уделяется их освещению в СМИ. Соответственно, растёт интерес к спортивной журналистике как виду деятельности. Историки и социологи спорта сходятся во мнении, что спортивные СМИ нуждаются в новых исследованиях, в новых подходах в освещении и интерпретации историко-спортивных событий. Развитие спортивного сегмента журналистики в России преодолело массу трудностей, связанных с особенностями истории и

3 Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.:РИП-Холдинг, 2003.-С.13

политики государства XX века, а также с процессом укоренения идей профессионального спорта в массовом сознании общества. Изучение особенностей современного новостного спортивного телевещания, особенно анализ создания новостных текстов, во многом может раскрыть культурные и исторические аспекты развития спортивной журналистики России XX и начала XXI веков.

В сегменте спортивной журналистики телевидение появилась позже прессы и радио и имеет более короткую историю. Появление телевизионной журналистики открыло массу новых возможностей для передачи информации реципиентам. Тем не менее, исследователи чаще обращаются к истории и типологии спортивной прессы4 - более продолжительная история и большее количество материалов для изучения привлекают внимание учёных. О спортивной телевизионной журналистике в целом существует два научных труда: диссертация кандидата философских наук С.Н. Кононыхина «Идеологические аспекты культурного обмена» и диссертация кандидата филологических наук Д.В. Десюка «Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении. О новостном сегменте спортивного вещания работ отечественными исследователями не представлено.

Необходимо отметить важную роль именно новостного вещания в развитии спорта. Новости - это «квинтэссенция» происходящего в мире, сжатое изложение тех событий, которые интересны миллионам людей. Проследить за всем происходящим у человека нет времени и возможности, именно поэтому новости являются важнейшим медиа-продуктом. Новости спорта позволяют реципиенту оставаться в информационной среде, поддерживают интерес аудитории к соревнованиям. Например, если реципиент следит за новостными сообщениями о предварительном этапе любого турнира, шанс, что он найдет время и посмотрит финальные состязания, увеличивается. Таким образом, новости спорта вовлекают аудиторию в информационную среду. Более того, популяризация спорта и здорового образа жизни также во многом идет через новостные программы. Сигнал «спортсмены - победители, здоровые люди» очень важен для современного общества. Распространяет очень большую долю этого сигнала именно новостное вещание, так как блоки спортивных новостей выходят регулярно, на многих каналах. Выпуски новостей охватывают огромную аудиторию и, следовательно, имеют большую силу идеологического воздействия, поэтому актуальность изучения их специфических черт очевидна.

Создание многоуровневых медиатекстов с использованием новейших технологий в области аудиовизуальных эффектов на данный момент является важным фактором повышения уровня контента спортивных новостей, умение работать с подобными технологиями является залогом высокого мастерства спортивного журналиста.

4 Алексеев К. Спортивная Пресса России XIX -начала XX вв.: Историко-типологический анализ: Дне.... канд. фюгал. наук. - Санкт-Петербург, 2008.

Новостное спортивное вещание, как отдельное направление информационной журналистики, до данного момента в России не изучалось. Исследования в данном направлении необходимы, потому что объектом является очень крупный сегмент журналистики, который играет важную роль в современном обществе. Понимание процессов, происходящих в нем, важно для дальнейшего развития журналистики в целом. А изучение новостных сюжетов спортивной тематики и специфики их создания, выявления особенностей позволяет увидеть механизмы взаимодействия социального института спорта и аудитории.

Из всего вышесказанного логически вытекает актуальность и научная новизна исследования специфики создания новостных информационных текстов спортивного телевещания.

Актуальность темы обусловлена также и низкой степенью изученности вопроса и отсутствием детально разработанной теории и методологии спортивной журналистики в России. Работ, целиком посвященных теории и практике телевизионной спортивной журналистики, в России не издано вообще. Большая часть существующих исследований взаимодействия спорта и журналистики и в России и за рубежом посвящена экономическим или социологическим аспектам, таковы работы А.Ратнера5, Вл.Андреффа , Ф.Оля . Особенности создания информационных текстов для новостных сегментов спортивной журналистики до сих пор объектами исследований в России практически не становились и комплексному анализу не подвергались. Зарубежные специалисты - Дж. Вауннел8, Т.Варис и К. Яккелин , Д.Роу и другие - более полно исследовали связь спорта и журналистики, в том числе и новостной. Вообще изучение спортивной журналистики идет с 60-х годов XX века, и всплеск интереса был вызван именно экономическими, социальными и философскими аспектами. Исследований же в контексте самой теории и практики журналистики изначально было значительно меньше. В данном диссертационном исследовании проводится детальное изучение сюжета спортивных новостей как медиатекста, рассматриваются специфические проблемы, с которыми сталкиваются редактор и корреспондент во время подготовки сюжета

5 Ратнер А «Спортивное телевидение - государство в государстве»//Отечественные
записки №6 М:2006. С.24

6 Андрефф. Вл. Wladimir Andreff. La television et le sport. IIVesprit sportif aujourd'hui. Paris:

Universalis, 2004. Encyclopasdia Universalis France S.A., 2004. Пер.с фр. В.Мильчиной.

7 Оль Ф. 2006: Социология спорта. Международные перспективы и глобализация. Под ред.
Фабьена Оля. Реферат // Отечественные записки. [Электрон, ресурс]. № 6, 2006. - Режим
доступа: 1370. свободный. - Заглавие с экрана
(дата обращения 29.05.2010).

8 Whannel G. Fields in Vision: Television Sport and Cultural Formation. London: Routledge,

9 Vans Т., Jakelin R. Television news in Europe. Tampere, 1976.

10 Rowe D. Sport, Culture and the Media: The Unruly Trinity. Maidenhead (UK): Open Univ.
Press, 2004 a, 2nd ed.

спортивной тематики, изучаются ближайшие перспективы развития новостного спортивного телевещания, устанавливается оригинальная структура, характерная для выпусков спортивных новостей, выявляются различия, характерные для каждого канала в изучаемом диапазоне. Важное место занимает определение роли спортивного блока новостей в современном информационном пространстве. Помимо этого автором дается общая характеристика типов сюжетов для спортивного новостного вещания, рассматривается жанрово-стилевая специфика данных новостных продуктов.

Диссертация посвящена изучению специфических черт и особенностей информационных текстов, созданных для выпусков спортивных новостей, а также выявлению места и значения блоков спортивных новостей в системе современного российского телевещания. Выбор темы мотивирован убежденностью автора в актуальности и перспективности её разработки, а также очевидной недостаточной изученностью специфических особенностей спортивных новостей как отдельного вида продуктов СМИ. Данная тема заслуживает детального изучения, в дальнейшем она способна помочь будущим спортивным журналистам овладеть нюансами профессии, а также дополнить общую теорию журналистики.

В диссертации впервые предлагаются научнообоснованные с позиции теории коммуникации особенности создания контента для новостного телевизионного вещания спортивной тематики, исследуются особенности подготовки журналистского материала к эфиру. В настоящее время научной литературы, которая исчерпывающе освещала бы проблематику исследования, нет.

Объектом исследования служат блоки спортивных новостей на четырёх каналах - НТВ, Россия 2, РЕН ТВ и Евроспорт, в особенности их текстовая составляющая. Временные рамки исследования ограничены периодом с 2006 по 2011 год. Выбор данных каналов обусловлен в первую очередь тем, что их информационное вещание представляет собой различные модели, а следовательно, наиболее подходит для выявления специфических черт спортивных новостных сюжетов. Выпуски новостей и составили эмпирическую основу исследования.

Предметом диссертационного исследования выступает совокупность особенностей специфического сегмента телевизионной журналистики, которым является выпуск спортивных новостей, сформировавшихся под воздействием множества культурных, социальных и экономических факторов, характерных для истории России второй половины XX - начала XXI веков.

Целью диссертационной работы является исследование выпусков новостей спорта на телевидении и отдельных информационных сюжетов как частей, составляющих выпуск. Целями также являются изучения моделей новостных блоков спортивной тематики, представленных на отечественном телевидении, а также выявление отличий от информационного продукта общественно-политической тематики. Выполнение поставленных задач позволит яснее понять процессы развития спортивной журналистики, а также

дополнит теорию спортивного телевещания в России

Для достижения поставленных в исследовании целей решаются следующие задачи:

  1. Изучить предпосылки развития новостной спортивной журналистики.

  2. Описать модели создания выпусков спортивных новостей на каналах, осуществляющих вещание на территории Российской Федерации (ВГТРК, НТВ, «РЕН ТВ», Евроньюс, Евроспорт).

  3. Исследовать процесс создания целого выпуска спортивных новостей: определение места новости в выпуске, зависимость стиля подачи информации от формата, технические особенности верстки выпуска.

  4. Провести детальный анализ сюжета спортивных новостей как медиатекста.

В рамках решения вышеуказанных задач автор поставил ряд более частных конкретных задач:

установить оригинальную структуру, характерную для выпусков спортивных новостей, выявить различия, характерные для каждого канала в изучаемом диапазоне;

определить роль спортивного блока новостей в информационном вещании канала;

дать общую характеристику типам сюжетов для спортивного новостного вещания;

рассмотреть жанрово-стилевую специфику данных новостных продуктов;

провести детальное исследование сюжета спортивных новостей как медиатекста;

рассмотреть специфические проблемы, с которыми сталкиваются редактор и корреспондент во время подготовки сюжета на спортивную тематику;

изучить ближайшие перспективы развития новостного спортивного телевещания.

В качестве методологической основы данного диссертационного исследования используется принцип историко-теоретического системного анализа, изучение явления в его развитии, а также практический опыт диссертанта в ходе работы корреспондентом и редактором дирекции спортивных новостей. В качестве общенаучных методов в ходе исследования применялись сравнение, анализ, синтез. Для достижения поставленных в диссертационном исследовании целей стало необходимым привлечение частно-операциональных методов, например, комплексный анализ контента спортивного блока новостей и изучение документов.

Теоретико-методологическая основа работы включает в себя исследования по социологии, журналистике, культурологи и экономике. Большая часть научных трудов непосредственно к спортивной телевизионной журналистике относится лишь косвенно.

Отдельно отметим работу К.Д. Кирии «Новостной телевизионный текст: структура, стратегия, экспрессивность». Она послужила основой для изучения выпуска спортивных новостей как гипертекста, его свойств и особенностей Дискурсивные практики редактора телевизионных программ изучены Гаймаковой Б.Д. в работе «Методика и практика редактирования телевизионных передач»; Кузнецовым Г.В. в книге «Методика телевизионной журналистики».

В ходе диссертационного исследования автор обращался к фундаментальным трудам по теории и практике журналистики Е. Л. Вартановой, В.Л. Цвика, Свитич Л.Г., Е.П. Прохорова. Работа В.Л. Цвика «Телевизионная служба новостей» послужила для нас основой при изучении теории информационной телевизионной журналистики, а также дала материал по истории новостных продуктов России последних десятилетий. Среди работ по коммуникативистике необходимо отметить исследование В.М.Березина «Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия». В книге содержится четкое описание моделей функционирования средств массовой коммуникации, что послужило для нас теоретической основой при разборе коммуникативных функций спортивной журналистики. Базу для исследований текста новостного сюжета спортивной тематики создали работы И.Р. Гальперина - «Текст как объект лингвистического исследования»; Р. Барта - «Camera Lucida», «Мифологии»; У. Эко - «Шесть прогулок в литературных лесах»; Т. Ван Дейка - «Язык познания, коммуникация». Теоретическая база анализа текста, наиболее отвечающая задачам данного исследования, создана отечественным ученым Г.Я. Солгаником11. В дополнение к его работам важно отметить научные труды В.В. Одинцова «Стилистика текста» и «Лингвистические парадоксы»13.

Работа М.М. Бахтина «Проблема речевых жанров» стала основой при изучении языкового стиля и жанров спортивной журналистики.

Вопросами изучения спортивной журналистики в настоящее время активно занимаются В.В. Баранов, О.С. Шустер, Е.А. Слюсаренко. Публицист Аркадий Ратнер, автор цикла статей, посвященным спортивной журналистике а также статьи зарубежных ученых Владимира Андреффа, Элька Франке по экономике спорта и журналистики помогли изучить спортивную журналистику как часть глобальной экономики. В изучении технической стороны создания сюжета, связанных с отбором видеоматериала автор обращался к работе по практике спортивной журналистики Джо Торелли «Final Cut Pro 6 для новостных и спортивных репортажей».

Для более наглядного исследования работы спортивного корреспондента и редактора спортивных новостей диссертантом вводится не изученный эмпирический материал: тексты спортивных новостей, спортивные информационные сюжеты, блоки спортивных новостей в целом.

' 'Солганик Г.Я. Стилистика текста. Москва, 2002. 12 Одинцов ВВ. Стилистика текста. Москва, 2004. [3 Одицов В.В. Лингвистические парадоксы. М.Лросвещение, 2010

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Новостные продукты спортивной тематики являются неотъемлемой частью вещательной политики современных информационно-развлекательных телеканалов.

  2. Новости спорта - важный инструмент в формировании общественного мнения по широкому ряду социальных вопросов. Они не только служат информационным обеспечением связей между социальным институтом спорта и аудиторией, но и во многом структурируют их, моделируют новые социальные взаимодействия, формируют новые поведенческие мотивации.

  3. Спортивный выпуск новостей имеет специфическую гипертекстуальную структуру, направленную на удержание внимания зрителей на протяжении всего блока новостей.

  4. Отдельный сюжет спортивного блока новостей является специфическим медиатекстом, которому присущи особые черты.

Теоретическая значимость исследования характеризуется наличием междисциплинарного подхода к изучению особенностей работы редакций спортивных новостей, продюсерской и редакторской деятельности при отборе и подготовке новостного контента. Новости спорта рассматриваются в коммуникативной среде, а также в свете культурологических и исторических аспектов развития журналистики. Диссертация представляет собой систематизацию знаний, анализ реальной практики работы в редакции спортивных теленовостей.

Работа выявляет специфику создания новостей спорта на телевидении, создает теоретическое обоснование специфичности данного сегмента.

Результаты диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении новостного теледискурса и в повседневной практике журналистов спортивного телевещания. Это обусловливает практическую значимость исследования. Данная диссертационная работа представляет интерес не только для исследователей теоретических аспектов спортивной журналистики, но и для практикующих спортивных журналистов.

Материал и выводы исследования могут быть использованы при обучении студентов, аспирантов, обучающихся по специальности «Журналистика», а также для студентов, проходящих практику на телевидении.

Помимо этого, диссертационное исследование, в котором представлена краткая история организации и функционирования системы спортивных СМИ и будет интересна для журналистов, в настоящий момент работающих в спортивных СМИ, а также для историков спорта.

Апробация основных положений диссертации проходила на кафедре русской литературы и журналистики XX-XXI веков Ml 11 У, выводы обсуждались на аспирантских семинарах, в докладах II Международной научной конференции «Гуманитарные науки и современность» (Москва, 1 августа 2011 г.), в докладе I Международной конференции «Актуальные проблемы и

современное состояние общественных наук в условиях глобализации» (Москва, 24-25 июня 2011 г.), а также на межвузовских конференциях «Шешуковские чтения» в Mi 11 У (2008 - 2010 гг.). Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 4 научных публикациях, в том числе в журналах, входящих в перечень научных изданий, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертационной работы обусловлена поставленными (перед автором ) задачами и целями и призвана способствовать наиболее глубокому раскрытию темы. Работа состоит из Введения, двух глав, которые в свою очередь делятся на параграфы, и Заключения. Диссертацию завершает библиография, включающая 196 наименований, и приложения, включающие в себя примеры анализируемых новостных текстов, а также два словаря - краткий словарь медиатерминов и словарь терминов телевизионной журналистики.

Роль журналистики в развитии спорта как социального института

Для того, чтобы четко охарактеризовать роль журналистики в развитии спорта как социального института, необходимо дать общепринятое определение социального института, указать место, которое отводится журналистике и спорту в жизни общества. Необходимо также определить важные точки соприкосновения и взаимодействия журналистики и спорта как равноправных социальных институтов.

На данный момент существует множество определений социального института, но, в конечном счёте, их можно свести к одному: Социальный институт - это исторически сложившееся и выделенное в специальную область деятельности образование индивидов, связанное общностью деятельности14. Социальные институты появляются в процессе развития общества и, как правило, в ответ на необходимость упорядочить какую-либо" сферу деятельности общества. В современном обществе существует множество формальных и неформальных социальных институтов. И те и другие характеризуются набором определенных признаков:

- наличие оригинальной области деятельности;

- наличие трудовых ресурсов;

- финансовая и экономическая самостоятельность;

- оригинальная структура;

- наличие собственного правового поля (законодательные акты);

- наличие оригинальной системы целей и задач.

