Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические особенности межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций (На примере этногрупп Республики Дагестан) Суюнова Джамиля Наврузовна

Психологические особенности межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций (На примере этногрупп Республики Дагестан)
<
Психологические особенности межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций (На примере этногрупп Республики Дагестан) Психологические особенности межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций (На примере этногрупп Республики Дагестан) Психологические особенности межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций (На примере этногрупп Республики Дагестан) Психологические особенности межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций (На примере этногрупп Республики Дагестан) Психологические особенности межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций (На примере этногрупп Республики Дагестан) Психологические особенности межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций (На примере этногрупп Республики Дагестан) Психологические особенности межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций (На примере этногрупп Республики Дагестан) Психологические особенности межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций (На примере этногрупп Республики Дагестан) Психологические особенности межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций (На примере этногрупп Республики Дагестан)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суюнова Джамиля Наврузовна. Психологические особенности межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций (На примере этногрупп Республики Дагестан) : Дис. ... канд. психол. наук : 05.26.02 : Санкт-Петербург, 2003 190 c. РГБ ОД, 61:03-19/520-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Межэтническая напряженность как актуальная социально-психологическая проблема 11

1.1. Межэтнические конфликты (актуальность, классификация,причины, особенности) и современность 11

1.2. Психология национально-этнических групп (этнопсихология) 22

1.3. Феноменология, теоретические основы и сущность межэтнической напряженности 30

1.4. Чрезвычайные ситуации (определение, классификация, сущность) и их взаимосвязь с межэтнической напряженностью 51

1.5. Общая характеристика современной ситуации на СеверномКавказе 56

1.6. Резюме по первой главе 65

Глава 2 Объем, условия и методы исследования 67

2.1. Общая характеристика, объем и условия исследования 67

2.2. Методические особенности и психологические методы исследования межэтнической напряженности 69

2.5. Статистический анализ результатов исследования 78

Глава 3 Исследование межэтнической напряженностив условиях чрезвычайных ситуаций (на примереэтногрупп Дагестана) 81

3.1. Анализ чрезвычайных ситуаций, техногенных аварий и катастроф в республике Дагестан 81

3.2. Психологические особенности этногрупп республики Дагестан 94

3.3. Психологические особенности взаимодействия различныхэтногрупп как фактор межэтнической напряженности

3.4. Исследование причин и социально-психологических факторовмежэтнической напряженности, стратегий и психологическихстереотипов поведения этногрупп 120

3.5. Исследование психологических особенностей и стилей поведения представителей этногрупп в условиях этнических миграций при чрезвычайных ситуациях 141

3.6. Результаты оценки этнопсихологической компетентности спасателей МЧС России и специалистов службы «Медицина катастроф» 153

3.7. Рекомендации по оптимизации межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций 156

3.9. Резюме по главе 161

Заключение 164

Выводы 167

Практические рекомендации 169

Список использованной литературы 171

Приложение 183

Введение к работе

Актуальность работы. Последние десятилетия XX века характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций [30, 91, 109]. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биолого-социальных (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания, эпидемии и др.), экологических и социально-политических (войны, общественные беспорядки, терроризм, межнациональные и межэтнические конфликты) чрезвычайных ситуаций важную роль играет не только деятельность подразделений МЧС России, но и учет многих региональных и социально-психологических факторов [80, 107, 171].

Среди этих факторов для современной России, как и для других многонациональных, полиэтнических государств, чрезвычайно актуальны и трудноразрешимы вопросы, связанные с противоречивостью отношений между нациями и народностями. Кроме того, современный этап развития цивилизации характеризуется прогрессирующими и переходящими в ярко выраженную агрессивность, отношениями между государствами, народами и этническими группами [130, 152].

В связи с этим в рамках этнопсихологии большая значимость отводится проблеме межэтнических конфликтов, изучению особенностей их проявления, развития и урегулирования. При этом отмечается высокая актуальность исследования межэтнических конфликтов в условиях различных чрезвычайных ситуаций [150]. Однако, число исследований в этом направлении крайне ограничено.

Экономическая и политическая нестабильность, социальная незащищенность граждан, глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов, обострили проблему этнического взаимодействия. В настоящее время различия между этническими общностями проявляются в неоднозначной реакции на политику правительства, появление очагов эпидемии конфликтов, потенциаль-

ных кризисных и чрезвычайных ситуаций на региональном и федеральном уровне [147-151].

