Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тюрки-тугю на Саяно-Алтайском нагорье в I - X вв. (по материалам погребений человека с конем). Приложение 3 Овчинникова Бронислава Борисовна

Тюрки-тугю на Саяно-Алтайском нагорье в I - X вв. (по материалам погребений человека с конем). Приложение 3
<
Тюрки-тугю на Саяно-Алтайском нагорье в I - X вв. (по материалам погребений человека с конем). Приложение 3 Тюрки-тугю на Саяно-Алтайском нагорье в I - X вв. (по материалам погребений человека с конем). Приложение 3 Тюрки-тугю на Саяно-Алтайском нагорье в I - X вв. (по материалам погребений человека с конем). Приложение 3 Тюрки-тугю на Саяно-Алтайском нагорье в I - X вв. (по материалам погребений человека с конем). Приложение 3 Тюрки-тугю на Саяно-Алтайском нагорье в I - X вв. (по материалам погребений человека с конем). Приложение 3 Тюрки-тугю на Саяно-Алтайском нагорье в I - X вв. (по материалам погребений человека с конем). Приложение 3 Тюрки-тугю на Саяно-Алтайском нагорье в I - X вв. (по материалам погребений человека с конем). Приложение 3 Тюрки-тугю на Саяно-Алтайском нагорье в I - X вв. (по материалам погребений человека с конем). Приложение 3
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Овчинникова Бронислава Борисовна. Тюрки-тугю на Саяно-Алтайском нагорье в I - X вв. (по материалам погребений человека с конем). Приложение 3 : ил РГБ ОД 61:85-7/9972

Содержание к диссертации

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 4-12

Глава І. ИСТОРИИ ПССЛЕДОВАШІЯ ДРЕВВЕТШ\СКЖ ПОГРЕ
БЕНИИ ЧЕЛОВЕКА С КОНЕЫ УІ-Х ЗВ. НА САЯНО-
АДТАнСКОы НАГОРЬЕ 13-31

Глава її. О ПОГРЕБАЕШЬСЯ СООРУЖЕНИЯХ Т1аРКОВ~ТУГМ... 32-46

Глава Ш. КМОСИФШШЩЯ ВЕцИВЫХ ЇЮЖІЬЕКСОВ По ТЮРКСКИХ ПОГРЕБЕНИИ ЧЕЛОВЕКА С KGHEIu Уї-X ВВ.

НА САШЮ-АЛТАПСКШ НАГОРЬЕ .„

Ї. Одезда и украшение древних тюрков: 49-91

а) общая характеристика одевды по письмен-
HHivi псточннкаїл и паштникам материаль
ной культуры 49-55

б) поясной набор : 55-78

прядки, реїленние наконечники, наклад
ные бляхи; 57-66

лировидные подвески, подвесные сумочки; 67-72
наборы поясов 72-78

в) украшение: 78-91

серьги 78-87

бусы, кольца,подвески, пуговицы 87-91

2. Многофункциональные орудия, предметы быта

и обихода: 91-106

a) ноші, тесла, приборы для добывания ог
ня , пряслицы 9І-Ї0І

- З -
б) сосуды, зеркала, гребни, предметы из кос
ти, монеты І01-106

3. Вооружение древних тюрков 106-132

а) наступательное оружие:

саадачный набор - луки,стрелы, колчаны; 108-124

палаши,сабли, копья, булавы, топоры; 124-128

б) защитное вооружение: панцирь, шлем, шит 128-132
4. Конское снаряжение: 132-168

а) узда, удила, псалии 134-140

б) седла, стремена, подпружные пряжки 140-160

в) блоки для чумбура, пряжки для пут 160-165

Глава ІУ. ВОПРОСЫ ХРОНОЛОГИИ И КУЛЬТУРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПОГРЕБЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА С КОНЕМ УІ-Х ВВ.

НА САЯНО-АЛТАИСКОМ НАГОРЬЕ 169-190

ЗАКЛЮЧЕНИЕ І9І-І95

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 196-232

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ .233

ПРИЛОЖЕНИЯ 234-622

I. Археологическая карта распространения памятников тюрков-тупо (погребения человека с конем) в Саяно-Алтайском нагорье в

УІ - X вв 235-255

П. Типологический анализ категорий вещей из

древнетюркских погребений УІ - X вв 256-472

Ш. Альбом иллюстраций 473-622

Введение к работе

Древние племена Сибири и Центральной Азии на протяжении многих тысячелетий не только прошли громадный, насыщенный историческими событиями путь, создали значительные культурные ценности, но и оказали большое влияние на историю соседних регионов и судьбы их населения. Это определило тот повышенный интерес, который исследователи проявляют к истории Сибири на протяжении ряда столетий. Поворотным моментом в изучении восточных районов нашей страны, начавшемся еще при Петре I, явилась Великая Октябрьская революция. Ее влияние выразилось в небывалом расширении диапазона исследований. В настоящее время широта изучения районов Сибири и Центральной Азии обусловлена развертыванием социалистического строительства, прогрессирующим освоением природных ресурсов этого края. Всюду, где идет строительство, археологи проводят работы по сохранению древних культурных ценностей предков сибирских народов.

Проведенные в последние годы в зонах новостроек Сибири археологические исследования требуют своевременного осмысления новых материалов и введение их в научный оборот. Это обусловливает актуальность темы настоящего исследования, которое с привлечением полученных данных представит собой еще один шаг в разработке проблем археологического источниковедения Сибири.

За последние десятилетия с помощью целенаправленных исследований Южной Сибири и Центральной Азии удалось выявить новые комплексы памятников, которые создают возможность проведения разностороннего аналитического исследования материальной культуры древних племен этого региона, среди которых немаловажное значение

- 5 -в эпоху средневековья принадлежало племени тюрк-тупо. Судя по письменным источникам, термин "тюрк" первоначально в У и начале УІ в. был самоназванием южных алтайцев (Ш, Кызласов, 1979, с.142). Его можно встретить в китайских хрониках УІ в., а затем в орхонских надписях УШ в. Этноним "тугю" известен как китайская транскрипция "тюрк" также по китайским источникам (SjLu-ma,u-'7&ai, 1958; Бичурин, 1950, с.221; Кюнер, 1961).Как и другие общности, тюрки-тугю состояли из "смешения разных родов, возглавляемых родом Ашина (Ш, Бичурин, 1950, с.221; Плетнева, 1981, с.56). Известия о них содержатся в сведениях о посольствах древних тюрков в соседние государства, связанные с их активным участием в торговле (Ш, Бичурин, с.240; Hitdo Ecsec/y t 1968, с.ІЗІ-ІЗЗ). Географическое положение нового объединения на перепутье между дальневосточным и средиземноморским регионами обусловило посредничество тюрков в торговле шелком, что способствовало включению этого объединения в систему политических и экономических отношений таких крупнейших государств того времени как Византии, Саса-нидского Ирана, Китая (Ш, Кляшторный, 1964, с.21).

В это довольно крупное по масштабам объединение вошли не только алтайские тюрки-тугю, но и другие племенные союзы, в частности теле, тюргеши, чики, азы и другие. У всех этих племен наблюдается на первый взгляд ряд общих черт, которые проявляются в их материальной культуре: украшениях, предметах быта, оружии, конской сбруи и прочее. Весь этот материал является тем основным источником по изучению истории древних племен Южной Сибири и Центральной Азии, который свидетельствует об исторической связи традиционной культуры и быта современных народов с культурой и бытом племен, обитавших здесь с первых веков нашей эры, а также и в УІ-Х вв. - период сложения на обширной территории такой большой

общности как тюркская языковая семья. Большую часть этой территории составили области Горного Алтая, Тувы, Хакасско-Минуайнской котловины, Северной Монголии, которые в настоящей работе объединены (возможно, не совсем точно) собирательным термином - Сая-но-Алтайское нагорье. Чтобы избежать в тексте повторных перечислений этих четырех районов, с которых привлечены для исследования памятники, оставим за собой право употребления этого названия в дальнейшем. К тому же в археологической литературе по истории Южной Сибири и Центральной Азии им пользуются и другие авторы (Ш, Кызласов, 1979, с.83; Могильников, 1981, с.43; Савинов, 1982, с.118 и др.)

Известно, что у племен населявших в УІ-Х вв. Горный Алтай, Тущ, Хакасско-Минусияскую котловину и Северную Монголию существовали различные обычаи похорон: погребение человека с конем (реже с двумя-тремя), либо с бараном, либо со шкурой коня или барана; курганы-кенотафы, когда погребенный отсутствует, а вместо него помещены его вещи или "кукла" в сопровождении коня; погребение человека без животного; погребение, совершенное по обряду сожжения и, наконец, сооружение оградок. Вопрос об этнической идентификации отдельных погребений с конкретными племенами тюркской общности до сих пор остается в науке нерешенным.

Объектом нашего исследования явились только те погребальные памятники, которые совершены по обряду захоронения человека с конем, либо бараном и курганы-кенотафы. Принадлежность таких памятников отождествляется с тюрками-тугю. Этот факт принят большинством исследователей, хотя в ряде деталей их взгляды расходятся. Наиболее полно и последовательно данное положение изложено из-вестным-сибиреведом Л.Р.Кызласовым (Ш, I960 в, с.5Ь-53; 1969,с.18;

1979, с.140-145 и др.). С привлечением памятников древнетюркс-
кой письменности оно получило освещение и у тюрколога С.Г.Кляш-
торного (Ш, 1964, с.58, прим.53). Другие исследователи, чьи воз
зрения расходятся лишь в деталях (подробно их взгляды разобраны
в работах Ю.И.Трифонова, 1973, с.358-360; Могильников, 1981,

с.31-32), также являются в той или иной степени сторонниками этой гипотезы (Ш, Киселев, 1951,6, с.496; Евтюхова, 1957, с.224; Зяблин, 1959, с.153, прим.7; Шер, 1963, с.163; Грач, 1964, с.107-108; Вайшптеин, 1966, с.61, прим.9 и др.). Однако, нельзя не отметить и то, что существует группа исследователей, занимающихся историей Сибири, которые не разделяют вышеизложенную точку зрения. Так ряд авторов считает, что погребения человека с конем принадлежат другим тюркоязычным племенам, в частности, - теле (Ш, Гаврилова, 1965, с.65-105; Савинов, 1973, с.343; Трифонов, 1973, с.374). Существуют и друше мнения, согласно которым обряд человека с конем присущ также тюркам, только именуемых либо кыш-тымами (Ш, Савинов, 1974, с.6), либо кок-тюрками (Ш, Худяков,

1980, с.201).

В настоящей работе, вслед за убедительно доказанным, на наш взгляд, положением, мы придерживаемся факта соотнесения обряда погребения человека с конем древним алтайским племенам тюркам-тугю. В результате чего по материалам, полученным при изучении их пямятников попытаемся восстановить облик материальной культуры тюрков-тугю, с которыми в последующем изложении отождествляется употребляемый наїли термин "древнетюркский". Хронологические рамки УІ-Х вв. предложенные в работе определены тем, что обряд захоронения человека с конем, как показывают исследования, не исчезает после гибели Второго Тюркского каганата (в УШ в.), то есть после потери тугю политической гегемонии. Сохраняя свои

"алтайские обычаи" и этническое имя (Ш, Кызласов, 1969, с.23), тюрки-тугю продолжают обитать в областях сложения тюркоязычной общности, в том числе в Горном Алтае, Туве, Хакасии, Северной Монголии вплоть до X века.

Восстановление материальной культуры тюрков-тугю,оставивших такие погребальные памятники, как захоронение человека с конем, связано с пониманием функциональной значимости вещей и изменением их формы в связи с изменением этнического или социального состава населения, с влиянием географической среды, с изменением в экономике. Кроме того, на изменение формы вещей оказывает известное влияние мировоззрение древних народов,религиозные верования и эстетические привязанности. Именно поэтому встает ост -рая необходимость в детальной типологии вещей с учетом всех изменений в форме и выявление происхождения этих изменений,то есть то,что до сих пор в процессе изучения погребальных памятников, совершенных по обряду захоронения человека с конем, оставалось не разработанным. Затруднения были вызваны разбросанностью и малочисленностью изученных памятников. Массовое пополнение материала позволяет поставить определенную цель исследования- -изучение погребального инвентаря как основного источника для характеристики облика материальной культуры древнетюркских племен. В связи с этим задачи настоящего исследования сводятся к следующему: дать источниковедческую характеристику вещей из погребальных комплексов древнетюркских захоронений человека с конем; создать классификацию погребального инвентаря, детально выделяя все типы предметов; рассмотреть изменение типов вещей во времени и пространстве, что даст возможность создать хронологическую шкалу развития материальной культуры древних тюрков-тугю периода их существования на Саяно-Алтайском нагорье в УІ-Х вв.

В настоящей работе впервые привлечены к исследованию известные по литературе и архивным данным материалы из раскопанных погребений человека с конем УІ-Х вв, оставленные тюрками-тугю в ТУве, Горном Алтае, Хакассии, Северной Монголии. Такое сводное исследование явилось насущной необходимостью еще и потому, что публикации изученных погребальных комплексов разобщены по разным изданиям, часто недостаточно полны, а иногда их не имеется вовсе. Но нельзя сказать, что обобщающие работы по истории материальной культуры древних тюрков отсутствуют совсем. Важное значение приобрел в этом плане, вышедший в 1981 году том Археологии СССР - Степи Евразии в эпоху средневековья. Эта книга поистине явилась энциклопедическим справочником по древностям кочевого и полукочевого населения степей. В I части этого тома вторая глава посвящена "Сибирским древностям УІ-Х вв.". В ней автор - В.А.Могильников - обобщил труд многих тюркологов и показал результаты их исследований. Однако, как отмечено и во введении тома, именно тюрки - тупо представлены в этом собрании "недостаточно..., поскольку погребения их раскапывались спорадически, поселения же их вообще не известны. Единственной, в какой-то мере синтезирующей тюркские материалы работой является вышедшая более 10 лет назад книга А.А.Гавриловой "Могильник Кудыргэ как исторический источник по истории алтайских племен". Несмотря на несомненные достоинства этого труда, ставшего фундаментом классификации и периодизации тюркских древностей, в настоящее время, в свете новых данных полученных, в частности, раскопками Тувинской экспедиции (А.Д.Грач, С.И.Вайнштейн), классификация и датировки А.А.Гавриловой нуждаются в значительных дополнениях" (Ш, Могильников, 1981, с.8).

Вышеизложенное довольно ясно определяет состояние дел по

- 10 -изучению древнетюркских памятников на сегодняшний день и ставит перед исследователями Сибири задачу анализа имеющегося материала по древним тюркам, накопленного за последние годы. В данной работе привлечение именно такого нового материала определяет новизну настоящего исследования, в результате которого впервые разработана типология категорий погребального инвентяря из погребений человека с конем УІ-Х вв. всего Саяяо-Алтайского нагорья. Особое внимание в этой типологии уделено группе находок, которые до настоящего времени не являлись предметами специального изучения. Детальная типология таких предметов привела к тому, что часть из них может служить, на наш взгляд, основой для хронологических построений. Нельзя не отметить еще один факт, характеризующий новизну нашего исследования. В структуру работы мы сочли необходимым включить главу П, в которой даются краткие сведения о самих погребальных сооружениях тюрков-тугю, содержащих вещевой комплекс, сопровождающий погребенных. Естественно, понимание самого обряда, его составных элементов и взаимоотношений между ними это объект специального исследования, который невозможно включить в объем одной работы. Поэтому, мы ограничиваемся лишь некоторыми общими выводами о погребальных сооружениях, акцентируя, в основном, внимание на те новые особенности в конструкции, которые были выявлены впервые автором при полевых исследованиях в Т^гае - это наличие у тюрков-тугю внутримогильных камер с подбоем (Ш, Овчинникова, 1972). При их характеристике в работе осуществлена попытка связать такую конструктивную особенность погребального сооружения с социальной структурой, идеологией и религиозными представлениями древних племен алтайских тюрков-тугю.

- II -

Настоящая работа выполнена на основе новых материалов не только полученных непосредственно автором, в результате раскопок в tyBe, проводимых Свердловским отрядом в составе Саяно-ty-винской экспедиции (СТАЭ) 10ИА АН СССР. К исследованию привлечены также данные из древнетюркских погребений человека с конем, раскопанных сотрудниками этой же экспедиции: А.М.Мандельштамом, Ю.И.Трифоновым, Г.В.Длужневской. Автор выражает глубокую признательность за любезно представленную возможность пользоваться ими в процессе работы. Кроме того, в диссертационном исследовании получил освещение материал, собранный в фондах Государственного Исторического музея, Государственного Эрмитажа, местных музеев Тувы, Хакасии, Горного Аятая, Красноярского края, архивов кафедр и археологических лабораторий Московского, Уральского, Томского университетов и архивов Института археологии АН СССР и его Ленинградского отделения, а также опубликованный дореволюционными, советскими и зарубежными авторами.

В процессе исследования использованы методы дробной типологии с привлечением аналогий с сопредельных территорий при анализе вещевого комплекса погребений человека с конем. При характеристике погребальных сооружений привлечены методы формализации и статистики. Кроме того, использованы предварительные результаты металлографического и спектрального анализов, которые способствовали определению технологии производства предметов быта и оружия (при консультации с сотрудниками Института черных металлов УНЦ и лаборатории УрГУ).

В основу работы положено изучение вещевых комплексов, содержащих более 3000 единиц из 192 погребений (51 памятника), расположенных на территории сложения и бытования тюркоязычных объединений на Горном Алтае, в Туве, в Хакасии, в Северной Монголии.

- 12 -Фрагментарность данных, вследствие неполных ііублжаций или плохой сохранности памятников (ограбление), а также отсутствие планов и порой необходимых сведений о ряде погребений, затрудняли процесс работы над погребальными памятниками тюрков-тугю.

В результате удалось собрать сведения о 88 погребениях с территории Горного Алтая, 72 с Тувы, 30 -из Хакасии, 5 - из Северной Монголии. На основании выявленных погребений человека с конем и просто с конем УІ-Х вв. на Саяно-Алтайском нагорье нами составлена карта распространения погребальных памятников тюрков-тугю (табл.2). Указатель к карте с краткой аннотацией представлен в приложении I. Количество учтенных памятников не претендует на исчерпывающее число погребений человека с конем в этом регионе, но по возможности к исследованию привлечено все, что было доступно автору.

Источниковедческую базу работы составляет типологическое описание исследуемых категорий вещей погребального инвентаря тюрков-тугю, которое в силу ограниченного объема данной работы вынесено в приложение П. Иногда типология категорий вещей приведена в графических схемах. Кроме того, здесь же в приложении П после описательной части по типологии каждой категории с привлечением аналогий, даны типологические таблицы, в которых содержится вся информация по источнику. Обозначение их представлено заглавными буквами алфавита. Таблицы, содержащие сведения общего характера: хронологию основных категорий; данные о погребальных сооружениях и пр. также включены в конце приложения П и обозначены римскими цифрами. К работе прилагается альбом иллюстраций, в котором таблицы отмечены арабскими цифрами. В конце альбома дается перечень иллюстраций. Все эти приложения явились той частью

работы,на основании которой строится содержание настоящего исследования.

- ІЗ -

Похожие диссертации на Тюрки-тугю на Саяно-Алтайском нагорье в I - X вв. (по материалам погребений человека с конем). Приложение 3