Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кожаная обувь XII-XVIII вв. из раскопок в Москве Осипов Дмитрий Олегович

Кожаная обувь XII-XVIII вв. из раскопок в Москве
<
Кожаная обувь XII-XVIII вв. из раскопок в Москве Кожаная обувь XII-XVIII вв. из раскопок в Москве Кожаная обувь XII-XVIII вв. из раскопок в Москве Кожаная обувь XII-XVIII вв. из раскопок в Москве Кожаная обувь XII-XVIII вв. из раскопок в Москве Кожаная обувь XII-XVIII вв. из раскопок в Москве Кожаная обувь XII-XVIII вв. из раскопок в Москве Кожаная обувь XII-XVIII вв. из раскопок в Москве Кожаная обувь XII-XVIII вв. из раскопок в Москве
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Осипов Дмитрий Олегович. Кожаная обувь XII-XVIII вв. из раскопок в Москве : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.06 : Москва, 2003 194 c. РГБ ОД, 61:04-7/141-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Обзор источников. Литература 8

1. Обзор источников 8

1.1. Археологические источники 8

1.2. Письменные источники 15

1.3. Иностранные хроники 18

1.4. Графические изображения 20

2. Литература 22

Глава II. Методика описания обуви 31

1. Описание конструктивных элементов : 33

2. Материал 36

3. Технология 40

4. Сборка 41

5. Формование 43

6. Дополнительная обработка 44

7. Ремонт 44

Глава III. Московская кожаная обувь XII-XVIII вв 46

1. Характеристика коллекций 46

2. Описание обуви 48

2.1. Морфология 48

2.2. Обувные детали 58

а) Детали верха: 60

б) Детали низа: 66

в) Дополнительные детали 70

2.3. Декорирование обуви 71

3. Материал 74

4. Технология 77

5. Ремонт обуви 82

Глава. IV. Информационные возможности обувных коллекций 84

1. Антропометрическая характеристика и диагностика ортопедических заболеваний населения средневековой Москвы 84

2. Клеймение обуви 93

3. Обувные подковки XV-XVIII вв 97

4. Ритуальная обувь 104

Заключение 114

Середина ХП-ХШ вв 114

Начало XIV-XVII вв 115

Начало-середина XVIII века 116

Письменные источники: 119

Археологические отчеты: 120

Библиография: 123

ПРИЛОЖЕНИЯ: 138

Приложение 1. Терминологический словарь 138

Приложение 2. Справочники -классификаторы 144

Приложение 3. Иллюстрации 157

Введение к работе

Обувь, как часть костюма, изначально имеет множество самых разных назначений. Кроме утилитарной функции защиты ног от механических повреждений и климатических условий, она выполняла опознавательную функцию этнического происхождения, подчеркивала социальное положение и материальное состояние ее владельца. Обработка найденных в слое фрагментов кожаной обуви дает богатый материал для определения уровня развития ремесла, а также хранит самую разнообразную информацию, способствующую решению ряда вопросов далеко выходящих за рамки проблем связанных с развитием кожевенно-сапожного производства.

Московская кожаная обувь остро нуждается в дальнейшем исследовании. Долгие годы эта категория археологических находок не привлекала внимания специалистов. Показательно, что при упоминании московской обуви, российские археологи до сих пор ссылаются на материалы Зарядья (Попова, 2001. С. 218; Курбатов, 2001а. С. 226), раскопанного более полувека назад. Предлагаемая работа, построенная на изучении обувных коллекций, собранных при раскопках 1933-2003 гг., восполняет этот пробел.

Основным источником для изучения московской средневековой обуви являются археологические коллекции, хранящиеся в фондах музеев и исследовательских организаций. Если у сапожников и существовали какие-либо ремесленные трактаты, определяющие уровень их знаний, то до наших дней они не дошли. Тем не менее, в нашем распоряжении имеется их многочисленная продукция, которая сохраняет следы эволюции промысла (Джонс, 1976. С. 31). Во влажном, гумусированном слое Москвы детали кожаной обуви встречаются достаточно

часто. При раскопках сапожных мастерских или мест утилизации отходов, их количество достигает десятков тысяч единиц, значительно превышая объем керамики. Однако при обилии обувных деталей, как правило, возникает проблема их обработки, поскольку описание и систематизация этой категории археологических находок вызывает затруднения у археологов не знакомых со сложными приемами раскроя и сборки обуви (особенно моделей развитого средневековья). Материалы отчетов показывают, что в лучшем случае в них приводится статистика общего количества найденных в пласте (слое) обувных деталей без определения их форм (головки, задники, подошвы, голенища и т.д.) и размеров. Еще реже в отчетах встречаются указания на типы и расположение соединительных швов. По этой причине основная часть материала навсегда исключается из научного оборота.

Возможность извлечения информации из вещи зависит от принятой исследователем системы описания и классифици рования материала. Та же проблема возникает при создании баз данных, которые обеспечивали бы удобство ввода-вывода информации, возможность ответов на максимальное число запросов. В поисках оптимальной методики для описания и систематизации обувных коллекций, автор не стремился к созданию собственной системы. Археологу-практику такая задача не под силу. На наш взгляд, для описания такого дробного материала как обувные коллекции, более всего подходит конструктивно-морфологический и системный подходы. Они предполагают раздельное изучение таких подсистем как: материал, технология и морфология. Разделение обусловлено тем, что названные выше подсистемы хотя и связаны между собой, но развиваются в соответствии с соб-

ственными закономерностями (Щапова, Лихтер, Столярова, 1990. С. 5). Обработка материала на основании принципов системного подхода позволяет отделить изучение формы вещей от изучения техники их изготовления, а затем выявить характер их взаимодействия.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом с середины XII в - до середины XVIII в. Нижний рубеж обусловлен 1147 годом — датой первого упоминания Москвы на страницах Ипатьевской летописи (ПСРЛ, 1910. Стб. 339) примерно совпадающего, как следует из археологических раскопок в Кремле, со временем возникновения города на Боровицком холме (Панова, 2000. С. 40-55). К этому периоду принадлежат древнейшие из имеющихся у нас образцов кожаной обуви, обнаруженных в основании культурного слоя на территории Кремля и Китай-города.

Верхней границей данной работы служит середина XVIII в. В это время формируется новая схема конструирования и сборки моделей, лежащая в основе современного обувного производства. К середине XVIII в. мануфактурное производство Москвы приобретает новый, четко очерченный профиль, в рамках сектора легкой промышленности (История Москвы, 1997. С. 314).

Отдельно следует оговорить использование в диссертации материалов XVIII в. Отметим, что в музейных фондах обувь первой половины XVIII в. практически отсутствует. Отечественные публикации обуви этого времени нам также не известны. Единственным поступлением, в этом случае, остаются археологические коллекции. В этой связи хотелось бы отметить, что за последнее время отношение к охране и исследованию поздних археологических памятников существенно изменилось. Согласно Конвенции об охране археологического наследия, разработанной

международным комитетом Совета Европы в 1988-1991 гг., верхняя граница археологических исследований поднялась до XIX в включительно (Смирнов, 2000. С. 56-58). Поэтому, на наш взгляд, завершить описание средневековой обуви моделями Нового времени, вполне правомерно. Хронологически наше исследование предваряет работу сотрудника отдела ткани и костюма ГИМ Т.С. Алешиной, посвященную описанию обувных моделей второй половины XVIII -нач. XX вв. (Алешина, 1997).

Исследование московской обуви представляет интерес для обобщающих работ по изучению городского ремесла и истории костюма. Полученные здесь результаты могут заинтересовать, культурологов, антропологов, а также современных обувщиков-технологов.

Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. К работе прилагаются справочники - классификаторы, терминологический словарь, иллюстрации, а также каталог кожаной обуви (Приложение 6. Том II.).

Письменные источники

Анализ обувных коллекций дополняют сведения письменных источников, как отечественных, так и иностранных. Их использование может оказать существенную помощь при выяснении сырьевой базы сапожного производства, а также для реконструкции процессов ремесленного обучения.

В Переписных книгах московских дворов XVII столетия (Переписи московских дворов XVII столетия, 1886), Росписном списке города Москвы 1638 года (Росписной список города Москвы 1638 года, 1911). и Переписных книгах города Москвы (Переписные книги города Москвы 1665-1676 гг, 1911), зафиксированы ценные свидетельства, отражающие уникальные черты московского кожевенно-сапожного ремесла. В частности, из переписи 1638 г. можно заключить, что сапожники - одна из самых мно гочисленных ремесленных специальностей в Москве. В это время здесь насчитывалось 125 сапожников, не считая башмачников, подошвенников и чеботников (Переписные книги города Москвы 1665-1676 гг., 1911). Упоминание таких специальностей как башмачники, подошвенники, и чеботники наглядно демонстрирует процесс дальнейшего разделения труда, которое происходит уже внутри ремесленников, занимающихся пошивом обуви. Письменные источники указывают и на тот факт, что шитьем обуви в Москве занимались выходцы из различных городов. Так, в переписных книгах 1665-1675 гг. указано, что во дворах от «Ильинского крестца по Москворецкия водяные ворота проживало 14 сапожников». Среди них упоминаются Калужане, Вязьмичи, Костромичи (Переписные книги города Москвы 1665-1676 гг. 1911. С. 30,31,89,136,193). Как «делавший сапоги» также упомянут во-логжанин, посадский человек Данило Иванов (РГАДА. Разрядный приказ, разрядные вязки № 4. ЛЛ. l-2/об.).

Обилие иногородних ремесленников, работавших в Москве явилось результатом переселенческой политики, активно проводившейся московским государством. Так, сведения об увезенных в Москву, вместе с прочими ремесленниками, сапожниках и кожевниках, имеются в Новгородской писцовой книге (Майков, 1911. С. 22,24,43,44,65,70).

Обычно сапожники старались селиться в людных местах: вдоль оживленных улиц, ближе к торгу. Удачно расположенная мастерская давала хороший доход, поэтому ремесленники подолгу жили на одном месте. К примеру, в описи Китай-города 1695 года, упоминается 5 сапожников (ЧОИДР, 1905. С. 60). Сам факт того, что они оказались включенными в общую перепись, не преследующую цели учета лиц снимавших жилье, свидетельствует об их продолжительном проживании. Письменные источники могут способствовать реконструкции процесса обучения сапожному делу. О том, что такое обучение существовало, свидетельствует следующая запись: «Шьвьець показает оученику, како, резальник дрьжаще, резати оусьмъ и, коюгою дрьжящи, шити сапогы» (Срезневский, 1912. С. 262).

Известно, что в ученики к сапожнику, как и в других ремесленных специальностях, поступали в основном дети посадских людей (Бахрушин, 1954. С. 103). Взаимные отношения между мастером и учеником определялись «учобную записью» (РГАДА. Стб. Прик. стола № 786). Отданный в ученье на «урочные годы» мальчик, как правило, жил у мастера. Записи являлись обязательным условием ученичества, так как без таковой ученик не имел права жить у мастера, а мастер не имел никакой власти над учеником.

Обычай требовал, чтобы мастер, по окончании учебы, снабдил ученика орудиями своего производства т.н. «снастью» в обязательный набор которой входили: «трое сапожные деревье (т.е. три пары деревянных колодок-правил — О.Д.), наметы и шилье и всякая сапожная снасть» (РГАДА. Приказные дела старых лет. 1686 г. д. 167. лл. 4-8).

Сложная технология сапожного производства и высокие требования к качеству обуви, заставляли ученика серьезно относиться к своей профессиональной подготовке. После окончания учебы молодой человек становился подмастерьем, занимавшим промежуточное положение между учеником и мастером. В этом звании он должен был пробыть по крайне мере три года (ПСЗ, 1830, № 19187). Впоследствии, чтобы самому стать мастером, подмастерье должен быть дважды освидетельствован, продемонстрировав свою работу и выполнив, в определенный срок, заданный от Управы урок. Для прохождения «экзамена» на должность мастера устанавливался возрастной ценз — не моложе 24 лет. Интересные свидетельства о развитии городской моды XVI века сохранились в высказывании Митрополита Даниила — блюстителя старины и обличителя дурных нравов. Ополчаясь против тех кто «...на небо не взираяши, яко свинья, пребывая долу ничиши о красоте сапожной весь свой ум имея.» Здесь же владыко бранит чрезмерно узкую обувь, которая, судя по всему, была довольно распространенной среди городских щеголей (ЧОИДР, 1881. Кн. 2. С. 570).

В отечественных письменных источниках практически отсутствуют прямые указания на конструкцию костюма и детали его отделки. Именно поэтому большую ценность для его изучения приобретают сведения иностранных авторов, особенно тщательно подмечающих те детали одежды, которые были непривычны для европейца.

Описание конструктивных элементов

В основу описания положен принцип: любой конструктивный элемент может быть описан максимум четырьмя признаками: ВИД; ФОРМА; СТРОЕНИЕ; МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ. Для описания каждого признака участниками семинара «Морфология древностей» составлены соответствующие справочники-классификаторы (Щапова, 1990). Кроме того, для всех деталей необходимо указать размеры.

Для средневековой обуви нами выделены тринадцать конструктивных элементов. Девять основных: 1) подошва, 2) каблук, 3) головка, 4) голенище, 5) задинка (задник?), 6) отверстия 7) завязки, 8) застежки, 9) язычок; и четыре дополнительных: 10) стелька, 11) поднаряд, 12) супинатор, 13) задник (Илл. 9). Основной объем обуви образуют плоские детали (№№ 1,3,4,5,6,7 8, 13). При их описании признак «вид» имеет одно значение - «пластина» (см. соответствующий справочник-классификатор). Все многообразие кроя этих деталей может быть описано по форме среза. У головки описываются форма носка и верхнего обреза; у задника и голенища — верхний и нижний срез; у подошвы — носок и пятка. Для описания кроя геленоч-ной части подошвы (место свода стопы между носочной и пяточной частью) указывается линия соединения. У подошв, не имеющих переймы, пятка соединяется с носком «встык», тогда как хорошо профилированные подошвы имеют «отступ» (Илл. 11,1).

Можно заметить, что форма кроя носка головки и подошвы, а также крой пятки и обрез задника у деталей, относящихся к одной модели, совпадают, поэтому у верха и низа аналогичного кроя описание будет одинаковым. Совпадение формы кроя верха и низа у одной модели помогает реконструировать целые формы из собранных в слое разрозненных деталей. Кроме этого, по форме среза деталей, в первую очередь носка, можно устанавливать фасоны обуви.

В отличие от вышеперечисленных деталей — пластин, каблук имеет объем, соответственно признак «вид» будет иметь значение «объем» (см. соответствующий справочник-классификатор). Следствием этого является описание не формы среза, как у пластин, а формы самого каблука, для чего используется признак «общая форма» (см. соответствующий справочник-классификатор).

Описание крепления: У узких и длинных завязок признак «вид» имеет значение «стержень» (Илл. 11,5). Для них указывается сечение. Для отверстий указывается форма прорези. Застежки представляют собой отдельные категории вещей (пуговицы, пряжки, крючки) и могут быть описаны по программе описания соответствующих категорий, разработанных участниками семинара. Язычок, как другие пластины, описывается по форме среза. Для всех деталей следует указать их размеры. (Илл. 16).

Известно, что при изготовлении обуви часто используют составные конструктивные элементы, к примеру, жесткий задник, собранный из нескольких деталей сшитых в виде кармана или наборный каблук изготовленный из кожаных фликов. У различных моделей конструктивные элементы могут быть выкроены отдельно или представлять части цельнокроеной обуви. Для фиксации этих различий используется признак «строение» (см. справочник — классификатор).

При описании цельнокроеной обуви, не разделенной на различные детали, ее контуры описываются так же, как соответствующие конструктивные элементы: головка, задник, подошва. Поршень, выкроенный из единого куска кожи, все равно имеет головку, подошву и задник, не разделенные линией швов. В этом случае в признаке «строение», вместо «отдельный элемент», будет указано «продолжение другого элемента».

В отличие от остальных конструктивных элементов, детали крепления могут располагаться в разных местах (головка, бер-цы, верх голенища), поэтому их местоположение необходимо указывать. Для описания местоположения также существуют справочники-классификаторы (Лихтер, 1995).

Форма дополнительных деталей (подкладка) повторяющих по форме основные детали (поднаряд, стелька, задник) могут быть описаны по тем же признакам, что и основные детали (головка, подошва и т.д.).

Описание материала, из которого изготовлена обувь, составляет важную часть информации о сапожно-кожевенном производстве. Обработкой снятой с животного шкуры человек вынужден был заниматься с древнейших времен, иначе шкура быстро загнивала. Для обработки шкуры существовало два способа: выделывание меха и выделка кожи. Для выделки кожи со шкуры удалялся волосяной покров вместе с эпидермисом и подкожной клетчаткой (Илл. 12,1). Затем, с помощью различных операций обрабатывали оставшийся средний слой (собственно дерму) для придания ей прочности, эластичности и водонепроницаемости. Самая примитивная обработка шкуры заключалась в очистке внутренней ее стороны (бахтармы) от остатков мяса, смягчение ее мозгом или жиром убитого животного и копчение над дымом, консервирующие свойства которого были известны человеку с глубокой древности (Луковски, 1981. С. 7). Лишь в бронзовом веке постепенно усложняющийся процесс выделки кожи приводит к появлению специалистов - кожевенников (Зыбин, 1975. С. 6).

Антропометрическая характеристика и диагностика ортопедических заболеваний населения средневековой Москвы

Как показывает практика, анализ разрозненных обувных деталей может способствовать изучению проблем связанных с изменением метрических характеристик и диагностики ортопедических заболеваний населения средневекового города, содействовать исследованиям палеопатологии15 и акселерации (от лат. acceleration — ускорение) человеческого развития. Исследования по этой тематике, в нашей стране и в странах Западной Европы, начаты относительно недавно, поэтому многие причины таких изменений еще не установлены (Бужилова, 1995, Алексеева, Бужилова, 1996. С. 63).

В этой связи, существенную помощь в работе антропологов оказывают результаты массового обмера обувных деталей, найденных при археологических раскопках. Особой информативностью отличаются подошвы. Известно, что длина стопы человека находится в хорошей корреляционной связи с его ростом, составляя примерно 15-16% его величины. У женщин этот процент равен в среднем 15,5%, а у мужчин ближе к 15,8% (Зыбин, 1982. С. 75). Следовательно, зная корреляцию размеров, по обувным подошвам можно приблизительно определять рост мужского и женского населения, жившего на исследуемом памятнике в тот или иной период.

Согласно данным антропологов, в домонгольское время в разных районах древнерусского государства выявляется существенное различие роста населения. Так, у московских вятичей — самых высоких представителей восточнославянских племен средний рост составлял 172 см17 (Алексеева, Бужилова, 1996. С. 67. Рис. 4).

Материалы коллекций Зарядья позволяют установить размеры обуви и, следовательно, рассчитать средний рост москвичей в позднесредневековый период (XVI-XVII вв.). Количество целых подошв составляют 298 экземпляров. Их размеры колеблются в пределах от 8 до 31 см. ществовало конструктивных различий по половозрастному принципу. Тем не менее, такому может помочь обмеры длины подошв. В нашей коллекции имеются подошвы длиной от 8 до 31 см. Количественные пики, маркирующие наиболее распространенные размеры мужской и женской обуви, хорошо видны на графике 1. Согласно нашим расчетам, средняя длина мужской обуви составляет около 270 мм. По штихмассовой системе, это равно 42-му размеру18. Такой ноге соответствует рост около 171 см (27:15,8) 100 =170,8

Высчитать точную длину женской обуви сложнее, поскольку в этот размер также попадает детская и подростковая обувь. Наложение размеров хорошо видно на современной шкале (ГОСТ 3927-88). Как правило, средняя длина подошвы женской обуви ближе к 240 мм, что примерно соответствует 37-му размеру. В таком случае длине стопы 24 см будет соответствовать рост около 155 см: (24: 15,5) 100 = 154,8.

Обмеры подошв указывают на некоторые особенности мужской и женской обуви. Так, сапоги большого размера, принадлежавшие мужчинам, имеют простой крой со слабо выраженной геленочной частью. Женская обувь, длина подошв которой не превышает 24 см, имеет изогнутую подошву под каблук (т.н. подошва с крокулем) и сильно зауженную перейму.

Таким образом, согласно статистике обмеров подошв, средний рост мужского населения в Москве в данный период не опускался ниже 170 см, а женского 155 см.

При обмерах подошв нужно помнить, что при длительном хранении кожа, как правило, усыхает. Процент усыхания кожи зависит от ее видовой принадлежности, толщины кожевенного листа, качества выделки и других причин. В среднем, при высыхании длина подошв уменьшается на 3-5%.

На фоне среднестатистических размеров обуви лучше заметны крайние величины. Так, самыми маленькими моделями среди известного нам материала, являются детские туфельки князя Федора Ивановича Вельского, умершего в 1568 году в возрасте 2-х лет (Илл. 27, 1,2). Туфельки, найденные в его родовой усыпальнице в Вознесенском соборе Московского Кремля (саркофаг № 6637 соб.) имеют длину подошвы всего 100 мм. Тот же размер подошвы у детской пинетки (Илл. 20, 3), найденной при археологических наблюдениях ЦАИ г. Москвы в районе м. Таганская, в 1998 году (Векслер, 1998. Инд. нах. № 36). Особо хотелось бы отметить необычный крой этой модели, который можно объяснить вторичным использованием вещи. Внимательно рассмотрев характер кроя, можно определить, что пинетка была изготовлена из пальца кожаной рукавицы-голицы, к которой грубо подкроена полоска кожи, служившая в качестве мягкого задника.

Обувные подковки XV-XVIII вв

Кроме обувных деталей в культурных напластованиях часто встречаются железные обувные подковки, предохраняющие каблук от быстрого износа. В горизонтах XVI-XVIII вв. их количество исчисляется сотнями. В отличие от изделий из кожи, железные подковки более долговечны и хорошо сохраняются в сухом грунте. Тем не менее, несмотря на широкое распространение, эта категория археологических находок до сих пор не привлекала специального внимания исследователей. Как попутный материал подковки рассматривались в работах по изучению обувного производства (Изюмова, 1959. С. 192-222), кузнечного (Кол-чин, 1959, С. 7-121) и железообрабатывающего ремесла (Никитин, 1971. С. 42). Их появление не имеет точной датировки. Одни исследователи относят его к XIV в. (Изюмова, 1959. С. 214), другие к середине XVI в. (Курбатов, 1995).

В московских коллекциях, обувные подковки не встречаются в слоях ранее XVI в. В многочисленных публикациях археологических коллекций других древнерусских городов различные формы подковок упоминаются без разделения их по хронологическим группам (Гайдуков, 1992, Лабутина, 1967).

К настоящему времени количество подковок значительно возросло, что позволяет систематизировать этот материал, проследив характерные изменения этой категории археологических находок на протяжении XVI-XIX вв.

Базой для исследования послужили коллекции, собранные во время раскопок исторического центра на улицах Арбат, Ильинка, на Старом Гостином дворе и Манежной площади. Общая численность собранных нами обувных подковок составляет 165 единиц.

Впервые описание и систематизация подковок была представлена в работе Б.А. Колчина «Железообрабатывающее ремесло Новгорода Великого» (Колчин, 1959. С. ПО), где исследователь выделил два типа крепления подковки к каблуку: на шипах и на гвоздях. Используя этот же признак, А.В.Никитин выделил третий тип обувных подковок с «комбинированным» способом крепления пластины (Никитин, 1971. С. 42). Таким образом, все подковки были разделены по способу крепления на три группы:

В типологии О.Н. Левко вместе со способом крепления учитывается также высота и толщина подковки, т.е. размер самой пластины (Левко, 1984. С. 48). В данной работе мы хотели бы сопоставить различные признаки, выделенные предыдущими исследователями. При рассмотрении подковок мы учитывали две группы признаков: размеры пластины и способ ее крепления к каблуку.

Чтобы определить общие закономерности в развитии обувных подковок, мы используем системный подход, в соответствии с которым описание вещи делится на подсистемы: такие как материал, технология, морфология и функция. Эти, связанные между собой подсистемы развиваются в соответствии с собственными закономерностями (Щапова и др., 1990. С. 5). В данном случае в существующих группировках учитываются признаки, относящиеся к двум подсистемам из четырех (морфология и функция). Что же касается материала, то сделанные анализы установили, что все подковки изготовлены из обычного кричного железа (Колчин, 1959. С. 112). В таблице 21 сопоставлены высота и ширина пластины, дающие четыре возможных варианта: 1.Пластина высокая и узкая (Илл. 32, 2) 2.Пластина высокая и широкая (Илл. 32, 6) 3.Пластина низкая и узкая (такая форма нам не известна). 4.Пластина низкая и широкая (Илл. 32, 3) В четвертом варианте можно выделить подковки как с остроконечной задней кромкой (Илл. 32, 4,5) так и без нее. В таблице 22 , дана корреляция групп выделенных по размерам со способом крепления. В наших материалах из 18 возможных вариантов, представлено 8. Врезные подковки наиболее разнообразны четыре группы, тогда как набивные и комбинированные по две. Расположение этих групп в хронологической последовательности, позволяет выстроить следующую схему: В слоях XVI в. присутствуют лишь врезные подковки. Комбинированные пластины получают распространение в XVII в., и долгое время сосуществуют с врезными подковками. В слое второй половины XVII в. врезные подковки встречаются довольно редко, уступая позиции комбинированным. В горизонтах конца XVII — начала XVIII вв. врезные подковки отсутствуют вовсе. Процесс вытеснения одного типа другим можно проследить на примере коллекции из раскопок Мангазеи, собранной в слое второй половины XVII в. (Белов и др., 1981. С. 50). В коллекции общей численностью 81 шт., из которых 67 экземпляров находятся в хорошей сохранности, врезные подковки составляют 25% (17 шт.), комбинированные 70% (47 шт.), а набивные 4,4% (3 шт.). В Москве набивные подковки, как показывают материалы раскопок на Манежной площади, зафиксированы лишь в слое XVIII в. Они имеют вид плоской широкой пластины со скругленными краями и отверстиями под гвозди. В нашей коллекции имеется только одна такая подковка.

Набивные подковки доживают до нашего времени и выходят из употребления лишь в последние десятилетия XX в. Это связано с революционными изменениями в технологии обувной промышленности, таких как использование высокопрочных синтетических материалов, не требующих дополнительного укрепления подошвы. В настоящее время объём производства делает ремонт обуви экономически невыгодным, массовое производство обувных набоек (если это не связано со стилями моды) давно забыто.

Теперь мы хотели бы остановиться на развитии формы самой пластины. Врезные подковки обнаруженные в слое XVI в. представлены тремя группами пластин: высокой — узкой (скоба), высокой — широкой и низкой — широкой. Выделить из этих двух групп более раннюю на основании имеющегося у нас материала мы не можем. Тем не менее, высокая и узкая пластина отсутствует и среди комбинированных и, тем более, среди набивных подковок. Зато существует широко распространенная «переходная» форма врезной подковки, более широкой и плоской по отношению к узкой и высокой пластине.

Похожие диссертации на Кожаная обувь XII-XVIII вв. из раскопок в Москве