Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством (На материале кн. графики) Горбова Ольга Вадимовна

Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством (На материале кн. графики)
<
Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством (На материале кн. графики) Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством (На материале кн. графики) Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством (На материале кн. графики) Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством (На материале кн. графики) Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством (На материале кн. графики) Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством (На материале кн. графики) Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством (На материале кн. графики) Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством (На материале кн. графики) Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством (На материале кн. графики)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Горбова Ольга Вадимовна. Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством (На материале кн. графики) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Москва, 1999 198 c. РГБ ОД, 61:99-13/262-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы подготовки специалистов в вузе к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями книжной графики 10

1.1. Иллюстрация как вид графики 10

1.2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений книжной графики и методика ознакомления детей с иллюстрацией 28

1.3. Современное состояние проблемы подготовки студентов дошкольного факультета ВУЗа к ознакомлению детей с книжной графикой 37

1.4. Задачи, методы выявления и критерии оценки готовности студентов к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с иллюстрацией 46

1.5. Особенности искусствоведческой подготовки студентов к работе по ознакомлению дошкольников с книжной иллюстрацией 55

1.6. Методическая подготовка студентов к знакомству детей дошкольного возраста с произведениями книжной графики 80

Выводы по I главе 97

ГЛАВА II. Подготовка студентов вуза к работе по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством (на материале книжной иллюстрации) 100

2.1. Построение экспериментальной программы подготовки студентов к работе по ознакомлению дошкольников с иллюстрацией 101

2.2. Формы и методы повышения искусствоведческой готовности студентов 105

2.3. Повышение уровня специальной профессиональной подготовки студентов , 128

2.4. Проверка эффективности экспериментального педагогического процесса по формированию у студентов готовности к руководству ознакомлением дошкольников с произведениями книжной графики 144

Заключение 156

Библиография 161

Приложение 181

Введение к работе

Актуальность исследования. Основная задача воспитания дошкольников -гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского, С.Л.Рубинштейна и др. показывают, что решить эту задачу можно при условии правильного выбора средств, которые позволят ребенку в ходе освоения культурно-исторического опыта стать субъектом собственной деятельности. Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.

К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А., - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М.Сокольникова).

Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире (это доказано в исследованиях В.А.Езикеевой, Р.И.Жуковской, В.Я.Кионовой, Т.А.Кондратович, И.О.Котовой, Т.А.Репиной, Е.А.Флериной, А.Ф.Яковличевой и др.). Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам вырази тельности (живописи, скульптуры и др.).

Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. В понятие художественной деятельности входит создание художественных ценностей, их восприятие и приобретение необходимых знаний по искусству (М.С.Каган, Ю.Н.Петрова). Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога. Исследования О.А.Абдуллиной, С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.Г.Боброва, Ф.Н.Гоноболина, Н.Н.Кузьмина, И.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина, А.И.Щербакова и других доказывают, что от уровня сформированности у педагога знаний, умений и навыков зависят знания, умения и навыки учащихся, а также результативность детской деятельности и развитие детского творчества (ЕА.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова и др.).

Проблема подготовки кадров дошкольных работников стала предметом исследования многих ученых: В.К.Елмановой, И.Ю.Ерофеевой, В.М.Захаровой, В.Кожокарь, В.И.Логиновой, М.Муссилио, Е.А.Панько, Л.В.Поздняк, К.Е.Праховой, П.Г.Саморуковой, Л.Г.Семупшной, Г.Яворской, В.И.Ядэшко, Н.М.Яковлевой и др. В этих исследованиях была разработана профессиограмма педагога дошкольного профиля; изучены общепедагогические умения, необходимые воспитателю; проанализирована роль практики в формировании профессионального отношения студентов к работе; дан функциональный анализ деятельности воспитателя по руководству сюжетно-ролевой игрой, трудом ребенка.

Вопросы подготовки будущих педагогов к эстетическому воспитанию дошкольников поднимались в работах А.В.Антоновой, Л.ГАрчажниковой, В.В.Бабаевой, М.В.Веселовской, О.В.Драгуновой, Т.А.Зотеевой, Е.В.Клюевой, О.П.Радыновой, В.Г.Сергеева, Т.Н.Тарановой, О.Л.Хамаевой и др. В них подтверждается положение о том, что результативность эстетического воспитания де

тей зависит от наличия у взрослого системы педагогических знаний и умений, понимания воспитателем специфики художественной деятельности, которой овладевает ребенок.

В работах Г.Г.Григорьевой, С.В.Громаковой, У.Ш.Ибрагимова, Е.Г.Ковалъской, Т.С.Комаровой, Л.В.Компанцевой, Н.П.Сакулиной, М.В.Финько, Р.М.Чумичевой и др. рассмотрены вопросы подготовки кадров дошкольных работников к руководству изобразительной деятельностью дошкольников. Для нас особый интерес представляют исследование У.Ш.Ибрагимова, в котором определены педагогические умения, необходимые воспитателю для руководства этим видом художественной деятельности детей, а также исследование М.В.Финько, где анализируется подготовка студентов к творческому руководству изобразительной деятельностью дошкольников в системе заочного образования. Исследований, посвященных изучению педагогических умений, необходимых педагогу для руководства процессом восприятия дошкольниками изобразительного искусства, в том числе книжной графики, до настоящего времени не проводилось.

В практике подготовки студентов ВУЗа к руководству ознакомлением дошкольников с иллюстрацией основной упор делается на их использование в занятиях по развитию речи с целью пояснить содержание текста. Предполагается, что знания о графике, как: виде изобразительного искусства, студенты смогут получить через изучение ряда учебных дисциплин - «Мировая художественная культура», «Теория и методика развития речи детей», «Теория и методика изобразительной деятельности дошкольншсов». Но, как показал анализ практики, студенты не готовы к работе по ознакомлению детей с этим видом изобразительного искусства, их знания отрывочны и бессистемны. Значит, необходим пересмотр содержания этих знаний, их интеграция и систематизация на новом уровне.

До настоящего времени не проводилось исследований по изучению педагогических умений, необходимых педагогу для руководства восприятием дошкольниками изобразительного искусства, до сир пор не определен объем знаний и умений необходимых воспитателю для грамотного руководства процессом восприятия детьми книжной графики, выпускники ВУЗов не готовы показать детям художест

венные достоинства графики как самостоятельного вида искусства.

Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения темы исследования.

Цель исследования: разработать научно обоснованное содержание, формы и методы подготовки студентов дошкольного факультета педагогического института к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной графикой.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих воспитателей дошкольных учреждений в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования: процесс подготовки студентов дошкольного факультета к ознакомлению детей с книжной графикой.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой профессиональная подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к творческому руководству процессом ознакомления дошкольников с искусством иллюстрации возможна при соблюдении следующих педагогических условий: ® поэтапное формирование у студентов знаний о книжной графике, как виде изобразительного искусства, и о методике работы с иллюстрацией, то есть первоначальное формирование искусствоведческих и общепедагогических знаний, а на их основе специальных умений; @ обязательное введение в содержание подготовки студентов дошкольного факультета спецкурсов и спецсеминаров, обеспечивающих интеграцию и систематизацию полученных искусствоведческих знаний в области книжной графики; спецпредметов, позволяющих вывести эти знания на уровень педагогических технологий; а также заданий на практику; © моделирование в учебном процессе ВУЗа творческой педагогической деятельности воспитателя, направленной на ознакомление дошкольников с произведениями книжной иллюстрации; © организация целостного художественного восприятия студентами произведений книжной графики.

Задачи исследования: 1. Определить и проанализировать содержание педагогических знаний и умений,

необходимых педагогу для ознакомления дошкольников с произведениями книжной графики.

2. Изучить особенности знаний и умений воспитателей детских садов, студентов дошкольного факультета пединститута по руководству художественным воспитанием дошкольников в ходе ознакомления с иллюстрацией детской книги.

3. Разработать наиболее эффективный путь подготовки студентов ВУЗа факультета дошкольного воспитания к работе по разделу «Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством» (на материале иллюстрации).

Методологической основой исследования являются: теория культурно-исторического развития личности; исследования в области психолого-педагогических, эстетических и искусствоведческих наук, в которых раскрываются особенности освоения художественной действительности, вопросы специфики профессионально-педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения; культурологический подход и современные концепции развития высшей школы и дошкольного образования, учение о роли педагога во всестороннем воспитании подрастающего поколения.

Методы исследования: анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); анкетирование; опрос; беседы; диагностические задания; метод экспертной оценки (компетентных судей); качественный и количественный анализ результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили факультет педагогики и психологии (дошкольной) Северодвинского гуманитарного ш-іститута Поморского государственного университета, факультет дошкольного воспитания Московского государственного открытого педагогического университета. К опытно-экспериментальной работе было привлечено 180 студентов, из них 63 человека -воспитатели дошкольных учреждений.

Исследование выполнялось с 1994 по 1998 гг. и проводилось в три этапа:

Первый этап (1994-1995 гг.) - поисково-теоретический - был связан с анализом искусствоведческой, психолого-педагогической, философской и методической

литературы; определением цели, задач, предмета, объекта и гипотезы исследования; с разработкой специальных заданий, позволяющих выявить уровень готовности студентов к работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями книжной графики; с проведением первичной диагностики на этапе констатирующего эксперимента.

Второй этап (1995-1997 гг.) - опытно-экспериментальный - включал разработку программы формирующего эксперимента; выбор форм и методов работы со студентами; проверку гипотезы, апробацию разработанного спецкурса и спецсеминара и других форм работы в ходе экспериментального обучения; анализ полученных результатов; коррекция модели подготовки студентов к творческому руководству ознакомлением дошкольников с книжной иллюстрацией; проведение контрольных срезов; итоговая обработка данных.

Третий этап (1997-1998 гг.) - завершающий - обобщение и систематизация результатов эксперимента; оформление диссертациошюго исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: © выяснено состояние подготовки будущих специалистов дошкольного профиля к художественному воспитанию детей средствами одного из основных видов изобразительного искусства в детском саду - книжной графики; © разработаны критерии и показатели уровней готовности студентов к ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на материале книжной иллюстрации (вид искусства графики); © разработана и апробирована программа подготовки специалиста дошкольного профиля с высшим образованием по руководству процессом ознакомления детей с книжной графикой; • определены и экспериментально подтверждены педагогические условия овладения студентами приемами творческого руководства процессом восприятия детьми иллюстраций.

Практическая значимость исследования состоит в расширении и углублении содержания отдельных дисциплин эстетического цикла с целью увеличения объема информации об иллюстрациях у студентов; в разработке спецкурсов и

спецсеминаров «Иллюстрация как вид графики», «Художники-иллюстраторы детских книг», «Методика ознакомления дошкольников с иллюстрацией». Разработаны содержание и методы подготовки студентов к работе по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством, которые позволяют повысить эффективность их будущей профессиональной деятельности. Материалы исследования могут быть использованы в высших и средних специальных учебных заведениях, где ведется подготовка специалистов дошкольного образования, что позволит повысить качество подготовки по проблеме руководства восприятием изобразительного искусства детьми.

Достоверность исследования обеспечена теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, исходными методологическими позициями, использованием комплексной методики, адекватной предмету и задачам исследуемой проблемы, сочетанием количественного и качественного анализов, положительными результами экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективность работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в детском саду обеспечивается наличием у педагога системы теоретико-праісгических знаний, включающей три группы: общепедагогические, искусствоведческие и специальные знания, а также системы умений, формируемых на основе этих знаний. Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к ознакомлению детей с иллюстрацией как видом изобразительного искусства должна включать два этапа. Первый этап - этап общей искусствоведческой подготовки, второй - этап специальной профессиональной подготовки. На первом этапе студент накапливает необходимый объем искусствоведческий знаний и умений для более эффективного овладения задачами следующего этапа, который, в свою очередь, способствует осознанию знаний и умений, полученных ранее. В результате это обеспечивает повышение художественного и методического уровней подготовленности студентов.

2. Формирование у студентов специальной подготовки (совокупности искусствоведческой и методической) к осуществлению руководства процессом воспри

ятия детьми произведений искусства, повышение их профессиональной компетентности, творческого развития осуществляется за счет обязательного введения в содержание подготовки спецдисциплин (спецкурсов, спецсеминаров - «Иллюстрация как: вид изобразительного искусства», «Художники-иллюстраторы детской книги», «Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями книжной графики»), заданий на практику, а также использование активных методов обучения, которые в совокупности обеспечивают интеграцию и систематизацию полученных знаний и умений на уровне педагогических технологий.

3. Овладение студентами системой искусствоведческих знаний и умений оказывает положительное влияние на повышение уровня методической готовности педагогов, их творческий рост и совершенствует качество ознакомления дошкольников с произведениями искусства на материале книжной графики.

Апробация и внедрение результатов исследования происходили в ходе проведения экспериментальной работы на факультете педагогики и психологии (дошкольной) Северодвинского гуманитарного института ПТУ, на курсах повышения ісвалификации доіпкольньгх работников г.Северодвинска и Архангельска при СГИ ПГУ, на факультете дошкольного воспитания Московского государственного открытого педагогического университета. Теоретические положения, методика исследования и результаты работы обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях СГИ ПГУ, МГОГГУ, РГПУ, (Ломоносовские чтения; на Герценовских чтениях РГПУ им. А.И.Герцена (апрель 1994 г.); на заседаниях кафедры дошкольной педагогики СГИ и кафедры эстетического воспитания МГОПУ (1994-1998 гг.). Основное содержание диссертационного исследования отражено в процессе публикаций материалов исследования в межвузовских сборниках, в выступлениях автора перед практическими работниками г. Северодвинска и Архангельской области.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Иллюстрация как вид графики

Изобразительное искусство является одним из важнейших средств в воспитании подрастающего поколения. Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей.

Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детская книга представляет собой комплекс искусств - слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Детей привлекает в ней именно картинка. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогичесішм материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной значимости. Детская книга неразрывно связана с графикой, которая играет в ней ведущую или равную тексту роль, говорил В.С.Матафонов (144).

Графика (греч. jpacpco, от graphike - пишу, черчу, рисую) - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Графика, как и остальные виды изобразительного искусства, отражает окружающую действительность через образное воспроизведение ее зримых форм, передает внешний вид предметов и явлений объективного мира, все разнообразие существующих и воспринимаемых глазом событий. Изобразительное искусство не только изображает окружающую действительность, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к изображаемым событиям и предметам.

Сущность художественного образа произведения искусства составляют единство изображения и выражения, индивидуального и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Средства выразительности художественного произведения (рисунок, цвет, композиция) помогают автору произведения реализовать замысел, создать целостную картину окружающей действительности, помогают выделить ее главные, существенные признаки.

Эти свойства относятся ко всем видам изобразительного искусства (живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладному искусству). Вместе с тем, каждый из них имеет свои специфические особенности.

Графика более других видов искусств приближена к письму, рисунку, так как одним из важных графических средств ее является плоскость листа бумаги с расположенными на ней линиями, штрихами, точками, пятнами. Основными средствами художественного выражения в графике являются линия, светотень, пятно, а также белый или цветной фон листа, на котором исполняется графическое изображение. Цвет вводится в произведения графики не всегда, и не так полно, как в живописи. В отличие от живописи, где мазок должен передать максимально «живую» форму предмета, выразительные средства графики готовы создать геометрическую схему. Графика в большей мере условна, схематична, чем другие виды изобразительного искусства, она скорее конструирует и схематизирует предмет, чем передает его чувственную форму. Рассматривая произведение графики, мы всегда видим условные линии, то есть «технику» создания произведения.

В графике пространство обычно передается линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа. Цвет в графическом изображении используется ограниченно, условно. Незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств художественной выразительности.

Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов. Особое место занимают в этом виде искусства неизобразительные элементы - чисто декоративные мотивы, орнаменты, текст, представляющий собой систему графических знаков.

Графика объединяет рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка. Наиболее древний и традиционный вид графического искусства - рисунок. Ему присущ конструктивно-изобразительные и художественно-выразительные возможности, гибкость и бесконечное многообразие приемов и форм.

Различают несколько видов печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), на металле (офорт), на камне (литография), на линолеуме (линогравюра) и другие.

По назначению графика делится на станковую, прикладную (в том числе промышленную), плакатную, книжную и газетно-журнальную.

Книга - одна из основных областей применения графики. Книжная графика включает иллюстрации, создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги.

В искусствоведческой литературе иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) рассматривается как основной вид книжной графики, как изображения, сопровождающие, дополняющие и наглядно разъясняющие текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т.п.), то есть изобразительное истолкование литературного и научного произведения (194).

В исследовании Н.М.Сокольниковой (226) мы выявили ряд уточнений определению иллюстрации. Автор рассматривает его в широком и узком смысле этого слова. В первом случае под иллюстрацией понимается всякое изображение, «освещающее», поясняющее текст. При этом работы (рисунки, произведения живописи и скульптуры), выполненные по теме литературного произведения, имеют самостоятельное художественное значение.

В узком смысле иллюстрации, по мнению этого ученого, - произведения, предназначенные для восприятия в единстве с текстом, то есть находящиеся в книге; причем литературное произведение и иллюстрации к нему представляют собой единое целое. Иллюстрация в этом смысле или поясняет текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкует текст, давая возможность читателю по-новому понять и почувствовать ценность литературного текста; с помощью графических средств она выявляет и передает социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения.

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений книжной графики и методика ознакомления детей с иллюстрацией

Одна из задач эстетического воспитания детей в детском саду - приобщение дошкольников к прекрасному и формирование у них способности воспринимать и правильно понимать прекрасное в жизни и в искусстве.

Иллюстрация - первая ступень в понимании изобразительного искусства, которая облегчит детям восприятие живописи, более сложной для дошкольников по своим художественно-выразительным средствам. Прежде, чем ребенок начал понимать произведения искусства, мы должны научить его правильно воспринимать искусство. Восприятие - это отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира при их непосредственном воздействии на органы чувств (232). Мы можем видеть какое-либо природное явление, воспринимать его, а можем обратить внимание именно на красоту этого явления, его неповторимый облик, то есть дать эстетическую оценку увиденному. И тогда это будет более узкое восприятие - эстетическое - восприятие красоты, результатом которого является эстетическое переживание (14). Оно возникает только в результате зрительных и слуховых ощущений и является образным, наглядным по своей природе.

Произведение искусства является особым объектом, который отличается от других эстетических предметов. Поэтому художественное восприятие имеет более узкое значение, чем эстетическое. Это восприятие произведений искусства, процесс взаимодействия человека с художественными ценностями, в ходе которого зритель получает эстетические впечатления. Художественное восприятие - сложный, целостный, активный процесс, носящий оценочный характер и связанный с многообразными актами мышления и переживания.

Как показывают многие исследования, эстетическое и художественное восприятия тесно взаимосвязаны. Это проявляется в том, что опыт, полученный человеком при восприятии произведений искусства, влияет на его отношение к окружающей действительности, а эстетический опыт, полученный при общении с действительностью помогает воспринимать и оценивать произведения искусства.

Многие исследователи называют художественное восприятие центральным звеном художественного развития личности и считают детство не только начальным, но и основным этапом художественного развития человека. До конца этот вопрос еще не разработан. Б.С.Мейлах полагает, что «успешное, многоаспектное исследование художественного восприятия может быть достигнуто только как исследование комплексное, на стыке различных областей знаний» (150).

В психолого-педагогической литературе существуют различные, подчас противоречивые, взгляды по этой проблеме. Так, зарубежные ученые (Бине, Штерн), установив три разные ступени восприятия детьми картинки, предположили, что они зависят только от возраста детей. Разработанная ими классификация ступеней восприятия послужила основанием для вывода о недоступности художественного восприятия картинки детьми дошкольного возраста. Советские ученые Г.Т.Овсепян, С.Л.Рубинштейн (166, 212) опровергли это мнение, доказав, что способность воспринимать картинку во многом зависит от ее содержания и от вопросов, поставленных детям при восприятии. Тем самым была показана ведущая роль обучения в формировании художественного восприятия ребенка, способность дошкольников воспринимать произведения искусства, в том числе графические изображения, и давать элементарную эстетическую оценку увиденному при систематической работе (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.И.Теплов и др.). Более поздние исследования классиков дошкольного воспитания (Е.А.Флериной, В.А.Езикеевой, Т.С.Комаровой, Н.П.Сакулиной, А.Семеновой Болтуновой и др.), специальные исследования и наблюдения современных ученых (А.В.Заваровой, В.Я.Кионовой, И.О.Котовой, В.С.Матафонова, Р.А.Мирошкиной, Л.Невлер, Т.Репиной, Е.Решко и др.) подтвердили, что восприятие содержания произведений искусства в единстве со средствами выразительности доступно детям дошкольного возраста. Работы советских психологов (А.В.Запорожца, А.И.Леонтьева и др.) убеждают, что художественное восприятие в дошкольном возрасте не только доступно ребенку, а носит осмысленный, эмоциональный характер, способствует развитию творческих способностей.

Художественное восприятие - сложный процесс, оно изучалось по трем 9 направлениям: в выявлялись особенности самого характера восприятия, то есть то, как дети ведут себя при рассматривании произведений книжной графики; исследовалось, понимают ли они содержание иллюстрации (сюжет,настроение); проверялось, доступно ли дошкольникам восприятие средств выразительности (рисунок, цвет, композиция), которые используются в иллюстрации.

Рассмотрим ХАРАКТЕР ВОСПРИЯТИЯ книжной иллюстрации дошкольниками. Исследователями было выявлено, что дети, относящиеся к разным возрастным группам, по-разному воспринимают и понимают произведения книжной графики. Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) не могут сосредоточиться при рассматривании картинок, отношение к иллюстрации у них дейст венное.

Построение экспериментальной программы подготовки студентов к работе по ознакомлению дошкольников с иллюстрацией

При разработке экспериментальной программы подготовки студентов к работе по разделу «Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством» мы опирались на следующие теоретические положения:

1. Современная подготовка специалиста дошкольного образования должна включать широкую культурологическую подготовку (С.В.Громакова, И.Ю.Ерофеева, М.А.Ковардокова, Т.С.Комарова, С.В.Петерина, Л.В.Поздняк, Л.Г.Семушина, М.В.Финько, Р.М.Чумичева, В.ИДцэшко и др.).

2. Для руководства изобразительной деятельностью детей педагог должен владеть как общепедагогическими, так и специальными умениями (У.Ш.Ибрагимов, Е.Г.Ковальская, Т.С.Комарова, др.). Под специальными умениями понимается сплав общепедагогических и искусствоведческих умений.

3. Построение стратегии обучения опиралось на позицию Т.С.Комаровой, которая доказывает, что лишь творчески работающий педагог может создать условия для эффективного руководства художественной деятельностью детей. Он оказывает основное стимулирующее влияние на развитие эстетических потребностей студентов, на создание внутренней мотивации творческой деятельности.

Программа построена как последовательное развертывание содержания, постепенная его конкретизация. Программа включает в себя три взаимосвязанных блока: I - общепедагогические знания и умения; II - искусствоведческие знания и умения; III - специальные знания и умения.

Каждый блок состоит из двух компонентов: знаний и формируемых на их основе умений.

В первый блок экспериментальной программы - общепедагогический - входят ЗНАНИЯ особенностей восприятия детей дошкольного возраста и диагностик их выявления, методик работы с детьми, принципов планирования педагогического процесса детского сада и т.д.; а также диагностические, формирующие, организаторские и другие УМЕНИЯ. Этот блок является базовым, основополагающим (исследование У.Ш.Ибрагимова), формируется на протяжении всего обучения в педагогическом институте в ходе таких предметов как педагогика, психология и все методики.

Во второй блок программы - искусствоведческий - входят ЗНАНИЯ о видах и жанрах изобразительного искусства, о средствах выразительности графики, о художниках-иллюстраторах и др.; УМЕНИЯ отличать графику от других видов искусства, анализировать художественный строй иллюстрации и т.д.

Между компонентами и блоками осуществляются связи разного типа -функциональные, функционирования, порождения и другие. Покажем на отдельных примерах, как функционируют и связаны между собой компоненты знаний и умений в 1-ом блоке - общепедагогическом. Знание методик, которые выявляют особенности восприятия дошкольников, лежат в основе формирования диагностических умений; знание требований к отбору наглядного материала является базой для организаторских умений по руководству конкретной деятельностью детей.

Подобные связи функционируют и во 11-ом блоке: знание о видах искусства - основа для формирования умения отличать графику от других видов изобразительного искусства, умение отличать манеру исполнения одного художника от другого имеет в своей основе знания об особенностях применения средств выразительности конкретным иллюстратором. Эти связи мы считаем функциональныными. Более сложные связи осуществляются между блоками программы. Диагностические умения (I блок) и умения выделять средства выразительности иллюстрации (П блок) в своей совокупности дают новые умения: умения определять уровень владения дошкольниками средствами выразительности в процессе восприятия иллюстраций, а это умение входит в Ш блок программы -блок специальных умений. Это слияние основывается на связи порождения. Таким образом, в Ш специальный блок входят ЗНАНИЯ: - особенностей восприятия иллюстраций дошкольниками; - диагностик выявления особенностей восприятия иллюстраций; - планирования работы по ознакомлению дошкольников с иллюстрацией; - методик ознакомления детей с произведениями книжной графики; - принципов отбора иллюстраций; а также УМЕНИЯ: - выявлять особенности восприятия иллюстраций детьми; - создавать дошкольников эмоциональный настрой на восприятие графики; - организовать среду и руководить процессом восприятия иллюстраций: - обеспечить положительное взаимоотношение в процессе восприятия иллюстраций между детьми.

Проведенный анализ содержания знаний и умений, необходимых студентам для знакомства дошкольников с иллюстрацией, и их иерархическая последовательность позволяет представить экспериментальную программу в виде следующей модели (прилож. 2).

Дальнейший анализ искусствоведческих знаний и специальных умений позволил нам разработать экспериментальную программу подготовки студентов. Она реализована через следующие спецдисцишшны: спецкурс «Иллюстрация как вид графики», спецсеминар «Художншш-иллюстраторы детской книги», спецкурс и спецсеминар «Методика ознакомления дошкольников с книжной иллюстрацией как видом графики». Первые и вторая спецдисциплины позволяли сформировать искусствоведческие знания и умения, остальные были направлены на формирование специальных.

Формы и методы повышения искусствоведческой готовности студентов

Целью 1 этапа работы было повышение у студентов степени искусствоведческой информированности об изобразительном искусстве - графике. Для

этого необходимо было решить следующие задачи:

1. Дать студентам знания о графике как виде изобразительного искусства, познакомить с классификацией графики по материалу (ксилография, литография, офорт и др.) и по назначению (плакат, эстамп, промышленная графика, книжная иллюстрация); познакомить с особенностями средств выразительности (рисунком, цветом, композицией); научить сравнивать графику и живопись, находя черты сходства и различия.

2. Сформировать знания об иллюстрации как виде графики, научить анализировать средства выразительности, используемые в книжной графике для детей.

3. Познакомить студентов с историей развития книжной иллюстрации для детей, начиная с первых русских азбук и букварей и заканчивая особенностями современной книжной графики для дошкольников.

4. Сформировать умение составлять искусствоведческий рассказ об иллюстрации, выбранной студентом, проникая в ее художественный образ.

Эту работу мы организовали в ходе спецкурса «Иллюстрация детской книги - вид изобразительного искусства». Спецкурс состоял из 20 часов, на каждой лекции которого у студентов повышался уровень искусствоведческих знаний.

На первом занятии мы поставили перед студентами задачу определить, к какому виду искусства принадлежит иллюстрация. Мнения студентов разделились: лишь 17% правильно отнесли иллюстрацию к графике, 83% полагали, что это живопись или декоративно-прикладное искусство.

Начиная знакомить с графикой, мы использовали метод сравнения графических и живописных репродукций, которые были вывешены на стенде в 2 ряда. Студентам предлагалось определить, чем картины, висящие в верхнем ряду, отличаются от тех, что внизу. После того, как все высказали свои предположения, мы перешли непосредственно к теме лекции.

Познакомив студентов с разными классификациями графики по назначению и по материалам, мы предложили разложить имеющиеся в художественном фонде института произведения графики по группам: а) работы, выполненные в разной технике; б) различные по назначению. Затем предлагалось объяснить мотивировку классификации с опорой на полученные в ходе лекций знания. Приводим фрагмент этой части занятия:

Вадим Т.: «У меня гравюра на дереве и изображение вырезано ножом, оно выступает над фоном. Это высокая техника печати. Основное средство вырази тельности - линия, контур». Ольга М.: «У меня гравюра, выполненная в низкой технике, т.к. изображение ниже контура. В его основе лежит пятно. По всей видимости, это гравюра на металле». Надежда П.: «Такая гравюра называется офорт, а у Вадика - ксилография».

Разбирая критерий классификации графики по назначению, студенты правильно определили плакатную, промышленную, прикладную, станковую и книжную графику. Для закрепления умения отличать графику по технике и по назначению, мы дали задание: подобрать дома по 5-6 произведений графики, выполненных в разной технике и разных по назначению.

При анализе средств выразительности (рисунка, цвета, композиции) мы пользовались разными классификациями этих средств по функциям, которые они выполняют в искусстве. Дав понятие, что рисунок является одним из основных средств выразительности в изобразительном искусстве, с помощью которого можно передать: форму предмета, его величину, пропорции, движение, основные и дополнительные детали, индивидуальные особенности, объем, массу, фактуру и т.д., мы рассмотрели со студентами, как используется рисунок в графике и в живописи. Затем дали задание: распределить эти характеристики между 4 функциями, которые выполняет рисунок в искусстве: изобразительной, выразительной, декоративной, композиционной. Приведем фрагмент этой части:

Ирина П.: «С помощью рисунка в графике передается форма предмета. Она может быть передана линией или пятном, это изобразительная функция рисунка».

Елена В.: «Передачу фактуры предмета можно отнести и к изобразительной, и к выразительной функциям рисунка».

О.В.: «Почему? Когда передачу фактуры предмета можно отнести к изобразительной функции рисунка, и когда к выразительной?».

Лариса К.: «Передача фактуры предмета - это характеристика поверхности предмета, она может быть передана гладкой, непрерывной линией, например, поверхность стола, она может быть передана прерывистой, неровной линией, если предмет шероховатый, фактура может быть передана штрихами. Например, для

передачи шерсти животного. Значит, отнесем передачу этого качества предмета к изобразительной функции рисунка».

О.В.: «Значит, передача фактуры предмета - это только изобразительная функция рисунка?».

Эдуард Г.: «А как же тогда быть с рисунками иллюстратора В.Г.Сутеева. Вот кошка на этой иллюстрации. Ее шерсть не гладкая, но линия, передающая фактуру непрерывная. А на этой иллюстрации кошка с той же фактурой, но фактура передана штрихами, прерывистыми линиями, и кошка на иллюстрации злая, ощетинившаяся».

Яна С: «На иллюстрации, о которой говорит Эдик, кошка в спокойном состоянии, ласковая, невозбужденная, и художник передал её шерстку, хоть и не гладкой линией, но непрерывной. А на этой иллюстрации её шерсть передана штрихами, т.к. она «вздыбилась», кошка неспокойная, в возбужденном состоянии. А это лучше выразить штрихами, т.е. художник использует разную линию (прерывистую и слитную) при передаче фактуры в зависимости от внутреннего состояния героя, т.е. выражает внутреннее состояние через линии и штрихи. Поэтому передачу фактуры предмета можно отнести к изобразительной и к выразительной функциям рисунка».

После этого на занятии студентам было предложено большое количество иллюстраций, (по 10-15 на каждого) и дано задание проанализировать, как используется рисунок в ішижной графике. Все студенты усвоили, что основные средства рисунка - линия, пятно, светотень. Легко определяли характер линии, линия или пятно лежат в основе изображения в данной иллюстрации, с помощью каких средств передано движение, легко анализировали мимику, жесты, позу, определяя тем самым внутренне состояние изображенного персонажа.

В результате этого блока занятий у студентов были сформированы знания о рисунке, как основном средстве выразительности в графике, о различных функциях рисунка, об особенностях его применения в иллюстрациях для дошкольников.

Похожие диссертации на Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством (На материале кн. графики)