Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Журналистское расследование: история и практика создания авторских телепрограмм Зубаркина Елена Станиславовна

Журналистское расследование: история и практика создания авторских телепрограмм
<
Журналистское расследование: история и практика создания авторских телепрограмм Журналистское расследование: история и практика создания авторских телепрограмм Журналистское расследование: история и практика создания авторских телепрограмм Журналистское расследование: история и практика создания авторских телепрограмм Журналистское расследование: история и практика создания авторских телепрограмм
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зубаркина Елена Станиславовна. Журналистское расследование: история и практика создания авторских телепрограмм : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Зубаркина Елена Станиславовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1498

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Генезис журналистского расследования как вида творческой деятельности 12-66

1. Формирование жанра журналистского расследования в странах Европы и США 12-26

2. Журналистское расследование в русской прессе и публицистике XIX века 27-52

3. Классификация источников и методов сбора информации для создания информационного продукта «расследование» 53-66

Глава 2. Технология подготовки авторских телепрограмм на российском телевидении (2000-2009 гг.) 67-139

1. Типология сюжетов журналистского расследования 67-106

2. Правовые аспекты журналистского расследования 107-126

3. Преступления против детей как объект журналистского расследования 127-139

Заключение 140-143

Библиография 144-163

Введение к работе

Журналистское расследование, как один из видов творческой деятельности, первоначально сложилось на Западе и было связано с такими именами, как Марк Твен, Л Стеффенс, К. Уитмор

В России оно стало развиваться во второй половине XX столетия, хотя признаки этого жанра присутствовали в некоторых работах известных отечественных мастеров газетного дела гораздо раньше (В М Дорошевич, В А Гиляровский, Н С. Лесков)'

Несмотря на активный рост специализированных расследовательских изданий в России, в науке понятие журналистское расследование до сих пор не получило достаточного изучения и оценки

Основным дискуссионным вопросом, обсуждаемым современными теоретиками, остается определение термина «журналистское расследование»

Ведущие исследователи этой области высказывают два противоположных суждения Одни полагают, что журналистское расследование представляет собой метод творческой деятельности, другие считают расследование жанром журналистики

А Д Константинов2 определяет журналистское расследование как жанр, включающий в себя поиск, обнародование и исследование некоторых фактов, которые долгое время находились вне поля общественного внимания. А. Станько3 также говорит о журналистском расследовании как о жанре, т е тексте, автор которого всесторонне исследует негативное социальное явление, чтобы привлечь к нему общественное внимание. Аналогичных взглядов придерживаются М Шостак4, Ю А Шум5.

Такие исследователи как А А Тертычный6, Н В Бергер7 предлагают рассматривать журналистского расследования как метод

Британский исследователь Дж. Уллмен8 считает журналистское расследование материалом, созданным автором по собственной инициативе и на важную тему, которую отдельные лица и организации хотели бы оставить в тайне. В лекциях преподавателя журналистской дисциплины Бостонского университета М. Берлина9 журналистское расследование преподносится как материал, обладающий новостной ценностью и большой значимостью для общества, основанный на множестве источников информации.

Об этом более подробно во второй главе диссертации - С 30-55

Константинов А Д Журналистское расследование история метода и современная практика - СПб, 2003 -С 13

Станько А Журналистские расследования Ростов н/Д, 1997 -С 6

Шостах M Репортер профессионализм и этика - М , 1999

Шум Ю А Журналистское расследование - СПб, 2008

Тертычный А А Расследовательская журналистика - M, 2002

Бергер Н В Журналистское расследование как метод журналистской деятельности дисс докт фичол наук/ БергерНВ -СПб,2006

Уллмен Дж Журналистские расследования современные методы и техника. - M, 1998 - С 12 ' Берлин М Краткое руководство по проведению журналистского расследования пер с англ - М , 1989

Разные точки зрения сходятся в одном журналистское расследование - это вид творческой деятельности, направленный на выяснение негативных явлений в обществе, их причин и следствий специальными средствами журналистики Также в диссертации подчеркивается и аргументируется, что расследование стоит лишь на пути к автономности жанра

Объектом журналистского расследования, как правило, становится наиболее негативное явление, привлекающее внимание масс.

Цель журналистского расследования заключается в том, чтобы выявить причины, обнаружить скрытые пружины механизма этого негативного действия, приведшего к конкретному результату.

Важными для данного типа информационного продукта являются вопросы, почему и как это произошло*? Ответы на них занимают основную часть всего расследования

Анализ эмпирического материала показывает, что деятельность журналиста- расследователя при создании материала связана с тремя категориями, имеющими пространственное и временное выражение

  1. Время прошлое, когда случилось событие, послужившее объектом расследования

  2. Время настоящее, когда журналист ведет расследование (здесь сотрудник СМИ должен учитывать процент погрешности, который так или иначе будет допущен, потому как авгор не сможет точно воспроизвести в настоящем картину действия, совершенного в прошлом)

  3. Время будущее, так называемое прогнозирование От того, как подаст автор свой материал, будет зависеть реакция социума на те или иные факты. Поэтому, проводя расследование, журналист заранее должен учитывать актуальность выбранной тематики, а также возможные модели поведения как со стороны политических кругов, так и со стороны аудитории

Поскольку обстоятельства негативных событий часто тщательно скрываются, то, разумеется, это затрудняет расследование В силу этого журналист прибегает к методам получения информации, сближающим его, с одной стороны, со следователем правоохранительных органов, а с другой - с ученым-исследователем, если речь идет об исторических расследованиях, связанных с громкими делами давно минувших дней Это родство проявляется, прежде всего, в скрупулезности изучения явлений, причинно-следственной связи, когда автор обязан уделить внимание каждой детали, способной навести его на верный след

В журналистском расследовании люди, с которыми общался автор, часто не упоминаются Конфиденциальность источников информации, по известным причинам, становится неизбежной, в то время как в публикациях других жанров необходимость оставлять в тайне источники информации практически не имеет смысла

Непременная черта многих журналистских расследований - присутствие самого автора в ряду действующих героев тех историй, о которых ведется речь. Рассказывая о том, как шло расследование, какие препятствия стояли на пути,

какими открытиями, действиями, эмоциями оно сопровождалось, автор тем самым делает процесс наглядным, впечатляющим, что явно отличает данный тип информационного продукта от других.

В научных трудах были предприняты попытки дать аргументированные обоснования необходимости дифференцировать раследовательский и исследовательский виды деятельности (Н.В. Бергер1, Ю Шум2)

Анализ конкретных публикаций и авторских телепрограмм дает основания утверждать, что между расследованием и исследованием есть существенные отличия Исследование действительности означает сбор материала, связанного с анализом различных проблем общественной жизни, подготовкой выступлений, прежде всего, в таких типах информационных продуктов, как аналитическая статья, очерк, фельетон

Согласно теории В В Ворошилова, исследовательская работа, установление и разработка источников информации, способность распутывать и объяснять сложные материи, строить гипотезы и проверять их на известных фактах и мнениях - все это присуще исследованию и расследованию3 В журналистском расследовании есть и особое требование к его автору - раскрыть злоупотребление, выявить нарушения законов, установлений Таким образом, проблема, о которой говорится в аналитическом материале, в расследовательской - персонифицируется, когда устанавливаются виновники злоупотребления Однако, если расследование в современной прессе может отвечать вышеперечисленным требованиям, то расследовательские проекты на телевидении, как явление весьма новое, представляют собой синтез исследовательского процесса с элементами расследования, поскольку зачастую подобные сюжеты содержат лишь плюрализм версий, но не разоблачение Причина частого появления журналистских версий обусловлена тем, что подчас расследователь не имеет возможности получить доступ к нужной информации, в связи с чем ему приходится ограничиваться предположениями При этом версия позволяет привлечь внимание аудитории к важным явлениям жизни и отдельным персонам, предоставляет ей материал для размышлений, задает этим размышлениям определенное направление

Изучая вопросы соотношения исследования и расследования, теоретики уделяют особое внимание тексту, преимущественно обращаясь к расследованиям в прессе (В В Ворошилов4, А С Мищенко5) В то время как специфика расследовательской деятельности журналиста телевизионных СМИ предметно не рассматривается.

Телевизионное расследование за последнее пятилетие значительно увеличило свое присутствие на государственных и коммерческих каналах отечественного телевидения. Однако, несмотря на это, телевизионные расследования

1 Бергер Н В Журналистское расследование как метод журналистской деятельности дисс докт филол наук/

Бергер И В -СПб, 2006

1 Шум Ю А Журналистское расследование - СПб, 2008

3 Ворошилов В В Журналистика -СПб, 2О02 - С 247

'Там же

1 Мищенко С А Журналистское расследование и система жанров современной периодической печати в

РФ/дисс канд филол наук/ Мищенко С А - Краснодар, 2005

по-прежнему не имеют строгой методологии и технологии создания авторских программ, в теоретических и историко-методологических трудах по журналистике избранной теме не уделяется достаточного внимания Все это и мотивирует актуальность исследования.

Повседневная практическая деятельность тележурналиста диктует необходимость в систематизации форм и методов журналистского расследования

Новизна исследования определяется избранным теоретическим аспектом исследования и заключается в следующем

впервые специальное исследование посвящено телевизионной расследовательской журналистике,

научно обосновано разграничение журналистского расследования как процесса и информационного продукта (впервые в научном осмыслении),

разработана типология расследовательских сюжетов, составленная путем анализа телепродуктов (впервые в научном осмыслении),

впервые представлена технология подготовки авторских программ, созданных в рамках расследования преступлений против детей

В данной работе поставлена цель проследить эволюцию журналистского расследования на российском телевидении, опираясь на опыт ведущих сотрудников телевизионных отечественных СМИ. Цель исследования диктует ряд нуждающихся в решении конкретных задач:

  1. Рассмотреть «журналистское расследование» как вид деятельности/ процесс и как продукт деятельности.

  2. Показать на примере журналистских расследований методику создания сюжетов, обращая внимание на специфику авторских телепрограмм.

  3. Дать прогноз развития данного типа информационного продукта

Объект исследования - совокупность видеоматериалов, созданных в рамках расследовательских телепроектов на ведущих каналах российского телевидения расследование А Зиненко «Работа рожать», В Такмспева «Куда уходит детство» (телекомпания НТВ, цикл репортажей «Профессия - репортер»); расследование А Ярошевского «Черные копатели» (телекомпания НТВ, программа «Совершенно секретно»); расследования А Мамонтова «Строительство», «Панацея», «Дети», В Грунского «Охота на детей», Б Соболева «Лишенные детства», А Хабарова «Игра на трубе» (телеканал «Россия», авторская программа «Специальный корреспондент»), расследование «Неизвестная Пугачева» (телекомпания НТВ, программа «Русские сенсации»), расследование «Казенные дети»» (телекомпания НТВ, программа «Максимум»)

Кроме того, автор исследования в качестве практического материала использовал публицистические труды В А Гиляровского1, В М Дорошевича2, М Е Кольцова3, Н С Лескова1, А С Пушкина2, Г. Вальрафа3, М Твена4

' Гиляровский В Л Ловля бездомных собак в Москве Репортажи Собрание сочинений в 4 томах - М , 1999

T 2, Гиляроьский В А Мои скитания Повесть бродяжной жизни -Вологда, 1958

! Дорошевич В М Знаменитая русская Собрание сочинений в 10 томах T 9 - М, 1907, Дорошевич В М Дело

Скитских, - Россия, 1899 №52, Дорошевич В М Как я попал на Сахалин - М, 1905

3 Кольцов М Е Три дня в такси - М, 1934, Кольцов М Е Семь дней в классе - М , 1934

Предмет исследования - процессы и продукты расследовательской журналистской деятельности, нуждающиеся в теоретическом осмыслении На защиту выносятся следующие положения:

1. Расследовательские проекты на российском телевидении как явление весьма новое представляют собой синтез исследовательского процесса с элементами расследования, поскольку подобные сюжеты зачастую несут в себе не доказательства, а плюрализм версий.

