Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры Кириенко Светлана Дмитриевна

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры
<
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кириенко Светлана Дмитриевна. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Шадринск, 1999 175 c. РГБ ОД, 61:00-13/1009-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы приобщения дошкольников к национальным традициям

1.1. Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к традициям средствами этнографической культуры 13

1.2. Этнографическая культура как основа приобщени дошкольников к традициям башкирского народа 25

1.3.Концептуальная модель педагогического процесса дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к национальной культуре 37

ГЛАВА 2. Приобщение дошкольников к национальной культуре в практике дошкольных учреждений Аргаяшского района Челябинской области

2.1.Задачи и методика констатирующего эксперимента 54

2.2. Особенности представлений и проявления интереса дошкольников к традициям башкирского народа и умение отражать черты национального в самостоятельной деятельности .60

2.3.Особенности приобщения детей к национальной культуре в практике дошкольных учреждений Аргаяшского района Челябинской области 71

ГЛАВА 3. Средства этнографической культуры, обеспечивающие приобщение дошкольников к национальным традициям

3.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы 77

3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы и и интерпретация 95

Заключение 110

Библиография 113

Приложения 131

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться прежде незыблемые границы не только малочисленных национальных анклавов, но и больших этносов, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности (В.В.Розанов, Р.М.Ситько, З.П.Соколова, Р.М.Чумичева).

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.

Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, Р.М.Римбурга, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным

педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Обращение к воспитательным традициям башкирского народа отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания башкир, проживающих в Аргаяшском районе Челябинской области. Башкирский народ, компактно проживающий среди русскоязычного населения района, переживает в настоящее время один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической истории, ему для сохранения своего этноса необходимо внимательно относиться к национальному бытию и историческому опыту, к народной культуре.

В Аргаяшском районе была принята Программа национального возрождения башкирского народа, которая поставила образовательные структуры и практических работников перед необходимостью решать такие задачи, как разработка комплекса мер по созданию реальных условий для возрождения и развития культуры, традиций и других материальных и духовных ценностей башкирского народа, а также поиск оптимальных моделей и педагогических технологий воспитания, в том числе и дошкольников, путем приобщения к традициям башкирского народа.

Степень разработанности темы. В настоящее время накоплено значительное количество научных публикаций о культуре башкирского народа. Это труды историков, этнографов, фольклористов, искусствоведов, педагогов. Известный ученый С.И.Руденко на основе материала, собранного в 1905—1908 гг., создал книгу о жизни башкир «Башкиры».

В работах В.И.Баймурзиной, Р.Г.Игнатьева, И.Малютина раскрыты отдельные аспекты башкирской народной педагогики. Общему пониманию духа, идеалов и стремлений, которые лежат в основе

народной педагогики, помогают труды Н.В.Бикбулатова, Д.Ж.Валеева, Л.А.Иткуловой, Р.Г.Кузеева, А.М.Сулейманова.

В экспериментальной работе, проведенной Н.М.Ахмеровой, анализируется использование прогрессивных идей и опыта башкирской народной педагогики в семейном воспитании младших подростков. Исследователь А.Г.Абсалямова доказала значимость средств башкирского народного творчества в формировании нравственной культуры студентов. Изучение этих и других трудов позволяет сделать вывод о недостаточной изученности вопроса использования традиций башкирского народа в воспитании дошкольников.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г.Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Ли-хачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

С.А.Козлова, Е.И.Корнеева, С.Н.Морозюк, Э.К.Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти- шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической

культуры. •

Таким образом, нами было выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе традиций башкирского народа, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогической технологии воспитания дошкольников - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к традициям башкирского народа наиболее успешным, отвечающим потребностям этноса.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры».

В исследовании введено ограничение: рассматривая проблему приобщения к башкирским традициям, мы ограничились исследованиями детей старшего дошкольного возраста, определенным набором этнографических средств и народных традиций. Это определяется тем, что именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации (В.Г.Безносов, Д .С.Лихачев). Кроме того, в качестве средств этнографической культуры мы определили фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей духовность, помогают определить отношение к вещному и природному миру, к другим людям и к самому себе (В.П.Аникин, Х.Х.Баймурзин, Н.П.Денисюк, Н.К.Дмитриев, Л.И.Емельянов, З.Н.Иванова). Основанием выбора нами традиций послужила классификация Н.М.Ахмеровой, Р.Г.Кузеева, А.И.Харисова: семейно-обрядовые (знание длинного ряда родственников, родственных связей, уважительное отношение к старшим, гостеприимство);

торжественно-праздничные (Аят, наречение имени, Сабантуй, Каргатуй); повседневные (трудолюбие, послушание и др.).

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить успешность педагогической технологии приобщения дошкольников к башкирским традициям средствами этнографической культуры.

Объект исследования - процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к народным традициям.

Предмет исследования - педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к традициям башкирского народа.

Гипотеза исследования. Приобщение дошкольников к башкирским традициям средствами этнографической культуры будет эффективным, если:

- педагогическая технология обеспечивает взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, интеграцию различных видов искусств при опоре на фольклор и другие этнографические средства, взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель»;

- дидактическая модель приобщения к традициям башкирского народа будет реализовываться через субъектно-субъектное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность;

-усвоение традиций башкирского народа у старших дошкольников рассматривается как приобретение представлений о традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:

1. Определить содержание традиций башкирского народа, доступных детям дошкольного возраста и этнографические средства для достижения цели исследования.

2. Установить уровни, критерии усвоения традиций башкирского народа и показатели их диагностики у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать педагогическую технологию приобщения дошкольников к народным традициям.

4. Экспериментально проверить влияние этнографических средств на процесс приобщения дошкольников к народным традициям.

Научная новизна исследования:

- создана педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям средствами этнографической культуры с актуализацией жизненного опыта детей;

- определена дидактическая модель приобщения дошкольников к традициям башкирского народа, предполагающая субъектно-субъектное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность;

- установлены уровни усвоения традиций башкирского народа и критерии, которые характеризуются наличием представлений о традициях (правильность, полнота, дифференцировка понятий), интереса к ним (степень выраженности и мотивация), реализацией имеющихся представлений о традициях в самостоятельной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- выявлена целесообразность и возможность приобщения детей старшего дошкольного возраста к традициям башкирского народа средствами этнографической культуры;

- результаты исследования обогащают курс «Этнопедагогика» сведениями о педагогической технологии, этнографических средствах, способствующих приобщению дошкольников к народным традициям в условиях семейного воспитания и в практике дошкольных образовательных учреждений.

Практическая значимость исследования состоит в разработке технологии приобщения дошкольников к традициям старшего поколения, которая использована в работе дошкольных учреждений; результаты исследования включены в специальные курсы и семинары, преподаваемые на факультетах дошкольного воспитания в педагогических вузах и отделениях дошкольного воспитания в педагогических училищах и колледжах, а также используются в ходе проведения курсов повышения квалификации практических работников дошкольных учреждений.

/. Методологической и теоретической основой исследования являются положения философии, психологии и педагогики: о влиянии социальной среды на развитие личности; о единстве общечеловеческого и национального в этнопедагогике (Г.Н.Волков), об общепсихологической теории деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); об интериоризации социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, М.Н.Скаткин).

Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.), работы в области этнопедагогики (Б.Н.Бессонов, В.И.Баймурзина, Г.Н.Волков, Д.Ж.Валеев,Е.И.Корнеева, С.И.Руденко и др.)./

Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования: изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы, анализ диссертационных исследований, монографий, публикаций по теме исследования; изучение опыта

педагогической работы дошкольных образовательных учреждений; педагогическое наблюдение, анкетирование педагогов и родителей; индивидуальные беседы с детьми; педагогический эксперимент; изучение и анализ продуктов деятельности детей, педагогической документации; математическая обработка результатов.

Экспериментальная база исследования. Исследования проводились на базе дошкольных образовательных учреждений сел Акбашево, Дербишево, Аязгулово и ДОУ № 1 районного центра Аргаяша Челябинской области.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа:

- первый этап (1995-1996) - был посвящен изучению и анализу философской, психолого-педагогической, этнографической литературы по проблеме исследования. Разрабатывались исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика опытно-экспериментальной работы. Разрабатывалась модель приобщения к традициям башкирского народа;

- второй этап (1996-1998) - опытно-поисковый. На этом этапе выявлялись уровни усвоения башкирской культуры у дошкольников; изучалось состояние работы по приобщению к традициям предков в условиях семейного воспитания и в практике работы дошкольных образовательных учреждений Аргаяшского района Челябинской области. Разрабатывалась и апробировалась методика опытно-экспериментальной работы, осуществлялась проверка рабочей гипотезы, определялось содержание знаний о традициях башкирского народа для детей старшего дошкольного возраста. В ходе опытно-экспериментальной работы уточнялась гипотеза, корректировались содержание и технология эксперимента, проводилась обработка полученных результатов;

- третий этап (1998-1999) - заключительно-обобщающий. Он включал в себя обработку и систематизацию материала, обобщение и

литературное оформление исследования, внедрение разработанной технологии воспитания в практику работы дошкольных учреждений.

Достоверность результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, опытно-педагогической проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации; сочетанием качественного и количественного анализа материалов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и методические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики ШГПИ (1997,1998,1999), на областных педагогических чтениях «Дошкольное образование: настоящее и будущее» (Челябинск, 1998); на научно-практических конференциях ЧПК № 2 (Челябинск, 1998,1999), на областной научно-практической конференции (Челябинск, 1999), на областном семинаре «Развитие национально-культурного наследия в областной образовательной системе» (Челябинск, 1999).

Материалы исследования использовались при чтении лекций и проведении семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Аргаяшского района. По теме исследования проведен спецкурс для студентов Челябинского педагогического колледжа №2, написаны дипломные работы студентами очного и заочного отделений колледжа.

Результаты исследования внедрены в практику работы дошкольных учреждений Аргаяшского района Челябинской области: Акбашево, Дербишево, Аязгулово, ДОУ № 1, 20 Аргаяша.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическая технология, обеспечивающая взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, интеграцию различных видов искусств при опоре на фольклор и другие этнографические средства, активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям,

взаимодействие в системе «педагог -ребенок -родитель».

2. Дидактическая модель приобщения дошкольников к традициям башкирского народа, реализующая субъектно-субъектное

взаимодействие педагогов и детей и свободную самостоятельную деятельность.

3. Уровни усвоения традиций башкирского народа на основе разработанной системы критериев, позволяющей оценить результаты исследования.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего 250 наименований (из них 3 на иностранном языке) и приложения.

Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к традициям средствами этнографической культуры

Уходящий XX век, завершая собою второе тысячелетие, достигнув значительного уровня цивилизации, породил и оставляет грядущим поколениям много нерешенных проблем.

Ф Самой большой проблемой является разрыв связи поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций, вне системы ценностей, менталитета своего народа, приводящее к трагедиям в судьбах народа и отдельной личности (4,35,120,138). Как справедливо полагает академик Д.С.Лихачев, «Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков, ... культурная среда ... необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» (114, с.54). Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем (8,20,28,114). В опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы. Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к народным традициям средствами этнографической культуры требует глубокого рассмотрения таких ключевых понятий как этнография, культура, средства этнографической культуры, традиция. Этнография как самостоятельная отрасль знаний возникла почти полтора века тому назад. На современном этапе, по утверждению Р.Ф.Итса, есть два типа определения: энциклопедический (содержащийся в изданиях энциклопедий) и методический (изложенный в обобщающих и учебных публикациях) (90, с. 10). Так, например, в советском энциклопедическом словаре 1980 года указано, что этнография, этнология, народоведение -наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселение (этнография) и культурно-исторические взаимоотношения народов.

По мнению С.А.Токарева, этнография - это историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру (200, с.5), а Ю.В.Бромлей определяет этнографию как науку об этнических общностях, добавляя при этом, что понимание этнографии как науки о народах предполагает, что основная ее функция - исследование этого своего главного объекта во всем его многообразии (38, с. 264).

К широко употребляемым в этнографии и смежных с нею науках относится термин «культура», толкование его многозначно и зависит от сферы применения. Культура понимается как созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию, приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности (Г.Н.Волков).

Существует взгляд на культуру как ценность, выполняющую межпоколенную трансмиссию (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, М.Мид, И.Б.Орлова, Э.В.Соколов, Л.С.Сысоева). Согласно позиции И.Б.Орловой (144), культура фиксирует человечески-содержательный аспект общественных отношений, представленный в _ процессе производства предметами, знаниями, символическими системами, набором ценностей, способов деятельности. При таком подходе культура понимается как процесс и результат человеческой деятельности. Культура содержит человеческие ценности: нравственные, эстетические и т.п. В них в концентрированном виде проявляется опыт народа.

Этнографы Р.Ф.Итс, Ю.В.Бромлей, А.И.Лазарев, И.В.Суханов различают материальную и духовную культуру (36,89,111,188). Материальная культура, по их мнению, - это объекты (предметы, вещи) материально существующие в пространстве в определенные временные периоды. Духовная культура - выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев (связанных с хозяйственной, социальной и семейной жизнью человека); различных видов искусств, народного творчества, которая передается как обязательная информация от поколения к поколению через рассказ или показ, через существующие формы воспитания. По утверждению С.И.Гессена, процесс трансляции культуры предполагает не только формирование у человека знаний, умений и навыков жизнедеятельности на традиционных образцах и нормах культуры (другими словами формирование репродуктивных сторон личности). Он предполагает также обязательное формирование у личности творческого начала, которое обеспечивает продуктивную сторону его жизнедеятельности (53). Таким образом, процесс развития культуры неотделим от процесса развития личности.

Этнография способна по элементам культуры, как материальной, так и духовной, восстанавливать прошлую историю человеческих коллективов и пользуется общеизвестными понятиями, в том числе понятием «традиция», вкладывая в него несколько специализированное содержание (89,90).

Этнографическая культура как основа приобщени дошкольников к традициям башкирского народа

По утверждению К.Д.Ушинского, Г.Н.Волкова, Б.Н.Бессонова (29,46,211), народ, живя тысячелетия на этой земле, просеял через невидимое сито все культурные ценности, и то, что дошло до нас, должно быть нам дорого. Вот почему, считают они, мы должны хранить и оберегать старые колыбельные песни, изумительные народные праздники и танцы, национальную одежду, художественные ремесла и старую живопись, архитектуру. Народные песни, сказки, игры, художественные предметы быта являются примерами опыта, который, переломляясь через призму активного присвоения, становится достоянием ребенка, осуществляет связь между поколениями. В этом заключается духовная ценность народной культуры (Е.С.Бабунова).

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времен», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развитие интереса к своим корням. По мнению К.Д.Ушинского, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа (211).

В целях сохранения этнокультурного наследия различных народов Российской Федерации, в том числе и башкирского народа, необходимы переориентировка образовательных учреждений на удовлетворение национально-культурных запросов детей и их родителей, развитие регионально-национального компонента в содержании образования, построение содержания образования на основе этнопедагогики, этнокультуры и воспитание детей как продолжателей национальных традиций (54).

История русского народа Челябинской области тесно связана с историей башкирского народа. Анализ работ И.Г.Акманова, О.Н.Бадера, Р.Г.Кузеева, У.Х.Рахматуллина, С.И.Руденко, Р.М.Раимова помог определить нам пути развития, пройденные башкирским этносом (2,3,106,107,135,146,150,160,161,170).

Первое упоминание о башкирах, которые являются коренным населением Челябинской области, относится к концу IY и началу Y века н.э. Арабский ученый и путешественник Ибн Фадлан в своих записях, относящихся к 922 году, отмечал, что между реками Исеть, Яик, Кама и Агидель он встретил народ, который именует себя «башкирдами».

Первые поселения башкир в Челябинской области - деревни Яраткулово, Булатово, Якупово, Айлино. Территории современных городов Троицка и Челябинска в древности были также населены башкирами. Позже произошло разделение поселений на Кунашакское и Аргаяшское. Башкиры этой зауральской части еще в начале второй половины XYI века, пытаясь защититься с помощью русских от произвола сибирского хана Кучума, объявили себя подданными русского государства, а после окончательного разгрома кучумовичей в конце XYI века зауральская Башкирия стала частью русского государства. Поэтому большинство рек, озер, гор, деревень, городов

Челябинской области носят башкирские названия: Кременкуль, Чебаркуль, Миасс, Тургояк и т.д.. Большая часть бытования башкирской народности прошла в условиях исторически драматических событий, что отразилось в той или иной форме на развитии его культуры. Большую роль играли какие-то поворотные события в развитии народа, с которыми были связаны коренные изменения традиционных форм мышления народа, его психологии, нравов, ориентации.

В опыте народного воспитания башкир отразились как социально-экономические особенности, так и специфика национального характера, его психологического склада. Постепенно складывались самобытные нравственные идеалы, духовная культура башкирского народа, формировались и шлифовались народные традиции и обычаи, методы и приемы, пути и формы воспитания подрастающего поколения.

Интересный материал для изучения педагогических традиций и средств башкирской культуры содержится в работах историков, этнографов, фольклористов, искусствоведов, таких, как И.Г.Акманов, А.З.Асфандияров, А.Б.Булатов, Р.Г.Кузеев, С.И.Руденко, А.Н.Харисов, Г.Б.Хусаинов, Б.Х.Юлдашбаев и др. (10,40,106,108,113,170,217,224,245).

Особенности представлений и проявления интереса дошкольников к традициям башкирского народа и умение отражать черты национального в самостоятельной деятельности

Содержательная сторона представлений испытуемых выявлялась с помощью беседы. Анализ ответов, полученных в результате проведения индивидуальной беседы с детьми, показал следующие результаты. 98% правильно назвали села, в которых они живут: Дербишево, Акбашево, Аязгулово. При этом дети включали в свои ответы дополнительные сведения об их месте расположения, достопримечательностях, природных условиях «своих сел». «Я люблю свое село. Есть красивые дома. Есть очень много в лесу грибов, ягод» (Тимур С. с.Аязгулово). «Я люблю старую часть деревни, там спокойно, нет транспорта, все дома деревянные» (Эльвира X. С. Акбашево).

Вместе с тем, у 2% детей вопрос о родном селе вызвал затруднения. Они название села Дербишево заменили другим названием (Маржимбаево) или вообще не могли ответить.

На вопрос «Люди каких национальностей живут в вашем крае», дошкольники давали ответы, свидетельствующие о наличии довольно широкого круга представлений о разных национальностях. Башкирская национальность была названа в 67% ответов детей. Часть детей (до 15%), наряду с башкирской национальностью, назвали такие характерные для Аргаяшского района национальности, как русские, татары, казахи, немцы. 14% детей не смогли ответить на поставленный вопрос.

Таким образом, дети обнаружили довольно разнообразные представления о национальностях, присутствующих в ближайшем окружении.

Дети не испытали затруднений и при ответе на вопрос «Кто ты по национальности?». 92% дошкольников смогли правильно ответить на поставленный вопрос. Это объясняется тем, что в сельской местности народно-национальная культура - важная среда, в которой живет ребенок и постоянно питается этим национальным окружением. 8% детей затруднились ответить на поставленный вопрос. Это, на наш взгляд, связано с тем, что дети - дошкольники не идентифицируют себя с какой-либо конкретной национальностью. Такой вопрос перед ними встал впервые. Поэтому при ответе на вопрос эти дети оказались в затруднении.

На вопрос «Какими словами приветствия ты бы встретил своего друга?» на башкирском языке отвечали 32% дошкольников. 65% детей называли приветствие на русском языке, так как не знали башкирского языка. Остальных дошкольников ответ на этот вопрос затруднил.

Такие ответы свидетельствуют о том, что у детей необходимо формировать правильное представление, что люди башкирской национальности должны говорить на своем родном языке.

Важной частью национальной культуры башкирского народа являются народные праздники. Для башкирского народа характерны национальные праздники: Курбан-байрам (жертвоприношение), Мухаррам (Новый год), Сабантуй, Аят (день памяти).

На вопрос «Какие праздники вы отмечаете в семье?», 18% детей назвали праздник Аят (день памяти), 30% - Сабантуй. «Ходим на Сабантуй. Люблю ходить по буму, я уже ходила и выиграла приз» (Альбина Н. с.Акбашево).

«Люблю, когда бабушка собирает гостей на поминки, приходит мулла. Мы все успокаиваемся и сидим тихо, когда он читает молитву» (Азат К. с.Акбашево). 8% затруднились ответить на вопросы, 22% назвали Новый год, 79% - День рождения, 21% - 8 Марта.

Таким образом, характер ответов детей свидетельствует о наличии представлений о национальных праздниках, традициях башкирского народа, чему способствуют личные впечатления, полученные от пребывания на праздниках, общения с родителями, родственниками, знакомыми, непосредственным участием на празднике.

Но ответы свидетельствуют и о недостаточном представлении обо всех народных праздниках, о недостаточном использовании их как воспитательном средстве в дошкольном учреждении; о незнании родителями народных праздников.

Следующие вопросы беседы нацеливали детей на высказывание о таких элементах национальной башкирской культуры, как детская художественная литература, устное народное творчество башкир. Анализ ответов детей показал, что только 20% дошкольников имеют определенные представления о башкирских сказках. Они назвали «Шумбая», «Сказку о батыре». Отмечали, что сказки им читают в детском саду. Остальные дети перечисляли русские народные сказки. 41% испытывали затруднения в ответах на этот вопрос.

Ни один дошкольник (100%) не смог ответить на вопрос об известных башкирских загадках, пословицах и поговорках.

На вопрос о народных играх 18% дошкольников затруднились ответить. Остальные дети перечислили такие известные башкирские игры, как «Нас Курай к себе зовет», «Юрта», «Куреш» и др.

Таким образом, выявленные обедненные представления детей о произведениях башкирской детской литературы и устного народного творчества свидетельствуют о явно недостаточном использовании в воспитании дошкольников этих важных элементов этнографической культуры как в условиях дошкольного учреждения, так и семьи.

Дополнительные данные об особенностях представлений детей о национальной культуре были получены нами на основе анализа результатов проведения экспериментальной ситуации «Башкирский подарок», цель которой состояла в выявлении представлений детей о предметах декоративно-прикладного искусства.

Организация и методика опытно-экспериментальной работы

Экспериментально установить достоверность и корректность разработанной нами концептуальной модели педагогического процесса по приобщению дошкольников к национальной культуре позволяет педагогическая технология.

При разработке педагогической технологии мы исходили из понимания его сущности, разработанной В.П.Беспалько, В.С.Безруковой и др. Педагогическая технология, по мнению ученых, представляет систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса (31,32).

Теоретический анализ проблемы позволил нам в качестве исходных позиций построения педагогической технологии сформулировать следующие принципы: 1. Принцип гуманизации воспитательных отношений и педагогического процесса, который может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека. Сущность принципа гуманизации состоит в приоритетах человеческих ценностей. 2. Принцип природосообразности, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать ребенка с его конкретными особенностями и уровнем развития. 3. Принцип культуросообразности, который предполагает максимальное использование знаний средств их преподнесения, обеспечивающих приобщение детей к национальной культуре. 4. Принцип деятельностного подхода к приобщению дошкольников к традициям башкирского народа на основе средств этнографической культуры.

Анализ результатов констатирующего этапа позволил наметить следующие задачи формирующего эксперимента: - определить содержание традиций башкирского народа, доступных детям дошкольного возраста, и этнографические средства для достижения цели исследования; - установить уровни, критерии усвоения традиций башкирского народа и показатели их диагностики у детей старшего дошкольного возраста; разработать педагогическую технологию приобщения дошкольников к народным традициям; - экспериментально проверить влияние этнографических средств на процесс приобщения дошкольников к народным традициям.

При проектировании формирующего этапа исследования мы определили перспективный план экспериментальной работы, включающий три взаимосвязанных направления (см .таблицу 6): совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициям башкирского народа; вовлечение родителей в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения; апробация методики приобщения старших дошкольных к традициям башкирского народа.

III. Работа с детьми. Методика приобщения дошкольников к традициям башкирского народа строилась в соответствии со следующими положениями: - вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, элементы трудовой, изобразительная, музыкальная, при сохранении приоритета игровой); - интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор; - использование союза «воспитатель - ребенок - родители», так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности (Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.); - организация содержательного, непринужденного общения детей, родителей и педагогов, предполагающего активное включение в совместную деятельность; - обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к традициям башкирского народа.

Приобщение дошкольников к историко-культурным ценностям, созданным усилиями многих поколений предков башкирского народа, актуализирует внимание к проблемам профессиональной подготовки педагогов, готовых к выполнению этой функции. Педагог в настоящее время является транслятором культурных традиций от поколения к поколению. Эта миссия становится еще более значимой на фоне утраты семьей функций передачи культурных традиций от поколения к поколению. Педагог должен помочь семье обрести свою утраченную функцию передачи из поколения в поколение национальной традиции. Поэтому работа с педагогическим коллективом была направлена на решение следующих задач:

1. Обогатить знания педагогов о национальных воспитательных традициях.

2. Познакомить с условиями и методикой работы с детьми по приобщению к национальным традициям на основе использования этнографических средств (таких, как фольклор, народные праздники и игры).

3. Обучить тактике индивидуального и дифференцированного взаимодействия с родителями по приобщению дошкольников к башкирским традициям средствами этнографической культуры.

Повышение уровня профессиональной подготовки педагогов по проблеме приобщения дошкольников к национальной культуре осуществлялось в различных формах организации:

1. Постоянно действующие наглядные рубрики по башкирскому творчеству, содержащие искусствоведческий материал для педагогов, информацию о психолого-педагогических исследованиях (посвященных анализу особенностей восприятия дошкольниками фольклора), методические рекомендации по организации общения с детьми и родителями в данном направлении.

2. Семинары, которые помогали приобрести основной минимум знаний, прикладные и методические умения.

Работа началась с проведения семинара, на котором были определены задачи совместной деятельности. На семинаре была подчеркнута актуальность проблемы, раскрыт ее исторический аспект. Так, через знакомство с содержанием фольклора, башкирских праздников, игр, современной психолого-педагогической литературы педагоги убеждались в том, что проблема приобщения дошкольников к башкирским традициям являлась и является одной из главных в деле воспитания и имеет глубинные корни.

Похожие диссертации на Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры