Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста Кондратьева Татьяна Николаевна

Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста
<
Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кондратьева Татьяна Николаевна. Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста : 13.00.07 Кондратьева, Татьяна Николаевна Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста (На материале Республики Мордовия) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 Москва, 2006 193 с. РГБ ОД, 61:06-13/1721

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста

1.1 . Философские подходы к этноэкологическому образованию 12

1.2.Психолого-педагогические аспекты этноэкологического образования детей дошкольного возраста 26

1.3 . Особенности этноэкологического образования в Мордовии 48

Глава 2. Педагогические условия этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста

2.1. Изучение особенностей этноэкологических представлений и отношения детей к природе родного края 70

2.2. Содержание и методика этноэкологического образования детей 7-го года жизни 92

2.3 .Анализ результатов исследования 117

Выводы 128

Библиографический список 130

Приложения 150

Введение к работе

В последние десятилетия человечество столкнулось с комплексом разнообразных проблем, среди которых особую значимость приобрел глобальный экологический кризис. В качестве продуктивного подхода к решению экологических проблем современного российского общества рассматривается формирование нового типа взаимоотношений человека и природы, направленного на сохранение природной среды. Одним из путей осуществления стратегии устойчивого развития является экологическое образование.

В нормативно-правовых документах подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольного детства. В концепции устойчивого развития России - раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания» (1992г.); постановлениях Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994г.); проекте «Стратегия экологического образования в РФ» (2000г.) отмечается, что одним из условий обеспечения развития регионов должно стать формирование экологической культуры населения посредством экологического образования. Это нашло отражение и в концепциях экологического образования на региональном уровне. Так, например, в Республике Мордовия данное направление признано одним из приоритетных и раскрыто в «Концепции воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия» (1997г.). Призыв к экологизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях был высказан на республиканских научно-практических конференциях по экологическому воспитанию (1990 - 1995г.г.). По итогам работы второго экологического съезда Мордовии (май 1999г.) был разработан план конкретных мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и природоохранительной пропаганде среди взрослых и учащейся молодежи.

В философской литературе взаимодействие этноса с природой рассматривается как комплексная проблема современности на глобальном и национальном уровнях (A.M. Галеева, Г.Д. Гачев, Э.В. Гирусов, Л.Н. Гумилев, П.С. Гуре-вич, М.С. Каган, В.Г. Крысько и др.).

Как отмечалось еще в работах западных (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и др.) и отечественных педагогов (К.Д. Ушин-ский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева и др.), формирование представлений о природе, соответствующего отношения к ней, грамотного поведения происходит на основе знакомства ребенка с объектами ближайшего природного окружения. Педагогами развитых стран одним из основополагающих принципов экологического образования признается взаимодействие краеведческого, национального, регионального и глобального подходов к решению экологических проблем. Экологическое образование на современном этапе требует использования национально-регионального компонента его содержания и традиций эт-нопедагогики в природоведческой работе.

Изучение историко-этнографического материала Республики Мордовия дает основание полагать, что ее этнопедагогическое наследие содержит продуманный механизм социализации ребенка в микросоциуме, богатый опыт бережного, разумного отношения предков к родной земле и природной среде. Экологические приоритеты отражены, прежде всего, в процессе взаимодействия между ландшафтом и этносом, человеком и окружающей средой. «Конкретные особенности природы оказывали влияние на формирование национальных черт. Именно в этом смысле - и опять же условно - можно трактовать «педагогику Волги», «педагогику гор», «педагогику дуба и дубрав». Исходя из данного определения, правомерно говорить об этнопедагогике мордовского народа как о «педагогике леса» (Г.Н. Волков).

В работах мордовских ученых Н.Ф. Беляевой, Э.М. Бларакиной, М.Е. Ев-севьева, А.И. Маскаева, Н.Ф. Мокшина, К.Т. Самородова, Н.В. Талдина, Э.Н. Таракиной и др. содержится ценный материал по этнопедагогике мордвы. В ис-

следованиях Г.А. Куршевой, С.Н. Черябкиной и др., посвященных использованию мордовского фольклора в обучении детей разным видам деятельности (художественно-речевая в детских садах, экологическая в начальных и старших классах), анализируются воспитательные функции фольклора, народных традиций и их реализация в практике современной школы и дошкольных образовательных учреждений.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что в подавляющем большинстве исследования имеют историко-этнографический характер и не ориентированы на проблему этноэкологического образования детей дошкольного возраста. Воспитатели дошкольных учреждений не акцентируют особого внимания на экологических проблемах региона и практически не осуществляют этнопедагогический подход к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста. Изучение опыта прошлого, в том числе взаимодействия с природой, необходимо для теоретического и практического решения экологических проблем. В целях повышения эффективности процесса экологического образования дошкольников на современном этапе становится очевидной необходимость создания этнически ориентированных воспитательных систем, близких людям по мировосприятию, что влечет за собой возрождение и переосмысление этнопедагогического наследия и традиций народной педагогики.

Таким образом, существует противоречие между социальной значимостью проблемы, достижениями многовекового опыта народной педагогики мордвы в воспитании культуры общения с природой и его использованием в этноэкологи-ческом образовании детей дошкольного возраста, недостаточной научно-методической разработанностью этой области дошкольной педагогики, что обусловило выбор темы.

Данное противоречие позволило определить проблему исследования: при каких педагогических условиях возможно этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста? Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс этноэкологического образования детей 7-го года жизни.

Исходя из цели исследования, анализа психолого-педагогической литературы, опыта работы дошкольных учреждений была сформулирована гипотеза.

Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста - это приобщение к духовно-нравственному наследию и культуре своего народа; формирование интереса к природе родного края, системы знаний о ее многообразии и сложившихся народных обычаях и традициях; воспитание эмоционально-ценностного отношения к этнокультурной и природной среде и экологосооб-разного поведения. Оно возможно при следующих педагогических условиях:

отбора содержания этноэкологического образования дошкольников с уче-

том их возрастных возможностей, особенностей региона и сформировавшихся в обществе этнических традиций взаимодействия с природой;

использования идей и традиций народной педагогики мордвы, способствующих накоплению положительного нравственно-ценностного опыта взаимодействия с природой;

применения педагогической технологии, обеспечивающей единство познания, переживания и действия, овладение детьми навыками позитивного поведения в природе, развитие способности оценивать отношение других людей к природе и свое собственное поведение;

осознания воспитателями необходимости этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены задачи:

1. Выявить особенности этноэкологических представлений детей о природе Республики Мордовия и отношения к ней.

  1. Разработать программу ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой Республики Мордовия.

  2. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия эт-ноэкологического образования старших дошкольников.

  3. Разработать методические рекомендации по этноэкологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция коэволюционного развития современной цивилизации, связи образования с историко-культурными ценностями общества, его духовными и национальными истоками; положения философии о гармонии взаимоотношения человека с окружающей средой (В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс и др.), о взаимодействии этноса и природы (Г.Д. Гачев, Э.В. Гирусов, Л.Н. Гумилев, В.Г. Крысько и др.), об этнопедагогическом подходе к процессу экологического образования; ведущие идеи экологической педагогики и психологии о необходимости формирования экологического сознания у каждого члена общества и целого народа (Г.Н. Волков, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, М.А. Якунчев, В.А. Ясвин и др.), об эффективности использования средств народной педагогики в экологическом образовании детей школьного и дошкольного возраста (Н.Ш. Блягоз, Т.Н. Демина, Ш.И. Джанзакова, Н.С. Иванова, СИ. Фомина, Х.А. Хусаинов, С.Н. Черябкина и др.); современные достижения в области дошкольного природоведения, раскрывающие сущность, цели, содержание и технологии экологического образования дошкольников (В.П. Арсентьева, Г.В. Ва-сюкова, Н.Н. Вересов, Г.В. Кирикэ, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.Г. Фокина и др.).

Для проверки выдвинутых предположений и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, историко-этнографической, естественно-научной и психолого-педагогической литературы, краеведческих, фольклорных материалов по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, форми-

рующий, контрольный); индивидуальные беседы с детьми; наблюдение и анализ деятельности дошкольников; изучение и обобщение практического опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений (анкетирование и наблюдение за деятельностью воспитателей); количественный и качественный анализ экспериментальных данных; статистическая обработка результатов эксперимента.

Организация и база исследования. Эксперимент проводился в дошкольных учреждениях №№1, 14, 85, 88, 90, 99 г. Саранска Республики Мордовия. В исследовании участвовало 100 детей старшего дошкольного возраста и 43 педагога.

Этапы исследования.

I этап (2001 - 2002 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, анализ фило
софской, этнографической и психолого-педагогической литературы по теме ис
следования, изучение и анализ педагогического опыта этноэкологического обра
зования в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия;
выдвижение гипотезы, формулирование задач и основных теоретических поло
жений исследования.

II этап (2002 - 2004 гг.) - проведение экспериментального исследования, в
процессе которого корректировались исходные положения теории и методики
педагогического исследования; проверка эффективности разработанной техно
логии этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста.

III этап (2004 - 2005 гг.) - обработка и обобщение полученных результатов
экспериментальной работы, формулировка общих выводов по проблеме, оформ
ление результатов исследования и текста диссертационной работы.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично автором:

разработаны экспериментальная программа этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста и технология ее реализации;

экспериментально проверены и научно обоснованы пути и средства этноэкологического образования детей;

определены критерии этноэкологической образованности детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна исследования:

уточнены сущность и содержание понятия «этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста»;

разработана национально-региональная программа и технология этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста;

теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия этноэкологического образования: накопление знаний детьми о природе родного края с учетом многовекового опыта общения с ней мордовского народа; использование идей и традиций народной педагогики мордвы в формировании умения позитивно взаимодействовать с окружающей средой; направленность эколого-педагогического процесса на формирование нравственно-ценностных ориентации дошкольников по сохранению и улучшению природы данной местности, позволяющих не только оценивать ее состояние, но и стремиться действовать в ней, не нанося вреда; готовность педагогов к этноэкологическому образованию дошкольников.

Теоретическая значимость исследования:

теоретически и экспериментально доказана возможность этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста;

получены новые данные об особенностях этноэкологического образования детей;

определены критерии этноэкологической образованности детей дошкольного возраста: наличие интереса к окружающей природе родного края; сформи-рованность представлений о многообразии сложившихся этнических обычаев и традиций во взаимодействии с природой; осознание необходимости сохранения и улучшения природной среды как важнейшего условия жизни и своего собственного

существования; способность реагировать и оценивать отношение взрослых и детей к природе; соблюдение норм и правил поведения в природном окружении. Практическая значимость исследования:

подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации, применение которых позволяет повысить эффективность этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста;

разработана и экспериментально апробирована авторская программа этноэкологического образования в практике работы дошкольных учреждений Республики Мордовия;

результаты исследования могут быть использованы в подготовке специалистов по этноэкологическому образованию детей дошкольного возраста и повышении квалификации работников дошкольных учреждений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическим подходом при определении исходных теоретических позиций: положениями философии о взаимодействии этноса и природы, об эт-нопедагогическом подходе к процессу экологического образования; использованием современных научных концепций в области педагогики, психологии, экологии; методологически обоснованным комплексом взаимодополняющих методов, адекватных цели, предмету и задачам исследования, разносторонним качественным и количественным анализом данных, репрезентативностью выборки испытуемых.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики дошкольного образования Московского педагогического государственного университета. Материалы исследования отражены в публикациях и докладывались на ежегодных Евсевьевских чтениях (Саранск, МГПИ, 2001-2005 гг.), межрегиональной научно-практической конференции: «Национально-региональный компонент непрерывного дошкольного педагогического образования» (Саранск,

11 МГПИ, 2003 г.), научной сессии «Перспективы развития теории и практики дошкольного образования на современном этапе» (Москва, МПГУ, 2005 г.). На защиту выносятся следующие положения:

  1. Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста -это приобщение к духовно-нравственному наследию и культуре своего народа; формирование интереса к природе родного края, системы знаний о ее многообразии и сложившихся народных обычаях и традициях; воспитание эмоционально-ценностного отношения к этнокультурной и природной среде и экологосооб-разного поведения с учетом возрастных особенностей.

  2. Национально - региональная программа детей старшего дошкольного возраста отражает представления о специфике экосистем местного края, многообразии растений и животных, особенностях их приспособленности к условиям среды региона; об экологической деятельности человека, направленной на сохранение и улучшение окружающей среды; опыте разумных взаимоотношений человека и природы, отраженного в культуре, обрядах, традициях, легендах, сказаниях народов, населяющих Республику Мордовию.

  3. Педагогическая технология этноэкологического образования старших дошкольников, построенная на идеях и традициях народной педагогики, обеспечивает накопление положительного, нравственно-ценностного опыта взаимодействия детей с природой.

  4. Важнейшим условием этноэкологического образования дошкольников выступает понимание педагогами местных природных, социокультурных особенностей и значимости экологических проблем региона, воспитательного потенциала взаимодействия этноса и природы, овладение педагогической технологией.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, библиографического списка, 5 приложений, 3 таблиц, 1 гистограммы.

Философские подходы к этноэкологическому образованию

В настоящее время экологические проблемы стали глобальными и затрагивают широкие аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой и определяют не только межгосударственную политику, но и будущее всего человечества.

Длительное время в обществе господствовала идея, которая со временем переросла в убеждение, что человек - царь природы, что он - ее господин и повелитель. Человек был поставлен над природой и противопоставлен ей. Между тем природная среда, где родился человек, где он живет, трудится - необходимое условие его жизни, основа человеческого бытия. Формирование нового типа экологического сознания и мировоззрения личности немыслимо вне исторически сложившихся традиций взаимодействия этноса и природы, использования опыта народной педагогики в формировании экологической культуры человека [39].

Исторический опыт взаимоотношения народа с природой является частью национальной культуры, а, значит, сохранение и передача культурного наследия подрастающему поколению способствует гармонизации отношения личности и природы как среды обитания и средства духовного развития. Поэтому проблема экологического образования на современном этапе требует использования национально-регионального компонента народной педагогики в природоведческой работе.

В ее решении целесообразно выделить два аспекта:

1) взаимодействие природы и этноса; 2) определение сущности и взаимосвязи понятий «этноэкология», «этно-экологическое образование» и «этноэкологическая культура».

Раскрывая первый аспект обозначенной проблемы, следует отметить, что в процессе культурно-исторического развития люди приспосабливались к разным условиям окружающей среды (климат, ландшафт, экосистемы). В этом смысле этнос представляет собой продукт развития взаимодействия человеческого общества с природой, составную часть биосферы планеты. Из такого толкования вытекает оригинальная концепция, выдвинутая Л.Н. Гумилевым. Этнос в ней представлен как природно-географическая единица исторического процесса, его развитие сопряжено с определенными природно-географическими условиями среды [44]. Для нас эта концепция представляет несомненную ценность, так как в ней последовательно прослеживается идея коэволюции, т.е. совместного развития природы и этнических общностей.

Человек - существо коллективное, и люди взаимодействуют с природой не в одиночку, а будучи соединенными в определенные группы или общности, среди которых наиболее древними являются этносы или народы. «Этнос - устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплементарности, и отмечающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени» [44, с. 234]. Таким образом, Л.Н. Гумилев рассматривал этнос как форму коллективного бытия, присущую лишь человеку, писал о необходимости учитывать природную среду обитания людей. Он стремился утвердить положение, согласно которому «этносы ... всегда связаны с природным окружением благодаря активной (хозяйственной) деятельности. Последняя проявляется в двух направлениях: приспособление себя к ландшафту и ландшафта к себе» [45, с. 58]. Этнос, по его мнению, «не просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии системы» [45, с. 103].

Как подчеркивал П.Тремо, «человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносили только бедствия». Но взаимодействие природы и общества имеет и обратную связь.

К. Маркс и Ф. Энгельс справедливо отмечали: «Человек, воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, в то же время изменяет свою собственную природу» [74].

По мнению немецкого философа В. Гумбольдта [43], каждая нация имеет свое собственное понятие природы, иными словами, восприятие мира природы имеет определенную этнопсихологическую обусловленность. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, самого этноса. Данный аспект четко прослеживался в работах В.Г. Крысько [93], который подчеркивал национальное своеобразие и самобытность взаимодействия этноса с природой в процессе исторического развития.

В работе «Национальные образы мира» Г.Д. Гачев [32] отмечал, что природа определяет лицо народа, являясь постоянно действующим фактором, она предопределяет род деятельности, образ мира, особенности языка, этнические традиции, национальную культуру в целом. Природа, считал он, это текст, «скрижаль завета», которую данный народ призван прочитать, понять и реализовать в ходе истории на своей земле.

Особенности этноэкологического образования в Мордовии

Рассматривая проблему этноэкологического образования дошкольников в Республике Мордовия, следует обратиться к историко-этнографическому наследию.

Материал исследований Н.Ф. Беляевой [9,10] и Т.Г. Тимошиной [172], которые внесли определенный вклад в решение вопроса изучения народной педагогики мордвы, труды ученых фольклористов (А.И. Маскаев, К.Т. Самородов, Э.Н. Таракина и др.), исследования по истории и этнографии (В.А. Балашов, Г.А. Корнишина, В.Н. Майнов, П.И. Мельников, Н.Ф. Мокшин, Т.П. Федяно-вич, АЛ. Шахматов и др.), архивные фондовые материалы государственного учреждения «Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» дают основание полагать, что предки мордвы осознавали свою неразрывную связь с природой. Процесс познания ими окружающей среды шел последовательно, постоянно развивался, углублялся.

Мордовский регион располагается в центральной части Русской равнины, в междуречье Оки и Суры. Для мордовского народа было характерно комплексное ведение хозяйства с приоритетным развитием земледелия и скотоводства. «Мордва суть такой народ, которым по справедливости должно приписать имя превосходных земледельцев, ибо вся их жизнь проходит в неутомимых трудах хозяйства, и источник их богатства и изобилия есть ничто иное, как только земля, руками обработанная» [156, с. 31]. Данные занятия требовали хороших знаний географических особенностей местности, метеорологии, биологии животных, умения проводить фенологические наблюдения. В процессе естественно - исторического взаимодействия с природой мордовская сельская община выработала экологически оптимальные способы самоорганизации, позволяющие обеспечить равновесие с природой, сформировать экологическую культуру этноса.

Народные знания о природе позволили воспитать особый духовно-нравственный мир мордовского народа. Известный историк П.И. Мельников отмечал, что «мордва - добрый народ, хотя с первого взгляда он и покажется всякому странным по их молчаливости. По характеру мордва весьма кротки, по домашней обиходности стоят выше одноплеменных с ними инородцев. Они вообще слывут за хороших работников и исправных домохозяев, не уступающих даже русским» [108, с. 96]. Образ жизни мордвы наделил их пытливым умом и любознательностью, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения. «Честность, правдивость, отсутствие лжи и обмана, уважение к другим, сильная привязанность к домашней семейной обстановке - вот те качества, которые присущи мордовскому народу» [118, с. 36].

Возникновение национально-этнической ментальности мордовского народа, как мировидения, архетипа культуры, было обусловлено рядом факторов, которые определили национально-психологические особенности представителей данной этнической общности, систему педагогических взглядов, а также тип экологического сознания и поведения.

Этническая общность мордовского народа сложилась словно своеобразный социум, возникший как результат самоорганизации населения на базе совместной жизнедеятельности в определенных природных и исторических условиях. Это самый крупный финно-угорский народ Поволжья. Территориальная распыленность этноса, его дисперсное проживание среди других народов способствовало возникновению в рамках этноса двух этнических групп - эрзя (э) и мокша (м), этническое самосознание которых было двойственным. Различия групп определялись некоторыми особенностями мировоззрения, языка, норм поведения, ценностями материальной культуры. Географические (граница леса и степи) и геополитические (территория на стыке кочевого и земледельческого миров) факторы способствовали созданию сложной этноконфессиональной (наличиє язычества, христианской и мусульманской религий) и полиэтнической (совместное проживание народов трех языковых семей: финно-угорской, индоевропейской (славянской и тюркской) ситуации [ПО, с. 321]. В республике, по данным переписи населения 1989 года, основными этническими группами являются русские (60,8%), мордва (32,5%), татары (4,9%). Национальные культуры этих народов, имеющие наряду с общечеловеческим содержанием национальную специфику, развиваются в тесной взаимосвязи и взаимопроникновении. Их богатства, в частности, опыт народной педагогики, должны быть широко использованы в экологическом воспитании подрастающего поколения [41].

Данные особенности отразились на педагогических воззрениях, определили ряд специфических черт народной педагогики мордвы. Народная педагогика, как общее качество национальной культуры, была важна для национальной консолидации, формирования самосознания мордовского народа.

Анализ этнографической литературы, фольклорных материалов позволяет сделать вывод, что народная педагогика мордвы имела продуманный механизм социализации ребенка в микросоциуме, самостоятельную концепцию детства, представляющую собой цельную программу воспитания и обучения подрастающего поколения, ориентированную на формирование личности - физически крепкой, нравственно здоровой, коллективистской, гуманной, любящей труд, природу и родину.

Проблемы народной педагогики невозможно разрешить, не зная ее терминологических понятий, идей и принципов. Было установлено, что в мордовском языке имеются слова, раскрывающие сущность понятия «воспитание»: кирди (м), кардай (э) - воспитатель; касфтомс - растить; кардамс (м), лоткафтомс (э) — остановить, пресечь; пичедемс — заботиться, наставлять; тонафтомс -учить.

Исходя из исследований Р.Д. Санжаевой [188], можно отметить, что система педагогических взглядов мордвы относится к традиционным, несколько консервативным системам, так как для нее характерна установка на воспитание в детях послушания, ответственности, даже в ущерб их инициативе и самостоятельности, что характерно для земледельческих народов. Анализ различных источников мордовской народной педагогики позволяет выделить основополагающие идеи, отражающие мировоззрение и идеалы народа:

-уважительное отношение членов семьи друг к другу, почитание стар-ших,предков: «Ломань афпеляк, пеляк сон кирдяфнаиь» («Человека не бойся, бойся его огорчить»);

Изучение особенностей этноэкологических представлений и отношения детей к природе родного края

Констатирующий эксперимент проводился в сентябре - декабре 2002г.

Целью констатирующего эксперимента явилось определение уровня этно-экологической образованности детей старшего дошкольного возраста, выявление готовности воспитателей к использованию регионального компонента в эко-лого-педагогической работе.

На формирующем этапе (2003-2004 гг.) изучались педагогические условия этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Контрольный эксперимент (сентябрь-октябрь 2005 г.) ставил своей целью проверить эффективность опытной работы по использованию разработанной нами экспериментальной программы и технологии этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях №1, 14, 85, 88, 90, 99 г. Саранска Республики Мордовия. В нем приняло участие 100 детей (50 - экспериментальной группы и 50 - контрольной) 7-го года жизни и 43 педагога.

Изучение особенностей этноэкологических представлений и отношения детей к природе родного края

На констатирующем этапе эксперимента решались следующие задачи:

1) изучение и определение уровня этноэкологической образованности у детей старшего дошкольного возраста о природе Мордовии, отношения к ней;

2) выявление готовности воспитателей дошкольных учреждений к этно-экологическому образованию.

Констатирующий эксперимент проходил в два этапа.

На первом этапе констатирующего эксперимента использовалась серия диагностических методик с целью выявления наличия этноэкологических знаний и отношения детей старшего дошкольного возраста к природе. С ребятами проводили индивидуальные беседы, рассматривали иллюстрации и решали проблемные ситуации, организовывали труд в природе, дидактические игры, наблюдали за деятельностью детей.

Задание Ml. Беседа на тему «Мой родной край».

Цель: выявить представления детей о природе Мордовии. Вопросы.

1. Назови красивые места в городе.

2. Город чистый или грязный? Почему?

3. Кто следит за чистотой города?

4. Около домов, на улицах посажены деревья, кустарники. Зачем их посадили?

5. Ты был (а) когда-нибудь в парке? Зачем нужен парк в городе?

Красивыми местами в городе большинство дошкольников (ЭГ-37; КГ-35)

называли «парк» (Лена К.), «площадь» (Женя М.), «зоопарк» (Настя В.), «памятник А.С.Пушкину» (Дима Н.), «магазин» (Женя Ч.), «вечный огонь» (Марина Г.). Анализ детских ответов выявил их однообразие, в них практически отсутствовали объекты природного окружения.

Во время беседы больше половины дошкольников (ЭГ-33; КГ-38) ответили, что чистота в городе зависит от труда взрослых: «Город чистый и следит за чистотой дворник (Антон Б.)». Например, Гена Л. рассказал: «Иногда город чистый, когда нет дождя, иногда грязный. Летом и весной - чистый, зимой -чуть-чуть грязный бывает». 25 детей (ЭГ-16; КГ-9) объясняли, что «город грязный, потому что дяди и тети разбрасывают мусор» (Саша С); «грязный, одна речка и та загрязнена, в ней поплаваешь, потом покроешься сыпью, и будет раковое заболевание» (Артур Б.). 4 ребенка (ЭГ-2; КГ-2) затруднились дать оценку своему городу или давали неточные объяснения, от кого зависят порядок и беспорядок на улицах.

На вопрос «Зачем около домов посажены деревья?» ответы были следующими: «Для красоты» (Нина Д.), «Для чистоты и красоты» (Женя Д.); «Чтобы все любовались, видели красивую природу» (Марина К.); «Чтобы деревья жили» (Петя Ю.); «Чтобы было красиво в городе» (Света У.). 10 дошкольников (ЭГ-6; КГ-4) затруднились ответить. Таким образом, дети определяли значение деревьев, в основном, с эстетической точки зрения.

Было выяснено, что все дети были в парке. 22 испытуемых (ЭГ-12; КГ-10) ответили, что он нужен, «чтобы было свежо, чтобы загазованный воздух растения взяли в себя» (Надя Ш.), «все любовались, видели красивую природу» (Саша Г.), «чтобы красота была» (Женя Т.), «чтобы листики выросли», «чтобы свежо дышать было» (Дима Л.). Также как и в ответах на предыдущие вопросы дети говорили о значении парка для удовлетворения эстетических потребностей. 50 воспитанников (ЭГ-23;КГ-27) считали, что парк нужен для развлечений: «погулять» (Коля М.), «покататься» (Оля Т.), «отдохнуть» (Лида Н.), «повеселиться» (Алеша Р.). 28 дошкольников (ЭГ-15; КГ-13) затруднились ответить, зачем нужен парк.

Итак, под «красивыми местами в городе» дети, прежде всего, понимают достопримечательности города. Растения и животные не воспринимаются детьми как компоненты городской среды. Парк в понимании большинства дошкольников - объект для развлечений. Вероятно, это объясняется отсутствием у дошкольников полных и точных представлений о природе родного края, об их роли в жизни города и людей.

Задание №2. Индивидуальная беседа о растениях с использованием иллюстраций.

Цель: определить уровень представлений детей о видовом составе растений родного края, положительной роли зеленых насаждений.

Детям предлагали набор иллюстраций с объектами растительного мира и просили разложить их по группам.

Вопросы.

1. Назови растения, которые ты знаешь? Где они растут?

2. Какую роль играют растения в жизни человека? 3. Какие растения растут рядом с твоим домом?

4. Какие растения ты встречал в нашей местности?

5. Какие мордовские загадки о растениях ты знаешь?

Задание на группировку растений вызвало некоторые затруднения. Часть детей (ЭГ - 6; КГ - 4) выделили растения по морфологическим группам: деревья, кустарники, травянистые растения, но при этом не всегда называли их. Травянистые растения все дети (ЭГ - 50; КГ - 50) назвали одним словом «цветы», акцентируя внимание на самой яркой части растения - цветке, что свидетельствует о знании отличительной особенности растений.

В процессе беседы дошкольников попросили перечислить известные им растения. Заинтересованные этим заданием, дети с увлечением рассказывали, какие растения встречаются во дворе, по пути в детский сад. Большинство воспитанников (ЭГ- 29; КГ- 26) называли деревья: клен, дуб, ель, липа, береза, потому что «видели их, когда шли в детский сад». Например: «Береза растет около моего дома» (Алеша С), «Сосна, елка с иголками растут в лесу» (Юля Ч.). Часть детей (ЭГ-14; КГ-16) называли травянистые растения: ромашки, одуванчики и др. Например: «Одуванчик, ромашка, клевер растут на лугу» (Антон Б.), «Роза - в цветнике» (Коля Ч.). Некоторые (ЭГ-7; КГ-8) вспоминали кустарники, например: «Малина, крыжовник растут у бабушки в огороде» (Женя Ч.), «На даче у нас растет вишня и рябина» (Лена К.).

Содержание и методика этноэкологического образования детей 7-го года жизни

Целью формирующего эксперимента было изучение педагогических условий этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Основная задача формирующего этапа эксперимента - разработка и апробация экспериментальной программы и технологии этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Работа в экспериментальной группе проводилась по разработанной нами программе и методике, в контрольной группе - по традиционной методике и действующей типовой программе.

В основу программы этноэкологического образования детей положены национальный и краеведческий аспекты изучения природы. Методологическим обоснованием программы послужили: этнопедагогическая концепция воспитания (Г.Н.Волков), основанная на идеях гуманизации и демократизации педагогического процесса с учетом национальных особенностей региона; положения Закона «Об образовании» и «Концепции воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия» о необходимости обогащения учебно-воспитательной работы элементами национальной культуры и использования ее традиций.

Программа была разработана на основе ряда принципов:

1) принцип диалога культур, сочетания национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностей;

2) принцип региональных особенностей в определении содержания экологического образования;

3) принцип учета возрастных, индивидуальных особенностей развития личности дошкольника;

4) принцип целостного подхода к развитию личности (одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, деятельностную сферы).

Целью программы этноэкологического образования является формирование у детей 6-7 лет системы этноэкологических представлений, приобщение их к истокам народной культуры через ознакомление с обычаями, традициями мордовского народа и включение в деятельность по сохранению и улучшению природной среды.

В содержании программы раскрываются особенности географического положения Мордовии, климата, почвы, многообразия животного и растительного мира. Детям даются знания о народе, населяющем мордовский край (эрзя, мокша), их языке, этнических особенностях, культуре, обрядах, традициях, основных занятиях; о разумном, гуманном и ответственном отношении к родной земле - «Мастор-аве» («мать-земля»), к окружающей живой и неживой природе, к труду; о единении с природой, приумножении ее богатств; об экологической ситуации в республике; о заповедных местах и заказниках, Красной книге.

Реализация программы, учитывая принцип единства знания, переживания и действия, предусматривала целостный эколого-педагогический процесс, включающий взаимосвязанные последовательно усложняющиеся и взаимодополняющие друг друга разнообразные методы и формы этноэкологического образования детей (различного вида наблюдения, элементарные опыты, труд в природе, моделирование, природоведческие игры, экологические сказки, рассматривание иллюстраций и технические средства обучения) и организацию разнообразной деятельности (игровой, познавательной, трудовой, творческой и др.), обеспечивающей полноценное усвоение знаний, экологически верное их применение и формирование нравственной позиции ребенка по отношению к природе.

Формирующий эксперимент проводился в три этапа и был направлен на решение ряда задач, основными среди которых являлись: обогащение знаний дошкольников о природе родного края;

ознакомление с этнопедагогическим наследием мордовского народа: народной культурой, национальными традициями, обычаями;

формирование основ национального самосознания; развитие эмоционально-ценностного, эстетического отношения к окружающему миру;

формирование умений и навыков для организации деятельности по сохранению и улучшению природной среды.

На первом этапе обучения решались задачи: ознакомление с географическим положением, природным ландшафтом, климатическими условиями и многообразием животного и растительного мира Мордовии; углубление представлений о коренных жителях, их традициях, обычаях и отношении к окружающей живой и неживой природе; воспитание основ экологически грамотного взаимодействия ребенка с природой родного края.

На вводном занятии «Мой край родной» детей знакомили с местным краем: «Мы живем в Республике Мордовия, столица - город Саранск»; с символикой Мордовии: флагом, гербом; с географическим положением республики, с тем, что республика многонациональная. Русские, татары, мордва проживают в Волго-Вятском регионе, в лесостепной зоне, где достаточно теплое лето и холодная зима. На территории Мордовии протекает множество рек (крупнейшими являются Мокша и Сура), имеются большие и малые озера. Черноземные поля чередуются с широкими лугами, березовые рощи соседствуют с сосновыми борами и смешанными лесами.

Животный мир мордовского края очень разнообразен. Здесь обитают лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, хомяки, тушканчики, бобры и др. Изредка встречаются бурый медведь, лесная куница, черный хорек, барсук, выдра.

Особое внимание обращали на то, что население Мордовии всегда бережно относилось к природе родного края. Это помогало сохранить красоту лесов, лугов, рек, озер. В последнее столетие на территории республики было построено множество заводов, фабрик и других промышленных предприятий, которые загрязняют окружающую среду, поэтому природу нужно охранять, беречь, заботиться о ней.

Вопросы детей во время занятия свидетельствовали об их заинтересованности в материале занятия: «А какие заводы загрязняют природу?» (Даниил П.), «Где на карте расположена Мордовия?» (Лариса Я.) и др.

Большой интерес вызвало изображение лисы на гербе, которая символизирует преобладание охотничьего промысла в Мордовии. Изображение щита в середине герба с золотыми колосьями пшеницы олицетворяет любовь мордовского народа к сельскохозяйственному труду; восьмиконечная розетка - центральная фигура государственного герба - символ солнца, тепла, добра, открытости (см. приложение 4.3).

Для закрепления знаний о республике и ее географических особенностях предлагали вопросы.

В какой республике мы живем?

Как называется столица нашей республики?

Люди каких национальностей проживают в Мордовии?

Перечислите животных, которые обитают у нас?

В процессе экспериментальной работы уточнялись и расширялись представления детей о многообразии растений и животных края. Особое внимание уделяли систематическим наблюдениям за деревьями, произрастающими в ближайшем природном окружении. На целевой прогулке «Деревья нашего лесопарка» педагог предлагала рассмотреть и сравнить знакомые детям деревья. Использование мордовских загадок: «Растет с каждым днем, а с рожденья ходит в платьице одном», «Что за дерево без ветра шелестит, теплым летом как от холода дрожит?» и др., прибауток:

Моя молитва - рябина,

Рассыпчатая картошка.

Тётя моя была Настя,

Научила часто По полкам ходить,

Похожие диссертации на Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста