Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы Барабаш Наталья Сергеевна

Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы
<
Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Барабаш Наталья Сергеевна. Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 Москва, 2002 149 с. РГБ ОД, 61:03-10/741-X

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава I. Становление профессии ведущего в процессе выработки жанрово-тематической структуры массового вещания

1 Ведущий радиогазеты и тематических радиоконцертов 19

2 Радиожурналист информационно-музыкальных программ на радио
1930-х-1970-х годов 26

3 Радиоведущий в период формирования информационно-музыкальных
программ «Молодежного канала» радиостанции «Юность» 36

4 Влияние опыта журналистов зарубежного радио на практику ведущих
отечественных информационно-музыкальных станций 39

Глава П. Особенности работы журналиста - ведущего информационно-музыкальных программ в условиях становления и развития радиорынка в России

1 Ведущий информационно-музыкальной радиостанции на стартовой
позиции негосударственного вещания 46

2 Разновидности образа ведущего на информационно-музыкальной
радиостанции 83

Заключение 135

Литература 142

Введение к работе

Актуальность диссертационной работы "Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы» обусловлена, в первую очередь, тем, что разнообразие информационно-музыкальных радиостанций и увеличение объемов вещания в эфире второй половины 1990-х годов XX века, предоставляет аудитории большой выбор программ и передач, отвечающих ее разнообразным запросам -как по тематике, так и по стилю вещания. В конце 1990-х годов в московском радиоэфире работали около сорока разнообразных радиостанций, каждая из которых имела свою определенную аудиторию и свои особенности.

Причем, с каждым годом, согласно социологическим исследованиям, прежде всего, ежедневным, еженедельным и ежемесячным рейтингам, становился все более очевидным тот факт, что коммерческие информационно-музыкадьные радиостанции завоевывают все новые и новые массы слушателей. При этом, самые успешные из них планомерно вытесняют традиционные государственные радиостанции с верхних строчек таблиц популярности, даже, несмотря на то, что технические возможности государственных радиоканалов -мощность передатчиков, а, следовательно, диапазон вещания - были несравненно шире.

Информационно-музыкальные радиостанции можно разделить на "специализированные», основу вещания которых составляет популярная музыка и короткие выпуски новостей, и "многопрофильные", где большой объем вещания занимают многочисленные новостные, аналитические, общественно-политические и просветительские программы, а музыке отводится роль «сопровождения». С каждым годом таких станций становится все больше, при этом, для того, чтобы успешно конкурировать на московском радиорынке, и новым, и уже работающим радиостанциям приходится постоянно сужать рамки своего формата, ориентируясь на "свою", четко выверенную аудиторию.

Коммерческие "специализированные" и "многопрофильные" информационно-музыкальные радиостанции стали неотъемлемой частью

повседневной жизни: музыкальные заставки, джинглы, отбивки, афоризмы популярных ведущих стали звучать гораздо чаще, и знакомы молодым и зрелым радиослушателям конца 1990-х годов лучше, чем традиционные позывные "Маяка" или "Радио России". Отсюда очевидно серьезное влияние коммерческих радиостанций на сознание массового слушателя.

Однако «визитная карточка» станции - это не только музыка, фирменные джинглы, рекламные ролики и оригинальная форма подача новостей, но и, конечно же, стиль работы журналистов в эфире. Слушателя, в первую очередь, привлекает, как правило, понравившийся голос и манера общения с аудиторией одного или нескольких радиоведущих. Ведущий - автор информационной, музыкальной, развлекательной и т. д. передачи, общающийся с аудиторией, чаще всего, в «прямом» эфире и высказывающийся от собственного лица или от лица того «образа», в котором он выступает. Именно журналисты -постоянные ведущие передач - создают и поддерживают стиль вещания станции, концентрируя эмоции и выражая тем самым отношение к тем или иным событиям, к музыке, которая звучит в эфире. Поэтому ответственность журналиста перед слушателями за слова и фразы, которые они произносят в эфир, и за эмоциональную наполненность этих слов весьма велика.

Ситуация на российском радиорынке на рубеже XXI века лет резко изменилась, и спрос аудитории на образованных, начитанных, интеллигентных ведущих-собеседников (а именно такие ведущие были популярны у радиослушателей в начале девяностых годов), к сожалению, упал. В эфире стало появляться все больше радиостанций, которые призваны просто создавать настроение.

Задача таких станций - развлекать своих слушателей; на волнах коммерческих информационно-музыкальных радиоканалов практически без остановки звучит только легкая танцевальная поп-музыка (исключение -реклама и новости), один-два раза в час прерываемая ЗО-50-секундным незатейливым конферансом ведущего.

В первые годы демонополизации эфира и появления принципиально новых форм вещания программные директора негосударственных информационно-музыкальных радиостанций предпочитали не переучивать ведущих государственных радиостанций, которым было гораздо труднее привыкнуть и приспособиться к новым правилам «игры», а набирать молодых людей, которые не имели профессионального образования и опыта работы в эфире. Новые коммерческие радиостанции, ориентированные большей частью на подростков, девушек и юношей, чтобы завоевать их доверие, должны были разговаривать с ними на «привычном» им языке, для этого для работы в эфире подбирались люди, соответствующие требованиям "нового времени".

В середине 1990-х годов многие радиожурналисты часто переходили с одной радиостанции на другую, при этом, иногда меняя область деятельности -из ведущего становясь музыкальным или программным директором, пресс-секретарем радиостанции или менеджером по связям с общественностью.

В связи с этим необходимо затронуть такой важный вопрос как подготовка квалифицированных кадров. Серьезные специалисты в области радиовещания не могут появиться сами собой - их нужно создавать. Нельзя забывать о том, что навыки работы с цифровой техникой и знание того, как подготовить и провести музыкальную или новостную передачу, которая бы соответствовала всем стандартам современного эфира, необходимы начинающим радиожурналистам ничуть не меньше, чем знание истории и теории радиовещания.

Уже в самом начале демонополизированного вещания приходилось
принимать во внимание тот факт, что существовала определенная разница
между теми навыками и методами работы у микрофона, которыми пользовался
работник государственного канала и теми, которые требуются для успешной
работы ведущего коммерческой информационно-музыкальной

«специализированной» и «многопрофильной» станции.

В современных условиях радиожурналисты в значительной мере опирались на собственную интуицию, самостоятельно находя приемы и методы

работы у микрофона, позволяющие сделать передачу интересной как слушателям, так и рекламодателям. Иногда руководство российских радиостанций отправляло своих ведущих на стажировку заграницу - поучиться мастерству у европейских или американских профессионалов радиоэфира, работающих на аналогичных по формату каналах. Так, одна из молодых московских коммерческих станций, работающая в формате "динамичная танцевальная музыка", отправила несколько своих специально отобранных ведущих учиться особой технике сведения пластинок, которой славятся ди-джеи, работающих на дискотеках острова Ибица. Такие стажировки были хорошей школой для российских журналистов, они помогали им научиться необходимым стилевым приемам, так как, несмотря ни на что, радиорынок во всем мире действует по единым законам. Поэтому, как показывает практика, грамотно созданная по западным стандартам радиостанция, на которой работают профессионалы, начиная с высшего руководства и эфирного персонала и заканчивая отделом маркетинга и продаж, успешно функционирует на российском радиорынке.

Возникла потребность в переменах в профессиональной подготовке нового поколения журналистов, чтобы они уже в процессе обучения, могли свободно адаптироваться к новым условиям современного радиорынка, четко зная, какие требования (психологические и технологические) предъявляют к журналистам на радиостанциях разных форматов.

Объектом исследования стали различные передачи, выходящие в эфир
на «многопрофильных» и «специализированных» коммерческих

информационно-музыкальных радиостанциях.

Предметом исследования являются закономерности творческого процесса журналистов, работающих в эфире радиостанций различных форматов. Диссертация содержит попытку классификации ведущих на основе избранных ими методов и принципов общения с аудиторией во время передачи.

Цель исследования - выявить и описать закономерности творческого процесса работы журналиста у микрофона в роли ведущего радиопередачи, влияние этих закономерностей на специфику, методы и приемы обработки информации; рассмотреть стилевое своеобразие общения журналистов с аудиторией в эфире современных информационно-музыкальных радиостанций. В процессе исследования необходимо было решить следующие задачи: Изучить особенности становления и эволюции профессии радиожурналиста - ведущего передачи в различных социально-исторических условиях и изменения технического оснащения.

Обозначить перемены социальных условий, потребовавших перехода от традиционного диктора к журналисту-комментатору.

Проанализировать специфические особенности формирования радиорынка на рубеже 1980-1990-х годов.

Сформировать типологию информационно-музыкальных коммерческих радиостанций.

Описать закономерности процесса эволюции требований аудитории к радиовещанию под воздействием принципиальных перемен в политической, социально-экономической и культурной жизни страны.

Исследовать наиболее распространенные методы и способы программирования эфира.

Сформировать и обозначить разновидности образов ведущих, получивших распространение в современном эфире.

Рассмотреть опыт наиболее популярных ведущих крупных коммерческих информационно-музыкальных радиостанций московского региона.

Охарактеризовать влияние опыта ряда ведущих зарубежных радиостанций, вещающих на русском языке, на выработку приемов и методов работы в эфире журналистов отечественных радиостанций.

Научная новизна диссертационной работы обусловлена, прежде всего, тем, что впервые в теории отечественной радиожурналистики на основе

анализа практики различных радиостанций и опыта журналистов, обеспечивающих деятельность разнообразных жанрово-тематических направлений современного радиовещания, исследована специфика творческой практики радиожурналистов в различных производственных условиях, при выполнении разнообразных задач успешного общения радиоканала с аудиторией, журналиста у микрофона и различных групп его слушателей.

Принципиально новым для теории радиожурналистики является попытка вычленить своеобразие работы у микрофона радиоведущих различных типов; предложена классификация радиожурналистов на основе приемов и методов журналистского общения с различными группами слушателей; исследованы специфика, приемы и методы работы радиожурналистов на радиостанциях различных типов и форматов; выявлены приемы и методы журналистского общения, стимулирующие внимание аудитории к отдельным программам и к постоянной регулярной эфирной практике той или иной радиостанции в целом; намечены перспективы творческой практики и манеры общения радиожурналиста со слушателями в процессе развития (расширения аудитории, увеличения программ, расширения тематики вещания радиостанции по мере увеличения ее постоянной аудитории).

Необходимо заметить, что вопрос, касающийся формирования закономерностей творческого процесса, применительно к работе ведущих информационно-музыкальных станций, недостаточно изучен - практически нет отдельных монографий, посвященных принципам работы радиостанций и раскрывающих сущность профессии радиоведущего. То, что эта тема нуждается в серьезных исследованиях, говорит уже тот факт, что за период 1997-1999 гг. вышло довольно большое количество статей, посвященных проблемам московского и российского радиовещания в различных печатных изданиях. Кроме того, в этот же период, наряду с уже давно существующими англоязычными, появились несколько глобальных специализированных русскоязычных сайтов в сети Интернет, созданных профессионалами радиобизнеса (сотрудниками московских коммерческих информационно-

музыкальных радиостанций), где активно поднимались и обсуждались самые разнообразные проблемы и аспекты современного радиовещания.

Как уже было сказано, "лицо" радиостанции во многом определяет ведущий. Манера и принципы работы в эфире того или иного радиожурналиста зависят от формата радиостанции, на которой он работает, времени выхода программы в эфир, ее хронометража, степени квалификации, способностей, личного обаяния ведущего и многих других причин.

Только в самое последнее время появился цикл научных работ ученых и
преподавателей факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, в
которых впервые в комплексе рассматривались особенности формирования
отечественного радиорынка, а, следовательно, обозначены

социопсихологические, экономические и программные условия работы журналистов в студии современной коммерческой информационно-музыкальной радиостанции.

Однако и в этих работах основное внимание уделено указанным условиям и параметрам радиорынка. Сложность творческого процесса журналиста у микрофона, его психологические и технологические закономерности в этих работах четко и объемно обозначены. Детальный же анализ пока не осуществлен. В этом смысле, мы надеемся, что наша работа является прямым продолжением ряда исследований, осуществленных учеными МГУ и другими исследователями истории и практики отечественного радиовещания.

Аналитический обзор литературных источников диссертации справедливо должен начинаться с трудов ученых, заложивших основу для изучения истории, теории и практики отечественного радиовещания. Для нас были важны работы В.Н Ружникова, П.С. Гуревича, Д.И. Любосветова, Л.Д. Болотовой, В.В Гаспаряна, М.В. Зарвы, А.А. Шереля, И.Н. Тхагушева, В.В. Смирнова и других, которые явились основным источником для написания параграфов диссертации, посвященных анализу общей обстановки радиовещания в 1920-1930-е годы и особенностям работы ведущих у микрофона в частности.

Принципиальное значение имели работы, хотя и непосредственно не касающиеся радиовещания, но разрабатывающие важные проблемы истории и теории массовых коммуникаций и просветительства. Труды Я.Н. Засурского, В.М. Горохова, Р.П. Овсепяна, а также работы по теории и практике телевидения, принадлежащие перу А.Я Юровского, С.А. Муратова, Р.А. Борецкого, Г.В. Кузнецова, Ю.А. Шерковина, Н. В. Рождественской и других исследователей, занимающихся вопросами истории и психологии журналистского творчества в процессе общения с аудиторией. Из зарубежных авторов, чьи идеи сыграли немаловажную роль в формировании концепции автора данной диссертации, назовем работы М. Маклюэна, С. Московичи, М. Кейта, А. Моля, М. Зденек, а также М. Макгивера (Ирландия), Д. Ковени и Д.Холл (США), поднимающие проблемы современного коммерческого радиовещания США и Европы.

Книги, которые понадобились в работе над диссертацией, можно структурировать следующим образом:

- Книги по истории, теории и методике отечественного радиовещания -1920-1980-е годы. Здесь в первую очередь следует назвать сборник "История советской радиожурналистики. Документы. Тексты. Воспоминания" (ответственный составитель - д.и.н. Т. М. Горяева, научный руководитель авторского коллектива - профессор А.А. Шерель; руководитель редколлегии -профессор Я.Н. Засурский), а также книгу д.и.н. Т.М. Горяевой "Радио России: Политический контроль советского радиовещания в 1920-1930-х годах. Документированная история", в которых особую # ценность представляли документы, касающиеся появления и окончательного установления жесткой цензуры на радио двадцатых-тридцатых годов.

Необходимо отметить книгу Н. А. Толстовой "Внимание, включаю микрофон!", из которой было почерпнуто много фактического материала о радиовещании двадцатых-тридцатых годов, основных принципах работы дикторов в те годы, а также сборник "Диктор у микрофона", где нами были

найдены интересные и важные высказывания выдающихся дикторов прошлого о своей профессии, приемах и методах работы у микрофона.

Известно, что вопрос о том, искусство должно быть понято народом или искусство должно быть понятно народу основатель советского государства пытался решить еще в переписке с К. Цеткин.

Во времена диктатуры Сталина этот вопрос был решен директивным порядком: все, что в большей или меньшей степени оказывалось малопонятным самой широкой массе, заранее объявлялось враждебным социалистической культуре и вслед за этим люди, мыслящие вразрез с курсом партии и правительства, например, творчество таких великих композиторов как С. Прокофьев, Д. Шостакович, было признано ненужным и непонятным советскому народу. Это было правило, которое определяло отношение к любому произведению культуры, в том числе и к радиопередачам. Причем, касалось это всех направлений радиовещания - информационного, образовательного, развлекательного и т.п.

Экскурс в историю радиовещания в диссертации необходим, прежде всего, для того, чтобы понять, как менялось радио на протяжении семидесяти с лишним лет, как менялся сам радиослушатель.

Десятилетиями к микрофону подходил не творец, а партийный пропагандист, при этом действовало железное правило: "Слово - не воробей, поймают - вылетишь". Руководство радиовещания определяло заданность слова и интонации, поэтому не могло быть и речи о самовыражении в той степени, в которой нуждался человек, общающийся с публикой через микрофон. Невозможно было импровизировать, отступить от заранее написанного и утвержденного текста - разве только возникали какие-нибудь непредвиденные обстоятельства, после которых даже самый опытный и талантливый диктор не знал, как отреагирует начальство на его находчивость в эфире.

Годы жесткой цензурной диктатуры на радио сменялись некоторым послаблением режима - особенно это характерно для военного времени из-за передаваемых в эфир писем с фронтов и на фронт, и некоторого времени в

период хрущевской "оттепели". Но если говорить о ситуации на радио в целом до «перестройки» в середине 1980-х годов, то можно сказать, что дикторы всегда обязаны были помнить, что любое отклонение от написанного и утвержденного начальством текста было чревато негативными, катастрофическими для них последствиями.

Дикторы несли ответственность за каждое "вольно" сказанное слово. Им приходилось подавлять собственные чувства и эмоции, чтобы никто не догадался, что они на самом деле испытывают, читая тот или иной материал в эфир.

Безусловно, работа замечательных мастеров радиовещания - Н. А. Толстовой, Ю. Б. Левитана, О. С. Высоцкой и многих других - заслуживает восхищения. Однако сейчас мы имеем в виду не блестящие профессиональные данные этих дикторов, а отношение к материалу, так как никто (или почти никто) не в состоянии лучше передать свои эмоции, чем сам автор текста.

Для характеристики современного этапа были использованы публикации, посвященные истории, теории и методике современного радиовещания. Статьи и исследования, характеризующие современное состояние государственного и коммерческого вещания, как в нашей стране, так и за рубежом были исходным материалом для раздела "Формирование условий работы журналиста у микрофона на стартовой позиции независимого вещания ".

В этой связи необходимо отметить обзорные материалы Игоря Стадника "Радиостанции" в "Российском Музыкальном Ежегоднике - Итоги 95/96", "Радио" Рифата Юсупова ("Российском Музыкальном Ежегодник - Итоги 96/97) и Кирилла Мошкова "Радиовещание в России сегодня" для "Российского музыкального Ежегодника - Итоги 97/98", в которых представлена достаточно полная информация о положении дел в отечественном радиовещании в указанные годы, новых тенденциях в радиовещании, изменениях в структуре вещательных каналов, аудитории и рекламных акциях, открытии новых радиостанций, расширении, выдаче новых частот ФСТР и положении дел на государственном радио. В этих исследованиях также сопоставляются методы

работы ведущих на коммерческом и государственном радио, особенности музыкальной политики, программирования различных FM-радиостанций, отражены проблемы, существующие на государственных радиостанциях и т.д.

Не менее значимыми в работе над этим разделом диссертации стали ежемесячные бюллетени "Независимые медиаизмерения", где, помимо рейтингов популярности печатных и электронных СМИ, исследований аудитории, эффективности рекламы, проводимых Национальным Институтом Социально-Психологических Исследований и агентством Russian Public Relation Group, публиковались аналитические обзоры, касающиеся ситуации на рынке СМИ. В частности, аналитический обзор И. Надуткина, А Холода и др. "FM радиостанции: исследование регионального рынка и целевых аудиторий", статья С. Брацыло "Особенности формирования программных концепций отечественного ТВ" и др., где поднимаются важные проблемы современного вещания, такие как взаимоотношения слушателя и СМИ, жанровые предпочтения радиослушателей, специфика работы радиовещательных каналов в современных условиях и т.д.

Необходимым фактическим материалом для написания диссертационной работы стали публикации Ю. Захаровой "FM в московском эфире" и О. Яичкиной "Общедоступные средние волны" в газете "Неделя", о FM и СВ-радиостанциях, особенностях вещания, популярных ведущих и программах, соотношении музыки и текста в эфире, исследование Г. Смита "Station Reports" в американском издании "Music & Media" о деятельности двух российских радиостанций - радио "Максимум" и "Европа Плюс", публикация И. Колядного "Дядюшка Peel с Radio One" об особенностях работы популярного британского радиоведущего Джона Пила.

Необходимо упомянуть сборник «Отечественное радио в современных условиях», в особенности статью В. Сухаревой, посвященную анализу современного отечественного государственного и коммерческого радиовещания, а также исследование Т. Бочаровой, в котором автор рассматривает и анализирует закономерности и структурные особенности

музыкального программирования на коммерческих информационно-музыкальных радиостанциях.

Также стоит отметить статьи и интервью, посвященные отечественному коммерческому радиовещанию конца девяностых годов и радиоведущим в рубрике "Радио" в журналах "Вечерняя Москва" и "Афиша", справочное издание А.К. Троицкого "Поп-лексикон. Стили популярной музыки", в котором давалось подробное объяснение терминов и понятий из мира рок- и поп-музыки, без которых нельзя серьезно говорить о современном радиовещании: музыкальные направления и стили - Easy Listening, Adult Oriented Rock, Adult Contemporary и др.1, взятые впоследствии за основу при программировании коммерческих музыкальных радиостанций, термины "хит", "сингл", "диск-жокей", "компакт-диск", "джингл", "промо", "таблица популярности" и т.д.

Весьма существенными в работе над диссертацией оказались материалы, посвященные проблемам коммерческих радиостанций в специализированном выпуске журнала Billboard : статьи Майка Макгивера (Ирландия), а также Даны Холл и Джанни Ковени (США) поднимали актуальные проблемы (грамотное программирование, использование новых технологий и т.д.) современного коммерческого и государственного вещания США и Европы.

Для разработки вопросов психологической основы журналистского творчества мы опирались на работы Л.С. Выготского, Н.В. Рождественской, А.В. Ковалева и В.Н. Мясищева, касающиеся проблем творческой личности; работы М.Смирновой и М. Зденек, исследующие особенности психологии и поведения творческого человека. Для разработки гипотезы типологии современных ведущих мы опирались на идеи о возможности сознательного управления процессом творчества и нескольких типах (уровнях) творческого

Подробно об этих понятиях рассказывается во второй главе диссертации - «Особеннности работы журналиста - ведущего информационно-музыкальных программ в условиях становления и развития радиорынка в Росии».

2 См.: Billboard №9, 1998, Sept. 13.

процесса, высказанных в работе М. Гафитулина "Уровни творчества или рождение новизны".

Материалом исследования стали прослушанные, проанализированные и сопоставленные "прямые" эфиры и отдельные программы нескольких десятков радиоведущих информационно-музыкальных радиостанций Москвы,

Важными для работы над диссертацией также оказались справочные и документальные материалы. В данном труде были использованы результаты (цифры и факты) маркетинговых исследований и социологических опросов независимых центров «Комкон-2» и Gallup Media: ежемесячные рейтинги московских радиостанций, музыка, которую предпочитали слушать в Москве, целевая аудитория московских станций FM, УКВ и СВ-диапазонов, а также музыкальные хит-парады радиостанций. Эти данные были необходимы для того, чтобы наглядно показать рост популярности коммерческих радиостанций в Москве и за ее пределами.

Стоит отметить, что во время работы над диссертацией, ситуация на радиорынке менялась несколько раз: некоторые радиостанции прекращали свое вещание по разным причинам, появлялись новые, некоторые коренным образом трансформировали формат и программную политику, отдельные ведущие переходили работать с одной радиостанции на другую. На многих популярных коммерческих информационно-музыкальных радиостанциях сменились программные директора, что, безусловно, влияло на положение той или иной радиостанции в таблицах популярности (даже если при этом программная политика радиостанции не претерпевала существенных изменений). Несмотря на то, что государственные станции на протяжении последних нескольких лет, бесспорно, лидировали из-за колоссального охвата территории, однако, согласно социологическим исследованиям, если еще пять лет назад не могло быть и речи о том, чтобы какая-либо даже крупная коммерческая станция сумела занять одну из высших строк таблицы популярности и конкурировать с радио "Маяк" или "Радио России", то уже в 1998-1999 гг. коммерческое информационно-музыкальное "Русское радио" уверенно "обогнало" по

популярности радиостанцию "Маяк", заняв вторую строчку хит-парадов, а по некоторым данным иногда ему удавалось даже выйти в лидеры. Именно поэтому нам так важно было следить за динамикой роста популярности коммерческих радиостанций и изучать исследования различных социологических институтов и агентств.

В основу методологии исследования положен принцип историзма. Изучение проблемы начинается с анализа дикторской и журналистской работы в период становления радиовещания в 1920-е годы, когда государство еще не устанавливало монополии на эфир, и все функции организации радиостроительства и ведение массового вещания поручило АО "Радиопередача". Опыт, накопленный в 1920-е годы, заложил традиции той свободы у микрофона, которые получили новое развитие сначала в отдельных программах Всесоюзного радио (например, «прямые» эфиры на радиостанции "Юность" в 1980-е годы), а затем после отказа государства от монополии на эфир на рубеже 1980-1990-х годов. Методами исследования стали методы наблюдения, обобщения и комплексного сравнительного анализа. В работе над диссертацией учтен и личный опыт автора, полученный во время работы на различных информационно-музыкальных радиостанциях.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении закономерностей и формировании критериев работы радиожурналиста у микрофона, обеспечивающих ему прочный и постоянный контакт с аудиторией во время передачи.

Практическая значимость. Результаты исследования имеют практическое значение в работе радиожурналистов на различных государственных и коммерческих радиостанциях разных типов, форматов и направлений; наблюдения и выводы, полученные в процессе данного исследования, могут быть использованы при чтении курсов по основам радиожурналистики и методике работы радиожурналистов в университетах и вузах, занимающихся подготовкой журналистов, а также при чтении курсов, проведении семинаров и практических занятий в системе переподготовки

кадров работников радиовещания. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и переподготовке не только практических работников радиовещания, но и в системе образования административных работников радио - менеджеров, программных директоров. Также они будут полезны социологам и психологам, занимающимся изучением эффективности современного радиовещания. На основе материалов диссертации может быть разработан учебный курс для различных средних и высших учебных заведений, занимающихся подготовкой работников радиовещания.

Структура работы. Общая композиция диссертационной работы в связи с таким подходом сложилась следующим образом.

Во введении раскрывается научная актуальность темы диссертации, цели и задачи исследования, характеристика использованных в работе источников, методология работы, а также практическая значимость диссертации.

Похожие диссертации на Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы