Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры Жижина Надежда Константиновна

Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры
<
Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жижина Надежда Константиновна. Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры : 07.00.06 Жижина, Надежда Константиновна Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры (по материалам коллекции Государственного Эрмитажа) : диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.06 Санкт-Петербург, 2007 229 с. РГБ ОД, 61:07-7/706

Содержание к диссертации

Введение

I. Введение 4

1.1 Объект и предмет исследования.

1.1.1 Гипс и его особенности. Античные письменные источники об изделиях из гипса . 6

1.1.2 Характеристика и формирование эрмитажной коллекции гипсовых украшений боспорских деревянных саркофагов. 8

1.1.3 Хронологические и географические рамки исследования. 13

1.2 Постановка проблемы.

1.2.1 Цели и задачи исследования. 17

1.3 Методика исследования. 18

1.3.1 Археологический аспект. 21

1.3.2 Искусствоведческий аспект. 22

IIЛ Глава 1. История изучения гипсового декора боспорских деревянных саркофагов.

1.4.1 Степень изученности декора саркофагов римского времени. 26

1.4.2 Археологический подход к изучению декора саркофагов. 32

11.2 Глава 2. Типология гипсовых украшений деревянных саркофагов Боспора. Проблема бытования типа. 40

II.2.1 Архитектурные детали и элементы утвари. 42

П.2.2 Растительные мотивы. 42

П.2.3 Анималистические мотивы. 42

П.2.4 Мифологические персонажи и сюжетные композиции . 43

П.2.5 Фигурки, статуэтки и фрагменты скульптуры и рельефов из гипса. 44

П.2.6. Бюсты. 44

И.2.7. Фрагменты разных украшений. 44

П.2.8 «Римейки» или подделки. 44

П.2.9 Трагические театральные маски как пример бытования изобразительного типа.

11.3 Глава 3. Археологический контекст. Погребальный комплекс . 59

II.3.1 Проблема датировки (на примере комплекса находок из земляного склепа К-26 некрополя Нимфея). 61

П.3.2 Критерии определения социальной стратификации. 81

11.4 Глава 4. Вопросы семантики и стилистики погребального декора . 86

П.4.1 Проблема взаимосвязи декора с погребальным культом (на примере сюжета с Ниобидами). 88

II.4.2 Греко-римская пластическая традиция - художественная основа гипсового декора боспорских деревянных саркофагов. 93

П.4.3 Местные особенности и художественное своеобразие погребальной пластики европейского Боспора. Критерии выявления мастерских по производству гипсовых украшений для деревянных саркофагов на Боспоре. 98

II.4.4 Декоративный ансамбль. Варианты декора саркофага. 105

П.4.5 Проблема синтеза и синкретизма в греко-варварском искусстве Северного Причерноморья. 115

11.5 Глава 5. Внешняя критика источника. Проблема установления подлинности памятников эрмитажного собрания. 123

III. Заключение. 136

Iv. Приложения.

IV. 1-59. Типы гипсовых украшений. 140

IV.2.60-65. Таблицы распределения гипсовых украшений в виде театральных масок по датированным комплексам некрополя Нимфея. 201

IV.2.66. Гипсовый рельеф из собрания Британского музея. 207

Список литературы. 208

Список принятых сокращений.

Введение к работе

Труды отечественных и зарубежных антиковедов, посвященные материалам боспорских некрополей и особенностям погребального обряда боспорян в поздний период существования Боспорского царства, свидетельствуют о многообразии археологических источников их изучения. Среди находок в погребениях римского времени, немалую часть составляют выполненные в относительно невысоком рельефе раскрашенные гипсовые аппликации,1 предназначавшиеся для украшения деревянных саркофагов. Многие группы находок, датированные первыми веками н. э. - стеклянные сосуды, керамика, изделия из металла, надгробные стелы - обстоятельно изучены и хорошо освещены в литературе. В отличие от них, изделия из гипса как самостоятельная группа памятников исследованы не столь подробно, хотя интерес к этим произведениям античного художественного ремесла возник достаточно давно, а в последние десятилетия минувшего века заметно обострился. С одной стороны, это было связано с раскопками в 1966-1977 гг. римского катакомбного некрополя Нимфея археологической экспедицией Государственного Эрмитажа под руководством Н. Л. Грач. С другой стороны, публикация материалов Луврского собрания изделий из дерева и гипса3 и развитие темы в исследованиях отечественных и зарубежных ученых4 послужили поводом к изучению и введению в научный оборот этой группы памятников эрмитажной коллекции.5

Слово «аппликация», означающее в русском языке способ создания плоскостных орнаментов или изображений путем наклеивания отдельных элементов, в данном случае используется для обозначения рельефных накладных украшений, тоже наклеивавшихся на ровную поверхность стенок саркофага или прикреплявшихся к его угловым и выступающим частям. В зарубежных работах, касающихся этого вида погребального декора, используется термин «applique».

2Грач Н. Л. Раскопки некрополя Нимфея // АО 1974. М.: 1975. С. 270-271; она же. Раскопки некрополя Нимфея в 1973-74 гг. // Новые открытия советских археологов: Тезисы докладов. Ч. 2. Киев: 1975. С. 59-60; она же. Раскопки некрополя Нимфея // АО 1977. М.: 1978. С. 314-315; она же. Нимфейская археологическая экспедиция (основные итоги исследований за 1973-1987 гг.) // Итоги работ археологических экспедиций Государственного Эрмитажа. Л.: 1989. С. 81-92; она же. Некрополь Нимфея. Государственный Эрмитаж. СПб.: Наука. 1999. - Тема данной работы была предложена автору H. Л. Грач именно в связи с находками гипсовых изделий в некрополе Нимфея во время раскопок 1974-1976 гг.

3 Pinelli P., Wasowicz A. Catalope des bois et stucs grecs et romains provenant de Kertch. Musee du Louvre. Paris,
1986 (далее -WP 1986). Cf. rev.: Jijina N. / Archeologia XL. Warszawa. 1990. Pp. 183-187; Жижина H. К. Изделия
из дерева и гипсовые украшения деревянных саркофагов из Пантикапея в собрании Лувра / ВДИ 1. М.: 1990.
С. 228-235.

4 Берзина С. Я. Производство гипсовых изделий на Боспоре // АИБ. Вып. И. Симферополь: 1962. С. 237-256:
в основу работы было положено подробное изучение коллекции Керченского историко-археологического

В процессе изучения гипсовых украшений деревянных саркофагов возникает ряд вопросов. Могут ли эти находки считаться достаточным или, по крайней мере, весомым основанием для выводов о дате захоронений, в которых они найдены? Можно ли признать присутствие в погребении фрагментов саркофага с гипсовыми рельефами социально значимым фактором? Достаточно ли обнаруженных при раскопках фрагментов набора гипсовых аппликаций для полной реконструкции декора саркофага? Всегда ли сохраняется единый принцип размещения рельефов на его стенках и крышке? Какие стилистические особенности украшений сближают их с античной традицией, какие классические образцы были взяты боспорскими ремесленниками за основу, и как они трансформировались в местной художественной среде? Каков смысл и значение декора саркофагов в ритуале проводов усопшего в иной мир, и, наконец, какова иконографическая программа, заключенная в образной системе, применявшейся местными мастерами? Ответы на поставленные вопросы далеко не всегда могут быть однозначными, однако, они требуют обсуждения, и необходимость в этом назрела.

музея (с 1992 - Керченский историко-культурный музей заповедник) с использованием материалов эрмитажного собрания; Rodziewicz М. Some Questions about the Adaptation of Niobides Representations in Panticapean Art of the Roman Period I Melanges offerts a Kazimierz Michalowski. Warszawa. 1966. Pp. 635-639; Pinelli P. A propos d'un decor de sarcophage provenant de Kertch II La Revue du Louvre et des Musees de France. Octobre, 1987. No 4. Pp. 273-277; она же. Proposition d'un modele pour les Niobides de Panticapee I Archeologia XLI. 1990. Pp. 45-55; Wasowicz A. Bustes-Miniatures II Travaux de la Maison de l'Orient Mediterraneen. No 27. Necropoles et pouvoir. Ideologies, pratiques et interpretations. Actes du colloque Theories de la necropole antique. Lyon 21-25 Janvier 1995. Marchegay S., Le Dinahet M.-T., Salles J.-F. (edd). Paris-Lyon-Athenes. 1998. P. 191-198; она же. Niobides en stuc provenant de Kertch dans les musees polonais II Боспорские исследования V. 2004. С. 495-502; она же. Bustes-miniatures en stuc provenant de Kertch II Centre d'archeologie Mediterraneenne de l'Academie Polonaisedes sciences. Etudes et travaux. Vol. XX. 2005. P. 298-313. 5 Жижина H. К. Гипсовые трагические маски из боспорских некрополей римского времени в собрании Эрмитажа (по материалам Нимфея и Пантикапея) // Тезисы докладов региональной научной конференции, посвященной 150-летию Керченского историко-археологического музея. Керчь; 1984; она же. Комплекс гипсовых рельефов из земляного склепа некрополя Нимфея и вопросы реконструкции декора боспорских деревянных саркофагов римского времени // ТГЭ 28. СПб.: Дмитрий Буланин. 1997. С. 149-166; Jijina N. Nymphaion Necropolis in Bosporus II Travaux de la Maison de l'Orient Mediterraneen. No 27. Necropoles et pouvoir. Ideologies, pratiques et interpretations. Actes du colloque Theories de la necropole antique. Lyon 21-25 Janvier 1995. Marchegay S, Le Dinahet M.-T., Salles J.-F. (edd). Paris-Lyon-Athenes: 1998. P. 199-216; она же. Wooden Sarcophagi with Plaster-Cast Appliques from Nymphaeum II Northern Pontic Antiquities in the State Hermitage Museum. Boardman J., Solovyov S. L., Tsetskhladze G. R. (edd.). Colloquia Pontica. Vol. 7. Leiden-Boston-Koln: Brill. 2001. PP. 249-266; она же. Synthesis of Cultures or Local Interpretation of Greek Art and Tradition (after the materials from great burials and necropoli of the Bosporan area) II Collection archeologie et histoire de Fantiquite Universite Lumiere-Lyon 2. Vol. VII. Les cultes locaux dans les mondes Grec et Romain. Actes du colloque de Lyon 7-8 Juin 2001. G. Labarre et al. (ed.). Lyon: 2004. PP. 235-247; она же. Четыре гипсовые аппликации I-II вв. из раскопок Нимфея в собрании Эрмитажа // СГЭ. LXIII. СПб. 2005. С. 77-82.

Гипс и его особенности. Античные письменные источники об изделиях из гипса

Гипс, один из самых древних строительных и отделочных материалов, это природная осадочная порода нескольких разновидностей различного происхождения. Ее залежи имеют вид жил или пластов. Широко распространенные производные природного гипса, применяемые в промышленности и ремесле, различаются по химическому составу. Самые известные из них - это оксид кальция (известь) и полугидрат сульфата кальция (мел). Гипс обладает уникальным свойством - при нагревании, химически связанная вода выделяется из кристаллической решетки, образуя полуводный гипс, который может быть легко превращен в порошок. И, наоборот, при добавлении воды минерал связывает ее в своей кристаллической решетке, возвращая гипсу изначальную прочность.

Промышленная ценность гипса обусловлена его поведением при обжиге. При потере трех четвертей связанной воды, из исходного материала получается штукатурный гипс (так называемый парижский гипс или штукатурка), который снова поглощает воду и затвердевает («схватывается»), при этом ему можно придать любую форму. По условиям термической обработки гипсовые вяжущие материалы делятся на низко- и высокообжиговые. В зависимости от сроков схватывания и твердения гипсовые вяжущие подразделяются на быстро (2-15 мин.), нормально (6-30 мин.) и медленно твердеющие (20 мин. и более). По степени помола различают вяжущие материалы грубого, среднего и тонкого помола.

Гипс, который используется в строительстве и архитектуре для штукатурных и отделочных работ, отличается от гипса для формовки и отливки художественных произведений. Так, римляне использовали долго твердеющий гипс на известковой основе для облицовки стен и обработки частей архитектурных сооружений, например, колонн. Для изделий же, которые требовали более тонкой формовки, отливались в матрицах и затем дополнительно обрабатывались, применялись быстро твердеющие вяжущие материалы, которые прекрасно фиксируют малейшие детали формы. Единственным недостатком этих материалов всегда была их хрупкость и подверженность порче во влажной среде.7

Лепные архитектурные украшения из гипса были известны в Древнем Египте еще до эллинистического времени, а в античной Греции, колонны и фасады зданий нередко покрывались рельефным декором. Тем не менее, сообщения древних авторов о гипсовых изделиях и произведениях искусства, выполненных из этого материала, содержащиеся в античных письменных источниках, довольно лаконичны.8 Достаточно подробные рассуждения о гипсе и рекомендации по технологии его применения в строительном деле, в особенности при обработке гладких поверхностей, содержатся у Феофраста, Плиния и Витрувия,9 что же касается изготовления более сложных фигурных изделий, рельефов и описания технологического процесса в художественном ремесле, сведения отрывочны и не столь основательно систематизированы. В Естественной истории Плиния, например, имеется сообщение о том, что в V в. до н. э. соратник Фидия греческий живописец и скульптор Панен дополнил рецептуру приготовления гипсового раствора, привнеся в нее собственное изобретение для усиления его белизны.11 В силу лапидарности письменных свидетельств, основными, а практически и единственными источниками по вопросу о производстве рельефов и скульптуры из гипса, являются данные визуальных искусств и археологии.

Из сохранившихся гипсовых изделий античного времени лучше всего известны римские и малоазийские архитектурные рельефы и художественная гипсовая пластика Древнего Египта. О действительно широком использовании гипса в художественном ремесле свидетельствуют самые разнообразные находки: портретные бюсты конца II в. из гробницы Валериев под собором св. Петра в Риме, гипсовые рельефы римских и помпеянских вилл, гладильные инструменты и шпатели, найденные, например, в мастерской скульптора в малоазийском Афродисии.13 Однако, «несмотря на повсеместное распространение в древности гипсового производства»,14 интересующий нас способ применения этого доступного и недорогого материала для изготовления фигурок и рельефов, служивших украшениями саркофагов, надежно зафиксирован только на Боспоре.

Самой крупной в мире коллекцией боспорских гипсовых изделий, предназначенных для отделки гробниц, сегодня располагает Государственный Эрмитаж, в котором, благодаря раскопкам XIX-XX вв. на юге Российской империи, а затем Советского Союза, оказалось сосредоточено большое количество подобных памятников.

Мифологические персонажи и сюжетные композиции

«В круг греко-варварской или греко-восточной периферии античного мира, которая подготовила своим художественным развитием позднеантичный стиль», попадают обширные территории, а, следовательно, и самые разнообразные памятники: от золотых ювелирных изделий греческой работы классической эпохи, найденных в больших курганах днепровского левобережья, Керченского полуострова и Северного Кавказа, до мотивов росписей боспорских склепов и незатейливых украшений деревянных саркофагов из погребений первых веков н. э. Настоящим исследованием охвачен период продолжительностью около двух столетий, в пределах которого в городах европейского Боспора примерно на сто лет, с середины I по середину II в., утвердился обычай украшать саркофаги расписными гипсовыми аппликациями.

Территориальные ограничения обусловлены тем, что в античных некрополях на всем пространстве Северного Причерноморья погребения с саркофагами, украшенными гипсовыми накладными рельефами, известны только на Боспоре, как на европейской, так и на азиатской его стороне.24 Однако Государственный Эрмитаж располагает находками из некрополей двух городов только его европейской стороны - Пантикапея, столицы Боспорского царства, и Нимфея, одного из так называемых малых городов Боспора. Помимо работы с эрмитажной коллекцией, автор настоящей диссертации имел возможность познакомиться с материалами из некрополя

Фанагории и частью пантикапейских находок, хранящихся в ГМИИ им. Пушкина, находками из некрополя Пантикапея, находящимися в собрании ГИМ, и покупками, поступившими в 1900е - начале 1930х гг. в Британский музей. Что касается памятников других собраний, известных автору по публикациям, то они также производят впечатление изготовленных в боспорских мастерских европейского берега.

Антиковедение традиционно базируется на трех основополагающих дисциплинах: классической филологии, истории античного искусства и классической археологии. Широкий спектр исследований по истории культуры античного мира подтверждает их теснейшую взаимосвязь.25 Однако далеко не каждая категория источников одновременно оказывается в пределах компетенции хотя бы двух из указанных дисциплин. К числу таковых относятся, например, надгробные стелы с рельефами и надписями,26 то же можно сказать и о рельефных композициях из терракоты и гипса, использованных в декоре погребальных сооружений и саркофагов. Работа с материалом такого рода наглядно демонстрирует неразрывное единство, по крайней мере, двух составляющих антиковедения - истории античного искусства и классической археологии.

Специфика исследования боспорского погребального декора из гипса и мелкой гипсовой пластики состоит в том, что эти изделия как объект для изучения представляют собой одновременно археологический материал и произведения местного массового искусства. В силу этой особенности исследуемых памятников, тема работы оказывается лежащей в пограничной области: с одной стороны, для достижения формулируемых целей и задач правомерно и необходимо использование методов археологического исследования, с другой - автор не вправе игнорировать искусствоведческие исследовательские принципы и приемы. Археологические принципы положены в основу исследования проблемы хронологии и датировки гипсовых украшений деревянных саркофагов.

Проблема датировки (на примере комплекса находок из земляного склепа К-26 некрополя Нимфея).

В археологических исследованиях рассмотрение проблем хронологии и выработка детальной датировки различных групп вещественных источников проводилось на материалах всех видов погребального инвентаря. Иные из них уже на протяжении длительного времени являются опорными при определении даты вновь обнаруженных захоронений. К их числу относятся, прежде всего, нумизматический и эпиграфический материал, стеклянные сосуды и керамика.

Гипсовые украшения деревянных саркофагов традиционно имеют относительно широкую датировку и сегодня большинством исследователей относятся к I-II вв. До настоящего времени так же было принято датировать и погребения без сопровождающего инвентаря, но содержащие фрагменты деревянных саркофагов с аппликациями из гипса. В случае сужения даты этой группы находок до пределов одного столетия появится возможность расширить перечень датирующих находок.

Проблема датировки гипсовых украшений имеет солидную историю -начатая еще в XIX веке дискуссия142 продолжалась затем на протяжении следующего столетия143, и до настоящего времени ее нельзя считать завершенной. На сегодняшний день, в европейской литературе рассматриваемый материал наиболее полно, в том числе с точки зрения датировки, освещен в каталоге гипсовых украшений из собрания Лувра.144 В силу того, что большинство музеев за пределами России и Украины, в коллекциях которых имеются гипсовые аппликации, располагают вещами, происходящими не из археологических раскопок, их изучение проводилось зарубежными авторами преимущественно с позиций искусствоведения и исследования семантики отдельных типов. Специальное внимание вопросу датировки уделила при изучении миниатюрных гипсовых бюстов из Национального музея в Варшаве и других музейных собраний А. Вонсович. Идя путем поиска художественных прототипов и проводя стилистические параллели, польская исследовательница весьма убедительно демонстрирует связь боспорской гипсовой пластики с портретной скульптурой позднеклассического и эллинистического времени и предлагает датировать рассмотренные Керченские памятники эллинистическим временем,146 то есть предлагает вернуться, по крайней мере, для исследованных ею вещей, к дате, предложенной К. Ватцингером.

Вообще диапазон предложенных в разное время исследователями дат для боспорских гипсовых аппликаций колеблется в границах III в. до н. э. -III в. н. э. Так, Л. Стефани, отмечая сходство гипсовых изображений Ниобид с аналогичными терракотовыми рельефами из эллинистических некрополей Южной Италии, первым датировал их второй половиной III в. до н. э.147 Эту дату принял А. А. Бобринский,148 а затем - в более осторожной форме -поддержал С. А. Жебелев, заметив, однако, что они «вероятно, ... выдел ывались и после Р. X».149 Изучая инвентарь погребений Абусирского некрополя и сопоставляя египетские саркофаги с боспорскими, К. Ватцингер также датировал интересующие нас памятники эллинистическим временем.150 Вместе с тем, в литературе начала прошлого века появилось мнение о более поздней дате гипсовых изделий, высказанное В. В. Шкорпилом и основанное на том, что они были найдены на территории пантикапейского некрополя римского времени. Эту точку зрения разделял М. И. Ростовцев, полагая, что саркофаги начали украшать гипсом не ранее конца I в., а всплеск увлечения пришелся на II в., и к этому времени он относил наибольшее число гипсовых изделий.152 Советские ученые высказывали более уверенные предположения о позднем времени бытования гипсовых украшений. По результатам раскопок земляных склепов некрополя Тиритаки М. М. Кобылина отнесла их к 1-Й вв. Тогда же, после проведения работ на другом участке тиритакского некрополя, В. Д. Блаватский выдвинул вариант более длинной датировки - I-III вв.154 Наиболее обтекаемым на определенном этапе дискуссии о дате рассматриваемых изделий было мнение А. П. Ивановой, предлагавшей считать, что гипсовые аппликации были распространены на Боспоре в первые века н. э.1 В работе С. Я. Берзинои, наряду с вопросами технологии изготовления этого вида продукции боспорских ремесленных мастерских, их распространения и сюжетного репертуара, была затронута и проблема дат.156 Проанализировав известный ей материал и сопоставив опубликованные данные со своими наблюдениями, исследовательница предложила датировать изделия из гипса временем с начала I в. до середины II в.

Проблема взаимосвязи декора с погребальным культом (на примере сюжета с Ниобидами).

В многочисленных исследованиях, посвященных социальной истории и стратификации древних обществ, ведущая роль принадлежит работам археологов, специалистов по истории античного Средиземноморья, Передней Азии и Ирана.195 В отечественной литературе проблема выделения социально значимых дифференцирующих признаков для археологических культур была сформулирована в 1970е годы и развита в работах многих исследователей.196 За последние три десятилетия тема была всесторонне разработана и зарубежными специалистами.

При изучении материалов некрополей проблема социальной стратификации поднимается практически всегда. Неотъемлемой частью исследований в этой области является выработка критериев социальной значимости погребенных, к числу которых относятся: - выбор лучшего или наиболее заметного участка для захоронения на территории некрополя; - размеры погребального сооружения (и наземной, и подземной его части); - сложность конструкции, то есть условный расчет количества и качества затраченного на ее сооружение труда; - наличие декоративного убранства (рельефы или стенная живопись внутри погребальной камеры, наличие художественно оформленного саркофага и т. д.); - поминальные маркеры (например, надгробные памятники, надписи на надгробиях); - набор погребального инвентаря (присутствие в его составе изделий, в том числе ювелирных, из золота и других драгоценных материалов, разнообразие, количество и качество других приношений, таких, как расписные вазы и художественно исполненные металлические сосуды, украшения, предметы вооружения и т. д.).1

Корреляция указанных параметров, то есть практически неизменный набор критериев социальной значимости погребенных, является главным фактором, указывающим на положение семьи, в чьей собственности находились усыпальницы. Следует иметь в виду, что в таком исследовании должно учитываться любое дополнение к этому перечню, которое заранее невозможно предвидеть, но которое может оказаться значимым.

Погребения некрополя Пантикапея, содержавшие саркофаги и фрагменты саркофагов с украшениями из гипса представляют собой преимущественно каменные ящики или склепы с внутренней облицовкой погребальной камеры известняковыми плитами или стенами, покрытыми расписной штукатуркой, обломки которой часто находили на полу.199 В известном смысле саркофаги с гипсовым декором можно рассматривать как своего рода эрзац дорогих привозных изделий из мрамора, которыми славились мастерские Аттики, Рима и Малой Азии, а аппликации из гипса, соответственно, как подобие украшавших их рельефных композиций. Заказ на такой декор для последнего приюта усопшего - это, по сути дела, попытка его семьи соответствовать «международному стандарту» высокого социального статуса. Опираясь на этот критерий, можно сделать однозначный вывод, что в Пантикапее самым высоким уровнем состоятельности отличалась семья, члены которой были погребены в известном аттическом мраморном саркофаге из Мирмекия, на стенках которого вырезаны рельефы со сценами из Троянского цикла.200 Скорее всего, она занимала и наиболее заметное положение в обществе. Среди погребальных сооружений с саркофагами в пантикапейском некрополе в смысле значительности конструкции выделяется склеп 1900 года, раскопанный на земле нотариуса Фельдштейна,201 в котором были обнаружены декоративные резные детали декора саркофага и предположительно большое количество украшавших его гипсовых аппликации. В коллекции Эрмитажа из того же склепа числятся происходящими стеклянные сосуды, монета Савромата I,203 светильник (инв. П. 1900. 72), детали вооружения и одежды (фрагменты железного меча, инв. П. 1900. 73, и бронзовая пуговица с золотым листовым покрытием, инв. П. 1900. 74). Эти предметы в какой-то мере свидетельствуют в пользу того, что сопровождавший погребенного инвентарь изначально, видимо, был разнообразен, но оснований для того, чтобы судить о его богатстве, явно недостаточно по причине не только ценностной, но и численной скудости сохранившегося.

Похожие диссертации на Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры