Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Земледелие в Южном Казахстане эпохи Средневековья по археологическим материалам Баштанник Сергей Васильевич

Земледелие в Южном Казахстане эпохи Средневековья по археологическим материалам
<
Земледелие в Южном Казахстане эпохи Средневековья по археологическим материалам Земледелие в Южном Казахстане эпохи Средневековья по археологическим материалам Земледелие в Южном Казахстане эпохи Средневековья по археологическим материалам Земледелие в Южном Казахстане эпохи Средневековья по археологическим материалам Земледелие в Южном Казахстане эпохи Средневековья по археологическим материалам Земледелие в Южном Казахстане эпохи Средневековья по археологическим материалам Земледелие в Южном Казахстане эпохи Средневековья по археологическим материалам Земледелие в Южном Казахстане эпохи Средневековья по археологическим материалам Земледелие в Южном Казахстане эпохи Средневековья по археологическим материалам
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баштанник Сергей Васильевич. Земледелие в Южном Казахстане эпохи Средневековья по археологическим материалам : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.06 : Кемерово, 2003 236 c. РГБ ОД, 61:04-7/288

Содержание к диссертации

Введение

Глава I История изучения земледелия в России и за рубежом 14

I. 1. Археоботанические исследования 14

I. 1. 1. Споро - пыльцевой метод 15

I. 1.2. Фитолитный анализ 17

I. 1.3. Карпологический (археоботанический) анализ 18

I. 2. История изучения развития раннеземледельческих орудий 36

I. 2. 1. Пахотные орудия 36

I. 2. 2. Орудия уборки урожая 40

I. 2. 3. Орудия переработки и хранения урожая 41

I. 3. Обобщающие исследования 45

I. 4. Изучение истории земледелия в южноказахстанском регионе 62

Глава II Археоботанический материал средневековых памятников южного Казахстана 65

II. 1. Условия фоссилизации растительных остатков 65

II. 2. Вопросы методологии исторической интерпритации археоботанического материала 66

II. 3. Археоботаническая коллекция городища Талгар 73

II. 4. Археоботаническая коллекция городища Орнек 79

II. 5. Археоботаническая коллекция комплекса Акыртас 84

II. 6. Археоботаническая коллекция городища Антоновка 90

II. 7. Археоботаническая коллекция городища Куйрук - тобе 107

II. 8. Археоботаническая коллекция городищаКоныр -тобе 111

II. 9. Археоботаническая коллекция городища Жуан - тобе 111

II. 10. Особенности земледелия и собирательства по археоботаническим источникам 113

II. 10. 1. Земледелие 114

II. 10. 2. Собирательство 123

Глава III Орудия труда средневековых земледельцев южного Казахстана 125

III. 1. Пахотные орудия 125

III. 2. Орудия вторичной обработки почвы 137

III. 3. Орудия уборки урожая 140

III. 4. Переработка и хранение урожая 143

Глава IV Земледелие и земледельцы в социально - экономической структуре средневекового населения южного Казахстана 152

Заключение 169

Список литературы 174

Список иллюстраций и таблиц 187

Список сокращений 193

Приложения 194

Введение к работе

Актуальность исследования. Земледелие является одним из важнейших компонентов экономики многих древних обществ. Без его изучения невозможно полное восстановление ранних этапов истории той или иной человеческой общности. Переход к производящему хозяйству и его развитие совершались в разных регионах мира в разное время и разными путями и темпами, что обуславливалось причинами физико - географического и культурно - исторического характера. Однако содержание этого процесса как важнейшей экономической революции повсюду оставалось сходным. Раскрытие специфики, возникающей при распространении, развитии и существовании земледелия в различных районах, наряду с установлением общих особенностей, - является важной задачей археологической науки.

Одна из тенденций развития археологии на современном этапе -стремление получить принципиально новую информацию, заключенную в археологическом памятнике, будь то поселение, могильник, культовое место или отдельно взятый артефакт, для чего используются методы естественных наук. Интеграция их и традиционных приемов археологического исследования позволяет выйти на более высокий качественный уровень исторического познания: дает возможность выяснить вопросы взаимодействия древнего общества и окружающей среды, реконструировать производственные технологии древних мастеров. Применение естественно -научных методов необходимо прежде всего при изучении древнего хозяйства и экономики, палеоэкологии и систем жизнеобеспечения традиционных обществ.

История земледелия является междисциплинарной областью исследования. Сюда вовлекаются как собственно археологические и этнографические данные, так и необходимые для решения поставленных исторических задач достижения ботаники и агрономии.

Объектом исследования является хозяйственно - экономическая деятельность средневекового населения Южного Казахстана в области земледелия.

Предметом исследования являются закономерности и особенности развития земледельческого хозяйства в Южном Казахстане эпохи средневековья.

Цели и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является изучение земледельческого хозяйства средневекового населения Южного Казахстана на основе широкого спектра материалов, получаемых в ходе археологических исследований. Отсюда следуют частные задачи:

  1. Изучение археоботанического материала, находимого в культурных слоях археологических памятников с целью установления состава возделываемых культур и сопутствовавшей человеку сорной и дикой растительности, что ляжет в основу реконструкций природно -географической среды, в которой развивалось земледелие.

  2. Изучение орудий труда, применявшихся в земледелии.

  3. Изучение социально - экономических процессов, протекавших в регионе исследования в период средневековья.

  4. Поиск этнографических аналогий орудиям труда и технологическим процессам, имевшим место в изучаемый период.

Географические рамки исследования — Южный Казахстан (рис. 1), включающий в себя два субрегиона: оазисы среднего течения р. Сыр - Дарьи на западе и Семиречье на востоке. В природно - географическом плане Южный Казахстан является контактной зоной между горными системами Тянь - Шаня и степями и пустынями Центрального Казахстана; в историко -культурном - это контактная зона оседло - земледельческой городской культуры Средней Азии и культуры центрально - азиатских кочевников.

Хронологические рамки исследования - VI - XIV вв. Они определены тем, что с VI - VII вв. начинается частичный переход кочевников - тюрок к

6 оседлому образу жизни и контактам с местным ираноязычным населением. На этой основе возникает средневековая городская культура Южного Казахстана; в Семиречье аналогичные процессы происходят с VIII в. В XIII - XIV вв. в результате монгольского завоевания многие центры оседлоземледельческой городской культуры погибли и в качестве основного хозяйственного уклада в регионе утвердилось экстенсивное кочевое скотоводство.

Научная новизна исследования заключается в том, что в научный оборот впервые вводится и всесторонне изучается археоботанический материал, полученный в ходе работ на археологических памятниках Южного Казахстана. По отношению к ряду категорий уже известных артефактов (орудия обработки почвы, уборки и переработки урожая) применяются некоторые положения теории машин и механизмов, что вместе с найденными этнографическими аналогиями позволяет реконструировать процесс работы ими.

Практическая значимость исследования. Изучение условий развития земледелия в таком крупном историко - культурном регионе, как Южный Казахстан и выявление закономерностей в эволюции сельскохозяйственного производства имеет важное значение в разработке общей теоретической концепции экономики древних производств и определении его специфических особенностей в известных хозяйственно - культурных типах средневековья. Результаты доследования могут быть использованы в дальнейших научных разработках, при написании обобщающих трудов по истории земледелия и сельскохозяйственного производства; в университетских лекционных и специальных курсах по использованию естественно - научных методов в археологии, по палеоэкономике и палеоэкологии; в тематико экспозиционных планах археологических экспозиций музеев.

Научная апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования излагались на научных конференциях: "Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов", Томск, 1999 год, "X историко - этнографические чтения им. М.

Хайдара Дулати", Тараз, 2001 год, "Молодые ученые - Кузбассу: взгляд в XXI век", Кемерово, 2001 год; и были опубликованы в ряде отечественных, международных и зарубежных изданий (Баштанник С. В., 2000, 2001а, 20016 2002; Баштанник С. В., Байпаков К. М., Зиняков Н. М., 2000; Баштанник С. В., ЗиняковН. М., 1999).

Структура диссертационного исследования: работа состоит из Введения, четырех глав, Списка литературы и Приложения.

Во Введении рассматриваются вопросы актуальности, научной новизны и практической значимости исследования, определяются его объект, предмет, цели, задачи, хронологические и территориальные рамки, описывается научная апробация работы, дается общая характеристика источников, методики и методологии работы.

Карпологический (археоботанический) анализ

Фитолитный анализ. Фитолиты - кремневые частицы оригинальной формы, формирующиеся в клетках растения за счет накопления почвенного кремния, повторяющие их форму и позволяющие определить родо - видовую принадлежность растения спустя длительное время. Фитолиты были открыты одновременно с пыльцой в 30 - е годы XIX в., но если пыльцевой метод сейчас используется повсеместно, то фитолитный более ста лет находился в тени, и лишь с 1950 - х годов началось широкое изучение и практическое применение фитолитов. С 1985 г. фитолитология является самостоятельной палеоэкологической дисциплиной (Piperno D. R., 1988). Существует большое разнообразие археологических объектов, фитолитный анализ которых позволяет получить новую информацию о хозяйственном укладе, традициях и экономических связях народов. Впервые он был использован при раскопках телля Анау в Туркменистане в начале XX в. и принес результаты, доказывающие выращивание жителями культурных злаков, например, пшеницы и ячменя (Schellenberg N. S., 1908). Современные аспекты применения метода разнообразны. Так, в работах Дж. Бейкера, П.Л. Армитеджа, Л. С. Каммингса, А. Мадженниса и X. Хуан Трезераса показана возможность определения диеты (употребление растительной пищи) людей эпох от палеолита до средневековья на основе изучения фитолитов из зубных камней и кариесных полостей ( Baker G. et all., 1959; Armitage P. L., 1975; Cummings L. S., Magennis A., 1997; J. Juan Tresserras et all., 1997). Серия работ Арлен Розен посвящена возможностям метода в изучении возникновения и периодизации ирригации в аридных условиях (Rosen А., 1987; 1992). Эта же тема разработана в исследованиях А. Пауэре - Джонса, которым установлено, что в неолите обитатели территории Израиля не имели домашних животных. В работах Р. Л. Бишопа указывается на перспективность фитолитного анализа при изучении керамики (Bishop R. L. et all., 1982).

Карпологический или собственно археоботанический анализ занимается изучением плодов, семян и других макроскопических остатков растений, находимых на археологических объектах. Применение этого метода имеет самую давнюю историю, и в современной научной практике он нашел наиболее широкое распространение.

Это новое научное направление, возникшее на стыке археологии и ботаники, ведет свою историю с 1826 г., когда К. Кунт опубликовал результаты исследований засушенных плодов, зерен и семян из гробниц Древнего Египта (Kunth С, 1826). Исследования продолжились в пятидесятых - шестидесятых годах XIX в. Освальдом Хеером, изучившим материалы из затопленных доисторических поселений в Швейцарии, обнажившихся сухой зимой 1853 - 54 гг (Неег О., 1866). С тех пор исследования стали принимать две формы: наиболее частыми были отчеты по видам растительных остатков, обнаруженных на том или ином памятнике. Также предпринимались исследования по эволюции того или иного вида в древности, например, монография О. Хеера "О льне и льняной культуре в древности". К концу XIX в. археоботанические исследования стали широко применяться при изучении памятников неолита - бронзы в субальпийской зоне, Венгрии и других странах центральной Европы. Л. Виттмак приступил к изучению материала из регионов древних цивилизаций Египта, Италии, Греции, Анатолии и Перу. Первый этап развития археоботаники завершился опубликованием двух обобщающих монографий: "Доисторическая ботаника" Г. Бушана (Buschan G., 1895) и "Доисторические растительные остатки Средней Европы" Е. Нойвайлера (Neuweiler Е., 1905). В первой половине XX в. археоботаника продолжала развиваться благодаря работам Е. Нойвайлера, Ф. Нетолички (Netolizky F., 1930), Е. Хоффмана, А. Шульца, А. Фитца, Г. Хатта и Е. Шиманн (Schiemann Е., 1951). Достижения этого периода были обобщены К. и Ф. Бертш в "Истории культурных растений" (Bertsch К., Bertsch F., 1949). Растительные остатки с памятников древнеегипетской цивилизации изучались В.Такхольмом и М. Драром. Их исследования завершились изданием сводной монографии "Флора Египта" (Tackholm V., Tackholm G., Drar M., 1941).

С 1950 - х гг. европейские археоботаники стали все чаще обращаться к изучению ближневосточных материалов, что позволило пролить свет на доместикацию и эволюцию большинства культурных растений Старого Света и их интродукцию в Европу. Возможность использования археоботанических данных для изучения происхождения культурных растений впервые была показана А. де Кандоллем в его "Происхождении культурных растений" (Candolle A., de, 1883) и впервые реализована Е. Шиманн в ее статье "Новые результаты по истории культурных злаков" (Schiemann Е., 1951, р. 305 - 318). Исследования по этой проблематике на Ближнем Востоке связаны с именем Ханса Хэльбека, работавшего в Ираке в сотрудничестве с Р. Брейдвудом, в юго - западном Иране - с Ф. Хоулом и Ф. Флэннери, - в Палестине с Д. Киркбрайд и Дж. Меллаартом в Анатолии. Итоги его работ опубликованы во множестве статей и монографий, среди которых важнейшими являются следующие: "Палеоэтноботаника Ближнего Востока и Европы" (Helbaek Н., 1960а), "Экологический эффект ирригации в Древней Месопотамии" (Helbaek Н., 1960b), "Первые впечатления о растительном хозяйстве Чатал - Гуйюка" (Helbaek Н., 1964), "Растительная пища ранних хассунцев в Эс - Савване около Самарры" (Helbaek Н., 1965), "Сельское хозяйство докерамического неолита в Бейде" (Helbaek Н., 1966а), "Комментарии по филогенезису Triticum и Hordeum" (Helbaek Н., 1966b), "Собирательство растений, неорошаемое земледелие и ирригационная агрикультура в доисторическом Дех - Луране" (Helbaek Н., 1969) и "Растительное хозяйство Хасилара" (Helbaek Н., 1970). X. Хэльбек так же внес большой вклад в разработку техники получения и идентификации растительных остатков. Кроме X. Хэльбека с ближневосточными материалами работали В. ван Цайст и С. Боттейма (Zeist, van W., Botteima S., 1966) и Мария Хопф, изучавшая материалы Иерихона (Hopf М., 1969).

В настоящее время крупнейшими исследователями являются Мария Хопф, занимающаяся материалами Греции, Болгарии, Югославии, Испании и Германии. Ее статьи и монографии с прекрасными иллюстрациями и всесторонним обсуждением материала установили новый стандарт в публикации археоботанических источников. Вилларет фон Рохов продолжает изучать растительные остатки Швейцарии, 3. Темпир, Е. Оправиль и Ф. Кюн работают в Чехии и Словакии, Б. Хартиани, Г. Новаки и А. Патай - в Венгрии. В Польше сложилась своя археоботаническая школа во главе с М. Клиховской и К. Василиковой. Исследования в Голландии связаны с именем Вильяма ван Цайста. Крупнейшей в Европе и обладающей давними научными традициями является немецкая школа, наиболее видными представителями которой являются К. - Д. Ягер, Й. Шульце - Мотель, Карл - Эрнст Бере и Ульрих Виллердинг. Последнему принадлежит обобщающее исследование, выполненное на основе изучения растительных остатков из археологических памятников Германии, Австрии, Венгрии, Чехии и Словакии "Находки до - и раннеисторических культурных растений в Центральной Европе" (Willerding U., 1970).

Вопросы методологии исторической интерпритации археоботанического материала

Особенностью современной археологии является широкое применение методов естественных наук в изучении памятников различных эпох и регионов, что позволяет решать вопросы палеоэкологии, палеоэкономики и технологий древних производств. Исторические выводы делаются на основе изучения таких категорий, как химический состав керамики, микроструктура металла, растительные макро -и микроостатки. Растительный покров окружал человека на всех этапах его жизни - от рождения до смерти. Поэтому неудивительно, что многие растения и особенно их части (листья, корни, стебли, плоды, цветы) широко использовались людьми - употреблялись в пищу, из них изготавливали ткани, плели подстилки, использовали в ритуалах. Сохранившиеся остатки растений могут использоваться для палеоэкологических и палеоэкономических реконструкций и изучения обрядов и ритуалов, те. вывести на реконструкцию духовной стороны жизни древнего человека.

Но можно ли считать их источниками исторической информации, и если да, то каковы их особенности? Обратимся к понятию "артефакт". В. С. Бочкарев дает ему следующую характеристику: " артефакт - любой материальный объект, изготовленный или модифицированный человеком, и выполнявший определенную культурную функцию. Артефактами могут быть отдельные черты объекта (например, орнамент сосуда), целый объект (например, сосуд), монументальное архитектурное сооружение, структура (например, планировка могильника или поселения). Каждый артефакт имеет несколько функций - производственную, социальную, эстетическую (Бочкарев В. С, 1973, с. 35 - 36).

В. Ф. Генинг дополняет: "артефакт - это не просто любой материальный объект, а объект, включенный в систему археологического познания, исследуемый в определенном направлении и служащий таким образом источником познания, фактом науки. Он обладает конкретно - чувственной воспринимаемостью, что обуславливает методы его изучения (наблюдение, измерение, описание) и конкретно - чувственную форму самих познавательных операций - раскопки, сбор вещевых материалов, первичную классификацию и т.д. В артефактах как источниках познания должна фиксироваться социальная сущность, та роль, которую они играли в жизнедеятельности древних обществ. В них нашел отражение процесс объективации жизнедеятельности общества в предметном мире (Генинг В. Ф., 1983, с. 141 - 146).

Остатки природы составляют в археологии специфическую категорию древностей. Зависимость древнего человека, традиционных обществ от природы общеизвестна. Следы и остатки природной среды того времени, когда функционировало то или иное общество, фиксируются в археологических памятниках. Остатки растений, кости животных, минеральные источники, ландшафт позволяют получить представление об окружающей среде. В. Ф. Генинг считает, что хотя остатки такого рода и входят в состав археологического памятника, но не являются артефактами, поскольку не порождены человеческой деятельностью (Генинг В. Ф., 1983, с. 146).

Это справедливо для таких "природных фактов" как ландшафты, не преображенные деятельностью человека, минеральное сырье, не вошедшее в процесс производства чего - либо, и т.п. Плоды, семена и другие сохраняющиеся в условиях культурного слоя остатки растений можно считать артефактами, т.к. они удовлетворяют всем его признакам. 1. Они, безусловно, являются материальными объектами и конкретно -чувственно воспринимаемы. 2. Некоторые растения были модифицированы человеком. В процессе одомашнивания (доместикации) человек проводил искусственный отбор, направленный на особи с наиболее полезными для себя признаками. Основным фактором, влияющим на изменение природы растения, была улучшенная почва как фон выявления полезной генетической изменчивости. Человек выращивал растения на питательном субстрате, который отличался от естественного фона их произрастания — те. применял удобрения. Издревле имело место стремление к более или менее одновременному сбору урожая плодов, когда большинство растений данного вида достигали хозяйственной зрелости. Часть собранного урожая вновь высевалась и так шел отбор на выравнивание сроков созревания, или достижения хозяйственной годности. В условиях культуры растения утратили свойственные их диким предкам приспособления для быстрого распространения - летучки, придатки на семенах и плодах. У злаков появились формы с несложным колосовым стержнем и прочно прикрепленными колосками, что исключало их самоосыпание - способ распространения диких злаков. Уделялось внимание отбору голо - и крупнозерных популяций, что облегчало или делало совсем ненужным обмолот зерна. У сорных растений появились формы со слабой парусностью плодов т.к. они стали распространяться благодаря земледельческой деятельности человека. Далее, в естественных условиях выгодно недружное прорастание, потому что если одна часть семян прорастала при неблагоприятных условиях и погибала, то продолжение жизни вида могли обеспечить другие семена. Человек же благодаря искусственному отбору создавал сорта с дружной всхожестью, отзывчивые на плодородие почвы. Предпочитались экземпляры с крупной съедобной частью, поэтому для культурных растений характерны увеличенные размеры плодов и изменчивость именно той части, которая имеет хозяйственную ценность. Большинство культурных растений отличается повышенной влаголюбивостью, что связано с применением уже на заре земледелия искусственного орошения. В VI тыс. до н. э. появился новый, не имеющий диких предков вид пшеницы - мягкая пшеница. Она является результатом спонтанной гибридизации пшениц одно - и двузернянок с дикими эгилопсами, что стало возможным после перенесения этих исходных пшениц из мест их доместикации в Передней Азии в ареал произрастания эгилопсов в Закавказье и Иране. Вопрос о том, связано ли это с миграциями или восприятием инноваций от соседних племен не решен окончательно. Такие культуры, как рожь и овес первоначально являлись сорняками в посевах ячменя и пшеницы и только по мере продвижения земледелия на север вышли в самостоятельную культуру, оказавшись идеальными злаками для севера Евразии с ее холодным и влажным климатом.

Археоботаническая коллекция городища Куйрук - тобе

Городище Куйрук - тобе расположено в 15 км к югу от с. Шаульдер и является одним из наиболее крупных памятников Отрарского оазиса, расположенного в среднем течении Сырдарьи, в районе впадения в Сырдарью р. Арыси (Чимкентская область Республики Казахстан). Это трапециевидный в плане бугор, размеры сторон которого равны: северо -западная 250 м, западная 250 м, юго - западная - 225 и юго - восточная - 180 м. Высота бугра над окружающей местностью 7,5 м. В юго - западном углу городища находилась цитадель в виде округлого бугра диаметром около 30 м и высотой 15 м. На углах стены вокруг цитадели до сих пор заметны остатки башен. Вся остальная часть бугра является развалинами шахристана, который так же, как и цитадель окружен стенами с башнями по периметру. Вокруг шахристана видны следи застройки - это остатки торгово - ремесленного предместья - рабада.

Городище Куйрук - тобе отождествляется со средневековым городом Кедером, бывшим в X - XI вв. столицей округа Фараб. Об этом городе сообщает анонимный автор персоязычного географического сочинения Худут - ал - Алам, географы Ибн - Хаукаль и ал - Макдиси. Согласно сведениям Худут - ал - Алама, в X в. "Фараб - богатый округ, главный его город называется Кедер, жители его воинственны и храбры - это место стечения купцов". Ал - Макдиси, труд которого также написан в X в, сообщает: "Кедер был новым городом, устройство в нем минбара (соборной мечети) вызвало междоусобные войны" (Бартольд В. В., 1963, с. 233 - 234).

Раскопки на городище проводятся, начиная с 1980 г. археологами Института археологии им. А. X. Маргулана Академии наук Республики Казахстан. Раскоп на цитадели выявив строительные конструкции трех разновременных периодов. Самые верхние постройки, датированные второй половиной X 1 - X 11 вв., входили в состав "квартала гончаров", постройки второго сверху датируются второй половиной IX - XI вв., составляя компактный "городской квартал". Конструкции нижнего, первоначального, горизонта принадлежали цитадели. Сама постройка сохранилась плохо из - за того, что ее наружные края полностью смыты, а все внутренние стенки были срублены при позднейших перестройках. Нетронутыми остались лишь капитальные стены, сложенные из пахсовых блоков длинномерного сырцового кирпича. Сохранились несколько помещений. Центральное место занимает парадный зал. При его расчистке по уровню пола и при раскопках помещений по уровню нижнего строительного горизонта был собран комплекс керамики. В нем присутствует посуда, бытовавшая и Отрарском оазисов VI - первой половине VII в.: кувшины с рифлением по горлу, горшковидные сосуды, хумы с прямоугольными венчиками. Другую группу составляет керамика, где есть кувшины грушевидной формы с массивным треугольным сливом, "пузатые" кружки с налепными ручками, кружки и чаши с волнистым краем. Третью группу комплекса составляет керамика, представленная кувшинами, кружками с одной или двумя зубчатыми ручками, покрытыми темно - красным, вишневым и черным ангобом и украшенные геометрическим орнаментом в виде сетки, треугольников, гирлянд из полуовалов. Такая керамика бытовала в Отрарском оазисе во второй половине VII - IX вв. Монеты, найденные при раскопках замка на полах, в залах, в обмазке стен, датируются VII - VIII вв., а время существования первоначальной постройки на цитадели определяется второй половиной VII - первой половиной IX в.

Верхняя дата куйрукского комплекса, связываемая с пожаром цитадели и ее разрушением, приходится на первую половинуІХ в IX в. Возможно, гибель цитадели связана либо с походом в пределы Отрарского оазиса в начале IX в. арабского отряда Фадла ибн Сахля, который "убил начальника пограничной местности и взял в плен сыновей карлукского Джабгу", либо с походом саманида Насра I ибн Ахмада на Шавгар в начале второй половины IX в. Хронологические рамки первого периода жизни цитадели, таким образом, охватывают вторую половину VII - первую половину IX в.

Вокруг шахристана располагался торгово - ремесленный рабад, жизнь в постройках которого, судя по находкам поливной керамики, продолжалась и в XIII - XIV вв.

В исторических источниках I тысячелетия н. э. население присырдарьинских районов называлось "люди Канга" - кенгересы, кангары. Исследователи сопоставили название кангар с древним названием Сырдарьи (Канг). Кенгересы орхонских надписей, по их мнению, тождественны кангарам - печенегам, упомянутым в трактате Константина Багрянородного (середина X в.). Есть мнение, что кенгересы расселялись на средней Сырдарье, где в VI - VII в. сформировалось территориальное и политическое образование Кангу - Тарбан со столицей в Тарбан - Отраре под общим сюзеренитетом печенежских племен. Новым аргументом в пользу локализации кангаров - печенегов на средней Сырдарье и в Отрарском оазисе может послужить тамга на раннесредневековых монетах из раскопок Куйрук тобе в виде знаков "X", напоминающих перевернутую тамгу печенегов, приведенную Махмудом Кашгарским. Таким образом, новые археологические материалы позволяют проследить процессы формирования и развития раннеземледельческой культуры в Отрарском оазисе, и сопоставить их с определенной этнической группой, влившейся позднее в состав казахского народа. На городище Куйрук - тобе взято несколько проб для археоботанического анализа: Проба К18, объем 15 л., под северо - западной стеной цитадели, с наружной ее стороны, 20 см от поверхности, органический карбонизированный материал залегал компактно, вперемешку с закопченными осколками кухонной посуды IX - X вв.: 1. Многочисленные семена гороха посевного Pisum sativum, семейство Бобовые Fabaceae диаметром от 2,5 - 3 мм до 4,1 мм, четко виден зародыш треугольной формы или след от него. Некоторые семена сплюснутые и с потрескавшейся семенной кожурой, что указывает на то, обугливанию подверглись свежие семена с большим содержанием влаги - ок. 200 шт (рис. 70). 2. Многочисленные зерновки проса развесистого Panicum milliaceum, семейство Злаковые Роасеае размерами 1,3 - 1,7 х 1,5 - 2 мм, встречены также зерновки в колосковых чешуйках с характерным блеском - 130 шт (рис. 71). 3. Семянки горца птичьего (спорыша) Polygonum aviculare, семейство Гречишные Polygonaceae - 2 шт (рис. 72). 4. Семена черного цвета диаметром 0,6 мм и толщиной 0,4 мм, принадлежащие семейству Маревые Chenopodiaceae - 64 шт. Проба К19, объем 10 л., из заполнения бадраба (мусорно - помойной ямы) диаметром 150 см на шахристане, с глубины 180 см. заполнение в виде рыхлой мелко - комковатой супеси зеленовато - серого цвета с осколками костей животных и керамики IX - XI вв.

Орудия вторичной обработки почвы

Агротехнические достоинства работы орудиями горизонтальной вспашки наряду с применением минеральных (богатое селитрой заполнение заброшенных жилищ) и органических (кизяк) удобрений позволяли сохранять нарушаемую выращиванием однолетних злаков прочную структуру почвы и ее плодородие. Не было необходимости забрасывать возделываемые участки через 1 - 2 года как при залежной системе землепользования. Поэтому в степных подгорных районах применялась переложная система, когда потерявший плодородие участок оставлялся на очень короткий срок, в течение которого мог использоваться под пастбище. Возможность быстро вернуться на заброшенный участок способствовала усилению оседлости. Перелог был крайне невыгоден на орошаемых землях, где с освоением нового участка приходилось бы предпринимать трудоемкие работы по строительству новых ирригационных сооружений. Поэтому на орошаемых землях очень рано появляются элементы паровой системы.

Орудия вторичной обработки почвы. Вторичная обработка почвы предпосевная обработка на участках, возделываемых не первый год, доведение почвы до агрегатного состояния перед посевом - рыхление, проделывание борозд, лунок и т.д.) проводилась при помощи борон, кетменей и лопат. Большинство этих орудий изготавливались из дерева и не сохранились, поэтому необходимо привлечение этнографического материала.

Боронование проводили омачем, озалом или агач - имеком, поставленным набок (Поляков С. П., 1980, с. 33), рукоять орудия при этом разбивала крупные комья земли, или, зацепив их, отгребала на сторону. Для этого могли применятся и специальные палки (рис. 89 - /). Были более узко специализированные орудия - толстая доска с каменными или железными зубьями (рис. 89-2) - борона "мала" или деревянная рама, заплетенная ветками деревьев (рис. 89 - 5). Еще в XIX в. комья земли размельчались ударами дубин, союлов или кетменей. Для выравнивания почвы после вспашки употреблялась так называемая мала. Эта примитивная борона имела широкое применение в районах поливного земледелия, в хозяйстве казахов, каракалпаков и узбеков Хивинского ханства еще в XVII в. Она представляла собой массивную доску (около 2 м в длину, около 35 40 см в ширину, 8—9 см в толщину), к ее ребрам привертывались два кольца, к которым прикреплялись оглобли; на концах оглоблей пробивали отверстия для закрепления ярма. Нередко упряжка лошади или быка, волочивших малу по пашне, ограничивалась веревками, прикрепленными к ней и к ярму. По свидетельству современников, это примитивное сельскохозяйственное орудие в специфических почвенных и климатических условиях сырдарьинского района приносило большую пользу, так как вспаханная земля при ветре и во время жары быстро высыхала; придавленная же малой, она дольше сохраняла влагу. Назначение такой бороны заключалось и в том, чтобы закрыть семена, оставшиеся на поверхности земли. Для очистки поля от корней растений и стеблей трав после вспашки каракалпаки употребляли лопату — бел. Ручная обработка поля производилась мотыгой (казах.— тот, каракалпак., и узбек. — кетмень). Кетмень отличался от обычной мотыги своей формой, большим размером и весом. Широко распространенный хивинский кетмень представлял собой мотыгу с железным лезвием, насаженным на длинную ручку, его средний вес был 8—12 фунтов или 3,2 - 4,8 кг (Апполова Н. Г., 1969, с. 106). Широкое применение кетменя в районе Сыр - Дарьи было обусловлено обилием здесь камыша и колючих трав. Поэтому нередко перед вспашкой земли сохой приходилось вырывать корни этих растений кетменем.

Находки кетменей X - XIII вв. малочисленны, но и этот материал позволяет на основе различий в форме и размерах диска выделить три их разновидности.

С расширенной верхней частью и лезвием и зауженной срединной частью. Цилиндрическая втулка наварена на отверстие в диске (рис. 90). Очевидно, эта форма кетменей является древнейшей: на Алексеевском поселении андроновсой культуры обнаружены две каменные мотыги такой же формы. На боковых выемках заметны следы крепления к рукояти (рис. 91). На средневековых кетменях сужения могли сохраниться как рудименты этих боковых выемок. II. Кетмени с формой диска, близкой к овальной. Размеры 15 х 26 см, лезвие неширокое, закругленное, имеется наваренная в верхней части диска втулка. Верхняя часть сужается, образуя "плечики" (рис. 92). Такие кетмени в X - XIII вв. были распространены в Чуйской долине, где обнаружены на Александровском городище в слое караханидского времени (Савельева Т. В., 1994, с. 118). В качестве близких этнографических аналогий можно привести кетмени "хивинского" и "самаркандского" (рис. 93) типа по классификации Л. А. Фирштейна (Фирштейн Л. А., 1970, с. 168 - 169, таб. II). III. Кетмени с подтреугольной формой диска, в верхней части которого имеется выступ с отверстием для закрепления деревянной рукояти, размеры диска 32 х 32 см, ширина выступа 8 см, высота 6 см, толщина 4 см. Выступ с втулкой слегка оттянут, находится по отношению к лезвию под углом 50 градусов. Под выступом толщина диска 1,5 см, к лезвию она уменьшается (рис. 94). Из Талгара происходит обломок орудия - втулка и часть диска (рис. 95), но размеры сохранившейся части не позволяют уверенно отнести его к какому - либо типу. Вес кетменей колеблется от 2 до 4,8 кг. Кетмень был самым распространенным орудием земледельцев Казахстана в средневековье и более позднем времени, вплоть до этнографической современности. Он мог применяться для заготовки топлива и нарезания дернового кирпича, расчистки оросительных систем и других земляных работ. Тяжелые кетмени массой 3 - 4 кг использовались для перекопки участков, подготовки бахчей и ирригационо - мелиоративных работ. Более легкими окучивались посевы, и чистилась мелкая ирригационная сеть. Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что не позднее VIII в. в Южном Казахстане и Семиречье появляются упряжные пахотные орудия с полозом, кованные железные наральники и литые чугунные лемехи с хорошо выраженными плечиками, что позволяет считать эти орудия безотвальными плугами (ралами). Они являются показателями наличия пашенного земледелия на основе перелога с элементами паровой системы на орошаемых участках. Выделены следующие стадии обработки почвы: 1. первичная - поднятие целины, залежи или перелога при помощи безотвальных плугов; 2. вторичная - доведение почвы до агрегатного состояния перед посевом или посадкой боронами и кетменями.

Похожие диссертации на Земледелие в Южном Казахстане эпохи Средневековья по археологическим материалам