Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста Галущинская Юлия Олеговна

Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста
<
Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Галущинская Юлия Олеговна. Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 1998 181 c. РГБ ОД, 61:99-13/828-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания у старших дошкольников ценностного отношения к старости 11

1.1. Ценностное отношение как психолого-педагогическая категория 11

1.2. Эволюционный подход к возрастной стратификации 28

1.3. Проблема отношений детей дошкольного возраста и взрослых в педагогических исследованиях 47

ГЛАВА 2. Состояние работы по воспитанию ценностного отношения к старости в практике дошкольных учреждений 62

2.1. Анализ программно-методических документов 62

2.2. Представление педагогов и родителей о пожилом и старом человеке 69

2.3. Характеристика сформированности ценностного отношения к людям пожилого возраста, старости 80

ГЛАВА 3. Формирование ценностного отношения к старости у дошкольников 110

3.1. Организация информационно-познавательной деятельности по воспитанию ценностного отношения к пожилым людям и ста рости в дошкольном учреждении 112

3.2 Проявление эмоционально-мотивационного компонента в по веденческой деятельности детей 132

3.3. Диагностика эффективности экспериментальной работы 152

Заключение 160

Литература 163

Приложения 177

Введение к работе

В настоящее время очевиден всплеск интереса научной и общественной жизни в стране и за рубежом к многочисленным и разнообразным проблемам позднего периода жизни. В резолюции от 16 октября 1992 года Генеральная Ассамблея ООН постановила провести 1999 год под девизом «Международный год пожилых людей» в качестве «знака признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни - не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии».

В нашей стране в этом направлении делается немало: принята государственная программа «Старшее поколение», создаются различные ге-ронтологические центры («Сострадание» и пр.), издаются журналы, проводятся многочисленные конференции. Повышенное внимание к проблеме старости и старения объясняется, в частности, значительным увеличением доли пожилых людей в структуре населения экономически развитых стран, которая в какой-то мере требует отказа от представлений о старости как периоде инволюции. Этнопедагог Г.Н. Волков пишет: «...В наше время хорошо бы всем помнить о «золотой формуле этнопедагогики»: без исторической памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа. В этой формуле из семи пять элементов основываются на роли пожилых людей» [35, с. 198]. Проблема ценности старости, ее идеала становится на настоящий момент существенным элементом психологического климата общества, создающего комфорт или дискомфорт пожилых людей.

Однако государственные программы не решат всех проблем конкретного, отдельно взятого пожилого человека, старика. Высокий статус по

жилых людей в обществе должно обеспечить, в первую очередь, ценностное к ним отношение со стороны близких людей.

Такое отношение не может возникнуть стихийно, поэтому важно, чтобы в общественном и семейном воспитании привитие детям понимания и почитания старших занимало бы достойное место. О необходимости воспитания отношения к старости как к самоценному этапу жизни человека говорится в работах Т.А. Молчанова, А.Т. Шадура, И.В. Шаповаленко, А.В. Толстых и пр. B.C. Мухина. Т.Д. Марцинковская, М.С. Нирманова и др. не раз подчеркивали важность проведения воспитательной, образовательной и даже разъяснительной работы по этому направлению среди школьников, учащейся молодежи, людей зрелого возраста, а также самих пенсионеров.

Тем не менее, в этих и многих других исследованиях социологов, психологов, педагогов упускается из внимания тот факт, что база ценностного отношения к старости должна формироваться на самых ранних этапах развития личности - в дошкольном детстве - периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации.

Являясь частью огромной системы «ребенок - взрослый», отношение к людям пожилого возраста выступает также первоосновой всех видов отношений ребенка к действительности, изначальным условием и основой самого человеческого существования и путей развития ребенка (Л.В. Запорожец [1970], Л.С. Выготский [1972], Д.Б. Эльконин [1960] и др.).

Понимая структуру и детерминированность взаимной связи системообразующих элементов в любой в любой системе, при рассмотрении взаимодействий в системе «ребенок - взрослый», мы будем иметь в виду односторонне направленную субъект-объектную связь, характеризующую только отношение ребенка к взрослому. Отношения, складывающиеся со взрослыми, влияют на формирование у дошкольника нравственных качеств и привычек поведения, создают предпосылки успешного эмоционального и умственного развития ребенка (А.И. Леонтьев [1971], Т.А. Репина [1990], Л.П. Стрелкова [1987], С.А. Улитко [1995], A.M. Фонарев [1977] и др.).

Кроме того, в отношениях с пожилыми реализуется важная для ребенка потребность во взаимопонимании и сопереживании (М.И. Лисина [1986], Ш.А. Амонашвили [1986], Д.В. Менджерицкая [1964]), стремление сделать что

либо полезное для близких (ЯЗ. Неверович [1987]), развивается умение оценивать эмоциональное состояние взрослого и корректировать свое поведение (Н.Ф. Виноградова [1986]).

Наметившаяся в институтах общественного воспитания тенденция гуманизации всего воспитательного процесса ставит перед педагогами задачу переосмысления системы «ребенок - взрослый», наполнения ее новым содержанием. Показать ребенку ценность всей человеческой жизни, в том числе старости как периода мудрости, накопления положительного нравственного опыта - сегодняшняя задача педагогов. Однако тоталитарная направленность советской педагогики, рассмотрение личности не как важнейшей ценности, а как «колесика и винтика общественного механизма», привело к неразработанности проблемы ценностного отношения к личности в отечественной педагогике. Отсюда появляется противоречие между необходимостью воспитания у дошкольников ценностного отношения к людям пожилого возраста, старости, и отсутствием системы методов и приемов его воспитания. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как в современных условиях сделать процесс воспитания ценностного отношения к старости наиболее эффективным, отвечающим потребностям общества. Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования: «Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста».

В исследование введено ограничение: мы рассматриваем проблему воспитания ценностного отношения к старости у детей старшего дошкольного возраста. Это определяется тем, что в этот период жизни ребенка возникает внеситуативно-личностное общение, определяющее развитие отношение детей к взрослым. Предметом обсуждения при таком общении является человек (М.И. Лисина [1974]). Кроме того, в этом возрасте мотивация отношений дошкольника к другим людям становится более полной, глубокой; дети подвергают анализу личностные качества взрослых людей (Л.А. Венгер [1970], Я.Л. Коломинский [1976]).

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, пути и методы воспитания у дошкольников ценностного отношения к старости.

Объект исследования: ценностное отношение к старости.

Предмет исследования: процесс воспитания ценностного отношения к старости.

Гипотеза исследования: воспитание у дошкольников ценностного отношения к старости будет эффективным, если: ценностное отношение к старости рассматривается как односторонняя связь, включающая представления ребенка о старости как значимом этапе в жизни человека (периоде накопления и передачи опыта и мудрости), о значимости пожилых людей (персонифицированных носителях нравственного опыта), сопровождающаяся позитивными поступками и эмоциональными переживаниями; если под основными стратегическими компонентами ценностного отношения понимаются: информационно-содержательный, эмоционально-мотивационный, поведенчес-ко-деятельностный; если определен и учитывается алгоритм воспитания ценностного отношения, структура которого представлена следующим образом: ориентация ребенка на период старости, развитие интереса к нему - обогащение личного опыта ребенка, включающее формирование основных компонентов ценностного отношения - проецирование накопленного личного опыта на объект отношений (пожилого и старого человека); если пути воспитания ценностного отношения проходят с учетом уровневой приближенности материала к ребенку - от воспитания ценностного отношения к близким ребенку пожилым людям к воспитанию такого отношения к пожилым людям, старости вообще.

Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.

2. Разработать содержание понятия «ценностное отношение к старости».

3. Определить критерии сформированности ценностного отношения к старости у дошкольников.

4. Разработать алгоритм, определить пути и систему педагогических методов и приемов воспитания у дошкольников ценностного отношения к старости.

Для достижения поставленных в исследовании целей и задач мы применяли методы исследования: теоретический анализ литературы; педагогический эксперимент, эмпирические методы (наблюдение, изучение результатов деятельности, документов); опросные методы (интервьюирование, анкетирование, проведение бесед).

Методологической и теоретической основой исследования являются общетеоретические положения отечественной психологии о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям (Л.И. Божович [1968], Л.С. Выготский [1960], А.Н. Леонтьев [1959]), философские, психологические и педагогические теории отношений (О.Г. Дробницкий [1966], А.Г. Здравомыслов [1986], В.Н.Мясищев [1960], А.А.Бодалев [1996], И.Ф.Харламов [1990], Л.В.Занков [1968]), теоретические концепции ценностей (Л.С. Выготский [1972], С.Л. Рубинштейн [1970], О.Г. Дробницкий [1966]), системный подход (Е.П.Голубков, И.В.Блауборг).

Исследование осуществлялось по следующим этапам:

- первый этап (1995 - 1996 г.г.) был посвящен изучению и анализу философской, психолого-педагогической, социологической, геронтологической, исторической, культурологической литературы по исследуемой проблеме. В этот период были сформулированы проблема, цель и гипотеза исследования, разрабатывались задачи работы, проведен констатирующий эксперимент;

- второй этап (1996-1997 г.г.) характеризовался проведением опытно-экспериментальной работы, разработкой и корректировкой ее содержания;

- третий этап (1997 - 1998 г.г.) включал проверку выводов и осмысление результатов исследования, его обобщение и описание.

Научная новизна работы заключается в следующем: впервые исследуется проблема ценностного отношения к старости, людям пожилого возраста;

- определен алгоритм воспитания ценностного отношения к старости, представляющий собой совокупность последовательных действий: ориентация ребенка на период старости, развитие интереса к нему - обогащение личного опыта ребенка, включающее формирование основных стратегических компонентов ценностного отношения - проецирование накопленного ребенком опыта на объект отношений (пожилого и старого человека);

- разработаны критерии сформированности ценностного отношения к старости: информационно-содержательный, эмоционально-мотивационный. поведенческо-деятельностный; разработаны критериальные показатели: полнота представлений о том, что главная ценность пожилого человека в накопленном им жизненном опыте, степень готовности ребенка оценивать и перенимать этот опыт, сформированность таких эмоциональных проявлений как способность к сочувствию, сопереживанию пожилым как в реальной, так и в вербальной ситуации, наличие положительно окрашенных эмоций при общении с пожилым человеком, устойчивость интереса к его личности, готовность ребенка проявлять по отношению к пожилым позитивные действия как в реальной, так и в вербальной ситуации; активность в решении проблемных ситуаций, проведении эвристических бесед и других заданий, предложенных экспериментатором.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- ценностное отношение к старости определено как односторонне направленная субъект-объектная устойчивая связь, процесс и результат осмысления старости как положительно значимого этапа в жизни человека;

- определение ценностного отношения конкретизировано применительно к дошкольнику как односторонне направленная связь, включающая представления ребенка о старости как значимом этапе в жизни человека (периоде накопления жизненного опыта ), о значимости пожилых людей

(персонифицированных носителях опыта и мудрости), сопровождающаяся позитивными поступками и эмоциональными переживаниями;

- выделены основные стратегические компоненты ценностного отношения: информационно-содержательный, эмоционально-мотивационный, поведенческо-деятельностный.

Практическая значимость исследования состоит в разработке путей и методов, направленных на реализацию задач воспитания ценностного отношения к старости, которые могут быть использованы в работе дошкольных учреждений; результаты исследования могут быть рекомендованы родителям, включены в спецкурсы и спецсеминары, преподаваемые на факультетах дошкольной педагогики в педагогических вузах, колледжах, училищах, а также на курсах повышения квалификации практических работников дошкольных учреждений. Результаты исследования внедрены в практику работы дошкольного учреждения № 33 г. Шадринска.

Апробация работы. Основные теоретические и методические положения исследования и выводы сообщались на научно-практических конференциях в г. Шадринске: «Актуальные вопросы практической психологии» (май 1996 г.), «Теоретические и прикладные аспекты развития личности в онтогенезе» (май 1998), на заседаниях кафедр дошкольной педагогики Шадринского государственного педагогического института, по материалам исследования проведен спецсеминар со студентами очного отделения факультетов дошкольной педагогики и психологии института.

На защиту выносятся следующие положения:

- ценностное отношение дошкольников к старости представляет собой односторонне направленную связь, включающую представления ребенка о старости как значимом этапе в жизни человека (периоде накопления и передачи жизненного опыта и мудрости), о значимости пожилых людей (персонифицированных носителей опыта), сопровождающуюся позитивными поступками и переживаниями;

- основными стратегическими компонентами ценностного отношения являются информационно-содержательный, эмоционально-мотивацион-ный, поведенческо-деятельностный;

- алгоритм воспитания ценностного отношения представляет собой ряд последовательных действий:-ориентация ребенка на период старости, развитие интереса к нему - обогащение личного опыта ребенка, включающее формирование основных стратегических компонентов ценностного отношения

- проецирование накопленного ребенком опыта на объект отношений (пожилого и старого человека);

- критериями сформированности ценностного отношения являются: информационно-содержательный, эмоционально-мотивационный, поведенческо-деятельностный; основными критериальными показателями при этом станут: полнота представлений о том, что главная ценность пожилого человека

- в накопленном им опыте, передаче его молодому поколению; степень готовности ребенка оценивать и перенимать этот опыт; сформированность эмоциональных проявлений как способность к сочувствию, сопереживанию пожилым как в реальной, так и в вербальной ситуации, наличие положительно окрашенных эмоций при общении с пожилым человеком, устойчивость интереса к его личности, готовность ребенка проявлять по отношению к пожилым людям позитивные действия как в реальной, так и в вербальной ситуации; активность в решении проблемных ситуаций, проведении эвристических бесед и других заданий, предложенных экспериментатором.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса теоретических и практических методов с опорой на современные философские, психолого-педагогические исследования, воспроизводимостью результатов эксперимента.

Основное содержание диссертации отражено в в публикациях автора.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Ценностное отношение как психолого-педагогическая категория

Категория «отношение» является отправной точкой при решении коренных вопросов жизни общества и человека. Педагогика изучает определенные стороны этой жизни, и поэтому исследование отношений как педагогической категории открывает значительные перспективы развития науки и заслуживает самого пристального внимания. Развитие категории «отношение» тесно связано с именами многих отечественных ученых, широко использовавших его в оценке различных явлений.

Еще К.Д. Ушинский [167, с. 198-210] считал формирование понятия о человеке, воспитание доброго отношения к нему «генеральной линией в педагогике». По его мнению, воздействовать на чувства детей в воспитании любви к окружающим необходимо при одновременном развитии «здоровых понятий». В любви к людям видел источник добрых чувств В.Г. Белинский. «Любовь к людям проявляется рано, - писал он, - как ответ на бережное и заботливое отношение к родителям» [18, с.130-134]. Передовые русские педагоги Н.И. Новиков [114], А.И. Герцен [45], в воспитании добрых чувств у детей к взрослым основное внимание уделяли взаимоотношениям между членами семьи, трудовой атмосфере в доме, сближению детей с интересующими их людьми.

В начале этого века СТ. Шацкий [183] отмечал, что при изучении отношений личности необходимо соединить анализ внешних (предметных) и внутренних (психологических ) сторон отношений. Первая сторона становится доступной носителю отношений в результате педагогически организованной деятельности, влияния среды и образа жизни. Вторая формируется в результате соединения деятельности, влияния среды и образа жизни с собственной внешней (поведенческой) и внутренней (психической) деятельностью воспитанника.

Будучи результатом сочетания внешних влияний и собственной активности воспитанника, личные интересы, потребности, положительный эмоциональный настрой, вооруженные знаниями, умениями, навыками для практического участия в развитии общественных отношений, начинают постепенно перерастать в отношение воспитанников к действительности.

Следовательно, указывал СТ. Шацкий, подход к психике человека, который предусматривает ее оценку как продукт воспитательных воздействий и как результат слияния внешних влияний и собственной активности человека, показывает зависимость психического развития от целей, содержания методов воспитания, учет данных обстоятельств позволяет успешно изучать и формировать отношение личности к действительности.

В трудах А.В. Луначарского [101], касающихся вопросов воспитания и образования подрастающего поколения, не раз говорится о необходимости формирования положительного отношения к окружающим. Теория отношений личности была определена в исследованиях А.Ф. Лазурского [94]. Но, рассматривая теорию отношений Лазурского, можно определить, что автор не исследовал вопросы, касающиеся природы отношений, их места в развитии личности, их видовой характеристики.

Среди педагогических публикаций последних лет немало таких, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на нее как на основу диалектического подхода к воспитанию. К ним относятся работы Н.И. Болдырева [28,29], Н.К. Гончарова [48], М. А. Данилова [57], Ф.Ф. Королева [87], Л.В. Занкова [71], А.П. Сидельского [144] и пр.

И.Ф. Харламов [173] трактует понятие «отношение» как выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира, и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на ее поведении или развитии. Отношения определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования.

По мысли А.С. Белкина [19], отношения личности отличаются многообразием, однако можно вьщелить четыре основные группы отношений, в которых личность раскрывается наиболее полно: а) отношение человека к духовным и материальным ценностям, б) отношение к своему делу, в) отношение к другим людям, г) отношение к самому себе. Отношение к другим людям накладывает отпечаток на весь процесс психического развития и воспитания личности. Система отношений «взрослый - ребенок» в каждой конкретной воспитательной стратегии является базой, основой, от которой в конечном итоге зависит эффективность всей воспитательной работы.

Отношение личности к людям, пишет С.А. Козлова [82], характеризуется оценкой соответствия конкретных моральных проявлений окружающих людей общим нравственным нормам. Происходит как бы проверка ценностей общества в конкретных взаимоотношениях людей. Формируя отношение к людям, мы тем самым способствуем воспитанию общественных мотивов поведения, т.к. человек включается в систему взаимоотношений, построенных в соответствии с принятыми в обществами идеалами и формами поведения.

Эволюционный подход к возрастной стратификации

Проблема воспитания у личности ценностного отношения к субъектам, объектам, явлениям и пр. не должна носить, на наш взгляд, абстрактный характер, так как нельзя сформировать ценностное отношение как отвлеченную категорию. Оптимальным типом человека на современном этапе развития общества будет такой, в личности которого сформировано ценностное отношение к человечеству вообще, к своей планете, своей стране, к другим окружающим человека людям, самому себе, к семье, труду, к созданным людям произведениям материальной и духовной культуры и пр.

В связи с этим задача воспитания ценностного отношения к старости видится нам значительной и важной частью воспитательной стратегии развития ценностно-ориентированной личности. Проблему отношения к третьему поколению сегодня можно считать всеобщей. Сегодня каждый четвертый житель России пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из ее членов - пожилой человек. Будет ли старость «важной, тонкой и прекрасной порой», по словам писателя Ю. Нагибина, зависит во многом не только от самих пожилых людей, что тоже немаловажно, но и от их ближайшего окружения. Воспитывать же позитивное отношение к старости как важному этапу в жизни человека, к людям пожилого возраста, необходимо с самого раннего возраста, ибо молодые должны понять, что своей заботой и вниманием они способны и должны сделать старость окружающих их пожилых людей «золотой порой», и, дожив до этой поры, сами должны явить пример оптимистической старости.

Воспитывать ценностное отношение к старости необходимо еще и потому, что уровень культуры того или иного общества может быть измерен его отношением к старикам. Дикие племена просто убивали стариков, полудикие или полукультурные проявляли к ним безразличие, культурные - заботу. Чем небрежнее отношение общества к старикам, тем ниже это общество. Во избежание превращения нашего государства в «государство социальных пигмеев» необходимо в корне пересмотреть каждому свое отношение к старшему поколению, может быть, вспомнив слова вечных заповедей, написанных на каменных скрижалях: «Чти отца своего и матерь свою, да благо ти будет и да долголетен будешь на земли». Выполнение этой заповеди позволяет сохранять весь человеческий род.

В словаре В. Даля [56] мы находим, что слова «старый», «старость» суть позднейшее образование от корня «рост», то есть слово «старый» означает выросший, поживший (сравни «пожилой»). «Во всех языках, - замечает И.С. Кон - понятие «младший» указывает не только на возраст, но и на зависимый, подчинительный статус» [85]. Любая система возрастной стратификации делит людей на старших и младших, понятие «старшинства» имеет не только описательное но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая некоторое неравенство или, по меньшей мере, асимметрию прав и обязанностей. Данный вопрос чрезвычайно сложен, ибо старшие - это не только группа лиц определенного возраста, они в то же время те люди, которыми создана духовная и материальная культура, люди, которые несут и олицетворяют собой определенные общественные идеалы.

Попытка классифицировать межпоколенные отношения, показать их специфику на разных этапах развития человеческой цивилизации была сделана М. Мид [189] в труде «Культура и сопричастность». Ею были выделены три типа «культур», исходя из таких критериев, как темп общественного развития и господствующий тип семейных организаций: а) постфигуративные отношения, в которых дети учатся главным об разом у своих предков; отношения такого типа, по мнению М. Мид, преобла дают в патриархальном обществе, который ориентируется преимущественно на опыт прежних поколений, т.е. на традицию и ее живых носителей - стариков; б) префигуративные отношения, в которых дети и взрослые учатся прежде всего у равных; в) кофигуративные отношения, при которых взрослые учатся у своих детей, старшие прислушиваются к молодым, так как, считает М. Мид, если раньше старший мог сказать: «Ты должен слушаться меня потому, что я был молодым, а ты не был старым, поэтому я лучше тебя все знаю». Сегодня он может услышать в ответ: «Но ты никогда не был молодым в тех условиях, в которых нам предстоит жить, поэтому ваш опыт для нас бесполезен».

Анализируя эту концепцию, И.С. Кон отмечает, что в ней верно улавливается зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального прогресса, но какие бы новшества не предлагала молодежь, они всегда основаны на опыте прежних поколений и, следовательно, на определенной культурной традиции [85].

В исследованиях по культурологии, этнографии, психологии, истории, философии и пр., посвященных проблеме изучения семьи и семейных отношений, мы встречаем градацию и классификацию межпоколенных отношений, базирующуюся на социально-политических особенностях общественно-экономических формаций (А.В. Толстых [161], А.А. Гусейнов [54], В. Альперович [4], И.С. Кон [85]).

По данным исследований этих и других авторов можно судить о том, что в первобытном обществе продолжительность жизни колебалась в рамках 19-21 года. По-видимому, весь жизненный цикл человека в то время умещался в двух - трех десятилетиях, отведенных на жизнь одного поколения. На заре цивилизации и на ранних ступенях культурного развития человечества центральной фигурой был зрелый человек. Как отмечает польский антрополог Л. Кшивицкий, человек зрелый как знаток окрестностей и обладатель многолетнего жизненного опыта был объектом уважения в первобытной орде. С наступлением старости, когда силы уже отказывались служить, знания и умения оказывались бесполезными. Беспомощного старика бросали тогда на произвол судьбы.

Анализ программно-методических документов

По принятым в педагогике канонам, основную роль в воспитании играют родители, неся всю ответственность за своих детей. Дошкольное учреждение призвано оказывать помощь родителям в воспитательном процессе. Однако низкий уровень нравственных отношении в отдельных семьях, непонимание некоторыми родителями всей важности раннего развития нравственности ребенка, незнание всего спектра методов и приемов воздействия на него, а также недостаточно сформированное позитивное отношение к людям пожилого возраста, старости у самих родителей, говорит о приоритете воспитательной работы в этом направлении в рамках общественного воспитания. Эта задача должна стать важной составляющей процесса воспитания дошкольников в детском саду.

Ее реализации должно способствовать наличие в дошкольном учреждении таких благоприятных условий, как общество сверстников, дающее возможность передачи накопленного положительного опыта нравственных отношений другим детям, возможность педагога организовать целенаправленный процесс нравственного воспитания с группой детей, с использованием различных методов и приемов.

Исходя из положения дошкольной педагогики о том, что весь воспитательно-образовательный процесс должен строиться на основе тех или иных программных документов, мы сочли необходимым выяснить следующие моменты: - выяснить, как отражена проблема воспитания отношения к людям пожилого возраста, старости в различных программных документах. - уточнить, ставятся ли задачи по воспитанию у детей ценностного отношения к старости, пожилым людям в конкретных дошкольных учреждениях.

С этой целью мы сделали анализ программных документов, используемых наиболее часто в практике работы: типовая «Программа воспитания и обучения в детском саду» (отв. ред. М.А. Васильева), программы: «Радуга» (сост. Т.Н. Доронова, В.В. Гербова), «Развитие» (сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), «Детство» (сост. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, В.М. Крулехт и др.), а также документов конкретных дошкольных учреждений.

Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» показал, что задача воспитания уважительного отношения к взрослым, ставится наряду с задачами воспитания навыков культурного поведения, нравственных привычек, ответственного отношения к выполнению порученных обязанностей. Воспитание уважительного отношения к взрослым понимается как умение называть воспитателей по имени и отчеству (в младшем возрасте); овладение навыками вежливого обращения к взрослым, сдержанности, умение выражать чувство радости, удовлетворения, благодарности в ответ на заботу взрослых (в среднем возрасте); навыкам уважительного, заботливого отношения к взрослым, их труду и отдыху, исполнительность (в старшем дошкольном возрасте).

В программе также определены общие задачи, без которых невозможно воспитание нравственности ребенка, доброжелательности, развитие гуманных чувств и положительных взаимоотношений, формирование этических представления о доброте, честности, справедливости и пр. Задача по воспитанию у дошкольников позитивного отношения к людям пожилого возраста, не говоря уже о ценностном отношении, здесь не выделяется. Единственным моментом, касающимся проблемы межпоколенных отношений детства и старости, являются предлагаемые авторами программы произведе нья, для чтения на занятиях по развитию речи. (Л. Воронкова «Ссора с бабушкой» - глава из книги «Солнечный денек», С. Капутян «Моя бабушка», Я. Аким «Бабушка болеет»).

Сведение авторами программы всего многообразия отношений дошкольников к взрослым к уважительному, кажется на наш взгляд неоправданным. Выдвижение таких глобальных задач как воспитание доброжелательности, гуманизма без их дальнейшей конкретизации, приводит к затруднениям в практике работы воспитателей дошкольных учреждений. Кроме того, задачи по формированию уважительного отношения к взрослым, без учета того, что отношения ребенка к людям пожилого возраста имеют свою специфику и несколько отличаются от отношений к людям среднего возраста, становятся, на наш взгляд, декларативными.

Анализируя программу «Радуга», мы отметили , что все задачи в ней выдвигаются авторами, исходя из принципов «педагогики сотрудничества», которая предполагает построение отношений между взрослым и ребенком на основе взаимного уважения и доверия. Авторы считают, что хорошие отношения ребенка с воспитателем - важнейшее условие его полноценного развития. Взрослый понимается ими как проводник в окружающий ребенка сложный мир. Он закладывает основы познавательного и созидательного отношения развивающеюся личности к этому миру. Отсюда вытекают задачи, развития интереса и уважения к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику, поддержка сложившихся доверительных отношений.

Реализация этих задач происходит в процессе индивидуального контакта воспитателя с каждым ребенком, в ходе которой воспитатель должен говорить с ним о том, что его волнует, о событиях его домашней жизни и пр.

Организация информационно-познавательной деятельности по воспитанию ценностного отношения к пожилым людям и ста рости в дошкольном учреждении

Развертывание процесса воспитания ценностного отношения личности происходит на трех уровнях: когнитивном, эмотивном, поведенческом. Не указывая на приоритетность работы на одном из этих уровней и не умаляла значение других, необходимо отметить, что организация процесса воспитания ценностного отношения к старости невозможна без создания у дошкольника обширного информационного банка об этом периоде, осознанных представлений о нем. Если проанализировать отношение как связь одного человека с другим или общностью других людей, то в первую очередь здесь обнаруживается психическое отражение, а затем уже эмоциональный отклик и поведенческая реакция на них.

Поэтому задача формирования информационно-содержательного компонента ценностного отношения к старости была конкретизирована и включала в себя: формирование у ребенка знаний о том, что пожилые люди обладают мудростью и опытом, появившимися в результате прожитой долгой жизни; развитие представлений о том, как и зачем пожилые люди передают свои знания молодому поколению, выражать их в конкретных суждениях.

Исходя из того, что отношение дошкольника к старости как этапу мудрости должно базироваться на представлениях о том, что близкие ему люди прошли большой жизненный путь, итогом которого является накопленные опыт, знания, приобретенные не только самостоятельно, но и усвоенные от предыдущего поколения, мы начали работу с выработки у ребенка знаний о своей семье и родословной.

В связи с этим, необходимо было сформировать у ребенка представления о семье, как едином целом, раскрыть ее основные функции (обеспечение личного счастья, воспитание молодого поколения, передача ему накопленного опыта, взаимная помощь и пр.), систематизация и обобщение представлений ребенка о составе семьи, ее поколениях. Эта работа осуществлялась как на занятии, так и в свободной деятельности дошкольника.

Метод «приближения к ребенку» (А.С. Белкин), организация бесед на интересующее его темы, проведение с ним игр, позволили нам создать доверительны отношения с детьми, вызвать их на откровенный разговор. Беседы на тему: «Расскажи мне о себе», «Расскажи мне о своей семье» проводились индивидуально с каждым ребенком и преследовали цель уточнить представления ребенка о своей семье, дать ему знания о том. что в состав семьи, кроме него самого, входят еще бабушки и дедушки. Ее достижению способствовали задаваемые ребенку вопросы: - Что означает слово «семья»? - Назови членов своей семьи? - Как ты думаешь: бабушка и дедушка, это члены твоей семьи или нет? - Почему так можно сказать? Детям, затруднявшимся полно ответить на предложенные вопросы, задавались дополнительные, затрагивающие такие моменты как взаимопомощь, взаимовыручка, передача знаний, например: - Если заболела бабушка, кто ухаживает за ней? Зачем они это делают? - Когда ты был маленьким, кто помогал твоим родителям и занимался с тобой, когда тем надо было идти на работу? Зачем они это делали? - Кто читает тебе книжки, рассказывает сказки, истории? Зачем они это делают? - У кого чаще всех собираются все твои близкие на праздники за одним большим красиво накрытым столом? Почему они это делают?

Вопросы: «Зачем они это делают?», «Почему они это делают?» заставляли ребенка задуматься о том, что члены семьи несут ответственность друг за друга, любят близких, проявляют заботу о них (Женя О.: «Мы ухаживали за бабушкой, когда она болела, что бы она поскорее выздоровела». Эксп-р: «А мы -это кто?» Женя: «Это папа, мама, я». Эксп-р: «А почему вы это делали? Хотели ли вы, чтобы бабушка поскорее выздоровела». Женя: «Конечно, хотели!»).

В процессе проведенных нами 52 индивидуальных бесед, дети постепенно подводились к мысли, что семья - это не только группа людей, живущая под одной крышей, но и общность единым духом и кровным родством людей. Со временем, ответы дошкольников становились все более развернутыми, они пытались дать свое объяснение слову «семья» (Толя М.: «Семья - это когда люди живут вместе, не ругаются, не уходят друг от друга, помогают друг другу»). Однако, не все дети понимали, что семья - это сообщество ее членов, имели четкие представления о составе семьи. Поэтому в конце бесед мы давали испытуемым «домашнее задание»: принести в группу фотографии тех людей, кого он считает членом своей семьи. Давая его, мы рассчитывали на ту помощь, что должны были оказать близкие ребенку люди при его выполнении. Тем самым задание способствовало не только обогащению знаний, но и наполнению новым содержанием общение взрослого и ребенка.

По мере того, как испытуемые выполняли просьбу экспериментатора, с ними велись беседы. В ходе диалога, проходящего в непринужденной обстановке, мы побуждали ребенка рассказывать как можно больше о своих близких. С этой целью мы задавали вопросы: - Расскажи, пожалуйста, кто изображен на этой фотографии? Как его (ее) зовут? А ты знаешь ее (его) полное имя (фамилию, отчество)? - Почему, как ты думаешь, у твоего папы, дедушки (и пр.) и тебя одна фамилия? - Я вижу, что на этой фотографии твоей бабушке немного грустно, ты не мог бы мне рассказать, почему? Может быть, я ошибаюсь?

Похожие диссертации на Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста