Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Татарская экономическая мысль на путях к марксизму. 1880-1917 гг. Газизуллин Файзулхак Газизович

Татарская экономическая мысль на путях к марксизму. 1880-1917 гг.
<
Татарская экономическая мысль на путях к марксизму. 1880-1917 гг. Татарская экономическая мысль на путях к марксизму. 1880-1917 гг. Татарская экономическая мысль на путях к марксизму. 1880-1917 гг. Татарская экономическая мысль на путях к марксизму. 1880-1917 гг. Татарская экономическая мысль на путях к марксизму. 1880-1917 гг. Татарская экономическая мысль на путях к марксизму. 1880-1917 гг. Татарская экономическая мысль на путях к марксизму. 1880-1917 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Газизуллин Файзулхак Газизович. Татарская экономическая мысль на путях к марксизму. 1880-1917 гг. : ил РГБ ОД 71:85-8/78

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. Социально-экономическое развитие Татарии в I880-I9I7 гг 19

ГЛАВА П. Татарская экономическая литература. Формирование основных идейных направлений 50

§ I. Важнейшие литературные источники 50

а) Монография Г.Фаизханова "Книга собеседований

(Трактаты) о средствах к жизни и изобилию" и ее структура 60

б) Классовая сущность программы экономического журнала "Икътисад" ("Экономика") 66

в) Экономический журнал "Руссия саудаси" ("Торговля России") и социальная природа его программы 70

г) Социально-экономическая программа журнала "Кар чыга" ("Ястреб") - органа революционной демократии 78

д) Социально-экономическое содержание газеты "Урал" органа татарских социал-демократов 83

§ 2. Формирование основных идейных течений 88

ГЛАВА Ш. Экономические идеи татарских просветителей второй половины XIX века. Их социальная неоднородность 96

§ I. Татарские просветители второй половины XIX столетия и их социально-экономические взгляды. Роль

Казанского и Петербургского университетов, русских революционных демократов в развитии татарской прогрессивной общественной мысли 96

§ 2. Основные проблемы и социально-классовая природа "Книги собеседований (Трактатов) о средствах к жизни и изобилию" Г.Фаизханова 124

ГЛАВА ІУ. Экономическая платформа буржуазного национализма 183

§ І. Идейное и практическое назначение татарской буржуазной экономической мысли 183

§ 2. Несостоятельность взглядов татарских буржуазных экономистов о происхождении капитала 19?

§ 3. Антинаучность и реакционность концепций идеологов татарской буржуазии о "едином потоке" в татарском народе, "полной гармонии" интересов всех мусульман 220

§ 4. Конкуренция и монополия: их трактовка татарскими буржуазными экономистами 237

ГЛАВА У. Мелкобуржуазные экономические концепции 247

ГЛАВА УІ. Революционно-демократическое направление 261

ГЛАВА УП. Татарские социал-демократы в борьбе за экономическое учение марксизма-ленинизма 279

§ I. Распространение экономических идей марксизма ленинизма 279

§ 2. Программные установки татарских социал-демократов 310

ГЛАВА УШ. Экономические и культурные достижения социалистической Татарии 332

§ I. Закономерности формирования и развития единого народнохозяйственного комплекса СССР 334

§ 2. Народное хозяйство ТАССР - органическая часть единой общесоюзной экономики 339

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 354

БИБЛИОГРАФИЯ 

Введение к работе

"Учение Маркса,- писал В.И.Ленин,- всесильно, потому что оно верно". Истинность этого ленинского положения подтверждена всем ходом мирового общественного развития.

Начало воплощению в жизнь учения Маркса, творчески развитого В.И.Лениным применительно к новым историческим условиям - к эпохе империализма, положила Великая Октябрьская социалистическая революция. "Победа Октября,- подчеркивается в постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции" -главное событие XX века, коренным образом изменившее ход развития всего человечества. Великая Октябрьская социалистическая революция явилась закономерным следствием общественного развития, классовой борьбы в условиях монополистического капитала".

Величайшим триумфом марксизма-ленинизма, национальной политики КПСС явилось построение в нашей стране развитого социалистического общества, получившее законодательное закрепление в новой Конституции Союза СССР.

В ходе его строительства в тесном содружестве социалистических наций, при повседневной и бескорыстной братской помощи великого русского и других народов нашей Родины совершила гигантский скачок в развитии производительных сил, науки, культуры, в подъеме народного благосостояния и Татарская АССР. Из отсталой аграрной, со слаборазвитой промышленностью провинции царской России она превратилась в республику многоотраслевой современной индустрии и крупного механизированного сельского хозяйства, в один из крупных экономиче - 5 -ских районов страны. Б 1979 г. промышленность Татарии превзошла

уровень 1913 г. в 778 раза. Сегодня Татария - это одна из основных баз отечественного автомобилестроения, добычи жидкого топлива, выпуска синтетического каучука, товаров народного потребле-ния и другой важнейшей продукции. Советская Татария поставляет сейчас на внутренний и внешний рынок новейшие машины, станки, приборы, нефть, газ и многое другое. Машины и приборы, производимые ею, экспортируются в 80 стран мира. Территория Советского Татарстана ныне - это огромная строительная площадка, на которой возводятся крупнейшие промышленные комплексы, жилые массивы и т.д. Капитальные вложения в его народное хозяйство превысили за последние 9 лет SO млрд. рублей.

Экономика ТАССР смогла добиться колоссальных успехов в своем поступательном движении лишь благодаря тому, что она является органической частью общесоюзного народнохозяйственного комплекса и развивается в его составе. Имманентно присущие социалистическому способу производства созидательные потенции и преимущества с новой силой раскрылись во время камазовской эпопеи, закончившейся замечательной трудовой победой - сдачей на рубеже 197б-1977гг. в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. КамАЗ не имеет себе равных в отечественной и мировой практике по масштабам и темпам строительства. Его возводит вся страна. КамАЗ - это социалистический интернационализм в действии. В его сооружении участвуют представители 70 наций и народностей СССР. 1980 год - год сдачи в эксплуатацию второй очереди, т.е. завершения строительства КамАЗа полностью. Многотысячный коллектив камазовцев и строителей преисполнен решимости успешно выполнить ответственное зада-ние, что явится их достойным подарком ХХУІ съезду КПСС.

Своими выдающимися достижениями Татарская АССР обязана победе Великого Октября, последовательному осуществлению КПСС ленинской национальной политики, торжеству в СССР марксизма-ленинизма.

"Марксизм,- писал В.И.Ленин,- как единственно правильную революционною теорию, Россия поистине выстрадала (курсивом -Ф.Г.) полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветных исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, провер р ки, сопоставления опыта Европы".

И татарский народ, как и все народы, населяющие Россию, выстрадал марксизм и его путь к нему был тернистым, долгим и трудным. Он отмечен упорной национально-освободительной, классовой, острой идейной борьбой, неудачами и поражениями, успехами и победами.

История революционного движения в Татарии неразрывно связана с историей революционной борьбы русского народа. Несмотря на усилия эксплуататоров, правящих кругов, игравших на религиозных чувствах народов и разжигавших национальную вражду между ними, в слоях русских и татарских трудящихся, как и народов других национальностей, росло стремление к дружбе, к объединению сил для совместной борьбы против царизма, буржуазии и помещиков. Революционные традиции трудящихся Татарии, их участие в борьбе

Органической частью революционного прошлого советского народа является закончившаяся торжеством марксизма-ленинизма длительная и острая идеологическая борьба, происходившая, в частности, и в области социально-экономической мысли. Исследование этой борьбы, ее истоков, движущих сил, важнейших направлений и течений, объективных предпосылок победы в ней марксизма-ленинизма является актуальным и имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Разработке истории общественной, в том числе экономической, мысли народов СССР в последние годы уделяется всевозрастающее внимание. Завершается издание многотомника по истории философской мысли народов Советского Союза. Заканчивается публикация многотомного труда по истории русской экономической мысли. Опубликованы работы по истории экономической мысли украинского, белорусского, грузинского, армянского, азербайджанского, казахского, латышского и других народов СССР, а также сборники,включающие в себя материалы по истории экономической мысли ряда народов нашей страны.

Нельзя не согласиться с авторами книги "История русской экономической мысли", которые в предисловии к первому тому пишут: "Необходимо изучать историю экономической мысли украинского, белорусского, грузинского, армянского и других народов, показать взаимную связь экономической мысли народов нашей страны и влияние передовой русской революционной мысли на развитие экономической мысли других народов Советского Союза (подчеркнуто нами -І.Г.). Это позволит создать научную историю экономической мысли всего великого советского народа".

Важным шагом на этом пути является издание экономической энциклопедии "Политическая экономия", в которой "впервые... делается попытка показать развитие экономической мысли разных стран и народов. Помещены статьи по экономической мысли народов СССР (подчеркнуто нами - Ф.Г.), зарубежных социалистических стран. По тем странам, где в силу многих причин экономическая мысль еще не выделилась в самостоятельную область знаний, даются сведения о развитии общественной мысли, в том числе экономи р ческой, либо об экономической политике государства".

Определенные усилия по изучению истории экономической мысли татарского народа были предприняты автором настоящей работы. Их результаты нашли отражение в кандидатской диссертации "Основ-ные направления татарской экономической мысли начала XX века". Это первая и пока единственная специальная работа по данной проблеме. В этом ее и сила и слабость (в диссертации рассматривались лишь некоторые аспекты проблемы; круг исследованных вопросов, естественно, был строго ограничен и во времени, использованная в работе литература охватывала главным образом период революции 1905-1907 гг.).

В ходе дальнейшей работы над проблемой были существенно расширены исторические рамки исследования и охвачены наиболее

Воссоздать целостную картину генезиса и развития татарской экономической мысли на основе капиталистического экономического базиса и проследить ее путь от просветительства к марксизму, выявить преемственную связь в разработке национальной прогрессивной общественной мысли, определить основные вехи и исторические рубежи в ее развитии, показать огромную стимулирующую роль в нем передовой русской общественной мысли - таковы цель и основная задача диссертации. Делается, таким образом, попытка осуществить комплексное исследование истории экономической мысли татарского народа эпохи капитализма с целью раскрыть как от просветительства она пришла к марксизму. В таком аспекте история развития национальной общественной мысли до сих пор не исследовалась. В этом новизна диссертации. В ней на региональном материале обосновывается действенность марксистско-ленинского положения о том, что капитализм сам в ходе своего развития создает предпосылки, при которых с неизбежностью возникают и развиваются пролетарские учения, где бы и при каких бы условиях он не функционировал.

Научная разработка истории развития татарской социально-экономической мысли эпохи капитализма, в которой получила свое отражение происходившая в татарском обществе классовая борьба, важна для выяснения процессов, протекавших в экономической и общественно-политической жизни татарского народа в период,имеющий для его исторических судеб решающее значение. Она способствует более глубокому раскрытию истоков идейной поляризации общественной мысли и культуры татарского народа на рубеже XIX-XX веков, обоснованию неизбежности возникновения и развития прогрессивных, революционных направлений и течений, выяснению объективного характера условий, сделавших необратимой победу марксизма-ленинизма среди татар, как и всех других народов России, в ходе их совместной классовой и революционной борьбы и строительства социализма.

Вместе с тем становится возможным показать место и решающую роль передовой русской революционной мысли и прежде всего ленинских идей в формировании в татарской литературе пролетарского, а также революционно-демократического направлений экономической мысли, в осознании татарскими трудящимися своих коренных интересов и приобщении их к развертывавшейся в стране общенародной борьбе против царизма и капитализма.

Важным аспектом коммунистического воспитания советских людей, особенно молодого поколения, является правильное понимание идейного наследия народов СССР. Известно, что культура каждой социалистической нации вбирает в себя все передовое, созданное ее лучшими представителями в прошлом.

Более того, как постоянно подчеркивал В.И.Ленин, непременное соблюдение преемственности революционных, передовых, подлинно гуманистических традиций составляет важное условие успешного утверждения коммунистической идеологии. Отсюда вытекает необходимость выработки четкой позиции по отношению ко всем направлениям и течениям общественной мысли, включая и экономическую, к их источникам и выразителям. 

Изучение процесса формирования и развития экономической мысли татарского буржуазного общества диктуется и необходимостью разоблачения теоретической несостоятельности, классовой направленности и полного несоответствия исторической действительности концепций буржуазных идеологов, националистов о том, что так называемые "инородцы", то есть малые народы царской России, не были якобы подготовлены в 1917 г. к принятию марксизма-ленинизма, социалистического строя и что последние будто бы были названы им большевиками силой. 

Похожие диссертации на Татарская экономическая мысль на путях к марксизму. 1880-1917 гг.