Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование древнейшего протогородского центра бронзового века Средней Азии : процессы культурной и технико-технологической трансформации Кирчо Любовь Борисовна

Формирование древнейшего протогородского центра бронзового века Средней Азии : процессы культурной и технико-технологической трансформации
<
Формирование древнейшего протогородского центра бронзового века Средней Азии : процессы культурной и технико-технологической трансформации Формирование древнейшего протогородского центра бронзового века Средней Азии : процессы культурной и технико-технологической трансформации Формирование древнейшего протогородского центра бронзового века Средней Азии : процессы культурной и технико-технологической трансформации Формирование древнейшего протогородского центра бронзового века Средней Азии : процессы культурной и технико-технологической трансформации Формирование древнейшего протогородского центра бронзового века Средней Азии : процессы культурной и технико-технологической трансформации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кирчо Любовь Борисовна. Формирование древнейшего протогородского центра бронзового века Средней Азии : процессы культурной и технико-технологической трансформации : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.06 / Кирчо Любовь Борисовна; [Место защиты: Ин-т истории материальной культуры РАН].- Санкт-Петербург, 2009.- 356 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-7/93

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Алтын-депе как протогородской центр: основные черты культурного облика 9

1.1. Периодизация памятников эпохи палеометалла Южного Туркменистана. краткая история их исследования 9

1.2. Природная среда Южного Туркменистана и система расселения в эпоху энеолита - средней бронзы 11

1.3. Алтын-депе: история изучения, топография и структура поселения 14

1.4. Алтын-депе как протогородской центр эпохи бронзы 19

Глава 2. Стратиграфия, этапы развития и хронология поселения Алтын-депе 22

2.1. Стратиграфия Алтын-депе 22

2.2. Формирование и этапы развития поселения Алтын-депе 32

2.3. Вопросы абсолютной хронологии 36

Глава 3. Классификация керамики н культурная эволюция. Пункты инноваций и качественные рубежи 39

3.1. Общие принципы классификации 39

3.2. Основные технико-технологические характеристики посуды эпохи энеолита средней бронзы 51

3.3. Комплекс керамики дашлыджинского типа периода раннего энеолита 64

3.4. Комплекс керамики ялангачского типа периода среднего энеолита 66

3.5. Комплекс керамики геоксюрского типа конца периода среднего - периода

позднего энеолита 69

3.6. Комплекс керамики постгеоксюрского типа конца периода позднего энеолита 79

3.7. Комплекс керамики периода ранней бронзы 88

3.8. Формирование и развитие комплекса керамики периода ранней бронзы 109

3.9. Этапы развития гончарства на Алтын-депе 116

Глава 4. Истоки культурогенеза (основные компоненты культурных комплексов Алтын-депе эпохи энеолита - средней бронзы) 122

4.1. Металлические изделия 122

4.2. Антропоморфные изображения из глины, терракоты и камня 134

4.3. Терракотовые коробочки-«реликварии» 149

4.4. Зооморфные изображения, модели колес и повозок из глины и терракоты 152

4.5. Печати из терракоты, кости и камня и их оттиски на глине 160

4.6. Каменные сосуды 167

4.7. Каменные и терракотовые светильники 174

4.8. Украшения из камня и терракоты 178

4.9. Орудия труда из терракоты, глины, камня и кости 182

4.10. Этапы формирования культурного комплекса протогородского Алтын-депе 190

Глава 5. Строительные комплексы и организация пространства на Алтын-депе - традиции н инновации 192

5.1. Жилищно-хозяйственные комплексы периода позднего энеолита 192

5.2. Производственные сооружения периода позднего энеолита 200

5.3. Обводные стены периода позднего энеолита 202

5.4. Жилищно-хозяйственные комплексы периода ранней бронзы 205

5.5. Производственные сооружения периода ранней бронзы 225

5.6. Монументальные сооружения периода ранней бронзы 228

5.7. Особенности строительства и детали устройства домов в периоды позднего энеолита — ранней бронзы 230

5.8. Основные этапы развития застройки и организации пространства на Алтын-депе 236

Глава 6. Погребальные комплексы Алтын-депе: вопросы культурной трансформации 240

6.1. Местоположение захоронений и основные типы погребальных сооружений 240

6.2. Некоторые особенности захоронений на Алтын-депе 253

6.3. Основные группы погребений 255

6.4. Погребальный инвентарь 259

6.5. Развитие и трансформация погребальных комплексов Алтын-депе 271

Глава 7. Производство Алтын-депе: традиционные приемы, технические и технологические новации и формирование ремесла 274

7.1. Земледельческий комплекс 274

7.2. Скотоводство и охота 277

7.3. Обработка камня 278

7.4. Металлургия и металлообработка 284

7.5. Обработка кожи и краски 286

7.6. Другие виды производств 288

7.7. Формирование производственного комплекса протогородского Алтын-депе 289

7.8. Источники сырья и становление древних торговых путей 290

Заключение 294

Список литературы 299

Список сокращений 322

Список таблиц 323

Список иллюстраций 324

Таблицы 1-20 336

Альбом иллюстраций 357

Введение к работе

В диссертации освещаются вопросы генезиса культурного комплекса и формирования производственной базы древнейшего протогорода на юго-западе Средней Азии, эталонного памятника бронзового века, развалины которого в форме телля носят название Алтын-депе. Для решения поставленных проблем на этом многослойном поселении, одном из крупнейших в Южном Туркменистане, были проведены стратиграфические исследования, в результате которых получены материалы эпохи энеолита – ранней бронзы, которые характеризуют археологические культурные комплексы и разнообразные виды производства Алтын-депе в конце IV – начале последней трети III тыс. до н. э. Основная часть работы посвящена типологическому и культурно-хронологическому анализу археологических материалов – керамики, орудий труда, престижно-знаковых и культовых предметов, украшений и предметов туалета. Подробно рассмотрены формирование структуры поселения, особенности жилищно-хозяйственных комплексов и монументальных сооружений, строительные приемы и организация строительства. На основе изучения технико-технологической трансформации и локализации основных видов производств прослежено выделение специализированных отраслей и формирование ремесленного производства. Отдельные главы посвящены периодизации и истории изучения памятников эпохи палеометалла в Южном Туркменистане, вопросам стратиграфии и хронологии поселения, погребальным комплексам. Значительная часть работы касается вопросов классификации и анализа артефактов, выявлению аналогий и импортов, позволяющих реконструировать культурные и торговые связи Алтын-депе на разных этапах культурно-исторического развития. Исследование показало, что в период позднего энеолита (конец IV – первая четверть III тыс. до н. э.) формируется культурная и технико-технологическая основа древнейшего протогорода эпохи бронзы Средней Азии, а к концу периода ранней бронзы (около 2400 гг. до н. э.) завершается процесс формирования производственной базы специализированного ремесла.

Актуальность исследования

Изучение крупных поселений позволило установить, что в III тыс. до н. э. центрально-азиатский регион представлял собой «пространство межкультурных взаимодействий», где в результате культурных влияний и экономической экспансии цивилизаций Месопотамии, Элама и долины Инда складываются пути обмена и торговли и формируются новые цивилизации древневосточной периферии. Начало этих процессов уходит в IV тыс. до н. э. В этой связи генезис культурного комплекса и формирование производственной базы протогорода на материалах Алтын-депе, где прослежено непрерывное развитие основных компонентов культуры на протяжении IV–III тыс. до н. э. приобретает особую актуальность.

Объектом исследования является процесс развития культуры и системы производства населения Алтын-депе в эпохи энеолита и бронзы, в результате которого формируется культурная основа и технико-технологическая база этого протогородского центра Средней Азии.

Предметом исследования являются уникальные материалы, полученные автором в результате широкомасштабного стратиграфического изучения Алтын-депе.

Хронологические и географические рамки исследования

Хронологические рамки работы ограничены второй половиной IV – концом III тыс. до н. э. Для сравнения, синхронизации и выявления культурных взаимодействий привлекались опубликованные материалы близких по времени и уровню культурного развития памятников Южного Туркменистана, Таджикистана, Южного и Юго-Восточного Ирана и Афганистана. В этом регионе, в IV – начале III тыс. до н. э. заселенном земледельческими племенами, в течение III тыс. до н. э. в результате культурной и торговой экспансии цивилизаций Элама и Древней Индии и внутрирегиональных взаимодействий, связанных с обменом сырьем и культурными достижениями, формируются протогородские центры, в число которых входило и поселение Алтын-депе.

Цели и задачи исследования

Целью работы является выделение этапов становления протогородского центра эпохи бронзы на юго-западе Средней Азии, генезиса его культурного комплекса и формирования экономической базы.

Для достижения этой цели в диссертации требовалось решить ряд задач:

– систематизировать массовые материалы эпохи энеолита – ранней бронзы и выделить основные компоненты культурных комплексов;

– рассмотреть вопросы периодизации культуры Алтын-депе и уточнить хронологические рамки основных периодов развития;

– проследить развитие компонентов каждого культурного комплекса во времени;

– выделить на основе данных стратиграфии и топографии этапы формирования структуры и застройки древнего протогорода;

– рассмотреть вопросы экономической основы поселения и выявить этапы развития техники и технологии разных видов производств;

– проследить формирование производственной базы на основе данных о технико-технологическом уровне производства на разных этапах развития поселения;

– выявить направления культурных взаимодействий населения Алтын-депе в конце IV–III тыс. до н. э.

Методика исследования базируется на комплексном подходе к изучению археологических материалов. Стратиграфический и типологический методы позволили выделить компоненты культурных комплексов Алтын-депе на разных этапах его развития, а изучение планиграфии орудий труда, видов сооружений и объектов с учетом их функциональных характеристик дали возможность определить внутреннюю структуру поселения и его отдельных участков. Сравнительно-исторический метод, позволяющий выявлять общее и особенное в конкретных проявлениях культуры древних центров, использован при анализе культурных связей населения Алтын-депе.

Источники

В диссертации используются материалы стратиграфических исследований автора на Алтын-депе, в результате которых получены новые археологические данные, характеризующие культуру населения юго-запада Средней Азии конца IV – начала последней трети III тыс. до н. э. Для хронологических сопоставлений, анализа становления и развития культурных комплексов, факторов технологического прогресса и культурных взаимодействий древнего населения Южного Туркменистана на разных этапах привлекаются опубликованные материалы древнеземледельческих поселений и протогородских центров эпохи энеолита и бронзы Средней Азии, Ирана и Афганистана IV–III тыс. до н. э.

Научная новизна диссертации

Впервые в археологической науке характеристика и комплексный анализ основных компонентов культуры эпохи позднего энеолита – ранней бронзы юго-запада Средней Азии проведены на базе новых обширных материалов Алтын-депе, полученных в ходе раскопок автора в 1977–2001 гг. В работе использована разработанная автором классификация археологических материалов. Впервые система относительной и абсолютной хронологии построена на калиброванных радиоуглеродных датах и расчетах скорости накопления культурных слоев поселения за значительный промежуток времени. Изучение стратиграфического и топографического распределения в культурных слоях изделий и орудий труда, с помощью которых они изготовлены, позволило впервые выделить специализированные производственные участки в хозяйственно-жилых комплексах поселения и реконструировать систему производства на разных этапах его развития.

Практическая ценность исследования

Положения работы могут использоваться при написании обобщающих трудов по истории и археологии Центральной Азии, в краеведческой, научно-просветительской и музейной практике, в подготовке научных исследований и лекционных курсов по истории древних обществ. Разработанная автором методика анализа керамики может быть использована для систематизации массовых материалов культур Древнего Востока. Предложенные автором периодизация и характеристика культурных комплексов позднего энеолита – ранней бронзы Алтын-депе используются специалистами Италии, Ирана, США, Франции, Таджикистана и других стран для синхронизации археологических памятников региона в III тыс. до н. э.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации отражены в трех монографиях и 59 научных публикациях. Разделы диссертации были представлены на международных и всесоюзных конференциях, совещаниях и семинарах в Ашхабаде (1980, 2004–2006, 2008), Самарканде (1983, 2007), Суздали (1987), Санкт-Петербурге (1995), Москве (1983, 2004), Сегеде (1987), Париже (1989), Хельсинки (1993), Риме (1997), Лейдене (1999), Дамгане (2007), Равенне (2007).

Структура работы

Диссертация состоит из введения, семи глав, заключения, списка литературы, 20 цифровых таблиц и альбома иллюстраций.

Алтын-депе: история изучения, топография и структура поселения

Съемки топографических планов (первый план был снят в конце 1950-х гг. — Массон, 1967а. Рис. 1; второй - в 1977 г. А.А. Ляпиным - Массон, 1981а. Рис. 1), сбор подъемного материала и наблюдения над рельефом и особенностями культурного слоя на поверхности различных участков Алтын-депе позволили В.М. Массону сделать ряд предположений относительно структуры, характера внутренней застройки, фортификации и стратиграфии древнего поселения (Массон, 1981а. С. 6). Эти предположения были верифицированы при проведении многолетних раскопок и дополнительно проверены при новом обследовании поселения в 1998 г., когда с помощью лазерного теодолита был снят третий топографический план Алтын-депе (рис. 2). На этот план были нанесены все археологические раскопы разных лет, а также все другие следы нарушений культурного слоя в процессе антропогенного воздействия на памятник (Кирчо, 19996; Kircho, Salvatori, Vidale, 2008. Fig. 2.3). В результате .был получен новый источник для реконструкции структуры древнего поселения. Отдельные всхолмления и участки поселения, которые образуют в целом компактный массив Алтын-депе, получили наименования по характерным особенностям рельефа или преобладающим категориям находок.

Наиболее возвышенная восточная часть называется «Холм вышки». Здесь, на раскопе 9 и «Раскопе вышки» на площади свыше 1 га исследованы хозяйственно-жилые комплексы конца периода ранней - периода средней бронзы, в том числе, и остатки «квартала знати» (Березкин, 1994; 2001; Массон, 1981а. С. 44-55, рис. 15, 16).

Два пониженных в рельефе плоских участка в северо-восточной и центральной части поселения именуются «Малой» и «Центральной» площадями - строения времени НМЗ V здесь отсутствуют. Рядом с «Центральной площадью», на раскопе 13, изучены хозяйственно-жилые комплексы раннего этапа периода средней бронзы (Массон, 1981а. С. 43, 44).

Сравнительно узкие лощины, ведущие на площади с северо-востока и юго-запада являлись основными въездами на поселение. Северо-восточный въезд имеет крутые склоны и остаткп каких-либо архитектурных сооружений здесь полностью разрушены. Юго- западный въезд (стратиграфический раскоп 8) в эпоху бронзы был обрамлен монументальными пилонами, а само пространство въезда разделено невысокими стенами на несколько проходов и проезжую часть с остатками вымосткн из керамики и камней (Массон, 1981а. С. 31—33, рис. 10).

На восточном краю Алтын-депе находится небольшое компактное всхолмление, отделенное от «Холма вышки» двумя неглубокими лощинами. Поверхностные слои этого всхолмления имели характерную структуру разрушенного сырцового кирпича- и почти не содержали обломков керамики. Здесь были исследованы остатки монументального ступенчатого культового сооружения времени НМЗ V (раскоп 7; Массон, 1968а; 19686; 1969; 1970а; 19706. С. 6-9; 1981а. С. 56-75, рис. 17-23).

Всхолмление к северу от «Холма вышки», ограниченное северо-восточным въездом и «Малой площадью», именуется «Холмом стены» - здесь были открыты остатки1 монументальных обводных стен, а на раскопе 5 планиграфнчески и стратиграфически исследованы. хозяйственно-жилые комплексы эпохи позднего энеолита - средней бронзы (Кнышов, 1971; Кирчо, 1986; 20016; Кирчо, Коробкова, Массон, 2008. С. 28-48; Массон. 19676. С. 169-170; 1981а. С. 26-24, 39-43, рис. 9Б, 13; ЮгсЬо, 1985; 1988; 1994а; 1994Б).

В северной части поселения расположен обширный «Холм ремесленников», на поверхности которого были найдены остатки более 60-ти гончарных печей и многочислен- ные следы гончарного производства — шлаки и обломки деформированных сосудов. Хозяйственно-жилые и производственные комплексы гончаров времени НМЗ V были изучены здесь на раскопах 10 и 12 (Масимов, 1970а; 19706; 19726; 1976. С. 11-37, рис. 2, 3; 1977; 1978; Массон, 1981а. С. 36-39, рис. 12).

Северо-западную часть Алтын-депе составляет сравнительно пологий «Массив жилых кварталов», на ряде участков которого также имеются следы гончарного производства. В юго-западной части поселения, на поверхности двух всхолмлений; найдены многочисленные крупные каменные орудия труда и соответственно эти участки получили названия «Холм зернотерок» и «Холм ступок».

«Холм ступок» отделен юго-западным въездом от «Холма меди» — всхолмления с наибольшей концентрацией обломков медных предметов и шлаков на поверхности. Здесь в 1971-1972 гг. на раскопе 8 были изучены строения периода средней бронзы (Массон, 1972а; 1981а. С. 39), а дополнительная зачистка 1999 г. показала, что этот участок использовался для металлургического производства на наиболее позднем этапе обживання поселения (Кирчо, 2004а).

К северу от «Холма меди» расположен «Холм погребальных камер», на склоне которого в 1965-1966 гг. В. И. Сарианиди были исследованы погребальные камеры и связанное с ними планировочно помещение с росписью полосами красной краски на стене (Сарианиди, 19666; 1967).

«Холм погребальных камер» отделен от «Холма вышки» узкой лощиной, служившей по предположению В. М. Массона, еще одним (юго-восточным) въездом на поселение. Эта лощина с севера ограничена небольшим всхолмлением, характер поверхности которого также указывал на наличие монументальной сырцовой кладки - здесь на раскопе 11 были выявлены остатки застроенных стен и «башен» (Массон, 1972а; 19726; 1981а. С. 31). Судя по рельефу местности, юго-восточная въездная магистраль выводила на небольшую улицу, исследованную на раскопе 13. Однако при обработке третьего топографического плана с помощью программы Surface, позволяющей подчеркнуть особенности рельефа, стало видно, что поселение в эпоху бронзы имело по крайней мере две крупные, пересекающиеся почти в центре, транспортные артерии с юго-юго-запада на северо- восток и с юго-востока нд северо-запад (рис. 3).

Таким образом, на Алтын-депе периода средней бронзы локализованы .по крайней мере .четыре въезда, магистральные улицы от которых вели в центр поселения, где располагались незастроенные участки-площади. Производственные кварталы гончаров находи- лись в северной и, возможно, западной части Алтын-депе. В восточной части расположены жилые кварталы, в том числе и «квартал знати», а также культовый центр поселения.

Комплексное изучение поселения эпохи энеолита и бронзы Алтын-депе в Южном Туркменистане показало, что здесь в период средней бронзы (конец III - начало II тыс. до н. э.) находился крупный центр протогородского типа (площадью более 25 га) с определенной функционально-планировочной структурой (Массон, 1981а. С. 33. главы 3 и 4). Поселение имело развитую коммуникационную сеть и центральную площадь (исследованы монументально оформленный центральный юго-западный въезд на поселение с ведущими внутрь него, мощеными обломками камня и керамики транспортными и пешеходными улицами, а также внутриквартальные пешеходные улицы и проходы). В северной части Алтын-депе находились структурно обособленные производственные участки и жилища гончаров-ксрамнстов, а в восточной — жилые кварталы и монументальный общегородской культовый центр (рис. 4). На основе дифференциации застройки в разных частях поселения (особенностей внутренней планировки и площади хозяйственно-жилых- комплексов) в сочетании с составом инвентаря в погребальных камерах, включенных в застройку, В.М. Массон выделил три группы населения Алтын-депе: бедных ремесленни- ков-гончаров, «средних горожан» и «знати» (Массон, 1981а. С. 100-104) . Монументальный культовый комплекс (ступенчатое зиккуратоподобное сооружение , в пределах которого находилась «гробница жрецов», содержавшая богатые заупокойные дары) был, вероятно, «посвящен астральному божеству, лунному богу, выступающему в образе могучего быка» (Массон, 1981а. С. 100; Masson, 1976).

Формирование и этапы развития поселения Алтын-депе

Мотивы орнаментов 1-го порядка представлены как односторонними розетками :т, :2, :2тгг. :4-ш, :оо-т, так и изображениями двусторонних розеток из элемента 4 - мотивы 2:ш и 4:т (рис. 43). Двусторонние розетки - части двусторонних орнаментов — лент (а) и слоев (аЬ) могли появиться только на двусторонней плоскости (плетение, циновки) и в орнаментации керамики представлены мотивами из силуэтных (темных) и фоновых (светлых) треугольников. Общий вид и симметрия мотива (и орнамента в целом) практически не изменятся, если светлые и темные элементы поменять местами, то есть высветлить темные и зачернить светлые треугольники. Истоки двусторонних орнаментов уходят в комплексы периода раннего энеолита (времени НМЗ I), когда такие мотивы впервые появились на керамике и стенных росписях Южного Туркменистана (Массон, 1982. Табл. XI, 10-12, 17, 18; XII, 1, 2, 10, 13).

Композиции орнаментов 1-го „порядка, как правило, довольно просты и представляют собой в основном бордюры (ленты) и, гораздо реже, сетки (слои) шести основных групп симметрии (рис. 44, 1-3, 6, 7, 9). Орнаменты образованы переносами ячейки, состоящей из одного или нескольких (группы) мотивов, имеющих общие элементы (оси или плоскости) симметрии. Ячейка переносов орнамента может состоять и из двух групп мотивов, не имеющих общих элементов симметрии и фактически независимых. Такие орнаменты построены чередованием двух групп мотивов или двух бордюров - для сеток.

Бордюры 1-го порядка образованы переносом ячейки либо на расстояние, которое почти не превышает ширину изображения в ячейке (а[ 1), либо на расстояние,-которое превышает ширину изображения в самой ячейке примерно в два раза (а 21; рис. 44, 1,0; 2,0). Сетки, в свою очередь, образованы переносом ячеек по двум осям, либо бордюра по одной оси (Ь) на расстояние, которое почти не превышает высоты изображения (Ь Ь). либо на расстояние, которое больше высоты изображения примерно в два раза (61 2Ь; рис. 45,1,1:2,1).

Полученные такими преобразованиями орнаменты 1-го порядка украшают сосуды самостоятельно (горизонтальные полосы, ряды треугольников или зигзаги, косая сетка из прямых линий), либо служат в качестве элементов, мотивов или дополнительных орнаментов в композициях 2-го порядка.

Большинство расписных орнаментов керамики эпохи позднего энеолита и ранней бронзы являются орнаментами 2-го и 3-го порядка. Наиболее распространены чисто геометрические узоры, однако широко представлены также бордюры или сетки, сочетающие геометрические, зооморфные и растительные мотивы.

Геометрические элементы орнаментов 2-го порядка представлены двумя группами. С одной стороны в качестве элементов орнамента служили бордюры и сетки 1-го порядка (рис. 46, элементы 1-7), используемые без каких либо дополнительных симметричных преобразований.

С другой стороны, в орнаментации расписной керамики времени позднего НМЗ II - НМЗ IV наиболее широко распространены принципиально новые, комбинированные элементы орнамента (так называемые ступенчатые элементы 8-11; рис. 46). В основе этих элементов лежат косые бордюры 1-го порядка (а):т, (а):2-а, (а):2-м из треугольников или полуовалов в сочетании либо с прямоугольным неравнобедренным треугольником (элемент 8), либо с прямой линией (элементы 9-11). То есть «ступенчатые» элементы орнаментов 2-го порядка образованы симметричньми преобразованиями и комбинациями бордюров и элементов 1-го порядка, а не представляют собой просто орнаменты 1-го порядка.

Соответственно и геометрические мотивы орнаментов 2-го порядка представлены двумя группами. С одной стороны, это розетки 2-го порядка, представляющие собой части сеток 1-го порядка (таковы параллерограммы, прямоугольники, фигуры в виде двух сомкнутых вершиной треугольников, ромбы и квадраты с точечным, сетчатым, волнистым или полосчатым заполнением - мотивы из элементов lab, 2ab, 3ab, 5аЬ) и косых бордюров 1-го порядка (мотивы 2-го порядка из элемента 4а), либо части лент и слоев 1-го порядка (мотивы 2-го порядка из элементов баб и 7аб). С другой стороны, мотивы 2-го порядка представляют собой розетки 2-го порядка, образованные симметричными преобразованиями комбинированных «ступенчатых» элементов орнамента.

«Ступенчатые» элементы орнаментов 2-го порядка на керамике конца периода среднего энеолита - периода ранней бронзы имеют определенные стилистические различия. Эти элементы представлены двумя группами — стиля А и Б, внутри которых выделяются несколько вариантов изображения (рис. 47). В основе элементов стиля А лежит косой бордюр из треугольников. Для таких орнаментов намечаются пять вариантов изобра- жения: вариант А1, когда бордюрные части «ступенчатых» элементов образованы из двух-трех крупных равнобедренных прямоугольных треугольников; вариант А2, когда бордюры образованы из ряда мелких равнобедренных прямоугольных треугольников; вариант АЗ, когда бордюры образованы из мелких равнобедренных треугольников, боковые стороны которых направлены к оси переноса под углом около 60; вариант А4, когда измельчившиеся треугольники приобретают нечеткие очертания с вогнутыми и неровными боковыми сторонами; вариант А5, когда «ступенчатые» элементы орнамента приобретают вид линии или треугольника с бахромой по краю.

Основой «ступенчатых» элементов стиля Б служил бордюр не из треугольников, а из полуовалов или даже из полукругов. Элементы стиля Б характерны в первую очередь для расписной керамики поселений центрального района подгорной зоны Копетдага и появляются в период НМЗ III, когда для нанесения орнамента использовали очень густую, ложившуюся каплями краску. Для элементов стиля Б прослеживаются четыре варианта исполнения: вариант Б1 - косые бордюры, где треугольники заменены полуовалами; вариант Б2, когда элементы превращаются в бордюры из точек, соединенных черточками; вариант БЗ — когда бордюры состоят из небрежно выполненных полукругов; вариант Б4 — когда контур мотива приобретает просто волнистые очертания.

Варианты изображения «ступенчатых» элементов (и мотивов) соответствуют типологическим и хронологическим изменениям стилистической манеры исполнения - геометрические орнаменты времени позднего НМЗ II — НМЗ III (геоксюрского и- караде- пинского стилей) состоят из мотивов вариантов А1-2 и Б1-2, а орнаменты времени НМЗ IV — из мотивов вариантов АЗ-5 и БЗ—4. Однако развитие манеры исполнения мотивов происходило непрерывно. Часто выделение и отнесение тех или иных «ступенчатых» мотивов к разным вариантам изображения является приблизительным.

Кроме того, «ступенчатые» мотивы были в известной степени взаимозаменяемы — для образования одних и тех же по своему структурному положению в композиции орнамента розеток иногда использовали разные «ступенчатые» элементы. Видимо, с семантической точки зрения все «ступенчатые» мотивы одной симметрии имели близкое, если не одинаковое значение.

Комплекс керамики ялангачского типа периода среднего энеолита

В период среднего энеолита ангобированные поверхности посуды из теста с минеральными примесями (как столовой, так и тарной) уплотняли сплошным лощением, часто до яркого блеска. Такие сосуды всегда красноангобированные и обычно не орнаментированы. Широкое распространение лощения как дополнительного способа обработки поверхности посуды, видимо, было обусловлено двумя факторами: 1) ярко-красный цвет облицовки сосудов возможно связан с изменением состава ангоба, использованием для его приготовления охристой глины, имеющей более рыхлую структуру и, соответственно, образующей покрытие, нуждавшееся в дополнительном уплотнении; 2) наличие на поверхности большинства красноангобированных лощеных сосудов темных пятен неровного обжига свидетельствует о нестабильном, неотработанном до конца режима обжига, что также, видимо, требовало дополнительного упрочения формы и поверхности сосуда.

В конце периода среднего — позднем энеолите, когда для изготовления основной массы столовых и тарных сосудов стали использовать более плотное тесто с мелкими минеральными примесями, изменился и характер дополнительной обработки посуды. Анго- бирование поверхности и столовой, и тарной посуды стали производить более жидкой, чем в предшествующее время массой, ложившейся тонким слоем. Цвет ангоба сосудов — в основном красновато-розоватый или светло-кремовый. Большая часть столовой посуды обработана лощением, однако интенсивность блеска поверхности постепенно ослабевает. У Так, если расписная посуда геоксюрского стиля времени позднего НМЗ II - раннего и среднего НМЗ III имеет обычно выраженный блеск на поверхности сосудов, то столовая посуда конца периода позднего энеолита - периода ранней бронзы несет следы довольно слабого лощения, визуально часто трудно улавливаемые.

К середине периода ранней бронзы, когда широко распространяется формовка сосудов на гончарном круге, ангоб, как специальное покрытие, постепенно почти исчезает и заменяется простым заглаживанием мокрой тряпкой или руками. Охристая краска, которую продолжают использовать для окраски поверхности части сосудов, становится более жидкой и имеет розовато-коричневый оттенок.

К концу периода ранней бронзы дополнительная обработка основной массы тарной посуды сводится к влажному заглаживанию поверхности, производившемуся на гончарном круге. Столовые сосуды после влажного заглаживания часто продолжают обрабатывать слабым лощением. Особенно это характерно для посуды (в том числе, и с минеральными примесями в тесте), поверхность которой покрывали тонким слоем ангоба или, вернее, красной краски, причем окрашивание поверхности также производили при вращении сосуда на круге. Такой красной краской продолжали покрывать и небольшую часть сосудов начала периода средней бронзы.

Значительная часть столовой и тарной посуды эпохи энеолита — ранней бронзы украшена расписными, преимущественно геометрическими, орнаментами. Орнаментирована в основном наружная поверхность сосудов, однако часть посуды расписана также изнут- ри. Монохромная роспись выполнена коричневой или черной краской разных оттенков. Такая гамма орнаментации характерна для керамики времени НМЗ I, посуды ялангачского типа времени НМЗ II, части расписной посуды геоксюрского и основной массы сосудов постгеоксюрского типов времени позднего НМЗ II - НМЗ III и керамики периода ранней бронзы. В монохромной технике исполнены и орнаменты карадепинского стиля времени НМЗ III, для нанесения которых использовалась густая, шероховатая на ощупь «вскипающая» краска коричневато-черного цвета. Бихромные орнаменты выполнены красной и черной красками различных оттенков и представлены росписью посуды типа НМЗ II (единичные фрагменты), орнаментацией геоксюрского и, частично, постгеоксюрского стилей. При изготовлении расписных сосудов с бихромной орнаментацией геоксюрского стиля снаружи на ангоб в нижней части сосуда часто наносили разметку орнамента, обычно разделявшую поверхность сосуда на четыре сектора. В верхней части сосуда, примерно на 2/3 его высоты рисовали основной орнамент в виде фриза, ограниченного сверху и снизу горизонтальными полосами и образованного горизонтальными ломаными полосами или повторяющимися фигурами треугольников, прямоугольников и ромбов. Эти фигуры на раннегеоксюрской керамике имели как сетчатое, так и тоновое заполнение, а позднее приобрели вид крупных контурных «ступенчатых» треугольников и ромбов, внутри краской не заполненных. И разметка, и основной орнамент выполнены красной краской. Такой же красной краской и также иногда в виде густой сетки покрывали внутреннюю поверхность сосуда, после чего его подсушивали и обе поверхности лощили. И лишь после лощения наносили орнамент черной краской, обводя и подправляя фигуры, нарисованные красным и заполняя оставленные в основном орнаменте промежутки. Таким образом, обработка поверхности столовой посуды с бихромной росписью геоксюрского стиля была четырехступенчатой и включала ангобирование, окраску части поверхности сосуда и нанесение основного орнамента красной краской, лощение и, наконец, орнаментацию черной краской.

В то же время все эти операции мало влияли на технологические качества посуды и носили преимущественно декоративный характер. Декоративный характер обработки поверхности особенно ярко проявляется в керамике постгеоксюрского типа времени позднего НМЗ III, когда все вышеописанные приемы встречаются в разных сочетаниях или начинают заменять друг друга. Так, светлоангобированные лощеные сосуды с монохромной черной росписью могут быть окрашены красной краской только внутри. Посуда с бихромной или монохромной росписью, внутренняя и часть наружной поверхности которых окрашена красным, часто не имеет лощения. Представлены и нерасписные сосуды, анго- бированные, но нелощеные или ангобированные или окрашенные только по наружной поверхности.

Бихромная орнаментация керамики постгеоксюрского типа и начала ранней бронзы украшала как столовые, так и тарные сосуды и отличается коричневым или лиловым оттенками красной краски.

В период ранней бронзы основная масса расписной, в основном столовой посуды орнаментирована темно-коричневой, почти черной, иногда довольно жидкой, краской. В середине периода ранней бронзы на Алтын-депе исчезает тарная расписная посуда, а в конце периода сильно уменьшается и количество орнаментированной столовой посуды, как светло-, так и краснофонной. В начале периода средней бронзы роспись на посуде уже полностью отсутствует.

Терракотовые коробочки-«реликварии»

Венчики тонкостенной посуды приостренные, часто чуть отогнутые наружу (рис. 51А, 5, 7; 51Б, 9; 51В, 7; 51Г, 70). У более массивных чаш край венчика закруглен или косо срезан снаружи (рис. 51 А, 77; 51 Г, 9). Донца сосудов плоские (рис. 51 Б, 12). Единично найдены низкий кольцевой поддон (рис. 51Г. 12) и ножки кубковидных сосудов - полусферическая, полая внутри (рис. 51В, б) и коническая монолитная с вогнутым основанием (рис. 51 А. 13). Несколько условно к столовой посуде отнесены крышки, которые представляют собой плоские диски с закругленными краями (рис. 51В, 5). Возможно небольшой крышкой служил также оббитый по периметру округлый фрагмент расписного сосуда (рис. 51 Б, 77).

Размеры столовой посуды довольно сильно колеблются. В целом преобладают сосуды средних размеров (di = 16-22 см). Представлены также небольшие (di = 6-12 см) конические и полусферические чаши (рис. 51А. 75; 51Б, 7; 51В, 7). Крупные чаши (di = 26- 34 см) имели, в основном, коническую форму (51 А, 72; 51В, 4).

Большая часть столовых сосудов (83 %) украшена расписными орнаментами. Наи- ) более широко распространены орнаменты в виде горизонтальных полос и треугольников или двух сомкнутых вершинами треугольников (типы I, 1 и IV, 19 по классификации И.Н. Хлопина - Хлопин, 1963. Табл. XXV), а на внутреннюю поверхность конических чаш нанесены треугольные шевроны (орнаменты типа XIV, 70). Единично встречены узкие фризы из двутс горизонтальных полос, заполненных зигзагом (тип VIII, 44), косыми полосками (тип IX, 48; рис. 51Б, 7) и двойными свисающими дугами (рис. 51Г, 3, 5). Представлены также мотивы в виде нескольких косых или вертикальных полос (рис. 51 А, 9, 7-7; 51Г, 77) и тоновых треугольников вершинами вниз, обведенных тонкими линиями (рис. 51 Г, 75).

Кроме посуды, орнаментированной росписью, в шурфе раскопа 11 на Алтын-депе представлен обломок сосуда-цедилки с отверстиями в нижней части (рис. 51Г, 4) и впервые были найдены обломки конических чаш, украшенных рельефным орнаментом в виде двух, трех или четырех прочерченных полос, образующих на наружной поверхности зигзагообразный или волнистый узор (рис. 51А, 77; 51Б, 70; 51Г, 9). Аналогичная чаша с рельефной наружной поверхностью и сложным расписным мотивом, нанесенным на дно сосуда изнутри, обнаружена в 2006 г. на Илгынлы-депе в горизонте VI.

Хозяйственная тарная посуда периода раннего энеолита представлена мелкими об-, ломками толстостенных расписных и нерасписных хумов (di 38-42 см) и корчаг (di = 26-34 см) с прямыми или несколько сужающимися к устью стенками обычно имеют закругленный (рис. 51 Г, 2) или чуть уплощенный венчик. Обнаружен также фрагмент толстостенного сосуда с выступом-ручкой в средней части (рис. 51 Б, б).

Редкие кухонные сосуды имели сужающиеся к устью стенки и отогнутый верхний край, образующий подобие низкой горловины (рис. 51Б, 75; 51Г, 5).

Наиболее близкие аналогии комплекс керамики периода раннего энеолита Алтын- депе находит в материалах Дашлыджи-депе. Как и в Геоксюрском оазисе, в росписи посуды Алтын-депе времени НМЗ I преобладают орнаменты I, II и VI групп (Хлопин, 1963. С. 18-19, рис. 3). Отличительными чертами раннеэнеолитического комплекса керамики Алтын-депе являются усеченно-сферические сосуды с подконической верхней частью и чаши с рельефным орнаментом. Комплекс в целом относится к позднему этапу развития анауской культуры времени НМЗ I.

Культурный комплекс периода среднего энеолита на Алтын-депе выделен по преобладанию среди расписной посуды керамики ялангачского типа, единичным находкам керамики типа НМЗ II и появлению нерасписной краснолощеной посуды с минеральными примесями в тесте. Этот комплекс представлен в XVII-XII/XI ярусах шурфа раскопа 11, XXXIX-XXXVI ярусах и горизонте Алтын 15 шурфа 1970 г. на раскопе 1 и в XXIV-XXII ярусах шурфа 3. Верхняя граница его определяется появлением расписной керамики гео- ксюрского стиля с бихромными орнаментами. Соответственно комплекс керамики времени НМЗ II Алтын-депе включает расписную посуду групп 2-3, частично, групп 1 и 14, а также нерасписные сосуды групп 4—6, 13, 15 и 16 (рис. 49; Кирчо, Коробкова, Массон, 2008. Табл. III и IV).

Судя по данным шурфа раскопа 11, на раннем этапе развития комплекса (ярусы XVII-XIV) основные формы посуды почти не меняются (рис. 52В). Кроме конических и полусферических чаш, усеченно-сферических сосудов и плоских крышек, в XVII и XIV ярусах найдены обломки цилиндроконических корчаг (рис. 52В, 75), а в XVI ярусе - горшковидных и шаровидного кухонных котлов (рис. 52В, 19, 20). В XIV ярусе обнаружены обломок венчика горшковидного сосуда группы 5 с подцилиндрической верхней частью и красноангобированная крышка с утолщением в центре (рис. 51В: 27). На Илгын- лы-депе найдены такие крышки, увенчанные антропоморфными изображениями (Masson, Berezkin, Solovieva, 1994. Fig. 4, 7). Постепенно сосуды группы 2 приобретают плавные, округлые очертания. Ведущей формой становятся полусферические чаши с приостренным или закругленным, иногда чуть загнутым внутрь венчиком (61 = В = 14-26 см; Н/Т) = 0,4-0,6; рис. 52А, 1; 52Б, 12). Найдены также глубокие усеченно-сферические чаши (61 = 16 см; Н/О = 0,7; рис. 52Б, 9; 52Г: 2) и обломки небольших горшков с округлым туловом, отогнутый венчик которых образует подобие низкой горловины (рис. 52А, 14).

Орнаментация расписной посуды группы 2 на Алтын-депе крайне однообразна и представлена двумя или четырьмя горизонтальными полосами краски вдоль венчика, иногда соединенных вертикальными черточками (орнаменты группы II и I по классификации И. Н. Хлопина — Хлопин, 1969. С. 19, 20, рис. 4). Несколько чаш орнаментированы двумя горизонтальными полосами и примыкающим к ним снизу групп свисающих дуг (рис. 52Б, 12). Встречены также мотивы с косой, горизонтальной или сетчатой штриховкой внутри (рис. 52, 1, 14). Штрихованное или сетчатое заполнение характерно также для мотивов орнамента керамики типа НМЗ II (группа 3; рис. 52Б, 1, 2) и встречено в росписи хозяйственной тарной посуды группы 14 (рис. 52А, 3).

На сосудах группы 1 треугольные мотивы сильно вытянуты по горизонтали и часто увенчаны вертикальными черточками, соединяющими вершину треугольника и горизонтальную линию (рис. 52В, 18). На двух чашах к треугольникам снизу примыкают группы свисающих дуг. Единично представлен орнамент в виде двух расположенных друг над другом ромбов и пучка из четырех угловатых линий (рис. 52А, 12). Найдены также обломки венчика и стенок толстостенных сосудов, орнаментированных повторяющимся горизонтальным зигзагом (рис. 52Б, 13; 52В, 9).

Технологически столовая посуда с органическими примесями в тесте продолжает и развивает раннеэнеолитические традиции. При этом однако в начале периода среднего энеолита среди керамики групп 1, 2 и 4 преобладают красноангобированные сосуды (рис. 49).

Столовая и тарная посуда с минеральными примесями в тесте времени НМЗ II (группы 5 и 6) на Алтын-депе включает конические (рис. 52А, 13) и полусферические чаши двух видов (рис. 52А, 15-17; 52Б, 16), цилиндроконические миски (рис. 52А, 7; 52Б, 15), усеченно-сферический сосуд, сосуды с сужающейся верхней частью, напоминающие по форме кухонные котлы (рис. 52А, 10), и горшки с подципиндрическим (рис. 52А, 9) или коническим горлом (рис. 52А, 4. 8; 52Б, 14). Фактически здесь представлен полный набор столовой и хозяйственной посуды. Венчики тонкостенных столовых сосудов (небольших чаш, миски, усеченно-сферического сосуда, горшочков) имеют, как правило, приострен- ный или закругленный край. Крупные хозяйственные чаши, горшки и котловидные сосуды обычно имеют уплощенный или закругленный венчик, верхний край которого иногда отогнут наружу (рис. 52А, 10). Донца посуды в основном плоские, хотя изредка встречаются высокие конические поддоны или плоские донца с выступающей наружу закраиной (рис. 52А, б), увеличивающие площадь дна и, соответственно, устойчивость сосуда.

Похожие диссертации на Формирование древнейшего протогородского центра бронзового века Средней Азии : процессы культурной и технико-технологической трансформации