2 Журналистское расследование на телевидении является наиболее эффективным методом передачи социально значимой информации, касающейся преступлений против детей, способствует восстановлению гуманистических отношений между людьми

  1. Телевизионные расследования строятся на 6 основных сюжетах политическом, историческом, социально-экономическом, криминальном, потребительском, рекреативном.

  2. В настоящее время жанр «журналистское расследование» находится на этапе становления Повседневная практическая деятельность тележурналиста диктует необходимость в систематизации форм и методов журналистского расследования

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды ведущих журналистов-исследователей В.М. Березина, В В Ворошилова, Б И Есина, А Д Константинова, Г. Кузнецова, Г.В Лазутиной, Е П Прохорова, Л.Г. Свитич, А И Станько, А А. Тертычного, М И Шостак, Ю А. Шум, Т В Шумилиной.5 При написании работы мы обращались к работам в области изучения жанра «журналистское расследование» зарубежных авторов, в том числе

' Лесков А Н Жизнь Николая Лескова по его личным семейным и несемейным записям и памятям T 1 - M, 1984 -С 210-215

'Пушкин А С История Пугачева Полное собрание сочинений в 2 томах Т2 -М.1999 5 Вальраф Г Нежелательные репортажи - М, 1982, Вальраф Г Репортер обвиняет - М ,1988 4 Твен М Собрание сочинений в 8 томах T 1 - М , 1980

Березин В М Массовая коммуникация сущность, каналы, действия - М, РИП-холдинг, 2003,Ворошилов В В Журналистика - СПб, 2001, Ворошилов В В Правовые и этические нормы журналистики - СпбТУ, 1999, Есин Б И Репортажи В А Гиляровского Репортер московской прессы - М , 1985, Константинов А Д Журналистское расследование история метода и современная практика - СПб, 2003, Константинов А Д Коррумпированная Россия - М, 2006, Кузнецов Г Журналист на экране - М , 1985, Кузнецов Г Журналист ТВ за кадром и в кадре - М, 1990, Кузнецов Г Так работают журналисты ТВ - M, 2000, Кузнецов Г ТВ-журналист -М, 1980, Лазутина Г В Профессиональная этика журналиста - М , 1999, Лазутина Г В Основы творческой деятельности журналиста - М, 2007, Прохоров Е П Искусство публициста - М , 1984, Прохоров Е П Введение в теорию журналистики - М, 2005, Прохоров Е П Исследуя журналистику - М, 2006, Свитич Л Г Профессия журналист - М, 1997, Свитич Л Г Феномен журнализма - М, 2000, Станько А Журналистские расследования - Ростов н/Д, 1997,Тертычный А А Расследовательская журналистика - М, 2002, Шостак М Диалог и полемика Журналист, №2, 1998, Шостак М Жаігрьі газеты - М, 1999 (ч I), 2000 (ч II), Шостак М Журналист и его прогаведение - М, 1998, Шостак М Журналистика новостей Журналист, 1997, № 9, Шостак М Интервью Журналист, 1997, №11, Шостак M Картинки репортера Журналист, 1997, Ju 10, Шостак M Репортер профессионализм и этика - М , 1999, Шостак М Роли и маски журналиста - Журналист, № 11-12,1998, Шостак М Сочиняем заголовок Журналист, №3, 1998, Шум Ю А Журналистское расследование - СПб, 2008, Шумилина Т Не могли бы вы рассказать - М, 1978, Шумилина Т Методы сбора информации в журналистике - М, 1997

Anderson D , Bowman W, Itule В ,' Killenberg G , Рэндалла Д, Уллмена Дж Особое внимание уделено юридическому аспекту журналистского расследования Вспомогательными в изучении данного вопроса послужили труды НИ Бусленко, С Г Корконосенко, В.И Михайлова, А.Г Рихтера, М А Федотова2

Исследование осуществлялось с опорой на сравнительный, историко-биографический, структурно - типологический методы, использовались приемы, необходимые при анализе публицистических, журналистских текстов и ме-диатекстов широкого профиля.

Теоретическая значимость работы связана с тем, что предложенная научная концепция создания журналистского расследования может с успехом применяться в изучении специфики этого жанра и вносит новые материалы в исследование жанровой типологии современных медиатекстов.

Практическая ценность и значимость диссертационной работы определяются возможностью применения полученных результатов как в процессе дальнейших теоретических исследований, так и для использования в повседневной деятельности тележурналиста, а также при организации практики и проведения семинарских занятий по журналистскому мастерству для студентов, для написания курсовых и дипломных работ Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов на факультетах журналистики

Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на межвузовских научных конференциях в МПГУ (2006-2008гг ) Основные положения исследования были опубликованы в 4 научных статьях, в том числе в издании, одобренном ВАК.

Структура работы обусловлена темой, выбранным аспектом и предметом исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы Общий объем работы 170 стр Библиография насчитывает 300 наименований

Формирование жанра журналистского расследования в странах Европы и США

Журналистское расследование является самым молодым направлением в современной отечественной журналистике. Первые публикации в российской прессе под рубрикой «Журналистское расследование» появились в начале 1990-х годов. Журналисты, работавшие в этой сфере, руководствовались лишь собственным опытом и знаниями, так как правил и методов в этой деятельности в то время не существовало. Поэтому условия, в которых оказались российские журналисты в первой половине 90-х годов сильно отличались от практики их зарубежных коллег, чей опыт работы в условиях свободного информационного рынка исчислялся к тому времени уже не одним десятилетием.

Журналистское расследование как тип информационного продукта в его современном понимании обязан своим рождением США. Он ведет начало от так называемых «макрейкеров» - «разгребателей грязи», которые на рубеже XX века публиковали в печати свои разоблачительные статьи. Термин «muckraking» был введен в обиход президентом Рузвельтом1. Тем самым, он ознаменовал не только целое десятилетие американской истории, но и новое направление в мировой журналистике. Социальную значимость нового типа информационного продукта подчеркивали сами темы материалов: коррупция, рэкет в больших городах, мошенничество. У «разгребателей грязи» было много предшественников, которые подготовили общество к восприятию правды о себе1. Одним из них А. Константинов считает Сэмюэла Ленгхорна Клеменса, американского писателя Марка Твена.

Промышленная революция США 20-40-х годов XIX столетия создала благоприятные условия для предприимчивых дельцов, поставивших перед собой цель делать деньги любой ценой, вследствие чего США и захватила волна коррупции.

Двадцатисемилетний Клеменс, принятый на работу в газету «Территори-эл Энтерпрайз» на должность репортера и очеркиста с окладом 5 долларов в день в своих статьях разоблачал продажных чиновников, депутатов, судей. Вскоре будущий писатель стал весьма влиятельной фигурой в штате Невада. С 1866 года он сотрудничает в «Морнинг Колл», которая издавалась в Сан-Франциско, и становится главным цензором в этом городе, где, по его словам, «самый воздух был отравлен распутством и слухами о распутстве» . О том, как понимал Твен профессиональный долг журналиста, можно судить по речи, произнесенной им в Хартфордском подельничном клубе. Он обвинил газеты в том, что подкупленные политиками, они покрывают их финансовые махинации, выгораживая сановных преступников. Твен быстро зарекомендовал себя как фельетонист "Энтерпрайз". В это же время он окончательно останавливается на литературном имени Марк Твен (до того он подписывался в газете "Джош"). Мало кто знал в Неваде и потом в Калифорнии, что Марк Твен (mark twain, "мерка-два") - ходовой лоцманский термин на Миссисипи. 4

В 1873 году выходит «Позолоченный век», роман который создавался Твеном в соавторстве с Чарльзом Дэдли Уорнером, юристом и литератором либерального направления, в те годы более известным и опытным автором, чем молодой Твен. Количественно доли Твена и Уорнера в романе примерно равны.

Однако, как отмечает А.И.Старцев , главы Уорнера и разработанные им сюжетные линии принадлежат целиком к заурядной либерально-буржуазной литературной традиции своего времени, а все наиболее ценное в социальном и художественном отношении, сохранившее силу и свежесть до наших дней, написано Твеном.

Эта книга произвела эффект разорвавшейся бомбы. В ней были затронуты многие темы: упадок морали, подкуп народных избирателей, сомнительность финансовых сделок. Критики упрекали авторов за то, что они показали все недостатки общества. Тем не менее, книга разошлась тиражом 40 тысяч экземпляров всего за два месяца. А самые проницательные критики - такие как, на-пример, в английском «Spectator» - полагали, что авторы «Позолоченного века» оказали своей стране огромную услугу, обратив ее внимание на необходимость коренных перемен.

У исследователей творчества М. Твена достоверность привлеченного им общественно-политического материала не вызывает сомнений. Афера в "Позолоченном веке" со строительством несуществующего города Наполеона, как и законопроект о мифическом негритянском университете, воспроизводит в типичных чертах бесчисленные американские финансовые аферы тех лет.

В частности, Твен использует факты, связанные с громким делом желез-нодорожно-строительной компании "Кредит Мобильер", широко практиковавшей подкуп конгрессменов и членов правительства. Как и герои "Позолоченного века", все они с помощью различных ухищрений ушли от ответственности. Махинации Уида и Райли в "Позолоченном веке" во многих деталях совпадают с мошенническими действиями так называемой "Шайки Туида" (по имени "босса" демократической партии - Уильяма Туида), орудовавшей в муниципальном управлении Нью-Йорка во второй половине 1860-х годов. В биографической повести «Марк Твен и Америка» А.И. Старцев пишет: «Такой широкой, изобилующей яркими и убедительными подробностями картины хищничества частного капитала и разложения политической власти в США, какая нарисована Твеном в "Позолоченном веке", американская литература не видывала. К тому же роман был злободневен, как сегодняшняя газета»1.

Эра «Маккрейкеров» началась в 1902 году, когда в ежемесячном журнале «Макклюре»", была напечатана статья Л. Стеффенса и К. Уитмора «Времена Твида в Сен-Луи»3. Издателю этого журнала, Самюэлю Макклюру, удалось собрать в своем ежемесячнике лучших журналистов Америки.

К 1906 году эстафету «макрейкеров» подхватили другие массовые журналы. Журнал «Кольерс» начал публиковать статьи о шарлатанстве в медицине, напечатав серию материалов о патентованных лекарствах, широко рекламируемых в печати и наносящих непоправимый вред здоровью. «Космополитен» помещает статью Д.Филипса «Измена сената», вскрывающую пружины американской политической машины. Кроме того, некоторые бульварные издания также пытались писать в модном стиле того времени.

Джордж Линкольн Стеффенс был одним из наиболее ярких и интересных представителей движения «маккрейкеров». Стеффенс был приглашен на должность главного редактора «McClure s Magazine» и оставался на этом посту с 1902 по 1906 г. В «McClure s Magazine» последовала новая серия разоблачительных материалов, составивших его знаменитую книгу «Позор городов» (1904), основной темой которой стала коррумпированность государственных институтов, связь полиции с преступным миром, сомнительные действия различных монополий и другие не менее "горячие" материалы. Невысокая цена (15 центов) и сенсационность способствовали росту тиража, который достиг 3 млн. экз.

Он получил блестящее образование и из всех возможных профессий выбрал журналистику. Работа в солидной либеральной газете «Ивнинг пост», куда Стеффенс устроился по протекции, как нельзя лучше соответствовала его стремлению изучать жизнь. «Стеффенс умел разговаривать с людьми разных социальных слоев, и поэтому ему поверяли то, о чем отказывались говорить с другими. Советская критика называла его «бесстрашным искателем истины»»1.

Обвинительный заряд «разгребателей грязи» имел большой общественный резонанс, однако в 1907-1908 годах в их движениях начинается спад. Ю.В. Лучинский отмечает, что 1910 г. стал своеобразной чертой, подведенной под деятельностью макрейкерских изданий. Громадные тиражи в последующие два года поползли вниз, что объяснялось рядом причин, в числе которых можно выделить давление со стороны большого бизнеса, падение читательского интереса и изменение конъюнктуры издательского рынка. Практически все журналы подобной ориентации либо поменяли свой профиль, либо прекратили существование, либо слились с другими изданиями.

К 1913 году это движение фактически прекратило существование, задавленное монополистическими кругами. Если 1920-е годы были для США временем процветания и бурного экономического роста, то следующее десятилетие стало кризисным. Попыткой выхода из этого кризиса и началом глубоких реформ стала политика Франклина Рузвельта. Однако это не привело публику в восторг. Возникли массовые движения, лейтмотивом которых было требование большей социальной защищенности. На этом фоне разворачивается стремительная карьера Хьюи Лонга, который в 1928 году одержал победу на выборах и стал губернатором штат Луизиана. С 1930 года Лонг - сенатор. На выборах в 1932 он поддерживает Рузвельта, а потом объявляет его реформы недостаточными, противопоставляя им собственную программу борьбы за «раздел богатств».

Классификация источников и методов сбора информации для создания информационного продукта «расследование»

Работа по поиску информации и проверка полученных сведений на предмет достоверности являются ключевыми этапами в проведении журналистского расследования.

Источники получения информации можно разделить на две группы — легитимные и нелегитимные, т.е. открытые и конфиденциальные.

Прежде всего, к легитимным источникам информационные продукты шести подсистем СМИ: телевидения, радио, прессы, информационных агентств, сетевых ресурсов, пресс-служб.

Некоторые исследователи, в частности А. Д. Константинов1, к отдельному типу открытых источников относит официальные пресс-релизы и сводки информационных служб различных силовых структур и правоохранительных органов: ГУВД, МЧС, ФСБ, прокуратуры. Этот род источников информации обладает существенными недостатками, поскольку деятельность пресс-служб указанных структур направлена не только на предоставление информации СМИ и общественности, но и на формирование положительного мнения о своих ведомствах. Кроме того, руководство силовых структур часто использует собственные пресс-службы как механизм для дозировки и фильтрации сообщений о текущих происшествиях, вследствие чего предоставленная информация может искажать истинную картину действительности.

Следующим источником информации, который может входить как в группу легитимных, так и нелегитимных, является документ. Понятие «документ» происходит от латинского documentum («доказательство», «поучительный пример»). Проработка документов - метод, с помощью которого журналист получает уже имеющиеся в обществе сведения, хранимые в его многооб разных «информационных кладовых». В настоящее время под этим понимается чаще всего письменное свидетельство о чем-либо. Но есть и другие толкования документа. Выделяется несколько их типов по разным основаниям. А.А. Тер-тычный1 объединяет документы в следующие группы:

-по типу фиксации информации - рукописные, печатные, фото-, кино- и магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д.;

-по типу авторства - официальные и личные;

-по близости к объекту отображения - первоначальные и производные;

-по подлинности — оригиналы, копии;

-по предназначенности для печати - преднамеренно и непреднамеренно созданные; -по виду носителя - твердая копия, машиночитаемые носители;

-по форме собственности - документы государственной собственности, собственности субъектов федерации, частной собственности;

-по режиму доступа — открытые, с ограниченным доступом, конфиденциальные, представляющие собой государственную, коммерческую, профессиональную и личную тайну.

Наиболее полная типология документов по сфере их деятельности предложена исследователем Г.В. Лазутиной":

1. государственно-административные;

2. производственно-административные;

3. общественно-политические;

4. научные;

5. нормативно-технические;

6. справочно-информационные;

7. художественные.

Документы важны для журналиста-расследователя потому, что выступают в текстах (и воспринимаются аудиторией) именно как наиболее достоверные доказательства в пользу тех положений, которые из них вытекают в силу логической необходимости.

В то же время возможность ошибки при использовании документов в журналистском расследовании не исключена даже в том случае, если они сами по себе и являются подлинными. Ошибки, как считает А.А. Тертычный1 могут возникать, когда журналист пытается уяснить суть документа. Если это происходит быстро, он может просто не заметить некоторые взаимосвязи между излагаемыми в документе положениями, не придать значения тому, что из чего вытекает и почему. Кроме того, можно не понять истинное содержание некоторых терминов, понятий и изложить их в собственной интерпретации. Определенное «давление» на восприятие содержания документа может оказывать тот «контекст» (уже имеющиеся у журналиста знания, убеждения, установки), с которым это содержание обязательно мысленно соотносится при изучении и «вмонтировании» документа в информационную «ткань» расследования. Не застрахован журналист и от элементарных ошибок изложения содержания, фиксации формы документа. Так, он может неправильно записать некоторые данные, содержащиеся в документе, перепутать фамилии, инициалы упомянутых в нем лиц, цифры и пр. И потом эти искаженные выписки из документа использовать в качестве достоверных, что, естественно, может привести к негативным для журналиста последствиям.

К разряду нелегитимных источников информации относятся базы данных, в частности, находящиеся в распоряжении сотрудников правоохранительных органов. Назовем некоторые из них.

Недавно присоединившая к себе ФМС России (Федеральная миграционная служба России) службу паспортно-визовую, располагает значительным объемом информации, содержащейся в автоматизированных информационных системах службы. В ведении центрального аппарата ФМС России имеется автоматизированная система, центральная база данных — АС ЦБД УИК — учета иностранных граждан, которая включает в себя информацию о пребывании иностранного гражданина на территории РФ, а именно: анкетные данные; страна выезда; место, время и дата пересечения границы; документы, удостоверяющие личность; данные о миграционной карте; место пребывания иностранца; сведения о постановке на миграционный учет; сведения о выдворении, либо закрытии въезда иностранного гражданина на территорию РФ.

