Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Происхождение и пути распространения катакомбного обряда погребения в Средней Азии : по материалам могильников бронзового века Кутимов Юрий Геннадьевич

Происхождение и пути распространения катакомбного обряда погребения в Средней Азии : по материалам могильников бронзового века
<
Происхождение и пути распространения катакомбного обряда погребения в Средней Азии : по материалам могильников бронзового века Происхождение и пути распространения катакомбного обряда погребения в Средней Азии : по материалам могильников бронзового века Происхождение и пути распространения катакомбного обряда погребения в Средней Азии : по материалам могильников бронзового века Происхождение и пути распространения катакомбного обряда погребения в Средней Азии : по материалам могильников бронзового века Происхождение и пути распространения катакомбного обряда погребения в Средней Азии : по материалам могильников бронзового века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кутимов Юрий Геннадьевич. Происхождение и пути распространения катакомбного обряда погребения в Средней Азии : по материалам могильников бронзового века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.06 / Кутимов Юрий Геннадьевич; [Место защиты: Ин-т истории материальной культуры РАН].- Санкт-Петербург, 2009.- 300 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/126

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историография и хронология .

1.1. Краткий историографический обзор проблемы происхождения и распространения катакомбного обряда погребения па территории Средней Азии 11

1.2. Катакомбные культуры эпохи бронзы Юго-Восточной Европы и происхождение катакомбного обряда погребения в степной зоне Евразии 14

1.3. Современное состояние шкалы абсолютной хронологии древнеземледель-ческих культур эпохи бронзы Средней Азии 17

1.4. Современное состояние шкалы абсолютной хронологии археологических культур эпохи бронзы степной зоны Евразии 22

Глава 2. Погребальные комплексы кельтеминарской и заманбабинской культур .

2.1. Погребальные комплексы кельтеминарской' культуры. Могильник Тумек-Кичиджик 31

2.2. Погребальные комплексы заманбабинской культуры. Могильник Заманбаба ..35

2.3. Возможные истоки появления катакомбного обряда погребения в заманбабинской культуре 65

Глава 3. Погребальные памятники Бактрийско-Маргианского археологического комплекса .

3.1. Вопросы формирования БМАК 72

3.2. Погребальные комплексы сапаллинской культуры Южного Узбекистана 75

3.3. Погребальные комплексы Южного и Юго-Восточного Туркменистана 87

3.4. Сравнительный анализ погребальных комплексов БМАК 93

Глава 4. Погребальные комплексы катакомбного типа эпохи поздней бронзы Таджикистана .

4.1. Могильники Дашти-Кози, Кумсай и Тандырйул 107

4.2. Могильники Ранний Тулхар и Тигровая Балка 117

Глава 5. Погребальные комплексы катакомбного типа эпохи поздней бронзы Юго-Западного Туркменистана (Сумбарской долины) .

5.1. Географические и природно-климатические особенности долины Сумбара.ЛЗб

5.2. Археологические исследования на территории Юго-Западного Туркменистана во второй четверти - середине XX века 137

5.3. Археологические исследования Сумбарской долины под руководством И.Н. Хлопина в 1968-1993 гг 138

5.4. Вопросы культурной атрибуции и хронологии археологических комплексов Юго-Западного Туркменистана в работах И.Н. Хлопина. Краткий историографический обзор 140

5.5. Развитие погребального обряда культуры земледельцев Юго-Западного Туркменистана эпохи энеолита - бронзы в работах И.Н. Хлопина 151

5.6. Антропологические исследования могильников Сумбарской долины 160

5.7. Классификация и анализ погребальных комплексов Сумбарской долины 161

5.8. Происхождение катакомбного обряда погребения сумбарской культуры и вопросы хронологии 180

Заключение 191

Литература 196

Список сокращений 217

Список таблиц и иллюстраций 219

Приложение.

Введение к работе

Актуальность исследования. Традиция погребения умерших в могилах катакомбного типа широко практиковалась в культурной среде населения, обитавшего на территории Средней Азии в бронзовом веке. В это время катакомба являлась основным типом могильного сооружения в погребальном обряде заманбабинской (Северо-Западный Узбекистан), сапаллинской (Южный Узбекистан), сумбарской (Юго-Западный Туркменистан), бешкентской и вахшской (Южный Таджикистан) культур. Традиция захоронения умерших в могилах катакомбного типа в Средней Азии имела достаточно длительное и устойчивое развитие: пережив всю эпоху поздней бронзы, она продолжила свое дальнейшее существование в культурах железного века, античности и раннего средневековья.

Факторы, способствовавшие появлению катакомбного обряда погребения в Средней Азии, как и его дальнейшее развитие в среде местных культур, до настоящего времени остаются неясными. Между исследователями нет общего мнения о путях происхождения катакомбного обряда погребения на территории Средней Азии. В целом, существуют две точки зрения, диаметрально рассматривающих причины его возникновения в Средней Азии. Одни исследователи доказывают происхождение катакомбного обряда погребения в среде местных земледельческих культур (автохтонное развитие), другие связывают его появление с проникновением в Среднюю Азию племён степной бронзы (миграционное развитие).

Очень часто исследовательские работы по катакомбным памятникам Средней Азии ограничиваются лишь вопросами узкого характера, а именно — локализацией исходной точки появления археологического комплекса, определением его культурных связей и времени функционирования. Как правило, в таких работах исследователи не ставили перед собой задач решения одной из основных проблем изучения памятников катакомбного типа Средней Азии, а именно — истоков происхождения и путях распространения ка-

такомбного обряда погребения в археологических культурах эпохи бронзы Средней Азии.

Решение данного вопроса, безусловно, дело весьма трудоёмкое. Построение модели развития катакомбного обряда погребения в среднеазиатских культурах эпохи бронзы сопряжено с различными трудностями, обусловленными характером исследуемого материала. Традиция катакомбного захоронения в Средней Азии являлась интеркультурной формой погребальной практики, она существовала в разных и, более того, даже не связанных между собой (как в пространстве, так и во времени) археологических культурах. Вследствие этого, проблема происхождения и распространения катакомбного обряда погребения связана, в первую очередь, с решением вопросов происхождения, хронологии и культурных связей каждого из археологических комплексов катакомбного типа эпохи бронзы Средней Азии.

Цели и задачи исследования. Цель настоящей работы заключается в решении проблемы происхождения и распространения катакомбного обряда погребения на территории Средней Азии в эпоху бронзового века.

В диссертационной работе были поставлены следующие задачи исследования: 1) провести анализ погребального обряда катакомбных могильников Средней Азии эпохи бронзы; 2) показать возможные линии преемственности погребальных традиций или их отсутствие в исследуемых археологических комплексах; 3) дать датировку археологическим комплексам с ката-комбным обрядом погребения, соответствующую современным представлениям о хронологии археологических культур эпохи бронзы Евразии; 4) предложить самостоятельную концепцию происхождения и распространения катакомбного обряда погребения в археологических культурах эпохи бронзы Средней Азии.

Объекты и предмет исследования. Основными объектами исследования в работе являются археологические комплексы с катакомбным обрядом погребения Средней Азии эпохи средней и поздней бронзы: заманба-бинской культуры Северо-Западного Узбекистана (могильник Заманбаба);

сапаллинской культуры Южного Узбекистана (погребения на поселении Са-паллитепе, могильники Джаркутан, Бустан); сумбарской культуры Юго-Западного Туркменистана (могильники Сумбар I, Сумбар II, Пархай I и Пар-хай II); бешкентской культуры (могильник Ранний Тулхар) и вахшской культуры (могильник Тигровая Балка) Южного Таджикистана, а также ряд других отдельных памятников с погребениями катакомбного типа (могильник Гонур в Юго-Восточном Туркменистане; могильники Дашти-Кози, Кум-сай и Тандырйул в Юго-Западном Таджикистане).

Кроме памятников эпохи бронзы в работе рассматривается могильник неолитической кельтеминарской культуры Тумек-Кичиджик, расположенный на территории Северного Туркменистана, как один из наиболее ранних погребальных комплексов, в котором присутствуют захоронения подбойно-ка-такомбного типа.

Предметом исследования в работе является катакомбный обряд погребения, который характеризуется захоронением в могилах катакомбной или подбойной конструкции.

Территориальные рамки исследования географически включают в себя большую часть Средней Азии в границах современных Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана, а также прилегающие к ним с юга отдельные регионы Северного Афганистана, Белуджистана и Восточного Ирана.

Хронологические рамки исследования охватывают, главным образом, периоды среднего и позднего бронзового века, в пределах от середины III до конца II тыс. до н.э.

Методика исследования. В качестве инструмента исследования погребального обряда в работе используются, главным образом, традиционные методы анализа археологических материалов — классификация и типологи-зация. В работе применен принцип формально-типологического анализа, в рамках которого был использован способ сравнительного сопоставления археологических материалов по морфологическим критериям.

В ряде случаев традиционные методы исследования дополняются статистическими расчетами, такими, как, например, статистико-комбинаторная корреляция признаков.

Научная новизна. Впервые в истории археологического изучения погребальных памятников эпохи бронзы Средней Азии происхождение и распространение катакомбного обряда погребения изучается как самостоятельная научная проблематика.

Научно-практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях археологических памятников на территории Средней Азии в качестве сравнительной основы для построения локальных хронологических и культурно-исторических схем развития местных археологических культур бронзового века.

Апробация работы. Основные положения работы были изложены в виде статей в различных научных изданиях, в том числе рецензируемых. Ключевые аспекты исследования были неоднократно представлены в качестве научных докладов и обсуждались на заседаниях Отдела археологии Центральной Азии и Кавказа ИИМК РАН, а также апробированы на международных и региональных конференциях.

Структура исследования. Структурно диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения и приложения в виде альбома таблиц и иллюстраций.

Катакомбные культуры эпохи бронзы Юго-Восточной Европы и происхождение катакомбного обряда погребения в степной зоне Евразии

Основная территория расселения катакомбных племен в древности занимала практически всю современную Юго-Восточную Европу: степное Поднепровье, Северо-Западное Причерноморье, Крым, Северо-Восточное Приазовье, Подонье, Предкавказье, Калмыкию и степное Поволжье.

Научное изучение археологических памятников катакомбной культурно-исторической общности ведётся уже более ста лет. Долгое время степная катакомбная общность представлялась исследователям в качестве единого культурного образования: все катакомбные памятники степной зоны Евразии объединялись в понятие «катакомбная культура», в рамках которой выделялись её различные локальные варианты — донецкий, предкавказский (манычекий), среднедонской (харьковско-воронежский, бахмутский) и др.

С конца 60-х годов общее признание получает концепция Л.С. Клейна, который доказал, что так называемые «локальные катакомбные варианты» в действительности представляют собой самостоятельные археологические культуры. По заключению Л.С. Клейна, все катакомбные культуры степной зоны Евразии группируются единственным признаком, выраженном в традиции сооружения катакомбных погребений, тогда как все остальные элементы материальной культуры (обряд погребения, инвентарь) не имеют между собой практически ничего общего (Клейн, 1968, с.11; Клейн, 1970, с. 176). Таким образом, Л.С. Клейн выделил в степной зоне Евразии целую свиту археологических культур, которые в настоящее время объединяют в себе понятие «катакомбная культурная общность»: донецкая катакомбная культура; приазовская катакомбная культура; никопольская (нижнеднепровская) катакомбная культура; среднедонекая катакомбная культура; предкавказская катакомбная культура; полтавкинская катакомбная культура (Клейн, 1970, с. 17 8).

Наиболее дискуссионной стороной изучения катакомбной культурной общности является проблема её происхождения. В целом, разработка данного вопроса велась в двух теоретических направлениях. Сторонники первой теории доказывали автохтонное эволюционное развитие катакомбной культуры на основе предшест вующих ямных традиций (Круглов А.П., Подгаецский Г.В., Кривцова-Гракова О.А., Попова Т.Б., Братченко С.Н. и др.), сторонники второй связывали появление катакомбного населения с миграционными процессами (Артамонов М.И., Иерусалимская И.И., Клейн Л.С., Фисенко В.А. и др.). Преградой для сторонников первой теории являлся необъяснимый в аспекте эволюционного подхода фактор видоизменения погребального обряда, выраженном в резком переходе от ямного погребения к катакомбному, для сторонников второй теории особое затруднение вызывала частая встречаемость смешанных ямно-катакомбных погребальных комплексов на фоне полнейшего отсутствия чистых («классических») ка-такомбных памятников на ранних этапах развития данной культуры (см. подробнее: Кияшко, 1992).

В 70-80 гг. нашего века, после того как в степной зоне было открыто большое число смешанных ямно-катакомбных комплексов, точки зрения на проблему происхождения катакомбной общности стали уточняться. Массовое открытие погребальных комплексов смешанного ямно-катакомбного типа в степной зоне Юго-Восточной Европы привело к переосмыслению существующих теорий на проблему происхождения катакомбной культуры. Этот процесс стал основой для утверждения новой концепции, исхода из которой, в степной зоне катакомбный обряд погребения появляется в результате трансформации ямной культуры вследствие освоения её носителями новой идеологии, пришедшей из кавказского региона вместе с новыми формами металла (теория трансформации по B.C. Бочкарёву, или стимулированной трансформации по В.М. Массону). Активным сторонником данной концепции является А.В.Кияшко. «При трансформации культуры наблюдается скачкообразность в изменении категорий, относящихся к духовной сфере: погребального обряда (появление катакомбы, изменение позы умерших), орнаментаїщи керамики и других предметов и т.д. При этом второстепенные признаки: детали ритуала, способы нанесения орнамента более традщионны и меняются постепенно» (Кияшко, 1990, с.7; Кияшко, 1999, с. 14).

В типологическом плане степная катакомба может быть интерпретирована как разновидность склеповой конструкции. Семантика катакомбных погребений степной зоны Юго-Восточной Европы основана на воплощении дольменной идео логии погребального обряда кавказского круга культур эпохи ранней бронзы (Ки-яшко, 1990, с.25; Кияшко, 1999, с. 177). Первоначально, в своих работах, посвященных анализу ямно-катакомбных памятников Нижнего Подонья, А.В. Кияшко сделал заключение, что некоторые признаки (в частности, отсутствие археологических следов ранней «классической» катакомбной культуры) свидетельствуют о том, что освоение идеологии катакомбного обряда погребения ямным населением происходило без прямого участия в культурогенезе «неких культуртрегеров» (Кияшко, 1990, с.7; Кияшко, 1999, с. 14). В дальнейшем, отмечая конструктивные особенности катакомбных погребений на ранних этапах развития, А.В. Кияшко пришел к выводу о прямой взаимосвязи дольменных погребальных традиций Кавказа с катакомбами степной зоны. «... катакомба — это реализация в степных условиях мегалитической идеи склепа. В хронологическом, структурно-типологическом и смысловом плане прослеживаются параллели с дольменным обрядом Западного Кавказа... Конструктивные признаки ранних катакомб — прямые плоскости потолка и стенок камер; рельефная орнаментация внутри камеры и на стенке шахты, где расположено входное отверстие; имитация втулок закрывающих вход в камеру (из глины или, чаще, в виде т.н. каменных пестов) и т.д.— все ото свидетельствует об участии в их сооружении культуртрегеров с Западного Кавказа, переносивших приемы обработки камня на глину» (Кияшко, 2003, с.201).

Идея о вероятной связи дольмепного и катакомбного погребального обряда неоднократно подвергалась критике со стороны В.И. Марковина (Марковин, 1994, с.252; Марковин, 2000, с.36-37).

Погребальные комплексы заманбабинской культуры. Могильник Заманбаба

Археологическая культура бронзового века Средней Азии, известная под названием заманбабинской или «культуры Заманбаба», включает в себя всего лишь три археологических объекта -— могильник и два поселения, расположенные в низовьях р. Заравшан на территории Бухарской области Узбекистана. Могильник Заманбаба был открыт в 1950 г. и исследовался с перерывами до 1964 г. Махандарь-инским археологическим отрядом Института истории и археологии АН Узбекистана. В 1961 и 1964 гг. недалеко с могильника археологи обнаружили остатки сильно развеянных поселений. Материалы раскопок позволили исследователям связать данные памятники в единую группу и выделить новую археологическую культуру, получившую свое название по ближайшему озеру Заманбаба (Гулямов, Исламов, Аскаров, 1966).

Могильник Заманбаба является основным объектом исследования заманбабинской культуры. Из поселенческих комплексов только одно можно считать собственно поселением, второе представляет собой кратковременную стоянку с развеянным культурным слоем. Общая степень информативности поселенческих комплексов чрезвычайно низкая, поэтому при изучении заманбабинской культуры главным образом привлекаются материалы раскопок могильника.

Практически все исследователи, изучавшие археологические комплексы заманбабинской культуры, отмечали уникальное земледельческо-стспное сочетание признаков в погребальном обряде могильника Заманбаба. Значительная часть сопроводительного инвентаря могильника, в число которых входят бусы разнообразных форм из различных пород камня, каменные подвески, навершия, медные круглые зеркала без ручек, лопаточки, терракотовая статуэтка, два фрагмента от гончарных сосудов и пр. находят аналогии в земледельческих комплексах Южной Туркмении эпохи Ыамазга IV - Ыамазга VI и синхронных им памятников смежных территорий (Ирана и Афганистана). С другой стороны, в погребальном обряде могильника Заманбаба есть ряд признаков, указывающих на связь с погребальными традициями племен эпохи бронзы степной зоны Евразии - присутствие в могилах красной краски, мела, древесного угля, яйцевидной и круглодонной керамики и пр.

Одной из наиболее примечательных особенностей погребального обряда могильника Заманбаба является традиция захоронения в могилах подбойно-катакомбного типа, совершенно не характерная для местного среднеазиатского населения в эпоху ранней и средней бронзы.

Совокупность всех признаков могильника Заманбаба делает его одним из ключевых памятников археологии эпохи бронзы Средней Азии. Круг вопросов, который ставит перед исследователями могильник Заманбаба очень широк и включает в себя такие немаловажные проблемы, как проникновение во внутренние районы Средней Азии племен степной бронзы, культурные контакты местного земледельческого и степного населения в Средней Азии в эпоху бронзы и др. Среди последних особое место занимает проблема происхождения катакомбного обряда погребения на территории Средней Азии.

Одними из первых исследователей, давших сравнительную характеристику материалам могильника Заманбаба, были Е.Е. Кузьмина и Б.Н. Латынин (Кузьмина 1958; Латынин 1958). В своих работах учёные указали на близкое сходство материалов могильника с археологическими комплексами степных культур эпохи бронзы Евразии — афанасьевской, катакомбной, а также кельтеминарской культуры эпохи неолита. При этом, оба исследователя отмечали сильнейшее влияние на формирование культуры Заманбаба со стороны оседло-земледельческих культур юга Средней Азии. Среди земледельческих памятников, где по мнению Е.Е. Кузьминой и Б.Н. Латынина имеются близкие аналогии материалам могильника Заманбаба, были указаны такие комплексы, как Намазга-депе (периоды IV и VI), южный холм Анау III, Шах-Тепе II и III, Тепе-Гиссар III В и III С, Аучин-депе, Ка-ра-депе (слои времени Намазга III) (Кузьмина, 1958, с.26-30; Латынин, 1958, с.50-52).

В своей более поздней публикации Е.Е. Кузьмина расширяет круг земледельческих аналогий материальным комплексам заманбабинской культуры. В частности, автор отмечает близкое сходство некоторых типов сосудов могильника (в основном, плоскодонных) с керамическими материалами древнеземледельческого поселения Хапуз-депе (времени Намазга IV), а практически все представленные в могильнике Заманбаба типы каменных бус, по заключению Е.Е. Кузьминой, нахо дят себе аналогии в IV слое поселения Мундигак (Кузьмина, 1968, с.304-305). В настоящее время Е.Е. Кузьмина считает заманбабинскую культуру «древнейшей культурой Средней Азии, отражающей активные связи степного и земледельческого населения» (Кузьмина, 2008, с.45), в формировании которой (так же, как и афанасьевской культуры Южной Сибири) участвовали смешанные ямно-катакомбные племена (Kuzmina, 1998, с.72; Кузьмина, 1999, с.170-171). По мнению Е.Е. Кузьминой, катакомбный обряд погребения в заманбабинской культуре «может быть наследием катакомбной культуры степей Европы» (Кузьмина, 2008, с.93).

Авторы раскопок в своей сводной монографии, посвященной результатам археологических исследований низовий Заравшана, при сравнительном анализе материалов могильника Заманбаба ограничились почти дословным повторением выводов Е.Е.Кузьминой, изложенных в статье 1958 года3 (Гулямов, Исламов, Аскаров 1966, с.141-162).

По мере открытия новых археологических памятников эпохи бронзы на территории Средней Азии, круг аналогий комплексам могильника Заманбаба постепенно увеличивался. Вместе с этим предлагались и их новые трактовки, на основании которых исследователи пытались проследить происхождение заманбабинской культуры и хронологические рамки её существования.

Близкое сходство между отдельными категориями инвентаря (медных лопаточек, круглых зеркал без ручек, кремневых наконечников стрел и др.) могильника Заманбаба и могильника Ранний Тулхар, открытого во второй половине 50-х годов XX века на территории южного Таджикистана, отмечал A.M. Мандельштам (Мандельштам, 1968, с.81-87). При этом исследователь не был склонен синхронизировать эти два археологических комплекса, а указывал лишь на чрезвычайно длительное (с III по I тыс. до н.э.) хронологическое бытование данных типов вещей на территории Средней Азии (Мандельштам, 1968, с.90, таб.6).

Погребальные комплексы сапаллинской культуры Южного Узбекистана

Научное изучения древнеземледельческой культуры Сапалли эпохи бронзы Южного Узбекистана началось в конце 60-х годов нашего века и продолжается в настоящее время археологами Института археологии АН Узбекистана и кафедрой археологии Самаркандского государственного университета. Одним из ведущих исследователей материальных комплексов сапаллинской общности является А.А.Аскаров (Аскаров, 1973; Аскаров, 1977; Аскаров, Абдуллаев, 1983). За весь период археологического исследования сапаллинской культуры было раскопано большое число памятников как поселенческого, так и погребального характера. Наиболее известными поселенческими комплексами культуры Сапалли являются поселения Сапаллитепе, Джаркутан, Молали и Бустан. Погребальные памятники сапаллинской общности представлены одноимёнными могильниками, \ раскопанными поблизости от древних поселений.

На территории Южного Узбекистана не известны памятники, хронологически предшествующие культуре Сапалли. Таким образом, проблема происхождения катакомбного обряда погребения сапаллинской культуры стоит в тесной связи с проблемой поисков истоков генезиса самой культуры, что в свою очередь затрагивает большой круг вопросов, связанных с пониманием культурных процессов, происходивших на юге Средней Азии и смежных с ней территорий Ирана, Афганистана и Пакистана в эпоху позднего бронзового века.

Погребальный обряд культуры Сапалли характеризуется традицией захоронения умерших в могилах подбойно-катакомбного типа. В настоящее время известно более 2 тысяч погребений различных хронологических этапов существования сапаллинской общности. Погребения самого раннего сапаллинского этапа были обнаружены на поселении Сапаллитепе (Аскаров, 1973; Аскаров, 1977). В могильнике Джаркутан были раскопаны погребения трёх хронологических горизонтов: джаркутанского, кузалинского и молалинского (Аскаров, 1977; Аскаров, Аб-дуллаев, 1983; Ионесов, 1988; Ионесов, 1990; Ионесов, 1996). Погребения самого позднего бустанского этапа сапаллинской культуры известны по раскопкам могильного комплекса Бустан (Аскаров, 1977; Аванесова, 1995).20

Погребальный обряд этого периода характеризуется отсутствием могильников. Захоронения в это время производились внутри поселенческих комплексов.

На поселении Сапаллитепе было обнаружено 138 погребений, из них 125 погребений одиночные и 13 коллективные. Общее количество погребенных 158 человек, из них 104 взрослых, 7 подростков и 47 детей в возрасте до 10 лет. В четырёх случаях были обнаружены захоронения животных, в шести — кснотафные погребения. Конструкция абсолютного большинства могил катакомбная, либо подбойная, но иногда встречались также и ямные захоронения.

Катакомбные погребения состоят из неглубокой, прямоугольной формы входной ямы и погребальной камеры овальной формы, со сводчатым потолком и ровным полом. Уровень дна погребальной камеры обычно ниже уровня дна входной ямы, в результате чего катакомбные могилы имеют ступенчатый спуск. После совершения захоронения входное отверстие в камеру закладывалось сырцовыми кирпичами и замазывалось глиной. Катакомбные погребения находились под полами и стенами жилых домов, а также под улицами поселения.

Устройство подбойных погребений в принципе не отличается от катакомб-иых. Отличия состояли только в том, что подбойные погребения сооружались всегда под стенами домов, часто без заглубления в материк, или с небольшим заглублением. Вследствие этого в большинстве случаев входная яма у подбойных погребений отсутствует.

В ямных погребениях в большинстве случаев похоронены грудные дети. Только в трёх ямных погребениях были обнаружены захоронения взрослых, и все они отличаются особенностями погребального обряда от основной массы захоронений. В первой могиле (погр. №82) на дне большой прямоугольной ямы (215 х 180 х 200 см) лежал огромный хум, обращенный устьем к северу, в котором находился скелет женщины, лежащий скорчено, на левом боку. В верхней части могилы, на глубине 55 см от поверхности, стенки имели небольшие заглубления, предназначенные для поддержания деревянных балок перекрытия. Захоронения в хумах встречались также в катакомбно-подбойных погребениях. Второе ямное погребение представляло собой прямоугольную яму (195 х 125 х 60 см), на дне которой стоял деревянный прямоугольный гроб (120 х 60 х 40 см), в котором скорчено, на правом боку лежал скелет мужчины, головой ориентированный на север. Под углы гроба были подложены обломки камней. В верхней части могилы стенки ямы также имели углубление для деревянного перекрытия. Третье погребение по внешнему облику почти аналогично второму, но отличается тем, что вместо углублений вдоль стенок могильной ямы был выложен ряд кирпичей, на которые укладывалось деревянное перекрытие. Внутри ямы в деревянном гробу был похоронен мужчина, лежащий скорчено, на правом боку, головой на север. Под углы гроба также были подложены большие камни. Все три ямных погребения содержали богатый инвентарь — керамику, металлические изделия и женские украшения (в том числе золотые), что свидетельствует о высоком социальном положении погребенных при жизни.

В катакомбных и подбойных могилах сапаллинского этапа умершие лежали в скорченном положении, мужчины на правом боку, женщины на левом. Ориентировка погребенных в 80 % раскопанных могил имела северное направление. Захоронения детей и подростков отличались неустойчивой ориентировкой. В погребениях взрослых кроме того в двух случаях была зафиксирована восточная ориентировка, по одному — западная, южная и юго-восточная. Среди коллективных погребений отмечены случаи двойного однополого и парного разнополого разновремен ного захоронения, тройного разнополого разновременного, одновременных захоронений взрослого с ребёнком и одного коллективного погребения детей, где было обнаружено четыре скелета грудных детей и один скелет подростка.

Могильники Ранний Тулхар и Тигровая Балка

Погребальные комплексы бешкентской и вахшской культур наиболее хорошо изучены по материалам двух памятников — могильника Ранний Тулхар, исследованного A.M. Мандельштамом (Мандельштам, 1968) и могильника Тигровая Балка, исследованного Б.А. Литвинским и Л.Т. Пьянковой (P jankova, 1986; Пьянкова, 1989). Данные памятники расположены на территории Юго-Западного Таджикистана — могильник Ранний Тулхар в низовьях р. Кафирниган, могильник Тигровая Балка в низовьях р. Вахш.

В могильнике Ранний Тулхар представлены четыре типа могильных сооружений: 1) яма со спуском — 44 погребения; 2) яма с углублением в южной части — 9 погребений; 3) катакомба — 7 погребений; 4) каменная оградка с ямой внутри — 2 погребения. Все они принадлежат к различным хронологическим периодам и из всего числа погребений к эпохе поздней бронзы относятся только могилы первого и третьего типа (ямы со спуском и катакомбы).

Могилы первого типа (ямы со спуском) представляют собой овальную яму глубиной не более 1 м, в которую ведет прямоугольный пологий спуск. В некоторых могилах, в пределах входного спуска были зафиксированы камни — остатки развалившейся выкладки. Длинная ось погребальной камеры в большинстве случаев ориентирована по линии 3-В. Положение умерших в могилах однообразное: скорченное, на боку — мужчины на правом, женщины на левом, кисти рук лежали перед лицом. Ориентировка погребенных различная, преобладают западное и восточное направления. В состав погребального инвентаря входят лепная и гончарная посуда, металлические изделия —бронзовые ножи, бритвы, кинжал и серьга, а также каменные бусины (Мандельштам, 1968, с.8-46).

Могилы третьего типа (катакомбные) состоят из погребальной камеры, направленной в большинстве случаев длинной осью по линии СЗ-ЮВ, и двухступенчатой входной ямы, заполненной камнями до уровня первой ступеньки. В двух случаях был зафиксирован заклад входного отверстия в погребальную камеру деревянными жердями, в одном — каменными плитами. На уровне дневной поверхности катакомбные могилы были отмечены выступами каменных закладок входных ям. Умершие в могилах лежали скорченно, женщины на левом боку (2 человека), мужчины на правом (3 человека) и на левом (2 человека) боку, кисти рук расположены либо перед лицом, либо одна рука перед лицом, а вторая между голенями. Все умершие, как мужчины, так и женщины лежали лицом ко входу в камеру. Ориентировка погребенных: на север (2 человека), на запад (1 человек) и северо-запад (4 человека). Около головы умерших, на полу погребальной камеры, располагалась модель миниатюрного очага — каменная прямоугольная плоская плитка с остатками угля и золы. Следы разжигания огня в виде пятен золы также встречались на верхних ступеньках входной ямы погребений. Во всех могилах присутствовали кости животных (ребра и ножка барана), которые в могилах лежали либо у стоп умершего, либо рядом с очагом. Погребальный инвентарь состоял из глиняной посуды (лепной и гончарной, всего 6 сосудов — 5 лепных и 1 гончарный), а также единичных находок каменных бусин. Во всех погребениях инвентарь располагался около головы умершего (Мандельштам, 1968, с.8-52).

Погребения могильника Тигровая Балка представлены курганными захоронениями. Под курганом во всех случаях была только одна могильная яма. Всего в могильнике обнаружено 130 курганов (раскопано 116), где были обнаружены остатки 82 погребенных различной сохранности. Все погребальные сооружения могильника Тигровая Балка являются подбойно-катакомбными и имеют различный внешний облик. Представлено пять основных типов погребальных сооружений: 1) могила с входной ямой овально-прямоугольной формы и погребальной камерой катакомбой (32 погребения); 2) могила с входной ямой овально-прямоугольной формы и погребальной камерой подбоем (26 погребений); 3) могила с входной ямой Т-образной формы и погребальной камерой подбоем (8 погребений); 4) могила с дромосом подтреугольной формы и погребальной камерой катакомбой (7 погребе ний); 5) могила с дромосом дугообразной формы и погребальной камерой подбоем (6 погребений). Во всех случаях входные ямы имели ступеньки для спуска (одну или две, в зависимости от глубины) и были полностью до уровня дна заполнены крупными камнями. В катакомбных могилах спуск в яму устраивался с противоположной от погребальной камеры стороны, в подбойных погребениях спуск в яму находился по бокам входной ямы (Пьянкова, 1989, с. 18-24).

Курганные насыпи могильника Тигровая Балка состояли преимущественно из лёсса, иногда с включениями галечника и мелких камней. Различают 4 вида формы насыпи: 1) округлая насыпь с одним каменным кольцом по основанию, либо по склону насыпи (49,1% от общего числа); 2) округлая насыпь с двойным каменным кольцом — одно кольцо по основанию или склону насыпи, второе — вокруг насыпи за ее пределами (11,2%); 3) округлая насыпь без колец (35,4%); 4) насыпь подквадратной формы, ориентированная углами по сторонам света (4,3%) (Пьянкова, 1989, с. 16).

О положении умерших в могилах можно судить только по 54 хорошо сохранившимся погребениям. Способ захоронения — скорченное трупоположение, мужчины почти всегда на правом (только в 4 случаях на левом), женщины — как на левом на (19 человек), так и на правом боку (12 человек). Мужчины в могилах в большинстве случаев лежат лицом ко входу в погребальную камеру (22 человека) и только в 2 случаях — спиной, из 30 женских погребений в 24 случаях умершая лежала лицом ко входу в камеру и в 6 случаях — спиной ко входу. Ориентировка погребенных различная — север (23 человека), восток (14 человек), запад (12 человек), юг (5 человек), северо-восток (5 человек), северо-запад (3 человека), юго-запад (2 человека). Большинство погребений могильника одиночные, но в четырех случаях обнаружены парные одновременные захоронения. Два из этих погребений (погр. №6 и №8) разнополые, умершие в могилах лежат на боку, лицом друг к другу. В одном из них мужчина лежит на правом боку, а женщина на левом; в другом наоборот — мужчина на левом, а женщина на правом боку. В третьем парном погребении похоронены двое мужчин, оба лежат на правом боку.

Похожие диссертации на Происхождение и пути распространения катакомбного обряда погребения в Средней Азии : по материалам могильников бронзового века