Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран Мирошник Екатерина Николаевна

Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран
<
Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мирошник Екатерина Николаевна. Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 Москва, 2000 167 с. РГБ ОД, 61:01-8/2424-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Религиозно-правовые аспекты зарождения исламского банковского дела и его историческое развитие . 12

1.1 Появление исламских банков . 12

1.2 Теоретические аспекты исламского банковского дела. Философия операций. 22

1.3 Религиозно-правовые основы деятельности. Исламская этика бизнеса. 34

Глава 2. Операции исламских банков и регулирование их деятельности . 40

2.1 Банковские операции . 40

2.2. Кредитная политика исламских банков. 57

2.3. Государственное регулирование и денежно-кредитная политика в отношении исламских банков. 61

2.4. Исламский финансовый рынок. 67

Глава 3. Международные исламские банковские организации . 74

3.1 Исламский банк развития . 74

3.2 Международная ассоциация исламских банков. 80

3.3 Научно-исследовательские учреждения. 81

Глава 4. Условия функционирования исламских банков . 83

4.1 Концептуальный подход к исламскому феномену . 83

4.2 Пути закрепления исламских банков на финансовом пространстве. 92

4.3 Сравнительный анализ деятельности исламских и обычных банков. 102

4.4 Экономическая экспансия. 114

Заключение. 124

Список использованной источников и литературы. 130

Приложение. 145

Введение к работе

Традиционная банковская система зародилась в средние века. В XVI - XVII вв. купеческие гильдии ряда городов (Венеции, Генуи, Милана, Амстердама, Гамбурга, Нюрнберга) создали специальные жиробанки для осуществления безналичных расчетов между своими клиентами-купцами. В Англии капиталистическая банковская система возникла в XVI веке, причем банкиры вышли из среды либо золотых дел мастеров, либо купцов. Сегодня банки представляют собой учреждения, осуществляющие операции, связанные с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением. Доходом банкиров является банковская прибыль, или процент. Но существует и другой тип банковской системы, в корне отличающейся от традиционной и основанной на религиозных принципах ислама.

Ислам - одно из крупнейших мировых вероучений - в последние десятилетия 20-го века приобрел характер политической и морально-нравственной мировоззренческой основы для миллионов его последователей. Идейно-политические установки ислама во все большей степени определяют главные тенденции развития мусульманского мира. Растущая роль ислама как политико- и экономико-образующего фактора стала отчетливо проявляться во внутренней жизни и внешней сфере деятельности практически всех мусульманских государств, а также сказывается на многих аспектах экономики тех стран, где мусульмане составляют существенную часть населения.

В настоящее время около одной пятой населения мира исповедует ислам. Эта религия прочно закрепилась в странах Арабского Востока. Она является неотъемлемой частью арабского мира и диктует порядок и уклад современной жизни мусульман. Ислам в отличие от других религий не ограничивается вопросами веры, а пытается регламентировать все стороны жизни человека. Влияние оказывается на духовную и экономическую сферы не только через морально-этические нормы, но и с помощью особых указаний, содержащихся в Коране. Ислам никогда не устанавливал никакой экономической системы, однако он оказывает решающее воздействие на экономику путем привнесения в нее религиозной морали, призванной регулировать отношения между людьми, в том числе социально-экономические, т.е. речь идет о скрытом влиянии религии на экономику в духе морально-этического воздействия.1 К сожалению, ислам запрещает проведение финансовых операций с целью получения процента (рибы), что не дает возможность экономике этих стран функционировать на полную мощность. Даже многие западные банки, оказывающие большой набор банковских услуг не смогли завоевать полное доверие мусульманских предпринимателей и простых граждан.

Все исламские страны относятся к развивающимся странам, и для них характерна высокая степень стратификации с большой долей бедного населения. Образование сбережений не только невозможно из-за низких доходов, но и оценивается отрицательно общими моральными нормами исламской этики. Однако, резервы "на черный день", который старается создать даже самый бедный, по некоторым оценкам, насчитывают сотни миллиардов долларов.

Пытаясь вовлечь эти средства в экономический оборот, исламские ученые экономисты предложили создать новую систему банковского дела, соответствующую нормам ислама. Так, в начале 70-х в странах Ближнего Востока появился новый тип финансовых учреждений, фигурирующих под названием Исламские банки. Эти финансовые учреждения по организационной структуре и по характеру своих сделок существенно отличаются от обычных банков, поскольку они осуществляют все операции на беспроцентной основе и принимают активное участие в достижении целей и задач, поставленных исламской экономикой. Исламские финансовые учреждения могут решать проблемы финансовой инфраструктуры и способствовать всеобщему экономическому развитию исламских стран. Инвестиционная логика исламского банка следует не из непосредственной выгоды банка, а из увеличения общественной выгоды. Общественная выгода для исламской нации - такова главная норма, которой руководствуются исламские банки при принятии своих инвестиционных решений.

1 Жданов СВ. Исламская экономика: ретроспективный анализ, Финансовый бизнес, №5,2000, с. Термин «исламское банковское дело» означает ведение банковских операций в соответствии с принципами ислама. Отсюда, философия и цели деятельности исламских банков отличаются от таковых обычных банков. Философия и цели согласуются с принципами исламского бизнеса, закрепленными в Коране и Хадисах. Исламские деловые агенты должны заниматься разрешенным, законным бизнесом. Все деловые операции построены на принципах честности справедливости и равенства. Чрезмерное расходование и трата средств полностью запрещены. Богатство должно быть использовано на помощь нуждающимся.

История исламского банковского дела начинается с первых дней появления ислама. Наиболее важным событием, которое впоследствии привело к возникновению исламских банков, явились откровения пророка Мухаммеда о запрещении рибы. В дополнение к этому, пророк при всяком случае осуждал и порицал кредитующих и дающих взаймы под процент. Со времен появления исламской цивилизации существуют такие операции, как обмен валюты, денежные переводы и использование чеков. Однако в то время организованная банковская система так и не появилась. Функции финансовых институтов взяли на себя частные лица. В отличие от обычных банков, которые развивались параллельно с возрождением европейской торговли в 13 веке, исламское банковское дело не получило своего развития. В результате развития торговли и колониализма мусульманские страны приняли традиционную банковскую систему, а исламское банковское дело, зародившееся в ранний период развития ислама, прекратило свое существование.

Так называемое «исламское возрождение», которое захлестнуло весь мусульманский мир, явилось толчком для создания исламского банковского дела. Создание сберегательного банка в Мит Гамре в 1963 году заложило фундамент под развитие исламской банковской системы. Сегодня насчитывается более 150 финансовых институтов, оперирующих на беспроцентной основе. Эти банки функционируют не только в мусульманских странах, но и в Европе и США и обслуживают как мусульман, так и клиентов, не исповедующих ислам. В Иране,

Пакистане, Судане и Малайзии вся банковская система функционирует на беспроцентной основе. В остальных мусульманских странах исламские банки оперируют наравне с обычными. В таких странах как Малайзия, Египет и Саудовская Аравия обычным банкам разрешено предоставлять банковские услуги, основанные на исламских принципах. Пока еще не проведено исследование по определению точной суммы фондов, управляемых по исламским законам, однако примерная оценка составляет 150 млрд. долларов. Несмотря на двадцать лет опыта, исламская банковская система далеко не совершенна. Главной проблемой, стоящей перед исламскими банками, являются очень ограниченные инвестиционные возможности.

Исламское банковское дело набирает обороты и завоевывает популярность, как в мусульманских странах, так и во всем мире. Некоторые европейские и американские банки даже открыли специальные отделения, которые обслуживают свою клиентуру по исламским нормам (среди них Ситибанк и ЮБС). Существует ряд международных организаций, определяющих деятельность исламских банков. Среди них - Международный исламский банк (Исламский Банк Развития), организованный странами-участниками Организации Исламская Конференция, который выступает в роли спонсора коммерческих исламских банков в мусульманском мире. Международная ассоциация исламских банков (МАИБ) разрабатывает стандарты банковской деятельности.

Увеличивается число исламских банков. Во многом это объясняется тем, что исламские банки удачно функционируют в исламских странах, которые явились благодатной почвой для развития исламского банковского дела в силу своей религиозной направленности.

Исламские финансисты не торопятся завоевывать мир, тем не менее, они постепенно укрепляют взаимодействие с родственными исламскими институтами, наращивают опыт практической деятельности, разрабатывают механизмы вхождения в мировую финансовую систему. Исламские банки доказали свою жизнеспособность и завоевали относительно устойчивые позиции на финансовых рынках, несмотря на сравнительно небольшой срок своего существования.

Система исламских банков отличается большой спецификой, а сами они в основном выступают обособленным организмом, так как вся структура находится в состоянии эволюции, а поиск форм и методов ее деятельности, оптимизации основ взаимодействия с внешним миром еще не завершен.

Актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью всестороннего изучения исламских банков, проведения анализа различных факторов, определяющих сложные процессы исламизации экономики мусульманских стран в контексте проблемы взаимосвязи религии и экономики выявления новых тенденций современных МЭО. Актуальность и важность данной темы определяется такими непереходящими факторами, какими являются географическая близость и торгово-экономические отношения со странами Ближнего Востока. В настоящий момент тема диссертации актуальна непосредственно в связи с появлением подобных финансовых институтов на территории России.

В свете поиска инвестиционных ресурсов, исламский мир не может не представлять интерес для РФ, поскольку за последние десятилетия в результате притока нефтедолларов этот регион стал выступать одним из крупнейших поставщиков капитала на мировые рынки. В ближайшем будущем Россия может стать получателем финансовых ресурсов из этого источника. Изучение исламского банковского дела необходимо для понимания сути деятельности банковской системы в исламских странах и возможных путей сотрудничества с исламским капиталом.

Вне исламского мира реакция на явные успехи этих банков неоднозначна. Одна из причин этого состоит в том, что идея создания исламских банков здесь долгое время не находила должного внимания, в связи с чем очень мало известно об их деятельности. К этому надо еще добавить и то, что сами исламские банки очень неохотно представляют информацию о своей деятельности.

Предметом исследования в настоящей работе являются особенности функционирования исламских банков, практические результаты их деятельности и степень вовлеченности таких финансовых институтов в мировое финансовое

сообщество. Рассматриваются также религиозно-правовые аспекты деятельности исламских банков, их государственное регулирование и роль международных исламских финансовых организаций.

Цель исследования состоит в определении основных экономических религиозных, культурных и иных причин появления исламских банков и усиления их роли в экономической жизни мусульманских стран в последние десятилетия. При этом акцент делается на практические достижения этих банков, на проведение экономической экспансии в других регионах мира, их сосуществование и сотрудничество с обычными банками.

Хронологические рамки диссертации определены в основном периодом 70-90 гг. т.е. с момента появления исламских банков и до настоящих дней.

Существует довольно мало литературы, как о теории исламской экономики, так и о практической деятельности банков, работающих по исламским нормам. В последнее время в связи с ростом популярности исламских банков многие академические институты стали заниматься изучением теоретических и практических аспектов их функционирования. Но исследований, касающихся деятельности исламских банков и их роли в экономической жизни мусульманских стран, очень мало.

Поэтому автор данной работы поставила себе цель дать общую картину сути исламских банков и критически рассмотреть практический опыт и успехи этих финансовых институтов, чтобы дать понятие о тех проблемах, которые возникают в рамках современного экономического положения в развивающихся странах для этих банков при осуществлении их теоретической концепции на практике.

Научная новизна данной диссертации заключается прежде всего в том, что в ней рассматривается связь ислама и экономики через призму исламского банковского дела. В диссертационной работе «Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран» впервые в России проведен анализ теории исламского банковского дела и практической деятельности исламских банков.

Практическое значение данной работы определяется возможностью

использования ее положений, выводов и рекомендаций при подготовке аналитических материалов и практических мероприятий в целях более полного обеспечения российских экономических интересов. Ознакомление с некоторыми аспектами функционирования исламских банков, наверняка, будет полезным для понимания принципов их работы, выяснения основных направлений их деятельности, возможностей для сотрудничества и создания этих банков на территории России.

Методологическую основу работу составили в первую очередь имеющие практическую и научную ценность исследования ряда отечественных экономистов по исламской этике бизнеса и ученых востоковедов по исламу, а также труды зарубежных, в том числе арабских специалистов по проблемам исламского банковского дела. Поскольку рассматриваемая тематика тесно сопряжена с общими проблемами становления развития банковского дела, с теми трудностями, с которыми сталкиваются исламские банки, конкурируя с обычными банками, то при рассмотрении вопросов сравнительного анализа и сотрудничества исламских и западных банков автор использовала и некоторые общепризнанные теоретические и проверенные на практике исследования в этой области.

Структура диссертации определяется поставленными автором задачами. Работа состоит из введения, четырех основных глав и заключения.

В первой главе рассматриваются исторические, социально-экономические, религиозные и культурологические предпосылки и условия зарождения на Ближнем Востоке банковского дела, отличного от традиционного и построенного на строгих принципах ислама. Излагаются общепринятые интерпретации основных догматов и принципов веры, связанных с запрещением ссудного процента, которые и легли в основу теории исламского банковского дела. Исторический обзор становления исламских банков и неоднозначный процесс их развития с середины 70-х гг. до наших дней, а также религиозное регулирование их деятельности дает общую картину исламской этики бизнеса и религиозно-правовых аспектов функционирования исламских банков.

Вторая глава посвящена анализу операций исламских банков, построенных на

принципах беспроцентного кредитования и участия в прибыли и убытках. Разбираются особенности разных способов кредитования (с приведением примерных расчетов) и кредитной политики исламских банков. Дается оценка государственного регулирования по отношению к этим финансовым институтам. В этой части работы отслеживаются перспективы участия исламских банков на финансовых рынках и динамика их вовлечения в эту сферу банковского бизнеса.

Отдельно, в третьей главе, рассматриваются основные черты международных аспектов функционирования исламских банков. Проводится детальный анализ деятельности Исламского банка развития, его лидирующей роли среди исламских банков. Особое внимание уделяется Международной ассоциации исламских банков.

Четвертая глава освещает настоящие проблемы исламских банков на пути вхождения мировое банковское сообщество. Дается сравнительный анализ деятельности обычных и исламских банков. Выявляются конкурентные преимущества исламских кредитных институтов и способы их закрепления на экономическом пространстве не только стран базирования, но и проникновения в другие немусульманские страны.

В заключительной части содержится аналитическое обобщение основный путей и перспектив развития исламского банковского дела, излагаются соображения относительно возможных вариантов дальнейшего развития, в том числе и непосредственно в РФ, а также другие положения, вытекающие из содержания работы.

Появление исламских банков

Хотя первые идеи о создании особых банков возникли уже в конце 40-х годов, первые практические шаги в этом направлении были предприняты лишь в начале 60-х годов. В частности, первым успешным экспериментом с образованием финансового института, работающего без процентов, считается проект сберегательной кассы в Мит-Гамре, маленьком египетском городке, расположенном в дельте Нила, хотя в тот период такого термина - "исламский банк" еще не существовало. Руководитель этого проекта, доктор Ахмад Али-Нагтар вел длительную агитацию среди жителей города и окрестных деревень перед тем, как в 1963 году был открыт первый филиал.

Цель этого проекта состояла в том, чтобы «интегрировать сельское население в процесс капиталообразования». Инициаторы создания банка исходили из того, что необходимый для индустриализации Египта процесс накопления капитала должен произойти в аграрном секторе, который тогда доминировал в народном хозяйстве Египта. Проект разрабатывался под лозунгом: "Превращайте феллахов (крестьян) во вкладчиков!" Указанный кредитный институт имел три фонда: 1. Сберегательный и кредитный фонд с минимальным вкладом в 5 пиастров, причем вкладчик получал не проценты, а имел определенные привилегии. Например, он мог получить беспроцентный кредит. 2. Инвестиционный фонд с минимальным вкладом в 1 египетский фунт на 1 год. Через этот фонд финансировались прибыльные проекты в городе, и вкладчик получал часть доходов от проекта. 3. Социальный фонд, в который вкладчики могли добровольно платить "закят" (исламский социальный налог). Средства из этого фонда использовались, в первую очередь, для нуждающихся среди вкладчиков.

Хотя проект функционировал успешно, в 1967 году его закрыли по политическим мотивам. Однако, уже в 1971 году в Египте в ходе нового политического курса ("корректурная революция") был создан "Насер Социал Банк", первый государственный исламский банк, а в 1975 году появился первый частный исламский банк "Дубай Исламик Банк" в Дубае. Начиная с середины 1970-х годов, число исламских банков росло быстрыми темпами. Аналогичные банки были образованы не только в странах, где ислам является государственной религией (Египет, Иордания, Бахрейн, Судан, Кувейт, ОАЭ, Тунис, Мавритания и Малайзия), но также и в Великобритании, Дании, Швейцарии, где число приверженцев ислама незначительно (см. Таблицу 1 приложения).

Исламские банки демонстрируют в последние время исключительно высокие темпы прироста активов, достигающие 15% в год.3 В настоящее время активно проводят операции более 150 исламских банков во всех мусульманских странах. В Иране, Судане, Малайзии и Пакистане вся банковская система функционирует на базе исламских принципов. В других мусульманских странах существует «смешанная» банковская система.

Некоторые европейские и американские банки даже открыли специальные отделения, которые обслуживают свою клиентуру по исламским нормам (среди них Гриндланс Банк, АБН АМРО, ЭйчЭсБиСи, Ситибанк и Юнион Банк оф Свизерленд).

Ныне действующие исламские банки можно сгруппировать следующим образом: 1. Банки, осуществляющие операции в странах, где вся банковская система базируется на принципах ислама, и за деятельностью которых наблюдают специальные религиозные органы. (Пакистан) 2. Банки, действующие в мусульманских странах, где они конкурируют с обычными банками. (Египет, Иордания) 3. Исламские банки, функционирующие в немусульманских странах, финансовые органы которых не рассматривают их в качестве исламских. (Великобритания, ЮАР) 4. Исламские банки в немусульманских странах, законодательные органы которых признают за ними исламский характер. (Дания) 5. Исламский Банк Развития4

Сотрудники проекта в Мит-Гамре и в настоящее время играют важную роль в развитии системы исламских банков. Ими было подготовлено "Египетское исследование по исламским банкам", представленное в 1972 году на Третьей конференции министров иностранных дел исламских государств в Джидде (Саудовская Аравия). На основе этого исследования конференция министров иностранных дел в марте 1973 года в Бенгази приняла решение создать международный исламский банк. Уже в июле 1975 года начал проводить операции Исламский Банк Развития, уставный капитал которого составил 2 млрд. СДР. Он был полностью оплачен 43-мя странами-членами Исламской Конференции, которые стали членами указанного банка.

Со второй половины 80-х годов начали возникать небанковские финансовые институты, выступающие под вывеской "исламских", в первую очередь в Египте. Их арабское название "Шарикат Аусиф Аль-Амваль" можно перевести как "исламские инвестиционные общества". На начало 1988 года в Египте уже насчитывалось более 300-х таких обществ с суммарным капиталом в 4-8 млрд. долл. США. Число вкладчиков превышало 3 миллиона человек.

Так как до 1988 года не существовало закона, который регулировал бы их деятельность, они не обязаны были публиковать балансы и годовые отчеты, иметь наблюдательный совет, и проводить собрания акционеров. Владелец общества самостоятельно решал все вопросы вложения средств и размеров выплат вкладчикам. По депозитным соглашениям они работали в соответствии с шариатом, под чем они понимали вышеописанную систему участия в прибыли и убытках.

Банковские операции

Исламские юристы и теоретики предлагают исламским банкам использовать ряд принципов шариата при оказании ими банковских услуг. Наиболее рекомендуемые способы кредитования, соответствующие принципам шариата, - это мудараба, мушарака, мурабаха, беймуаазал, иджара, иджара ва иктинаа, кард хасан, вадиа и рахн. Их можно классифицировать в соответствии с исламским правом на 4 группы. 1. принцип участия в прибыли и убытках а) мудараба б) мушарака 2. принцип компенсации а) мурабаха б) беймуаазал в) иджара г) иджара ва иктинаа 3. бесплатные услуги а) кард хасан 4. другие принципы а) вадиа б) рахн Подробно эти группы будут рассмотрены далее в этой главе. Депозитарные операции (вклады) являются важнейшей пассивной операцией исламских банков. При этом существуют два разных вида вкладов: с участием в прибыли и без участия. Широкое распространение получили текущие счета. Исламские Банки принимают вклады на текущие счета от клиентов, предоставляя возможность безопасного хранения и удобного использования на доверительной основе. Банки распоряжаются вкладами по разрешению клиентов, которые в любое время могут изъять свои деньги из банка, причем последний гарантирует возвратность вклада. Вся прибыль, получаемая банком, принадлежит ему, а он в свою очередь обслуживает текущие счета клиентов. Вклады на текущие счета соответствуют чековым счетам обычных банков. Для владельцев текущих счетов предоставляются такие же услуги, как и владельцу чекового счета в обычном банке. Проценты на сумму чекового счета не начисляются, но банк в случае перерасхода не взимает процент за овердрафт. Правда, не все банки предоставляют своим клиентам возможность овердрафта. Эти институты проводят операции по счету клиента, не взимая за это комиссию, но при наличии определенной минимальной суммы на этом счете. Поскольку вкладчик получает свои деньги по первому требованию. Банк использует их только при краткосрочном кредитовании. Если при этом возникают убытки, за них отвечает только банк. Что касается сберегательных счетов без участия в прибыли, то минимальный вклад для них не предусмотрен. Такие счета открываются мелким вкладчикам. При предъявлении сберегательной книжки вкладчик может получить весь свой вклад. Хотя он не получает непосредственно вознаграждение, но с открытием этого счета он приобретает право на получение бесплатной ссуды с особенно льготными условиями возврата (кард хасан) в таких случаях, как болезнь, несчастный случай, свадьба или финансирование паломничества в Мекку. Максимальная сумма такого кредита определяется не суммой вклада, а сроком действия счета. Владельцы сберегательных счетов с участием в прибыли получают определенную часть прибыли банка исходя из суммы вклада. Хотя доля участия в прибыли ниже, чем по инвестиционным вкладам, но вкладчик может получить свои средства по первому требованию. С открытием такого счета вкладчик берет часть коммерческого риска на себя, он становится партнером банка. Это означает, что он, в случае если у банка будут убытки остается без вознаграждения или даже потеряет часть суммы вклада. Чтобы исключить этот риск, на практике при открытии такого счета в условиях контракта иногда не включают участие в прибыли и убытке, но банк добровольно платит в конце финансового года (с учетом финансовых результатов) по решению правления определенное вознаграждение на сумму вклада. В случае если банк откроет вкладчику инвестиционный счет, последний может рассчитывать на более высокое вознаграждение из участия в прибыли банка, чем при сберегательном счете с участием в прибыли, но в этом случае требуется определенный минимум вклада. Также ограничены возможности вкладчика изъять свой вклад до окончания того срока, на который он открыл этот счет. Несмотря на это, инвестиционные счета являются самым популярным видом вкладов. Существуют общие и специальные инвестиционные счета. Исламские банки принимают вклады на общие инвестиционные счета от клиентов, желающих инвестировать свои накопления на основе принципа мудараба. Средства вносятся на определенный срок. Таким образом, банк постоянно оперирует с вкладами разной срочности. По шариату банк в данном случае выступает как предприниматель, или заемщик денежных средств, а клиент - как инвестор, или кредитор. Банк договаривается с клиентом о разделении прибыли. Обычно 60-80% прибыли получает клиент и 40%-20% - банк. Доли участия в прибыли постоянно пересматриваются. В случае убытков клиент несет полную ответственность. Однако очень часто клиент не участвует в принятии решений об управлении инвестициями. Банк самостоятельно принимает решение об использовании средств на общих инвестиционных счетах, конечно, исходя из принципов шариата. Если вкладчик откроет бессрочный счет, то банк сначала считает сроком вклада 1 год. Если вкладчик не объявляет в ранее указанный срок о расторжении своего договора с банком, его срок автоматически пролонгируется еще на один год. Инвестиционные счета с ограниченным сроком предлагаются на 30, 90, 180 и 360 дней. По вопросу расчета дохода по этим счетам существуют разные мнения.

Исламский банк развития

Исламский Банк Развития был создан в целях содействия экономическому и социальному развитию стран-членов и мусульманских общин в соответствии с принципами шариата. Основными направлениями деятельности банка являются кредитование производства, проектов инфраструктуры, торговли, технической помощи, предоставляемой странам-членам по подготовке ТЭО, оказанию консультационных услуг и проведению научно-исследовательских работ, обучению персонала и т. д. Банк участвует в управлениии фондами, создаваемыми для конкретных целей.

Исламский Банк Развития играет особую роль в кредитовании торговых операций между странами-членами, а также между ПРС и странами-членами. В этих операциях задействован контракт мудараба. Помимо этого банк, предоставляя кредиты на беспроцентной основе, финансирует некоторые страны-члены посредством мударабы.51

Банк оказывает содействие проведению семинаров и круглых столов по результатам Уругвайского раунда, организует встречи стран-членов Организации Исламская Конференция, подводит предварительные переговоры со странами, которые нуждаются в помощи Исламского Банка Развития при вступлении в ВТО. Одним из крупных проектов Исламского Банка Развития является Исламская корпорация по страхованию инвестиций и экспортных кредитов (ICIEC), которая была создана в целях развития торговли и инвестиционного сотрудничества между странами-членами. Доля Исламского Банка Развития в уставном капитале этой организации составляет 50% (145 млн. долл.)52, остальные 50% внесли 30 из 5153 стран-членов Исламского Банка Развития. Корпорация, начавшая свою деятельность в июне 1995 года, осуществляет страхование экспортных кредитов от риска неуплаты по экспортным поставкам (страхование коммерческих и некоммерческих рисков) в соответствии с принципами шариата.

Исламский Банк Развития сыграл важную роль в выработке коллективной позиции стран-членов в отношении итогов Уругвайского раунда. Банк активно принимает участие в проекте по созданию информационной сети OIC (OICIS-net). Он инсталлировал информационные и телекоммуникационные системы для оперирования различными базами данных, которые могут быть доступны странам-членам посредством сетевой связи.

Данный кредитный институт содействует развитию технической кооперации в форме обмена опытом между странами-членами посредством финансирования краткосрочных проектов. Соответствующая программа по развитию технической кооперации затрагивает проблемы охраны окружающей среды, развитие банковской деятельности, в частности функционирования исламских банков.

В 1417 году по лунному календарю (18 мая 1996 - 6 мая 1997) в суммовом выражении общая величина проектов, технической помощи, торговых операций и операций со специальных счетов (Special Assistance Account) увеличилась на 17% по сравнению с предыдущим годом и составила 1671,22 млн. долл.54 Исламский Банк Развития провел 75 операций, 59 из них - это кредитование проектов, а 16 - оказание технической помощи, причем финансирование осуществлялось как за счет обычных средств банка, так и за счет средств накопленных на специальных счетах для наименее развитых стран. Общий объем совершенных операций составил 586,1 млн. долл., что на 20% больше чем в предыдущем периоде (503,16 млн. долл.) (см. Приложение, таблица 4). Банк оказывал услуги 34 странам, 13 из которых относятся к наименее развитым.

Так например, Так, Исламский банк развития выделил кредитов в 1417 (1996-1997) на строительство дороги Альят Гази в Азербайджане на 13 млн. долларов США, на бурение 400 водяных скважин в Камеруне в размере 8 млн., создание системы водоснабжения Сехель-Сфакс-Махдия в Тунисе - 5 млн; финансирование иждары (лизинговых операций), например, замена насосных станций в Египте - 28 млн., операций по покупке в рассрочку как покупка автобусов для компании Сотрак в Сенегале - 19 млн. или покупка нового нефтеналивного танкера в Туркменистане -11 млн., покупка трех центров по распределению электроэнергии в Алжире - 20 млн. А помощь со специального счета Исламского банка развития на строительство начальной школы на Мальдивах составила в 1997 году 5 млн., на строительство оздоровительных центров в Судане - 1 млн.56 Причем высока доля освоения предоставленных банком средств, так она достигает 90%.

Банк проводит политику патронажа по отношению к развивающимся странам, нуждающимся в финансировании своего развития, и пользуется этим для пропаганды идей исламской экономики, преимущества которой заключаются в том, что она ассоциируется в глазах обывателей со щедрой поддержкой, которая к тому же выступает как элемент благотворительности, свойственной исламу.

Более 60 % кредитования проектов в 1417 году (1996-1997) осуществлялось на возмездной основе. Льготное кредитование наименее развитых стран в указанном году значительно увеличилось. Кроме средств, выделяемых со спецсчета, последние получили около 88,8 млн. долл. из обычных фондов Исламского Банка Развития, что на 43% больше чем в 1416 (1995-1996) году (62,21 млн. долл.). С другой стороны кредитование со спецсчета возросло в 2 раза. Спецсчет для наименее развитых стран бы основан в 1413 году (1992-1993) для расширения льготного кредитования, которое не может осуществляться из обычных фондов банка. Удельный вес средств, выделяемых для кредитования проектов для наименее развитых стран, включая операции со спецсчета и финансирование торговых операций, составил 24,9% от всех проектов (19,5% в 1416 (1995-1996)).

Концептуальный подход к исламскому феномену

Как полагают многие исламские экономисты, значительные проблемы возникают при изучении деятельности исламских банков из-за новизны данного вида кредитных учреждений. В частности рядом исламских ученых подчеркивается, что границы предмета четко не определены. Не хватает концептуального и аналитического подхода традиционной экономической теории. В действительности исламская экономика основывается на исламском подходе к положениям традиционной экономики, таким как теория спроса и предложения, теория денег. Исламская экономическая теория пока не создала свои концепции, отличные от традиционных.

Кроме того, лишь с недавнего времени исламская экономическая теория стала применяться для определения приоритетов политических преобразований, следовательно, фактические данные по указанной проблеме - не велики. Негативным является и то, что небольшое количество институтов занимается проблемами исламской юриспруденцией и финансами. Необходимо учитывать и то, что в результате недостатка информации и квалифицированных кадров теоретическое развитие данной дисциплины сталкивается со значительными сложностями, в частности, методология анализа практического применения исламских финансов не разработана.

Наблюдается недостаток критериев, необходимых для определения того, должны ли исламские экономические принципы применяться в той или иной отрасли экономики или для тех или иных операций.

Ключевой вопрос для понимания теории функционирования исламских банков лежит в анализе их деятельности, базирующейся на беспроцентной основе. Исламским банкам желательно проводить операции исходя из принципа получения прибыли. Прибыль может поступать в банк от операций, связанных с торговлей, лизингом и непосредственно с финансированием контрактов по участию в прибыли.

Банки по своему выбору могут использовать любой инструмент для получения прибыли, но структура и условия операции должны соответствовать положениям шариата и не противоречить поставленным им целям. По такому принципу исламские банки выдают кредиты только в случае, если они не получают по ним проценты или другой доход.

Расходы финансируются как затраты плюс основная сумма долга. Как коммерческое учреждение исламский банк может кредитовать коммерческие предприятия на основе принципа участия в прибыли. Даже если часть средств банков будет связана с потребительским кредитованием, потребности большей части населения не будут удовлетворены. Для этого необходимо создание специальных институтов.

Суть принципа (участие в прибыли не может быть без разделения риска) заключается в том, что рыночный механизм основан на получении прибыли.

Вкладчики - это акционеры банков или акционеры какого-либо проекта. Им не гарантирован уровень дохода по вкладам. Если банк получает прибыль, вкладчикам полагается ее часть в соответствии с размером их инвестиций. Если банк несет убытки, их несут и вкладчики.

В соответствии с положениями ислама банки не могут взимать процент по предоставленным кредитам, но могут использовать другие способы инвестирования и финансирования, также основанные на принципе участия в прибыли.

Теоретически банки могут предоставлять средства в распоряжение предпринимателей, проект которых перспективен, но которые не имеют достаточного обеспечения. Таким образом, создаются новые предприятия, что является дополнительным вкладом в экономическое развитие.

Исламским банкам всегда будет не хватать каких-либо инструментов для совершения операций по сравнению с обычными банками. Если исламские банки используют в практической деятельности какой-либо новый финансовый инструмент, то обычные банки могут взять его себе на вооружение, в случае если он принесет им прибыль. Однако не каждый финансовый инструмент обычных банков может быть воспринят исламскими банками.

Исламский банк - это сочетание коммерческого банка и инвестиционного банка. В связи с природой инвестиционных операций исламским банком приходится направлять значительные средства на прибыльные проекты. В результате инвестиционных и контрактных отношений с потенциальными клиентами банки несут значительные издержки, связанные с оценкой кредитного риска и определением стоимости затрат на инвестирование. Банковские операции должны не только соответствовать законам шариата, но и приносить банку прибыль.

Существует мнение, что поскольку посредническая деятельность занимает важное место в исламской экономике и оказывает на нее огромное влияние, она должна быть национализирована. Однако эта точка зрения не очень популярна в исламских странах. Национализм не лежит в основе сущности исламской политики, так как он нарушает основу исламской философии - свободу совести и право на частную собственность.

В чем же кроются причины возникновения исламских банков. В частности, считается, что существует некоторый риск при использовании фондов в торговле и промышленности, а сами фонды, в первую очередь, идут на социальные цели. Кроме того, финансовый риск несут кредиторы, а не исполнительный персонал, который работает с ресурсами. Необходимо учитывать и то, что процент запрещен в форме фиксированной, заранее определенной суммы причитающейся кредитору, не зависимо от результатов деятельности предприятия, куда были вложены средства.

Основная цель исламского кредитования - содействовать развитию экономики в рамках и в соответствии с исламскими принципами. Поэтому банки не имеют права заниматься алкогольной торговлей, операциями по выплате и получению процентов, индустрией развлечений, торговлей свининой, и другими запрещенными операциями, даже если эти операции совершались по контракту участия в прибыли.

Способ кредитования зависит от сущности операций. Бей муаазал, бей би салям и способ "затраты + прибыль" - способы кредитования за счет долга. Должник средств обязан вернуть средства в полном размере (бей би салям). Сумма платежа, осуществляемого должником, определена заранее и представляет собой разновидность долга. С другой стороны мудараба и мушарака не относятся к способам кредитования за счет долга, поскольку заемщик не обязан вернуть полную сумму заемных средств. Иджару тоже нельзя рассматривать как долговой способ финансирования. При использовании мушараки и мударабы заемщик погашает заем в соответствии с прибылью или убытком, полученными от использования средств. В случае иджары выплачивается рента, которая может быть лишь небольшой частью суммы актива.

Похожие диссертации на Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран