Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие системы исламских финансов Азарян, Виктор Каренович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Азарян, Виктор Каренович. Становление и развитие системы исламских финансов : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.14 / Азарян Виктор Каренович; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2013.- 217 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-8/1931

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические аспекты системы исламских финансов 12

1.1 Эволюция исламской экономической мысли 12

1.2 Принципы и сущность системы исламских финансов 30

1.3 Структура системы исламских финансов: институты и инструменты 48

ГЛАВА II. Развитие системы исламских финансов в мире 65

2.1 Динамика и современное состояние системы исламских финансов 65

2.2 Роль международного регулирования и создания инфраструктуры в развитии системы исламских финансов 89

2.3 Факторы роста системы исламских финансов 113

ГЛАВА III. Развитие системы исламских финансов в россии: предпосылки и перспективы 123

3.1 Опыт развития исламских финансов в странах, не входящих в ОИС 123

3.2 Особенности становления системы исламских финансов в России

3.3 Оценка возможностей и предложения по развитию СИФ в России 163

Заключение 179

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Функционирование системы исламских финансов– это действительность настоящего времени. Количество исламских финансовых институтов в мире постоянно увеличивается. Появляются новые крупные акторы на мировом финансовом рынке: исламские банки, фонды, страховые компании и другие. На рынок приходят традиционные банки, открывая исламские филиалы, и другие игроки, стремящиеся получить доступ к инвестициям и частным капиталам клиентам, для которых важно соблюдение в бизнесе определенных принципов.

Возрастают объемы исламских финансов и масштаб их деятельности.По нашей оценке, только за последнее десятилетие активы исламских финансовых институтов увеличились в 10 раз, причем объем эмиссий исламских ценных бумаг увеличился почти в 81 раз за этот период.

Исламские финансы постепенно отвоевывают часть международного финансового пространства. Исламские ценные бумаги котируются на ведущих биржевых площадках мира в Лондоне, Люксембурге, Ирландии. Ведущие международные банки мира развивают исламскую финансовую деятельность не только в корпоративном, но и розничном сегменте. Лучшими исламскими банками в мире признаны HSBC, DeutscheBank, StandardCharteredи др.Исламские банки получают лицензии на осуществление деятельности в странах немусульманского мира.

С целью стимулирования развития исламских финансовых институтов на внутренних рынках, отдельные государства разрабатывают стратегии по развитию исламской как части существующей финансовой системы в стране, и принимают пакет мер, стимулирующий данную сферу. В ряде арабских и африканских стран, где до недавнего времени была представлены только традиционные финансовые институты, принимаются новые законы для привлечения исламских финансов. Ярким примером здесь являются Марокко и ЮАР. По этому пути идут и страны развитого мира – Австралия, Франция, Ирландия, Великобритания.

Правительства стран, входящих в сферу исламских финансов, руководствуются не только спросом на услуги со стороны мусульманского населения, но и необходимостью открыть свой финансовый рынок для исламских финансов, которые, благодаря своим принципам организации, сокращаютнеустойчивость экономикиот финансовых потрясений и содействуют сближению финансовой деятельности с реальной экономикой. Развитие исламских финансов в стране содействует интеграции национальныхсубъектов хозяйствования в глобальную систему исламских финансов. Такие страны как Марокко, Австралия, Казахстан делают ставку на развитие системы исламских финансов как части стратегия по становлению в стране финансового центра.

Деятельность исламских финансовых институтов становится более диверсифицированной и сложной. Возрастают возможности и увеличивается опыт исламских банков по структурированию комплексных крупных сделок. Качественный и количественный прогресс исламской финансовой отрасли безусловно заслуживает изучения.

Оценка опыта развития и распространения исламских финансовых институтов в мире, выявление недостатков и препятствий, упущений со стороны самих финансовых институтов и регулирующих их деятельность органов представляют собой значительный научный интерес, особенно с учетом того, что до недавнего времени изначально существовала только концепция исламского банковского дела без практического его воплощения. Исламские финансовые институты смогли воплотить существующую теорию в практику. Сейчас система исламских финансов эволюционирует вместе с правовым регулированием отрасли.

Развитие исламских финансов сопровождается свойственными им особенностями, исследование которых крайне важно для прогнозирования будущих сценариев развития не только исламской, но и международной финансовой системы.

Глубокие финансово-экономические кризисы, включая мировой долговой кризис 1982 г., современные потрясения, зародившиеся еще в 2006-2007 гг. в США и прокатившиеся почти по всему миру, европейский кризис задолженности 2012-2013 гг. требуют более внимательного изучения моделей ведения бизнеса, предлагаемых в рамках системы исламских финансов, базирующейся на принципах, запрещающих чрезмерные заимствования, неоправданные риски, неопределенность, спекуляции.

В России опыт работы исламских финансовых институтов насчитывает более 15 лет. Исламские технологии в банковской деятельности стали применятся «Бадр-Форте Банком» еще в 1997 г. Усилия по развитию исламской финансовой деятельности на уровне отдельных регионов уже приносят свои плоды. Татарстан, к примеру, благодаря ряду инициатив уже привлекал исламские финансирование на осуществление не малого количества проектов, в том числе и инфраструктурных. К примеру, с помощью исламских финансов были профинансировали строительство объектов Универсиады, которая проводилась в 2013 г.

Выявление тенденций развития исламских финансовых институтов в России и оценка их перспектив имеют особое значение для разработки предложений по стимулированию деятельности системы исламских финансов в рамках программ инновационного развития российской экономики, модернизации финансового рынка, становление в стране международного финансового центра.

Актуальность названных проблем, возрастающая потребность их решения определили выбор темы, объекта и предмета исследования, обусловили постановку цели и задач диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы. Развитие системы исламских финансов, ее элементов, регулирования и отдельных ее направлений в последние годы вызывают повышенный интерес и исследуются многими учеными. Значительный вклад в изучениетеории вопроса внесли такие российские ученые и экономисты, как Бирюков Е.С.,Джабиев А.Н., Жданов Н.В., Журавлев А.Ю., Ионова А.И., Мирошник Е.Н., Павлов В.В., Сюкияйнен Л.Р. и др. Если Журавлев А.Ю. и Павлов В.В. в основном посвящали свои исследования исламскому банковскому делу, то Беккин Р.И. дал комплексный анализ современной исламской экономической модели, основным звеном которой является система исламских финансов.

Теоретическая концепция системы исламских финансов формировалась на основе трудов представителей ранней исламской экономической мысли – Абу Юсуфа, Яхьи ибн Адама, Абу Убаида Аль-Касима ибн Саляма, Абу ФаражаКудамa ибн Джаафара, Абу Джаафара Ахмеда ибн Насера Аль-Дауди и Абу Фаража Абдель Рахмана ибн Ражаба Аль-Ханбали, Ибн Аль-Мукаффы и др. Особый вклад был внесен такими учеными как Аль-Газали, Ибн Таймийя, Ибн Хальдун, Ибн Каййим Аль-Джаузийа.

Среди современных зарубежных теоретиков и исследователей вопросов развития системы исламских финансов необходимо назвать УмараЧапру, Абдель АзимаИслахи, ЗамираИгбаля, Мохаммеда Таки Османи, Сидуна Харона, ВанаНурсофизаВанаАзми, К. Хассана, Р. Кайеда, Аббас Мирахора и др.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является исследование развития системы исламских финансов в мире на современном этапе, выявление роли исламских финансовых институтов в ее формировании, факторов укрепления ее позиций, а также изучение возможностей ее становления в России для привлечения финансовых ресурсов из стран Персидского залива, осуществления проектного финансирования, укрепления инвестиционного сотрудничества, совместного финансирования инновационных и слаборазвитых отраслей, улучшения инвестиционного климата.

Достижение данной цели предопределяет решение следующих задач:

изучение исламской экономической мысли, в частности, ее периодизации и финансовой составляющей, определения сущности и основ исламских финансов, принципов и особенностей исламских финансовых институтов и инструментов;

анализ развития системы исламских финансов в мире и выявление в этом процессе роли государственного и международного регулирования, а также тенденций и факторов, препятствующих и содействующих развитию исламских финансов;

изучение опыта немусульманских стран в развитии исламских финансов и оценка возможностей его применения в России с учетом специфики, необходимости и возможности развития системы исламских финансов в России;

выявление факторов, влияющих на становление системы исламских финансов в России;

разработка предложений по развитию системы исламских финансов в России.

Объектом исследования выступает система исламских финансов, состоящая из исламских финансовых институтов, инструментов, принципов ведения финансовой деятельности, финансовой инфраструктуры.

Предметом исследования являются особенности функционирования и факторы развития системы исламских финансов на современном этапе в мире.

Теоретические основы исследования включают труды российских и зарубежных ученых в области исламской экономики, исламских финансов, исламского банковского дела, мировой экономики, международных финансов, государственного и международного регулирования системы исламских финансов, экономики арабских стран, исследования, публикации и отчеты международных организаций (Исламского банка развития, Организации бухгалтерского учета и аудита, исламских финансовых учреждений, материалы зарубежных национальных организаций, и, в частности, исследования Авдокушина Е.Ф., Айдрус И.А., Беккина Р.И., Беловой И.Н., Бирюкова Е.С., Волгиной Н.А., Гусакова Н.П.,Давтяна М.А.,Журавлева А.Ю.,Игбаля З., Ислахи А., Каллимуллиной М.Э., Мирахора А., Павлова В.В., Сиддики М.Н., Стрениной М.А., Федякиной Л.Н.,Фитуни Л.Л., Шкваря Л.В. и др.

Источниками информации для диссертационного исследования явились научные труды и материалы зарубежных национальных организаций: Центрального банка Бахрейна, Европейского центрального банка, Исламского банка развития, Центра управления ликвидностью, Международной исламской корпорации по управлению ликвидностью, Международного исламского финансового рынка, Совета по исламским финансовым услугам материалы международных, региональных и местных органов власти, федеральное и местное законодательство по теме и объекту исследования, аналитические материалы международных рейтинговых агентствS&P, Международного исламского рейтингового агентства, информационных аналитических компаний таких как Bloomberg, ThompsonReuters, Zawiya.

В качестве источников фактической информации о российском рынке были привлечены данные участников российского рынка исламских финансовых услуг, статистическая информация, предоставляемая информационно-аналитическим порталом Islamic-finance.ru, материалы международных конференций, семинаров и совещаний по исследуемым вопросам.

Новизна диссертационного исследования заключается в том, что на основе анализа современного состояния системы исламских финансов определены общие тенденции и факторыее развития, разработаны и предложены научно-практические рекомендации по развитию в России исламских финансовых институтов с целью интеграции страны в мировую систему исламских финансов и как следствие – расширение возможностей по привлечению иностранного капитала.

Наиболее существенными являются следующие результаты, характеризующие научную новизну и личный вклад автора:

предложена авторская периодизация развития исламской экономической мысли, включающая четыре основных этапа; собраны воедино и обобщены принципы функционирования системы исламских финансов;

предложено авторское определение системы исламских финансов, которая представляет собой совокупность финансовых институтов, регулирующих организаций, механизмов проведения операций, финансовых инструментов и правовых норм, неотъемлемым элементом которой являются советы/специалисты по шариату;

выявлено, что основными тенденциями развития системы исламских финансов в мире являются увеличение активов исламских финансовых институтов, географическое и отраслевое расширение их деятельности, появление более широкого спектра ориентиров для участников финансового рынка, таких как специализированные рейтинги (2005 г.), международная исламская межбанковская ставка (2011 г.), индексы исламской финансовой деятельности (1999 г.);

установленыфакторы становлениясистемы исламских финансов на современном этапе;определено, что международное регулирование, создание специализированных международных организаций (AAOIFI, LMC, IILM, IIFM, IFSB, CIBAFIи др.) и разработка международных стандартов, наряду с государственнымстимулированием, являются ключевыми факторами ее развития;

предложена классификация стран по уровню готовности к изменению законодательства и создания паритетных условий функционирования для исламских и традиционных финансовых институтов, согласно которой выделены 3 основных группы государств, не являющихся членами ОИС;

систематизированы факторы и особенности развития системы исламских финансов в России, доказана необходимость и возможность укрепления позиций исламских финансов в стране;

предложены меры по усилению исламских финансовых институтов в России, выделены наиболее перспективные направления сотрудничества (инфраструктурные проекты, финансирование предприятий электроэнергетической, машиностроительной отраслей, торговое сотрудничество и др.).

Практическая значимость работы состоит в возможности применения результатов исследования государственными структурами в процессе разработки стратегии развития системы исламских финансов в России, а также субъектами хозяйствования (банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами, предприятиями, частными предпринимателями) для ее дальнейшего стимулирования.

Оригинальный информационный материал диссертационного исследования представляет также практический интерес для учебного процесса в высших учебных заведениях рамках чтения лекций и ведения семинарских занятий по курсам «Мировая экономика», «Международные финансы», «Финансы и кредит», «Россия в глобальной экономике», а также спецкурсов, в т.ч. разработанного автором спецкурсе «Исламские финансы».

Диссертация соответствует пунктам:п. 7 «Международная экономическая взаимозависимость. Обеспечение устойчивого развития национальной и мировой экономики. Стратегии национального экономического развития», п. 8 «Эволюция мирохозяйственного механизма. Регулирование экономических процессов на национальном и международном уровнях. Международная координация экономической политики. Сохранение и трансформация экономического суверенитета»,п. 25 «Национальная экономика отдельных стран в системе мирохозяйственных связей: проблемы оптимизации взаимодействия и обеспечения национальных экономических интересов. Международные экономические противоречия, их причины и способы разрешения», паспорта ВАК России по специальности 08.00.14 «Мировая экономика».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были апробированы в учебно-методических материалах «Исламские финансы» (выпущены в соавторстве с научным руководителем), а также в докладах на международных и вузовских научно-практических конференциях и семинарах, таких как: XIМеждународная научно-практическая конференция «Страны с развивающимися рынками: успехи, риски и вызовы инновационного развития» (ОАЭ, Дубай, 2012 г.), научный семинар «Россия в постиндустриальном мире» 2012 г., X Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Страны с развивающимися рынками в условиях финансово-экономического кризиса» 2011 г., научная конференция «Актуальные проблемы глобальной экономики» 2013 г., во времямастер-классов по исламским финансам, проводимым на базе экономического факультета РУДН в рамках ежегодного Фестиваля науки в 2011, 2012 и 2013 гг., IV международной научно-практической конференции «География Мирового хозяйства: Регионализм в условиях глобализации» 24-25 октября 2013 г.

По теме исследования опубликовано 17статей общим объемом 5,65 п.л., в том числе 3 статьи объемом 0,8 п.л. – в рецензируемых научных журналах ВАК России и 1 статья на иностранном языке объемом 0,2 п.л. – в научном сборнике Emerging Economies: Development Challenges and the Innovative Approach solutions. Также опубликованы программа курса «Исламские финансы» и методическое пособие по курсу «Исламские финансы» общим объемом 2,3 п.л.

Структура диссертации.Диссертация включает в себя введение, 3 главы, заключение (всего 217 стр. текста, 19 рисунков, 12 таблиц), список использованной литературы (165 наименований, в т.ч. 67– на иностранных языках) и приложение, содержащее таблицы и рисунки.

Принципы и сущность системы исламских финансов

Ранний период ислама вплоть до начала высокого средневековья (середина IX - конец XIV вв.) характеризовался непрерывным развитием исламской науки изначально за счет собственных интеллектуальных ресурсов, позднее за счет соприкосновения с опытом других культур и народов.

Нами выявлено, что во времена раннего ислама 21 сочинение было посвящено налогообложению. Первую книгу о мусульманском налогообложении написал уазир халифа Аль-Махди Муауия инб Убайд Аллах ибн Ясар Аль Ашари, живший до 786 г.

Абу Юсуф ибн Ибрахим ибн Хабиб Аль-Ансари Аль-Куфи (731-798 гг.), видный исламский факих (законовед), написал трактат об экономике и налогообложении по поручению халифата Харуна Аль-Рашида. Именно халиф и поручил ему составить подобный трактат. «Китаб аль-харадж» («Книга о налогообложении») посвящен правилам налогообложения. В ней речь идет речь о подушевой подати, налоге на землю, обсуждаются вопросы земле- и водопользования, государственного управления и др.

Вот, к примеру, как автор предлагал взимать налог с добываемых полезных ископаемых: «...Пятая доля взимается со всего, что добывается из рудников, будь то в большом или в малом количестве, даже если человек добудет из рудника серебра весом меньше двухсот дирхамов, или золота, весом меньше двадцати мискалов, - все равно с этого взимается пятая доля и рассматривается это не как объект, подлежащий обложению закатом , а как добыча. Не подлежат обложению руды этих металлов, а взимается пятая доля только с [содержащегося в них] чистого золота, чистого серебра, железа, меди и свинца. Тому, кто добывает эти металлы из рудников, не засчитываются [в счет пятой доли] понесенные при этом расходы; бывает, что расходы по добыче поглощают всю стоимость добытых металлов: в таком случае со старателя не должна взиматься пятая доля, но взимается пятая доля с него уже после очистки металлов, все равно, много ли, мало ли его получилось, а понесенные им расходы ему ни в какой мере не зачитываются. А что касается до прочих минералов, добываемых из недр земли, помимо перечисленных, как то: яхонт, бирюза, сурьма, ртуть, сера и охра, то ни с одного из них не взимается пятина и все они приравниваются к глине и песку. Если тот, кто добыл сколько-нибудь золота, серебра, железа, свинца или меди, обременен долгами, то это не освобождает его от уплаты пятой доли...» . Отрывок из произведения «Китаб аль-харадж» свидетельствует о весьма конкретном и точном описании механизма и уровня налогообложения.

Помимо названных выше двух авторов, в эпоху раннего ислама и правления Аббасидов было подготовлено в целом 27 разных сочинений, посвященных различным аспектам государственных финансов. Такое количество трудов объяснялось востребованностью текстов и разъяснений, с приходом новых халифов и возникновением новых религиозно-правовых направлений и школ, а так же развитием практики международной торговой деятельности, но эти исследования касались отдельных аспектов хозяйствования. Для ознакомления с полным списком, переведенным нами на

Яхья ибн Адам в своем труде «Китаб аль-харадж» рассматривал вопросы налогообложения земель, установления прав собственности на землю, статус немусульман при регулировании землепользования и др. Важность труда мыслителя на наш взгляд заключается в том, что положения о земельной собственности применяются до сих пор на практике в ряде мусульманских стран.

Кудама ибн Джаафар в своем произведении «Китаб аль-харадж» анализирует существующую на тот момент налоговую систему на предмет соответствия законам шариата.

Труд персидского мыслителя и арабского писателя Ибн Аль-Мукаффы (примерные годы жизни 720-757 гг.) "Рисалят аль-сахаб" (Письмо/послание о сподвижниках) раскрывает ряд финансовых вопросов, связанных с государственным управлением. Аль-Мукаффа, обсуждая в данной работе проблемы, с которыми сталкивается новый режим Аббасидов, рекомендует освободить военнослужащих от фискальных обязательств в виде регулярных выплат в связи с инфляцией. В разделе, посвященном налогообложению земли, он обращает внимание на жестокую эксплуатацию земледельцев и предлагает ввести налогообложение согласно существующим правилам и земельному регистру.

Абу УбаиПд Аль-Касим ибн Салям (774-838 гг.) в своем произведении «Китаб аль-амауаль» описывает источники финансирования раннего исламского государства и анализирует государственную фискальную политику. По сути сочинение Абу Убайда является уникальным историческим источником исламской экономической мысли, посвященной анализу расходов и доходов государства.10 Большая заслуга автора, по нашему мнению, состоит в том, что ему удалось объединить религиозные положения пророка Мухаммеда, теоретические подходы мыслителей своего круга и известных правоведов, и подвергнуть все это правовому анализу.

Чуть позднее Абу Хамид ибн Занджави (796-865 гг.) подготовил «Книгу о государственных расходах».

Начиная с IX-X вв. исследования становились все более комплексными, так Абу Джаафар ибн Насер Аль-Дауди, живший до 1011 г., в своем трактате «Китаб аль-амуаль» анализирует вопросы администрирования государственных расходов, управление землей и недвижимостью. Основные интересы автора сводятся к западной части Арабского халифата, а именно Магрибу, Испании и Сицилии, в то время как все его предшественники посвящали свои труды проблемам развития восточных земель арабских владений. Стоит заметить, что данный труд Аль-Дауди был остро востребован на протяжении пяти веков после его появления. В своем сочинении автор раскрывает проблемы апроприации и распределения военных трофеев, определяет границы частной и общественной собственности, налогообложение земли, обсуждает вопросы заработной платы в войсках, выявляет основания для выделения финансовой помощи. Аль-Дауди проливает свет на разные виды дохода и предлагает способы поддержания баланса в обществе между разными группами или другими словами -бедными и богатыми.

Структура системы исламских финансов: институты и инструменты

Занимаясь торговлей вместе со своей женой Хадиджей, еще пророк Мохаммед заключал сделки, основанные на мударабе. Сегодня, помимо торговли, мудараба активно используется в сфере услуг, промышленности, сельского хозяйства и др.

Мурабаха представляет собой сделку, по которой банк или иной финансовый институт приобретает необходимый клиенту актив у продавца и продает его с отсрочкой платежа. Финансовый посредник приобретает актив только после волеизъявления клиента. После принятия предложения банк приобретает товар для конечного потребителя. Мурабаха не разрешается, если активом является золото, серебро или валюта.

Основные правила мурабахи сводятся к следующему: объект продажи должен существовать на момент осуществления сделки; он должен находится в собственности продавца и в физическом или косвенном владении.

Как правило, мурабаха представляет собой определенный вид продаж, а не финансирование. Цена мурабахи как продажи с отсрочкой платежа включает согласованную прибыль и понесенные продавцом затраты. В качестве механизма финансирования мурабаха выступает в случае, когда клиенту необходимо приобрести партию товаров (сырье), к примеру, для производства. В этом случае финансовый институт и клиент подписывают соглашение, по которому банк обязуется продать, а клиент купить указанное количество товара по согласованной цене. В процессе финансирования в рамках мурабахи продавец имеет право попросить обеспечение в форме залога, закладной и преимущественного права требования имущества должника, а также предоставления поручительства третьей стороны. В качестве гарантии клиент может взять на себя обязательство в случае просрочки платежа выплачивать определенную сумму в благотворительный фонд. Финансовым институтам запрещено получать доход в виде штрафа. Важно понимать, что пролонгация мурабахи на новых условиях запрещена. Досрочная выплата также не может является пунктом договора, но в этом случае финансовый институт по собственному желанию может списать часть долга.81

Иджара - это договор аренды, по которому собственник объекта передает его другому лицу на определенный период времени по определенной цене. В мировой практике такой договор называется лизинг. Иджара бывает двух видов: операционная аренда и аренда с последующим выкупом. 2

В качестве схемы финансирования аренда может выступать при соблюдении ряда условий: арендная плата начисляется после получения арендатором имущества, не допускается доход в виде взыскания за просрочку платежа, штраф переводится в благотворительные фонды; сдаваемой в аренду имущество страхуется исламскими страховыми компаниями, расходы по страховке несет арендодатель. Основное отличие иджары от лизинга заключается в том, что договор лизинга вступает в силу с момента его подписания, тогда как договор иджары, являясь реальным договором, вступает в силу в момент передачи имущества.

В рамках иджары допустима субаренда в случае согласия арендатора. Здесь стоит отметить, что иджара может секьюритизироваться, а сертификаты иджары обращаться на вторичном рынке. Иджара активно используется исламскими банками.

Салям - продажа товара, согласно которой продавец берет на себя обязательство поставить товар покупателю в будущем в обмен на наличный платеж.

В рамках сделки салям допускается требование предоставления залога или поручительства. Для расширения возможностей исламских финансовых посредников возможно заключение параллельной сделки салям с целью продажи товара. В параллельной сделке срок контракта может быть более короткий, цена на товар и прибыль более высокой. По договору авансового платежа не разрешается предоставлять долговое обязательство. Взимать неустойку за просрочку поставки товара запрещается.

Поставка товара с отсрочкой существовала еще во времена пророка Мохаммеда - аравийские торговцы активно пользовались этой схемой при экспортно-импортных поставках. Предметом сделки салям могут быть сырье, промышленная и сельскохозяйственная продукция и другие товары, качество и количество которых может быть определено однозначным образом. Исламские банки сегодня активно используется для финансирования проектов в агросекторе.

Разновидностью салям является истисна - договор продажи, который вступает в силу до момента производства/создания товара. В договоре истисна поставщиком товара является финансовый посредник, а не клиент. Оплата за товар производится поэтапно. Предметом договора выступает выполнение строительных работ или производство какого-либо товара по заказу. Истисна не применяется к товарам природного происхождения. Прибыль финансиста складывается в результате разницы цены договора истисна и параллельному договору субподряда. Истисна активно применяется при финансировании строительства промышленных объектов, закупки таких дорогостоящих транспортных средств как самолеты, корабли, поезда, жилищного строительства. По принципу истисна могут быть организованы соглашения ВОТ (buy, operate and transfer).

Сукук представляет собой ценные бумаги, подтверждающие право собственности на реальные активы. К сукук относятся: сертификаты иджара (сукук иджара); сукук, удостоверяющие право узуфрукта; сукук, удостоверяющие право на услуги; сукук салям; сукук истисна; сукук мурабаха; сукук мушарака; сукук музараа (раздел урожая); сукук мусака (ирригация); сукук мугараса (сельское хозяйство).84

По своей сути сукук является инвестиционным сертификатом, подтверждающим право владельца на долю в праве собственности на базовый актив, пропорциональную величине вложенных средств. Обращение долговых сукук запрещено. Эмитентами сукук могут быть суверенные, муниципальные, ведомственные и корпоративные образования.

Такафуль представляет собой договор между группой лиц с целью урегулирования убытков в результате действия определенных рисков, которым могут подвергнуться участники договора. Участники формируют фонд из добровольных взносов и передают управление данным страховым фондом избранному комитету держателей полисов или акционерной компании, обладающей лицензией на ведение страховой деятельности, в рамках агентского договора (уакаля). Управляющий комитет берет на себя

Роль международного регулирования и создания инфраструктуры в развитии системы исламских финансов

Основными задачами IIMF являются поддержка саморегулирования и продвижения сегментов исламского рынка капитала и денежного рынка. IIFM в сотрудничестве с организациями-участницами развивает инициативы, включая рекомендации по выпуску и торговле, передовому опыту, стандартизацию финансовых контрактов, которая ведет к инновации продуктов, рекомендации по рынку и развитию инфраструктуры.

IIFM принимает активное участие в содействии развитию торгов на исламских финансовых рынках, регулировании инфраструктурных и других системообразующих учреждений, а также в решении проблем, связанных с хеджированием, документацией вторичного рынка, возможными механизмами исламских договоров об обратной покупке, мурабаха и др.

Совет по исламским финансовым услугам (Islamic Financial Services Board - IFSB), начавший функционировать в 2003 г. в Куала-Лумпуре, фокусирует свои усилия на стандартизации исламских финансовых услуг. Организация внедряет стандарты и руководства для исламских банков, рынка капитала и страхования. Основные функции сводятся к проведениям исследований, координации инициатив индустрии, организации конференций, семинаров, круглых столов для регуляторов и участников отрасли.

Целями IFSB являются обеспечение прозрачности исламской отрасли финансового бизнеса через внедрение новых и адаптацию существующих международных стандартов в соответствии с принципами шариата, а также выдвижение предложений о принятии этих стандартов; разработка рекомендаций по эффективному контролю и регулированию институтов, предлагающих исламские финансовые услуги; выработка критериев выявления, оценки и управления с учетом международных стандартов; сотрудничество с соответствующими организациями, устанавливающими стандарты с целью международной валютной и финансовых систем, а также стран-участниц; содействие сотрудничеству между странами-участницами в развитии индустрии исламских финансовых услуг; развитие образования и кадров для исламских финансов; создание базы данных исламских банков, финансовых институтов и экспертов индустрии.

В целом, деятельность IFSB дополняет усилия Базельского комитета по банковскому надзору, Международной организации комиссий по ценным бумагам и Международную ассоциацию страховых надзоров. На апрель 2013 г. в состав IFSB входят 187 постоянных и ассоциированных членов, а также наблюдателей, из которых - 57 регулирующих органов, 8 международных межправительственных организаций и 122 участника рынка. Международный валютный фонд, БМР и Всемирный банк имеют статус ассоциированных

Особое место в развитии исламских финансов как в мире занимает созданный и базирующийся в Бахрейне Совет исламских банков и финансовых институтов (Council for Islamic Banks and Financial Istitutions -CIBAFI) и Sheriyah Review Bureau (SRB). СИБАФИ является одним из 4-х международных исламских финансовых инфраструктурных некоммерческих институтов, созданным в 2001 г. по Указу Эмира Королевства Бахрейн №23. CIBAFI является аффилированной структурой Организации исламского сотрудничества. В состав CIBAFI входят различные банки и финансовые институты разных стран мира (приложение 6).

Совет исламских банков и финансовых институтов предоставляет консалтинговые услуги в области исламского бэнкинга и продвигает интересы исламских финансовых институтов. Наряду с такими услугами, как сбор, анализ и последующее опубликование информации об исламских банках мира, в сферу деятельности организации входит и консалтинг по созданию новых исламских финансовых структур, а также подготовка, обучение и повышение квалификации кадров, занятых в сфере исламских финансов. Таким образом, в целом основной целью организации является развитие исламских финансов.

В данный момент переговоры ведутся об открытии представительств в Тунисе, Азербайджане и ряде других стран СНГ.

В Бахрейне инкорпорирована еще одна частная консалтинговая компания, Sheriyah Review Bureau (SRB), специализирующаяся на вопросах соответствия финансовой деятельности шариату. Основными клиентами SRB по преимуществу являются традиционные банки, ведущие свою деятельность совместно с исламскими финансовыми организациями. I !

Несмотря на то, что существует ряд организаций, призванных стандартизировать понимание и толкование шариата в сфере экономики и финансов, а также при многих финансовых институтах имеются целые отделы или по крайней мере отдельные специалисты, многие банки испытывают сложности в определении того, что дозволено, а что нет.

Международное исламское рейтинговое агентство (IIRA), деятельность которого была начата в Бахрейне в 2005 г., является единственным рейтинговым агентством, созданным с целью обеспечения рынков капитала и банковского сектора преимущественно исламских стран широким спектром рейтингов и необходимой профессиональной информацией. Рейтинговая система учитывает особенности исламских финансов. Основные цели IIRA сводятся к обеспечению прозрачности рынков, облегчению процесса принятий инвестиционных решений, содействию развитию региональных и национальных финансовых рынок путем ограничения инвестиционного или кредитного риска, предоставления результатов оценки рисков компаний и инструментов.

Международное исламское рейтинговое агентство финансируется международными финансовыми организациями (ИБР, Исламская корпорация по развитию частного сектора (Саудовска Аравия), ведущими банками и финансовыми институтами (Kuveyt Turk, Bahrain Islamic Bank, Arcapita Bank, Abu Dhabi Islamic Bank) и рейтинговыми агентствами (Capital Intelligence, JCR-VTS, MARC). 118 Один из рейтингов, присваиваемых IIRA, является определение качества соответствия шариату. Наилучшим баллом по шкале является AAA. Самый низкий показатель - В (табл. 5).

Особенности становления системы исламских финансов в России

Стоит подчеркнуть, что развитие исламских финансов в США в большей степени, нежели в других странах, обусловлено внутренним спросом. С целью избежания нарушения законодательства США многие исламские финансовые институты действуют как лизинговые компании и брокеры по недвижимости, т.к. эти структуры подвергаются меньшему регулированию со стороны властей. В целом же в законах о регулировании не было сделано специальных поправок для улучшения климата для исламских финансовых компаний.

Перспективы развития исламских финансов в США можно оценить как позитивные: потенциал рынка огромный, население и бизнес сообщество имеет склонность к инновациям, одними из которых являются исламские финансы, следует и создает тренды развития,

Не меньшей сбалансированностью характеризуется и опыт Австралии, хотя страна встала на путь развития исламских финансов гораздо поздней Великобритании.

Для России очень важным представляется анализ инициатив и практических результатов развития системы исламских финансов в странах-партнерах по БРИКС. Страны группы БРИКС являются развивающимися экономиками, характеризующимися высоким потенциалом роста, в то же время им присущи схожие проблемы такие как высокий уровень бедности, дифференциация населения, безработица, потребность в иностранных инвестициях. К тому же усиление сотрудничества в БРИКС является для России стратегической целью. Динамичное развития Китая, Индии и Бразилии уже поставило на повестку дня вопрос об изменении мирового экономического порядка, что перекликается с предпосылками об изменении мирового финансового порядка в результате расширения деятельности и влияния системы исламских финансов.

Бразилия присоединилась к мировой исламской финансовой индустрии относительно недавно. В стране регулирующие органы осознают необходимость перемен. Заинтересованность в листинге исламских ценных бумаг выражает Комиссия по ценным бумагам и биржам. Предложения об эмиссии бразильских сукук звучали на 19-й конференции, посвященной международному бухгалтерскому учету, в 2007 г. в Куала-Лумпуре, а также на конференции по исламским финансам, организованной Бразильской фондовой биржей (BOVESPA).147

Сам бразильский рынок, не дожидаясь правительственных мер, сумел продемонстрировать практические результаты. Еще в 2000 г. Chase Securities и Национальный коммерческий банк Саудовской Аравии (Saudi National Commercial Bank) профинансировали на 50 млн долл. государственную нефтяную компанию Petrobras. Сделка была структурирована как мурбаха для закупки нефтепродуктов в Aramco и др. компаниях Залива.

В 2013 г. бутиковый исламский инвестиционный банк ОАЭ Abu Dhabi Equity Partners выделил средства для финансирования крупнейшего бразильского производителя сахара и этанола. Хотя бразильская компания производит этанол - алкоголь - сделка была разрешена советом шариата Abu Dhabi Equity Partners, так как продукт производится не для потребления человеком. Сделка была структурирована на основе уакали и мурабахи. В силу участия фермера в прибыли, исламские условия сделки помогают стимулировать развитие производственного комплекса.

Другой успешный пример - создание в 2012 г. фонда недвижимости катарским исламским банком Barwa Bank в Бразилии.

Осуществление финансовых проектов согласно принципам шариата в Бразилии является следствием быстрорастущих торговых отношений с арабскими странами Персидского залива. Бразилия является крупнейшим в мире экспортером продукции халяль. Только в первой половине 2012 г. импорт арабских стран из Бразилии составил 3,6 млрд долл. Бразилия поставила в 38 мусульманских стран 367 тысяч тонн говядины. Арабский экспорт из Бразилии составил в 2012 г. 4 млрд долл.149 Данный показатель свидетельствует о положительном влиянии на экспортную позицию Бразилии проектов в области исламских финансов.

Отсутствие поправок в налоговом законодательстве, которые бы исключали двойное налогообложение в рамках одной сделки, существование лимитов на покупку банками осязаемых активов, а также их косвенное налогообложение - все это серьезно препятствует развитию исламской финансовой отрасли. Тем не менее, в Бразилии имеются колоссальные возможности для развития исламских финансов в агробизнесе. Бразильские эксперты призывают к использованию сукук салям и мударабу в сельском хозяйстве. В области проектного финансирования для исламских финансовых институтов Бразилия является привлекательным рынком.

В Индии задел для роста исламских финансов был положен еще в середине ХХ-го века, когда в 1947 г., когда была опубликована первая в мире книга по исламской экономике. В 1961 и 1971 гг. в Индии были открыты исламские фонды Deoband и Najibabad. В 2010 г. правительство штата Керала совместно с Al Baraka Bank предложило финансовые услуги согласно нормам шариата, позднее проекты были приостановлены. Представители государственных органов объяснили это тем, что Индия является светским государством, и исламские финансы идут в разрез с конституцией страны.

Похожие диссертации на Становление и развитие системы исламских финансов