Анализ социально-экономической ситуации показывает, что в период социальных потрясений отношения между этническими группами, принимают наиболее острую форму. При этом, этнический фактор приобретает ключевое значение в общественно-политической жизни, обусловливая возникновение межэтнических конфликтов и локальных войн [168, 196].

Наблюдающий сегодня во всём мире рост этнического самосознания, сопровождается обострением межнациональных отношений, возникновением конфликтов и противоречий на этнической основе, что определяет высокую актуальность психологических исследований межэтнической напряженности.

Особое место в таких социальных средах занимают этнические группы, живущие в едином географическом пространстве и соединенные общей исторической судьбой [5, 16]. Особенно это актуально для Российской Федерации, относящейся к одной из самых многонациональных стран мира (более 150 этнических групп), где одним из наиболее сложных и конфликтных регионов является Северный Кавказ [41].

Для Северного Кавказа характерно переплетение общенациональных тенденций с местной этнической спецификой, проявляемой в замкнутости для внешних влияний, консерватизме, традиционализме и патриархальности социальных отношений, регламентированности, стабильности систем ценностей, устойчивости перцептивных схем, поведенческих и психологических стереотипов [68, 95].

Все перечисленные особенности характерны для Дагестана, представляющего собой уникальный феномен лояльного взаимодействия и этнической консолидации, более 30 коренных этносов, компактно проживающих на сравнительно небольшой территории [137, 171]. Этногенетическое родство сближает народы Дагестана, веками проживающих в едином геоисторическом пространстве, имея общие формы хозяйствования.

Однако, несмотря на этноинтегрируюшую роль общедагестанских обычаев и традиций, этнические группы различаются по целому ряду признаков: язык, территория проживания, специфика внутриэтнических обычаев, обрядов, культуры и быта, психологические особенности личности представителей этногрупп, что определяет межэтническую напряженность их отношений [189]Геополитическая ситуация северокавказского региона, единство региональных проблем, сложная структура экономических связей, оказывают существенное влияние на межэтническую ситуацию в Дагестане, что актуализирует психологические исследования этнических проблем в условиях чрезвычайных ситуаций.

На современном этапе развития этническое взаимодействие происходит в сложнейших условиях демократизации, в атмосфере территориальных и межэтнических конфликтов, как в регионе, так и в сопредельных - Чечне, Азербайджане, Грузии и т.д.

Следовательно, особую значимость приобретают вопросы психологического исследования межэтнической напряженности и взаимодействия этнических групп в условиях чрезвычайных ситуаций. Полученные данные о психологических особенностях поведения различных этнических групп позволят понять сущность происходящих социально-психологических процессов, прогнозировать и своевременно устранять возможные межэтнические конфликты и чрезвычайные ситуации.

Это обусловило выбор цели и задач настоящего исследования.

Цель исследования: на основе психологического анализа причин межэтнической напряженности и социально-психологического изучения представителей различных этногрупп (на примере основных этногрупп республики Дагестан), выявить ведущие психологические особенности межэтнического взаимодействия в ЧС и обосновать рекомендации по эффективному урегулированию межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций.

Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

на основе теоретического анализа межэтнических конфликтов, концептуальных основ, феноменологии и структуры межэтнической напряженности представителей различных этногрупп, ее взаимосвязи с чрезвычайными ситуациями обосновать направления собственного исследования;

проанализировать чрезвычайные ситуации, техногенные и природные катастрофы в Республике Дагестан, выявить их структуру, особенности, материальные и психологические последствия;

выявить социально-психологические особенности, причины и условия межэтнической напряженности представителей основных этногрупп (на примере Республики Дагестан) в условиях чрезвычайных ситуаций на Северном Кавказе;

- исследовать влияние межэтнической напряженности в условиях чрезвы
чайных ситуаций на поведенческие реакции, психологические стереотипы
представителей различных этногрупп и их самооценку;

- выявить основные стили поведения и психологические особенности
представителей различных этногрупп, обусловливающие межэтническую на
пряженность в условиях чрезвычайных ситуаций;

оценить этнопсихологическую компетентность специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

обосновать рекомендации по эффективному урегулированию взаимоотношений и межэтнической напряженности представителей различных этногрупп в условиях чрезвычайных ситуаций социально-психологического характера.

Объект исследования: представители различных этнических групп Республики Дагестан в условиях чрезвычайных ситуаций на Северном Кавказе.

Предмет исследования; межэтническая напряженность как психологическая характеристика взаимодействия представителей различных этногрупп в чрезвычайных ситуациях.

Гипотеза исследования. Уровень межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций детерминирован социально-психологическими

8 характеристиками и особенностями этногрупп (поведение, общение, самосознание, ценностные ориентации, этнические стереотипы). Он определяется эт-ноконсолидирующими и этнодифференцирующими признаками, приверженностью к национальным ценностям (язык, культура, обычаи, традиции), предопределяющими авто- и гетеростереотипы, что необходимо учитывать при организации и проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации различного типа чрезвычайных ситуаций.

Научная новизна исследования. Впервые в рамках психологии безопасности выявлены психологические особенности, проявления и признаки межэтнической напряженности представителей различных этно-групп (на примере Республики Дагестан) при чрезвычайных ситуациях. Показано влияние ауто- и гетероэтнических стереотипов на уровень межэтнического взаимодействия. На основе теоретического анализа межэтнических конфликтов и феноменологии межэтнической напряженности различных этногрупп показаны их взаимосвязи и психологические особенности проявления в различных чрезвычайных ситуациях. Выявлены социально-психологические особенности, причины и условия межэтнической напряженности представителей основных этногрупп Республики Дагестан в условиях чрезвычайных ситуаций на Северном Кавказе. Изучено влияние межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций на поведенческие реакции, психологические стереотипы представителей различных этногрупп и их самооценку. Выявлены основные стили поведения и психологические особенности представителей различных этногрупп, обусловливающие межэтническую напряженность в условиях чрезвычайных ситуаций.

Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты исследования имеют большое научно-практическое значение, их практическое использование позволит внести существенный вклад в повышение эффективности урегулирования межэтнических конфликтов в повседневных условиях и чрезвычайных ситуациях. Высокую практическую значимость имеют рекомендации по психологической оценке особенностей взаимоотношений и

9 межэтнической напряженности представителей различных этногрупп в условиях чрезвычайных ситуаций социально-психологического характера. Полученные в ходе исследования данные отражают информативность разноуровневых психологических тестов для комплексной оценки межэтнической напряженности в чрезвычайных ситуациях. Результаты исследования могут быть также использованы в учебном процессе вузов при подготовке психологов, социальных работников и спасателей МЧС России к деятельности в регионах с большим количеством этногрупп.

На защиту выносятся следующие научные положения;

  1. Межэтническая напряженность, как психологическая характеристика взаимодействия представителей различных этногрупп, имеет особенности проявления в обычных и чрезвычайных ситуациях, детерминируется комплексом социально-психологических причин и условий, психологическими особенностями и ведущими стилями поведения представителей различных этногрупп.

  2. Тип чрезвычайной ситуации на территории проживания представителей различных этногрупп детерминирует психологические особенности межэтнического взаимодействия от кооперации и сотрудничества до межэтнической напряженности и конфронтации, что необходимо учитывать при организации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в полиэтнических регионах.

3. Поведенческие и психологические реакции представителей различных
этногрупп в условиях чрезвычайной ситуации определяются типом и причи
нами ЧС. В условиях ЧС техногенного, природного, экологического характера
отмечается умеренная межэтническая напряженность, происходит сплочение
представителей различных этногрупп. В условиях ЧС социально-психоло
гического характера (вооруженные и межэтнические конфликты, террористи
ческие акты) между представителями различных этногрупп происходит ра
зобщение, недоверие, ненависть и т.д. Консолидирующими факторами явля
ются авто- и гетеростереотипы, позитивные психологические установки на

10 взаимопомощь, а величина психологической дистанции этногрупп является способом психологической защиты этнической общности.

Апробация результатов работы. Материалы диссертации и ее отдельные фрагменты отражены в 12 научных работах, из них 8 опубликованы. Результаты работы апробированы на Международных научно-практических конференциях «Медико-биологические последствия чрезвычайных ситуаций» (СПб.,2001), «Актуальные проблемы коррекционной психологии, медицины, педагогики» (СПб.,2001), Всеармейской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих» (СПб,2001), научно-практическом семинаре «Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций» (М.,2001), семинарах и совещаниях психологов и руководителей ПСФ МЧС России, Всероссийском семинар-совещании руководителей подразделений психологического обеспечения МВД России (М.,2002).

Реализация работы и связь с НИР. Основные результаты исследования использованы при разработке «Положения о психологической службе МЧС России», утвержденного приказом МЧС России N218 от 25.04.03г., реализованы в учебно-методическом пособии «Психология межэтнической напряженности: теория и практика» (М., 2003). Исследование проводилось в ходе выполнения плановых НИР «Исследование средств, способов, методик и организационно-штатной структуры психологического обеспечения деятельности специалистов поисково-спасательных формирований МЧС России», «Разработка методических основ системы психологического обеспечения спасателей МЧС России», выполнявшихся ЦЭПП ВЦЭРМ МЧС России.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 190 листах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложения и списка использованных литературных источников. Текст диссертации иллюстрирован 13 таблицами и 12 рисунками.

Психология национально-этнических групп (этнопсихология)

Прежде чем рассматривать межэтническую напряженности и психологию национально-этнических групп, представляется актуальным дать краткие определения ключевых терминов диссертации, а именно, понятиям «этнос» и «нация».

В настоящее время под понятием «этнос» понимают часть населения, возникшую в процессе этногенеза, т.е. процесса возникновения этнической общности и ее самосознания [20,28]. Этногенез связан с глоттогенезом (образованием языка), культурогенезом (становлением культуры). Важной характеристикой этногенеза общности служит ее этноним, т.е. возникновение названия и самоназвания любого этноса: народа, племени, народности, нации и т.д.

Отличительным признаком этноса является этническое сознание с изначальным противопоставлением своей группы другим ("Мы-Они") [68, 89]. В действии антитезы "Мы-Они" проявляется влияние естественно-психологического механизма, посредством которого человек осознавал свою первоначально родовую, клановую, племенную, затем национально-этническую принадлежность, идентифицируя себя со своей группой, разделяя ее ценности и отождествляя себя со всем положительным, эталонным, свойственным этой группе и отделяя себя от других.

Как справедливо отмечает Л.Г.Почебут [152], этническое сознание - часть общественного сознания (теоретического и обыденного, идеологии, общественной психологии, политического, правового, морального, религиозного, философского сознания и др.), несет на себе черты национального своеобразия. Оно включает в себя этническое самосознание (осознание человеком и группой людей своей принадлежности к определенной этнической общности) и восприятие других этносов. Оно - важный элемент этнической идентичности, общности этноса. Как особую разновидность этнического самосознания выделяют национальное самосознание как осознание человеком, группой принадлежности к определенной нации, приверженности к ее ценностям, идеалам, достижениям, вкладу в развитие государственности (особенно в многонациональных странах), осознание ее места и роли в системе межнациональных отношений, а также осознание самобытности, уникальности культуры [150, 152, 201].

В основе образования этноса лежит комплементарность (сходность жизненных установок) и стереотип поведения, которые возникают в процессе совместной жизни и исторического развития [10, 165]. Определяющим, главным фактором выделения этноса является общность исторической судьбы, формирующей особый поведенческий тип этноса, систему субъективных ценностных отношений, отличных от других, где язык, религия являются важными, но дополнительными элементами этого процесса.

Этнос включает в себя всю совокупность биосоциальных особенностей физического и психического склада людей, входящих в него, социально-экономических условий (территория возникновения, "место развития"), хозяйственных и бытовых навыков и социально-культурных факторов (язык, религия и духовные традиции, народное творчество и искусство, предания, эпос) [113, 132]. Связанная одинаковым происхождением, материальной и духовной культурой, общность людей, образующая этнос, отличается особым типическим восприятием жизни, общностью (одинаковостью) духовного склада, отношения к внешнему миру, которое формирует стереотипы, необходимые для самоопределения человека в духовной и социально-политической жизни этноса и общества.

Вопросы теории и психологии этноса затрагивались в трудах Л.Н.Гумилева [54], Ю.В. Бромлей [29], В.А. Тишкова [180].

Понятие нации имеет неоднозначное толкование. Согласно распространенной сейчас среди российских ученых точки зрения, нация является типом этноса, который характерен для развитого классового общества. Нации могут быть гомогенными и гетерогенными. Различие между ними в том, что первые сформировались на основе одного этноса (например, польская нация), а вторые - в результате взаимодействия различных этнических групп (например, почти все латиноамериканские нации). Поэтому для национальной общности в отличие от этнической наиболее характерными признаками являются социально-экономические (прежде всего наличие общего рынка в рамках всей территории страны), политические (наличие определенной формы государственности, а также унификация языка и др.) [151].

Распространенной формой организации этноса является этническая группа [112, 125]. Она выступает в виде субэтноса, т.е. региональной части какого-либо этноса, не вполне слившейся с ним и имеющей особенности разговорного языка (диалект), культуры и быта, а также особое самосознание и самоназвание (гуцулы - среди украинского народа, сваны - среди грузинского и т.д.). Во втором случае этнической группой называют небольшую часть определенного этноса, территориально отделившуюся в результате миграции (немцы в Казахстане, поляки в Литве и др.), но сохранившую прежнее этническое самосознание, язык, особенности культуры и быта. В этом смысле ее можно рассматривать как национальное меньшинство в структуре иного этноса.

Психологию этноса (нации) принято рассматривать как присущую представителям данного народа совокупность традиционных, передающихся из поколения в поколение особенностей поведения и психической деятельности [5, 181]. Она представляет собой одну из устойчивых основ поведения людей одной нации, даже принадлежащих к различным социальным слоям, классам.

Психология этнической общности представляет собой сложное структурное образование. В ее структуре традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Психологические явления, которые сложились в процессе исторического развития этноса и долгое время сохраняются и закрепляются в психологических особенностях людей, относят к статическим, устойчивым компонентам. Кратковременные же психические явления, которые изменяются, появляются и пропадают, рассматриваются как динамичные компоненты психологии этноса [186].

К статическим компонентам относятся психический склад этноса и этническое сознание. К динамическим - этнические чувства и этнические вкусы [5].

Психический склад этноса - это специфический способ восприятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. Он создается из поколения в поколение. Каждый исторический этап оставляет на нем свой след. Он включает в себя совокупность психических черт (установок, ценностей, убеждений, предрасположений), которые присущи представителям того или иного этноса (нации). Так как эти черты у разных людей весьма различны, в психический склад нации включаются: общие психические черты; доминирующие черты, т.е. присущие многочисленным группам этноса; модельные черты - те, которые являются наиболее типичными и специфическими. Психический склад включает в себя черты свойственные данному этносу, а также имеющиеся у других народов. Основными элементами психического склада обычно называют: национальный (этнический) характер, этнический темперамент, этнические традиции и обычаи.

Анализ литературы по рассматриваемой проблеме показал, что большин-сво авторов рассматривают национальный характер как понятие, обозначающее взаимосвязанный ряд установок, ценностей, мотивов, стремлений, защитных механизмов, которые регулируют привычные и значимые действия индивидов данной национальной группы [22, 28]. К числу проявлений национального характера относятся народные танцы, мелодии, произведения народного фольклора (национальный эпос, пословицы, поговорки и т.п.), произведения литературы, искусства, чувства, обычаи, язык и нравственно-этическая сфера.

Чрезвычайные ситуации (определение, классификация, сущность) и их взаимосвязь с межэтнической напряженностью

Последние десятилетия XX века характеризуются заметным увеличением количества и масштабов катастроф, как природных, так и связанных с деятельностью человека. Так, в период с 1963 по 1992 гг. количество произошедших в мире природных катаклизмов с высоким экономическим ущербом выросло в 4,1 раза, а число серьезных техногенных чрезвычайных ситуаций в нашей стране с 1991 по 1995 гг. - почти в 5,4 раза (Шойгу С.К. и др. 1997). Являясь своего рода оборотной стороной научно-технического прогресса, эти катастрофы, наряду со значительными материальными потерями, приводят к гибели людей, возникновению массовых поражений и заболеваний, загрязнению окружающей среды, другим неблагоприятным последствиям.

Реалии современной жизни человечества позволили в существенной мере пересмотреть подходы к предотвращению подобных ситуаций. В сфере опасных природных явлений к приоритетным в настоящее время относятся проблемы их прогнозирования, подготовки к минимизации и ликвидации последствий, предотвращения тех из них, которые провоцируются деятельностью человека. В техногенной сфере изменение взглядов касается в первую очередь представлений о реальности их полного предупреждения. Если в середине века широко дискутировалась концепция так называемого "нулевого риска", то есть создания совершенно безаварийных технических систем, то в настоящее время ясно, что разработка подобных систем практически невозможна, а в качестве концептуальных рассматриваются положения о "приемлемом", "управляемом", "контролируемом" риске, содержащие признание того факта, что в обозримом будущем катастрофы неизбежны, а главная задача состоит в снижении их частот, масштабов, предупреждении и ликвидации последствий.

В различных станах мира эти задачи решаются по разному. В России традиционно вопросы, связанные с ликвидацией последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий являются функцией государства, что закреплено в ст.72 Конституции Российской Федерации. В последние годы, по существу, сложилась система взглядов, а также созданы организационные формы и материально-техническая база решения указанных вопросов на различных государственных уровнях. Функции координирующей и осуществляющей основной объем практической деятельности в данной сфере системы возложены на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Основной формой реализации этой деятельности является Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС), представляющая собой государственную организационно-правовую структуру, объединяющую органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Ключевым понятием, использующимся в системе РСЧС, является чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифетотии, применения современных средств поражения или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей..

Под источником ЧС понимается опасное природное явление или антропогенное происшествие, широко распространенное заболевание людей, животных и растений, а также современное средство поражения, в результате применения которого возникла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (Каталог) [80].

При этом авария определяется как опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшая серьезный ущерб окружающей среде [80].

В качестве опасного природного явления рассматривается событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду. Крайний вариант опасного природного явления - стихийное бедствие: разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

ЧС характеризуется рядом параметров - сферой и причинами возникновения, масштабами, длительностью и интенсивностью действия поражающих факторов, количеством пострадавших (погибших), степенью влияния на окру 54 жающую природную среду. Существует несколько градаций видов указанных ситуаций. Как правило, при характеристике ЧС по сфере и причинам возникновения выделяют следующие их варианты: - природные (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и т.д.); - техногенные (аварии и катастрофы в промышленности, на транспорте); - биолого-социальные (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания -эпидемии, эпизоотии, эпифетотии); - социально-политические (войны, общественные беспорядки, терроризм, голод и др.); - экологические (наличие в почве, воде и атмосфере вредных веществ выше ПДК, резкое изменение климата, разрушение озонового слоя и т.д.) [80].

ЧС различной природы характеризуются также поражающими факторами и зонами распространения. Под зоной чрезвычайной ситуации понимают территорию или акваторию, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений и (или) возникла угроза жизни и здоровью населения, а также может быть нанесен ущерб объектам народного хозяйства и окружающей природной среде.

Поражающий фактор источника ЧС - это составляющая опасного явления или процесса физического, химического или биологического (бактериального) характера, вызываемого источником чрезвычайной ситуации и приводящего к поражению людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства и иного назначения, а также элементов окружающей природной среды [80].

Методические особенности и психологические методы исследования межэтнической напряженности

В понимании и анализе национально-психологических явлений и процессов, важное значение имеют прикладные аспекты исследования. Психологическое исследование предполагает изучение психологических особенностей представителей одной, или сразу нескольких этнических общностей, через сравнение и сопоставление особенностей представителей различных этнических групп. При этом в первом случае это делается после завершения собственно исследования, или же используемые методики адаптируются для изучения конкретной этнической общности. Во втором же случае идет одновременное сравнительное изучение этнопсихологических характеристик представителей нескольких национально-этнических групп.

Для данного диссертационного исследования интересен, прежде всего, механизм социальной стереотипизации процесса межличностного и межэтнического взаимодействия, со значимыми характеристиками восприятия друг друга при чрезвычайных ситуациях. Одной из характеристик восприятия друг друга в данном психологическом исследовании рассматривается национальное самосознание, характеризующее осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осмысление положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями, обеспечивающее выделение этноспецифических элементов материальной, социальной и духовной культуры [173].

Соответственно, важнейшим элементом национального самосознания выступают национальные чувства, отражающие эмоциональные отношения к ценностям своего этноса, к адекватным ценностям других этногрупп, а также различное эмоциональное реагирование на то или иное внешнее явление, или событие. В национальных чувствах выражается, ценностное отношение субъекта к объекту, как эмоционально-психологическая оценка тех или иных общественных событий, ситуаций, фактов.

Кроме того, национальное самосознание включает национальную самоидентификацию, представление об этноконсолидирующих и этнодифференци-рующих признаках, самовосприятие и самоотношение, этнические стереотипы, этнические чувства и т.д.

Другой важной характеристикой в диссертационном исследовании выступает коммуникативно-поведенческая составляющая, отличительной чертой которой является преобладание коллективных форм и складывающаяся система взаимоотношений, взаимодействия и общения. В каждой этнической группе в процессе совместной деятельности складываются определенные нормы, образующие систему моделей поведения и влияющие на психологический климат группы. На основании конкретного типа нормативных предпочтений у личности возникает нормативное ожидание определенного поведения от других членов группы.

Восприятие личностью своей группы, представляет собой своеобразный фон, на котором протекают процессы взаимодействия и общения, показателя 71 ми которых выступают: роль группы в индивидуальной деятельности человека; восприятие личностью группы как помеху своей деятельности; восприятие группы как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей; восприятие группу как самостоятельной ценности; социометрический статус личности в группе - лидер, отверженный, изолированный; сплоченность группы;

Третьей характеристикой диссертационного исследования выступают этнические стереотипы, формируемые на основе определенной информации друг о друге и представляющие осознание характерных, с точки зрения данного этноса, признаков других национальных общностей. Этнический стереотип выступает в качестве как группового эталона, сложившегося на основе общественного мнения одной этнической группы о наиболее ярких характеристиках другой, содержание которых обусловлено определенными историческими и культурными условиями. При этом этнический стереотип включает: констатацию особенностей этнической группы; отношение к особенностям, предполагающее их оценку; определенный тип поведения по отношению к этнической группе.

Опираясь на данный теоретико-методологический подход, нами в диссертационном исследовании для изучения межэтнической напряженности в чрезвычайных ситуациях использованы традиционные методики с последующей контентаналитической обработкой.

Одним из механизмов исследования уровня этнического стереотипа в диссертационном исследовании использован этнопсихологический опросник (тест на самоотношение М.Куна, МакПартланда), в одном из вариантов которого испытуемый в течение двенадцати минут дает различные ответы на ряд вопросов: "Кто я такой?", в том порядке, в котором они (спонтанно) возникают, не заботясь о последовательности, грамматике и логике.

Ответы испытуемого анализируются с позиций отношения субъекта к окружающим и окружающих к нему самому, стремления и желания, отражающих его притязания. В контент-анализе выделяются категории: возраст, на 72 циональность, религия, профессия, убеждения философские, религиозные, политические и моральные, интересы, стремления и цели, самооценки.

Для определения реакции личности на чрезвычайные ситуации нами использован тест оценки уровня субъективного контроля ситуации, т.е. выявления локуса контроля [169]. Локус контроля как характеристика, выступая одной из важных интегральных характеристик самосознания, связывает чувство ответственности, готовность к активности и переживания "я". При этом, важным элементом знания о себе является предположение личности об источнике достижений и неудач, успехов и поражений, положительных и отрицательных результата.

По мнению Д.Роттера, личности различаются по локализации контроля над значимыми для себя событиями, т.е. с внутренней и внешней стратегиями, для которых характерны интернальный и экстернальный локусы контроля [170].

В первом случае личность считает, что его достижения, прежде всего, зависят от таких его личностных качеств, как компетентность, целеустремленность или уровень интеллектуальных способностей, где не случайности или внешние условия, а собственные рациональные действия определяют успехи и неудачи.

Во втором случае личность убеждена, что успехи или неудачи являются результатом действия внешних сил (везение, случайности, давление окружение других людей и т. д.), на которые он не может оказывать влияние.

Психологические особенности этногрупп республики Дагестан

Северный Кавказ представляет собой один из самых многонациональных регионов, для которого характерна этническая пестрота, где живут десятки народов кавказской группы. Одним из многонациональных регионов на Северном Кавказе является Дагестан, являясь, по числу этнических групп, одним из самых многонациональных регионов национальная структура которого, насчитывает 34 коренных этнических групп [3, 11].

Многие годы все этногруппы РД жили достаточно дружно, потому что, этнопсихологическая совместимость их формировалась в течение многих лет в результате совместного проживания, тесных контактов и этнического смешения. Рассмотрим психологические особенности основных этнических групп Дагестана, что крайне важно для исследования межэтнической напряженности.

Аварцы (магарулал) - представляют собой один из крупнейших этносов Дагестана, насчитывающий 577,1 тысяч человек, что составляет 27,9% всего населения республики, основная масса которой живет высоко в горах в альпийской зоне [3, 36]. Следует отметить, что часть аварцев была принудительно переселена на равнинные земли Дагестана.

В аварскую этногруппу входят 19 субэтносов, имеющих свой язык, специфику культуры и быта, среди которых выделяются багвалинцы, годоберинцы, ахвахцы, цезы, чамалинцы и т.д., область их обитания пересекает почти весь горный Дагестан. Этнологические наблюдения показывают, что давнее деление этнической группы на отдельные вольные общества еще не потеряло бытового значения. Собранный этнический материал свидетельствует о том, сегодня еще в большинстве аулов население делится на тухумы или роды, которые связаны между собой сознанием родства и происхождения, обязанностью взаимопомощи, и т.д.

Этнопсихологические исследования показывают, что у аварцев сохранился обычай кровной мести, чаще всего возникающий на основе отношений, наносящих оскорбление всему роду, в основе поддержки кровомщения через месть, преследование, угроза расправы, а иногда и убийство лежит общественное мнение [37]. Кровная месть падала на широкий круг родственников (до третьей степени родства), продолжалась годами, нередко приводя к истреблению целых фамилий. Примирение кровников, совершалось почетными стариками (медиаторами) по определенному ритуалу, с уплатой виновной стороной "цены крови" ("платы примирения") и устройством ею так называемого "кровного стола" -угощения для большого числа людей [77].

Анализ этнографической и социологической литературы показывает, что основным хозяйственным занятием аварцев являлось скотоводство, высокоразвитое земледелие в альпийской зоне и пчеловодство, что подтверждается археологическими источниками [3, 77]. Кроме того, процветали и процветают народные ремесла, среди которых выделка сукна и войлока, обработка кожи, резьба по дереву, изготовление оружия и высокохудожественных ювелирных изделий (браслеты, кольца, кинжалы, посуда из черненого серебра и т.д.).

Даргинцы представляя коренное население Дагестана занимаются ремеслами (особенно обработкой металла), скотоводством и земледелием.

Лакцы (самоназвание "лак") представляют коренное население Дагестана, происхождение которых предположительно связывают с именем легов, упоминаемых античными и раннесредневековыми авторами [71, 118]. Первые государственные образования лакцев упоминаются арабами уже в VII веке.

Лезгины (самоназвание "лезгияр") - коренное население юго-восточного Дагестана, до V в. н. э. входили в государство Кавказская Албания. Письменность - с X в. на основе арабской графики. В XV в. появился тип алфавита, приспособленный к особенностям языка - аджаме [106, 119].

Кумыки (самоназвание "къумукъ") как коренное население занимают равнинную часть Дагестана и насчитывают 267,5 тысяч человек, что составляет 12,9% населения республики [119, 120]. Кумыкская этногруппа образовалась из местных племен, смешавшихся с пришлыми тюркскими группами, (киммерийцы (до VII в. до н. э.), скифы (VIII - Ш вв. до н. э.), а позднее тюркоязычные племена) передавших аборигенам Северного Кавказа свой язык. Большее влияние, в процессе формирования имели половцы-кыпчаки. Язык последних лег в основу современного кумыкского языка, который был языком межнационального общения на восточном Предкавказье и изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра, Темирхан-Шуры [137].

Из аварских, даргинских, лакских и русских селений в кумыкские семьи на правах куначества посылались на 2 - 3 года 8 - 10-летние мальчики для изучения кумыкского языка, потому, что через кумыкские земли проходил Великий шелковый путь, что придавало ей особую значимость.

Ногайцы (самоназвание "ногъай") представляют собой старожилов северокавказских степей, корни которых уходят в Золотую Орду, предки которых кочевали от Средней Азии до Прииртышья [182].

На Кавказе ногайцы появились в середине XVIII в., вытесненные из Поволжья пришедшими туда калмыками и расселились между Тереком и Кумой. Ногайский этнос делился на роды, которые в свою очередь состояли из куба, взаимоотношения, между которыми регламентировались адатами и народными традициями.

Сегодняшнее состояние культуры ногайского этноса, живущего отдельными разобщенными группами, остается критическим, вследствие отсутствия дорог, врачебных центров нехватки транспорта ухудшена экологическая обстановка во многих густонаселенных районах.

Особую этническую группу составляют чеченцы-ауховцы (аккинцы), более половины, которых сосредоточены в городе Хасавюрте и Казбековском, Новалакском районах. Аккинцы первоначально жившие в высокогорной Чечне у истоков реки Гехи, примерно в конце XVI века в связи с миграционными процессами переселилась в предгорье между реками Аксай и Акташ по реке Ямансу и образовали Ауховское общество. После переселения аккинцы оказались на землях, подвластных дагестанским феодалам, соседями которых стали кумыки и аварцы, оказавшие большое влияние на культуру и этноса.

Одним из важнейших средств влияющих на формирование этнического самосознания и стереотипов выступает, по мнению многих исследователей этнических аспектов, гостеприимство.

Психологические гостеприимство, характеризуя уровень требований во взаимоотношениях этногрупп Дагестана всегда считается средством укрепления внутриэтических и межэтических отношений. Гостю, впервые переступившему порог дагестанского дома, отводится почетное место, радушие, теплота и уют. По традиции, дагестанцы более внимательны и снисходительны к гостю иной национальности, веры или языка, которого окружают особым почетом и уважением. В описании Н.Ф.Дубровина [69], как свидетельство древности и святости закона гостеприимства в Дагестане отмечается, что "Бедный горец старается предоставить такие же удобства, как богатый; то, чего у него нет он попросит у соседа или родственника, так что вам кажется, будто все дагестанцы одинакового состояния... Гость полный хозяин в доме... За столом хозяин только и заботится о том, как бы лучше угостить своих гостей".

Похожие диссертации на Психологические особенности межэтнической напряженности в условиях чрезвычайных ситуаций (На примере этногрупп Республики Дагестан)