Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Журналистское творчество: теория и практика освоения Распопова Светлана Сергеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Распопова Светлана Сергеевна. Журналистское творчество: теория и практика освоения : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова.- Москва, 2007.- 408 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-10/48

Введение к работе

Актуальность исследования.

В 1990-е годы, в период кардинальных общественных перемен, в России стало заметно меняться положение журналистики в обществе. Да и сама журналистика начала обретать новые черты. Связано это с целым рядом обстоятельств, а именно: с возросшей открытостью страны, изменением идеологических и социально-экономических ориентиров ее развития, отменой цензуры, возникновением рыночных отношений в сфере информационного производства, активным внедрением новых коммуникационных технологий, которые способствуют вступлению России в глобальное информационное пространство, создавая иные формы взаимодействия людей.

Перечисленные обстоятельства не могли не повлиять на профессиональную деятельность журналиста, на характер журналистского творчества. Дело не только в том, что журналист освободился от пут коммунистической идеологии и гнета партийного руководства, вступив в принципиально новую для себя рыночную ситуацию, резко увеличившую его психологическую уязвимость. Современные информационные технологии вмешались непосредственно в структуру творческого процесса журналиста, изменив его отношения с аудиторией, с источниками информации, с информационной средой в целом.

Все это поставило перед необходимостью перемен и систему подготовки журналистов. Если в Советском Союзе доминантой в их профессиональном становлении было идеологическое воспитание в духе ценностей Коммунистической партии, то сейчас время потребовало плюрализма, свободы выбора будущими журналистами собственной философской и политической позиции. Вопрос «как должен проходить процесс освоения журналистского творчества в системе современной профессиональной подготовки» выдвинулся в центр многочисленных дискуссий на конференциях и в прессе.

Эти дискуссии становятся тем острее, чем более очевидным оказывается диссонанс, который возникает сегодня между журналистикой и ее аудиторией. Результаты социологических опросов показывают, что в обществе падает доверие к прессе, снижается ее авторитет. Причин называется много, но не последней среди них является вызывающий общественные нареканш: облик современного журналиста — его ценностные ориентации, уровень культуры и нравственной зрелости, понимание им своего профессионального долга, своей ответственности.

При каких условиях существующая система подготовки журналистских кадров может адекватно этветить на эту проблемную ситуацию? Сказать по данному поводу практически нечего. Дело в том, что специальных исследований условий становления и развития личности журналиста, равно как и условий, при которых может состояться освоение журналистского творчества фактически не было. Это и делает актуальной тему предлагаемой диссертации.

Есть еще одно обстоятельство, определяющее меру актуальности данного исследования. Перемены в системе профессиональной подготовки журналистов сегодня развиваются в контексте полномасштабных инноваций, вызванных подписанием Россией Болонскои конвенции. Согласно положениям этой конвенции, в отечественном высшем образовании будет введена двухуровневая структура: бакалавр - 3-4 года, магистр - 6 лет учебы. Как отразится это нововведение на системе университетского образования, предвидеть невозможно. Но, учитывая многовековой опыт отечественной высшей школы, можно предположить, что реализация положений Болонскои конвенции в России не будет легкой и безболезненной для общества в целом. Для журналистского образования, задачей которого является развитие социально ответственного, творческого специалиста, переход к бакалавриату может обернуться подготовкой ремесленника, осваивающего в университете только технологические іізьі профессии. В связи с этими нововведениями приобретает особую важность исследование условий, при которых

оказывается достижимо не просто овладение технологической составляющей профессии, но и развитие личности начинающего журналиста, его творческого потенциала.

Работа является попыткой определения методологических подходов к процессу освоения будущими специалистами теории и практики журналистского творчества.

Объектом исследования для нас выступил процесс освоения журналистского творчества в системе профессиональной подготовки журналиста в условиях смены образовательной концепции, вызванной кардинальными общественными переменами, повлекшими за собой существенные изменения в СМИ, в журналистском творчестве, в личности журналиста.

Предметом исследования явились место и роль освоения способа журналистского творчества в системе профессиональной подготовки; соотношение личностного и технологического аспектов процесса освоения; совокупность условий, определяющих его результативность.

Цель исследования - на основании новых разработок теории журналистики и рассмотрения процессов, характеризующих освоение журналистского творчества в современный период, разработать методологические подходы, позволяющие поднять результативность профессиональной подготовки журналистов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных философов, социологов, психологов, филологов, культурологов, педагогов, рассматривающих творческую деятельность в различных аспектах, а также работы исследователей журналистики, где анализируются особенности журналистского творчества. Автор исследования опирался на работы:

- психологов Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, рассматривавших проблемы развития личности, характер творчества, условия, необходимые для творческого акта,

психологию субъекта творческой деятельности, соотношение врожденного и

приобретенного в творчестве и др.;

- философов М. М. Бахтина, В. С. Библера, М. М. Бубера, М. С. Кагана,

Ю. М. Лотмана, исследовавших диалог как особую категорию, выходящую за

рамки лингвистического понятия, диалог в качестве парадигматического

решения возникшего кризиса гуманитарного знания; теоретиков журналистики Д. С. Авраамова, Е. Л. Вартановой, В. М. Горохова, Л. Р.Дускаевои, Б. И. Есина, Я. Н. Засурского, Г. В. Лазутиной, М. М. Лукиной, Б. Я. Мисонжникова, Е. И. Пронина, Е. Е. Прониной, Е. П. Прохорова, Д. Рэндалла, Л. Г. Свитич, 3. С. Смелковой, С. И. Сметаниной, Г. Я. Солганика, М. И. Стюфляевой, А. А. Тертычного, М. В. Шкондина, М. И. Шостак и др., где рассматриваются как общие, так и специальные направления журналистского творчества: своеобразие профессиональной деятельности журналиста, специфические черты журналистского произведения, личностные качества журналистов как индивидуальные творческие особенности и т. д.

В исследовании также активно использовались работы, посвященные вопросам профессионального образования, личностно ориентированных подходов к организации учебного процесса (А. А. Вербицкий, Б. С. Герщунский, В. А. Кан-Калик, И. Я. Лернер, В. Я. Ляудис, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов, Н. Ф. Талызина и др.), позволившие соотнести тенденции в системе профессиональной подготовки журналистов с современными тенденциями в развитии высшей школы.

Определение методологических и теоретических оснований позволило сформировать исходную концепцию исследования, отразившую

необходимость выработки таких методологических подходов к освоению способа журналистского творчества, благодаря которым осуществляются и полноценное освоение материала, и эффективное развитие личности студента. Наиболее продуктивно овладение профессиональными знаниями, постижение ценностей культуры и открытие рефлексивного мира своего «Я»

происходят в пространстве диалога. От того, какие условия для равноправного взаимодействия субъектов учебной деятельности созданы в процессе освоения журналистского творчества, зависит реализация способности будущего специалиста к саморазвитию, самоактуализации.

На базе исходной теоретической концепции была разработана гипотеза исследования. Согласно этой гипотезе, условия, при которых освоение журналистского творчества может быть успешным, состоят в том, что:

- журналистское творчество рассматривается как особый вид творчества
- деятельность с повышенной социальной ответственностью;

основу методологии процесса по освоению журналистского творчества составляет теория деятельности, теория творчества, теория личности, теория диалога и теория журналистики;

внутреннее взаимодействие всех учебных дисциплин определяется способом журналистского творчества как совокупностью его особенностей;

в качестве основополагающего принципа организации процесса освоения журналистского творчества выступает диалог;

проектирование процесса освоения журналистского творчества на всех уровнях (теоретический, методический, технологический) осуществляется в соответствии с гуманистическими принципами.

Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку и решение следующих задач:

  1. Охарактеризовать перемены в современных отечественных средствах массовой информации, вызванные кардинальными общественно-политическими изменениями как в стране, так и в мире в целом, которые отразились на характере журналистского творчества;

  2. Рассмотреть динамику развития теории журналистского творчества и существующие подходы к структурированию теоретических знаний в профессиональной подготовке журналистов;

  3. Провести анализ сложившихся традиций освоения журналистского творчества;

  1. Определить особенности творческой деятельности журналиста, важные для организации процесса его освоения;

  2. Разработать и теоретически обосновать методологические подходы к освоению способа журналистского творчества;

  3. Разработать модель организации освоения способа журналистского творчества в системе профессиональной подготовки и провести экспериментальную проверку предлагаемых решений;

  4. Рассмотреть возможности использования студенческих текстов как продуктов творческой деятельности в качестве критерия результативности освоения способа журналистского творчества.

Методы диссертационного исследования включили в себя:

теоретический И КОНЦЄП'

гуальный синтез философских, культурологических, психологических, педагогических источников в целях методологической разработки проблемы; изучение литературы, посвященной вопросам журналистского творчества; обобщение педагогического опыта; проведение констатирующего и формирующего эксперимента с применением комплекса исследовательских методик, адекватных целям и задачам диссертации; моделирование, интервью, соц. опрос, наблюдение, контент-анализ, анкетирование, тестирование, наблюдение, самонаблюдение.

Этапы и экспериментальная база исследования. Работа проводилась в 1992-2007 гг. и включала в себя несколько этапов.

Первый этап (1992-1999 гг.) представляет собой начало формирования эмпирической базы будущего исследования в ходе работы над созданием молодежной газеты «Привет» (приложения к городской газете «Миасский рабочий»). На данном этапе были стихийно намечены подходы к организации работы начинающих журналистов над текстом, а также прошли первую апробацию личностно ориентированные методики, направленные на осовение молодыми людьми навыков работы в СМИ и способствующие развитию их творческого потенциала.

Второй этап (1999-2002 гг.) был посвящен изучению философской, культурологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, а также педагогического опыта. На основании этого разрабатывались исходные позиции исследования: взгляды на философско-психологические основы творчества, концепция диалога как категории философии, психологии, педагогики.

Основная задача третьего этапа (2002-2004 гг.) заключалась в изучении литературы по проблемам журналистского творчества и его освоения в системе профессиональной подготовки журналистов, а также соответствующего педагогического опыта. На третьем этапе была развернута программа эксперимента по внедрению в систему профессиональной подготовки журналиста личностно ориентированных подходов, направленных на освоение студентами ключевых операций способа творческой деятельности журналиста. Основной формирующий эксперимент проводился на базе Южно-Уральского государственного университета.

На четвертом этапе (2004-2007 гг.) было проведено изучение нормативной документации и текущей педагогической практики МТУ, УрГУ, СПбГУ, Mill У, Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, Гуманитарного университета (г. Екатеринбург), Гуманитарного университета им. Екатерины Дашковой, ЮУрГУ, ЧелГУ, Томского и Воронежского государственных университетов, Оренбургского государственного педагогического университета. Исследование на данном этапе включало анализ и теоретическое обобщение полученных данных и данных экспериментов.

Результаты каждого этапа работы освещались в публикациях и обсуждались на конференциях.

Научная новизна состоит в том, что в диссертации:

1. Предпринимается попытка рассмотреть процесс освоения авторского журналистского творчества как доминанту в системе профессиональной подготовки журналистов и выявить определяющие его тенденции;

2. Формируются подходы к созданию теории освоения журналистского

творчества, основу которых составляют теория деятельности, теория диалога, теория творчества, теория личности, теория журналистики;

  1. Характеризуются условия, от которых зависит результативность освоения журналистского творчества в рамках системы профессиональной подготовки, и тем самым намечается новое направление исследований -изучение факторов, влияющих на развитие личности будущего журналиста;

  2. Проводится комплексный анализ подходов к освоению журналистского творчества в профессиональной подготовке журналистов, на основе которого намечаются ориентиры для обобщения и систематизации инновационного опыта по организации освоения журналистского творчества;

5 Рассматриваются обстоятельства, в которых проявляет себя сущность журналистского творчества и которые выступают как причина определенной организации образовательного процесса, в частности:

особенности журналистского творчества, составляющие его способ;

условия профессиональной деятельности журналиста;

особенности личности журналиста;

6. Определяются методологические подходы к развитию личности будущего журналиста, без которых полноценное освоение журналистского творчества практически невозможно, а именно:

-личностно-деятельностный характер процесса освоения журналистского творчества;

диалогизация отношений, существующих в ходе освоения журналистского творчества;

аксиологизация (развитие аксиологического потенциала личности);

рефлексивное управление процессом освоения журналистского творчества (планомерное использование личностной и групповой рефлексии).

7. Способ творческой деятельности журналиста представлен как категория, интегрирующая все компоненты процесса освоения журналистского творчества в системе профессиональной подготовки.

Теоретическая значимость

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она расширяет представление о возможных аспектах изучения журналистского творчества и намечает направление дальнейших научных исследований, ориентированных на оптимизацию процесса его освоения в системе вузовской подготовки. В диссертации формируются подходы к созданию теории освоения журналистского творчества, основу которых составляют теория деятельности, теория диалога, теория творчества, теория личности, теория журналистики. Разработан соответствующий понятийный аппарат.

Принципиально важно, что в диссертации определяется значимость теоретической науки о журналистике для подготовки социально ответственного специалиста.

Обоснована возможность рассматривать журналистские тексты, созданные студентами в ходе освоения журналистского творчества, в качестве критерия овладения ими теории и практики журналистского творчества.

Способ журналистского творчества представлен как категория, которая предполагает внутреннее взаимодействие учебных дисциплин, ориентируя учебный процесс на интеграцию в деятельности журналиста социологического, психологического и других видов знания.

Практическая значимость исследования должна обнаружить себя на двух уровнях: в оптимизации процесса освоения журналистского творчества в университетах и в оптимизации творческой деятельности их выпускников на практике. Это предопределяется разработкой методики диалога, направленного на помощь студентам в овладении спецификой творческой деятельности журналиста, и адаптированием этой методики к обучению журналистов с целью ориентировать его на последовательное формирование

знаний и профессиональных навыков, развитие ценностной и личностной рефлексии. Подготовлен и введен в научный и педагогический оборот обширный методический материал, ориентированный на освоение журналистского творчества в системе вузовской подготовки: создан каталог форм и методов работы и каталог творческих заданий, предназначенных для овладения технологией деятельности и личностного развития.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования

обеспечивается:

а) комплексом современных методологических и теоретических
положений;

б) синтезом философских и психолого-педагогических подходов и
развернутым обоснованием ведущих идей, адекватных поставленной цели,
задачам, гипотезе;

в) разносторонним качественным и количественным анализом
экспериментальных данных;

г) характером многостороннего исследования, в котором принимали
участие студенты и преподаватели факультетов и кафедр журналистики
МГУ, ЮУрГУ, МПГУ, УрГУ, СПбГУ, ЧелГУ, Томского государственного
университета, Воронежского государственного университета, Оренбургского
государственного педагогического университета, журналисты «Новой
газеты», «Комсомольской правды», «Миасского рабочего», «Южноуральской
панорамы», журнала «Высшее образование в России»;

д) данными обучающего эксперимента, которым были охвачены
студенты-журналисты ЮУрГУ и Оренбургского педагогического
государственного университета;

е) наблюдениями и личным опытом работы автора исследования в
ЧелГУ (на филологическом факультете), в ЮУрГУ (на кафедре
журналистики), в Оренбургском государственном педагогическом
университете, в редакции газеты «Миасский рабочий» (автор является

редактором приложения к «Миасскому рабочему» - газеты для подростков «Привет», выходящей с 1992 г., и руководителем городского пресс-клуба). Апробация и внедрение результатов

Материалы исследования нашли отражение в выступлениях на научно-практических конференциях в городах: Челябинск (1998, 1999,2000,2001, 2002, 2003), Пермь (2001), Екатеринбург (2003,2004), Москва (1999, 2001, 2002,2003,2004,2005,2006), Санкт-Петербург (2004,2005), Оренбург (2005, 2006), в статьях журналов «Образование в современной школе», «Высшее образование в России», «Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика», в монографии «Журналистское творчество: теория и практика освоения». Разработано и с участием автора внедрено в образовательную практику учебно-методическое пособие «Основы творческой деятельности журналиста», предназначенное для студентов факультетов и отделений журналистики и других высших учебных заведений, готовящих специалистов для работы в СМИ. Создана программа «Методика преподавания журналистики» для студентов магистратуры и слушателей курсов повышения квалификации. Подготовлены «Методические рекомендации по написанию курсовой и дипломной работы по журналистике».

Положения, выносимые на защиту

1. Поскольку профессиональная деятельность журналиста представляет собой креативную систему, которая производит для общества двойной продукт: массовые информационные потоки и специфический тип текста, основной задачей профессиональной подготовки журналиста оказывается обеспечение процесса освоения будущими работниками СМИ особенностей журналистского творчества. Это дает основание рассматривать освоение журналистского творчества как доминанту системы профессиональной подготовки и соответствующим образом мотивировать отношение к нему.

  1. Сущность процесса освоения журналистского творчества определяется, с одной стороны, характеристиками самого журналистского творчества, а с другой стороны - теми условиями, при которых этот процесс протекает и которые влияют на его результативность.

  2. К числу характеристик самого журналистского творчества, выступающих как объект освоения в ходе профессиональной подготовки, относятся специфические черты журналистского произведения, образующие порождающую модель журналистского творчества и ее жанровые разновидности, а также особенности творческой деятельности, складывающиеся в совокупности в ее способ.

  3. Условия, от которых зависит результативность процесса освоения журналистского творчества, предполагают, что:

- журналистское творчество рассматривается как особый вид творчества - деятельность с повышенной социальной ответственностью;

основу методологии процесса освоения журналистского творчества составляет теория журналистики.

внутреннее взаимодействие всех учебных дисциплин определяется способом журналистского творчества как совокупностью его особенностей;

процесс освоения журналистского творчества базируется на использовании диалога;

проектирование процесса освоения журналистского творчества на всех уровнях (теоретический, методический, технологический) осуществляется в соответствии с гуманистическими принципами.

Ориентация на эти условия является фактором, переводящим процесс освоения журналистского творчества из плоскости овладения технологией работы в плоскость личностного развития, предполагающего интенсификацию креативности, системного мышления, ценностной и личностной рефлексии.

5. Можно сказать, таким образом, что процесс освоения журналистского творчества базируется на синтезе теории журналистики, теории деятельности, теории диалога, теории творчества, теории личности, позволяющем сформулировать его методологические принципы и основные методологические подходы. К числу первых относятся:

принцип диалогичности;

принцип единства знаньевой и личностной парадигм;

принцип рефлексивного управления учебной деятельностью;

принцип аксиологичности;

принцип интегративности;

- принцип контекстности.
К числу вторых относятся:

системно-деятельностный подход,

диалоговый подход,

аксиологогический подход,

рефлексивный подход,

личностно ориентированный подход.

  1. Особую роль в ряду условий, от которых зависит результативность освоения журналистского творчества, играет использование диалога как основы общения, с одной стороны, и поля формирования активных методов, определяющих интенсивность освоения журналистского творчества, - с другой.

  2. В структуре методического инструментария особо весомым компонентом является система упражнений, направленных на работу с текстом, поскольку они укрепляют практические навыки будущих журналистов. Развитие этого направления в организации журналистского образования представляется нам чрезвычайно важным.

  1. В данной связи возникает возможность рассматривать в качестве критерия освоения журналистского творчества студенческие тексты, через которые выявляется степень сформированности у студентов представлений о порождающей модели журналистского текста, об основных операциях стадии познавательной деятельности и стадии создания текста.

  2. В настоящее время теоретические исследования по журналистике в текущей педагогической практике используются недостаточно. Будущим журналистам предлагаются для освоения разные, порой диаметрально противоположные взгляды на характер журналистского творчества. Чаще всего они основаны на эмпирическом опыте, теоретически не осмыслены. В целом процесс освоения журналистского творчества оказывается направлен на овладение технологической стороной профессии, что приводит к разделению журналистского творчества на ценностную и операциональную составляющую и отрицательно сказывается как на продуктах творческой деятельности журналиста, так и на его личности.

Все это вместе взятое является серьезным аргументом для привлечения внимания к теории освоения журналистского творчества как пути оптимизации системы профессиональной подготовки журналистов.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертации на Журналистское творчество: теория и практика освоения