Всем этим критериям в полной мере отвечают социальные институты спорта и журналистики.

Спорт является одним из древних социальных институтов, призванным наименее кровопролитным способом установить сильнейшего или лучшего в том или другом виде деятельности. Спорт как отдельный социальный институт был развит еще во времена античных цивилизаций, журналистика -из последних исторически сложившихся социальных институтов. Несмотря на разницу в «возрасте», оба социальных института занимают важное место в современном обществе. Их постоянное взаимодействие способствует развитию и укреплению государств. Развитие связей спорта и журналистики в первую очередь служит пропагандистским целям — общему оздоровлению нации, укреплению авторитета государства в качестве спортивной державы на мировом уровне, решению проблем занятости подростков и др. Вот что пишет спортивный обозреватель, историк и публицист Аркадий Ратнер: «Телевидение и спорт словно созданы друг для друга. В безбрежном телевизионном мире спортивное телевидение - это "государство в государстве" со своими традициями, правилами, законами»15.

Для того, чтобы яснее представлять себе цели и задачи, возникающие при взаимодействии социальных институтов спорта и журналистики, необходимо рассмотреть структуру всего коммуникативного процесса. Наиболее полной и показательной является структура коммуникативного процесса, предложенная М. Лауристин. Её в своей работе «Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия» приводит В.М. Березин:

Поток сообщений МК находится в центре обширного континуума, состоящего из ряда подсистем как социального, так и технического свойства. В центре этого континуума расположен поток сообщений массовой коммуникации.

По горизонтали располагаются следующие подсистемы:

социально-политическая и экономическая организация общества;

социальный институт, выступающий как коммуникатор и представляющий возможность совершать коммуникативные действия профессиональным журналистам и представителям социума;

аудитория массовой коммуникации;

социальная структура населения.

По вертикали размещены такие подсистемы:

система хранения и передачи социальной информации;

знаковые средства и технические каналы МК;

отображаемые события и явления;

социальная действительность как система, но выступающая в данном случае в качестве подсистемы общего коммуникативного континуума (обширного поля коммуникативных действий по обмену информацией того или иного рода).16

Эти подсистемы отражают потребности общества в коммуникации и определяют место, которое занимают массовые коммуникации в действительности. Спортивная журналистика как неотъемлемая часть этого глобального процесса также инкорпорирована в приведенную структуру.

Во второй половине XX века в Западной Европе многие учёные обратились своё внимание на социологию спорта, на изучение спорта как социального феномена. Научные труды Р. Барта, Ф. Оля, Г. Риссе, Дж. Коллинза, Дж. Коукли, Д.Роу и многих других социологов посвящены изучению различных аспектов развития спорта как социального института и его отношениями с обществом. Нас интересует прежде всего взаимодействие спорта и журналистики, для того, чтобы четко проследить пути и методы взаимоотношений, остановимся подробно на нескольких исследованиях.

На данный момент ключевой проблемой для всех направлений современной социологии спорта является взаимодействие спорта и системы СМИ в целом. В.М. Березин в своей работе «Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия» выделил четкую схему удовлетворения потребности информации в современном обществе. Она как нельзя лучше показывает цепочку, по которой проходит информация в среде современной массовой коммуникации: «Схема функционирования в этом случае следующая: «потребности общества — институты власти, социально-политические и экономические структуры (часто одновременно - учредители, рекламодатели, акционеры СМИ) - творцы (журналисты, деятели культуры) - издатели, распространители, владельцы каналов распространения сообщений - массовая аудитория»17.

Необходимо отметить, что спортивная журналистика всегда делает акцент на освещении международных событий и менее ограничена какими-либо региональными рамками. Действительно, с начала XIX века аудитории крупных спортивных состязаний исчисляются сотнями миллионов, а то и миллиардами людей.

Профессор Владимир _Андрефф в своей статье «Телевидение и спорт» пишет, что «современная цивилизация — цивилизация зрительных образов: в мире насчитывается 1,1 млрд. телевизоров, 4 млрд. потенциальных телезрителей, в среднем каждый житель Земли ежедневно проводит перед телеэкраном три часа. Неудивительно, что телевизионная аудитория спортивных мероприятий мирового масштаба исчисляется подобными цифрами» . В 2000 году статистическая служба Международного олимпийского комитета объявила, что 9 из 10 человек на всей планете, имеющие доступ к телевидению, смотрели хотя бы одно из состязаний Олимпийских игр в Сиднее 19 . Через два года суммарная аудитория финального турнира чемпионата мира по футболу 2002 года по итогам 64 матчей насчитывала, по оценкам организаторов, 28,8 млрд. телезрителей20.

В течение сезона за гонками «Формулы 1» в 2003 году по телевизору в среднем следило 57 млрд. любителей спорта в 206 странах; за летними Олимпийскими играми в Афинах, которые транслировались телевидением 220 стран, — 36 млрд. Зимние Олимпийские игры, чемпионаты мира- по легкой атлетике и по регби, открытый чемпионат Франции по теннису на кортах «Ролан Гаррос», велогонка «Тур де Франс» и финал кубка США по американскому футболу привлекают внимание миллионов телезрителей21.

В 2011 году канал НТВ+ выкупил права на трансляцию Чемпионата России по футболу за 60 миллионов долларов. При этом пакет включает в себя только права на трансляцию игр на территории России, что, конечно же, ограничивает возможности НТВ+ как международного спутникового канала.

Новостное спортивное вещание в структуре телевизионной информационной журналистики. Критерии анализа новостного спортивного телевещания

Новостное вещание традиционно занимает важное место в структуре современных СМИ. Спортивное новостное вещание, как правило, составляет один из блоков новостного выпуска на каналах общеразвлекательной направленности и оформлено отдельным выпуском на специализированных спортивных каналах.

В.Л. Цвик выделяет отличительные признаки новостной телевизионной журналистики - «оперативность передачи информации, широкий тематический спектр, фактически неограниченные географические возможности трансляции с мест событий, эффект виртуального присутствия и одновременно комфортность домашнего восприятия — вот та совокупность характерных и отличительных от других СМИ признаков»55.

Новостной выпуск - «лицо канала», главный продукт. Зачастую, это единственная программа, производимая самим каналом, без привлечения сторонних спонсоров или технических средств: Важной особенностью является тот факт, что новостная редакция, как правило, «встроена» в структуру канала, а это не предполагает сложностей в отношениях с сотрудниками. Как правило, все права на готовый продукт, а также на дополнительные материалы к нему принадлежат каналу. Создание новостей — менее затратный процесс, чем закупка фильмов, сериалов и трансляций или заказ создания телепрограмм третьим фирмам. Тем не менее затраты на содержание целого штата журналистов и редакторов значительны. Для многих каналов выпуск новостей - основная задача, выполнение которой служит поддержкой структуры общества. Поэтому вопросы качества выпусков новостей остаются приоритетными для большинства каналов. Кроме нововведений в формат самих выпусков новостей — изменение количества ведущих, структуры выпуска, хронометража сюжета, - регулярно обновляется визуальная часть - студия, графическое оформление программы и т.п.

Исследователи массовых коммуникаций на Западе накопили огромный опыт в исследовании новостей, но зачастую он оказывается неприменим в России, где аудитория, «очутившись неожиданно за пределами своей прежней информационной изоляции, должна в срочном порядке открывать для себя мир массовой коммуникации во многом заново» . Однако механическое копирование западных традиций телевещания на практике и некритичное использование маргинальных теоретических постулатов в российской исследовательской практике привели к определенной категориальной несогласованности, прежде всего, в осмыслении массовой коммуникации как деятельности.

Роль СМИ в общественном процессе не сводится к организации информационных обменов между субъектами разных социальных институтов, хотя организация и поддержание коммуникативных связей между различными статусными группами является одной из основных функций СМИ. Коммуникация является ответом на появление интереса социальной группы и тех индивидов, которые на практике выражают интересы макрообщностей. Конкуренция ролей и статусов (например, во время событий, масштаб которых затрагивает целые социальные группы) организует публично-массовый дискурс. При этом СМИ являются легитимным, статусным агентом политического дискурса, а не только каналом-ретранслятором.

Если для печатных СМИ главным инструментом в сфере публичного дискурса являются комментарий и оценочные реакции, ввиду явного временного отставания от телевидения в оперативности передачи сообщений, то телевизионные новости фокусируют внимание на событии, стараясь максимально приблизить зрителя к происходящему в другой точке мира.

Рассмотрим, как же происходит отбор материалов в последствии наполняющих новостной выпуск. Так как принципы отбора материала для спортивных новостей и для основного блока общеполитических новостей схожи, не будем делать акцента на спортивной тематике.

Итак, главный объект новостей — событие. В своей работе В.М. Березин пишет: «Новость может быть источником, эпицентром взрыва новостей, их родоначальником и предтечей. ... . Одна фраза может стать такой новостью, один жест. Но ее нужно записать, его нужно снять» 57 . Для спортивных новостей это высказывание также справедливо, как и для новостей общей направленности. В мире спортивной журналистики бльшая часть событий заранее запланирована. Заранее известен календарь потенциально интересных для зрителей событий (пресс-конференций, соревнований, встреч и т.д). Тем не менее и в спортивной журналистике новость может возникнуть «внезапно», и тогда только слаженность работы всей редакции и высокий уровень профессиональной подготовки может обеспечить оперативное освещение такой «горячей» новости.

Онтологические границы понятия «событие» не выходят за рамки объяснения синонимичных явлений — «случившееся», «происшествие», факт личной или общественной жизни. Любое социальное событие может быть легитимировано производителями новостей, если оно является ценностно-ориентированным или девиантным и выполнять функцию сигнала. Социальное или политическое событие призвано вызвать максимальный отклик у аудитории, сформировать общую для большинства точку зрения на поднимаемую проблему.

В отличие от социального, главное свойство политического события состоит в необходимости субъекта политики вступить в контакт со своим контрагентом и вызвать реакцию. Легитимация политического события в телевизионных новостях объясняется только наличием заказа коммуникатора (политической элиты или самого института медиа) по строго фиксированной в каждой конкретной ситуации проблематике. Несовпадение социального и политического «случившегося», «произошедшего» объясняется тем, что в факте легитимации политического события проявляется четко очерченный интерес какого-либо политического субъекта (политической группы, лидера, оппозиции, самого СМИ, выполняющего, в том числе функцию контроля и т.д.). Социальные события (в том числе спортивные) не столь агрессивны, тем не менее, в них довольно часто просматривается интерес отдельных финансовых групп. Иногда социальное событие служит «рекламой» какой-либо политической идеи. Иногда, в силу социальных причин, провести черту между политической и общественной (в том числе спортивной) сферой чрезвычайно трудно.

Многое зависит от методов подачи информации, которые выбирает то или иное СМИ. Такими «пограничными» темами могут быть, например, выбор города - хозяина Олимпиады, благотворительные акции, строительство различных объектов. От СМИ1 в данном случае зависит, какой акцент сделать в освещении события — участие конкретных лиц государства, улучшение жизни реципиентов в результате события, или последствия для страны в целом. Современная журналистика" предполагает массу методов подачи информации, которые могут кардинально поменять реакцию зрителя на один и тот же сюжет. Выбор же методов обычно обусловлен сложными общественно-политическими причинами. Для примера подобной расстановки акцентов достаточно сравнить сюжеты.различных телеканалов, вызванные одним и тем же информационным поводом.

Возьмем, например; выбор города Сочи в качестве столицы Зимних Олимпийских Игр 2012 года. В освещении одного и того же события новостные редакции Первого канала и канала РЕН-ТВ выбрали различные акценты. Внимание Первого канала было сосредоточено на, радости группы, подавшей заявку от России, на поддержке проведения Олимпиады со стороны чиновников высшего уровня, радости отечественных любителей спорта. Канал же РЕН-ТВ в силу своего формата, в вечерних новостях выпустил сюжет о том, сколько неудобств придется перенести жителям выбранного города, сколько денег потратит государство на проведение Игр, также канал взял на себя смелость сделать оправдавшиеся прогнозы о росте цен в регионе проведения Олимпиады, а также указал на сомнительные экологические перспективы проведения зимних Игр во влажном субтропическом климате. Соответственно, реакция большинства зрителей, посмотревших разные сюжеты, оказалась абсолютно разной.

В данном случае оба канала выбрали политические аспекты частного случая общественного процесса. Таким образом, можно сделать вывод, что каждый канал выработал свои четкие методы подачи информации. Каждое событие рассматривается отдельно, выявляется наличие сторон, в освещении которых заинтересованы разные каналы. По сути, в фазе трансляции, в событии выявляются либо различные ценностные расхождения, либо различия ролей и статусов.

Выпуск спортивных новостей как гипертекст. Структура выпуска спортивных новостей на примере каналов, вещающих на территории России (ВГТРК, НТВ, РЕН-ТВ, Евроньюс, Евроспорт)

Приступая к изучению телевизионного новостного текста, необходимо, прежде всего, уточнить сам предмет, который будет подвергаться анализу. Иными словами, надо ответить на вопрос, являются ли выпуски телевизионных новостей гипертекстом. Поясним, что речь идет не только и не столько о таких составных частях любого телевизионного выпуска новостей, как корреспондентский материал, прямой репортаж с места событий, текст ведущего и так далее, сколько о самом выпуске в целом. Можно лш назвать его текстом, и к какой разновидности текстов его представляется целесообразным отнести? Существующие в современной науке определения гипертекста, позволяют выявить его главные параметры: делимость текста, его завершенность, наличие внутритекстовых связей, автономия частей, но в то же время их взаимосвязанность. Основное литературоведческое, определение гипертекста на которое мы будем опираться в данном исследовании звучит так:

«В литературоведении гипертекст— это такая- форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты» 74 . Определение введено отечественным исследователем М.Субботиным.

В качестве дополнительного определения, возьмём оригинальный термин введенный Тедом Нельсоном в 1965 году: « — текст ветвящегося или выполняющего действия по запросу, также набор текстов, содержащих узлы перехода между ними, которые позволяют избирать читаемые сведения или последовательность чтения»75.

Признаки, перечисленные в определениях — ветвистая структура, переходы между текстами, ссылки и связи на другие элементы текста внутри одной структуры присущи, продукции как печатных, так и аудиовизуальных СМИ.

Структура выпуска спортивных новостей таюке соответствует данным параметрам. Следовательно - выпуск спортивных новостей является гипертекстом. Тем не менее, остается прояснить еще один вопрос, чтобы перейти к изучению гипертекстуальной структуры выпуска.

Вопрос, поставленный нами таков: можно ли рассматривать как текст звучащую речь? В рамках нашей работы этот вопрос очень важен, поскольку подвергаться анализу будут тексты телевизионных новостей, созданные для того, чтобы «прозвучать» с экрана. Вообще ряд исследователей понимает текст как разновидность речетворчества, имеющую параметры именно письменной речи. По мнению И.Р.Гальперина, «все характеристики устной речи противопоставлены характеристикам текста. Текст (...) лишь имплицитно рассчитан на слуховое восприятие...» 7б . В то же время А.И.Горшков считает, что «...главные признаки текста не исключают его реализации в устной форме» . Главное, полагает он, что текст, выраженный в письменной или устной форме, принципиально возможно воспроизвести в том же виде. Речь теленовостей находится как бы в промежутке между речью устной и речью письменной.

На первый взгляд, это устная речь, по, если посмотреть глубже, это воспроизведение зафиксированного ранее текста, как правило, тщательно выверенного. Более того, телевизионный текст фиксируется в письменном виде дважды: сначала редактор, корреспондент или ведущий готовят его к выпуску, сохраняют в компьютере и распечатывают на бумаге; затем, уже после того, как выпуск новостей выходит в эфир, текст попадает в Интернет и хранится на сайте телекомпании в качестве «расшифровки» сюжета.

Так, современные звучащие тексты утрачивают свою недолговечность, изначально характерную для них как для произведений аудиовизуальных СМИ. Кстати, совмещение в текстах теленовостей характеристик устной и письменной речи во многом обусловлено таким важным свойством языка СМИ, как однотипность речевого общения, т.е. прямая, хоть и опосредованная обращенность к аудитории. Ведущий как бы общается с ней, рассказывает то, что зрителю, на его взгляд, важно знать. При этом общение это специфично. Оно одностороннее - зритель не может сам решить, что хочет услышать, за него это решает журналист. Отсюда - и двойственность телеречи. С одной стороны, тексты должны обладать характеристиками устной; живой речи, чтобы рассказ легко-воспринимался на слух. С другой -нельзя не заметить, что журналисты намеренно создают «разговорные» тексты, их речь просто притворяется упрощенной.

«Даже живой, спонтанный тип телеречи стремится полностью слиться с разговорной речью, но часто остается на уровне устной публичнойречи из-за специфики условий съемки, и общих задач телепередачи», - пишет О.А.Лаптева . Нельзя рассматривать как образцы, спонтанной речи даже прямые репортажи тележурналистов (освещающих тематику спорта в том числе). Как правило, они заранее намечают себе план рассказало событии, выделяют опорные пункты- и на их основе ведут диалог с ведущим. Даже если события- развиваются непосредственно в прямом эфире, журналист отвечает на вопрос не спонтанно - у него уже есть знания по этой теме, и на имеющейся информации он может сделать те или иные выводы; кроме того, в условиях, когда обдумывать текст некогда, журналист пользуется так называемыми «новостными клише», готовыми фразами, которые в подобных случаях могут помочь выстроить четкий и понятный зрителю рассказ.

Существует даже практика заблаговременного обсуждения планируемых вопросов и репетиция ответов. В этом случае о спонтанности тем более говорить не приходится. Как видим, прямые репортажи также обладают всеми признаками текста - они имеют структуру, связанные между собой и в то же время автономные части, и они не статичны, что для текста также крайне важно. И.Р.Гальперин в своей работе «Текст как объект лингвистического исследования» считает, что текст находится в состоянии движения только в том случае, если воспроизводится устно. Письменный же текст находится в состоянии покоя79.

А Ролан Барт полагает, что живет и движется абсолютно любой текст. Эта характеристика нашла отражение в определении текста французского ученого: текст - «не эстетический продукт, это означивающая практика; это не структура, это структурация; это не объект, это работа и деятельность; это не совокупность обособленных знаков, наделенная темнили иным смыслом, подлежащим обнаружению, это диапазон существования, смещающихся следов...»80. Здесь важной оказывается ориентация на неоформленность, незавершенность, текст мыслится не как нечто законченное, а как процесс, который не останавливается: Процесс- смыслообразования идет по- мере чтения текста - мьгне просто листаем книгу страницу застраницей, мы слош за слоем очищаем текст, обнажая скрытые значения слов, второй, третий смысл написанного. При этом активен и сам текст - взаимодействуя с читателем, он живет и изменяется.

Кстати, на наш взгляд, наиболее явно эта характеристика проявляется именно в текстах СМИ, ведь они обладают таким качеством, как информативность, передают аудитории информацию о событиях, которые, как правило, постоянно находятся в движении и в развитии. Новости по определению не могут быть статичны, они изменяются; даже одно и то же сообщение может быть подано и понято по-разному. Текст журналиста отличается от текста художественной литературы и от научного текста нацеленностью на подачу событий в их актуальности.

От СМИ мы ожидаем в первую очередь сообщений о новостях. Это -типовое ожидание, отличающее СМИ от художественной литературы, -пишет В.З.Демьянков в статье «Семиотика событийности в СМИ» . Между тем СМИ (в особенности телевидение) и художественная литература с последнее время все глубже проникают друг в друга. «Если вымышленные миры так уютны, почему бы не попытаться прочесть реальный мир как роман?», - спрашивает Умберто Эко в книге «Шесть прогулок в литературных лесах» . Современные СМИ дают читателю/зрителю такую возможность. Они превращают события в сюжеты, сериалы, где есть хорошие и плохие, помощники и противники, сложные препятствия и счастливый (или несчастный) конец. Зачастую зритель смотрит новости как многосерийный фильм. Тем более, что информации разного рода становится все больше и больше, на наших глазах происходит своеобразный информационный взрыв. Соответственно, и зона, литературного языка смещается в область СМИ. Как отмечает В.В.Одинцов, «если в XIX веке критерием и показателем, нормативности- был язык художественной литературы, то сейчас для определения нормы, для выяснения (доказательства) степени употребительности и стилистической характерности лексических и синтаксических единиц исследователи обращаются к текстам газеты, радио, лекционным материалам и т.д. .

Специфика создания информационного текста для выпуска спортивных новостей

Опираясь на результаты, полученные в предыдущих параграфах данного исследования, мы перейдем непосредственно к выявлению специфических черт и, особенностей текстов, спортивной тематики в новостях. Проведя анализ выпуска в целом, установив его гипертекстуальное устройство, а также проведя анализ сюжетов в отдельности, нам удалось выявить основные специфические черты.

Необходимо отметить, что телевидение, как один из наиболее популярных источников информации, является и основным инструментом политического влияния на аудиторию ві силу объективных технических качеств. Современные политические технологии обязаны своим воздействием на массы в первую-очередь визуальным образам телевидения. Впрочем, надо признать, что изначально все средства массовой информации по своей природе склонны к манипуляциям аудиторией. Удивительно, но спортивная журналистика, не смотря на огромную идеологическую важность спортивных достижений на уровне государства, в своей общей массе не нуждается в управлении мнениями или настроениями аудитории.

Все это обуславливает важность, спортивной журналистики в целом. Одним" из главных информационных продуктов в сетке спортивного вещания-традиционно4 остаётся блок спортивных новостей: Это обособленный, «коллективный» плод труда редакторов, корреспондентов, операторов, технического персонала. Новости — затратный процесс, но большинство каналов стараются сохранить новостные редакции, так как зачастую именно новости - единственный продукт, производимый непосредственно каналом.

Несомненно, спортивная тематика имеет свою специфику. Для того чтобы, четко представлять себе особенности работы спортивной новостной редакции, необходимо выделить основные отличительные черты.

Первое, что необходимо отметить - спорт в первую очередь воспринимается как зрелище. Спорт является развлечением для большинства аудитории и в общей массе считается не столь нагруженным политическим или социальным значением. Информационно-развлекательная функция спортивных новостей, может скрывать более глубокие политические или социальные интересы, но, тем не менее, для большинства аудитории тематика спортивной информации остается развлекательной. Британские социологи Р. Бойл, и Р. Хайнес в статье «Power Play: Sport, the Media & Popular Culture» пишут, что взаимодействие спорта и СМИ «позволяет им выполнять и информационные, и развлекательные функции, выстраивать коллективную национальную идентичность, а в международном плане — служить символом взаимосвязей между странами»и6.

Во-вторых, отметим насыщенность выпуска спортивных новостей фактами. Для аналитики на спортивных каналах всегда существуют отдельные программы. Поэтому новости, как правило, оперируют свежими простыми фактами категории «выиграл-проиграл».

Если само спортивное событие способно привлечь внимание чистым перечислением основных фактов - кто участвовал, какие результаты показаны, то оценочность или эмоциональный окрас у подобных новостей со стороны, редакции обычно отсутствует. Исключение составляют лишь сюжеты, освещающие сверхкрупные события, исход которых интересен всей стране. Но, как правило, подобных событий в течение года» не больше двух-трёх и ежедневный поток спортивной информации практически не несет в себе сильной идейной составляющей. Напротив, если комментатору в прямом эфире позволена (а иногда и поощряется) некая эмоциональность для оживления репортажа, в спортивных новостях принято в большинстве случаев соблюдать, беспристрастность. С другой стороны, аудитории спортивных новостей подаются наиболее сильно окрашенные в эмоциональном плане факты, подтвержденные видеорядом. Забитый гол, победный розыгрыш мяча, грамотно выполненный» прыжок и другие победные моменты вызывают у зрителя-болельщика острые эмоции. Подобное эмоциональное состояние - это третья из выделенных нами основных специфических черт спортивного новостного телевещания.

Обратимся непосредственно к текстовой составляющей выпуска спортивных, новостей. В1 случае, если канал является специализированным, редакция может свободно» использовать термины, принятые в том или ином виде спорта иногда даже употреблять спортивный сленг (вратарь «пустил бабочку», теннисист повесил сопернику «бублик», сноубордист «встал на кант» и т.п.). Большинство аудитории готово к подобным фразам и необходимость. придерживаться общепонятных слов частично отпадает. На каналах общей тематики особенности словаря также присутствуют, но в менее яркой форме. Более того, иногда комментаторы сами создают абсолютно новые слова, не входящие в обычные словаре русского языка. В случае, если новое словечко запомнилось и необычайно хорошо звучит, его могут взять на вооружение и другие спортивные журналисты. Возьмем, к примеру, глагол «обезмячить», то есть «лишить игрока, мяча», который время от времени используют корреспонденты, и редакторы, спортивных передач. Особый словарь, термины и сленг — четвертая, специфическая черта блока спортивных новостей.

Раз уж мы заговорили об аудитории, то еще одной; пятой, специфической чертой является её подготовленность и осведомленность. Человек, интересующийсяі спортом, по крайней мере, знает правила самых распространенных видов:, их детали и нюансы. Лишь малая доля зрителей общественно-политического блока новостей бывает в курсе тонкостей важных событий, "допустим, экономического плана.

Наполнение спортивного выпуска новостей сюжетами часто происходит по одинаковой схеме, а освещаемые состязания обычно занимают не один день, и являются однотипными по своей природе (например, теннисные турниры). По этой причине каждый сюжет об отдельном виде спорта на отдельно взятом канале имеет сильно выраженную шаблонную структуру и в плане текста и в плане монтажа видеоряда. В подобной «однотипности» и заключается шестая специфическая черта новостей спорта.

В работе редакции спортивных новостей существует масса специфических особенностей, которые, конечно же, накладывают отпечаток и на конечный информационный продукт. Тем не менее, выделенные нами черты характерны для всех блоков- спортивных новостей, независимо от канала, создающего выпуск. Сообщения, передаваемые по каналам массовой коммуникации, имеют такое общее свойство - общезначимость. Это свойство присуще; прежде всего, телевизионным новостям, которые по определению достоверны: информация о событии, произошедшем несколько часов назад, не может быть досконально проверена, не- ее «правдивость» подкрепляется ссылками на очевидцев, экспертов и документализируется «картинкой» с места события: А наличие множества каналовтрансляции новостей усиливает эффект объективности и достоверности сообщений о том; что происходит за пределами жизненного мира зрителя.

Таким образом, каналы трансляции теленовостей, в отличие от утилитарных сообщений, имеют признаки подсистемы, ответственной за , доведение до сведения» каждого-информацию о том, что происходит не только внутри отдельного общества, ной за ее пределами1.

Телевизионные- новости, в том числе № новости спортивной тематики, не только служат информационным обеспечением! этих связей, но и во многом структурируют их, моделируют новые социальные взаимодействия, формируют новые поведенческие мотивации. В» основе этого заложены первичные потребности общества в информации, возникающие" в процессе глобализации. «Десяткам миллионов людей на земле есть дело до всего, что происходит не только в их ближайшем окружении, но и в обществе в целом, во всем мире — до того; какой урожай был получен в том или ином регионе, с каким очередным заявлением выступил тот или иной политический лидер, какие результаты достигнуты в рамках того или иного научного или художественного направления, каких успехов добился тот или иной спортсмен»117.

Похожие диссертации на Специфика создания новостного информационного текста спортивного телевещания