Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга) Русанов Геннадий Ефремович

Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга)
<
Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга) Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга) Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга) Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга) Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга) Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга) Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга) Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга) Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга) Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга) Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга) Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Русанов Геннадий Ефремович. Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга) : Дис. ... д-ра архитектуры : 18.00.04 : Санкт-Петербург, 2002 495 c. РГБ ОД, 71:05-18/1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Проблемы архитектурного ансамбля 9

1.1 Роль ансамбля в архитектуре и градостроительстве 9

1.2 Терминология архитектурного ансамбля 24

1.3 Архитектурный ансамбль в композиции города 36

1.4 Социально-экономические аспекты ансамблевых систем 58

1.5 Единство формы и содержания в архитектурном ансамбле 73

ГЛАВА 2 Архитектурный ансамбль как система 90

2.1 Система в архитектуре и закономерности ансамбля 90

2.2 Базисные отношения в структуре ансамблей 104

2.3 Архитектурный ансамбль как система отношений надстройки 118

2.4 Архитектурный ансамбль как комплекс 136

2.5 Математическая интерпретация ансамбля как системы 145

ГЛАВА 3 Композиционная структура ансамбля 156

3.1 Композиционные качества ансамбля 156

3.2 Поле объективного пространства ансамбля 167

3.3 Поле визуального восприятия ансамбля 178

3.4 Поле эстетического восприятия ансамбля 186

3.5 Композиционная структура ансамбля 202

ГЛАВА 4 Структура архитектурных ансамблей 228

4.1 Структура города и структура ансамбля 228

4.2 Принципы территориальной дифференциации городской среды 238

4.3 Структура территориальных ансамблей города 255

4.4 Структура точечных ансамблей города 275

4.5 Композиционная целостность системы ансамблей 286

ГЛАВА 5 Динамика архитектурного ансамбля 315

5.1 Этиология развития ансамбля: исторический город 315

5.2 Макрофункциональные процессы в развитии ансамблей 327

5.3 Динамика структуры территориальных ансамблей 355

5.4 Динамика структуры точечных ансамблей 376

5.5 Принципы целостности системы ансамблей 388

ГЛАВА 6 Методика формирования структуры ансамблей 405

6.1 Общие цели ЕАА в структуре города 405

6.2 Основы классификации ЕАА города 415

6.3 Методика развития 2АА города 427

6.4 Культура геобиоценоза. Накопление как принцип развития в архитектурном ансамбле 444

Заключение 456

Библиография

Введение к работе

Во все времена существования архитектуры как «искусства строить» проблема ансамбля являлась одной из основных. Несмотря на то, что трактаты тысячелетней) давности не сохранили нам сюжетов: теоретических и философских споров по поводу существа этого вопроса, тем не менее, дошедшие до нас произведения свидетельствуют о большом? мастерстве и знании своего дела. И не случайно, что в основе семи чудес света лежат именно архитектурные творения как проявление максимального единства строительной техники, искусства и мировоззрения общества.

Тема ансамблевости искусственной окружающей среды прослеживается в архитектуре вплоть до> сегодняшнего дня, о чем свидетельствуют труды по истории градостроительства. А.Бунин, Т.Саваренская, В.Шквариков, Н.Поляков, Л.Ильин, Д.Швидковский; Ф.Петров, Б.Михайлов, МІАлпатов, З.Тарановская, А.Иконников и многие другие уделили свое внимание, как общим проблемам, так и подробному анализу отдельных архитектурных ансамблей. Тем не менее, тему эту нельзя. считать исчерпанной. С каждой работой раскрываются все новые грани неведомого.

Несмотря, на наличие огромного^ исторического опыта работы в этом направлении; актуальность темы не ослабевает и сегодня. Об этом свидетельствуют проектная практика; теоретические семинары (проводимые, например, правлением Союза архитекторов) где отмечаются; как несомненная значимость современного ансамбля, так и практические трудности его создания. Тема сохранения исторически сложившегося ансамбля нашла свое отражение в материалах ICOMOS.

Объективными предпосылками проблем архитектурного ; ансамбля на современном этапе были: территориальный рост города, увеличение объемов строительства, стандартизация архитектурных решений, изменение планировочной структуры и условий жизни' людей, необходимость качественного улучшения архитектуры.

Существовали, и до сегодняшнего дня существуют, идеологические, нравственные и образно-художественные задачи, решаемые через ансамблевый подход. В связи с мировоззренческим характером такого подхода в ансамбле видят воплощение качеств, соответствующих идеальным представлениям о городе.

Современное понимание ансамбля вытекает из его комплексности,
объединяющей проблемы структурно-функционального и

художественного характера; Поскольку город является объектом постоянно изменяющимся, то и проблема его ансамбля в; каждый промежуток времени отражает специфическую систему проблем:.

Тема; ансамбля является собирательной. Естественно; что в ее рассмотрении использовались труды, определенные не только рамками понятия этого объекта, но и разделы теории архитектуры (анализ исторически сложившихся ансамблей, теории стиля, образа; композиции, влияния традиций, цвета, орнамента и т.д.), а также разделы, касающиеся специфических сторон развития города (структура; зонирование, организация транспорта, инфраструктуры обслуживания, особенности формирования жилых и промышленных комплексов, центров городов; зон отдыха и т.д.). В работе представлены методика и выводы специальных разделов экономики, социологии, демографии, этнографии,

экономгеографии, касающиеся функционирования* и развития города (полный перечень использованных трудов представлен в библиографии).

Бурное развитие градостроительства в XX веке дает возможность проанализировать отечественный и зарубежный опыт ансамблевого подхода в решении новых городов, районов, центров. В работе анализируется опыт проектирования и создания ансамбля, этапы развития этого понятия' в контексте роста города и становления архитектурной науки.

Наличие обширной практики^ создания ансамблей города, широкий перечень теоретических архитектурных и искусствоведческих работ, разнообразный взгляд ученых смежных областей знаний потребовали выработки, определенных условий данной работы. Определение границ исследования объекта привели к: уточнению формулировки; свойств, и качеств структуры ансамблей, явились предпосылками для уточнения ряда методических положений повышения качества застройки.

Новизна обусловлена внешними обстоятельствами: остановка роста города, переоценка параметров качества,. необходимость совершенствования структуры методами реконструкции. Определение границ объекта позволили отказаться от ряда априорно, задаваемых ансамблю свойств, что в свою очередь обеспечило новизну в постановке темы.

Целью данного исследования является определение архитектурного
ансамбля как элемента структуры города, выяснение основных
характеристик системы ансамблей, методики ее формирования. В задачи
исследования входили анализ существующей практики

градостроительства и реконструкции,, определение системности объекта,

анализ отдельных качественных характеристик, определение синтетических свойств объекта как целого, определение специфики развития ансамбля, методики формирования систем ансамбля. Как сопутствующие основному направлению исследования представлены некоторые выводы и рекомендации, касающиеся развития структуры города и отдельных частей.

Метод разработки проблемы строится на двух последовательных принципах - анализе проблемы, выяснении ее составных частей, и синтезе результатов с последующей коррекцией целостного характера предмета. Составными частями методики были анализ специальных знаний об ансамбле, анализ сопутствующих направлений архитектурной науки, смежных дисциплин. Моделирование системы ансамбля способствовали выявлению свойств и качеств целостности. Анализ динамики позволил сформулировать программу перспективного развития. Кроме изучения отечественной и зарубежной теории и« практики автором проводились научные и проектные разработки, позволившие сделать вывод о характере поведения исследуемого объекта на разных уровнях.

Предметом исследования является свойство комплексности системы ансамблей, позволяющее получить дополнительные по отношению к простой сумме зданий и сооружений качества. Объектом исследования является структура ансамблей; города как совокупность материальных и социальных систем.

Научная новизна и предмет защиты заключаются в разработке принципов, методики и средств формирования ансамбля не только как конкретной части (площадь, улица, район...), но и как системы, позволяющей оценивать комплексность города в целом.

На защиту выносятся: определение архитектурного ансамбля как структурной единицы города; определение системы ансамблей как ведущего принципа, проявляющегося в свойствах частей города; модель ансамбля; методика ансамблевой организации архитектурной среды города; закономерности динамики развития системы ансамблей города.

Практическое значение работы заключается в формировании спектра прогнозных, проектных и организационных задач, определяющих границы и стадии развития системы ансамблей города в контексте сложившейся среды, памятников архитектуры и градостроительства. Уточнены некоторые понятия теории, касающиеся структуры города, динамики развития, определения границ промежуточных константных объектов, которые могут трактоваться как инвариантные композиции, или системы ансамблей.

Диссертация является итогом многолетней научно-исследовательской и проектной работы, ход развития и выводы которой обозначили предлагаемую тему. Основной базой для анализа и предложений является Санкт-Петербург. Однако предметом анализа и предложений явился также ряд других городов европейской части России.

Терминология архитектурного ансамбля

«Под ансамблем разумеется такая общность в архитектуре отдельных зданий и такая их пространственная связанность, которая позволяет воспринимать их целостно, как определенный архитектурный порядок».! Этой фразой Л.А.Ильина хочется предварить краткий анализ определений архитектурного ансамбля, существующих в литературе. Выдающийся советский градостроитель, главный архитектор Ленинграда, один из авторов первого генерального плана Ленинграда 193 3 года, он, возможно, как никто другой остро чувствовал характерную особенность вверенного ему города — ансамблевое строение центра. Поэтому его обращение.к теме архитектурного ансамбля: в контексте задач реконструкции вполне закономерно.

Существует ряд определений понятия ансамбль. Буквальное значение слова ансамбль в переводе с французского - сразу, вместе. Здесь развитие слова, «вместе» подразумевает не только простой набор составляющих, но и качественное отличие: группы от арифметической суммы. Ансамбль как понятие применяется не только в архитектуре. Военное значение ансамбля — комплекс сооружений укрепрайона, т.е. законченная функциональная) система. Статистический ансамбль -совокупность сколь угодно большого числа одинаковых физических систем, копий данной системы и,т.д.2

В отличие от первого раздела, где излагались зоны применения термина архитектурный ансамбль, в данном разделе мы проанализируем сами определения АА (ансамбль - это...). Естественно, наиболее интересными для нас являются определения, данные во-первых архитекторами, и во-вторых — в отношении архитектурно-градостроительных объектов. Здесь можно выделить три основных группы: а) определения, данные в г основном практиками на совещаниях или конференциях; б) определения, данные на основе анализа практики градостроительства и архитектуры и вошедшие в справочную литературу как базовые; в) определения, данные на основе теоретических исследований.

В группу (а) входят многочисленные высказывания, сделанные на руководящих или технических совещаниях. Такие совещания проводились, в основном, в 30-70х годах в период становления советского градостроительства и были направлены на совершенствование концепций реконструкции центров сложившихся городов. Как правило, «объяснения» АА появлялись на основе предварительного анализа; в ходе подготовки докладов и; сообщений: «В сталинском плане реконструкции Москвы с исключительной силой подчеркнуто значение ансамбля в планировке и застройке города» и т.д. В это время важность проблемы подчеркивалась многочисленными статьями в газетах и журналах.

Наиболее характерными; являются сборники материалов пленумов правления Союза советских архитекторов, посвященные проблемы АА.. Естественно, материалы таких сборников включали в себя следующие темы. 1. Высказывания политического толка (актуальность, важность проблемы, передовой характер градостроительной школы и т.д.). 2. Высказывания руководителей творческих союзов, крупных: организаций, отражающие общественное мнение относительно АА. 3. Теоретические обобщения, выполненные к данному мероприятию «по заказу».

К первым, как правило, относятся редакционные материалы типа: «В решениях партии и правительства по вопросам градостроительства есть ряд указаний, имеющих прямое отношение к проблеме ансамбля. В этих документах особенно обращается внимание на следующие моменты: соблюдение в застройке города композиционного единства, использование классического архитектурного наследия, поиски нового содержания... Только в нашей стране и в странах народной демократии зодчий действительно имеет все условия для создания городских ансамблей».4 «Борьба за ансамблевую застройку города, за выразительность и силу ансамбля составляет неотъемлемую и существенную часть борьбы за стиль советский архитектуры».5

Второй тип высказываний касался определения понятия АА, снабженного обширными примерами градостроительной практики.. «Архитектурный ансамбль! У каждого из нас при этих словах возникают в воображении запоминающиеся на всю жизнь волнующие города, наиболее красивые пространства, созданные человеком и природой;.. Архитектурный ансамбль - это гармоничное, уравновешенное: в своих частях городское пространство, дающее человеку удовлетворение его духовных и материальных потребностей. Основы архитектурного ансамбля: 1) композиционный замысел; 2) единство масштаба, ритма, модуля».

Базисные отношения в структуре ансамблей

Рассматривая архитектурный ансамбль как объект, который несет в себе свойства комплекса, прежде всего, необходимо учитывать его связь со средой. В этом случае отдельный АА может: рассматриваться а) в качестве элемента системы ансамблей; б) как объект, неразрывно связанный, с городской средой, по отношению к которой он проявляет свою целостность. Во втором случае система ансамблей может рассматриваться как целостный объект по отношению к городу.

Принцип целостности требует определения базисного объекта, по отношению к которому система ансамблей будет проявлять характерные свойства, в частности, качество комплексности в совокупности с частными свойствами: наличие процессов передачи информации и управления, свойств самоорганизации, изменения структуры и т.д.

В предыдущем разделе мы рассматривали триаду отношений: функция (Ф) - технология (Т) - материал (М), где каждая из составляющих ансамбля может быть представлена отдельно. При всей универсальности такого деления отдельно взятая система отношений представляется не полной, не комплексной. Поэтому есть основание обратиться к философскому определению свойств системы и из них вывести структурное определение системы АА.

«В наиболее общем плане системы делятся на материальные и абстрактные (идеальные). Первые, в свою очередь, включают С. неорганической природы (физические, химические, геологические и т.п. С), живые С, особый класс материальных С. образуют социальные С. Абстрактные С. являются продуктом человеческого мышления, и они также могут быть разделены наряд типов».1

Таким образом, существующие в природе (в, частности - в городе) системы и отношения можно отнести к базисным (Б). Следовательно, системы и отношения, являющиеся продуктом мышления относятся к надстроечным (Н). Если материальной составляющей городской среды являются объекты деятельности; в области архитектуры (здания, сооружения) и градостроительства (улицы, площади, районы и т.д.), то средовой подход к комплексному рассмотрению требует.участия в этом не; только вещественной, но и социальной составляющей,2 которую также необходимо отнести к базисным.

Как видно из анализа определений понятия АА, проведенного в 1 главе, существует значительная путаница, связанная с разделением объектов и отношений на Б и Н. Это связано, прежде всего, с двойственным определением понятия архитектура: а) как вид человеческой деятельности; б) как искусственная окружающая среда. Весьма характерным, примером является следующее определение: «Архитектура. Значение этого слова — высшая степень строительного искусства. Сегодня под словом архитектура понимают искусство проектирования и строительства сооружений.. Архитектура отвечает не только утилитарным запросам общества, но решает также идеологические, социальные и эстетические задачи».

Наиболее распространенной ошибкой является выделение из системы особой группы «эстетических отношений» как части функциональных качеств среды. Это обстоятельство усугубляется не полным составом социальных факторов как части материальных систем. Характерно рассмотрение отношений «архитектура и общество» у К.Иванова (Ш-производство, П2-потребление). Двойственность рассмотрения архитектуры: (Ш - архитектура как деятельность и П2 -архитектура как среда) выводят на два уровня закономерностей -социальные и материальные. ПГ= М материал + Ттруд П2 .= Ф функция + Э эстетика материальные социальные В этих позициях МиФ представляют отношения материального характера,Ти Э- отношения общественного характера.

Дальнейшее деление М, Т, Ф, Э начинает перепутывать исходный тезис о соотношении материального и социального (базис и надстройка): М = СМ + СК (свойства материалов, + свойства конструкций) закономерности чисто природного характера; Т = ТО + 00 (технические отношения + общественные отношения), что уже затрагивает базисные и надстроечные системы. Далее все повторяется: Ф = ТС + СС (техническая структура социальная структура); Э = ФУ + ФХ (форма утилитарная + форма художественная). (Табл. 14)

Поле объективного пространства ансамбля

Как мы установили в предыдущем разделе, система композиции в архитектурном ансамбле традиционно рассматривается в подсистеме (ФН) - «функция надстройки» где необходимо учитывать три аспекта: а) соотношение объемов зданий и «межобъемного» пространства», собственно и составляющих понятие композиции; б) систему восприятия; в) систему отображения объекта. Определение закономерностей всех трех аспектов, их применение являет собой процесс проектирования. При; адекватности проекта и натуры можно говорить о моделировании ситуации. Поскольку проектирование ведется не только в поле графических эквивалентов, но и со средствами образного мышления, алгоритмы носят сложный комплексный характер. В настоящее время широко обсуждается вопрос размерности моделей и образов. В кратком; анализе композиционного подхода к системе градостроительства попытаемся определить основные проблемы ансамблевого решения города, его композиционной структуры.

Структура - взаиморасположение, связь составных частей. Это понятие отражает устойчивое взаимодействие элементов целого.1 Расширенное применение термина структура включает в себя не только «отношение», но и конкретное строение, тело. Понятие композиция в этом случае адекватно структуре, однако, в процессах изменения отражает не столько элементы, сколько их связи, взаимодействия. Часто встречающиеся в литературе определения «композиция города», «структура города», «композиционная структура» и т.д., по своему содержанию близки: «Понятие структура в. архитектурной композиции может быть истолковано как взаимосвязь элементов архитектурного произведения... структурность архитектурной формы эквивалентна ясности построения формы... Характерной особенностью современной советской архитектуры становится структурность построения... Структуру архитектурного пространства определяют коммуникации в их предметном содержании (движение людей; транспорта)».4

Различия- понятий структура - композиция проявляются в зависимости от контекста. Несмотря на: широкий спектр; значений; композиция (иногда форма) в архитектуре трактуется, прежде всего, как геометрический аспект, как подобие известным фигурам. Тем не; менее, существуют другие трактовки пространств, связанные со структурами и формами. Так, Флоренский П.А. обозначает пространствами системы искусств: «Несмотря на коренные, по-видимому, различия все искусства произрастают от одного корня, и стоит начать -, вглядываться в них, как единство выступает все более и, более убедительно., Это единство есть организация пространства, достигаемая в значительной мере приемами однородными».

Сложилась традиция, когда архитектурное пространство связано либо с физическим (объем, территория), либо с функциональным (поток материала, энергии) аспектами. «Планировочная структура — одна из основных характеристик пространственной- организации современного города, отражающая расположение и взаимосвязь промышленных, жилых, коммунальных транспортных и других функциональных зон... Планировочная структура должна обеспечивать. рациональное сочетание функциональных зон в едином городском организме».6 В большинстве исследований планировочная структура представлена как некая? объективная модель, оценивающаяся количественно (экономика, физические потоки и т.д.), где человек может участвовать лишь. как некое среднее абстрактное значение.

С позиции формальной логики; - функциональная зона представляет собой объект концептуального характера т.к. он появился в, результате разделения! целого (комплексной» зоны)! на условные части (работа - отдых - жилье). Эти; части и рассматриваться могут как элементы для( выявления связей методологического характера. Поэтому такие определения как «гармоничное развитие- планировочной структуры»7 — есть приближение к проблеме динамики развития города.

Структура точечных ансамблей города

Возникновение и развитие города связывается с использованием ресурсов. Ресурсы могут быть градообразующие и градоформирующие; местные (региональные) и поступающие издалека; внутригородские и внешние; материальные (сырье), энергетические, людские и т.д. В результате урбанистической деятельности поступающие в город ресурсы преобразуются в товары или услуги. Кроме этого возникает «прибыль», которая составляет основу градообразования.

Разделение труда, как указывает большинство экономистов, является основой градообразования. Уровень использования ресурсов соответствует уровню развития города (К1 — К4). В связи с этим возникают экономические, политические, культурные комплексы городов, которые аккумулируют как население, так и другие виды ресурсов. При этом возрастает экономический или политический контраст центра и периферии, города и его окружения. Так, например, контраст таких систем был использован в СССР для перемещения сельского населения в развивающиеся промышленные центры.

Наиболее сильный приток ресурсов наблюдается в фазе роста города. В случаях использования накопленных ресурсов, стадии возникновения или роста города примерно одинаковы: разработка полезных ископаемых (Магнитогорск, Норильск, Мирный); разработка дешевой рабочей силы (Гонконг, Каир, Сингапур). В каждом из приведенных случаев запасы сырья или ресурса ограничены, а система города является ресурсозатратной.

В стадиях качественного развития город может использовать внутренний потенциал, который сам и восстанавливается.

Существуют описания различных вариантов становления города, когда на первом этапе роста используются ресурс территории К1, обеспечивающий быстрый переход к следующим стадиям. «Города майя и Теночтитлан развивались по одной и той же схеме... Главным мотивом колоссального напряжения сил было почтение перед богами и, разумеется, желание обеспечить позицию города как центра паломничества и торговли. Как только градоформирующая «машина» пришла в движение, вторичные экономические и политические преимущества концентрации должны были реализоваться едва ли не самопроизвольно». Аналогичные признаки градообразования описывала Г.Алферова.

Можно спорить о первичности ритуала или экономики, религиозных или идеологических мотивах возникновения города. Тем не менее точно определен характер перехода от стадии «затрат» к стадии «накопления». Скорее всего, само содержание, цель процесса не имела бы и своей формы в виде религиозных и других социальных культов, если бы в основе не лежали накопительные процессы. Экономика или ритуал являются сторонами одного и того же.

Реальный экономический цикл представлен как обменный процесс. Градоформирование основывается как на центробежных, так и на центростремительных тенденциях обмена. Естественно, что содержание процесса зависит от размера городской агломерации и от уровня ее развития (К1-К4). На основании классификации Маергойза составим простую схему обменных циклов.

Энергетическая основа города Kl - производственная деятельность на субурбанизированной территории, обеспечивающей центр. Обозначим это действие вектором Mi. (Табл. 41-1) В результате, товарообмена Мі-Ві возникает остаточный продукт АМі, используемый для внутреннего развития центра КГ. Накопление потенциала АМі, приводит к образованию следующего цикла товарообмена, М2-В2, остаточного продукта АМг, центрального звена К2 и т.д. Схема Маергойза описывает четыре стадии, относящиеся к современному городу. Анализ исторически сложившихся городов показывает, что принципы иерархии территории, перехода из зоны в зону существовали и раньше. (Табл. 36)

Развитие крупного города і обеспечивают центростремительные и центробежные процессы формообразования, обозначенные в табл. 41-І как М и В; Первый процесс ведет к качественному преобразованию центра, второй - распространяет качество центра на территорию.

Подъем качественного уровня; центра осуществляется! внешней энергией ДМ; основу которой составляют представительские функции, управление, специализированное обслуживание и т.д., относящиеся к прилегающей территории (ближайшая периферия города) или к структуре городов (Москва и московская агломерация), а также представительские, культурные и т.д. функции, представляющие системы более высокого иерархического уровня (Москва в системе столиц европейских государств).

Похожие диссертации на Структура архитектурных ансамблей в исторически сложившемся городе (На примере Санкт-Петербурга)