Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов : На примере балканских стран Ильвицкая, Светлана Валерьевна

Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов : На примере балканских стран
<
Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов : На примере балканских стран Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов : На примере балканских стран Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов : На примере балканских стран Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов : На примере балканских стран Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов : На примере балканских стран Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов : На примере балканских стран Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов : На примере балканских стран Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов : На примере балканских стран Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов : На примере балканских стран
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильвицкая, Светлана Валерьевна Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов : На примере балканских стран : диссертация ... доктора архитектуры : 18.00.02 Москва, 2005

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Предпосылки формирования архитектуры православных балканских монастырей и византийское наследие

1.1 Влияние византийского культового зодчества на монастырскую архитектуру Балкан 17

1.2 Деятельность архитектурных школ 31

Выводы по первой главе 50

ГЛАВА 2. Функциональные основы и классификации православных монастырей

2.1 Социально-культурные функции и типология монастырей 54

2.2 Церковно-канонические классификационные признаки и типология монастырей Балкан 85

2.3 Ландшафтно-территориальные аспекты балканских монастырей и их классификация 90

Выводы по второй главе 96

ГЛАВА 3. Типологические закономерности формирования архитектурно-планировочной и пространственной структуры монастырских ансамблей

3.1 Функциональное зонирование и основные планировочно- композиционные принципы построения монастырей 101

3.2 Объемно-пространственный анализ монастырской архитектуры 132

Выводы по третьей главе 151

ГЛАВА 4. Архитектурная типология балканских храмов и других монастырских построек

4.1 Типологический анализ архитектуры монастырских храмов 157

4.2 Типология культовых, жилых и других монастырских построек 194

Выводы по четвертой главе 208

ГЛАВА 5. Принципы архитектурно-пространственной организации монастырских комплексов балкан и россии в современных условиях

5.1 Сравнительный анализ архитектуры и типологических основ православных монастырей России и Балкан 212

5.2 Прогностическая структурно-функциональная модель архитектурно-

пространственной организации православного монастырского комплекса 246

5.3 Творческая концепция архитектурной деятельности в области реконструкции и строительства монастырей 257

5.4 Внедрение положений диссертаций в современной проектной практике 265

Выводы по пятой главе 270

Основные выводы и рекомендации 274

Библиографический список

Введение к работе

Работа посвящена проблеме исследования закономерностей архитектуры православных монастырей, расположенных на балканских землях, в русле преемственности исторически сложившихся влияний византийского зодчества, а также в аспекте их взаимовлияний с Россией.

В настоящее время под влиянием коренных перемен в экономической, социальной и культурной сфере общества усиливается роль православной церкви и монастырей в формировании христианского воспитания и нравственности, церковная архитектура вновь обретает свое значение в формировании российских городов и селений. В этой связи повышается значимость архитектуры храмового и монастырского наследия, изучение и восстановление которого приобретает особую актуальность.

Современное значение монастырской архитектуры православных стран Балканского региона: Болгарии, Греции, Румынии и Сербии, обусловлено их географическим положением, политическими и культурными связями между Востоком и Западом, в том числе и с Россией. Монастыри (от греч. Monasterion - келья отшельника) - общины монахов или монахинь, живущие по единым правилам (уставу). Один из первых - Студийский монастырь, построен в Константинополе (463 г.). Устав его монашеской жизни был принят также в русских монашеских обителях. На Руси первый Киево-Печерский монастырь основан Антонием Печерским в 1051 г., привнесшим традиции афонского монастырского строительства.

При строительстве монастырских ансамблей создавались принципиально новые архитектурные типы и композиции, воплощавшие прогрессивные достижения конструктивной и художественной мысли. Поэтому почти каждый монастырь содержит характерные архитектурные концепции, которые можно использовать в реконструкции и современном строительстве.

Актуальность темы. На протяжении истории православия монастыри сохраняют уникальные памятники архитектуры и градостроительства. Они

выполняют важную религиозную и социально-культурную миссию (просветительства, благотворительности), являясь хранителями духовного и художественного культурного наследия.

Исследование закономерностей формирования архитектуры православных монастырских ансамблей способствует определению теоретической и практической их ценности для современной реконструкции, проектирования и строительства новых монастырей, что в настоящее время особенно актуально для нашей страны.

Монастыри балканских стран - Болгарии, Греции, Румынии, Сербии -составляют неотъемлемую часть архитектурного наследия православных государств, к которым относится и Россия. На Балканы христианство и монашество пришли в V-IX вв. из Византийской империи, в состав провинций которой они входили. Из Византии, при активном участии балканских стран, в частности, Греции, христианство в X в. пришло в Россию..

Единство Православия и общие корни византийской культуры неразрывно связывают архитектуру монастырей Балкан и России. В течение-тысячелетия на Балканах развились самобытные формы монастырской архитектуры, изучение которых далеко выходит за пределы интересов историко-архитектурной науки и, как показали наши исследования, тесно связано с современными задачами развития архитектуры в странах, где принято Православие.

С этих позиций, Балканы связаны с Россией византийской первоосновой создания церковных канонов (структура и типы храмов, христианская символика), ряд церковных законов, студийский и афонский монашеские уставы действуют и сегодня в русских монастырях («Кормчая книга» св.Саввы Сербского VIII в., афонский справочник по церковному праву).

Балканские монастыри в XX в. не утратили основную религиозную функцию, продолжали просветительскую, благотворительную и хозяйственную деятельность. Здесь накоплен опыт рационального использования монастырей в современных социально-культурных и экономических

условиях, создается инфраструктура обслуживания паломников и туристов (благоустроенные гостиницы, мотели, автостоянки), некоторые монастыри переданы полностью или частично под музеи, решен вопрос возврата монастырских земель и недвижимости их историческим хозяевам.

В XX в. распространение атеизма в России привело к многочисленным
утратам ценных памятников православного зодчества и длительному
перерыву в строительстве храмов и монастырей. В 1988 г. в России
действовало всего 16 монастырей из 1200 в начале XX в., остальные были
использованы не по назначению, а часть разрушены. В настоящее время
процесс реабилитации монастырей, особенно в российской провинции, идет
медленно: во многих монастырях до сих пор размещены складские
помещения, гаражи, лечебные учреждения, фермерские хозяйства, жилье,
школы и др. Тем не менее, после 2000 г. количество действующих
монастырей возросло до 600 (из них около 500 находятся в стадии
восстановления монастырской жизни), только в Москве и Московской
области функционирует более сорока монастырей. -л

і

В связи с утратой культуры храмостроения и монастырей в России, очевидна необходимость обращения к истокам - сохранившейся практике строительства монастырей в районе их зарождения на Балканах (греческий Афон), и ценному опыту их современного использования для паломничества, познавательного туризма и музейной деятельности.

Сегодня аналогичный процесс возрождения монастырей является актуальным и для России, а балканский опыт приемлем для нашей практики строительства. Основная задача архитекторов, стоящая при восстановлении монастырей и новом их строительстве, заключается в сохранении специфики архитектуры русских ансамблей, самобытного храмового зодчества, развивавшегося в течение Х-ХХ вв. Современная жизнь выдвигает требования расширения социально-культурной роли монастырей, они снова становятся востребованными различными слоями населения, о чем свидетельствуют многочисленные паломники и туристы, устройство

монастырской хозяйственной деятельности с высокой производительностью труда, и как следствие, частичное решение проблемы занятости и повышение качества жизни людей в российских провинциях.

Однако в современной теории и практике монастырского строительства в России существует ряд нерешенных задач:

необходимо рационально использовать монастыри и реабилитировать их религиозную и социально-культурную функции;

слабо разработана нормативная база для проектирования и строительства монастырей и их построек;

- мало изучены функциональные, типологические, градостроительные
основы архитектуры православных монастырей в соответствии с современной
их адаптацией к новой многофункциональной деятельности, развитие
инфраструктуры обслуживания паломников.

На современном этапе насущная потребность строительства монастырей актуальна для России и требует решения поставленных проблем. Исходя из этого, на основе опыта монастырского строительства России и обобщения положительной практики монастырей Балкан, необходимо комплексное исследование архитектуры монастырей и выработка рекомендаций по их восстановлению и новому строительству, что позволит совершенствовать архитектурно-художественный облик монастырских ансамблей с учетом прогнозирования развития их социально-культурных функций.

Тема диссертации актуальна по следующим причинам:

  1. До настоящего времени не проводились комплексные исследования архитектуры православных монастырских ансамблей, в том числе балканских монастырей, не изучались закономерности их планировки, композиционных решений и типологии зданий в отдельных странах и на Балканах в целом; научные труды были посвящены изучению отдельных монастырей в историческом аспекте, носили описательный характер или содержали архитектурный анализ отдельных храмов, но не ансамблей.

  2. Не были исследованы особенности развития архитектуры монастырей

Балкан в современных условиях (сегодня сохранилось более 400 комплексов), в связи с расширением паломничества, развитием туризма и с активной музейной деятельностью, то есть с факторами, которые необходимо учитывать при реконструкции и новом строительстве монастырей.

3. Опыт приспособления архитектурно-пространственных решений балканских монастырей к современным условиям представляет большой интерес для архитектурной науки и практики, в связи с необходимостью восстанавливать в России утраченные памятники монастырского зодчества после длительного перерыва в их строительстве и реконструкции, а также в связи с осознанием большой социально-культурной роли монастырей в жизни современного общества и созданием новых монастырских общин.

Процесс активного восстановления и строительства монастырей в России обуславливает необходимость возрождения традиций и выработки новых архитектурных решений; монастырское строительство становится сферой деятельности архитекторов-практиков и, одновременно, объектом теоретических исследований.

Изученность вопроса. Вопросы близкие к теме изучали ряд авторов: Краутхеймер Р., Кондаков Н.П., Брунов Н.И., Комеч А.И., Якобсон А.Л., Лихачева В.Д. и др. В работах даны описательные характеристики и анализ архитектуры храмов отдельных монастырей Византии и балканских стран в историческом аспекте.

Известны труды ученых Болгарии - Кожухарова Г., Чеврикова Г., Цонева С, Чанева-Дечевской А. (на болгарском языке), в которых описана история и архитектура храмов и монастырей, но отсутствует типологический анализ и должная оценка значительной роли византийского наследия. В труде «Искусство Греции» Полевой В.М. приводит свод памятников, за исключением анализа афонских монастырей. Работы Милле Г., Сотириса К. (на французском языке) полностью посвящены памятникам Афона. Тем не менее, в этих трудах основное внимание уделено внешнему декору, росписи храмов, без детального анализа их архитектуры. На румынском языке

известны труды Ионеску Г., Курински Г. и др., где дана характеристика храмовой архитектуры Румынии и отмечены ее взаимовлияния с другими православными странами, однако исследования не содержат комплексного анализа архитектуры монастырей. В работе сербского историка Чирковича С. представлена история храмов и монастырей, а также свод архитектурно-художественных памятников Сербии. На сербском языке известны работы Бурича В., Петковича В., посвященные архитектуре только отдельных монастырских комплексов, без обобщающего типологического анализа.

В последние десятилетия в отечественной науке монастырь рассматривался главным образом с социально-экономических позиций, а также как историко-культурная ценность; многие научные исследования подменялись критикой православия. Специалисты различных областей знаний — филологи, историки, искусствоведы и др. изучали отдельные стороны истории и культуры монастырей России без учета их архитектуры и типологии. Это относится и к большинству балканских исследователей.

Проблемам русского храмового и монастырского строительства посвящены труды: Денисова Л.И., Кудрявцевых М.П. и Т.М., Комеча А.И., Вагнера Г.К., Балдина В.И., Раннинского Ю.В., Рябушиной И.А., Ильина М.А., Воронова А.А. Архитектура и стилистика храмов рубежа XIX-XX вв. освещалась в работах Кириченко Е.И., Саваренской Т.Ф., Славиной Т.С. Социокультурный анализ организации и деятельности монастырских поселений разработан Севан О.Г. и Барсегян Т.Г. Вклад в развитие архитектурной теории внесла Сапрыкина Н.А. в работах по динамической адаптации объектов к современным условиям. Концепция современного подхода к изучению русской храмовой архитектуры с учетом богословской основы и христианской символики предложена Щенковым А.С.; проблемы монастырского строительства и канона в православном храмостроении рассмотрены Бусевой-Давыдовой И.Л. В работах Иконникова А.В. прослежена символика пространственной формы монастыря. Ряд статей Гуляницкого Н.Ф. и Бондаренко И.А. посвящены проблемам религиозно-

символического содержания крестово-купольных византийских и русских церквей и трактовки архитектурно-градостроительной композиции ансамблей. Вопросы пространственной организации, композиции и визуального восприятия ансамбля отражены в работе Ушакова Ю.С.

Одно из новых изданий - монография Слюньковой И.Н. "Монастыри восточной и западной традиции. Архитектурное наследие Беларуси" (2002 г.) впервые затрагивает взаимодействие различных конфессий и архитектуры монастырей на территории Беларуси и сопредельных стран - Украины, Польши, Литвы. Практические аспекты проектирования малых храмов и комплексов предложены в кандидатской диссертации Канаева И.П.

В 2000 г. Центром Московского Патриархата «Арххрам» выпущен Свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» (СП 31-103-99), принятый и рекомендованный к применению Госстроем России, однако раздел монастырской архитектуры мало разработан, затрагивает только вместимость храмов и краткий состав построек монастыря.

Таким образом, комплексное исследование архитектуры православных ч< монастырей Балкан проведено впервые; настоящая работа призвана восполнить существующий пробел, как в архитектурной науке, так и в практике реконструкции и нового строительства монастырей России.

Цель диссертационной работы - установить закономерности формирования архитектуры православных монастырей, разработать научно-теоретические и практические основы типологии, функциональной и архитектурно-пространственной организации монастырей, выработать творческую концепцию по прогнозированию и совершенствованию монастырской архитектуры в современных условиях, что, наряду со странами Балкан, актуально для реконструкции и нового строительства монастырей в России.

Задачи исследования:

- установить предпосылки формирования архитектуры монастырей в балканских странах, ее связь с византийским зодчеством и с местными традициями, привносимыми локальными архитектурными школами;

- исследовать функциональные основы архитектурных решений
монастырей, определить их классификационные признаки и разработать
аналитические архитектурно-типологические характеристики;

- установить планировочные и объемно-пространственные закономерности
формирования монастырских ансамблей;

- определить типологические закономерности формирования зданий,
входящих в состав монастырских комплексов;

- установить особенности формирования архитектуры монастырей Балкан
в сопоставлении с опытом России в современных условиях и создать
универсальную прогностическую модель монастыря, применимую к практике
реконструкции и проектирования новых объектов.

Творческая концепция направлена на восстановление преемственности и прогнозирование развития отечественной монастырской архитектуры. Концепция заключается в разработке новых положений архитектурной теории и практики монастырского строительства, в связи с расширением социокультурных функций монастырей и типологии, входящих в их состав" зданий (развитие паломничества и туризма, активная просветительско-музейная деятельность, создание инфраструктуры обслуживания), основанных . на проведенных автором научных исследованиях монастырской архитектуры в православных балканских странах, с привлечением накопленного опыта монастырей России. Результаты исследований будут способствовать успешной адаптации монастырей к современным условиям с учетом специфики уединенной монашеской жизни и одновременным совершенствованием монастырской архитектуры. Положения творческой концепции направлены в помощь архитекторам и проектировщикам в области восстановления, реконструкции и строительства отечественных монастырей, рекомендуя им приемы монастырского опыта, практически единые для всего Православия.

Концепция включает использование историко-архитектурных знаний, адаптированных к современным условиям проектирования монастырских комплексов и подворий.

В настоящее время исследование архитектуры монастырских комплексов было предопределено возрождением Православной культуры и духовного самосознания соотечественников в условиях практически полной утраты опыта монастырского строительства в России в XX в. Данная работа опиралась на изучение, обобщение и систематизацию опыта монастырского строительства балканских стран, который развивался в XX в. и представляет интерес для отечественной архитектурно-типологической науки и практики в связи с успешным приспособлением монастырей к современным условиям.

Исследование архитектуры православных монастырей способствует установлению закономерностей развития их архитектуры и разработке научно-практических положений, использование которых при проектировании, реконструкции и строительстве монастырей будет обеспечивать: — сохранение и обновление ценных памятников архитектуры; - совмещение в монастырях основных культовых и социально-культурных функций с адаптацией архитектуры зданий к современным условиям; - создание на новой типологической основе культурно-духовных, благотворительных, просветительских центров на базе монастырей, без нанесения ущерба требованиям церкви и монашескому быту.

Методы исследования. Основой методологии работы является системный подход к проблеме изучения архитектуры православных монастырских комплексов и их адаптации к современным условиям, впервые направленный на разработку архитектурной типологии монастырей и зданий. Монастырский ансамбль рассматривается как динамично развивающаяся открытая система, включающая комплекс подсистем: - ландшафтно-градостроительная среда монастыря; - структурно-функциональные зоны его территории; - архитектура храмов и отдельных зданий. Основной тезис автора, принятый в работе, заключается в том, что монастырь является единым, целостным архитектурно-типологическим и территориальным объектом-комплексом, рассматриваемым с позиций типологии зданий и сооружений.

В авторской комплексной методике исследования архитектуры монастырей и прогнозирования их развития учтены религиозно-этические потребности обитателей, современные требования к созданию удобств в эксплуатации зданий и к выразительности монастырской архитектуры. Методика включает основные методы: структурно-функциональный, типологиический, историко-эволюционный, архитектурно-сравнительный, социокультурный анализ. Данные методы, использованные для установления закономерностей монастырской архитектуры, дополнены прогностическим моделированием, примененным для реконструкции и проектирования монастырей и отдельных построек, проверенным в экспериментальном проектировании.

В диссертации использован архитектурно-сравнительный метод исследования (компаративизм), опубликованный в трудах Б.Флетчера, Г.Куринского, А.Грабар, М.Фуше [250, 224, 258, 253]. В монографиях автора и статье "Arhitectura comparata" [59, 268] и др. сформулирована концепция применения метода к исследованию монастырской архитектуры, который включает: определение общих закономерностей архитектуры монастырей разных стран, т.е. установление сходства на региональном уровне и изучение специфических характеристик монастырской архитектуры каждой страны. В диссертации метод дополнен типологическими классификациями монастырей и научными категориями дивергенции-конвергенции (различие и сходство архитектурных признаков).

В исследовании применен разработанный и опубликованный соискателем [60, 62, 65, 68] социально-культурный подход к изучению монастырской архитектуры, определяющий функционально-типологические основы архитектуры монастырей Балкан и России. Это позволило построить типологические ряды развития генетических (родственных) архитектурных памятников. Автором выстроен единый эволюционный ряд, который состоит из византийских памятников Константинополя X-XIV вв., Греции (Салоники, XI в.), Болгарии, Сербии XI в., церквей Румынии XIV-XVI вв., России

(Московская и Владимиро-Суздальская школы), а также несколько примеров храмов Армении и Грузии.

Автором проведены натурные обследования (обмеры и фотофиксация) монастырей, использован метод картографирования для выявления зон их наибольшей концентрации в каждой стране. В Болгарии изучено более тридцати крупных монастырей и около трех десятков малых, в Румынии более пятидесяти (Валахия - 20 комплексов, Молдавия - 30), кроме того, 25 монастырей на территории Бессарабии (проведены топографическая съемка с целью составления планов и проверка ориентации осей храмов с применением геодезических приборов); в Греции изучено более сорока объектов, из них 21 на Афоне; в Сербии - около сорока ансамблей. Таким образом, исследованием охвачено более 50% всех существующих монастырей Балкан.

Разработана в табличной форме архитектурно-типологическая характеристика наиболее типичных монастырей Балкан (более 50 объектов, расположенных в областях наибольшей их концентрации) и России (31 объект из 14 областей европейской части страны), которые представляют репрезентативную выборку по монастырским ансамблям, включающих различные типы культовых и гражданских зданий, что способствует установлению типологических закономерностей православной монастырской архитектуры. Изучено около 360 источников, в том числе более 200 на иностранных языках, переведенных и критически осмысленных соискателем. Приведены материалы из архивных фондов Петербурга, Москвы, Бухареста, Кишинева и частных коллекций. Критический анализ данного материала позволил сформулировать и теоретически обобщить проблему совершенствования монастырской архитектуры в современных условиях на новой типологической основе зданий и сооружений.

Анализ современного состояния российских монастырей проведен на примере Соловецкого и ряда других комплексов с целью разработки проектов (дипломные работы архитектурного факультета ГУЗа) и региональных

программ развития сельских территорий европейской части России (в рамках научно-исследовательской работы «Междисциплинарная программа развития городов и сел: теория и практика»). Предложенная методика использована при изучении и проектировании различных архитектурных комплексов (кремль, некрополь).

Научная новизна работы заключается в следующем:

- разработана авторская комплексная методика исследования
монастырских ансамблей и прогнозирования их развития;

впервые по четырем балканским странам, с привлечением опыта России, систематизирован, теоретически обобщен и введен в архитектурную типологическую науку значительный теоретический и практический материал по архитектуре православных монастырей и типологии входящих в них зданий;

впервые определены классификационные архитектурно-типологические признаки монастырей (функциональные, церковно-канонические, ландшафтно-территориальные, архитектурно-композиционные) и на их основе разработаны классификации типов монастырей и их зданий;

установлены типологические закономерности архитектуры монастырей и разработаны положения в дополнение к нормативам СП (функциональное зонирование и дворовая структура монастырей, типология зданий); специфика и общие черты храмов и монастырских построек Балкан и России;

- разработаны концепция ансамблевости архитектуры монастырского
комплекса и прогностическая структурно-функциональная модель
архитектурной организации православного монастыря, которую рекомендуется
положить в основу творческой концепции архитектурной деятельности по
восстановлению, реконструкции и новому строительству монастырей.

Указанные положения выносятся на защиту.

Теоретическая и практическая ценность диссертации заключается в разработке положений по сохранению и обновлению монастырских ансамблей, по расширению номенклатуры монастырских зданий, их

площадей и уровня благоустройства, по изменению архитектурных решений монастырей при развитии в них светских функций и сохранении требований уединенного уклада жизни в монастырях.

Совокупность теоретических положений и практических рекомендаций позволили разработать методологические основы архитектурной типологии монастырских комплексов, их зданий и сооружений. Впервые объединение архитектурно-типологических основ и современного опыта строительства монастырей позволит совершенствовать монастырскую архитектуру с учетом адаптации зданий к новым социально-культурным функциям монастырей.

Исследованные принципы функционального зонирования и дворовой структуры балканских монастырей впервые позволили раскрыть суть уникальности организации архитектурного пространства монастырских ансамблей, которая заключается в "интерьерном" решении внутренних затесненных дворов при остро ракурсном зрительном восприятии главных храмов, в многообразии глубинно-пространственных перспектив, возникающих в связи с особенностями центрической планировки двора, в наличии органично дополняющих друг друга двух архитектурных масштабов храмов и жилой застройки, а также в связи замкнутых дворов с природой.

Предложена универсальная прогностическая модель архитектурно-пространственной организации монастырского ансамбля, разработанная на основе установленных закономерностей архитектуры монастырей, с учетом таких новых их функций, как туризм, музейная деятельность и расширенное паломничество. Модель является научно-практической предпосылкой для реконструкции и строительства монастырей на Балканах и в России.

Внедрение. Положения диссертации использованы при разработке четырех проектов: 1. "Реконструкция и приспособление Южного двора в Соловецком монастыре под музейную зону с разработкой музейных и административных помещений" (Реставрационный комбинат «Палата» Соловецкого монастыря); 2. "Реконструкция центра г. Коломны и новое строительство туристического центра вблизи Ново-Голутвина монастыря на

территории кремля и разработка туристических маршрутов"; 3. "Торгово-ярмарочный комплекс в г. "Коломне" (Администрация г. Коломны и РИК Минкультуры РФ); 4."Современный комплекс усыпальниц некрополя Православного центра в Подмосковье".

Положения внедрены в учебно-методические пособия для студентов (Государственный Университет по землеустройству, Теологическая Православная Академия Республики Молдова); в курсы лекций «История архитектуры», «История архитектурных стилей», «Паломнические и христианские маршруты Балкан и России» (Российская Международная Академия туризма в Москве).

Апробация работы. Положения диссертации доложены на 18 Международных и Всесоюзных конференциях и симпозиумах (1987-2004 гг.), отражены в 32 тезисах к докладам (Россия, Болгария, Румыния, Молдова, Эстония, Австрия), опубликованы в двух монографиях («Монастыри и скиты Бессарабии. Архитектурно-сравнительный аспект», Кишинев, "Музеум", 1999 г., 10,0 п.л. (на рум. языке); «Архитектура монастырей балканских стран и традиции византийского зодчества», Кишинев, "Руксанда", 2000 г., 20,0 п.л.) и более пятидесяти статьях в научных сборниках и журналах, а также в международных коллективных монографиях; апробированы в курсовом и дипломном проектировании ряда вузов (Государственный Университет по землеустройству, Международная Академия Туризма, факультет архитектуры Технического Университета, Теологическая Православная академия). Автором получены: Грант Фонда Сороса на издание монографии, Дипломы Первой степени и Грамоты Союза Архитекторов России за монографии, курсовые и дипломные проекты, а также дипломы 1 степени за участие в международных смотрах-конкурсах архитектуры 1997-2003 гг.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из двух томов. Первый том, объемом 300 страниц текста, включает введение, пять глав, выводы и список использованной литературы (более 360), а также 40 таблиц в приложениях. Второй том содержит 207 листов иллюстраций.

Деятельность архитектурных школ

Помимо зодчества Византии на общность архитектуры монастырей Балкан влияли и другие факторы - близкие природно-климатические и географические условия (горные и приморские ландшафты, мягкий климат, наличие сейсмических зон) и сходная историческая обстановка на трех историко-архитектурных этапах развития: византийское влияние (IX-XIII вв.), турецкая зависимость в XIV-XVII вв., национальное Возрождение XVIII-XX вв. Характеристика архитектуры каждой из балканских стран по трем этапам их развития исследована в разделе "Этапы формирования монастырских комплексов и их типологические особенности" (Приложение к Главе 1). С другой стороны под влиянием местных архитектурно-строительных школ, национальных традиций, использования различных строительных материалов, в странах развивалась самобытная монастырская архитектура.

Особенности архитектуры монастырей в разных странах тесно связаны с архитектурно-строительными школами, которые складывались в течение веков, вбирая все лучшее, что дали и культура византийского наследия, и народное зодчество, локальные традиции, а также опыт, заимствованный в практике соседних стран. Анализ деятельности этих школ является задачей настоящего раздела.

Методом картографирования нами выявлены зоны наибольшей концентрации монастырей, тесно связанные с географическими областями распространения деятельности архитектурно-строительных школ Византии, балканских стран и России (Табл. 5-6).

Балканские школы сложились под влиянием трех основных византийских архитектурно-строительных школ: Константинопольской, Восточной, (малоазийская), и особенно Греческой, с центрами в Салониках и Афоне.

Константинопольская архитектурная школа появилась в ранневизантийский период, и занимает особое место среди остальных [28]. -Зодчими константинопольской школы построен ряд родовых монастырей: Пантократора (усыпальница императора Мануила Комнина), Липса (усыпальница Палеологов), Хора. Достижением столичной школы является появление и развитие сложной крестово-купольнои системы с ее центричностью подкупольного пространства-квадрата, являющегося модулем построения храма, который продолжает применяться и в настоящее время.

Тенденция дальнейшего развития, заключавшаяся в стремлении слить внутренние объемы храма в единое пространство и сильнее подчеркнуть его центричность и крестовокупольность проявились в архитектуре храмов Константинопольской школы. Таким образом, в столичной школе, занимающей ведущее место, сложилась изысканная архитектура, связанная с религиозным культом - "вхождением в литургию". В этой связи столичная школа выбрала в качестве основного решения пятинефную церковь, более просторную, а также каркасную конструкцию купола на парусах и на опорах с большими проемами между ними. Художественный образ столичных храмов производит впечатление пространственной легкости, одухотворенности и слияния с окружающей средой [181]. Иерархия внутренних пространств создает динамику церкви, украшенной иконами и золотыми мозаиками, фресками, покрывающими поверхности стен и сводов [28].

Восточная (Малоазийская) архитектурно-строительная школа. Архитектура построек этой школы свидетельствует о большом сходстве с современными храмами Константинополя. Отличия проявляются в архитектурных конструкциях, в строительных материалах и художественной композиции храмов малоазийской школы [27].

Наиболее распространенным типом церкви восточно-византийской архитектурной школы являлась крестообразная базилика с куполом над средокрестием, состоящая из трех сводчатых нефов. Так, церковь св. Софии в Трапезунде (XIII в.) имеет базиликальную композицию и не отличается вертикальными пропорциями [281].

К зодчеству восточной школы относятся еще два типа: церковь с квадратным планом без нартекса и зальные церкви, генетически связанные с народным жилищем, квадратным в плане, перекрытым куполом с отверствием в замке, и имеющим каменные башни [253].

Известным монастырским памятником Восточной школы служит скальный комплекс в Капподокии (Х-ХІ вв.), который состоит из ряда церквей, келий и хозяйственных помещений [283].

Характерные черты Восточной школы, в сравнении с Константинопольской следующие: - преобладает архитектурный тип трехнефной церкви, в отличие от пятинефной крестовокупольной в Константинополе; - в кладке обычно применяли каменные блоки, в то время как в столице предпочитали легкий кирпич-плинфу с широкими слоями цемяночного слоя [ПО]. Суровый облик зданий Восточной школы, подчеркнут толстыми стенами с малыми оконными проемами. Для данной школы типичны: статичный характер мало расчлененных объемов, расположение зданий на возвышенных местах, господство ансамбля над окружающим пространством.

Церковно-канонические классификационные признаки и типология монастырей Балкан

Церковно-канонические классификационные признаки монастырей зависят от устава, состава населения и системы подчиненности в монастыре. Студийский Устав монашеской жизни, принятый в православных монастырях Балкан и, затем России, предусматривал проведение следующих послушаний: обучение монахов грамоте, обязательное ежедневное чтение книг в свободное время и молитву, которая продолжалась около восьми часов, а также занятия хозяйственными работами. Таков был распорядок в монастырях, с некоторыми исключениями во времена сезонных работ. Здесь переписывали богослужебные книги для монастырского пользования, дарения и на продажу. В каждом монастыре велось летописание, фиксировавшее наиболее важные события монастырской жизни [165]. Поощрялась благотворительность.

Наиболее строгий Устав принят в монастырях св. Горы Афон. На Афоне отсутствует светский образ жизни, здесь нет городов и сел; согласно Уставу св. Афанасия (основатель св. Лавры) на полуостров не допускаются женщины и даже животные женского пола. Афон является одним из самых посещаемых мест христианского мира многочисленными паломниками не только из Балкан, России, но и всего мира [115].

На основе церковно-иерархической структуры, общей для всех православных монастырей, принятой Православной Церковью [116,33] и записанной в уставах монастыря, установлена классификация монастырей по группе церковно-канонических признаков, формирующих основы жизнедеятельности монашеской жизни и архитектурно-планировочную композицию монастыря с соответствующими типами зданий и сооружений (Табл. 10):

- по составу обитателей монастыри подразделяются на мужские (обычно более крупные) и женские, что влияет на размеры и состав построек комплекса и определяет преобладающие виды хозяйственной деятельности;

- по уставу регламентирующему уклад жизни в монастыре существуют два типа - общежитийный монастырь (по греч. «киновия», по латыни «коммуна») с общим имуществом обитателей, и второй - особожительный (идиоритмический) с отдельным проживанием монахов, имеющих частную собственность и небольшие земельные участки. Ко второму типу относились долгое время монастыри на Афоне (сегодня они все представляют киновии), и до сих пор такой образ жизни ведут небольшие болгарские и румынские женские монастыри. В настоящее время киновиальный уклад жизни, распространенный больше, обуславливает закрытую планировку ансамбля, замкнутую стенами или оградой в определенных границах. Особожительный монастырь имеет открытую планировку монастыря со свободным расположением жилых домов келий с земельными участками при них, вокруг площади с одним или несколькими храмами. Так, румынский монастырь Голия, расположенный в окрестностях города Яссы (основан в 1550-1560 гг.) отличается идиоритмическим (особожительным) укладом жизни, где обитатели занимаются различными видами деятельности, в основном промыслами. В монастыре отсутствуют общие жилые и хозяйственные постройки, монахини собираются в церковь только на богослужения; - по системе подчиненности (иерархии), управлению и значимости монастыри делятся на: Лавры (крупные мужские монастыри, от греч. «поселение»), ставропигиальные (патриаршие), митрополичьи, пустыни и скиты (от греч. «кожа» - одеяние отшельника); - по праву владения земельной собственностью монастыри были: вотчинные и безвотчинные. Этот признак определяет архитектурный состав и типы подсобных построек, обусловленные направлением хозяйственной деятельности монастыря.

Типология монастырей во многом связана с церковно-каноническими классификационными признаками. Анализ ряда монастырей позволил установить следующие типологические группы монастырей, различающиеся размерами территории и сложностью архитектурной организации комплекса (плотность застройки, характер деятельности и взаимосвязь между парадными и хозяйственными дворами) и разработать номенклатуру зданий по типам монастырей: - тип крупного монастыря (в том числе Лавра) площадью около 1,0 га (до 3 га) на Балканах и 5-Ю га в России, включает один парадный и два-три жилых и хозяйственных дворов с многочисленными храмами и вспомогательными постройками; - тип среднего монастыря площадью до 0,5-1 га на Балканах и 3-5 га в России, включает парадный двор, отделенный от небольшого хозяйственного корпусами келий. Набор построек мало отличается от крупного монастыря; - тип малого комплекса площадью до 0,3 -0,5 га на Балканах и менее 3 га в России, включает небольшое здание храма, жилые и подсобные постройки; - скит включает один двор, отвечающий культовой и жилой функциям; - пустынь состоит из часовни и кельи или несколько келий для отшельников в пещерах (после XIII в. связана с отшельничеством исихазмом, принятым еще в Византии).

Разработана номенклатура монастырских зданий в зависимости от величины монастыря: в крупном и среднем (главный храм на 200-1000 человек; малые храмы - надвратный, трапезный, больничный, домовый, колокольня, часовни; жилые - дом наместника, келейные корпуса, гостиницы; просветительские - воскресные школы, мастерские, церковная лавка; подсобные - трапезная, кухни, бани, склады, гаражи; в малом монастыре (храм на 100-300 человек, храм домовый, один-два келейных жилых корпуса, дом наместника, гостиница, хозяйственная служба, церковная лавка, подсобные постройки).

Объемно-пространственный анализ монастырской архитектуры

Проведенное исследование определило, что архитектура монастырских комплексов Балкан рассчитана на панорамное их восприятие, обусловленное их расположением на склонах, на фоне гор, тесно связанное с окружающим ландшафтом. Общей характеристикой монастырей служит направленное психологическое воздействие архитектурно-ландшафтной среды ансамбля, созданной индивидуальным решением в каждом отдельном монастыре.

Сравнительный анализ объемно-пространственных композиций балканских монастырей показал, что они построены на основе принципов иерархии высот строений, соразмерности и уравновешенности масс и пространств в ансамбле.

Принцип иерархии высотных элементов в объемно-пространственной композиции монастыря заключается в использовании системы вертикальных доминант - расположения основных, второстепенных и вспомогательных зданий в соподчинении их к объему главного храма. Такой подход способствует выделению акцентов: доминирующих купольных храмов и колоколен, расположенных близко между собой; затем - второго уровня -часовен, трапезных, жилых корпусов, стен монастыря; третьего - одно-, двухэтажной фоновой застройки.

Проиллюстрируем реализацию принципа иерархии на примере румынских монастырей, которые имеют замкнутую планировку, в основном, с четырехугольной, а иногда и многоугольной конфигурацией монастырских дворов, в зависимости от рельефа местности. Монастыри, как правило, моноцентричны, то есть монастырские постройки сосредоточены вокруг одноглавого высокого, крупного храма с одной или несколькими вертикальными доминантами в силуэте ансамбля.

Иерархия вертикальных элементов монастыря Нямц (Т2, с. 166) выражена контрастом между самыми высокими колокольней и крупным храмом в ансамбле, второстепенной, окружающей двор застройкой-каре и низкими дополнительными акцентами. Этот контраст вертикальных доминант привлекает особое внимание к объему храма - корабля. С учетом доминанты высокого собора - удлиненного одноглавого храма монастыря, построены малая зимняя церковь и две часовни, открытая круглая беседка афонского типа перед храмом. Перед входом в монастырь, за пределами его стен, построено более низкое купольное центрическое круглое здание крещальни с купелью, подобное итальянскому баптистерию. Более сложную двухуровневую иерархию высот в ансамбле представляет композиция монастыря Драгомирна (Т.2. с. 172). Двор монастыря прямоугольной формы окружен каменными стенами с четырьмя башнями, укрепленными контрфорсами. В его центре стоит высокий объем белокаменного храма, укрепленного контрфорсами в восточной части. Однокупольное его завершение в форме колокола поднято на двухъярусный, звездчатый в плане пьедестал и стройный световой барабан, украшенные ажурной каменной резьбой. При этом высота вальмовой кровли с куполом храма составляет половину его фасада. По периметру двора расположены двухэтажные монастырские постройки, каменные с двускатными черепичными кровлями, выделяющие выразительный объем храма.

Второй уровень иерархии составляет арочный вход во двор, размещенный в центре южного крыла. Портал находится в трехъярусной башне -колокольне. Рядом с ней построен дом игумена с готическим внешним и внутренним декором - «Готический зал» [349]. Такой прием часто встречается в дворцовых комплексах Румынии. В южном крыле обычно расположены корпуса келий с открытыми галереями на деревянных колоннах с парапетами. Таким образом, вертикальные акценты удалены друг от друга на определенное расстояние, что, однако, не нарушает целостности ансамбля.

В иерархии высотных доминант монастырского ансамбля Пробота (Т.2. с. 167) выделен объем главного храма (в готическом стиле), который возвышается над постройками в квадратном дворе монастыря, окруженного стенами с дозорными башнями [206]. Его главенствующее положение подчеркнуто красочным декоративным и выразительным стилевым решением. Фасады украшены декоративными мраморными и керамическими плитками, поливными дисками и розетками, стены облицованы разными по цвету материалами (красный кирпич, белый камень). По периметру монастырского двора построены в основном, двухэтажные каменные жилые здания с галереями на вторых этажах, а на первых и подвальных размещены склады и амбары. Второй высотной доминантой монастыря Пробота является надвратная башня с колокольней. Таким образом, иерархия высот монастыря характеризуется тремя уровнями: храм, колокольня и фоновая застройка.

Типология культовых, жилых и других монастырских построек

Общность путей развития православной монастырской архитектуры Балкан и России на византийской первооснове, подтверждают авторы Е.Кириченко, Т.Славина, А.Щенков, А.Иконников, Ю.Савельев и др., которые писали о «русско-византийском» и «византийском» стилях в храмовой архитектуре России [58, 165]. Вопросы византийского стиля на примере ряда проектов рассмотрены диссертантом в Приложении к главе 4 (раздел 2 "Византийский стиль в церковном зодчестве России").

Новое строительство монастырских храмов в России относится больше к византийскому типу и стилю. Храм Христа Спасителя, также как и новый храм св. Троицы Патриаршего подворья на Борисовских прудах в Москве (2004 г.) выполнены в русско-византийском стиле (Табл. 27). Храм св. Троицы - однокупольное крестообразное здание с четырьмя приделами, здесь устроен уникальный фарфоровый иконостас, цокольный этаж предназначен для совершения обряда крещения, и включает зал собраний. Центральный купол с позолоченным крестом и полукупола приделов, звонницы и часовни покрашены в голубой свет - символ Божьей матери и ангелов. Стены здания выполнены на бетонной основе с облицовкой, купола и полукупола на металлическом каркасе, кровли построек покрыты «мягкой» черепицей. В архитектуре комплекса использована стилизация византийских капителей, аркатурных поясов и древнерусского стиля (надвратная звонница), а также элементы благоустройства (фонари и мост) в классицистической трактовке.

Сегодня в Сербии реконструкция и новое строительство храмов и монастырей ведется также в «сербско-византийском» стиле (новый многокупольный собор св. Саввы в Белграде - купол бетонный). В окрестностях Афин в 1980-х годах, построена Новая Великая лавра в стилистике афонских монастырей, сохраняющая высокую плотность застройки территории (около 80%) каменно-кирпичными зданиями. Арки построек в болгарских монастырях возводят из камня и кирпича с бетонными вставками.

Проекты румынских архитекторов (конкурс на новые православные храмы 1999г.) выполненные на византийской основе, сохраняют символико-теологические и архитектурные признаки византийских традиций и характеризуются «неорумынским», т.е. румыно-византийским стилем. Среди них отметим: православную румынскую церковь в Иерихоне, церковь и колокольню в архитектурном комплексе Бухареста, домовые церкви в Брашове, студенческий храм в Тимишоаре. Большинство храмов кирпичные и железобетонные, облицованные каменными плитами, оштуктуренные каменной крошкой (церковь Петра и Павла в Клуж-Напоке).

Таким образом, в контексте современной культурной ситуации России, как и на Балканах, стилистика храмов при реставрации, реконструкции и новом строительстве следует архитектурным формам времени первоначальной постройки (стилистическая и историческая реставрация). Нововведения в архитектуре храмов связаны с выявлением местного колорита (формы куполов, кровель, аркады, кладка), а также использованием пластических возможностей новых прогрессивных материалов (бетон, металлочерепица).

К прогрессивным, рекомендуемым решениям относятся: бесстолпный тип храма и модульное его построение (модуль равный размерам подкупольного квадрата - его стороне или диагонали, принципы подобия, целых чисел); устройство вспомогательных помещений в нартексе и экзонартексе -концепция «роста» храма (возможность использования подземного пространства), включение в структуру храма помещений "светского" назначения (залы собраний, выставочные залы, трапезные для торжественных приемов, служебные и торговые помещения), адаптация архитектуры построек к современным условиям комфортности пребывания. Планировка зданий и организация территории морнастыря, обеспечивающие беспрепятственное перемещение и доступ маломобильным группам посетителей к местам общественного обслуживания (входные узлы, места для стоянки автомашин инвалидов, инженерное и информационное обустройство), должны отвечать условиям, объединяющим впервые социальные и архитектурно-художественные аспекты монастырского строительства. Предложенные рекомендации могут быть полезными для современной адаптации монастырей России.

Похожие диссертации на Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов : На примере балканских стран