Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг. Монастырская Анастасия Анатольевна

Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг.
<
Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг. Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг. Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг. Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг. Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг. Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг. Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг. Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг. Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг. Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг. Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг. Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Монастырская Анастасия Анатольевна. Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10. - Санкт-Петербург, 2003. - 190 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Процесс таблоидизации прессы в России стр.14

1.1. Предпосылки появления таблоидов стр. 17

1.2. Факторы формирования таблоидной прессы стр.36

Глава 2. Классификация отечественных таблоидов стр.60

2.1. Бульварная журналистика стр.64

2.2. Мимикрирующая журналистика стр.78

2.3. Развлекательно-информационные издания стр.85

2.3.1. Спид-инфо стр.87

2.3.2. «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» стр. 94

2.3.3. «Совершенно секретно» стр.99

2.4. Принципы подачи материалов в таблоидах стр. 102

Глава 3. Журналист и аудитория таблоидных изданий стр.114

3.1. Служебные характеристики работников СМИ стр.114

3.2. Личность журналиста в условиях рынка стр.128

З.З.Специфика аудитории таблоидных изданий стр.147

Заключение стр.175

Литература стр.179

Введение к работе

Журналистика является одной из самых мобильных сфер в обществе. Любые значимые изменения в политике, экономике и культуре страны приводят к трансформации средств массовой информации. Журналистику последних лет можно условно назвать журналистикой транзитного типа. Этот термин (правда, в отношении литераторов) был впервые предложен семиологом Роланом Бартом. Последнее десятилетие XX века оказалось поистине революционным для отечественных средств массовой информации. Произошли кардинальные перемены во всех коммуникативных сегментах: прессе, телевидении, радио. Довольно быстро стал развиваться Интернет. Мы можем выделить несколько факторов, повлиявших на СМИ: политические, экономические и социокультурные. Однако, по мнению некоторых исследователей1, переходный период, длившийся чуть более десяти лет, закончился. Время подводить итоги.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что одним из приобретений журналистики переходного периода можно считать появление таблоидов — нового типа прессы для современной России. В первом приближении под таблоидами мы понимаем весь спектр развлекательных печатных СМИ, вне зависимости от их частных типологических характеристик. В дальнейшем мы рассмотрим этот термин более подробно.

Несмотря на то, что развлекательная журналистика априори вызывает пренебрежительное отношение и ее считают второсортной производной, таблоидные издания пользуются популярностью, воздействуя преимущественно на эмоциональную сферу читателей.

Вартанова Е.Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации постсоветской

Историческая эпоха (1990 — 2000) с ее сложными и неоднозначными социальными процессами оказалась для отечественной журналистики весьма интересной и продуктивной. За последнее десятилетие XX века СМИ прошли несколько важных эволюционных этапов: прежде всего, изменились как сама система журналистики, так и типология СМИ. Издания становятся все более коммерциализированными, это со временем ведет к изменениям в структуре редакции. Меняется сам журналист. В 90-х годах с появлением и утверждением рыночных отношений возникла когорта журналистов, подменивших творческую профессию на «профессию заработка», при этом по умолчанию считалось возможным делать себе имя, карьеру, с помощью самых разных — допустимых и недопустимых — методов. Журналистика середины 90-х поражает и одновременно шокирует. Это подростковая журналистика: она жестока, нахраписта и самоуверенна. И мы неслучайно сравнили ее с транзитом, поскольку, при всем иллюзорном разнообразии, она преходяща. 1990-е и 2000-е годы для отечественной прессы Юрий Левада назвал периодом прозрения-возбуждения: «Рыночная ориентация прессы — на то, что ждут, что требуют — рождает ее «стебность», бульварность и сильно противоречит ее остаточной тенденции быть учителем, аналитиком и т.д. Это то, что называется «всеобщая растерянность дезориентация», из которой можно вылезти, упорядочив разные уровни влияния»2. Важное отличие современных изданий — новая

России / Под ред. Я.Н. Засурского. — М., 2002.

Левада Ю. А. В мире аудивизуальной коммуникации нужен новый тип газеты / Пресса в обществе (1959-2000). — М., 2000. С.360.

идеология. Это идеология процветающего коммерческого предприятия3.

Совершенно иной стала аудитория, которой всего за несколько лет пришлось пропустить через себя мощный информационный поток. Сформировалась индустрия развлечений, среди которых таблоиды занимают далеко не последнее место.

Таблоидная (развлекательная) пресса является продуктом массовой культуры. Таблоидизация как социальное явление оказала существенное влияние на общество, сформировав новый тип потребителя информации. Между тем, специфика таблоидной прессы является мало изученной областью. Журналисты-практики, издатели, исследователи современной прессы запутались в наименованиях и терминах. Наиболее распространенным понятием является «желтая» пресса, однако оно имеет узкие рамки. Необходимо пересмотреть отношение к развлекательной прессе, выработать иные подходы к ее оценке. Это явление многоуровневое, сложное, достойное глубокого исследования.

Исходя из указанной специфики данной актуальной темы, можно обозначить объект и предмет исследования.

Объект исследования — развлекательные печатные журналистика в России.

Предмет исследования — процесс и результаты формирования нового типа прессы, а именно таблоидов.

Целью исследования является характеристика процесса таблоидизации отечественных СМИ, а также выявление особенностей профессиональной квалификации специалистов развлекательных СМИ.

3 Засурский И. И. Реконструкция России (Масс-медиа и политика в 90-е). — М., 2001. С. 17

Задачи исследования:

— выявить основные характеристики таблоидного издания в
России;

дать классификацию развлекательных СМИ в России, подчеркнув особенности и различия каждого типа;

определить специфику аудитории таблоидных изданий;

выяснить особенности труда журналистов в таблоидных изданиях.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что появление таблоидных изданий в России — процесс закономерный, обусловленный целым рядом причин. Во многом он напоминает процесс становления зарубежных таблоидов, однако можно предположить, что в конце XX века в Российской Федерации возник новый вид развлекательных изданий, имеющих национальные особенности.

В методологическом аспекте, исходя из многоплановости заявленной темы, исследование опирается на социокультурные, семиологические и психологические концепции социальных процессов, а также теории социального функционирования СМИ. Среди используемых в диссертации методов стоит выделить общенаучные, исследующие теорию журналистики, и конкретно-социологические — контент-анализ таблоидных изданий, социологический опрос, личные интервью и метод включенного наблюдения. Последний позволил получить основную часть эмпирических материалов, так как автор диссертации одновременно выступал в двух ролях — социолога и члена редакционного

коллектива развлекательного издания. Безусловно, методика
включенного наблюдения заслуживает дополнительной проверки.
Степень разработанности темы. Как уже говорилось выше, в
нашей стране существует мало литературы, которая бы
непосредственно касалась бы таблоидной прессы. В области теории
социального функционирования СМИ мы можем сослаться на
работы А. А. Грабельникова,4 Я. Н. Засурского,5 С. Г. Корконосенко,6
Е. П. Прохорова,7 Л. Л. Реснянской, И. Д. Фомичевой8 и др. Можно
говорить о том, что в России создано типологическое учение
прессы, однако некоторые аспекты данного учения до сих пор мало
изучены. В частности неясно, какие издания стоит считать
развлекательными, какие бульварными, существует ли между ними
типологические различия. В научных работах, касающихся
типологии отечественной прессы, прослеживается отсутствие
единства в общих вопросах. Если говорить о так называемой
петербургской школе журналистики, то здесь основной упор
делается на методологические положения, связанные с изучением
параметров типологизации (С. Г. Корконосенко). На такой же
научной позиции (правда, с иными трактовками) стоят
исследователи А. А. Акопов, Е. А. Корнилов, В. В. Тулупов.
Московские исследователи (Е. П. Прохоров, Е. Л. Вартанова)
предпочитают давать поверхностную типологическую

характеристику наиболее выраженным видам прессы (деловой, рекламной, детской и т.д.), не вдаваясь в подробные описания параметров. Последний подход нам кажется менее продуктивным.

Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. — М., 2001.

5 Система средств массовой информации России. Учебн. Пособие для вузов. /Под ред. Я.Н.
Засурского. — М. 2001.

6 Корконосенко С.Г. Основы журналистики. — М.( 2001.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. — М.,2000.

Было бы ошибочно давать типолологическую характеристику, исходя из концептуального наполнения СМИ. Большинство современных изданий совмещают в себе содержательные типологические характеристики: например, массовый еженедельник «Аргументы и факты» одновременно можно считать и развлекательно-информационным, и рекламным изданием.

Историю зарождения «желтой» прессы в России и за рубежом в разное время рассматривали В. С. Соколов, С. А. Михайлов, Е. А. Сазонов, А. Ю. Самарин. В семиологической области данная тема прослеживается в работах В. И. Конькова,9 С. И. Сметаниной,10 Б. Я. Мисонжникова," В. Розина12 и др.

Поскольку таблоиды тесно связаны с понятием массовой культуры, то мы не могли оставить в стороне исследования отечественных и зарубежных специалистов в культурологической области13.

В области психологии, как общей, так и психологии журналистики, внимания заслуживают труды А. Маслоу, Л. С. Выготского, В. И. Бехтерева, Н. Н. Богомоловой, С. Кара-Мурзы, Н. А. Корниенко, В. И. Кузина и др. Однако данные работы дают общие понятия психологии. Отметим, что социально-

Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. — М., 1999.

9 Коньков В. И. Бульварная пресса как тип речевого поведения // Логос. Общество. Знак ( к
исследованию проблем дискурса): сб. научных трудов / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. — СПб.,
1997.

10 Сметанина СИ. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле
журналистики конца XX века. — СПб., 2002.

" Мисонжников Б.Я. Феноменология текста: соотношение содержания и формальных структур. — СПб., 2001.

12 Розин В. Семиотические исследования. —М., 2001.

13 Cawelti Y.G. Adventure, mystery & romance: Formula stories as art & popular culture. — Chicago,
1976; McLuhan M. Understanding media: the extensions of man. N.Y, London. 1987; Галушко P. И.
Западное телевидение и «массовая культура». М., 1991.; Зоркая Н. М. Фольклор, лубок, экран.
М., 1994.;Ольшанский Д.В. Психология масс. — СПб., 2001., Ортега-и-Гассет X. Восстание
масс. M., 1991.,Смольская Е.П. «Массовая культура». Развлечение или политика. M., 1986.,
Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000. и др.

психологические характеристики, как аудитории, так и журналистов, работающих в прессе, изучены намного хуже. В данном случае имеет смысл сослаться на ряд социологических исследований, проведенных такими специалистами как Т. 3. Протасенко, Л. Г. Свитич, А. А. Ширяевой, Л. Л. Реснянскои и другими.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Предпринят комплексный анализ изучаемого явления, с выявлением особенностей развития данного типа прессы. Автор диссертации проследил процесс трансформации развлекательной прессы на территории России, определил ее исторические и культурные предпосылки и обозначил возможные перспективы дальнейшего развития на территории Российской Федерации.

  2. Автором диссертации были определены основные функции таблоидов: информативная, развлекательная и идеологическая. В работе особо подчеркивается значимость и актуальность идеологической функции, которой до этого исследователи практически не касались. Между тем, скрытая идеологическая функция таблоидов делает их мощным оружием, способным управлять миллионной аудиторией. Таким образом, несмотря на сложившийся стереотип о легкой, подчеркнуто развлекательной журналистике, таблоиды сегодня являются манипулятивным инструментом.

3. В диссертации дано подробное представление о
специалистах развлекательной печатной журналистики, описаны
условия и особенности их работы, даны основные служебные
характеристики. В третьей главе научной работы указывается на
формирование нового типа читателя, представлены результаты

социологических исследований относительно аудитории некоторых петербургских таблоидов.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее основные положения способствуют дальнейшей разработке вопроса о месте и значимости развлекательных печатных СМИ на информационном рынке России. Социологические данные, полученные в ходе исследования, могут использоваться специалистами развлекательных изданий для более эффективного взаимодействия с аудиторией. Положения и материалы работы могут быть использованы для составления учебных курсов и программ по теории и практике журналистики.

Апробация научной работы. На факультете журналистики СПбГУ автором диссертации ведет спецсеминар «Журналист развлекательной прессы» для студентов третьего курса вечернего отделения. По теме исследования опубликованы научные работы: «Начинающий журналист развлекательной прессы» (СПб, 1999), «Дамский калейдоскоп» — издание для души» (СПб, 1999), «Аудитория в замкнутом круге российской прессы» (СПб, 2000), «Роль социологической службы в работе редакции» (СПб, 2001). Автор диссертации постоянно сотрудничает с петербургскими развлекательными изданиями, это позволяет использовать профессиональные навыки на практике, а также использовать метод включенного наблюдения.

Структура работы: работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы.

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, характеризуется степень разработанности темы,

описываются теоретико-методическая база и научная новизна работы.

Первая глава «Процесс таблоидизации в России» посвящена специфике процесса формирования российских таблоидов.

В первом параграфе «Предпосылки появления таблоидов» таблоидная пресса рассматривается в контексте истории и культуры. Автор считает, что она является эволюционным продолжением «желтой» прессы, возникшей в США в конце XIX века. Основные принципы «желтой» прессы, заявленные американскими и английскими издателями, не потеряли своей практической значимости до сих пор. Однако к началу XXI века понятие «желтой» прессы несколько устарело, во многом это было связано с негативным отношением специалистов и читателей к развлекательным изданиям. Поэтому автор диссертации предлагает использовать нейтральный термин - «таблоид», который широко используется во всем мире, обозначая смешанный тип издания.

Во втором параграфе «Факторы формирования таблоидной прессы» описываются политические, экономические и социокультурные детерминанты функционирования таблоидов. Особенно важную роль автор отводит социокультурным факторам, поскольку именно они оказали основное влияние на формирование таблоидов в России. В параграфе проводятся параллели с такими коммуникативными ресурсами как Интернет и современное телевидение.

Во второй главе диссертации «Классификация отечественных таблоидов» сделана попытка подразделить существующие развлекательные издания на группы, проанализировать черты их различия и сходства. Сложность

данного подхода заключается в том, что на первый взгляд все таблоидные издания концептуально и визуально очень похожи между собой. Всю совокупность развлекательных изданий автор предлагает разделить на бульварные, мимикрирующие и развлекательно-информационные.

В первом параграфе «Бульварная журналистика» выявляются характеристики бульварной прессы. В качестве примера анализируется известная бульварная газета «Мегаполис-экспресс».

Во втором параграфе «Мимикрирующая журналистика» исследуется все многообразие так называемой журналистики приспособления. В качестве примера мимикрирующего издания автор выбрал «Экспресс газету».

В третьем параграфе «Развлекательно-информационные издания» изучаются таблоиды, сочетающие в себе информационную и рекреативную функции. Информируя читателя, указанные СМИ одновременно его развлекают. Однако развлечение, которое предлагают подобные издания, носит идеологический оттенок, поскольку формирует вкусы, настроения, взгляды, свойственные обществу массового потребления.

В четвертом параграфе «Принципы подачи текстов в таблоидных изданиях» выделяются основные приемы и жанры, используемые в современных таблоидах.

Третья глава «Журналист и аудитория таблоидных изданий» посвящена специфике работы журналиста в развлекательных СМИ и особенностям аудитории таблоидов.

В первом параграфе «Служебные характеристики работников СМИ» рассматриваются профессиональные требования, предъявляемые к современному журналисту, выявляются типы

журналистов, характерные для работы в таблоидах: игрок, мистификатор, провокатор и модератор.

Во втором параграфе «Личность журналиста в условиях рынка» рассматриваются проблемы профессиональной этики, особенности журналистской карьеры и сложные взаимоотношения внутри редакционного коллектива.

В третьем параграфе «Специфика аудитории таблоидных изданий» доказывается, что за последнее десятилетие сформировался новый тип читателя, который настроен на развлекательную подачу материала. Для своего исследования автор выбрал аудиторию петербургских таблоидов: «Калейдоскоп» и «Секретные материалы XX века». Рамки данного исследования — период с 1993 по 2000 год. Мы сознательно выбрали этот исторический отрезок, потому, что "90-е годы стали в истории нашей страны и журналистики переломным этапом — периодом поистине революционных преобразований. За это время отечественные средства массовой культуры изменились и качественно, и структурно. Социально-политические и экономические перемены, начавшиеся при самом активном участии пресс, кардинально меняли облик российской журналистики и журналистской профессии"14. Именно в этот переломный период и возникли таблоиды - новый вид развлекательной журналистики.

Свитич Л. Г., Ширяева А .А. Исследование журналистских кадров // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб., 2001. С. 126.

Предпосылки появления таблоидов

Автор диссертации считает, что предпосылки появления таблоида следует разделить на два этапа — исторический и современный. Понятно, что таблоидная пресса не могла возникнуть из ниоткуда, она закономерный этап эволюционного развития того типа прессы, которую общество привыкло называть «желтой».

«Желтая» журналистика — это презрительное обозначение определенного типа прессы, до сих пор принятое во всем мире.2 Данное словосочетание воспринимается как синоним дутых сенсаций и громких скандалов, в нем есть намек на неприличие и недостойность поведения. «Выражение это, употребляемое в значении: низкопробная, лживая, падкая на всякого рода сенсации печать, возникло в США. В 1885 году американский художник-график Ричард Ауткотт поместил в ряде номеров Нью-Йоркской газеты «The World» серию фривольных рисунков с юмористическим текстом; среди рисунков был изображен ребенок в желтой рубашонке, которому приписывались разные забавные высказывания. Вскоре другая американская газета «New York Journal» начала печатать серию аналогичных рисунков. Между этими двумя газетами возник спор из-за права первенства на «желтого мальчика». В 1896 году Эрвин Уордмэн редактор «New York Press» напечатал в своем журнале статью, в которой презрительно назвал обе конкурировавшие газеты «желтой прессой»3.

По другой гипотезе свой цвет «желтая» пресса получила благодаря английским газетчикам с Флит-стрит. Одно время для печати они использовали низкосортную бумагу желтого цвета.

Итак, родоначальники «желтой» прессы — американские и (чуть позже) немецкие газеты. Их издатели Херст, Пулитцер, Мердок, Шпрингер во главу угла всегда ставили не достоверность и актуальность новостей, а их сенсационность.

Именно Херст одним из первых сформулировал главные принципы «желтой» журналистики, ставшие впоследствии каноническими. Читателей интересуют темы самосохранения, тщеславия, любви и размножения. Материалы, содержащие один элемент, признавались редактором хорошими, содержащие два элемента — лучшими, но если в тексте были все три элемента, то он признавался первоклассным.

Херст писал: «Мы отвергаем все сообщения, которые не содержат ни одного из трех названных элементов. Мы пренебрегаем или обходим молчанием все, что является только важным, но неинтересным»4.

Нельзя сказать, что принципы Херста первоначально были взяты на вооружение всеми изданиями. Например, издатель «New-York Times» Лестер Маркел в свое время упрекнул прессу в трех болезнях: tabloiditis, trivialititis, tensenessitis — таблоидности (крупные иллюстрации в газетах формата A3), тривиальности и увлекательности. Тем не менее, «желтая журналистика», завоевав первых читателей, не собиралась отказываться и от своей потенциальной аудитории. "«Желтая» журналистика гордилась тем, что считалась близким другом обывателя, но недооценивала его интерес к важным событиям и, напротив, переоценивала способность своих читателей поглощать огромное количество бульварных сенсаций. Результат такого отношения выразился в деградации новостей и достиг кульминации в период Испанско-Американской войны"5.

Одной формулы Херста для «желтой» прессы оказалось недостаточно. Городскому редактору нью-йоркской «Sun» (классический вариант «желтой» прессы) Джону Богарту приписывается еще одна трактовка «желтой» журналистики: «Если собака кусает человека, это не новость. Если человек укусил собаку — это уже новость». Любопытно, что спустя несколько десятилетий один из российских таблоидов — «Экспресс газета» — доказал, что данная формула не утратила своей актуальности и по сей день. В июле 2001 года была опубликована заметка «Старушка покусала собаку». Можно ли считать данный материал настоящей сенсацией? Думается, нет. Но классической «желтой» новостью, которую бы не отверг и западный издатель, — бесспорно, да.

Факторы формирования таблоидной прессы

Мы предлагаем разделить факторы формирования таблоидной прессы на политические, экономические и социокультурные, причем последний будет интересовать нас намного больше. На это есть свои причины. Дело в том, что о политической и экономической ситуации российского общества существует много литературы. Для примера можно обратиться к работам Я. Н. Засурского, И. И. Засурского, Е. Л Вартановой, Е. П. Прохорова, А. А. Грабельникова и др., анализирующих систему отечественных СМИ именно с этой точки зрения. Социокультурные факторы освещены в меньшей степени. Между тем, именно они, по нашему мнению, и стали основной причиной появления таблоидов на информационном рынке России.

Вспомним, что советская система являлась авторитарной и одной из самых жестко контролируемых в мировой истории. Советские средства массовой информации в течение нескольких десятилетий находились внутри государственной структуры и были ее неотъемлемой частью. После 1985 года «в новых условиях масс-медиа оказались составной частью фрагментарной политической культуры... Это время было ознаменовано серьезными противоречиями в общественной жизни страны. Рушились привычные стереотипы восприятия действительности»

На российском информационном рынке таблоиды возникли не так давно, но уже есть все основания говорить о процессе «таблоидизации» российских СМИ. В соответствии с этим изменилась и типология отечественной прессы, поскольку «типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий. Типология прессы находится в зависимости от внутренних, журналистских, и внешних, социальных, причин и факторов»31.

Подобные перемены в типологии журналистики во многом связаны с историческими событиями: с началом перестройки практически все социальные институты бывшего Советского Союза потребовали реформации, в том числе и институт прессы.

Прежде всего, в прошлое ушла административно-командная система, ее сменил другой тип управления и контроля над СМИ, основанный на рыночных отношениях. Идеологическую функцию журналистики потеснила другая — информационно-рекреативная. Впервые за несколько десятилетий журналистский текст, теле- или радиопрограмма становятся товаром в прямом смысле этого слова.

После развала Советского Союза российская журналистика, образно говоря, оказалась на перепутье. Большинство изданий получили долгожданную независимость, как финансовую, так и политическую. Впрочем, вскоре оказалось, что вместе с независимостью появились и насущные проблемы, которые в спешном порядке нужно было решать: изменения требовали система распространения, ценовая и рекламная политика, оформление и принципиально новые подходы к освещению событий.

Безусловно, гласность повлияла на ликвидацию многих информационных табу в прессе. Но ведь разрешение гласности не могло появиться без определенной политической ситуации: один политический строй изжил себя, ему на смену стал формироваться совсем иной. Возникла необходимость в другой прессе — массовой, универсальной, свободной, раскованной.

Таблоидная пресса в России не могла развиваться и без определенных экономических предпосылок. Другое дело, что в какой-то момент возник так называемый кризис перепроизводства: развлекательных газет стало намного больше, чем реальной аудитории.

К тому же коммерциализация прессы имеет неприятные последствия: привыкнув к получению адаптированной информации, публика оказывается не готовой к пониманию аналитической и социально значимой информации, например, публицистики. Таким образом, происходит медленное разрушение аудитории.

Но есть и другая сторона медали. Сам издатель сознательно упрощает себе жизнь: зачем поднимать себе и читателю планку, если всех устраивает низкий, примитивный характер подачи материалов. То есть, с одной стороны, капиталистический рынок помогает выжить изданиями, стать конкурентоспособными, но с другой стороны, значительно и сознательно их упрощает, делая продукт дешевым во всех отношениях.

Бульварная журналистика

Российская бульварная журналистика представляет собой смесь низкопробных, как правило, непроверенных или фальсифицированных материалов. Такие издания отпечатаны на плохой бумаге, в основном, форматом A3 и А4. Их тираж, что называется, «конечный», то есть, достигнув определенной цифры, он уже не имеет тенденции к росту. Бульварные издания активно используют перепечатки из других изданий, процент своих материалов здесь сводится к нулю. В бульварных газетах можно встретить мистификации, намеренное искажение фактов с целью привлечения интересов как можно большей аудитории. Основная тема — частная жизнь известных людей. Отличительная черта современной бульварной прессы - именно ее низкопробность, отсутствие качества, как в материалах, так и в оформление изданий. Парадокс заключается в том, что на начальной стадии именно этот фактор может привлечь определенные социальные круги населения. Низкая стоимость газеты, примитивность подачи непроверенных фактов, материалы об известных людях либо событиях, вызывающих неизменный интерес, - вот несколько приемов, способных окупить издание на первых порах. В качестве примеров можно назвать такие издания, как «Желтая газета», «Не скучай», «То да се», «Мегаполис-экспресс» и др. Стоит подчеркнуть, что российские бульварные издания отличаются от зарубежных прежде всего слабым оформлением и качеством печати. К примеру, польская бульварная газета «Не» издается на хорошей бумаге, в цвете, большинство иллюстраций обыгрывается в тексте. Это издание часто использует и прием игровой фотографии, как правило, фривольного толка. Российские бульварные издания игнорируют иллюстрации. Названные выше газеты «Не скучай» и «То да се» публиковали только графические рисунки (что связано с низким полиграфическим уровнем), на страницах «Мегаполис-экспресс» можно встретить фотографии, но они скорее являются дополнительным фоном к материалу и не воспринимаются отдельно от него.

По мнению редактора «Желтой газеты, М. Дмуховского, бульварная пресса не мыслит себя без сексуальной тематики, причем ее диапазон весьма велик: от невинного конкурса красоты до подробного описания сексуальных извращений. Вторая отличительная черта — языковые игры и дезориентация читателя, когда журналист пишет в заголовке одно, а в тексте совсем другое. Также бульварная пресса не может обходиться без информации на криминальные темы, а также без материалов, посвященных частной жизни известных людей. Казалось бы, все то же, что и в зарубежных бульварных изданиях. Однако это ошибочное мнение. В России сложилась иная ситуация: «С первых шагов мы столкнулись с весьма серьезными трудностями, — пишет М. Дмуховский. — Так, оказалось, что раскопать скандал о звезде практически невозможно без согласия самой (самого) X. либо ее (его) директора. Далее: выяснилось, что журналист бульварной газеты — человек особого склада. Ему не свойственно сомнение: задавать матери погибшего какой-то личный вопрос или не задавать, потому что сделаешь больно. Где искать таких журналистов? Тут у нас — ни школы, ни традиций».5 Однако основным недостатком российской бульварной прессы редактор «Желтой газеты» называет... отсутствие достоверности: «Настоящая бульварная пресса заглядывает в замочную скважину, и если что-то там такое происходит, то об этом пишет. Наша же напишет, лишь заглянув. А происходит там что-то или нет — неважно, можно придумать».6

Мы согласны, что основными темами в бульварной прессе становятся сексуальные взаимоотношения между людьми, слухи и скандалы. Однако нам могут возразить, что точно такие же темы можно встретить на страницах других изданий. Как же в таком случае отличить бульварное издание, скажем, от развлекательно-информационной газеты?

Служебные характеристики работников СМИ

«Журналист по профессии, он был слишком труслив, чтобы стать специальным корреспондентом, слишком необразован, чтобы вести литературную хронику, слишком осторожен, чтобы писать политические комментарии. Оставалась гастрономия. И он специализировался в этой области, что дало ему много свободного времени».1 Подобная модель поведения как нельзя более кстати подходит к типу современного журналиста. Разумеется, речь идет не обо всех представителях СМИ, а об отдельной их части, в том числе и о журналистах развлекательных изданий.

Деятельность сотрудников СМИ зависит от многих факторов (общественных, личных, политических, экономических), следовательно, по долгу службы журналист оказывается втянутым в различные макро- и микросоциальные процессы. На его работу влияет и деятельность других СМИ, занимающих иную типологическую нишу, в частности, сеть Интернет и игровые телевизионные шоу. Журналистика сегодня как никогда является миграционной средой: незаметно стираются грани между журналистами, работающими на радио, телевидении и в газете. Представители всех отраслей СМИ свободно меняют специализацию, а нередко одновременно сотрудничают сразу в нескольких разноплановых изданиях. В нашу задачу не входит давать оценку этому явлению — положительную или отрицательную — миграцию в журналистике мы воспринимаем только как одну из примет времени.

В период с 1990 по 2000 гг. значительно изменились составляющие профессиональной культуры журналиста. Особенно это касается этической и правовой культуры. Гласность породила иллюзию вседозволенности и легкости профессии. В сознании журналиста новой формации закрепилось, что материал можно написать, не выходя из редакции или из дома. Многие приемы журналисты таблоидов заимствуют из сети Интернет, а также из развлекательных телевизионных передач. Из собственного опыта работы в развлекательных изданиях автор может утверждать, что именно Интернет и ТВ во многом влияют на работу таблоидных журналистов. Факт берется не из официальных источников, не благодаря личному интервью, а с экрана телевизора или компьютера. На долю журналиста печатного издания остается интерпретация событий, которая подается весьма вольно. При этом основными качествами, которыми должен обладать журналист развлекательного издания, остаются цинизм, расторопность и оперативность. Л.Г. Свитич называет эту черту одной из основных в системе глобальных информационно-креативных процессов2 журналистики. Главное назначение «домашнего» текста-заготовки — развлечение, информативность материалов в таблоидах по-прежнему остается на втором плане.

Социологи только поверхностно касались личностных особенностей и специфики труда журналистов развлекательных изданий. В проведенных исследованиях опрашивались представители самых различных изданий - деловых, ежедневных, политических, экономических и т.д., при этом зачастую территориально между собой не связанных3. Между тем условия труда, особенности профессиональной деятельности журналиста в одном регионе существенно отличаются от работы в другом. Е. Л. Вартанова пишет о том, что сегодня «единой медиасистемы как бы и не существует. Медиарынок Москвы не похож на медиарынки областных центров Урала или Сибири, отличается от ситуации в Санкт-Петербурге и во многом не повторяет медиарынки СМИ Татарии и Башкорстана»4.

Журналистика трансформируется, и, следовательно, неизбежно трансформируется и профессия журналиста. Какими качествами должен обладать журналист развлекательных изданий, чтобы максимально раскрыться как творческая личность и состояться в выбранной профессии? Ответ на этот вопрос представляется нам особенно важным. Невозможно проигнорировать и особенности работы в редакциях таблоидного типа: для любого журналиста необходим хороший психологический климат в коллективе, поэтому без анализа проблемы корпоративной журналистской культуры нельзя обойтись.

Похожие диссертации на Таблоидная пресса в России, 1990 - 2000 гг.