Также в распоряжении ФМС России существуют региональные базы данных. Например, в управлении ФМС России по г. Москве действует несколько подобных баз:

1. Автоматизированная информационная система УФМС России по г. Москве, в которой содержатся:

- сведения о гражданах РФ (ФИО, анкетные данные гражданина, зарегистрированного на территории г. Москвы, как по месту жительства, так и по месту пребывания);

- сведения об оформлении (замене) паспортов граждан РФ по достижении возраста, предусмотренного действующим законодательством, по фактам порчи, кражи и утраты;

- сведения о заграничных паспортах, включая архивные данные о ранее выданных паспортах;

- сведения о месте и времени регистрации на территории г. Москвы, как по месту жительства, так и по месту пребывания;

- сведения, размещенные в разделе «контрольный список российских граждан».

В этом списке содержатся данные о российских гражданах, в отношении которых Федеральной службой судебных приставов РФ принято решение об ограничении права на выезд за пределы РФ (как правило, к данной категории относятся должники и неплательщики алиментов), а также сведения о несогласии на выезд из РФ несовершеннолетних граждан РФ.

В случае если сведения о гражданине занесены в список, в оформлении заграничного паспорта ему будет отказано.

Бывшее ЦАСБ ГУВД г. Москвы (Центральное адресно-справочное бюро ГУВД г. Москвы) ныне входит в структуру отдела адресно-справочной работы и информационных ресурсов УФМС Росси по г. Москве (ОАСР и ИР). Так называемая АСУН (Автоматизированная система учета населения) содержит данные о регистрационном учете граждан, проживающих на территории Москвы и Московской области, а также сведения о лицах, объявленных в местный и федеральный розыск. Обратившись к этой базе, можно получить данные об утраченных и похищенных паспортах, а также необоснованно выданных. Сотрудники ОВД имеют возможность проверить интересующее лицо по учетам АСУН, позвонив по телефону, назвав должность и пароль, который меняется каждый день.

В МВД основным накопителем информации является ГИАЦ МВД России1 (Главный информационно-аналитический центр МВД России). Там имеются сведения о судимости, о привлечении человека к уголовной или административной ответственности. В региональных подразделениях существуют зональные информационные центры - ЗИЦ. К ним относится и база «записные книжки», в которой содержатся сведения из записных книжек фигурантов тех или иных преступлений. Данная информация бывает полезной следственным органам для отработки связей интересующего лица. В ЗИЦе существует «картотека похищенных вещей», представляющая ценность для потерпевшего. Кроме того, база ЗИЦ содержит сведения о лицах, когда-либо проходивших процедуру дактилоскопии".

Типология сюжетов журналистского расследования

Опираясь на практическую базу, созданную публицистами и телерепортерами, можно сформировать следующую типологию расследовательских сюжетов: политический, криминальный, социально-экономический, исторический, потребительский, рекреативный.

История применения практически каждого из вышеперечисленных сюжетов уходит корнями в XIX и XX века.

В результате журналистских расследований общественности часто становятся известны теневые стороны деятельности политиков, их коррупционные махинации, интриги предвыборных «гонок», факты превышения и злоупотребления должностными полномочиями. Деятельность представителей властных структур привлекала журналистов в разные эпохи. Однако использование политических сюжетов для расследователей современности не мене опасно, чем ранее, например в XIX-XX вв. Это обусловлено так или иначе существующей цензурой на освещение политических событий и доказано практикой журналистов, которым по причине откровенных материалов приходилось менять сферу деятельности или становиться адресатом угроз.

Так, например, автору многих судебных очерков, сотруднику «Литературной газеты» А. Ваксбергу после выхода в свет очерка «Ширма», который готовился в печать в тайне, пришлось отказываться от воплощения профессиональных творческих идей во избежание неприятностей личного характера. За разоблачением деятельности В. Воронкова, бывшего председателя исполкома Сочинского горсовета, последовало увольнение заместителя генпрокурора В. Найденова, негласно обвиненного в допущении такой публикации в печать.

Политические материалы пользовались у читателей «Литературной газеты» большим успехом. В отличие от множества современных статей, в них не акцентировалось внимание на аналитике, напротив, практически каждый материал был расследовательским, имел у аудитории такое же доверие, как в настоящее время сюжеты новостных блоков.

Примером эффективного журналистского расследования «Литературной газеты» также можно назвать материалы А.Борина, в частности, публикацию в о докторе Гаврииле Илизарове. В его родном г. Кургане чиновники препятствовали строительству лечебного комплекса, в котором должна была «заработать» в полную силу его методика. Все газеты прославляли «чудо-доктора», министерство здравоохранения дало добро на «широкое внедрение аппарата Илиза-рова в практику здравоохранения». Оставалось только «постараться обнажить то, что происходит за плотно закрытыми дверьми чиновничьих кабинетов», «нужен был обличающий документ»1. И Борин нашёл этот документ: в Госплане ему показали письмо замминистра здравоохранения А.Ф.Серенко, который, разумеется, с ведома своего начальника-министра Б.В.Петровского, пишет о нецелесообразности строить в Кургане институт травматологии и ортопедии. Борину предстояло разоблачить двойную мораль чиновников, что он и сделал. «Выступление «Литгазеты» не осталось незамеченным. Совет Министров СССР принял решение о строительстве в Кургане целого лечебного комплекса.

Что касается телевизионного журналистского .расследования, то приемы авторов «Литературной газеты» и других ведущих газетных журналистов расследовательского жанра (Л. Юдина, Л. Кислинская, А. Политковская) сегодня практически не используются. Об этом свидетельствуют телепродукты, выходящие в эфир на политические темы практически ежедневно. Среди многообразия представленных авторских программ можно выделить общественно-политическую А. Пиманова «Человек и закон».

Наряду с проблемами социального характера автор уделяет пристальное внимание событиям политической жизни страны. Объектами расследования становились такие события как теракт в г. Беслане, убийство М. Евдокимова, губернатора Алтайского края и т.д.

Стоит отметить, что работа журналиста над созданием авторских программ в рамках проекта «Человек и закон» часто замыкалась версиями произошедшего события и собственными вариантами урегулирования политических конфликтов. В связи с этим показательны несколько выпусков программы, посвященные теракту в «Норде-Осте». В студии обсуждались возможные схемы проведения переговоров с преступниками, подвергались критике действия спецслужб, приводились примеры более благоприятных способов освобождения заложников. В то же время дискуссионная составляющая выпуска превалировала над гарантированными фактами, установленными журналистами. Именно этот принцип подачи материала отличает современные телерасследования от материалов мастеров газетного дела, к примеру, Советского периода.

Среди журналистов, работающих на территории РФ, есть те, кто отрицает существование политического расследования в современной телевизионной журналистике. К ним относятся Ю. Калинина (обозреватель газеты «Московский комсомолец», Е. Масюк (член Академии российского телевидения, преподаватель кафедры радио и телевидения факультета журналистики МГУ), и др. По их мнению, наличие цензуры в отечественной журналистике не позволяет выходить в свет авторским программам разоблачительного характера о политике. Как правило, запрет на выпуск откровенных политических расследований осуществляет руководство телеканалов, в частности, федеральных. Так, в 2003 году топ-менеджеры ВГТРК не допустили материал об отравлении детей в Хабаровском крае после купания в Амуре, в котором упоминалось о том, что трагедия произошла по вине Китая. Государственный телеканал не мог позволить озвучить негативные отзывы о таком стратегическом партнере России как Китай.

Криминальная тематика на российском телевидении в сегодняшние дни освещается довольно широко. Это происходит за счет информационных материалов, документальных съемок действий, оперативных мероприятий, проводимых правоохранительными органами. Однако подобного типа информационные продукты нельзя в полной мере назвать журналистскими расследованиями, несмотря на то, что криминальные сюжеты начали приобретать популярность еще в начале 90-х годов.

Примером журналистского расследования нового времени исследователь Константинов А.Д.1 считает отдельные сюжеты киножурнала «Фитиль», первый выпуск которого зрители увидели в 1962 году. «Фитиль» выходил ежемесячно, каждый выпуск длился не более 10 минут и состоял из 3-4-х сюжетов, игровых, документальных и мультипликационных. Темы для них поставлял не только Комитет народного контроля, с которым работали создатели журнала, но и письма, которые «Фитиль» получал с разных концов СССР.

Наибольшую известность получил сюжет «Рыбозагубитель», рассказывающий о низвержении первого секретаря Краснодарского обкома КПСС Ме-дунова. Это было время войны во Вьетнаме, когда вся страна сплотилась в едином стремлении помочь воюющему народу рисом. Краснодарский край преуспел в этом настолько, что превратил в рисовую плантацию, территорию рыбного завода. Обещанный «миллион кубанского риса» обернулся гибелью 95% мальков ценных рыб.

Несколько сюжетов «Фитиля» рассказывали о вырубке кедровых рощ на Кавказе и Алтае. Директор Горно-Алтайского опытного комбината рапортовал с экрана о новых посадках кедра и показывал цифры на бумаге, а «Фитиль» убеждал зрителя, что никаких посадок на самом деле не существует. К некоторым сюжетам «Фитилю» приходилось возвращаться несколько раз. Например, семь выпусков киножурнала было посвящено библиотеке Тартуского университета, книги которой гибли в неприспособленных для хранения помещениях1.

Чтобы трехминутный сюжет получил взрывное содержание, от создателей киножурнала требовалась изобретательность и гибкость. Труднее всего было снимать документальные сюжеты. Создателям ни раз приходилось идти на своеобразные хитрости во имя материала. «Существовала целая тактика «отвода глаз»- один байки травит, другой лестью обволакивает, все остальные брали цель на мушку. Когда «жертва» расслаблялась и проговаривалась, «героя» в считанные секунды снимали и уносили ноги», - вспоминал редактор и сценарист киножурнала В.Панков2.

Однако и для этого киножурнала существовали ограничения. Негласно запрещалось говорить о министрах, которые практически все были членами ЦК. Поэтому далеко не все материалы выходили в эфир. Одного лишь звонка министра обороны Д.Ф.Устинова было достаточно для того, чтобы сюжет о мотоциклетном заводе в Ижевске был прикрыт (завод находился под присмотром самого Устинова). Так же зрителям не удалось увидеть шесть сюжетов «Фитиля» о гостевых домиках, которые строили чиновники в Молдавии, заставляя уезжать кишиневских железнодорожников с территории базы отдыха.

Эпоха перестройки, обогатившая российскую жизнь свободой гласности и прессы, принесла немало новых тем и возможностей для журналистов- расследователей. В 1987-м году на центральном канале советского телевидения вышел первый выпуск передачи «Взгляд». Сегодня жанр этой передачи журналисты определили бы, скорее, как информационно-аналитический. Однако именно «Взгляд» стал школой тележурналистики нового стиля - свободной, основанной на поиске не просто новой, а запретной информации.

Преступления против детей как объект журналистского расследования

За последние несколько лет создатели авторских телепрограмм стали уделять повышенное внимание проблемам детства в своих расследованиях. Согласно типологии, сформированной в первом параграфе настоящей главы, в основе этих расследований лежат социально-экономические сюжеты.

Только с января 2009 года на телеканале «Россия» вышло в эфир несколько фильмов одного цикла под названием «Дети». Автор - Аркадий Мамонтов. Вместе с тем, параллельно с Мамонтовым, преступлениями против детей занимались другие создатели программы «Специальный корреспондент» и журналисты иных телеканалов.

Заметный рост числа журналистских расследований на острые социально значимые темы может быть обусловлен несколькими факторами:

-заинтересованностью представителей государственной власти в решениях сложных проблем;

-участившимися случаями нарушениями статей УКРФ, связанных с покушениями на несовершеннолетних детей;

-стремительным ростом случаев пропажи детей (на начало 2009 г. около 1600 детей пропало без вести) и др.

Существуют и другие причины, побуждающие телевизионные каналы освещать данные проблемы, например, поддержание собственного статуса или выгодная продажа эфирного времени рекламодателям.

Практической базой для данного исследования послужили расследования: А. Зиненко «Работа рожать», В. Такменева «Куда уходит детство» (телекомпания НТВ, цикл репортажей «Профессия - репортер»); В. Грунского «Охота на детей», Б. Соболева «Лишенные детства», А.Мамонтова «Дети» (телеканал «Россия», авторская программа «Специальный корреспондент»); «Казенные дети» (телекомпания НТВ, программа «Максимум»).

Так, объектом расследования Александра Зиненко «Работа рожать» стала деятельность «суррогатных матерей», которые за достаточно крупную сумму денег рожают ребенка и отдают его будущим родителям. В нем журналист говорит о том, что в России люди торгуют жизнями и судьбами таких же людей. Ребенок еще не родился, а за него уже заплачены деньги. И «суррогатное материнство», с одной стороны, дает возможность людям иметь детей, а, с другой стороны, свидетельствует о развитии и процветании в нашей стране бизнеса по торговле детьми. Чтобы рассказать зрителям, насколько могут быть жестоки последствия такого явления, как «суррогатное материнство», и насколько оно социально опасно, А. Зиненко беседует с теми, кто успел многое испытать, зарабатывая деньги таким образом. «Закон всегда на стороне матери - она в любой момент может передумать и оставить себе ребенка. Но чаще всего ей не нужен лишний рот»1. Журналист приводит статистику: зачастую суррогатная мама просит от генетических родителей не просто денежную сумму, она просит за рождение ребенка купить ей квартиру.

В процессе работы А. Зиненко использует метод интервью, среди источников информации — документы, статистические данные.

Во многих странах СМИ запрещено затрагивать тему суррогатного материнства по религиозным соображениям, что придает этому материалу неоспоримую ценность. В то же время, журналист ставит перед собой предельно ясную задачу — изложить суть социального конфликта, минуя этапы выявления правонарушителей, освещения ранее неизвестных значимых для общества фактов. Акцентируя внимание на аналитическую составляющую фильма, автор демонстрирует результаты своей исследовательской деятельности.

Героями расследования Б. Соболева «Лишенные детства» (проект «Специальный корреспондент», телеканал «Россия») являются дети, их биологические и приемные родители. Все расследование построено на нескольких историях жителей разных российских городов. Основные источники - законодательные акты и материалы архивов, методы получения информации - интервью, наблюдение. При этом автор использует довольно редкий в этом жанре метод открытого длительного наблюдения. В течение нескольких дней Б.Соболев находится в одном из российских роддомов, где мама отказывается от своего новорожденного сына. Журналист включает эпизоды из пяти первых дней жизни мамы и ребенка. Автор вводит интригу: удастся ли врачам убедить маму забрать документ об отказе. Аудитории предлагается ряд видеокадров: мать, кормящая своего ребенка, плачущий новорожденный. Видеоряды сопровождаются закадровым тексом автора или сотрудников роддома. В финальном кадре - врач, держащий малыша на руках, смотрит в окно на покидающую территорию родильного дома женщину в надежде на то, что она обернется и изменит свое решение. Кадр с плачущим малышом в палате родильного дома становится сквозным для всего расследования, в том числе и стоп-кадром для заключительных титров. В данном случае журналист прибегает к приемам психологического воздействия на зрителя.

Комментируя последующие истории из жизни героев своего фильма, автор приводит статистику: «Каждый день в России убивают пятерых несовершеннолетних. Столько же ребятишек кончают жизнь самоубийством. Ежедневно насилуют 25 детей. Убегают из дома 130». В качестве показательного примера журналист демонстрирует фрагменты беседы с женщиной, которая, находясь в состоянии алкогольного опьянения, развела молочную смесь для своего ребенка водкой. За убийство младенца она не понесла наказание, а произошедшее было квалифицировано законодательными властями как несчастный случай. В связи с этим журналист задает несколько вопросов: куда смотрит общественность? Чем заняты органы опеки? Почему за ошибки взрослых отвечают дети? И почему в России так боятся насильственной стерилизации? За ответом Б.Соболев обращается к экспертам: Е.Сафоновой, директору центра социальной помощи семье и детям, А.Лиханову, председателю российского детского фонда, Б.Альтшулеру, руководителю общественной организации «Право ребенка». Большинство из них против принятия закона о принудительной стерилизации «опасных» матерей.

Авторское резюме фильма: «Если общество будет жить так, как живет, а система защиты детства будет работать так, как работает, то недалек тот день, когда в России уже просто нечего будет защищать».

Фильм «Охота на детей» В. Грунского повествует о нарушителях российского и мирового законодательства, о таком явлении современности, как киднеппинг (продажа детей).

«Сегодня каждый третий похищенный человек в нашей стране - ребенок. Среди них есть грудные младенцы и подростки, мальчики и девочки, отпрыски богатых родителей и бедные сироты. Детей крадут ради выкупа или сексуальных извращений, они становятся жертвами "разборок" между родителями и коммерсантами. Цена ребенка колеблется от тысячи рублей до 5 миллионов долларов. Похищенные дети редко возвращаются домой живыми. А если возвращаются, то это уже другие люди - лишенные детства, веры в людей, моральные и физические инвалиды, вернуть которых к нормальной жизни зачастую бывает невозможно...» .

Автор сюжета утверждает, что в России с каждым годом возрастает число преступлений против детей. Тема, выбранная журналистом, действительно актуальна. С устойчивой периодичностью в СМИ появляется информация о пропавших детях (так, 5.06.2009 в Коми пропали два восьмилетних ребенка во время прогулки с классным руководителем2) или о задержании преступников, пытавшихся продать детей (например, 26.08.09 в городе Истра Московской области сотрудниками правоохранительных органов был задержан гралсданин Таджикистана, пытавшийся продать грудного ребенка1).

В. Грунский пытается выявить причинно-следственную связь существующего явления, пользуется методом «ролевого репортажа», однако, несмотря на многообразие используемых методов сбора информации и ее источников, своей целью автор ставит - рассказать о киднеппинге, о родителях похищенных некогда детей. Но, в то же время, журналист не раскрывает преступления, не выявляет новые для следствия факты. То есть приведенный в пример сюжет скорее может называться «исследованием действительности», нежели расследованием.

Похожие диссертации на Журналистское расследование: история и практика создания авторских телепрограмм