Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс») Гутцайт Роман Леонидович

Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс»)
<
Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс») Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс») Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс») Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс») Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс») Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс») Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс») Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс») Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс») Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс») Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс») Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс») Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс») Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс») Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс»)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Гутцайт Роман Леонидович


Гутцайт Роман Леонидович. Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс»): дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Гутцайт Роман Леонидович;[Место защиты: Российском университете дружбы].- Москва, 2012.- 200 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Феномен телевизионной медиатизации спорта 15

1.1. Понятие медиатизации 15

1.2. Спорт как социальный институт и коммуникационная структура 26

1.3. Понятие телевизионной медиатизации спорта 30

1.4. Приемы телевизионной медиатизации спорта 37 Выводы но главе 1 50

ГЛАВА 2. Основные тренды телевизионной медиатизации спорта на примере телекомпании «НТВ-ПЛЮС» 53

2.1. Увеличение доли прямых трансляций и объема спортивного контента 53

2.2. Рост возможностей подключения, неограниченный доступ к медиаканалам, интерактивность 68

2.3. Качественное изменение аудитории. Участие аудитории в производстве контента 72

2.4. Дигитализация и конвергенция в работе спортивного журналиста 77

Выводы по главе 2 80

ГЛАВА 3. Роль спортивного комментировании в телевизионной медиатизации 83

3.1. Место спортивного комментария в репрезентации спортивного медиасобытия 83

3.2. Дискурсивная языковая личность спортивного комментатора. Типология языковых личностей комментаторов телекомпании «НТВ-Плюс» 101

3.3. Спортивный комментарий как инструмент телевизионной медиатизации 116

3.3.1. Метафора в футбольном комментарии 116

3.3.2. Эмотивность и оценочность футбольного комментария 128

3.3.3. Языковая игра в футбольном комментарии 139

Выводы по главе 3 159

Заключение 164

Библиографический список 172

Введение к работе

Динамичный, многогранный, вызывающий сильные эмоции современный спорт словно предназначен для телевизионного показа. Сочетание языков визуальных и аудиальных образов, на которых строится телевидение, как нельзя лучше передает сущность спорта. В наши дни практически ни одно спортивное мероприятие не проходит без участия телевидения. А телепросмотры знаковых спортивных мероприятий, таких как Олимпийские игры, становятся явлениями массовой культуры и охватывают значительную часть населения планеты. Благодаря телевидению люди во всех уголках планеты имеют возможность «личного присутствия» на спортивных состязаниях.

Попадая на телеэкран, реальное спортивное событие превращается в событие медиальное, видоизменяется качественно, неизбежно усваивает черты опосредующего средства массовой коммуникации. Телевидение, таким образом, выступает посредником, медиумом, который является связующим звеном между спортом и зрителем. Благодаря техническим достижениям телевидение привносит в показ спорта новые визуальные эффекты и создает принципиально новый контент - симбиоз традиционного спорта и яркого развлекательного зрелища. Спорт на телеэкране участвует в создании образа государства как для внутренней, так и для внешней аудитории, являясь красноречивым показателем преимущества общественного устройства страны и жизнеспособности нации в целом.

Актуальность темы исследования. Подготовка к проведению Олимпиады-2014 в Сочи и Чемпионата мира по футболу в 2018 году в России актуализирует проблемы показа спорта на телеэкране. Транснациональным видом спорта и наиболее популярным, «народным» в России был и остается футбол. Беспорядки на Манежной площади после проигрыша российской сборной Японии на Чемпионате Мира (9 июня 2002 г.) и народное ликование болельщиков крупных городов после победы сборной России над Голландией в июне 2008 году наглядно показывают амплитуду реагирования социума на спортивное медиасобытие.

Оказывая сильное эмоциональное воздействие, современный спорт обладает мощным социализирующим воздействием, способствующим сплочению общества единой национальной идеей. Текстовое (вербальное) и образное (визуальное) воплощение темы спорта на телеэкране - телевизионная медиатизация - является актуальной проблемой современного телевидения.

Существенную роль в телевизионной медиатизации играет спортивный комментарий. Возникший в период радиотрансляций, он не утратил своего значения и в эпоху электронных средств коммуникации. Посредством этого жанра реализуется информационно-коммуникативная функция телевидения, осуществляется сопровождение зрительных образов словесным наполнением и наиболее полно раскрывается суть отображаемого на экране спортивного события. В этой связи языковые средства, которыми спортивный комментатор

реализует информационно-коммуникативную функцию и формирует потенциал воздействия своего дискурса на телезрителя, требует самого тщательного исследования во всех аспектах.

Научная новизна работы. В отечественной теории телевизионной журналистики впервые предпринята попытка исследования телевизионной медиатизации спорта и роли в ней спортивного комментирования на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс».

Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к исследованию процесса создания телевизионного спортивного контента, роли языковой личности спортивного комментатора, формулировке определения «телевизионная медиатизация спорта», толковании терминологии, используемой в данной сфере. Большое внимание уделено обобщению и интеграции в научный контекст материалов, связанных с повседневной практикой спортивной редакции в условиях меняющейся медиасреды. Ранее никем из отечественных и зарубежных авторов подобных исследований не проводилось.

Объектом исследования является телевизионная медиатизация футбола,
осуществляемая спутниковой телекомпанией «НТВ-Плюс»,

специализирующейся на спортивных трансляциях и производстве собственного медиапродукта различных жанрово-тематических форматов.

Предмет исследования - роль журналиста-комментатора в телевизионной медиатизации футбола с теоретической (т.е. изучение функций медиатора спортивного события и его роли в телевизионной репрезентации спорта на экране) и практической (т.е. изучение конкретных языковых личностей тележурналистов компании «НТВ-Плюс» в контексте производства ими спортивного медиапродукта) стороны.

Цель исследования - выявить, проанализировать и охарактеризовать роль журналиста-комментатора как языковой личности спортивного дискурса в вербально-стилистическом воплощении темы футбола на телеэкране.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

сформировать понимание феномена телевизионной медиатизации и сформулировать определение «телевизионная медиатизация спорта»;

выявить и проанализировать приемы телевизионной медиатизации спорта, показать, каким образом телевидение повышает привлекательность спорта для зрителя;

выявить и охарактеризовать медиатренды современного спортивного телевидения на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс», показать отечественный опыт перехода к мультимедийным принципам медиатизации спорта;

определить место и роль комментария в спортивном медиальном событии и журналиста-комментатора спортивного телеканала в телевизионной медиатизации;

- определить влияние языковой личности комментатора, авторской
метафоры, эмотивности, оценочности и языковой игры комментария на
вербально-стилистическое воплощение спортивного контента на телеэкране.

Теоретическая база исследования. Поскольку теория телевизионной журналистики практически не располагает всесторонними исследованиями в области телевизионной медиатизации спорта и роли в ней журналиста-комментатора, были проанализированы работы из области филологии, культурологи, социологии, философии, рассматривающие отдельные аспекты разрабатываемой темы.

Теоретическую основу исследования составили труды общего характера, посвященные телевидению как виду СМИ, особенностям экранного искусства и проблемам тележурналистики. Это работы отечественных авторов Э.Г. Багирова, В.М. Березина, Р.А. Борецкого, А.С. Вартанова, Я.Н. Засурского, С.А. Муратова, В.Л. Цвика и наиболее значимые западные культурологические теории телевидения таких авторов, как Ж. Бодрийяр (Jean Baudrillard), П. Бурдьё (P. Bourdieu), Д. Фиске (John Fiske) и др.

Автор также опирался на работы о языке и роли языковой личности в коммуникации В.И. Карасика, Ю.Н. Караулова, В.В. Красных и на исследования, посвященные проблемам культуры речи, выразительным средствам и возможностям русского языка в сфере СМИ, Н.Д. Арутюновой, М.М. Бахтина, М.Н. Залевской, Е.А. Земской, В.Г. Костомарова, Н.А. Лукьяновой, СВ. Светаны-Толстой, В.Н. Шаховского.

Эмпирической базой исследования стали комментарии журналистов телекомпании «НТВ-Плюс» к футбольным матчам и видеозаписи других ядерных жанров телевизионного спортивного дискурса: аналитических и развлекательных программ, ток-шоу. Особое внимание уделено именно комментариям известных тележурналистов - В.В. Уткина, Ю. А. Розанова, А.И. Шмурнова, А.А. Андронова, Г.С. Орлова и др. за период 2009 - 2012 гг.

Кроме того, автор провел очные интервью с директором спортивных каналов «НТВ-Плюс» Д. Д. Чуковским и главным редактором спортивных каналов «НТВ-Плюс» В. В. Уткиным.

Методологическая основа исследования. В зависимости от решаемых задач в работе использован комплекс научных методов:

- описательный метод с его основными компонентами: наблюдением,
сопоставлением, обобщением;

метод коммуникативно-дискурсивного анализа;

метод контент-анализа;

метод анализа словарных дефиниций.

В целях целостного рассмотрения проблемы в исследовании применены сравнительно-типологический и конкретно-исторический методы анализа эмпирического материала.

В исследовании применялись методы формализованных интервью и длительного открытого прямого включенного наблюдения. Определению роли спортивного комментирования в телевизионной медиатизации способствовали

собственные наблюдения автора в период работы на спортивных каналах телекомпании «НТВ-Плюс» в качестве редактора, ведущего программ и комментатора.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Телевизионная медиатизация спорта как процесс представляет собой создание с целью последующей трансляции на массовые аудитории аудиовизуальной информации о соревновательной деятельности людей и заключается в воздействии на мышление зрителей медийных образов реальных спортивных практик, созданных посредством синергетического взаимодействия производителей контента.

  1. Телевизионная медиатизация спорта как результат представляет собой формирование у зрителя медиа-картины соревновательной деятельности людей посредством представления реальной спортивной практики в виде медиапродукта с привнесенными визуальными эффектами, созданными с использованием технических возможностей телевидения.

  2. Телевизионная медиа-картина спорта - особая медиареальность, представляющая собой репрезентацию соревновательной деятельности людей в виде симбиоза реальной спортивной практики, подчиненной внутренней логике, и яркого зрелища.

  3. Комментатор, как базовый продуцент спортивного дискурса, удовлетворяет запросы широкой телеаудитории на верификацию оценок, получение информации, впечатлений и разделение эмоций от приобщения к спортивному зрелищу. В роли медиатора спортивного события комментатор вкладывает в телевизионную коммуникацию авторское видение игры, ментальный опыт, эмоции, оценки, языковое мастерство и становится полноправным соавтором медиапродукта.

  4. Каждый спортивный комментатор обладает определенным языковым инструментарием для репрезентации спортивного события и выстраивания коммуникации со зрителем, в зависимости от коммуникативной и личностной доминанты, определяемой мировоззрением, речевой культурой и темпераментом, по-своему реализует задачи создания занимательности и передачи зрелищности спортивного события.

  5. Репрезентация спортивного события осуществляется с помощью приемов авторской метафоры, эмотивности, оценочности и языковой игры, используемых в качестве инструментария телевизионной медиатизации.

Теоретическая ценность исследования. Анализируя опыт футбольных телеканалов компании «НТВ-Плюс» и раскрывая роль спортивного комментатора в медиатизации спорта, автор теоретически обобщает и систематизирует информацию, которая может быть использована как основа для разработки теоретической концепции спортивного комментирования. В рамках проведенного исследования автор дает определение термину «телевизионная медиатизация спорта» и углубляет общую теорию спортивной тележурналистики с учётом современных медиатрендов и языковых реалий.

Практическая значимость исследования. Подробно описанный в работе опыт компании «НТВ-Плюс» по созданию разнопланового, ориентированного на широкую аудиторию, конкурентоспособного телепродукта, безусловно, актуален и представляет практическую ценность для применения в спортивных редакциях других телекомпаний. Кроме того, материалы диссертации могут расширить содержание курсов и спецкурсов по спортивной тележурналистике, а результаты позволят корректировать подготовку спортивных журналистов-комментаторов и их языковую компетенцию.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов, а также были представлены в виде тезисов на международных конференциях «Ломоносов» (МГУ, апрель 2010, 2011, 2012), на международной научно-практической конференции «Журналистика в 2009 году. Трансформация систем СМИ в современном мире» (МГУ, февраль 2010). В рецензируемых научных журналах опубликованы три статьи по теме исследования. Положения диссертации использовались автором в практической работе ведущего программ и комментатора телекомпании «НТВ-Плюс».

Спорт как социальный институт и коммуникационная структура

Степень вовлеченности в повседневное существование людей и роль средств массовой информации (далее СМИ) чрезвычайно велика. Вместе с тем в сферу обыденного опыта стремительно входят стационарные и планшетные компьютеры, мобильная связь, электронная почта, Интернет и социальные сети. Новые средства коммуникации наряду с традиционными СМИ - прессой, радио и телевидением - порождают новые возможности, формы понимания и восприятия, наделяют дополнительными степенями свободы. С помощью современных медиа пользователь может осуществлять коммуникации и познавать мир. Эта среда обитания для человека постепенно становится всеобъемлющей. А одним из существенных признаков современного мироустройства справедливо считают медиатизацию. Этот термин регулярно используется для того, чтобы охарактеризовать влияние СМИ на различные явления.

Латинское «medium» промежуточное, посредствующее, в спиритизме так называют физическое лицо, являющееся связующим звеном между двумя мирами: материальным и духовным. Однокоренное же производное «медиа» активно используется для обозначения средств осуществления коммуникации и (или) доставки любых содержательных продуктов аудитории . Медиа включают в себя: средства массовой информации (газеты, журналы, книги, телевидение, кабельные сети, радио, кинематограф); - отдельные носители информации и данных (письма, аудио- и видеозаписи на любых носителях, компакт-диски);

Вартанова Е.Л. Медиаэкоиомика зарубежных стран. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 330 16 - коммуникационные системы общества (телеграф, телефон, почта, компьютерные сети). Термин «медиатизация» впервые стали употреблять западные ученые, исследуя влияние СМИ на политику и политические процессы. Шведский исследователь СМИ Кент Асп (Kent Asp) был первым, кто заговорил о медиатизации политической жизни, при этом он имел в виду процесс, при котором СМИ, освещая политические вопросы, оказывают серьезное влияние на политическую систему на всех уровнях до самой ее вершины .

Русскоязычная версия термина «mediatization» появилась в 1991 г. Медиатизацией начали называть особую технико-технологическую инфраструктуру, которая призвана обеспечить индивидуальный и коллективный доступ к богатствам информационной цивилизации". Вскоре исследователи систем массовой коммуникации заговорили о «медиатизации общества» как становлении особого типа социального пространства. Несмотря на довольно широкое использования термина «медиатизация», он не является устоявшимся в академическом смысле и единого обобщающего определения пока не сформулировано. Лишь сравнительно недавно ряд исследователей, в частности Фридрих Кроц (Friedrich Krotz) и Вайнфрайд Шульц4 (Winfried Schulz) положили начало разработке концепции, включающей наиболее последовательное и точное понимание медиатизации как социально-культурного процесса.

Другими исследователями концепция медиатизации была использована для описания влияния средств массовой информации на науку. Эса Валиверронен (Esa Valiverronen), например, считает, что медиатизация не

Kent Asp. Powerful mass media: studies inpolitical opinion-formation. Stockholm: Akadcmilitteratur,1986. P. 359. " Современные тенденции информатизации и медиатизации общества: Науч. - аналитич. Обзор/ Андрианова Т.В., Ракитов А.И. М: ИНИОН, 1991. - С. 32. Krotz F. Media Connectivity: Concepts, Conditions, and Consequences. - N.Y., 2008. - P. 13 -31. Winfried Schulz. Reconstructing Mediatization as an Analytical Concept// European Journal of Communication. - № 19( I). - 2004. - P. 87 - 101. является строго аналитическим понятием. Этот неоднозначный термин, по ее мнению, относится к росту культурной и социальной значимости СМИ и других форм технически опосредованных коммуникаций . И в этой связи средства массовой информации играют важную роль в области производства и распространения знаний и интерпретаций науки.

Некоторые западные ученые склонны полагать, что медиатизация является неизбежным спутником постмодернизма, в котором СМИ приводят социум к новому сознанию и культурному порядку. В исследовании тенденций искусства постмодернизма Фредрик Джеймсон (Fredric Jameson) утверждает, что медиатизация создает новую иерархию художественных образов и их восприятие, так как традиционные художественные ценности медиатизированы и приходят в сознание человека как результат работы средств массовой информации. Этот результат неизбежно усваивает специфические черты посредника медиатизации. Хотя Джеймсон не развивает свою концепцию медиатизации дальше, его анализ показывает, что расширение влияния СМИ имело ощутимое воздействие на формы художественных институтов".

Наиболее устойчивая связь между медиатизацией и постмодернизмом находит отражение в работах Ж. Бодрийяра (Jean Baudrillard), который воспринимает символы и знаки медиакультуры изображение, звук и т.д. -как элементы для формирования симулякров - подобий реальности, которые не только кажутся более естественными, чем физическая и социальная реальность, но и вовсе способны их заменить. «Здесь реальные объекты дереализуются и абсорбируются симулякрами»3. Это как картина мира, которая благодаря СМИ стала настолько яркой, настолько самостоятельной и 1 Valivcrroncn Esa . From Mediation to Mcdiatization: The New Politics of Communicating Science and Biotechnology/The Politics of Public Issues. Helsinki: Department of Communication, University of Helsinki. 2001. P. 36 42. " Jameson F. Postmodernism, or The Cultural Logic of Late Capitalism. London// New Left Review. - 1984. - 1/146, July- August. - P. 53 - 92.

Бодрнйяр Ж. Симулякры и симуляции. URL: htlp://lil.lib.ru. k/kachalow_a; simulacres_et_simulation.shtml развитой всесторонне, что кажется более реальной, чем мир в смысле своего исторического проявления, создания и существования. По словам Ж. Бодрийяра СМИ больше не зеркальное отображение реальности в представлениях, они добились полного исчезновения реальности и замены ее представлениями, они поставляют собой «гиперреальность» искусственную виртуальную реальность, которая избыточно реальна и выступает в виде картинки самой себя. Гиперреальность создается «техническим безумием совершенного и сверхточного воспроизведения»1. «Это симуляция того, что никогда реально не существовало ,., Бесконечная репродукция, микродетализация объектов, превращение их в модельные серии — вот определение "реального" как гиперреальности» . СМИ ориентируются на вид семиотической логики, и их наиболее значимое влияние состоит в том, что они опутывают все коммуникации и каждый дискурс, формируя гипермедийное пространство повседневности.

Рост возможностей подключения, неограниченный доступ к медиаканалам, интерактивность

Начало XXI века открыло новые перспективы в развитии отношений между спортом и телевидением. Благодаря повсеместному использованию цифровых, спутниковых и компьютерных технологий медиадействителыюсть, в том числе процесс медиатизация спорта постоянно совершенствуется. При этом происходит формирование и внедрение новых современных стандартов, как в сфере телетехнологий, так и разработка новых решений в области контента.

Телекомпания «НТВ-Плюс», входящая в Открытое акционерное общество «Газпром-Медиа Холдинг», уже более 15 лет является лидером российского рынка платного телевидения. Телекомпания первой открыла для российского телезрителя преимущества современного телевидения — идеальное качество цифрового изображения и звука, возможность выбора программ и каналов.

Главной стратегической задачей компании «НТВ-Плюс» является создание высококачественного телевидения, соответствующего современным технологическим стандартам. «НТВ-Плюс» предлагает для просмотра как ретранслируемые российские и зарубежные каналы, так и каналы еобетвениоі о і іроизводства. Сегодня абої іеі і ты «НТВ-Плюс» могут принимать более 140 каналов (порядка 100 со стереозвуком), в том числе каналы в формате высокой четкости (High Definition TV) и канал в формате 3D. Тематика каналов телекомпании рассчитана на самую широкую аудиторию. Это 10 новостных каналов, 17 каналов кино, 14 спортивных каналов, 11 познавательных каналов, музыкальные каналы, каналы для детей. Вещание осуществляется на русском, английском, итальянском, испанском, французском и китайском языках.

Особое достижение телекомпании - спортивные каналы собственного производства, которые производит Дирекция спортивных каналов «НТВ-Плюс» (Приложение 2). Журналистский штат компании насчитывает 70 человек, среди которых известные спортивные комментаторы страны. Мсдиапродукт под названием «Российский футбол» телекомпания «НТВ-Плюс» через своего агента «IMG Media» продает западноевропейским партнерам. Трансляции со стадионов Москвы и Санкт-Петербурга полностью соответствуют европейскому стандарту показа.

Рассмотрим основные тренды телевизионной медиатизации спорта на примере спортивной редакции спутниковой компании «НТВ-Плюс». Мы уже отмечали, что короткий жизненный цикл спортивной телепередачи (в отличие от других видов медиапродукта) не позволяет без ощутимой потери зрительской аудитории транслировать ее многократно в отложенных повторах. Успех у целевой аудитории зависит от того, насколько своевременно, «вживую» («live»), ярко по форме, качественно по содержанию и показу основных драматических коллизий, вызывающих эмоции, будет воплощен спорт на экране. И в этой связи главным трендом телевизионной медиатизации спорта является прямое освещение спортивного события (режим «on-line») и постоянное увеличение объема спортивного контента.

Если первоначально (1996 г.) на «НТВ-Плюс» собственные спортивные трансляции осуществляли всего два канала: «НТВ-Плюс. Футбол» и «НТВ-Плюс. Спорт», то в настоящее время их уже девять. «НТВ-Плюс. Спорт» первый в России специализированный спортивный телеканал, освещающий разные виды спорта: лыжные гонки, легкую атлетику, футбол, хоккей, баскетбол, фигурное катание, бокс, плавание, волейбол, бильярд, керлинг. Канал обладает эксклюзивными правами на показ наиболее ярких спортивных событий года и осуществляет два основных направления работы: производство собственных спортивных программ и трансляции крупнейших международных турниров и матчей с комментариями журналистов телекомпании.

«НТВ-Плюс. Футбол» - единственный российский спортивный канал, полностью посвященный мировому футболу. Транслирует отборочные матчи чемпионатов мира, Европы, товарищеские матчи национальных сборных. Подробно освещает крупнейшие турниры: Лигу чемпионов, Лигу Европы, национальные чемпионаты Испании, Германии, Италии, Франции, Голландии, Бразилии. Помимо трансляций в эфир, еженедельно выходят превью и обзоры большинства вышеупомянутых чемпионатов.

«НТВ-Плюс. Наш футбол» - единственный российский спортивный канал, посвященный отечественному футболу. Транслирует матчи Премьер Лиги российского футбольного чемпионата, а также серию турниров по пляжному футболу. Демонстрирует обзоры туров Чемпионата страны, авторские аналитические и развлекательные программы, передачи о клубах Премьер Лиги.

«НТВ-Плюс. Спорт онлайн» - демонстрирует только прямые трансляции. Здесь можно увидеть «длинные» спортивные трансляции с неопределенным хронометражем, которые па других каналах идут в записи или в сокращенном виде.

«НТВ-Плюс. Футбол 2» транслирует матчи европейских национальных чемпионатов, Лиги чемпионов и Лиги Европы. Демонстрирует повторы самых интересных матчей недели в удобное для телезрителей время, а также футбольные матчи прошлых лет, проходившие в рамках Чемпионатов мира, Чемпионатов Европы, Еврокубков и Чемпионатов СССР.

«НТВ-Плюс. HD Спорт», «НТВ-Плюс. Футбол HD» - спортивные каналы в качественно новом формате телевидения высокой четкости HD («High Definition»). «НТВ-Плюс. Баскетбол» специализированный канал, демонстрирующий матчи Национальной Баскетбольной Ассоциации (NBA) и женской Национальной Баскетбольной Ассоциации (WNBA), чемпионаты Европы, баскетбольной Евролиги, и авторские программы собственного производства: «Евролига с Гомельским», «Спорный мяч», «Тренеры мира», «Ты - тренер», «Инкогнито из Петербурга», «На даче у Стаса Еременко», «Неделя НБА», «Щит и мяч», «НБА накоротке».

Дискурсивная языковая личность спортивного комментатора. Типология языковых личностей комментаторов телекомпании «НТВ-Плюс»

Наблюдение за актуальным спортивным событием комментатор может осуществлять, находясь непосредственно на месте проведения соревнований, или в телевизионной студии, расположенной независимо. В последнем случае наблюдателю доступен тот же видеоряд, за которым одновременно с ним наблюдает и телезритель.

Наряду с физической точкой зрения комментатора относительно актуального спортивного события (местоположение и обзор) существует когнитивная точка зрения. Это та позиция, с которой объект рассматривается сознанием наблюдателя и из которой исходит «ментальное зрение». Когнитивная точка зрения определяется ценностью объектов, избранных для комментирования. Профессиональное мастерство комментатора заключается в умении сфокусироваться на наиболее ценных в когнитивном отношении объектах реального спортивного события, которые наиболее значимы с точки зрения репрезентации для зрителя. Дискурсивный мониторинг оказывается успешным, если когнитивную точку зрения комментатора принимают сонаблюдатсли и адресаты комментария телезрители.

Спортивный комментарий возник в период радиотрансляций, когда комментатор был единственным связующим звеном между публикой и топологически независимым от нее спортивным событием. Именно его глазами болельщик «видел» поле. Роль комментатора заключалась в подробном пересказе действий игроков, описании их расположения, эмоций болельщиков и тренеров.

Выдающимися языковыми личностями жанра спортивного комментария были Н.Н.Озеров и К.И. Махарадзе. Эти комментаторы не только владели правильной русской речью, по демонстрировали более высокий уровень освоения литературного языка и способ овладения им подлинную культуру речи. По словам К.И. Махарадзе: «Ведущий должен убеждать, привлекая, настраивая на себя аудиторию, он должен быть оратором, но оратором не трибунным, а семейно-интимным ... Всегда надо помнить, что смотрят репортаж и слушают тебя миллионы...» .

Для комментаторов периода радиотрансляций характерным было блестящее владение фонационными паралингвистическими средствами выразительности устной речи (характеристики голоса, темпо-ритм, паузация, отчетливость речи, тональность общения). Благодаря владению классическим театральным дыханием, которое является основой риторического произношения и организует синтаксическое построение речи, комментаторы были способны создавать пространные отрезки текста до 10 слов с точным делением на такты посредством пауз.

Современный спортивный комментатор не испытывает необходимости «заменять собой картинку»: благодаря современным технологиям съемки визуализация в подробностях передает суть спортивного события. Описательная функция комментария, которая при радиотрансляции соревнования имела первостепенное значение, в телевизионной трансляции не играет существенной роли. Однако комментарий не утрачивает своего значения. Он выступает дополнением видеоряда. Посредством этого жанра спортивного дискурса реализуется информационно-коммуникативная функция телевидения, осуществляется сопровождение зрительных образов словесным наполнением и наиболее полно раскрывается суть отображаемого на экране спортивного события.

По опросам, проведенным спортивным каналом Sky Sports (British Sky Broadcasting), лишь пятнадцать процентов телезрителей время от времени отключают комментарий и наблюдают за происходящим под интершум . Феномен востребованности спортивного комментария можно объяснить психологической потребностью человека разделять с окружающими сильные эмоции, возникающие при просмотре соревнования, верифицировать свои впечатления от увиденного и получать недостающую информацию1. Именно комментатор - базовый продуцент спортивного дискурса - способен удовлетворить все перечисленные запросы телезрителя.

Кроме того в условиях насыщенности информационной среды и «клипового мышления»", когда окружающий мир превращается в калейдоскоп разрозненных фрагментов, перед комментатором стоит важная задача привлечь и удержать внимание аудитории. В рамках жанра телевизионного репортажа в распоряжении журналиста-комментатора оказываются фонационные паралингвистичсскис средства (тембр голоса, громкость, темп, интонации) и смыслы генерируемых им текстов. При этом спортивный комментатор сознательно выбирает инструменты коммуникативного воздействия на разные телевизионные аудитории: ядровых зрителей, продвинутых и хорошо осведомленных в спорте, сочувствующих, которым интересны лишь громкие спортивные мероприятия, и универсальных, кого спортивный контент интересует лишь при условии доступности и наличия интриги.

Благодаря комментатору телезрители получают улучшенный продукт, просмотр спортивной программы становится более познавательным, так как в комментарии появляется все больше информации об итогах предыдущих игр, спортивной и личной биографии спортсменов, подробностей «закадровой» спортивной жизни.

Эмотивность и оценочность футбольного комментария

Способность выражать эмоциональное отношение к предмету комментирования -- эмотивность -- проявляется в речи в виде эмоционально окрашенных языковых единиц1. Согласно определению, предложенному В.И. Шаховским: «Эмотивный текст - высказывание устное/письменное в пределах одного и более предложений, эмоционально описывающее действительность или передающее наряду с фактуальной также и эмоциональную информацию (или только ее) с помощью минимум одного эмотивного средства, выражающего определенную эмоцию, более или менее адекватно осознаваемую всеми коммуникантами данной ситуации»2.

Эмотивность представляет собой компонент коннотации, который определяется как дополнительная по отношению к вещественному содержанию слова (детонату) информация об эмоциональном отношении говорящего к обозначаемому явлению или предмету. Эмотивность является составляющей коммуникативной функции языка и позволяет говорящему выразить свои эмоции, чувства, впечатления и т.д.

Так как в футболе всякий игровой эпизод имеет продуктивное или непродуктивное разрешение, он не может не сопровождаться оценкой комментатора. Оценочность, как способность выражать положительное или отрицательное отношение к объекту комментирования, базируется на объективных логических критериях нормах, спортивных стандартах и правилах. Оценочность также представляет собой компонент коннотации, закрепляющий в значении слова информацию об одобрительном или неодобрительном отношении комментатора к обозначаемому предмету или явлению1.

Соответствие или превышение нормы вербализуется положительной оценкой. Если эмотивность главным образом повышает развлекательность спортивного комментария и изменяет эмоциональное состояние, то оценочность направлена на формирование точки зрения, определенного мнения по поводу происходящего.

Изучая концепты «эмотивность» и «оценочность» филологи не ставят под сомнение факт их взаимосвязи. Однако существует две различные точки зрения на характер этой взаимосвязи. Согласно первой позиции оценочность и эмотивность - компоненты хоть и предполагающие друг друга, но различные. В.Н. Телия, например, утверждает, что «субъект оценки не всегда "переживает" оцениваемое: тот или иной выбор средств оценки нейтральных или экспрессивно окрашенных - детерминирован целью сообшения (в которой может преобладать рациональное или эмотивное начало), свойствами самого объекта и общественной значимостью его ценности» . Автор считает, что «...оценочная деятельность как процесс, связанный с практической ориентацией, „, когнитивна по своей цели, поэтому когнитивное начало действует как доминирующее, охлаждая эмоциональный пыл, даже если он имел место в момент оценочного акта. По этой причине эмоциональный субстрат нейтрализуется в оценочном значении: в таком значении доминирует не эмотивное, а рациональное отношение к миру»".

Согласно второй точке зрения оценочность и эмоциональность представляют собой нерасторжимое единство. По мнению Н.А. Лукьяновой: «Оценочность, представленная как соотнесенность слова с оценкой, и эмоциональность, связанная с эмоциями, чувствами, не составляют двух разных компонентов значения, они едины» . Положительная оценка, по мнению автора, может быть передана только через положительную эмоцию, отрицательная только через отрицательную эмоцию. Оценка как бы «впитывает» в себя соответствующую эмоцию, а параметры эмоции и оценки совпадают: «приятное - хорошо», «неприятное — плохо». Коннотативный аспект лексического значения включает в себя эмотивность, оценочность и экспрессивность.

В случае футбольного комментария оказывается более актуальной вторая точка зрения, так как проведенный анализ показал, что в ситуативном и аналитическом комментарии (фоновый комментарий, как правило, не содержит оценок и эмоций) оценочность всегда эмотивна, однако различается степенью экспрессивности (интенсивностью, силой выражения чувства отношения).