Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г. Маркова Марина Фадеевна

Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г.
<
Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г. Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г. Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г. Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г. Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г. Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г. Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г. Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г. Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г. Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г. Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г. Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маркова Марина Фадеевна. Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Маркова Марина Фадеевна; [Место защиты: Том. гос. ун-т].- Томск, 2008.- 257 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/227

Содержание к диссертации

Введение

1. Мусульмане Томской губернии как этноконфессиональное сообщество 24

1.1 Этнолокальные группы мусульманского населения 24

1.1.1 Томские и барабинские татары 34

1.1.2 Пришлое мусульманское население 52

1.2. Государственная политика в отношении мусульман 65

2. Городское и сельское мусульманское население Томской губернии на этапе национальной консолидации 99

2.1 Исламские традиции в жизни сельских татар 99

2.2. Общественная и культурная жизнь городских мусульман 124

2.1.1. Формирование исламской культурной традиции в губернском центре 124

2.1.2. Общественные, образовательные и культурные институты мусульманского населения 145

Заключение 187

Список использованных источников и литературы 191

Приложения 214

Введение к работе

Актуальность исследования. Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна. Важным фактором, определяющим развитие российского государства, был и остается мусульманский мир. Исламский фактор играет ведущую роль в формировании внутренней и внешней политики Российской Федерации. В современных условиях изучение российского мусульманского мира определяется интересом к сохранению культурных традиций в поликонфессиональном государстве и необходимостью выработки толерантного отношения к национальным и религиозным меньшинствам.

В этой связи необходимым является обращение к истории мусульман в Российской империи, второй по величине после православных конфессиональной группе населения. Россия является уникальной обладательницей многовекового межконфессионального культурного взаимодействия православного и мусульманского населения. Этот интересный и уникальный опыт представляет особую актуальность в настоящее время, когда во всем мире возрастает число вооруженных конфликтов на межрелигиозной почве. Вплоть до недавнего времени феномен ислама в России изучался преимущественно с точки зрения его воздействия на общественно-политическое развитие того или иного региона или государства в целом. В настоящее время насущной стала необходимость всестороннего, комплексного изучения ислама на территории Российской Федерации, как культурного и исторического феномена.

Под мусульманским миром России обычно подразумеваются этнические группы, принадлежащие к исторически сложившемуся ареалу исламской культуры на территории Российского государства. Понятие «российские мусульмане» рассматривается как «историческая религиозно-культурная этнотерриториальная социальная группа (российское мусульманство, мусульмане в России, мусульманский мир России или мусульманская Россия), которая сложилась в качестве таковой еще до революции 1917 г.»1.

Мусульмане населяли Российскую империю от западных границ до Дальнего Востока и Средней Азии. Часть мусульманского населения проживала на

1 Исхаков СМ. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. - лето 1918 г.). М., 2004. С. 5.

территориях, ставших частью империи в XIX в. (Северный Кавказ и Средняя Азия). Татарское и башкирское население было дисперсно расселено на обширной территории Поволжья, Урала и Сибири. Главным критерием определения собственной идентичности для этих групп была религиозная принадлежность. Она представляла для них большую ценность, чем этноязыковая классификация. Следует различать понятия «ислам» и «исламский», с одной стороны, и словами «мусульманин» и «мусульманский», с другой. Ислам - это религия, а мусульманин - человек, исполняющий ее заповеди и установки1.

Мир российских мусульман многообразен, в зависимости от региона проживания они обладали своими уникальными этническими и языковыми признаками, однако общая религиозная принадлежность сближала татар Поволжья и Сибири. История формирования и функционирования мусульманского сообщества в Сибири вызывает особый интерес у современных исследователей, так как именно здесь общность вероисповедания создавала сильную психологическую связь между разными группами российского мусульманства, став «отчасти отправным пунктом для объединительного движения»2.

Мир сибирских мусульман интересен тем, что основы их культурных традиций были заложены в ходе сложившегося в течение столетий синтеза языческих верований и ислама. Принятие местными татарами ислама обозначило начало нового этапа в их истории. Ислам предполагал всестороннее регулирование социальной и экономической жизни, что позволяло мусульманскому сообществу функционировать без необходимости активного взаимодействия с окружающим миром. Мусульманское население в своей внутренней жизни развивалось автономно от русскоязычного населения. Как отмечает СМ. Исхаков, «к основным особенностям социальной психологии российских мусульман того времени прежде всего относится их относительная замкнутость, обособленность, что объясняется влиянием ислама»3.

К концу XIX - началу XX вв. томские татары-мусульмане были второй по численности конфессиональной группой и в Томской губернии. Они являлись примером жизнедеятельности религиозного меньшинства в иноконфессиональном

1 Исхаков СМ. Российские мусульмане... С. 5.

2 Алисов Г. Мусульманский вопрос в России // Русская мысль. 1909. №7. С. 37.

3 Исхаков СМ. Российские мусульмане... С. 16.

окружении, поэтому на их примере можно изучать механизмы взаимодействия этноконфессиональных меньшинств между собой и с конфессиональным большинством.

До настоящего времени основное внимание уделялось изучению этнической истории сибирских татар, их материальной культуры и хозяйственной деятельности, в то время как вопросы, связанные с общественной жизнедеятельностью татар-мусульман Томской губернии, автохтонных жителей и пришлого населения, на этапе складывания татарской нации еще не стали предметом специального исследования. Между тем изучение становления общественных мусульманских институтов и организаций в регионе в рассматриваемый период имеет важное научное значение. Особый интерес представляет фактор сохранения самобытных черт татаро-мусульманской культуры в условиях преобладания русской православной традиции. Состояние изученности темы.

В отечественной историографии можно выделить три периода в изучении российских татар-мусульман - дореволюционный (XVIII в.- 1917 г.), советский (1917 - конец 80-х гг. XX в.) и постсоветский (с начала 1990-х гг.). Каждый этап характеризовался своими методами и подходами к освещению истории и жизнедеятельности мусульманской общины в России и Сибири.

Дореволюционную литературу по теме исследования можно условно поделить на две группы: труды, посвященные истории колонизации Сибири и быту его обитателей, и работы, рассматривающие собственно ислам в различных его аспектах. Изучение истории Сибири было тесным образом связано с процессами ее колонизации и положением инородческого населения в составе Российской империи. Как отмечает Г.Л. Файзрахманов, «одной из основных проблем сибирской историографии было присоединение Сибири, ее освоение, его ход и характер. В тесной связи с освоением вставал другой вопрос - о жизни коренных народов Сибири, в частности татарского, об общности судеб татарского и русского населения»1.

Появление первых работ, посвященных истории Сибири и русской колонизации, относят к первой половине XVIII столетия. В это время вышла книга

1 Файзрахманов Г.Л. История татар Западной Сибири: с древнейших времен до начала XX века. Казань, 2007. С. 39.

Герарда Фридриха Миллера , в которой была подробно изложена история Сибирского ханства и содержалась детальная информация о населяющих его народах и племенах . В XIX в. исследования по истории и этнографии Сибири были продолжены. В этот период выходят работы В.В. Радлова, П.Н. Буцинского, К. Ельницкого . Важным источником информации по истории, жизни и быта первых поселенцев и инородческого населения стала «Сибирская библиография» В.И. Межова4. В целом для этого времени было характерно доминирование представления о необратимости и прогрессивности русской колонизации. Так, в работе П.А. Словцова5 проводится мысль о том, что сибирские инородцы не имели своей истории, а присоединение их к России носило прогрессивный характер, поскольку русская колонизация несла просвещение местным племенам. Подобной направленности придерживались российские историки-государственники XIX в. Н.М. Карамзин и СМ. Соловьев в своих работах практически не уделяли внимание жизни и быту сибирских инородцев.

Развитие демократической мысли во второй половине XIX в. положило начало исследованиям в области истории и правового положения инородцев Сибири. Ряд крупных трудов, посвященных изучению быта и экономического положения инородцев, был написан представителями сибирского областничества Н.М. Ядринцевым, С.С. Шашковым, Г.Н. Потаниным, А.П. Щаповым. Областники выступали против унификации и централизации системы управления сибирскими землями. Тяжелое положение инородцев характеризовалось как следствие интеграционной политики государственных властей, не учитывавшей культурных особенностей аборигенного населения. Н.М. Ядринцев в своих исследованиях представил детальный анализ жизни и отличительных особенностей основных групп сибирских инородцев, населявших Томскую и Тобольскую губернии6.

1 Миллер Г.Ф. История Сибири. М.; Л., 1937.

2 Файзрахманов Г.Л. История татар Западной Сибири... С. 40.

3 Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт первых ее насельников. Сочинения : в 2 т.
Тюмень, 1999. Т. 1; Ельницкий К. Инородцы Сибири и среднеазиатских владений России :
Этнографические очерки. СПб., 1885; Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника М., 1989.

4 Межов В.И. Сибирская библиография : в 3 т. СПб., 1891-1892.

5 Словцов П.А. История Сибири. От Ермака до Екатерины II. М., 2006.

6 Ядринцев Н.М. Инородцы Сибири и их вымирание (Из доклада на заседании Имп.
географического общества, декабрь 1881 г.) // Русская мысль. 1883. № 3; Он же. Сибирские
инородцы, их быт и современное положение: этнографические и статистические исследования
приложениями и статистическими таблицами. СПб., 1891.

Особое внимание он уделил бедственному положению местного населения, сложившемуся в ходе экономического воздействия русских. О тяжелом положении барабинских татар писал А.Ф. Миддендорф, посетивший татарские деревни Каннского уезда во время своего длительного путешествия по Сибири в 1842-1845 гг.1.

Важную роль в формировании представлений о татарах-мусульманах Томской губернии сыграл князь Н.А. Костров , подробно описавший жизнь и быт томских и барабинских татар. Работа С.К. Патканова3, основанная на анализе Всероссийской переписи населения 1897 г., дает представление о составе, размещении и динамике численности инородческого населения в Сибири, в том числе тюркского населения Томской губернии, а также об изменениях, происходивших в его среде под влиянием миграции поволжско-приуральских татар и русских переселенцев. Особый интерес вызывают работы П.М. Головачева, СП. Швецова, в которых рассматривались разные аспекты этногенеза, истории, быта и хозяйственной деятельности сибирских инородцев и русских поселенцев4.

«Литературу по мусульманской проблеме, - как верно отмечает А.К. Тихонов, - можно разделить на две группы: исследования национальной политики в общероссийском масштабе и работы, затрагивающие ее региональные аспекты. Оба этих сюжета привлекали к себе внимание еще дореволюционных авторов: миссионеров, чиновников, востоковедов, публицистов, т.е. всех тех, кто испытывал научный или практический интерес к российскому мусульманству». «Значительную массу литературы ...составляли исследования этнографического и этнокультурного характера, которые в императорской России проводились достаточно интенсивно»5.

1 Миддендорф А.Ф. Бараба. Приложение к XIX тому записок Императорской академии
наук. №2. СПб., 1871.

2 Костров Н.А. Город Кузнецк (историко-статистический очерк). Б.м. б.г.; Он же. Заметки
об инородческом быте барабинских татар // Губернские ведомости. 1876. № 20. 22 мая; № 21.
29 мая; Костров Н.А. Женщина у инородцев Томской губернии. Б.м. б.г.

3 Патканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения
Сибири, язык и роды инородцев (на основе данных специальной разработки материалов переписи
1897г.).Т.1. СПб., 1912.

4 Головачев П.М. Очерк заселения Сибири в XVI и XVII столетиях. СПб., 1906;
Швецов СП. Сибирь. Кто в ней живет и как в ней живет. Беседы о сибирских «вольных землях» и
переселении на них. СПб., 1909.

5 Тихонов А.К. Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти
XVIII - начале XX в. СПб., 2007. С. 35.

Для дореволюционной литературы по истории ислама было характерно преобладание работ миссионерского толка, в которых «мусульманский вопрос» рассматривался с точки зрения возможных угроз для православия. В 1895 г. в Казани были опубликованы «Письма Николая Ивановича Ильминского»1, который указывал на возраставшую угрозу распространения магометанства в России, констатируя невозможность противостоять этой угрозе . Особо стоит отметить работы М.А. Миропиева3, стоявшего на ультраправых позициях в отношении «магометанского вопроса». Он считал необходимым «положить предел активной религиозной пропаганде мусульман между мелкими языческими племенами, входящими в состав русского государства, и особенно позаботиться об изоляции киргиз от вредного для них татарского влияния» . На таких же позициях стоял Я.Д. Коблов5.

Существенные изменения в подходы к изучению истории ислама внесли известные востоковеды А.И. Крымский, В.В. Бартольд6, сыгравшие важную роль в его изучении. Их труды были лишены официозных установок, рассматривающих мусульманский мир как фанатичный, представляющий угрозу для всего христианского мира.

Большой интерес для исследования представляют опубликованные в «Журнале Министерства народного просвещения» статьи А. Алекторова, О. Романова, М. Арентова7, которые освещают состояние магометанских школ в начале XX в. Важное место в этих исследованиях отводится роли новометодных школ в развитии татарского национального движения.

Письма Николая Ивановича Ильминского. Казань, 1895.

2 Там же. С. 410-411.

3 Миропиев М.А. О положении русских инородцев. СПб., 1901; Он же. К магометанскому
вопросу в России. СПб., 1905.

4 Миропиев М.А. К магометанскому вопросу... С. 13.

5 Коблов Я.Д. Этноконфессиональные школы казанских татар. Казань, 1916.

6 Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002; Крымский А Е.
История мусульманства. М., 2003.

7 Алекторов А. Новые течения в жизни магометанских школ // Журнал Министерства
народного просвещения (ЖМНП). 1909. № 4; Романов О. День в мусульманской школе // ЖМНП.
1909. №7-8; Арентов М. Педагогический журнал Мектеб // ЖМНП. 1909. №7-8.

Конец XIX — начала XX вв. был ознаменован и появлением работ собственно исламских авторов1, в которых рассматривались различные стороны общественно-политической жизни мусульман. Активизируется публицистическая деятельность мусульман, отстаивается «право мусульманина заниматься самостоятельным поиском ответов и на социальные вопросы» . Большое внимание уделялось теоретической проблематике «мусульманского вопроса». Важную роль в становлении мусульманской публицистики сыграл известный татарский реформатор Исмаил бей Гаспринский, выступавший за право мусульман на развитие исламской культуры и создание общественных институтов по европейскому образцу . Он был редактором первой на территории Российской империи мусульманской газеты «Терджиман». Авторы публиковавшихся в газете статей стремились познакомить мусульман России с достижениями европейской цивилизации, с культурой и духовными ценностями ислама.

Оценивая в целом историографию дореволюционного периода, можно сказать, что она дала большой теоретический и эмпирический материал для изучения истории и культурно-бытовых особенностей жизни татар-мусульман Сибири. Работы дореволюционных авторов были направлены в первую очередь на изучение этнографии и бытовых особенностей жизни сибирских инородцев. Духовная жизнь мусульман оставалась предметной областью исследований преимущественно православных миссионеров и чиновников. Существование на территории Российской империи мусульман в этих работах рассматривалось, как угроза стабильности всего православного мира. Работы мусульманских авторов были направлены на пробуждение национального самосознания в татаро-мусульманской среде.

Советский период изучения истории татар-мусульман Сибири
характеризовался антирелигиозной направленностью и крайней

идеологизированностью подходов. Примером является вышедшая в 1931 г. книга

1 Алисов Г. Мусульманский вопрос в России // Русская мысль. 1909. № 7; Милища. О
мусульманском движении // Вестник Европы. 1912. № 8; Инородческое обозрение. Приложение к
журналу «Православный собеседник» за март 1913 г. Книга 2-я. Казань, 1913.

2 Исхаков СМ. Российские мусульмане и революция.... С. 7.

3 Гаспринский Исмаил Бей. Русское мусульманство // Этнографическое обозрение. 1992.
№6.

А. Аршаруни и X. Габидуллина1, носившая ярко выраженную антиклерикальную и антибуржуазную направленность, что проявилось в отрицательных характеристиках, данных лидерам мусульманского либерального движения. Поскольку ислам был признан реакционным учением, работы советского периода были направлены преимущественно на изучение этногенеза и духовной культуры сибирских татар, не затрагивая их конфессиональную принадлежность.

В 1920-е гг. вышли работы СВ. Бахрушина2 и В.И. Огородникова3 по истории колонизации Сибири. Существенное внимание в этих исследованиях уделялось освещению положения аборигенного населения Сибири, изучению их хозяйственной деятельности и административного управления инородцами. С.А. Токарев писал о Бахрушине, что он едва ли не первым показал, как можно изучать историю бесписьменного коренного населения Сибири и был, безусловно, первым, кто открыл для этнографов неведомый мир архивных документов Сибирского Приказа. Сама постановка вопросов, некоторые из которых до сих пор требуют дальнейшего углубленного исследования, стимулировала развитие историко-этнографического подхода в отрасли гуманитарной науки4.

В конце 1950 - 1960 гг. работа по изучению этногенеза и истории сибирских татар активизировалась. Среди исследований, появившихся в этот период, следует выделить работы 3 JL Бояршиновой5, которая впервые систематизировала широкий круг источников и работ предшественников для создания целостной картины жизнедеятельности и общественного устройства сибирских татар. Особого внимания заслуживают работы Н.А Томилова6, посвященные изучению этнических

Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М., 1931.

2 Бахрушин СВ. Очерки по истории колонизации Сибири XVI — XVII вв. // Бахрушин СВ.
Научные труды. Т. III. Ч. 1. М., 1955.

3 Огородников В.И. Русская государственная власть и сибирские инородцы в XVI —

XVIII вв. Иркутск, 1920; Он же. Огородников В.И. Очерки истории Сибири до XIX столетия Ч. I.
История дорусской Сибири. Иркутск, 1920; Он же. Огородников В.И. Очерки истории Сибири до

XIX столетия Ч. II. Завоевание русскими Сибири. Иркутск, 1924.

4 См.: Люцидарская А.А. Исследователь истории Сибири СВ. Бахрушин и отечественная
этнография. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ,
свободный.

5 Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. (Виды
хозяйственной деятельности и общественный строй местного населения). Томск, 1960.

6 Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск, 1978;
Он же. Вопросы этнического развития сибирских татар в дореволюционный и советский период //
Этнокультурные явления в Западной Сибири. Томск, 1978; Он же. Очерки этнографии тюркского
населения Томского Приобья. Томск, 1983; Он же. Этнография тюркоязычного населения
Томского Приобья. Томск, 1986.

процессов, протекавших в татарской среде, начиная с конца XVII в. Он сосредоточил свое внимание на этнической истории томских татар, их численном составе и размещении, семейной и общественной жизни, обрядовой культуре. Этногенез, история сибирских татар, их быт и культура стали предметом исследовательской деятельности Ф.Т. Валеева1, посвященной изучению их материальной и духовной культуры. Вместе с тем в работах Ф.Т. Валеева и Н.А. Томилова влиянию ислама на культурное поле томских татар по-прежнему уделялось сравнительно мало внимания.

Проблемы национального образования, в том числе магометанских школ, занимали одно из ведущих мест в работах Ф.Ф. Шамахова . В советский период разрабатывались также вопросы происхождения тюркских языков, их диалектов и взаимосвязей. В числе этих исследований следует отметить работы лингвистов А.П. Дульзона и Д.Г. Тумашевой3. В основе их анализа лежало изучение диалектической структуры языков сибирских татар, их морфологической, фонетической, лексической основы. Ученые пришли к выводу об общности происхождения языков сибирских и поволжских татар. Так, А.П. Дульзон писал, что язык сибирских татар есть «...совокупность нескольких близкородственных диалектов, обслуживающих этнические группы сибирских татар, объединенных в единое историко-этническое целое благодаря генетическому родству, общности исторического развития и единству этнического самосознания» .

90-е гг. XX в. стали началом нового этапа в историографии российского мусульманства. Распад Советского Союза и проведение демократических преобразований обусловили возросший интерес этнических и конфессиональных меньшинств к собственной истории и религии. Появляется и ряд работ, в которых познание культуры и истории российских мусульман шло с позиций, лишенных

1 Валеев Ф.Т. Об этнокультурных связях западно-сибирских татар с другими народами во
второй половине XIX - начале XX вв. (по данным одежды тарских, тобольских и тюменских
татар) // Этнокультурные явления в Западной Сибири. Томск, 1978.

2 Шамахов Ф.Ф. Народное образование в Западной Сибири в конце XIX - первые годы XX
вв. // Уч. зап. Томского гос. пед. ин-та. Т. XV. Томск, 1956; Он же. Народное образование в
Томской области за 40 лет Советской власти. Томск, 1957; Он же. Школа Западной Сибири в
конце XIX — первые годы XX вв. Томск, 1957.

3 Дульзон А.П. Диалекты татар — аборигенов Томи // Уч. зап. Том. гос. пед. ин-та. Т. XV.
Томск, 1956; Тумашева Д.Г. Диалекты сибирских татар. Казань, 1977.

4 Дульзон А.П. Указ. соч. С. 276.

антирелигиозных установок. Проблемы истории ислама и мусульман России начинают разрабатываться и в региональном масштабе.

В этот период изменился подход к истории Российской империи, которая стала изучаться как история многонационального и поликонфессионального государства. Среди отечественных исследователей следует выделить работы B.C. Дякина1, рассматривавшего образование и последующее падение многонациональных империй как закономерный результат исторического процесса2. Большое внимание изучению национальной политике Российской империи в предреволюционные годы уделяют В.П. Булдаков и М.А. Волхонский3.

Исследованию мусульманского вопроса посвятили свои труды Д.Ю. Арапов и Е.И. Кэмпбелл (Воробьева) . В монографии А.К. Тихонова5 дан комплексный анализ правового положения трех основных религиозных меньшинств (католики, иудеи и мусульмане) Российской империи. Автор подробно рассмотрел организацию управления мусульманской общиной, законодательную политику власти и ее трансформацию, а также изменения в системе магометанского образования.

Итогом совместной работы историков и этнографов в последнее десятилетие стало появление двух академических работ «Татары» и «Тюркские народы Сибири»6. Эти труды представляют собой исследования, в которых в полной мере отразились наработанные материалы по истории, экономической, политической и культурной жизни сибирских, поволжских татар и тюркских народов Сибири.

Исследования последних лет отличает тщательная проработка методологических и теоретических вопросов функционирования национальных и конфессиональных меньшинств, в том числе и мусульман Российской империи.

' Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX в.) // Вопросы истории. 1995. № 9; Он же. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (начало XX в.) // Вопросы истории. 1996. № 11-12.

2 Дякин B.C. Национальный вопрос... (начало XX в.). С. 130.

3 Булдаков В.П. Кризис империи и революционный национализм начала XX в. в России //
Вопросы истории. 2000. № 1; Волхонский М.А. Национальный вопрос в Российской империи и
правительственные круги. Указ от 12 декабря 1904 г. // Вестник Московского университета.
Середина 8. История. 2002. № 3.

4 Арапов Д.Ю. Мусульманский мир в восприятии верхов Российской империи // Вопросы
истории. 2005. № 4; Кемпбелл Е.И. Мусульманский вопрос в России: история обсуждения
проблемы // Исторические записки. М., 2001.

5 Тихонов А.К. Указ. соч.

6 Татары. М., 2001; Тюркские народы Сибири. М., 2006.

Так, например, в коллективной монографии Т.К. Ибрагима, Ф.М. Султанова, А.Н. Юзеева анализируются этапы развития татарской философской мысли, начиная с X по XX вв.1 В работе делается акцент на преемственности философской мысли татарских интеллектуалов с арабо-мусульманским Востоком, с одной стороны, и близость к традициям западноевропейской и русской философии.

В современной историографии важная роль уделяется изучению ислама как религиозного и социального явления2. Учеными Татарстана вводятся в научный оборот материалы по разным направлениям истории, культуры и общественной мысли российских татар-мусульман. Значительный вклад в исследование различных сторон жизнедеятельности российских татар-мусульман внесли P.M. Мухаметшин, Р.Ф. Мухамметдинов, И.К. Загидуллин, Р.А. Набиев,

А.И. Ногманов и др. , посвятившие свои работы изучению процесса складывания единой татарской нации и различных аспектов мусульманской культуры. Несомненный интерес представляет сборник статей «Ислам в Среднем Поволжье»4, в котором рассматриваются различные стороны функционирования ислама в Среднем Поволжье, начиная с X в. Основное внимание акцентируется на роли ислама в становлении и развитии духовной культуры татарского народа.

Ибрагим Т.К., Султанов Ф.М., Юзеев А.Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань, 2002.

2 Степанянц М.Т. Мир Востока: Философия: Прошлое, настоящее, будущее. М., 2005;
Петраш Ю.Г. Ислам: происхождение, вероучение, современность (Философско-
культурологический взгляд). М., 2005.

3 Мухамметдинов Р.Ф. Нация и революция (Трансформация национальной идеи в
татарском обществе первой трети XX века). Казань, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
., свободный; Мухаметшин P.M. Зарождение и эволюция
тюркизма. (Из истории политической мысли и идеологии тюркских народов: Османская и
Российская империи, Турция, СССР, СНГ 70-е гг. XIX - 90-е гг. XX в.). Казань, 1996.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: ., свободный;
Ногманов А.И. Самодержавие и татары. Очерки истории законодательной политики второй
половины XVI — XVIII веков. Казань, 2005; Набиев Р.А. Ислам и государство Культурно-
историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. Казань, 2002.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: gosudarstvo.pdf.,
свободный.

4 Ислам в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. Казань, 2001
[Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный.

Исследования Д.М. Исхакова1 посвящены изучению социально-демографического, историко-этнографического и общественно-политического развития волго-уральских татар. Особое внимание он уделяет проблеме становления татарской нации, выделяя в ее развитии три основных этапа, основанных на этнокультурных трансформациях и конструировании национальной идентичности (этап развития «мусульманский» нации, этап формирования «этнической» нации и этап складывания «политической» нации). СМ. Исхакову принадлежит заслуга всестороннего изучения становления и развития мусульманского движения в условиях революций 1905 и 1917 гг.2 Важное внимание он уделяет изменению этнопсихологических характеристик российских мусульман, выразившихся «в процессе перехода от духовного изоляционизма и включению в политическую жизнь российского общества, а также к вхождению в мировое сообщество»3.

В ряду работ, появившихся в этот период, особый интерес для исследования

представляет книга Г.Л. Файзрахмаыова «История татар Западной Сибири»4, автор

которой предпринял попытку комплексного изучения истории, этногенеза,

экономической, политической и культурно-религиозной жизни сибирских татар с

древнейших времен, используя обширный пласт источников и богатую

историографическую базу.

В последние десятилетия на первый план в изучении истории сибирские

татар вышли труды исследователей Омска и Томска, которые посвященьс

различным аспектам этнической истории сибирских татар. В 1996 г. вышла в све

1-Я

1 Исхаков Д.М. Динамика численности татар в России в XVIII - начале XX вв. // Географа

и культура этнографических групп татар в СССР. М., 1983; Он же. Малоизученные аспекхт становления этноса // Развитие межнациональных отношений и национально-культурногзг—^г—о движения в Сибири: опыт, перспективы : Материалы Межрегиональной научной конференщсгг^ти Томск, 2002; Он же. О некоторых аспектах формирования городской культуры волго-уральскхг^ татар на национальном этапе (XVII — начало XX вв.) // Казань, Москва, Петербург: Российс империя взглядом из разных углов. М., 1997

2 Исхаков СМ. Перемены в России и мусульманское население. Начало XX
(Историографический обзор) // Россия в XX веке: Реформы и революции. Т.1 М., 2002; Он >s
Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. — лето 1918 г.). М., 2004; Он же. ПерЕ
русская революция и мусульмане Российской империи. М., 2007.

3 Исхаков СМ. Перемены в России и мусульманское население... С. 498.

4 Файзрахманов Г.Л. История татар Западной Сибири: с древнейших времен до начала
века. Казань, 2007.

совместная монография Н.А. Томилова и Ф.Т. Валеева по истории сибирских татар. В ряде статей Н.А. Томилова рассматриваются методологические и теоретические вопросы изучения этнической истории западносибирских татар2. В монографиях Л.И. Шерстовой3 исследуются проблемы этнополитической истории тюрков Южной Сибири со времени их вхождения в состав Российской империи до начала XX в., анализируется экономическая политика государства, направленная на включение инородцев в единое хозяйственное и правовое поле. Особый акцент делается на изучении взаимоотношений инородцев с русским населением. Омские ученые А.Г. Селезнев и И.А. Селезнева4 детально разрабатывают проблему формирования и особенностей развития ислама в Сибири.

Развитие национального образования в Российской империи в целом и в Сибири в конце XIX - начале XX вв. освещается в монографиях и статьях В.Г. Бабина и В.Н. Волковой5. Специальные исследования, посвященные развитию мусульманского образования в России и Сибири в конце XIX - начале XX вв., принадлежат М.Г. Вольхиной , И.В. Нам, Н.И. Наумовой . По мнению И.В. Нам и Н.И. Наумовой, обновление национального образования было важнейшей частью

Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и современность. Новосибирск, 1996.

2 Томилов Н.А. Проблемы этнической истории: (По материалам Западной Сибири). Томск, 1993; Он же. Сибирские татары — кто они? // От Урала до Енисея (Народы Западной и Средней Сибири) Томск, 1995; Он же. Поселения сибирских татар в трудах ученых и путешественников конца XVI - XIX вв. // Этнографо-археологические комплексы. Т. 8. Омск, 2004.

3,Шерстова Л.И. Этнополитическая история тюрков Южной Сибири в XVII — XIX вв. Томск, 1999; Она же. Тюрки и русские Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII - начала XX века. Новосибирск, 2005; Она же. Аборигены Южной Сибири в контексте Столыпинской реформы: социокультурные и этнополитические трансформации // Сибирское общество в период социальных трансформаций. XX в. Томск, 2007.

4 Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Некоторые аспекты изучения народного ислама в Сибири в
свете исторических и этнографических данных (к постановке проблемы) // Этнографо-
археологические комплексы. Т.8. Омск, 2004; Они же. Сибирский ислам: региональный вариант
религиозного синкретизма. Новосибирск, 2004.

5 Бабин В.Г. Национальный вопрос и проблемы образования в Государственной думе
России (1906 - 1917 гг.). Барнаул, 1997; Волкова В.Н. Национально-культурное движение народов
Сибири в контексте Российской модернизации начале XX в. // Национально-культурная политика
в сибирском регионе в XX в. Новосибирск, 2004.

6 Вольхина М.Г. Из истории татарского просвещения в Сибири // Ежегодник Томской
области. Краеведение. 1993. Новосибирск, 1997.

7 Нам И.В. Татарские школы в дореволюционном Томске // Мы — Томичи, ваши земляки,
ваши соседи. Томск, 1998; Она же, Наумова Н.И. Мусульманская школа в Сибири (конец XIX в. -
начало 1920 г.) // Национально-культурная политика в сибирском регионе в XX веке.
Новосибирск, 2004; Они же. К истории мусульманской татарской школы в дореволюционной
России и Сибири // Духовные ценности ислама и образование: историко-культурная традиция и
современность. Томск, 2008.

мусульманского движения . Х.Ч. Алишиной проводится работа по изучению фонетики, морфологии, лексики диалектов сибирских татар .

В последние годы появились и работы, в которых освещается культурно-просветительская, религиозная и общественно-политическая жизнедеятельность мусульманских общин на территории Сибири. Здесь можно выделить исследования Г.И. Бобковой и Н.А. Константиновой, посвященных истории мусульман Восточной Сибири3. Специфика указанных работ заключается в том, что мусульмане Восточной Сибири составляли исключительно пришлое население, поэтому мусульманские общины рассматриваются как диаспоральные группы.

Широкий интерес к проблемам национальной политики Российской империи характерен и для зарубежных исследователей. В западной историографии государственная политика в отношении национальных и конфессиональных меньшинств рассматривается, прежде всего, как комплекс мер в административной, религиозной, правовой и экономической сферах, направленных на ограничение центробежных тенденций в целях сохранения территориальной целостности государства. В последние десятилетия обозначились новые подходы к изучению Российской империи как многонационального государства. Одним из наиболее авторитетных авторов в этой области является австрийский ученый А. Каппелер, который в своих исследованиях4 дал подробный анализ процессов формирования многонациональной Российской империи, исследовал вопросы включения в ее состав разных этнических и конфессиональных групп. Им впервые была провозглашена необходимость отхода от «русоцентристской оптики» изучения истории России. Для написания диссертационной работы особый интерес

1 Нам И.В., Наумова Н.И. Мусульманская школа... С. 78.

2 Алишина Х.Ч. Ономастикон сибирских татар (На материале Тюменской области). Ч. I.
Тюмень, 1999; Она же. Сибирские татары: поиск идентичности // Единство татарской нации.
Материалы научной конференции АН РТ «Цивилизационные, этнокультурные и политические
аспекты единства татарской нации» (Казань, 7-8 июля 2002 г.) Казань, 2002.

3 Бобкова Г.И. Мусульманская община Иркутска в конце ХГХ - начале XX веков //
Конфессии народов Сибири в XVII — начале XX веков: развитие и взаимодействие. Иркутск, 2005;
Константинова Н.А. Правовое регулирование отдельных аспектов жизни мусульман России XIX —
начале XX веков // Там же; Она же. Мусульмане на территории Восточной Сибири во второй
половине XIX — начале XX веков: автореф. дис... канд. ист. наук. Иркутск, 2007.

4 Каппелер А. Россия — многонациональная империя. М., 2000; Он же. Две традиции в
отношении России к мусульманским народам Российской империи // Отечественная история.
2003. №2.

представляет сборник статей «Российская империя в зарубежной историографии» . В опубликованных в нем статьях Джона У. Слокума, А. Каппелера, Ч. Стейнведела и др. рассматриваются различные аспекты жизнедеятельности национальных и конфессиональных меньшинств в Российской империи.

Таким образом, в разные периоды истории России проблема существования на ее территории различных этноконфессиональных групп становился предметом изучения для историков, этнографов и правоведов. Основной пласт исследовательской литературы был посвящен истории ислама в России и изучению положения инородческого населения в Сибири. В имеющихся на сегодняшний день исследованиях рассматриваются различные аспекты экономической, социальной, культурной жизни сибирских мусульман, значительное внимание уделяется этногенезу, языку, истории сибирских татар. Есть ряд работ, в которых детально рассмотрены процессы исламизации Сибири. Но специальных исследований, посвященных проблеме формирования и развития мусульман Томской губернии, как особого этноконфессионального сообщества, нет. Недостаточное внимание уделяется и изучению общественно-политических и культурных исламских институтов на территории Томской губернии.

Исходя из вышесказанного, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования формулируются следующим образом.

Целью диссертационной работы является изучение социокультурных особенностей жизнедеятельности татар-мусульман Томской губернии в условиях модернизации исламского общества Российской империи конца XIX - начала XX вв.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1) дать этнодемографическую и культурную характеристику различных
групп татарского мусульманского населения Томской губернии;

2) охарактеризовать политику государства в отношении мусульман
исследуемого региона и структуру их управления;

3) рассмотреть роль исламских традиций в жизни населения татарских
деревень;

Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет. М., 2005.

4) исследовать особенности общественной и культурной жизни городских мусульман;

5) охарактеризовать общественные, образовательные и культурные мусульманские институты как формы предъявления религиозной и этнокультурной идентичности.

Объектом исследования были избраны татары-мусульмане Томской губернии. В рамках диссертационной работы рассматриваются этнолокальные группы коренного (томские и барабинские татары) и пришлого татаро-мусульманского населения (бухарцы - выходцы из Средней Азии, поволжские татары).

Предметом исследования являются этнодемографические процессы, особенности хозяйственных занятий, общественной и культурной жизни городского и сельского татаро-мусульманского населения Томской губернии.

Территориальные рамки работы включают Томскую губернию, которая как административный субъект Российской империи была образована 9 марта (26 февраля по ст. ст.) 1804 г. указом Александра I с административным центром в г. Томске. В состав губернии в конце XIX — начале XX вв. входили Томский, Барнаульский, Бийский, Каинский, Змеиногорский, Кузнецкий, Мариинский уезды. Татаро-мусульманское население было сосредоточено в Томском, Каинском и частично в Мариинском уездах - исконных районах проживания томских и барабинских татар. Миграция поволжских татар расширила территорию локализации татаро-мусульманского населения. Существенно увеличилась численность мусульман в городах - Томске, Новониколаевске, Барнауле. Самая крупная община мусульман сложилась в губернском центре - Томске.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 80-х гг. XIX в. и до Февральской революции 1917 г. Такая хронология обусловлена тем, что именно с 80-х гг. XIX в. в среде российских мусульман начались активные процессы реформирования образовательной, культурно-религиозной и общественной жизни. По словам СМ. Исхакова, «процесс обновленчества был почти повсеместным и настолько масштабным, что современники называли его "возрождением",

"ренессансом" мусульман империи» . Модернизация мусульманского общества в России определила общественное развитие татар-мусульман Томской губернии, активно включившихся в процессы формирования и развития общественно-культурных мусульманских институтов, в реформирование мусульманской системы образования.

Для наиболее полного анализа внутренних процессов, протекавших в мусульманской среде, необходимым является обращение к более раннему периоду истории томских татар-мусульман, начиная с периода колонизации Сибири русским населением. В это время шли активные процессы взаимодействия разных этнических групп, которые определили этнический состав мусульманского сообщества Томской губернии.

Выбор верхней хронологической границы обусловлен тем, что в феврале 1917 г. ограничения в религиозных и экономических правах, существовавшие в имперский период, были сняты. Мусульмане, наряду с представителями других конфессий, получили право самостоятельно определять свое общественно-политическое развитие, организовывать свою деятельность в рамках демократических преобразований, проводившихся в этот период. События, последовавшие за Февральской революцией, требуют отдельного изучения.

Методологическую основу исследования составляют принципы историзма и научной объективности. Принцип историзма необходим для рассмотрения процессов, происходивших в мусульманской среде в их развитии и взаимодействии с другими социокультурными явлениями, характерными для разных исторических периодов. Роль и место татар-мусульман Томской губернии рассматривается в контексте социально-экономического, общественно-политического и культурного развития России и Сибири. Большое внимание уделяется рассмотрению политики государства в отношении мусульманского населения.

Принцип системности дает возможность комплексно изучить процессы, происходящие в мусульманской среде с помощью методов анализа и синтеза. Системный подход подразумевает изучение мусульманского сообщества как

Исхаков СМ. Первая русская революция и мусульмане // «Неприкосновенный запас». 2005. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 16-pr.html, свободный.

сложной социальной системы, все части и структурные элементы которой находятся в постоянном взаимодействии и развитии.

В работе используются элементы локального подхода, которые помогли воссоздать целостную картину развития общины мусульман Томской губернии, через анализ развития отдельных ее частей - городской общины мусульман и деревенского сообщества.

Рассмотрение проблем взаимоотношений государства и инородческого населения Сибири с момента русской колонизации потребовало использования историко-генетического метода, так как государственная политика в отношении мусульман претерпела за этот исторический отрезок времени значительные изменения.

Для выявления общих и специфических черт в развитии экономической и общественной жизни томских и поволжских мусульман использовался сравнительно-исторический метод.

Теоретико-методологическая база работы основана на положениях, раскрываемых в работах зарубежных и отечественных исследователей, обсуждающих становление наций в контексте модернизационных процессов -Э.Геллнера, Б.Андерсона, М. Хроха, А.И.Миллера и других1. Э. Геллнер, рассматривая факторы, обусловившие возникновение национализма, подчеркивал особую роль индустриализма и формирования системы всеобщего стандартизированного образования, Б. Андерсон отмечал значение «печатного капитализма», «лингвистических революций» и новых способов видения мира, М. Хрох и Э. Хобсбаум - роль интеллектуальных элит. А.И. Миллер анализирует феномен русского национализма в истории Российской империи и рассматривает роль этнических групп в распаде российского государства.

Источниковая база исследования достаточно обширна. В его основу положены четыре основные группы источников: сборники статистических сведений, делопроизводственные материалы различных ведомств, сборники нормативных документов, периодическая печать.

1 Геллнер Э. Нации и национализм М., 1991; Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках распространения национализма М., 2001; Хрох М. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе // Нации и национализм. М., 2002; Миллер А.И. Империя Романовых и национализм : Эссе по методологии исторического исследования. М., 2006.

К первой группе источников относятся материалы Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. , опубликованные в начале XX в. Были также использованы различные статистические сборники: обзоры2, памятные книжки3, статистические сведения населенных мест и волостей Томской губернии4. В исследовании представлены справочные издания начала XX в., отражающие положение томских мусульман в городской структуре . Важным источником выступает работа С.К. Патканова, в которой представлены статистические сведения о разных группах томских, барабинских и пришлых татар.

Вторая группа источников включает в себя опубликованные и неопубликованные материалы органов государственной власти, занимавшихся разными аспектами положения мусульманской общины внутри империи.

Большое значение для написания работы имел сборник документов «Национальное образование в России»6. В нем опубликованы архивные документы Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Государственного архива Томской области (ГАТО) и др., представляющие широкий спектр мнений государственных чиновников и представителей национальных и конфессиональных меньшинств, включая мусульман, по вопросам национального образования в Российской империи в начале XX в.

Ключевыми источниками для исследования стали документы и материалы ГАТО. В фонде 3 (Томское губернское управление) содержатся документы по различным аспектам жизнедеятельности мусульман: поземельным спорам, хозяйственной и общественной деятельности. Информация о распространении образования среди мусульман, сведения об училищах и учителях сосредоточены в фондах 99 (Дирекция училищ Томской губернии), 126 (Управление Западно-Сибирского учебного округа). Значительный пласт документов, касающихся смены

' Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. / под ред. Н.А. Тройницкого ЬХХГХ. Томская губерния, 1904.

2 Обзор Томской губернии за 1882 г. Томск, 1883; Обзор Томской губернии за 1885 г.
Томск, 1886 и др.

3 Памятная книжка Томской губернии на 1871 г. Томск, 1871; Памятная книжка Томской
губернии на 1883 г. Томск, 1885 и др.

4 Волости и населенные места 1893 г. Выпуск 12. Томская губерния. Издание
Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. СПб., 1894; Томская
губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. СПб., 1868.

5 Город Томск. Томск, 1912; История названий томских улиц. Томск, 1998.

6 Национальное образование в России: Концепции, взгляды, мнения. 1905-1938 гг. Сборник
документов. Ч. I. 1905-1917 гг. М., 1998.

вероисповедания, назначения и увольнения мулл - метрические книги и переписка с Оренбургским магометанским духовным собранием (ОМДС), отложился в фонде Томской духовной консистории (170). В фонде 527 (Метрические книги церквей Томской области) хранится информация о метрических книгах церквей Томской губернии, в том числе переводы с арабского магометанских метрических книг, содержащих сведения о рождении детей.

Третья группа источников включает в себя законодательные акты правительства в отношении российских мусульман, а также документы, регламентирующие хозяйственную деятельность сибирских инородцев1.

К четвертой группе источников можно отнести материалы периодической печати. В конце XIX - начале XX вв. периодическая печать и, прежде всего газеты, являлась неотъемлемой частью жизни российского общества, и многие стороны жизни татар-мусульман Томской губернии нашли свое отражение на страницах томских газет «Сибирская жизнь», «Утро Сибири» и др. Наибольшее место занимала текущая информация о жизни мусульман. Этот вид материалов имеет существенное значение для изучения истории мусульманского сообщества, для анализа изменений в общественно-политической и культурной жизни томских татар-мусульман. В качестве источника выступают публицистические статьи, опубликованные в выходивших в конце XIX - начале XX вв. журналах «Инородческое население» (приложение к журналу «Православный собеседник»), «Вестник Европы», «Русская мысль», «Журнал Министерства народного просвещения».

Важным источником для написания работы явилась основанная на материалах периодической печати работа Л.А. Кутиловой, И.В. Нам, Н.И.Наумовой и В.А. Сафонова , в которой содержится всесторонняя информация о многих фактах жизнедеятельности национальных меньшинств, в том числе татар-мусульман, включившихся в общероссийские процессы национально-культурного возрождения. В книге широко представлены газетные публикации, в которых отражалась жизнедеятельность мусульманской общины.

Законодательные акты Российской империи. («Устав об инородцах» М.М. Сперанского и земельная политика Российской империи в Сибири в XVII-XX вв.) Горно-Алтайск, 1994; Устав строительный. Свод законов. Т. XII. ч. 1. изд. 1900 и по продолжении 1906 и 1908. СПб., 1911; Сборник законов об устройстве крестьян и инородцев Сибири и Степного края по новому 1902 г. изданию положений о сельском состоянии (Свод. Зак., Т. IX, Особ. Прил. к Зак. Сост.). СПб., 1903. 2 Кутилова Л., Нам И.В., Наумова Н.И., Сафонов В.А. Национальные меньшинства Томской губернии. Хроника общественной и культурной жизни. 1885-1919. Томск, 1999.

Особый интерес вызывают свидетельства современников, которые также могут использоваться в качестве источников для написания диссертации. Так, например, князь Н.А. Костров стал автором публицистических статей, посвященных описаниям быта и обычаев коренного населения Томской губернии1. Работы Я.Д. Коблова и Н.И. Ильминского являются важным источником для изучения дискуссии, развернувшейся вокруг мусульманского вопроса в конце XIX - начале XX вв.

Широкий круг источников и литературы, привлеченный для написания работы, их разнообразие способствовали созданию целостного представления об истории, общественно-политической жизни и культуре мусульман Томской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. и решению поставленных в диссертации целей и задач.

1 Костров Н.А. Заметки о юридическом быте барабинских татар // Губернские ведомости. 1876. 22, 29 мая; Он же. Однодневная перепись населения города Томска 16 марта 1880 г. Томск, 1880. Почему это эпистолярное наследие-?

Этнолокальные группы мусульманского населения

На обширных землях Томской губернии проживали группы народностей, этническое происхождение которых было различным. Тюркское население Сибири было представлено сибирскими татарами, алтайцами, телеутами, карагасами, а таюке крупной группировкой киргиз-кайсаков (казахов). Сложность этнической картины татарского населения в свое время отмечалась в «Азиатской России»: «Особенной дробностью отличается группа татар, в которой сложно различить целый ряд особых наименований татар: тобольских, барабинских, барнаульских, черневых, чулымско-томских, мелетских, алтайских (горные или белые калмыки), а затем сибирских бухарцев, уланов, телесов, телеутов, кумандинцев, кизыльцев, абаканцев, сагайцев, койбалов и др»1.

Религиозная принадлежность указанных групп была различной, часть из них была крещена в ходе колонизации, другие были исламизированы. Мусульмане были представлены сибирскими татарами. В настоящее время сибирские татары состоят из трех разрозненных этнических групп - томских, барабинских и тоболо иртышских татар. В свою очередь, томские татары состоят из калмаков, чатов и эуштинцев; барабинские - из барабинско-туражской (или барабинско-чановской, по названию районов проживания), любейско-тунусской (или кыштовско-усть тарской) и теренинско-чойской (или каргатско-убинской) групп; тоболо иртышские — из тюменско-туринской, тобольской, ясколбинской, курдакско саргатской и тарской групп . Ф.Т. Валеев писал о том, что этническое происхождение и историческое развитие этих групп различно, каждая их них имеет свои специфические особенности, отражающиеся в традиционной материальной и духовной культуре, а также в разговорном языке . Однако общая религиозная принадлежность способствовала сближению не только сибирского автохтонного населения, но и пришлого татарского элемента.

В Томской губернии проживали две этнолокальные группы сибирских татар: томские и барабинские татары (см. рис 1).

История проникновения ислама на территорию Западной Сибири заслуживает особого внимания, так как его утверждение способствовало формированию устойчивой религиозной традиции в среде сибирских татар. Начало знакомства сибирских татар с исламом и длительного процесса исламизации относится к эпохе Средневековья. Существует предание, которое относит появление ислама в Сибири к 1394-1395 гг. (797 г. Хиджры) , когда на берегах Иртыша появились 366 конных шейхов, по аналогу с 12 апостолами Христа3. Символический смысл в первом и во втором случае, как и во многих культурах, был привязан к годовому циклу в 366 дней. Согласно преданию, проповедники пришли из Саудовской Аравии воевать за веру, и были предательски убиты. Сведения о месте их происхождения привязаны к родине пророка, соединяя тем самым прочными узами новообращенных мусульман Сибири с общеисламской уммой. Мученическая смерть пророков, помазанников Божьих, послужила основанием для создания сходного апокрифа в Сибири. Упоминания об арабах сохранились у некоторых групп сибирских татар. Х.Ч. Алишина делает ссылку на две рукописи - «О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина», датируемой XIV веком и «Краткой Сибирской летописи (Кунгурской)» - XVI в., - хранящиеся в Тобольском государственном музее1. В них сообщается о событиях, которые происходили в период исламизации Сибири мусульманскими проповедниками.

Тем не менее, исходя из указанных источников, нельзя утверждать, что ислам на территории Сибири укрепился полностью уже в XIV в. Можно допустить, что в это время могло иметь место первоначальное знакомство с исламом через арабских торговцев, но завершение исламизации татар приходится на середину XVIII столетия. По наиболее распространенной точке зрения ислам утвердился в Сибирском ханстве в 70-е гг. XVI в. при хане Кучуме. Есть мнение известного историка Ф.Т. Валеева, допускающего более раншою дату появления ислама. Он полагает: «Можно предположить возможность распространения ислама среди предков сибирских татар непосредственно представителями арабского духовенства, прибывшими в X веке к волжским булгарам в составе посольства Багдадского халифата»2.

Свою версию принятия ислама в Сибири предложил Г.Ф. Миллер. Он обратил особое внимание на трудности, с которыми столкнулись исламские проповедники в процессе исламизации местного населения. В доказательство он приводил рассказ жившего во времена Кучума старого шейха, повествующего о том, что в «Сибири покоится много святых, которые мученически покончили свою жизнь за распространение истинного учения о боге, и что они заслуживают того, чтобы ежегодно в их память устраивали поминовения»3. Этот рассказ перекликается с легендарными повествованиями о первых проповедниках, мученически погибших на сибирских землях. В ремизовской летописи хранятся сведения о том, что Кучум использовал вооруженную силу для обращения язычников в истинную веру, а для усиления роли ислама «привез много духовенства из Казани» . Казанские имамы сыграли большую роль в трансформации религиозного сознания местных племен. Связи между Казанью и Искером прослеживались и ранее, но исламизация придала новый толчок контактам между поволжскими и сибирскими новообращенными мусульманами.

Государственная политика в отношении мусульман

В начале XX в. национальный вопрос стал одной из причин обострения внутриполитической ситуации в Российской империи. Как писал B.C. Дякин, истоки национальной напряженности стоит искать в формировании русского государства. В отличие от государств, образованных преимущественно на моноэтничной основе, Российская империя, обладая огромным культурным разнообразием, на протяжении всего времени своего существования тесно взаимодействовала с народами, отличными по своему этническому происхождению и социально-экономическому положению. Это создавало серьезные проблемы, прежде всего, для управления разрозненными этническими и религиозными группами. В разные исторические периоды к территории внутренней России присоединялись новые земли, населенные отличающимися по своему культурному и религиозному происхождению группами. Западные земли и Поволжье имели опыт собственной государственности, в то время как часть Сибири (за исключением Сибирского ханства) и Дальний Восток к моменту прихода русских не имела государственных форм. Сохранение территорий, по мнению B.C. Дякина, компактно населенных народами разного происхождения и вероисповедания и находящимися на разных уровнях культурного и экономического развития, часто с собственными традициями государственности, рано или поздно приводит к возникновению движений за национальную автономию, а затем и за независимость.

Вместе с тем специфика российского государства заключалось в том, что колонизация русскими огромных, заселенных иными в этническом и религиозном плане народностями, потребовала колоссальных умственных и физических сил и затрат. Российское государство на протяжении всей своей истории было вынуждено вырабатывать в отношении инородческого населения специфические подходы, которые модифицировались по мере развития империи.

На начальном этапе Московское государство в отношении аборигенного населения Сибири активно использовало традиционные методы колонизационного управления. В.И Огородников писал, что русские шли в Сибирь, томимые жаждой золота и новых неизведанных земель. Основными проводниками воли царя на новых территориях обычно были казаки и другие частные лица. В XVII в. государство рассматривало новые территории исключительно как источник наживы и пополнения казны через сбор ясака и пушнины.

П.М. Головачев так образно описал процесс стихийного основания новых земель: «Бродячая Русь» XVII в. на обширной, не изведанной территории Сибири нашла благодарное поприще для применения и развития своих непочатых сил... Почти исключительно северная Россия, северные города и уезды, посылала за Урал своих представителей за волей, приключениями и наживой - и это обстоятельство значительно способствовало успеху землеискателей и мехопромышленников: те же «темные» леса, могучие реки, жгучие морозы, они встретили и за Уралом, только в гораздо более широком масштабе»2.

Во многих дореволюционных изданиях прослеживалась мысль о. сходстве сибирской колонизации с продвижением американских колонизаторов на запад. А. Каппелер, соглашаясь с этим тезисом, замечает, что «интерпретация этих двух всемирно-исторического значения процессов также протекала в аналогичных формах и образцах; освоение дикого Запада, как и дикого Востока, героизировалось, оправдывалось последующими поколениями - наследниками европейских переселенцев — и представлялось вполне легитимным»3. Жесткие методы, применяемые русскими властями на начальном этапе колонизации, интерпретировались как вынужденный шаг, всегда сопровождающий процессы интеграции.

Г.Н.Потанин в 1860г. писал: «Сибирь завоевана и населена народом; она открыта Ермаком и занята казаками. Все главные предприятия в ее колонизации исполнены частными лицами без правительственного участия»4. Н.М. Ядринцев в своем докладе «Культурное и промышленное состояние Сибири», представленном на торжественном заседании «Общества для содействия русской промышленности и торговли», отмечал, что «приобретение, завоевание, наконец, заселение Сибири есть продукт двух сил - государственной и вольно-народной» . Территории осваивались руками простого народа, прибывавшего на новые земли в поисках лучшей доли. Не случайно Н.М. Ядринцев сравнивал государство с архитектором, который выстраивает план колонизации, но отходит на второй план в его решении, отдавая все на откуп «плотникам», наполняющим «все промежутки и сетку живым материалом; мало того, она идет дальше архитектора, расширяет здание, причем вехи, колья и план являются после того, как уже началась постройка»2.

Исламские традиции в жизни сельских татар

В конце XIX - начале XX в. татары-мусульмане Томской губернии были преимущественно сельскими жителями. Деревенский мир сибирских татар-мусульман представлял собой уникальный сплав местных доисламских культов и мусульманской традиции. Деревенская жизнь определяла свои порядки и стиль жизни. Сельский уклад медленно подвергался изменениям, внешняя среда не оказывала значительного воздействия на деревенский быт. В конце XIX в. мусульмане сохраняли порядки и устои, заложенные в предыдущие столетия.

Как уже говорилось, в разные исторические периоды на сельское мусульманское население оказывали влияние пришлые группы бухарцев, казанско-поволжских татар и русских. Если для XVII в. характерным было воздействие пришлого среднеазиатского компонента, то XIX в. определил культурное воздействие поволжско-приуральских татар на сельское сообщество.

Русское население также не могло не оказывать определенного воздействия на местных татар-мусульман. Русские являлись доминирующей этнической группой в Сибири, соответственно влияние, оказываемое ими на экономическое развитие региона, было значительным. Сближению способствовала общая хозяйственная деятельность. Татары перенимали у русских орудия труда, приемы хозяйствования, одежду, пищу, устройство жилища. Но дальше хозяйственных традиций проникновение русской культуры не шло. Область семейной жизни и духовной культуры оставались закрытыми для внешнего влияния. Традиция не допускала возможности брачного союза женщины мусульманского вероисповедания и православного. Русская девушка, выходя замуж за татарина, обязательно принимала ислам. СП. Швецов справедливо указывал на то, что мусульмане «от русских живут обособленно, с ними не смешиваются и в браки не вступают, как другие инородцы Сибири. Вера у них своя магометанская. Они и по речи, и по обличию, одежде, по всему от русских также отличаются, как и какие-нибудь казанские и крымские татары»1.

Распорядок жизни в деревне определялся мусульманскими традициями. На деревенских сходах решались все важные вопросы и хозяйственные споры, в том числе и вопросы урегулирования отношений с пришлым населением. В конце XIX в. распространилась форма взимания взноса в пользу сельского общества за разрешение селиться на территории татарской деревни. Пришлые татары и русские были вынуждены наниматься в работники к зажиточным коренным татарам. Первые несколько лет новопоселенцам не выделялась земля и покосы. Если новые соседи не устраивали местных жителей, их изгоняли, и даже жилище их могло быть разрушено, но только в том случае, если в нем не была установлена печь. Печь была символом домашнего очага, и ее разрушение могло разгневать высшие силы и наказание могло пасть на всю деревню. В следовании этому обычаю, очевидно, ощущается влияние языческих верований.

В деревне существовал обычай круговой поруки и взаимопомощи. При возведении хозяйственных построек и проведении сельскохозяйственных работ помощь оказывала вся деревня, при этом не требовалось никакой оплаты труда, только угощение для работников. Эта традиция имеет глубокие корни в исламе, где оказывается поддержка более слабым соседям, не способным прокормить себя. Взаимопомощь и взаимовыручка являлись неотъемлемой частью деревенской культуры.

Роль сельского муллы в жизни деревенского сообщества трудно переоценить, так как наряду с религиозными функциями, он исполнял сугубо гражданские обязанности. В его обязанности входило ведение метрических книг, куда заносилась информация о рождении, браках и похоронах прихожан. Он вел разбор исковых заявлений по завещаниям и различным имуществам, разбирался со спорами между родителями и детьми, а также разбирал дела о супружеской неверности. Однако мулла не имел права приговаривать жителей прихода к телесным наказаниям, его обязанности ограничивались лишь увещеваниями и наложением духовного покаяния и исправления на совершивших проступок. В любых других случаях, когда мулла не мог убедить стороны прийти к мирному соглашению, дело передавалось в юрисдикцию общих гражданских судов, которые привлекали ответственных к наказанию на основе уголовных и гражданских законов Российской империи.

Похожие диссертации на Татары-мусульмане Томской губернии : 1880-е гг. - февраль 1917 г.