Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие с телезрителем : Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения Поберезникова Елена Владимировна

Взаимодействие с телезрителем : Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения
<
Взаимодействие с телезрителем : Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения Взаимодействие с телезрителем : Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения Взаимодействие с телезрителем : Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения Взаимодействие с телезрителем : Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения Взаимодействие с телезрителем : Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поберезникова Елена Владимировна. Взаимодействие с телезрителем : Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10.- Москва, 2000.- 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/570-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ Эволюция передач итв на отечественном ТВ .

1.1 .Предпосылки возникновения ИТВ 16

1.2. Периодизация ИТВ на Российском телевидении 30

1.3.Зарождение ИТВ на Советском телевидении (1957-1970) 32

1.4.Развитие ИТВ в регионах. Стагнация на ЦТ (1970-1985) 45

1.5 .Развитие общественного направления ИТВ. Перестройка (1985-1991) 62

1.6. Коммерциализация и демонополизация Советского телевидения Постсоветское телевещание (1991-1996) 74

1.7.Функционирование системы ИТВ в новых условиях (1996-2000) 78

ГЛАВА ВТОРАЯ Становление принципов интерактивного телевидения

2.1 .Анализ взаимодействия телекоммуникатора и телезрителя 84

2.2. Мотивы обращения зрителя к ИТВ ПО

2.3.Мотивы и "маски" коммуникатора 121

2.4.Роли и "маски" зрителя в ИТВ. Соотношение их с масками коммуникатора 134

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Классификация программ ИТВ .

3.1. Основные признаки программ ИТВ. Виды обратной связи 140

3.2. Функциональные задачи ИТВ. Жанровое разнообразие 153

3.3; Модели взаимодействия зрителя и коммуникатора в ИТВ 160

Заключение 209

Приложение 211

Список литературы

Периодизация ИТВ на Российском телевидении

Одна из основных тенденций второй половины XX века - демократизация общественных отношений - стимулировала формирование новой модели массового общения или коммуникации, отвечающей общественным ожиданиям и имеющей большой потенциал способствования оптимизации общественного развития. Интерактивность (взаимодействие) - основное отличительное качество этого типа общения. И особенно ярко оно воплотилось в телевизионном вещании, породив телевизионный феномен конца XX века -интерактивное телевидение (ИТВ).

В ответ на социальный заказ во второй половине XX века коммуникационная техника во всем мире переживает бурное развитие. Появление на информационном рынке мультимедийных технологий, являющихся, по своей сути, интеграцией подключаемой и передающей техники, во много раз расширило коммуникационные возможности общества в разных сферах и , в том числе, в телевещании.

Сам термин - интерактивное телевидение имеет американское происхождение и появился в российской прессе во второй половине 90-х годов одновременно с экспансией западных телепередач и других образцов западной и, в первую очередь, американской масс-культуры. Он очень быстро укрепился в языке телевизионных практиков и на страницах прессы, проникнув через нее и в разговорный язык. Им стали называть практически все виды телевизионных программ, основанных на взаимодействии

(интеракции) с телевизионной аудиторией: от студийных «ток-шоу» («Я -сама», «Сделай шаг», «Старая квартира»), «народных новостей» («Открытые новости», «Времечко», «Сегоднячко») до сложных политических передач («Общественное мнение», «Глас народа») и передач, которые по жанру можно отнести к своеобразному «телевизионному фольклору», основанных на сотворчестве с телезрителем («Сам себе режиссер», «Играй, гармонь!», «Иванов,Петров,Сидоров» и т.д.)

Процесс формирования ИТВ в России шел спонтанно и до сих пор в отечественном телевещании концепция интерактивности не сформулирована. Соответственно, нет и научного определения понятий «интерактивность», «интерактивное телевидение». Самих этих слов мы не найдем ни в одном толковом словаре русского языка вплоть до 1998 года. В то же время, в США, Великобритании, Германии и других западных странах проблеме «интерактивности» уделяется большое внимание, начиная с 70-х годов.

В одном из наиболее авторитетных словарей - «The Oxford English Dictionary» - в 1978 году дается одно из первых толкований понятия «интерактивность» (Interactive):«Имеет отношение к компьютерному или какому-либо другому электронному оборудованию, которое позволяет осуществлять двустороннюю информационную связь между коммуникатором и пользователем, реагирующим немедленно посредством подводимой мощности». То есть изначально понятие интерактивность употреблялось в области кибернетики и обозначало характер взаимодействия: «человек» - «компьютер».

Впервые в английском языке термин в применении к телевидению употребляется в 1981 году. Вновь сошлемся на Оксфордский словарь: «Интерактивное видео (Interactive video) - телевизионное оборудование с компьютерными каналами, позволяющими осуществлять мгновенную двустороннюю информационную связь.» И далее в словаре в качестве примера исполъзова ния интерактивного видео приводится описание типичного ток-шоу: «Мнение, суждение в студии - как вопрос, и ваш ответ из собственного дома».

Но эти определения дают описание лишь технической стороны явления, то есть посредством чего и каким образом осуществляется взаимодействие двух участников процесса, но никак не раскрывают самой сути ИТВ, которое развивается очень динамично в 70-е годы. Уже к началу 80-х годов в понятие «Interactive media» входит множество видов телевизионного взаимодействия: Interactive video (интерактивное видео), on-line (контактное телевидение), digital (цифровое ТВ), enhanced TV («расширенное» или «усовершенствованное телевидение»), teleshopping (телемагазин), telebanking (телебанк) и т.д. То есть в западном и, прежде всего, американском варианте, интерактивное телевидение - продукт синтеза телевидения6 и компьютерных технологий.

Именно такой вариант коммуникации предполагает определение ИТВ, принятое американской компанией Forrester Research: «интерактивным телевидением называется любая активность, в процессе которой зритель использует пульт дистанционного управления для взаимодействия с информацией на экране телевизора». Это определение приводит в своей статье, посвященной ИТВ, доктор технических наук Ю.А.Бородин и справедливо подвергает его сомнению: «...если следовать такому определению, и простое переключение каналов будет называться «интерактивным телевидением»7. Перечислив все известные на сегодняшний день разновидности взаимодействия телезрителя с коммуникатором (от телепокупки до видеоконференций), автор логично приходит к выводу, что «интерактивность» на сегодня остается самым расплывчатым термином и «следует иметь более точные определения для обозначения необходимых средств реализации и степени влияния на саму телевизионную передачу.

Коммерциализация и демонополизация Советского телевидения Постсоветское телевещание (1991-1996)

Более едкими и злыми стали вопросы от зрителей. Публицистичность возобладала над концертно-музыкальной стороной. Теперь спор об искренности художника, его позиция в творчестве и гражданская ответственность становились порой гораздо важнее для публики, чем его профессионализм. Все эти качества достигли своего пика к 1988-му году, когда передача стала выходить в живом эфире и окончательно приобрела черты телефорума. Автор программы - Тамара Максимова так вспоминает этот этап: "2 года наблюдения за ринговской аудиторией показали: она стала вторым героем передачи. Зритель, приходящий к нам, был разный: от "балдеющих" фанатов до людей, пытающихся самостоятельно разобраться в молодежных проблемах. Но при всей своей многоликости этот, новый для ТВ-экрана, зритель уже ощутил вкус к борьбе мнений. И потому был, порой, не менее интересен, чем звезды, находившиеся в центре студии. Теперь даже не всегда удавалось предсказать, кто станет подлинным героем очередных раундов"27

Это наблюдение заставило авторов несколько видоизменить форму программы. Теперь, кроме действия непосредственно на ринге, которое представляло собой условное соперничество двух "звезд" и реакцию зрителей, был введен еще один элемент: кулуарный обмен мнениями в перерыве в Экспресс-баре - месте встречи гостей и участников. Собеседниками поначалу стали 300 любителей музыки - активисты молодежных клубов, дискотек, вузов. Позже к ним стали присоединяться и зрители.

Больше внимания стало уделяться созданию атмосферы в студии. В этом помогали социологи и психологи. К 1987 году сформировалась группа научной подготовки передачи, куда вошли известные ученые: психолог И.Скрипюк, социологи Г.Самойлова, Ю.Сыроежкина, Н.Кафырин и др. Все внимание творческой группы было направлено на создание условий для проявления героев-участников, которыми становились теперь не только приглашенные "звезды" эстрады, но и зрители, выступавшие в роли рефери. Продумывалась мизансцена, расстановка камер и свет. Основной упор делался на импровизацию, которая тщательно готовилась. (Позже в программе стали гораздо больше места занимать заготовки).

Передача имела большой авторитет. Для многих она стала путевкой на Большую эстраду. В то же время программа вызывала бурные споры, так как она слишком резко ворвалась в привычную стилистику бледных и пресных музыкальных программ советской эпохи. Наряду с огромным успехом среди молодежной аудитории и части демократично настроенной интеллигенции, в адрес программы приходили возмущенные письма: "Если не примете срочных мер к устранению передачи из эфира, то следующее наше письмо будет в ЦК КПСС", «Мнения масс вообще не бывает! ...Кому интересно слушать мнение человека из очереди за квасом?"

Но с ними спорили другие: "Я в восторге от "Ринга". И прежде всего потому, что он помогает найти истину в искусстве и возвращает лжекумиров на землю.", "Подлинное и естественное право оценки должно быть только у нас, публики. Нет критика более объективного и бескорыстного", "Нам надоело, что к нам относятся как к подопытным кроликам с вживленными в мозг электродами...", "Ринг дает нам не пищу, но...живительную влагу, способную хоть на время утолить нашу жажду к самостоятельности мышления.»

Писем было очень много. Так, только на одну программу с участием А.Розенбаума пришло 119842 письма. "Лит.газета" в обзоре ТВ-программ назвала "Муз.ринг" с "Аквариумом" лучшей программой месяца. 1987 год преподнес еще одно открытие жанра - как его называли сами авторы - социально-политическая игра - "Общественное мнение". До сих пор эта программа остается непревзойденной вершиной общественного направления ИТВ, где гармонично и убедительно сочетались задачи, форма и содержание. Зрителю предлагали ответить на весьма сложные вопросы, например: "Верите ли вы в перестройку?" Ему предлагали внести поправки в проект Закона о государственном предприятии, в Устав средней школы. В студии работали телефоны, на улице стояли "свободные микрофоны", двери студии были открыты. Ответы, которые приходили от зрителей, мгновенно обрабатывались на компьютере и постоянно обновляющиеся результаты демонстрировались на экране. Таким образом, зритель, участвуя в голосовании, мог наблюдать за его ходом.

Использование телефонно-компьютерной связи со зрителем стало своеобразной революцией, которая впервые зримо показала безграничные возможности ИТВ. Именно в "Общественном мнении" была отработана технология, которая впоследствии будет широко использоваться разными каналами. Кроме нее использовались и привычные средства связи - почта, телефон, ПТС. Но принципиальным достижением программы стало то, что, пожалуй, впервые была четко сформулирована задача программы, причем устами зрителей, то есть самого общества. Это не была цель указать на какой-то частный недостаток и ликвидировать его. У зрителей на глазах формировалось общественное мнение по ряду коренных вопросов развития общества. Мало того, это мнение не просто "формировалось", оно претендовало на реальное влияние на власть. Программа "Общественное мнение" поднимала престиж и дееспособность общественного сознания. Но именно поэтому программа имела и множество влиятельных противников, так как представляла опасность для режима, который еще сохранял рычаги управления обществом.

Мотивы обращения зрителя к ИТВ

Различная степень активности участия зрителя в телепрограмме предполагав многообразие моделей взаимодействия двух субъектов общения. Но в любо» случае это взаимодействие происходит по принципу, общему для любої кибернетической системы - управления по принципу обратной связи. Это аспект в отношении к телевидению очень мало изучен, хотя еще Н.Вине] высказывал догадку о том, что самостоятельной реакцией обладает не толькі живой организм, но и организм социальный - общество, а, следовательно принцип обратной связи, функционирующий внутри машины, живого организм; будет действовать и применительно к обществу.72

Телевидение, как техническое средство коммуникации разных социальных групп и отдельных членов общества, есть средство общения между коммуникатором, представляющим какую-то социальную группу и многочисленными социальными группами телезрителей. ИТВ, как один из видов телевещания, как мы уже выяснили, имеет много общего с обычным межличностным общением и, следовательно, неизбежно использует в процессе своего функционирования различные каналы обратной связи. Попробуем найти внутри телевидения признаки кибернетической системы для того, чтобы понять, насколько применим к нему общие законы действия обратной связи. «Кибернетическая система - это динамическая система, представляющая собой совокупность каналов и объектов связи и обладающая структурой, позволяющей ей извлекать (воспроизводить) информацию из своего взаимодействия со средой или другой системы и использовать эту информацию для самоуправления по принципу обратной связи»

ИТВ - это, безусловно, «динамическая система», находящаяся в состоянии постоянных изменений, даже во время эфира (в передачах прямого эфира -примерах типичного ИТВ - «Общественнное мнение», «Глас народа», «Что?Где?Когда?» периода 2000 г. с использованием интернета). ИТВ уже к 1996 году обладало «совокупностью каналов связи» - почта, телефон, телеграф, пейджинговые сети, телемосты (кабельные и спутниковые каналы связи), электронная почта, интернет, по которым активно обменивались информацией субъекты общения - коммуникатор, отдельные телезрители, группы телезрителей. К тому же, 1996 году отечественное ИТВ уже обладало «структурой», позволяющей извлекать и воспороизводить информацию, полученную в результате коммуникации. Это, прежде всего, компьютерные программы, составленные Российским центром Мультимедиа, а позже и другими производителями для обработки информации, полученной по каналам обратной связи. Что касается последнего звена этой цепочки -«самоуправления по принципу обратной связи» - то он находится еще в стадии формирования. Частично уже используется в рамках корректировки самого телевизионного продукта - в программах «Жди меня», «Глас народа», но не в рамках всего общества, так как политически общество еще не готово к полному использованию этой информации для оптимизации своей деятельности.

И все же в основном, каналы обратной связи внутри ИТВ действуют т законам, общим для всех аналогичных систем. Рассмотрим подробней, что ж собой представляет понятие «управление по принципу обратной связи» и какові механизмы действия его в ИТВ. Существует много определений, что такої «управление», которые вполне подходят для обозначения процессоЕ интересующих нас в этой работе. «Управление - это процесс взаимокоррелируемых изменений, в результат которых вырабатывается динамическая устойчивость системы.»74 «Управление - это выбор желательного хода процесса, контроль хода процесса и воздействие на систему, обеспечивающее желательный ход»75 «Управление - это объективный процесс, который в элементарном случа является следствием обмена информацией между двумя подсистемами системі и, в свою очередь, приводит к сохранению или увеличению информированности организованности и отрицательной энтропии (негэнтропии) системы.» Без обмена информацией, то есть связи, нет управления, хотя управление и связь - качественно различные процессы. Механизм обмена информацией в случае управления таков: управляющее устройство - в нашем случае телестудия, телекоммуникатор - посылает информацию (телепередача), которая называется управляющей и переводит управляемое устройство (общество в целом, либо какая-то одна из его подсистем) в возможное для него состояние - это одна составляющая обмена информацией.

Другая составляющая - управляемое устройство (телеаудитория - одна или несколько социальных групп, один из телезрителей, совокупность телезрителей) посылает в управляющее информацию о своем состоянии. Эта информация называется осведомительной или контролиоующей, т.к. на ее основе управляющее устройство вырабатывает следующую управляющую информацию для очередной посылки в управляемое устройство. Управление является внутренне противоречивым процессом, вследствие своей неразрывной связи с процессом регулирования, который в определенном отношении выступает как противоположность управлению. Система образует (по отношению к управлению) его внугренно-временную и структурную основы и будучи органически взаимосвязана с управлением, изменяется. Система организована в пространстве и времени, .определяется средой и структурой, имеет множество возможных состояний.

Если мы проанализируем с этих позиций деятельность ИТВ, то можем отметить отдельные результаты. Заметнее всего они будут в передачах ИТВ политического и коммерческого направлений. Так, например, после обработки информации, полученной по каналам обратной связи в таких передачах, как «Общественное мнение», «Глас народа» и т.д. власти, которые в структуре общественной системы являются «управляющим устройством» и телекоммуникатор (ленинградское ТВ - в первом случае и НТВ - во втором) -«управляющее устройство» в системе ИТВ, вынуждены корректировать свою деятельность.

Функциональные задачи ИТВ. Жанровое разнообразие

Передачи этойтруппы также основаны на действий Импульс к действию может поступать как от коммуникатора, так и от зрителя. Первое и главное отличие модели состоит в том, что действие обязательно должно иметь реальный результат.) Этот результат может быть личным, как, например, в передаче "Канал иллюзий"(1994 г. - "Останкино"). Автор передачи В.Комиссаров находит на одном из московских вокзалов оборванного бомжа и начинает ставить на нем своеобразный эксперимент. В ответ на вопрос, о чем он мечтает, Олег Иванович - так зовут героя - сообщает, что никогда не был в Париже. И происходит чудо. Олега Ивановича со скандалом стригут в "Метрополе", одевают в лучшем дорогом магазине и везут в Париж. Он бродит по ночному городу, общается с музыкантами, танцует с красивой женщиной в ресторане, выигрывает в казино 2,5 тысячи долларов...А в это время В.Комиссаров по всему Парижу рыщет в поисках дешевого портвейна, потому что Олег Иванович других напитков не употребляет, а "душа просит". /Личный результат получает зритель-участников передаче "Жди меня» (Прежнее название - «Ищу тебя"), которая по своей форме схожа со своеобразной телевизионной доской объявлений и розыскным бюро одновременно. Люди, потерявшиеся при разных жизненных обстоятельствах, имеют шанс вновь обрести друг друга с помощью телевизионного действия.

Телезритель может дать письмо-заявку на поиск близкого человека или прийти в ГУМ к фонтану во время эфира передачи, к месту постоянной встречи потерявшихся. Там установлена передвижная телевизионная станция. Объявляется поиск. Ищут все: милиция, журналисты, зрители. Весь процесс поиска, выливающийся в маленькие "документальные драмы", становится содержанием программы. Девочка в двухлетнем возрасте лишилась матери по неизвестным для нее причинам. Отец попал в тюрьму. Родственники отдали ее в дет. дом. Всю жизнь она мечтает найти какие-нибудь сведения о матери. Находятся очевидцы в далеком казахском селе, которые свидетельствуют, что, оказывается, ребенка похитили, а вечная, как мир, вражда двух семейных кланов, разводит дочь и мать, казалось бы, навсегда. Но в прямом телевизионном эфире программы мать откликается по телефону. Счастливая встреча в эфире через 40 лет становится финалом истории.

Молоденькая медсестра в военном госпитале полюбила военнопленного итальянца. Идеологические барьеры не дали влюбленным соединиться. Война разбросала их. Через 50 с лишним лет Катя решила через передачу найти свою первую любовь. Из Италии пришло сообщение, что, оказывается, он всю жизнь искал Катю, но так и не успел найти, умер 3 года назад. Но родственники приехали на встречу с легендарной в их семье Катей.

Прообразом этой программы был популярный в 60-е годы цикл передач "Рассказы о героизме" С.Смирнова, где также шел поиск потерявшихся во время войны людей. Много общего с ней имеет и цикл передач "От всей души"(1972).

Результат телевизионного действия-акции может стать общественно-значимым и иметь большое социальное значение. Одной из первых передач этой группы стала передача "Памятники отечества"(1986 г.ЦТ). В ней в прямом эфире ведущие С.Ямщиков и В.Енишерлов, рассказывая о шедеврах отечественной культуры, сохранившихся в частных коллекциях, призывали зрителей сохранять, находить и собирать оставшиеся реликвии. И зрители откликались. Эта передача способствовала открытию и спасению многих предметов культуры.

В 1987 году в рамках передачи молодежной редакции ЦТ "12-й этаж" была создана фирма "Курьер" - организация, которая объединила группы энтузиастов в Москве, Тольятти и некоторых других городах вокруг благородной идеи помощи ближним. Наиболее ярко проявился этот эксперимент в Октябрьском районе столицы. Подростки выполняли просьбы-заказы телезрителей: покупали больным лекарства, одиноким пожилым людям - продукты, сидели с больными, детьми... Запомнился и такой необычный звонок из Петропавловска-Камчатского: "Пожалуйста, вручите букет лучших роз моей девушке в Жуковском"...Эта акция вызвала и поток звонков от подростков, которые хотели работать и приносить пользу обществу.

Это была одна из первых акций молодежной редакции, традиция которых позже возродилась в новых формах в телекомпании "ВИД". В конце 80-х - 90-х годов по разным телеканалам прошла волна благотворительных марафонов. 25 февраля 1989 года состоялся первый на ЦТ "Аукцион", который был объявлен как международная благотворительная акция. Средства от него были направлены для пострадавших от землетрясения в Армении. В 1990-м году по МТК прошел благотворительный аукцион, средства от которого предназначались для строительства Центра социальной реабилитации жертв афганской войны. В 1991 году благотворительный марафон в пользу детей-сирот проводит Ленинградское телевидение. Идет он в эфире 24 часа, ведет его Тамара Максимова.

Похожие диссертации на Взаимодействие с телезрителем : Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения