Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами Брыкина Елена Константиновна

Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами
<
Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Брыкина Елена Константиновна. Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Москва, 2004 158 c. РГБ ОД, 61:04-13/2637

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Теоретические основы формирования детского изобразительного творчества в процессе работы с разными материалами.

1.1 Детское творчество как психолого-педагогическая проблема 16

1.2 Работа с разными материалами как средство развития творчества и личности дошкольников 34

1.3 Педагогические условия формирования детского творчества у детей 5—7 лет в процессе работы с разными материалами 47

Глава II. Содержание, формы и методы работы по формированию изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста в работе с разными материалами.

2.1 Программа по формированию детского творчества в работе с разными материалами 61

2.2 Методика и результаты проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с разными материалами и развитию творчества 68

2.3 Подготовка студентов факультета дошкольного воспитания как условие формирования творчества дошкольников в процессе обучения работе с разными материалами 92

Заключение 107

Литература ПО

Приложение 125

Введение к работе

В современной педагогической науке проблема становления творческой личности является на протяжении длительного времени одной из самых важных. Понятие, структуру и особенности проявления творческой деятельности рассматривают в своих работах философы, педагоги и психологи.

В настоящее время сложилось несколько основных направлений в понимании процессов формирования творчества. Одно из них представляет творчество как качество личности, присущее человеку от рождения; из этого следует, что творчеству нельзя научить; оно либо есть, либо нет у человека. Авторы, поддерживающие данное направление предлагают создавать условия для формирования творчества, упражняя детей в «созерцании» окружающей жизни. (А.В.Бакушинский, КНЗентцель, В.Глоцер, Р.Риччи, Ф.Шмит, А.Эренцвейг и др.).

Представители второго направления утверждают: творчество — это самовыражение личности, которое развивается самостоятельно при создании определенных условий для его формирования ( Б.Джефферсон, В.Лоунфельд, Н.Михайловская и др).

Для нашей работы представляют интерес исследования представителей третьего направления, которые подчеркивают, что творчество — процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и формируется постепенно под воздействием воспитания и обучения. Врожденными могут быть задатки, на их основе при определенных условиях формируются художественно-творческие способности человека, черты творческой личности. (О.В.Дыбина, Т.СКомарова, В.С.Кузин, Я.А.Пономарев, СЯ.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и многие другие педагоги и психологи). Исследователи данного направления подчеркивают, что творчество ребенка не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Чем раньше ребенок будет вовлечен в творческую деятельность, тем более высоких результатов можно добиться в его общем художественном развитии.

Проблема формирования творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности рассматривалась педагогами: в музыкальной (Н.А.Ветлугиной, Н.А.Метловым, О.П.Радыновой, МБ.Зацепиной и др.), литературной (Н.С.Карпинской, Л.А.Пеньевской, О.С.Ушаковой и др.), игровой (В.В.Вороновой, Д.В. Менджерицкой, Н.Я.Михайленко и др.), двигательной (А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой и др), изобразительной (Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Е.И.Игнатьевым, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Р.М.Чумичевой и др), в процессе ознакомления с предметным миром (Дыбиной О.В., Кожохарь СВ. и др)

Эффективным средством формирования творческой личности в дошкольном возрасте, по мысли названных ученых, являются продуктивные виды деятельности.

Работа с разными материалами является такой продуктивной деятельностью, в результате, которой дети дошкольного возраста могут не просто создавать разнообразные поделки и игрушки, выполнять плоскостные и объемные композиции, но и выражать свое отношение к окружающему. В результате работы возникает реальный привлекательный для детей продукт (игрушка, сувенир, подарок маме).

Под работой с разными материалами мы понимаем взаимодействие двух видов деятельности: аппликации и конструирования из бумаги, природного и бросового материалов (ручной труд). Такое объединение целесообразно, так как для создания разнообразных предметов используются одни и те же материалы и инструменты, применяются общие умения и навыки, используются педагогом при обучении одни и те же методы и приемы.

Изучением методов и приемов обучения, форм и способов организации в работе с разными материалами, ее значением в развитии творчества детей занимались многие исследователи. (В создании аппликационных работ из бумаги - З.А.Богатеева, Г.В.Груба, И.Л.Гусарова; объемных поделок из бумаги - А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, В.Г.Нечаева, А.И.Савенков; из природного материала - И.Я.Базик, Э.К.Гульянц, В.Ф.Ждан, ФЛХФиленко; из бросового материала - О.В.Дыбина и др.) Проблема взаимодействия декоративной деятельности (рисования, лепки/ аппликации) и ручного труда (вышивки, инкрустации соломкой) как средства развития творчества дошкольников рассматривалась Е.Б. Горунович.

Несмотря на богатый опыт в области организации занятий в, работе с бумагой, тканью, природным и бросовым материалом исследования подчас носят локальный характер. Нет комплексной системы занятий, учитывающих взаимосвязь и особенности разных материалов. Исследователи зачастую не используют возможности взаимодействия материалов и техник для создания выразительной композиции и формирования творческих способностей у детей, начиная с дошкольного возраста.

Это приводит к широко распространенным ошибкам в работе с детьми. В практике дошкольного воспитания и образования занятия с разными материалами проходят подчас неинтересно, с большими трудностями в организации работы. Часто поделки, выполненные руками дошкольников, выглядят малоэстетично, качество работ очень низкое. Занижаются или завышаются возможности дошкольников, что отрицательно сказывается на процессе формирования детского творчества. Дети ориентированы на создание предметных плоскостных аппликаций или отдельных образов из бумаги, картона, природного и бросового материалов, у них не формируются творческие навыки. Такое ограничение приводит к повторам и снижению интереса детей к данным видам продуктивной деятельности. Используемые педагогами приемы обучения и развития творчества однообразны, редко применяются создание игровой ситуации на занятии. В организации работы с разными материалами воспитателями редко используется коллективная форма проведения занятий. Это приводит к обеднению содержания и снижению художественной ценности детских работ. Слабо используются возможности интегрированных занятий для формирования творчества детей, что отрицательно сказывается на формировании личностно значимых мотивов деятельности, и снижает интерес к ней. Созданные детьми композиции и поделки редко применяются для оформления дошкольных учреждений, праздников и досугов.

Возникает противоречие: с одной стороны, значимость занятий для развития личности ребенка, с другой, отсутствие научно обоснованной системы занятий, обеспечивающих развитие творчества. Разрешение названного противоречия побудило нас определить тему исследования, как «Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами». Цель исследования: выявить наиболее эффективные условия развития творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами. Объект исследования: творчество детей 5-7 лет в работе с разными материалами. Предмет исследования: процесс формирования творчества детей 5-7 лет в работе с разными материалами. Гипотеза. Творчество детей в работе с разными материалами будет успешно развиваться, если: - познакомить дошкольников с выразительными возможностями преобразования бумаги, ткани, шишек, листьев, бересты, пластмассовых емкостей и т.д.; - формировать у детей прочные навыки и умения действия с разными материалами и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой; - использовать систему взаимосвязанных интегрированных занятий, в которых основным стержнем будет создание моделей предметов и явлений окружающей жизни из различных материалов, с учетом особенностей дошкольного учреждения, возрастных особенностей детей, сезонных изменений в природе; - сформировать устойчивый интерес к данному виду продуктивной деятельности; - применять коллективные и индивидуальные формы организации детей на занятиях для создания плоскостных и объемных композиций и формирования творчества дошкольников; - использовать созданные детьми изображения для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок и т.д.; - педагог будет владеть навыками проведения занятий с разными материалами, направленными на формирование творчества дошкольников (через систему подготовки специалистов дошкольного профиля в педагогическом вузе).

Для решения поставленной цели исследования и вьвдвигаемой гипотезы были сформулированы задачи: 1) Охарактеризовать основные позиции формирования детского творчества у детей 5-7 лет в различных видах изобразительной деятельности на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы;

2) Выявить особенности проявлений творчества детей 5-7 лет в работе с разными материалами;

3) Разработать систему интегрированных занятий, включающих в себя взаимодействие разных форм организации детей, различных видов детской деятельности, с широкой возможностью использования поделок, созданных руками детей, в жизни дошкольного учреждения и влияющих на формирования художественно-творческой деятельности дошкольников;

4) Определить критерии оценки творчества детей 5 — 7 лет в работе с разными материалами; 5) Выявить пути формирования творчества у студентов факультета дошкольного воспитания в организации работы с разными материалами с детьми дошкольного возраста Методологическую основу исследования составили: - научные философские и психолого-педагогические работы по проблемам формирования творчества человека в процессе деятельности (Б.Г.Ананьева, Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, О.М.Дьяченко, М.С.Кагана, Н.Н.Поддъякова, Я.А.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, Л.Н.Столовича, Б.М.Тешюва, А.Т.Шумилина, и др.); - исследования педагогов и психологов в области эстетического воспитания и обучения детей и особенностях формирования творчества в продуктивных видах деятельности. (Л.ПАрчажниковой, З.В.Богатеевой, Н.А.Ветлугиной, Е.Б.Горунович, И.Л.Гусаровой, А.Н.Давидчук, Т.Н. Дороновой, Т.С.Комаровой, Н.М.Конышевой, В.С.Кузина, З.М.Лишван, О.В.Дыбиной, А.А.Мелик-Пашаева, В.Г.Нечаевой, Н.М.Сокольниковой, А.И.Савенкова, Е.А.Флериной, Н.Б.Халезовой, Т.Я.Шпикаловой и др.); - исследования по проблемам профессиональной подготовки студентов факультета дошкольного воспитания (А.В.Антоновой, В.В.Бабаевой, Т.С.Комаровой, Р.Г.Казаковой, В.Б.Косминской, Л.В.Поздняк, Л.Г.Семушиной, О.А.Соломенниковой, В.И.Ядэшко и др.) Методы исследования: - методы аналитического исследования (теоретический анализ философской, методической и психолого-педагогической литературы по вопросу исследования); - диагностические (наблюдение и анализ творческой деятельности дошкольников по созданию аппликационных и конструктивных композиций, проведение опытно-экспериментальной работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, статистическая обработка фактического материала исследования в виде диаграмм и таблиц).

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольных учреждений ДОУ № 1330 и ДОУ № 1035 с приоритетным осуществлением эстетического воспитания, прогимназии №1882 г. Москвы. В экспериментальном исследовании принимали участие дети среднего и старшего дошкольного возраста, студенты факультета дошкольного воспитания МГОГГУ им.М.А.Шолохова различных форм обучения.

Методологическая основа и поставленные цель и задачи исследования определили ход исследования, которое осуществлялось в несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап (1992-1994) — поисковый. Он был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования, разработке и проведению поискового и констатирующего экспериментов, направленных на выбор наиболее эффективных форм организации и методов обучения, системы взаимосвязанных занятий. Проводился анализ занятий по работе с бумагой, тканью, природным и бросовым материалами, организуемыми воспитателями.

Второй этап (1994-1999) - опытно-экспериментальный. На данном этапе был проведен эксперимент по формированию детского изобразительного творчества детей среднего и старшего дошкольного возраста в работе с разными материалами.

Третий этап (1999-2003) - заключительно-обобщающий. На данном этапе анализировались и обобщались результаты экспериментальной работы, уточнялись теоретические положения, проводилась апробация и внедрение основных результатов исследования.

Научная новизна исследования: - изучена возможность формирования детского творчества в работе с разными материалами путем организации оптимального соотношения индивидуальных и коллективных форм деятельности; - доказано, что разнообразие материалов, используемых для создания изделий, повышает интерес к художественной деятельности; - выявлено, что разработанная система занятий способствовала формированию у детей навыков и умений необходимых в последующей трудовой деятельности; - апробированы в опытно-экспериментальных занятиях научные основы использования наиболее эффективных приемов развития детского творчества в процессе обучения детей работе с разными материалами (широкое привлечение детей к показу способов выполнения изделия, опора на предыдущий опыт дошкольников, использование в объяснении и анализе детских работ игровых и практических приемов, экспериментирование с материалом перед началом обучения); -разработана и экспериментально проверена программа подготовки специалистов дошкольного воспитания к руководству творчеством детей дошкольного возраста в процессе обработки ткани, бумаги, природным и бросовым материалами. Теоретическую значимость исследования оставляет вклад в теорию формирования творчества детей дошкольного возраста в работе с разными материалами: - разработана обоснованная система интегрированных занятий в обучении детей 5-7 лет работе с разными материалами; - научно обосновано, что средством развития творчества является овладение детьми, обобщенными способами трудовой деятельности — через формирования умения переноса способов обработки одного материала на другой; - доказана эффективность использования сочетания коллективных и индивидуальных композиций для развития творчества дошкольников. Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем представлены апробированные и используемые в практике: - разработанная система занятий для детей 5-7 лет, повышающая эффективность развития детского творчества в создании поделок из бумаги, ткани, природного и бросового материалов; - формы и методы формирования детского творчества в работе с разными материалами (создание коллективных и индивидуальных композиций, применение различных приемов формирования навыков и умений работы с разными материалами, использование игровых и практических приемов в формировании художественно-творческой деятельности); - рабочая тетрадь и методические рекомендации по созданию различных поделок из бумаги, ткани, картона, природного и бросового материалов для качественной подготовки студентов к руководству творческой деятельностью дошкольников; -два спецкурса: «Развитие художественно-творческих способностей в процессе обучения детей дошкольного возраста технике «оригами» и «Театр своими руками» для углубления знаний, умений и навыков в системе подготовки студентов факультета дошкольного воспитания; - пособие для воспитателей «Творчество детей в работе с разными материалами», раскрывающее вопросы организации работы с разными материалами с детьми дошкольного возраста. На защиту выносятся следующие положения: 1) Работа с разными материалами является эффективным средством формирования детского изобразительного творчества у детей дошкольного возраста при условии использования системы взаимосвязанных занятий и разнообразных приемов обучения, таких как, различные виды показа способов действия; рассматривание предметов и материалов, из которых будет создаваться образ; разъяснение педагога или ребенка; включение игровых ситуаций в объяснение и анализ детских работ; применение практических ситуаций для самоанализа детьми, выполненных ими поделок; создание эмоционально-положительной атмосферы на занятиях. Интерес к занятиям поддерживался через чтение литературных произведений, свободное экспериментирование с материалом перед обучением, выражение доброжелательного отношения к изделиям детей, оказание помощи через подсказку или дополнительное объяснение взрослым или ребенком и др. 2) Использование рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм организации работы с разными материалами формирует умения переноса, повышает художественный уровень выполняемых детьми композиций, развивает их воображение, создает доброжелательную атмосферу на занятиях, развивает интерес к выполняемой работе. 3) На формирование творчества детей дошкольного возраста оказывает большое влияние уровень профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного профиля. Через активное включение в различные формы работы (лекции, практические занятия, практику), студент учится творчески преобразовывать бумагу, ткань, природный и бросовый материал в разнообразные поделки и обучать дошкольников этим преобразованиям. Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, анализом полученных результатов. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе организации в дошкольных учреждениях педсоветов и семинаров-практикумов, в проведении лекционных и практических занятий со студентами в МГОПУ им.МА.Шолохова и ИПК и ПРНО МО. Теоретические позиции, методика и результаты исследования обсуждались на научных конференциях преподавателей, на заседаниях кафедры эстетического воспитания МГОПУ им. М.А.Шолохова.

Результаты исследования используются воспитателями дошкольных учреждений и слушателями ИПК и ПРНО МО в организации занятий с детьми дошкольного возраста в работе с разными материалами, студентами МГОПУ им.М.А.Шолохова для осуществления их научной работы и написания курсовых и дипломных работ.

По теме диссертации имеется 13 публикаций. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

Детское творчество как психолого-педагогическая проблема

Творчество можно рассматривать как сущностное свойство целостности человеческого бытия. Оно часто трактуется как высший уровень деятельности человека, создающее материальные и духовные ценности. (Іменно творческая деятельность человека выступает в качестве той силы, которая изменяет и окружающую жизнь, и самого человека. Н.А.Бердяев представляет творчество как цель существования человека на земле.

Исследователями творчество определяется как деятельность, в результате которой создается нечто новое, причем обязательно значимое для общества. То есть выделяются следующие особенности творчества — создание оригинального продукта, необходимого в данных условиях развития общества. В процессе творческой деятельности создаются материальные и духовные ценности. Творчество часто называют формой качественного развития общества, благодаря которой изменяется среда обитания человека, его культура, он сам. (М.С.Каган, А.Лилов, Л.Н. Столович, Я.А. Пономарев, А.Т.Шумилин и др.).

Философы рассматривают творчество, как способ существования человека, отсутствие творческого потенциала приравнивается к отсутствию личности как таковой. Под творчеством понимается активность, где слиты воедино деятельность и поведение человека. ( А.Л.Никифоров). Подчеркивается, что творчество - это результат деятельности головы (т.е. сознания и мышления) и рук (уровня развития ручных умений). А.Т.Шумилин формулирует следующие признаки творчества: - творчество есть деятельность, состоящая в производстве существенно нового; - творчество в генетическом плане представляет собой создание новых полезных комбинаций из элементов различных систем; - творчество органически связано с познанием, отражением действительности, законов ее развития и функционирования; - творчество есть процесс, состоящий в постановки и в решении проблем, нестандартных задач или процесс разрешения, лежащих в основе развития общества противоречий между потребностями человека и средствами их разрешения; - творчество есть форма качественного развития мира и окружающей среды, всей культуры; - высшая специфическая форма развития человека; - высший вид деятельности первичный по отношению к стереотипной исполнительской деятельности; - представляет собой единство духовного и материального; есть проявление диалектики, проявления ее законов и категорий; - родовой признак, сущность человека, способ его бытия, форма его саморазвития и самоутверждения 164 ,44).

Исследователи подчеркивают, что в творчестве человек выступает и как субъект и как результат творчества. В творческой деятельности он саморазвивается и самосовершенствуется.

Исследователи отмечают, что в человеческом обществе формирование творческой личности зависит от среды, в которой она находится, и он личностных качеств, которые постепенно формируются в деятельности.

А.Т. Щумилин определяет несколько категорий нового, возникающего в процессе творчества: субъективно-новое, локально-новое, регионально-новое, объективно-новое. Дети дошкольного возраста, в силу малого опыта и отсутствия необходимых знаний не могут создать произведение искусства, но в процессе творческой деятельности, они постоянно открывают что-то новое для себя.

Вопросами определения понятия и структуры творчества, особенностей его развития занимались многие известные психологи, среди них Л.С. Выготский, О.М.Дьяченко Я.А.Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов и др. Вопросы психологии изобразительного творчества рассматривались в трудах Е.И.Игнатьева, В.С.Кузина, В.ККиреенко, А.Г. Ковалева.

В психологии творчества выделяются следующие фазы творческого процессе:

1. Подготовка (сознательная работа) - особое состояние, предшествующее появлению новой идеи;

2). Созревание (бессознательная работа) — бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи;

3). Вдохновение (переход бессознательного в сознание) — в результате бессознательной работы в сферу сознания, поступает идея решения, сначала в виде гипотезы или замысла;

4). Результат (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка. (Я.А.Пономарев)

СХВ.Дыбина, анализируя исследования, посвященные теории творчества, выявила такую последовательность становления творческой деятельности: возможность, - способность, - творческая способность, как общая (не дифференцированная), - творческая способность как потребность (специализированная и предметная), - творческая способность личностно-индивидуального бытия в самореализации. (52,3).

В дошкольном возрасте творчество рассматривается в основном автором как общая способность ребенка, еще недифференцированная.

Повышенное внимание к детскому изобразительному творчеству возникло в конце 19 века, когда исследователей привлек к себе детский рисунок, как результат детского творчества, его своеобразие и процесс возникновения. Как уже говорилось выше, сложилось несколько направлений развития творчества у детей: - творчество заложено внутри ребенка и раскрывается спонтанно под воздействием развития; - творчество может развиваться при условии создания определенных условий; - творчество развивается под воздействием обучения.

Работа с разными материалами как средство развития творчества и личности дошкольников

Одним из эффективных средств развития детского творчества многие ученые называют различные виды продуктивной деятельности, в том числе работа с разными материалами.

Под понятием работа с разными материалами мы понимаем следующие виды продуктивной деятельности, которыми с удовольствием занимаются дети дошкольного возраста: аппликацию и конструирование (ручной труд). Такое объединение мы считаем целесообразным потому, что, во-первых, в этих видах изобразительной деятельности применяются одни и те же материалы (бумага, ткани, шишки, палочки, листья, пластиковые бутылки и т.д.). Во-вторых, используются одни и те же инструменты (ножницы, кисточка и др.). В-третьих, для создания поделок дошкольники должны овладеть одними и теми же навыками и умениями. К таким умениям и навыкам относятся: 1/ умение правильно держать ножницы; 2/ навык выполнения прямых и косых срезов; 3/ умение создавать круглую и треугольную формы из квадратной и прямоугольной; 4/ умение выполнять прямолинейные и криволинейные сгибы; 5/ навык аккуратного приклеивания отдельных деталей поделок, соединяя их в единую композицию.

В настоящее время ряд педагогов стали называть конструирование из бумаги, ткани и бросового материала ручным трудом (Г.Г.Григорьева, Л.В. Куцакова, Л.А.Топоркова, Н.Ф.Тарловская,), считая конструктивной только работу из строительного материала и конструкторов. В.Г.Нечаева, З.В.Лиштван и др. определяют деятельность по созданию поделок из бумаги и природного материала как конструирование. Т.С.Комарова, Р.ПКазакова подчеркивают художественную направленность деятельности дошкольников по созданию различных композиций из бумаги, ткани и других материалов, называя эту деятельность художественным трудом.

Использовать художественный труд для всестороннего развития ребенка предлагали многие известные педагоги Е.Н.Водовозова, А.Н.Давидчук, Т.СКомарова, Я.А.Коменский, З.В.Лиштван, Д.Локк, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова,, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Ф. Фребель, Л.К.Шлегер и другие.

В исследовании М.А.Недумовой наиболее полно сформулированы основные педагогические возможности художественного труда: - тесная связь ребенка с природной, культурной, социальной средой как условие целостного познания мира; - эстетическое восприятие объектов природы, мира вещей, произведений искусства, и их эстетическая оценка на основе развития эмоционально-сенсорных впечатлений ребенка; -творческая деятельность учащихся как способ самовыражения, познания и реализации себя и освоения окружающего мира в образах; - освоения единства эстетической и утилитарной ценности объектов художественного труда как фактор постижения смыслового единства мира и развития эмоционально-волевой сферы; - соединение различных видов художественной деятельности: плоскостной, объемной — для понимания сущности труда человека, его роли в окружающем мире; - использование различных материалов и разнообразных приемов работы для всестороннего познания ребенка своих возможностей и окружающего мира; - включение учащихся в общественно-значимую художественную коллективную деятельность для формирования межличностных отношений; - использование взаимодействия искусств в формировании художественных универсальных представлений ребенка о мире и о себе.(110,9).

В процессе работы с тканью, бумагой, природным и бросовым материалами дошкольники познают свойства и особенности работы с этими материалами, учатся анализировать форму предметов, планировать свои действия. У детей закрепляются знания основных форм и названия цветов окружающего мира, формируются достаточно четкие и полные представления о предметах и явлениях, которые их окружают. Эти знания и представления прочны потому, что «...вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребительных наглядных пособий» ( Н.Л.Бартрам, ). Таким «живым нервом» являются эмоции ребенка.

Создавая поделки, дошкольники учатся сравнивать различные материалы между собой, находить сходство и различия в приемах обработки бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д. Постепенно дети начинают переносить приемы работы с одним материалом на другой, в том случае, если педагог обращает внимание дошкольников на общие и отличительные свойства материалов. Таким образом, мы облегчаем обучение и способствуем формированию художественно-творческих способностей детей.

Программа по формированию детского творчества в работе с разными материалами

Экспериментальная работа проводилась в ДОУ 1330, Прогимназии 1882, ДОУ 1035 с приоритетным осуществлением эстетического воспитания г. Москвы. В исследовании участвовало 307 дошкольников (88 человек в возрасте 4-5 лет, ПО человек — 5-6 лет, 109 человек — 6-7 лет). Цель опытно-экспериментальной работы было проверить формы и методы, выбранные нами для формирования творчества детей 5 -7 лет. Выбор возраста определяется наличием у ребят определенного уровня познавательных психических процессов, опыта в познании окружающей действительности и определенных навыков и умений в работе с бумагой и строительным материалом.

В констатирующей части был определен уровень навыков и умений, которым владели дошкольники каждой из возрастных групп. Было проведено во всех трех возрастных группах занятие по типу «Загадки». Дети составляли предметы из определенного набора форм. Мы ставили своей целью проверить основные навыки наклеивания и составления поделок из отдельных частей, умение увидеть образ и выполнить его в аппликации. Если в средней группе для решения поставленной задачи дошкольникам была предложена бумага, то в старшей и подготовительной группе ребята оставляли образы из природного материала.

Дети средней группы составили очень простые образы — шары, "неваляшку, цыпленка, мячик.

Дошкольники старшего дошкольного возраста, имея более сложный по форме материал, так же создавали в основном простые, часто повторяющиеся образы — змея, домик, неваляшка, птичка, лист.

Основными критериями, определяющими уровень развития детского творчества в работе с разными материалами, были выбраны следующие: сформированность навыков и умений работы, уровень самостоятельности, гибкость и оригинальность.

К низкому уровню мы отнесли тех детей, которые не умели правильно пользоваться кисточкой, клеем и ножницами, выполняли основные технические приемов с ошибками и неточностями; постоянное обращение за помощью к педагогу, отсутствие стремления преодолеть возникающую сложность, следование точно за образцом воспитателя, ожидание подсказки.

К среднему уровню мы отнесли такие показатели, как технически правильное выполнение поделки с небольшими ошибками, самостоятельное выполнение работы с точным следованием указаниям педагога.

Высокий уровень включал в себя не только стремление ребенка к выполнению образа или композиции самостоятельно, но с включением дополнений, преобразование ошибки в достоинство работы (гибкость), перенос навыков работы с одним материалом на другой, качественность и аккуратность выполненной поделки.

На начало эксперимента дети среднего дошкольного возраста не умели пользоваться ножницами, а навыки наклеивания и составления композиции были довольно слабыми . 20 % детей не умели пользоваться клеем и кисточкой, 72 % имели представление об использовании клея и кисти, но нарушали основные правила пользования ими, только 8 % детей аккуратно и технично выполнили задание. Низкие результаты можно объяснить и перерывом в обучении детей,, по созданию аппликаций. Обследование проводилось в сентябре месяце.

Обследование детей 5-6 лет дало следующие показатели: в технике использования клея и кисточки - 15 % низкий уровень, 62 % средний уровень, 23 % высокий уровень; в технике работы с ножницами - 20 %, 60 % и 20 % соответственно.

В подготовительных к школе группах нами были получены следующие результаты: в технике наклеивания - 10 %, 66 % и 24 %; в вырезывании ножницами — 16 %, 62 % и 22 %. Трое ребят выбрали очень сложные по форме листья и не справились с работой.

Очень низким оказался уровень самостоятельности: в средних группах он составлял: высокий (дошкольники полностью без помощи взрослого выполнили задание) — 12 %; средний (затруднились в выполнении и пытались уточнить способ выполнения поделки) — 38 %; низкий (не стремились к выполнению работы, просили помощи педагога) -50 %. В старших группах эти показатели были соответственно - 22 %, 35 %, 43 %; в подготовительных группах - 21 %, 42 %, 37 %.

Определяя наличие дополнительных и оригинальных элементов в аппликациях, следует отметить, что многие дети стремились уточнить у педагога, что им необходимо выполнить, ожидали подсказки, образца. Анализируя детские работы мы получили следующие результаты: в средних группах высокий уровень — 13 %, средний — 27 %, низкий 60 %; в старших группах — 15 %, 42 %, 43 %; в подготовительных - 10 %, 65 %, 35 % соответственно.

Методика и результаты проведения эксперимента по обучению дошкольников работе с разными материалами и развитию творчества

Подготовительный этап проведения экспериментальной работы (1992-1994 г.г.) помог нам создать целостную систему занятий, направленных на формирования творчества дошкольников. Он показал, что с детьми второй младшей группы нецелесообразно проводить работу по развитию творческой деятельности с разными материалами. Слишком мал их опыт. Но при организации работы мы увидели важность проведения занятий по аппликации и конструированию в данной возрастной группе. На занятиях аппликацией дети младшего дошкольного возраста осваивали первоначальные навыки наклеивания и составления композиции из готовых форм, формировались первые композиционные навыки и умения. На занятиях по конструированию из строительного материала дети получали знания об эталонах цвета, формы и величины предметов, развивалось умение составлять предмет из нескольких частей. В последующем эти навыки и умения оказали большое влияние на скорость овладения творческой деятельностью в последующих группах.

Он же показал, что в старшей и подготовительной к школе группах при смешении различных материалов страдает эстетическая сторона создаваемых образов, а значит и процесс формирования детского изобразительного творчества. Поэтому в формирующей части эксперимента мы отказались от создания композиций, где использовались совместно и бумага, и ткань, и природный материал. Дошкольники стали создавать изображения из одного материала, возвращаясь выполнению данного образа в другом блоке из другого материала.

Начиная работу, по созданию поделок из различных материалов, сначала мы все внимание уделили освоению детьми основных приемов вырезывания и аккуратного наклеивания деталей на фон, составляя композицию. Начальный этап эксперимента позволил нам определить основные блоки интегрированных занятий, которые можно было использовать в работе с детьми дошкольного возраста, а так же материалы и способы создания композиций.

Экспериментальная работа проводилась одновременно в трех возрастных группах: 4-5 лет (средняя), 5-6 лет (старшая) и 6-7 лет (подготовительная к школе группа); в УВК 1882 участвовал 1 класс (по программе 1-4).

В исследованиях Т.С.Комаровой, Н.А.Ветлугиной, В.Ф.Котляра выделяются следующие элементы проявления творческой деятельности у дошкольников: в средней группе дополнение, изменение, уточнение образа, использование усвоенных способов последовательности изображения не только отдельно взятой формы, но и исходной детали, выбор формата, выделение главного объекта, использование ритмически организованных второстепенных объектов. В старшем возрасте — эстетическое достоинство, сложность образа, самостоятельность ребенка, использование им специфических художественно-выразительных средств в отборе содержания рисунка и способов его воплощения, объем сведений об окружающей действительности. Эти проявления легли в основу разработки критериев оценки творческой деятельности дошкольников: наличие оригинальных элементов или выполнение задания по-своему, самостоятельность в выполнении задания, технические навыки и умения.

Использование тематического принципа проведения занятий позволило нам вариативно использовать различные типы поделок и техники в зависимости от навыков и умений дошкольников.

Первый год проведения эксперимента также показал целесообразность широкого использования коллективных форм проведения занятий и создания сюжетной композиции в течение нескольких занятий. Коллективные работы создавались нами не только силами одной группы, но взависимости от условий дошкольного учреждения выполнялись композиции при участии детей разных возрастных групп.(«Волшебный сад» и «Подводный мир» в ДОУ 1330) На таблицах (1,2,3) вы можете увидеть соотношение в проведение коллективных и индивидуальных форм организации занятий по работе с разными материалами.

Похожие диссертации на Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами