Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5 - 6 лет Братухина Марина Николаевна

Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5 - 6 лет
<
Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5 - 6 лет Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5 - 6 лет Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5 - 6 лет Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5 - 6 лет Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5 - 6 лет Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5 - 6 лет Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5 - 6 лет Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5 - 6 лет Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5 - 6 лет
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Братухина Марина Николаевна. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5 - 6 лет : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Москва, 2000 189 c. РГБ ОД, 61:01-13/846-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования творческой активности детей 5-6 лет посредством устного народного творчества 14-75

1. Философские и психолого-педагогические основы творческой активности детей старшего дошкольного возраста 14-32

2. Возможности народного искусства в формировании творческой активности детей дошкольного возраста 33-75

Глава II. Педагогические условия формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества 76-167

1. Задачи и организация опытно-экспериментальной работы 75-86

2. Содержание, формы и методы опытно-экспериментальной работы по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста 86-131

3. Характеристика критериев, показателей и уровней развития творческой активности детей 5-6 года жизни 132-167

Выводы 168-169

Библиография 170-182

Приложения 183-189

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития творческой активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Многие педагоги, психологи (В.Г. Белинский,М.К. Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьёва, В.Н. Сорока-Росинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.), фольклористы (В.Ф.Аникин, А.Ф. Афанасьев, М.А. Булатов, М. Забылин, О.И. Капица, Ю.Г. Круглое, Э.В.

Померанцева, В.Я. Пропп, И.П.Сахаров, И.М. Снегирев, П.В. Шейн и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования,

посвященных устному народному творчеству.

Вопросы художественно- творческого развития личности являются предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии. Философские основы изучения данной проблемы представлены в трудах Аристотеля, Ю.Б.Борева, Г.Л.Ермаша, А.И.Лилова, Е.А.Ануфриева, С.А.Подолинского и других.

Психологические основы проблемы формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, Е.И.Игнатьева, Д.В.Колесова, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, А.А.Ухтомского и других. В педагогической науке проблемы художественно-творческого развития излагаются в трудах Н.А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, Б.Т.Лихачева, Н.П.Сакулиной, А.Е.Шибицкой, Т.Я.Шпикаловой и других. Исследователи подчёркивают наибольшую сензитивность дошкольного возраста, и в частности, старшего к усвоению

общественно-исторического опыта человечества, к овладению разнообразными видами деятельности, в том числе и творческими.

В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (К.Д.Ушинский, О.И.Капица, Г.С.Виноградов, А.П.Усова, Е.А.Флерина, Г.Гучене, М.Ю.Новицкая, Р.П.Боша, А.Е.Шибицкая, Н.Ф.Самсонюк и другие). Исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей старшего дошкольного возраста (Р.П.Боша, Н.Н.Насруллаева). Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей: формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе (С.А.Газиева, Н.С.Карпинская, О.И.Соловьёва, Х.И. Салимханова), осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств (Н.Ф.Самсонюк, Р.Ш.Халикова). Произведения народного творчества оказывают громадное влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (Г.Гучене). Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора (О.Н.Сомкова). Определены пути развития родной речи детей с помощью словесного творчества народа (С.А.Алиева и другие).

Ученые в области этнопедагогики (Г.Н.Волков, Ф.Х.Валеев, М.Ф.Гуртуева), исследователи разных видов народного творчества (Т.И.Бакланова, В.Е.Гусев, Ю.Г.Круглое, М.А.Некрасова и другие) среди его качеств особенно выделяют социальную ценность фольклора, которая создаётся за счёт обобщённости, целостной концентрации в себе всего человеческого опыта, коллективности создания и распространения. Оно, как отмечают исследователи, несёт в себе все формы общественного сознания, включает огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым, современностью и будущим. Это, по мнению В.П.Силина,

делает народное искусство «универсальным средством усвоения социальных ценностей».

Опора на исследования, посвященные различным аспектам? рассмотрения устного народного творчества, позволила нам выбрать его в качестве средства развития творческой активности детей 5-6 года жизни.

Выбор же возраста (5-6 год жизни) был обусловлен психологическими особенностями детей данного периода развития. Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.С.Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, О.С.Ушакова) пятый - шестой годы жизни являются периодом наиболее высокой «языковой одарённости», периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора. Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и перевоплощаться в героев и персонажей произведения. Дошкольник 5 лет, как отмечает А.В.Запорожец, чётко различает реальные предметы и их изображение в сказке, у него вырабатывается «реалистический подход к сказочной фантастике», развивается способность мысленно действовать в воображаемых ситуациях, «без которой невозможна никакая творческая деятельность». Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, важно отметить, что в педагогической литературе устное народное творчество, рассматривается в основном как средство нравственно-эстетического воспитания, развития речи детей (Е.А.Флерина, С.А. Алиева и другие). Проблемы творческого развития посредством устного народного творчества рассматривались очень узко. Проведённые исследования посвящены изучению влияния русского фольклора на придумывание детьми старшего дошкольного возраста сказок (А.Е.Шибицкая), формированию творческих умений в процессе освоения художественно-речевых образов загадок (О.Н.Сомкова), влиянию народной сказки на творчество старшего дошкольника (М.М. Конина).

В целом же исследования, посвященные устному народному творчеству как средству нравственно-эстетического воспитания, содержат указание на то, что устное народное творчество таит в себе громадные возможности по формированию творческой направленности личности ребёнка-дошкольника. Но условия, пути, содержание, формы и методы работы по развитию детского творчества, и в частности, творческой активности не раскрываются. Однако в научно-педагогической литературе имеются исследования, рассматривающие проблему развития творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в различных видах деятельности (С.М.Чемортан, О.С.Ушакова), посредством народного декоративно-прикладного искусства (В.Н.Зинченко, А.А. Грибовская, В.В.Огузов, З.И.Пазникова, Н.М.Сокольникова и другие). Работ, посвященных вопросам формирования творческой активности в процессе интегрирования разных видов художественной деятельности посредством устного народного творчества, изучению комплексного влияния жанров устного народного творчества в процессе интеграции разнообразных видов художественно-творческой деятельности, до настоящего времени не проводилось. Именно поэтому в массовой практике работы дошкольных учреждений фольклорные произведения используются односторонне, в основном как средство нравственно-эстетического воспитания и ознакомления с явлениями общественной жизни, как материал для занятий по развитию речи. Воспитатели испытывают затруднения в определении доступного детям дошкольного возраста содержания фольклорных произведений, способствующих развитию творческой активности, выборе форм и методов формирования творческой активности посредством словесного творчества народа.

На основании вышесказанного актуальность темы исследования определяется необходимостью художественно-творческого развития дошкольников, а также неразработанностью проблемы формирования творческой активности детей посредством фольклора в процессе

интеграции разных видов художественной деятельности в теории и практике дошкольного воспитания.

Цель исследования - разработка научно обоснованных путей формирования творческой активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством.

Объект исследования - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами русского устно-поэтического творчества.

Предмет исследования - формирование творческой активности детей 5-6 года жизни посредством фольклора в процессе интеграции различных художественно-творческих деятельностей дошкольников.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения устного народного творчества возможно при следующих условиях: широком включении в жизнь детей дошкольного возраста и разностороннем использовании в педагогическом процессе детского сада произведений словесного творчества русского народа разных жанров; формировании у детей начатков знаний о жанровой специфике произведений фольклора, начальных знаний об устном народном творчестве как особом виде искусства, позволяющем через сравнение предметов действительности видеть образ; осуществлении взаимосвязи восприятия поэтического творчества русского народа и продуктивных видов деятельности, то есть укреплении целостности и художественности картины мира у ребёнка; при предоставлении детям возможности применить свои знания в различных видах художественно-творческой деятельности; интегрированном подходе к освоению художественно-творческих видов деятельности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.

1. Охарактеризовать условия использования произведений устного народного творчества в педагогическом процессе дошкольного учреждения, уровня знаний фольклора детьми 5-6 лет.

2. Определить сущность, критерии и показатели творческой активности старших дошкольников, обосновать влияние устного народного творчества на развитие творческой активности детей 5-6 года жизни.

3. Разработать и экспериментально подтвердить содержание и методику формирования творческой активности детей 5-6 лет на основе фольклорного материала.

Методологическую основу исследования составили положения философии, психологии, педагогики о сущности творческой активности как высшем уровне активности человека, как интегральной, качественной характеристике свойств личности; о развитии творческой активности личности как особом качестве человека, которое находится в определённых связях с коллективным опытом народа, о сущности художественно-творческого развития личности, о воспитывающей роли народного искусства. Принципиально важным для нашего исследования является рассмотрение принципа народности, выдвинутого К.Д.Ушинским, положений психологии о социальном наследовании психики и культурно-исторической теории присвоения психики Л.С.Выготского. При разработке проблемы исследования мы опирались на теоретические изыскания в области фольклористики, посвященные вопросам эстетики фольклора, его жанровым особенностям, позиции эстетики и искусствознания о сущности и специфике народного творчества и особенностях его эстетического воздействия на человека.

Методы исследования. анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей и работы воспитателей, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе дошкольных учреждений г. Москвы (№№ 1330, 289).

В ходе исследования на различных его этапах принимали участие всего 118 дошкольников. Из них: 25 детей младшего, 25 среднего, 68 старшего дошкольного возраста. Экспериментальной работой было охвачено 26 работников дошкольных учреждений.

Этапы исследования.

Первый этап. (1993 -1995)- анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы;

определение цели, задач, гипотезы, объекта, предмета исследования; разработка специальных диагностических заданий, выявляющих знания детей в области жанровой специфики устного народного творчества, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1995 -1998) - составление программы формирующего эксперимента, определение объёма знаний об устном народном творчестве и подбор произведений, способствующих боле эффективному формированию творческой активности посредством устного народного творчества, выбор форм, методов педагогического воздействия, экспериментальная проверка разработанной методики.

Третий этап. (1998 -2000) - анализ итогов экспериментальной работы по проблеме исследования, систематизация и обобщение результатов, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- обоснована сущность формирования творческой активности посредством устного народного творчества в процессе

интегрированного осуществления художественно-творческих

деятельностей детей;

разработаны критерии и показатели сформированности творческой активности у детей старшего дошкольного возраста;

определены и экспериментально подтверждены

педагогические условия, обеспечивающие эффективность

формирования творческой активности. К ним относятся:

наличие произведений устного народного творчества русского народа, соответствующих принципам отбора художественной литературы для детей дошкольного возраста, во всех возрастных группах детского сада. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) на всех

возрастных этапах дошкольного детства и их использование, как по прямому назначению, так и в качестве содероюательиого материала для занятий художественно-творческими видами деятельности;

использование всех доступных детям дошкольного возраста жанров русского фольклора в воспитании и обучении, что позволяет дошкольникам приобретать необходимые для их творческого развития знания (например, образные выражения для обозначения воспринятых явлений и предметов действительности), формировать творческое воображение ребенка, а через него - и творческую активность путем выделения и сравнения средств создания образа, нахождения способов воплощения образа, вариантов его изображения и их использования в нестандартных ситуациях;

наличие у воспитателей опыта использования устного народного творчества в речевом общении с детьми и педагогическом процессе детского сада;

широкое вовлечение детей в различные виды художественно-творческой деятельности на основе фольклорного материала;

объединение разных видов художественно-творческой деятельности по принципу интеграции, которое предполагает единство тематики в разных видах деятельности, подбор фольклорного материала, отражающего данную тему, закрепление опыта, полученного на одном виде занятий в другом, и творческое его применение в различных видах художественной деятельности, которое и обеспечивает глубокое проникновение в образ, а также позволяет испытать массу разнообразных чувств.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны содержание, эффективные формы и методы развития творческой активности в процессе применения устного народного творчества в педагогическом процессе детского сада на основе интеграции разных видов художественно-творческой деятельности. Материалы исследования используются в системе подготовки студентов факультета дошкольного воспитания МГОПУ к

осуществлению творческого развития детей. Разработан специальный курс «Устное народное творчество в эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста», тематика курсовых работ для студентов факультетов дошкольного воспитания.

Достоверность исследования обеспечивается качественным и количественным анализом теоретического и практического материала, комплексным использованием методов научного исследования, широким охватом детей и педагогов экспериментальной работой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование творческой активности старших дошкольников (пяти-шести лет) посредством русского устного народного творчества предполагает, прежде всего, эмоционально- эстетическое восприятие детьми фольклорных произведений; наличие начальных знаний о жанровой специфике произведений устного народного творчества, их образном характере; побуждение детей к выражению впечатлений от сказок, народных песенок, потешек, пословиц и т.п. в различных видах художественно-творческой деятельности.

2. Сущностью творческой активности детей 5-6 года жизни является реализация потребности в новых знаниях и получении от них положительных эмоций, а также способность преобразовывать, изменять полученные новые знания и выражать новое в различных видах художественно-творческой деятельности. Критериями сформированности творческой активности у дошкольников пяти-шести лет под влиянием устного народного творчества выступают: объём знаний об устном народном творчестве; желание и умение выразить полученные впечатления в собственных сочинениях (сказках, загадках, небылицах, считалках и т.п.), в выразительном чтении, пересказе, инсценировании устно-поэтических произведений; перенесение образов русского фольклора в новую для ребёнка ситуацию в практике

повседневного речевого общения и объединения разных видов художественно-творческой деятельности.

3. Эффективность формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русским устным народным творчеством обеспечивается широким его включением в жизнь детей и педагогический процесс детского сада, использованием произведений разных жанров; интеграцией

различных видов художественно-творческой деятельности;

формированием знаний об устном народном творчестве, его жанровой специфике и образном характере; развитием эстетического восприятия фольклора; осуществлении в воспитательно-образовательной работе взаимосвязи фольклора с другими видами народного искусства; использованием разнообразных форм и методов развития художественно-творческих способностей детей.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в ходе осуществления экспериментальной работы в детских садах г. Москвы (ДДОУ №289, ДОУ №1330). Методика и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры эстетического воспитания МГОПУ. Основное содержание исследования отражено в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии, приложения.

Философские и психолого-педагогические основы творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Определяя влияние устного народного творчества на формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста, мы обратились к философским работам по проблемам творческой активности и художественного творчества (Е.А.Ануфриев, Ю.Б.Борев, Ю.Ф.Бухалов, Г.Л.Ермаш, А.И.Лилов, Я.А.Пономарёв и другие), исследованиям по проблемам психологии детского творчества (Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, Е.И.Игнатьева, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова и других).

Для большинства исследований, посвященных изучению творческой активности, исходным моментом в её определении служит философская категория, рассматривающая активность, как внутренне присущее свойство материи, которое выражает её способность к самодвижению, самоизменению, саморазвитию.

Понятие «активность» в научной литературе рассматривается неоднозначно.

Активность в работах отечественных педагогов, психологов, философов рассматривается как мера деятельности, возможность взаимодействия субъектов. Активность определяется и как относительно устойчивое свойство личности. Важным, на наш взгляд, в определении творческой активности является рассмотрение её психологического аспекта. В научной литературе активность личности определяется, как способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве. Определяя активность личности, важно учитывать внутреннюю мотивацию деятельности и субъективное отношение к ней человека, что имеет большое значение для формирования творческой активности.

Высшей формой активности человека и одновременно её характеристикой признаётся творчество, творческая же активность определяется как активность человека в том или ином виде творчества -научном, техническом, художественном и других, приобретающая существенные признаки и специфические особенности творчества. Из этого следует, что творчество и активность - понятия взаимодействующие, взаимопроникающие, оказывающие влияние друг на друга. Исходя из этого, мы сочли необходимым рассмотреть вопрос о том, что представляет собой творчество.

Понятие творчества в научной литературе также неоднозначно, как и понятие активности. Оно рассматривается в двух аспектах: философском и психологическом. Психология рассматривает сам процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее (Филос. энцикл. словарь, с.642).

Творчество - психологический процесс созидания нового, совокупность свойств личности обеспечивающих её включенность в этот процесс. То есть творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. (Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - Москва: Политиздат, 1985. - с 351-352). «Творчество - необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества: Творчество человека лишь одна из таких форм». (Я.А.П&номарёв. Психология творчества и педагогика. - Москва, 1976. - с 43).

Творчество - «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, оно представляет своеобразную форму развития, и есть в высшей степени диалектический процесс». (П.П.Крамар. К определению понятия «творчество» /Вопросы общественных наук. - Киев, Наук, думка, 1982. - с.60).

«Творчество в широком смысле слова - это способность человеческого сознания и практической деятельности к преобразованию наличного и созиданию нового, отвечающего потребностям освоения и преобразования действительности, интересам прогресса общественного развития.

Творческий продуктивный вид деятельности является наиболее сложной, высшей ступенью отношений человека к действительности» (Г.Л.Ермаш; Творческая природа искусства. - Москва, 1977. - с 3-4).

Творчество рассматривается и как форма познания действительности. Причём, в результате этого познания происходит не копирование действительности, а воспроизведение её через призму человеческого отношения к её явлениям, через анализ ценности этих явлений для человеческой жизнедеятельности.

Одной из форм такого познания действительности является Искусство. «В искусстве, - по мнению Г.С.Батищева, - сливается в одно нерасторжимо целое познание и созидание, познание и творчество». ( с. 20-27).

Специфической формой отражения и познания жизни в её конкретных и индивидуальных проявлениях являются художественные образы произведений искусства. Являясь носителем информации, художественный образ выступает отличительным признаком конкретного вида творчества. То есть для каждого вида творчества характерен свой художественный образ, воплощенный в специфической, присущей данному виду творчества художественной форме. Причём, художественные образы не просто отражают жизнь, а всегда выражают эстетическое отношение к прекрасному и образному. Художественное творчество проявляется в отборе, обобщении тех или иных жизненных явлений и в индивидуально-неповторимой форме их воплощения.

В исследованиях, посвященных проблемам творчества, в области эстетики, искусствознания, психологии выделяется ряд этапов, взаимосвязанных сторон процесса творчества. Одним из первых, кто

пытался описать комплекс таких стадий, был Б.А.Лезин. Применительно к художественному творчеству им выделялись следующие стадии: труда; бессознательной работы; вдохновения.

В работе Я.А. Пономарёва процесс творчества подразделяется на ряд взаимосвязанных этапов: осознание проблемы, решение проблемы, проверка решения, - имеющих свои специфические задачи. Каждый из них имеет свою, важную для понимания процесса творчества, характеристику.

Первая стадия связана с возникновением проблемной ситуации. Важным здесь является умение видеть вопросы, если задача не дана в готовом виде. Пусковым моментом усмотрения вопроса является наличие сопровождающей его эмоциональной реакции (удивления, затруднения), которая затем рассматривается как непосредственная причина, заставляющая проанализировать ситуацию, что приводит к пониманию взаимоотношений разрозненно взятых фактов.

Наличие эмоционального фактора, объединяющего впечатления или образы на основе сходного эмоционального воздействия на человека, на которое указывали многие выдающиеся учёные (Л.С.Выготский, И.Я.Лернер и другие), имеет принципиальное значение в понимании нами творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

Следующий этап - разрешение проблемы, характеризуется Я.А.Пономарёвым как «решающий переход от того, что видно, к тому, что отсутствует». Здесь происходит использование ранее полученных знаний в качестве средств решения путём осмысления их и переноса в другие новые условия, что даёт возможность сопоставления части условий, на основе чего строится догадка. На данном этапе происходит проявление ситуации, обнаружение её промежуточных звеньев и тех скрытых связей, в которых находятся факты ситуации. Вырабатывается рабочее понятие, на котором останавливается поиск.

Возможности народного искусства в формировании творческой активности детей дошкольного возраста

Известно, что большое место в развитии художественно-творческих видов деятельности отводится искусству, и одному из его видов - народному (декоративно-прикладному, музыкальному, устно-поэтическому).

Народное творчество - это неоценимое богатство каждого народа, сокровищница народной мудрости, пласт национальной культуры, показатель его способностей и таланта. Оно является богатейшим источником знаний, плодом жизненного опыта многих поколений, летописью жизни народа. И значение народного творчества, по мнению выдающегося исследователя Древней Руси Д.С.Лихачева, определяется, прежде всего тем, какая в него «заложена память». (Экология культуры. /Москв-а. - 1979. - с.67).

Народное искусство (декоративно-прикладное, музыкальное, словесное) содержит в себе могучий воспитывающий и обучающий потенциал, о чем говорят многие исследователи народного искусства и культуры (Т.И. Бакланова, Г.Н.Волков, Ф.Х.Валеев, М.Ф.Гуртуева, Д.С.Лихачев, М.А.Некрасова, Т.Я.Шпикалова и другие). Ими выделен ряд ярко выраженных характерных черт народного искусства, которые дозволяют заявить о его воспитательной, образовательной и обучающей ценности. К ним относятся традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, гуманность, связь с окружающей жизнью.

Учёные подчеркивают, что народное творчество обобщенно, целостно, концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все формы общественного сознания, включает огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым, современностью и будущим. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей» (В.П.Силин Искусство как фактор социализации индивида // Ученые записки ЛГУ, 1971, вып. IX, с. 127). Его в соответствии с идеей социального наследования психики и культурно-исторической теорией Л.С.Выготского можно рассматривать как систему обеспечения социального наследования.

Одной из характерных черт народного искусства является его коллективность, которая выражается в том, что произведения народного творчества создаются всеми и для всех. Изделия создаются, что особенно характерно для декоративно-прикладного искусства, целыми семьями. К тому же, коллективность народного искусства проявляется в единстве представлений, прежде всего, о красоте. Веками, громадным количеством поколений формируется, вырабатывается общее миропонимание, взгляд на окружающую действительность.

Традиционность - характерная черта народного искусства, которая имеет теснейшую взаимосвязь с его коллективностью. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. По мере накопления человеческого опыта складываются облегчающие жизнь традиции. Произведения народного искусства создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир. Вот как об этом говорит выдающийся отечественный учёный Д.С.Лихачев: «Народное искусство (фольклор) создаётся всеми, для всех и в рамках многовековых традиций. Во всём, что делал народ - единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как бронёй, защищало народное искусство от безвкусицы». (Лихачев Д.С. Экология культуры. // Москва. - 1979. - №7. с.68).

Традиционность, как отмечает Т.С.Комарова, находит своё отражение в основных выразительных средствах, технологии и т.п. (Народное искусство в воспитании дошкольников. // Москва, 1996.). К тому же произведения народного искусства обязательно имеют свой адресат - человека. Так, целый пласт произведений устного народного творчества: песенки, потешки, пестушки, колыбельные песни, - созданы специально для детей, да и народные игрушки создавались, прежде всего, для детской забавы.

Гуманность, направленность на человека - следующая существенная черта народного искусства. Русское народное искусство, какой бы вид его мы не взяли, направлено на то, чтобы обогатить человека знаниями, помочь ему усвоить жизненный опыт многих поколений, отшлифованный веками. Образы, создаваемые в различных видах народного искусства, в своей основе имеют единство представлений о красивом и безобразном, о добром и злом. К тому же они взяты из жизни, конкретны и в тоже время очень ёмки и содержательны и никогда, по выражению Д.С.Лихачева, не несли на себе печати фальши, а главное, их задача заключается в том, чтобы сделать жизнь человека содержательнее, радостнее. А разве это не гуманность! Так, устное народное творчество, в частности, потешки, о которых мы уже говорили, имеют конкретного слушателя - детей и предназначаются, что видно из самого такого милого сердцу названия «потешки», для того, чтобы потешить, развеселить, развеять печальное, грустное настроение, а какой задор чувствуется в самом ритме потешки: «Ай, гугу... гугу... гугу... Не кружися на лугу. На лугу-то лужица, Головушка закружится Ваня в лужу упадёт... Ой, вода... вода... Ване в лужице беда». На примере только одной потешки мы видим, что создаётся бодрое, весёлое настроение, которое определяется особым содержанием и его формой передачи.

Направленность народного искусства на человека связана с его жизнеутверждающим характером. И опять обратимся к примеру. Сложенные в народе сказки несут в себе громадный заряд доброты, огромную веру в торжество справедливости, радостную и счастливую жизнь. Или цветовая гамма, используемая для росписи игрушек народными умельцами, несёт в себе определённый эмоциональный

Задачи и организация опытно-экспериментальной работы

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольных учреждений: яслей - сада № 1330 Южного округа ДДУ № 289 Юго-западного округа города Москвы, являвшихся экспериментальными площадками округов по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста и творческого их развития посредством разностороннего использования русского народного искусства (музыкального, изобразительного, словесного). (Научный руководитель Т.С.Комарова). Всего в эксперименте принимали участие 118 дошкольников. Из них: 25 детей младшего, 25 среднего, 68 старшего дошкольного возраста. Исследовательской работой были охвачены 26 воспитателей. Ясли - сад № 1330 работает по Программе воспитания и обучения в детском саду, утвержденной Министерством просвещения РСФСР, издание второе, доработанное, 1987. ДДУ № 289 осуществляет работу на основе Программы воспитания и обучения в детском саду и Концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, разработанной Комаровой Т.С.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с 1993/94 по 1995/96 учебный год в одной младшей, одной средней, двух старших и двух подготовительных группах детского сада.

В соответствии с выдвинутой гипотезой, объектом и предметом исследования нами сформулированы цель и задачи научной работы.

Цель исследования - изучить содержание и методику развития творческой активности детей 5-6 года жизни посредством использования русского устного народного творчества. Задачи: 1. Изучить условия использования произведений устного народного творчества в педагогическом процессе детского сада и семьи. 2. Определить сущность, критерии и показатели творческой активности детей старшего дошкольного возраста, обосновать влияние устного народного творчества на развитие творческой активности детей 5-6 года жизни. 3. Выяснить наличие и характер знаний детей о произведениях словесного творчества русского народа, о жанровых особенностях фольклора. 4. Разработать и экспериментально подтвердить содержание и методику формирования творческой активности детей 5-6 года жизни.

Исследовательская работа состояла из трех этапов: I этап -проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявление знаний детей о характере произведений устного народного творчества, их жанровых особенностях и степени влияния системных знаний о фольклорных произведениях на проявление творческой активности; определение состояния использования фольклорных произведений в педагогическом процессе детского сада, жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении и семье. С учетом огромного влияния семьи на развитие творчества дошкольников осуществлен опрос родителей, направленный на выявление объема и жанрового разнообразия фольклорных произведений, используемых в условиях домашнего воспитания. Особое внимание было обращено на то, от кого ребенок получает в семье знания о фольклоре. Цель этого этапа исследования заключалась в подготовке старших дошкольников к проявлению творческой активности.

Для осуществления данной работы нами были использованы следующие методы: индивидуальные беседы с детьми по прочитанным произведениям русского устного народного творчества, направленные на выявление понимания содержания и жанровых особенностей словесного творчества народа и интереса детей к фольклорному материалу, проведение опроса детей, анкетирование воспитателей, анализ содержания уголков детской книги, наблюдение самостоятельной художественной деятельности детей и процесса их взаимодействия с взрослыми (воспитателями, нянями, родителями) и сверстниками в речевом общении, анализ планов воспитателей и их деятельности. На данном этапе работы был проведен анализ различных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста на предмет использования произведений русского устного народного творчества в разных видах деятельности детей в детском саду и для выявления соотношения фольклорных произведений различных жанров в педагогическом процессе каждой возрастной группы. На первом этапе исследования изучались особенности понимания детьми содержания и жанровых особенностей русского устно-поэтического творчества и его влияние на проявление творческой активности детьми 5-6 года жизни. Прослеживалось влияние использования взрослыми фольклорных произведений в повседневном общении с детьми, на развитие творческой активности дошкольников. Анализировались планирование воспитателями педагогического процесса и использование в нем устного народного творчества, обеспечивающие эффективность воздействия фольклора на развитие творческой активности в разных видах художественно-творческой деятельности. Результаты данной работы были использованы при определении основных направлений формирующего эксперимента.

На втором этапе экспериментальной работы осуществлялась выработка методики развития творческой активности детей 5-6 года жизни на основе произведений поэтического творчества русского народа. На этом этапе были поставлены следующие задачи: определить сущность, показатели и критерии творческой активности детей старшего дошкольного возраста, специфику ее формирования средствами русского народного поэтического творчества в разных видах художественно- творческой деятельности;

разработать содержание интегрированного подхода к решению проблемы исследования в разных видах художественно-творческой деятельности. Реализация поставленных задач проходила в процессе занятий и повседневной жизни детей в дошкольном учреждении, в процессе подготовки и проведения разнообразных праздничных мероприятий, детских досугов силами воспитателей, детей и родителей на основе фольклорного материала, который рассматривался как неотъемлемая часть жизни, быта не только русского народа, но и детей, посещающих данное дошкольное учреждение. Занятия способствовали не только приобретению, уточнению, обобщению и закреплению знаний детей об устном народном творчестве, но и за счет использования в них творческих заданий разного характера перенесению их в разные виды художественно- творческой деятельности.

Содержание, формы и методы опытно-экспериментальной работы по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная работа по теме исследования проводилась с сентября 1993 по май 1996 года. Она была начата в младшем (3-4 год жизни) дошкольном возрасте и продолжена в средней и старшей группах детского сада на основе Концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей, разработанной Т.С.Комаровой, и из нее вытекающей программы формирования творческой активности детей средствами устного народного творчества, что позволило убедительно доказать широкие возможности использования русского народного поэтического творчества как средства развития творческой активности детей 5-6 года жизни. В качестве контрольных групп были взяты старшие и подготовительные группы, осуществляющие воспитание и обучение детей по Программе воспитания и обучения в детском саду. - М., издание второе, доработанное, - в период с сентября 1993 по май 1996 года.

Применительно к контрольным группам старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы) ставились следующие цели и задачи.

Цель — выявить знания детей о произведениях устного народного творчества, эмоциональное отношение к ним, показать взаимосвязь знаний, положительного эмоционального отношения к фольклору и проявления творческой активности детей старшего дошкольного возраста (пяти - шести лет) в разных видах художественно-творческой деятельности (художественно-речевой, изобразительной, музыкальной), сформулировать показатели и критерии творческой активности детей в художественно-творческой деятельности в процессе использования русских устно-поэтических произведений.

В связи с данной целью были поставлены следующие задачи: I. Проанализировать знания детей старшего дошкольного возраста в области русского народного поэтического творчества по следующим направлениям: оценивались представления детей о жанре фольклорного произведения (сказка, народная песенка, потешка, колыбельная песня, загадка, пословица); определялось умение детей отличать характерные черты русской народной сказки (начинается со слов: жили-были..., в некотором царстве, в некотором государстве, кончается словами: тут и сказке конец, а кто слушал молодец и т.п.), отделять ее от авторской, выявлялось умение воспринимать литературные произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка).

Выявлялось умение детей передать тему и основное содержание произведения устного народного творчества и дать точное название.

Определялось умение детей понимать и воспринимать образные характеристики главных героев и персонажей.

2.Дать характеристику эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста на произведения русского устного народного творчества: активен (пассивен), эмоционален (вял) при восприятии устного народного творчества; проявляет интерес к образам персонажей и главных героев, их характеристикам; выражает желание передать образы устного народного творчества в художественно-творческих видах деятельности и проявляет самостоятельность и инициативу в этом.

3. Провести наблюдения за проявлениями творческой активности старшими (пяти- шести лет) дошкольниками в соответствующих речевых ситуациях и художественно-творческих видах деятельности.

4.Дать оценку уголкам книг в возрастных группах детского сада с точки зрения оснащенности их произведениями фольклора разных жанров и доступности этих фольклорных источников детям с учетом следующих принципов отбора: произведение русского народного поэтического творчества должно отражать традиции фольклора и обладать достаточно высоким нравственно-эстетическим уровнем, тематика произведений должна соответствовать миру представлений детей, художественные образы и язык произведений должны быть доступны восприятию ребенка-дошкольника. На основе полученных экспериментальных материалов контрольных групп была сделана попытка дать характеристику творческой активности детей в условиях использования традиционных содержания, форм, методов и приемов работы с детьми и проследить динамику творческой активности дошкольников пяти-шести лет в процессе широкого, систематического использования устного народного творчества в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Рассмотрим отдельно каждую из контрольных групп, при этом заметим, что "чисто" контрольных групп не было, так как работа в последующем равно, как и в экспериментальной группе, велась на основе Концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей, разработанной Т.С.Комаровой. Дадим характеристику общего уровня развития каждой из рассмотренных возрастных групп.

Старшая группа № 1. Всего в данном исследовании участвовало 16 детей данной группы. Уровень развития детей определялся на основе диагностических заданий, предложенных детям в рамках знаний, умений и навыков, определенных Программой воспитания и обучения в детском саду и задач экспериментальной работы. В целом общий уровень развития детей данной группы средний для старшего дошкольного возраста. Обратимся к примерам. 10 из 16 детей, участвовавших в исследовании, с удовольствием откликались на предложение экспериментатора рассказать любимые сказки, используя при этом настольный театр, сами обращались к взрослым и сверстникам с предложением загадать загадку или прочитать наизусть выученное стихотворение. 12 из 16 детей с интересом и подолгу рассматривали иллюстрации в книгах. Все дети группы самостоятельно рисуют карандашами на темы любимых сказок, мультфильмов. Надо отметить, что больший интерес к инсценированию хорошо знакомых сказок, к исполнению песен и выполнению разученных на занятии музыкально-ритмических движений проявляли девочки. Характер знаний детей в области устного народного творчества выявлялся в процессе ответов детей на вопросы: откуда ребенок больше всего получает знания о произведениях фольклора; кто больше всего рассказывает ему сказки и знакомит с другими произведениями фольклора, читает книги в семье; с кем он больше всего делится впечатлениями. Анализируя ответы детей на данные вопросы, мы попытались определить источник знаний о фольклоре и характер его влияний на проявление детьми творческой активности. Родителям также задавались аналогичные вопросы. Кроме того родителей просили назвать их любимые произведения русского устного народного творчества, не ограничивая жанром.

Похожие диссертации на Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5 - 6 лет