Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование инновационных методов управления в сфере культуры Кизилова, Ирина Николаевна

Формирование инновационных методов управления в сфере культуры
<
Формирование инновационных методов управления в сфере культуры Формирование инновационных методов управления в сфере культуры Формирование инновационных методов управления в сфере культуры Формирование инновационных методов управления в сфере культуры Формирование инновационных методов управления в сфере культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кизилова, Ирина Николаевна. Формирование инновационных методов управления в сфере культуры : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Кизилова Ирина Николаевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов].- Санкт-Петербург, 2011.- 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-8/1435

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Инновации в сфере культуры современного общества 11

1.1. Роль сферы культуры в развитии современного общества 11

1.2. Характеристика инноваций в сфере культуры 28

1.3. Анализ и формирование подходов к классификации инноваций в сфере культуры 43

Глава 2. Методические основы инновационного управления в сфере культуры 60

2.1. Развитие методов управления в сфере культуры 60

2.2. Программно-проектный метод как инновационная технология управления в сфере культуры 80

2.3. Применение технологии социокультурного партнерства в сфере культуры 98

Глава 3. Прикладные аспекты использования инновационных методов управления в сфере культуры 119

3.1. Анализ инновационных проектов, реализуемых в сфере культуры Санкт- Петербурга 119

3.2. Применение программно-проектного метода управления в сфере культуры для решения социальных проблем 141

Заключение 161

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью принятия мер по успешному завершению реформирования бюджетной сферы. Последствия реформирования сферы культуры, затрагивающие, в первую очередь, организационную форму и финансовое обеспечение учреждений и организаций, при несвоевременном внедрении инновационных методов управления, могут привести к разрушению сложившейся системы культурного предложения, снижению эффективности деятельности учреждений культуры, что затруднит выполнение социальных функций отрасли.

Произошедшие изменения в институциональном поле культуры, обусловленные появлением новых участников культурной деятельности, таких как негосударственные некоммерческие и коммерческие организации, вызывают необходимость развития существующих методов управления, не способных в настоящее время обеспечивать эффективную координацию деятельности разнообразных субъектов управления. Совершенствование применяемых механизмов управления и внедрение новых методов определяют способность государственной власти осуществлять реализацию культурной политики в новой институциональной среде. В связи с чем, задача изучения и систематизации управленческих инноваций становится особенно актуальной.

Недостаточное развитие инструментов и моделей управления, таких как, например, система проектного мониторинга и технология социально-культурного партнерства, препятствуют внедрению инновационных методов в практику управления. Таким образом, выявление недостающих инструментов, их изучение и включение в практику управления обеспечит формирование системы управленческих инноваций в сфере культуры.

Постановка проблемы. Существующие механизмы управления, такие как планирование и программирование развития сферы культуры, несмотря на свое повсеместное распространение в практике управления социокультурной сферой, не обеспечивают устойчивых результатов развития сферы культуры в контексте реформы бюджетной сферы и внедрения программно-целевого финансирования культуры. Необходимо адаптировать зарекомендовавшие себя механизмы управления, а также разрабатывать и внедрять инновационные технологии в управление, принимая во внимание усложнение задач, стоящих перед субъектами сферы культуры в связи с обновлением потребительской аудитории культурных продуктов и услуг, и с учетом потребностей постиндустриального (информационного) общества. Применение комплексного подхода к формированию инновационных механизмов

управления повысит эффективность менеджмента и обеспечит развитие инновационных процессов как в отдельных субъектах, так и, в сфере культуры в целом.

Степень разработанности научной проблемы. Проблемам исследования инноваций посвящены работы российских и зарубежных специалистов - А.Е. Абрамешина, М.А. Гершман, Е.Н. Гусевой, О.П. Молчановой, В.В. Прокина, В.Л. Семенова, А.Г. Фонотова, М. Фридмена, Ф. Хайека, Й. Шумпетера и др.

Вопросы экономики культуры и развития моделей управления в социокультурной сфере рассматривались в работах Ю.В. Автономова, Г. Бакши, У. Баумоля, Г. Бешарова, У. Боуэна, В.Э. Гордина, Р.С. Гринберга, А.И. Дымниковой, B.C. Жидкова, А Кламера, С.Д. Куннингэма, Р.А. Масгрейва, Д. Норта, А. Пикока, А. Пратта, Дж. Поттса, К.Э. Разлогова, Р. Тауза, И. Риццо, А.Я. Рубинштейна, П.Э. Самуэльсона, К.Б. Соколова, Б.Ю. Сорочкина, М.Д. Сущинской, П. Стоунмана, Д. Тросби, Б. Фрея, К. Хандке, М. Хаттера, Дж. Хейлбруна, Дж. Хокинса, Л.В. Хоревой. СВ. Шишкина, Р. Шустермана, В. Вер Ээке, К. Эрроу, Л.И. Якобсона и др.

Проблемы развития творческих индустрии и становления творческой экономики представлены в работах таких исследователей как Т.В. Абанкина, М.Б. Гнедовский, Р. Кэйвс, Дж. О'Коннор, Ч. Лэндри, Т. Коуэн, М.В. Матецкая, Р. Флорида и др.

Методология формирования социальных партнерств, разработка и применение методов межсекторального взаимодействия получили развитие в работах А.С. Автономова, Р. Аксельрода, Ю. Ахмада, Н.Ю. Беляевой, Е.Б. Веприковой, И.Е. Городецкой, П. Друкера, К. Дэваннэ, Р. Ингельхарта, М. Кастельса, Л.Н. Коноваловой, М.И. Либоракиной, П. Ллойда, П. Ди Маджио, К. Миллера, В. Пауэла, К. Поппера, М. Рауи, В.И. Редюхина, Р. Тэннисон, Л. Саламона, М.Г. Флямера, К. Фомбруна, К. Фримена, Н.Л. Хананашвили, Б. Чакроворти, Дж. Шермерхорна, В. Эстли, В.Н. Якимца и др.;

В то же время, несмотря на большой объем знаний в области инноваций, экономических моделей управления и роли культуры в общественном развитии, изучение и классификация инноваций в сфере культуры, в частности, управленческих инноваций, ещё не стали предметом развёрнутого специального исследования и не исчерпывают научной потребности в рассмотрении инноваций в социокультурной сфере.

Целью диссертационного исследования является исследование теоретических и методических проблем систематизации инновационных методов управления и разработка научно-методических рекомендаций по внедрению инновационных моделей управления в сфере культуры,

основанных на применении комплексных подходов к разработке инструментария управления.

В соответствии с поставленной целью, в рамках исследования решались следующие задачи:

исследовать содержание инноваций в сфере культуры и их значение для социально-экономического развития в условиях постиндустриального общества;

обобщить отечественный и зарубежный опыт, связанный с внедрением инновационных моделей управления в социокультурную практику;

изучить возможности целенаправленного применения инновационных механизмов в системе управления сферой культуры, влияющих на совершенствование ее организационно-управленческих функций;

определить основные характеристики проектов в сфере культуры для развития управленческих практик в культурной деятельности;

выявить сущность социокультурных партнерств и их роли в развитии инновационных технологий управления в сфере культуры;

разработать методические основы применения инновационных моделей управления в социокультурной сфере, разработать алгоритм и рекомендации по их применению и провести апробацию полученных результатов.

Объектом диссертационного исследования выступает сфера культуры, нуждающаяся в условиях организационного и финансового реформирования в разработке и внедрении инновационных методов управления для выполнения своих социокультурных функций.

Предметом диссертационного исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов, связанных с совершенствованием и внедрением инновационных механизмов управления в сфере культуры, а также методы их совершенствования.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются работы российских и зарубежных авторов в области экономики культуры, инновационного менеджмента, менеджмента в сфере культуры, социального партнерства.

Диссертационное исследование осуществлялось на основе общенаучных методов исследования - системного подхода, анализа и синтеза, методов типологического и сравнительного анализа, эмпирических методов.

Информационной базой диссертационного исследования являются материалы Федеральной службы государственной статистики России, данные статистики в области культуры Государственного учреждения

культуры и дополнительного образования «Институт культурных программ», материалы исследований, проводимых российскими и зарубежными независимыми аналитическими агентствами, собственные исследования автора.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что автором были разработаны научно-методические рекомендации по совершенствованию и внедрению инновационных моделей управления в сфере культуры и предложен механизм для повышения инновационных эффектов программно-проектной деятельности.

К числу результатов диссертационного исследования, обладающих научной новизной, относятся:

Предложена трактовка определения инноваций в культуре с учетом специфики социокультурной сферы и роли культуры в модернизации общества; разработана классификация инноваций в сфере культуры и охарактеризованы их виды, охватывающие все направления деятельности отрасли; выявлены и сформулированы особенности инновационных процессов и их влияние на общественное развитие.

Сформирован подход к модернизации управления в сфере культуры, заключающийся в совершенствования управленческих процессов, что выражается в определении приоритетов модернизации, разработке стратегических планов и формировании среды, необходимой для внедрения инновационных методов и моделей управления сферой культуры. Автором обосновано понимание сектора творческих индустрии как инновационных форм существования организаций культуры.

Предложено определение инновационных методов управления в сфере культуры и разработаны инновационные модели управления; описаны их структура, области применения и характеристики: программно-проектный метод (ППМ), основными свойствами которой являются системность, универсальность и кумулятивность; метод многомерной оценки (ММО), основанный на исследовании отдельного социально-культурного явления (события, проекта, мероприятия) с точки зрения трех составляющих его реализации: анализ ресурсного поля явления, изучение общественного мнения по данной проблеме, анализ степени освещенности предмета исследования в СМИ, а также их отношения к оцениваемому проекту.

Разработана модель социокультурного партнерства (СКП), опирающаяся на межсекторальное взаимодействие трех секторов: государства, коммерческого сектора культуры, некоммерческого

государственного и негосударственного секторов культуры, включая творцов, роль которых в модернизации сферы культуры представляется определяющей. Доказана роль СКП как инновационного механизма управления, осуществляемого в соответствующей организационно-правовой форме и направленного на решение социокультурных проблем путем построения устойчивых партнерских связей между государством, коммерческим и некоммерческим секторами культуры.

Разработан алгоритм институционализации социокультурного партнерства, включающий в себя этапы формирования, учреждения и организации деятельности партнерств и основанный на анализе партнерств различного уровня деятельности.

Определены критерии для многофакторного анализа проектов в области творческих индустрии и сформированы методики оценки эффективности проектной деятельности в сфере культуры на основе разработанных критериев оценки, позволяющих осуществлять диагностику эффективности системы управления в целом и отдельных методов, в частности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в развитии системного подхода к изучению инноваций в сфере культуры, разработке методик оценки эффективности инновационных проектов с целью совершенствования методов управления в социокультурной сфере. Основные положения диссертации могут быть использованы для дальнейших исследований проблем управления в сфере культуры. Материалы диссертационной работы используются автором в рамках преподавания программ повышения квалификации управленческих кадров сферы культуры по тематикам: «Инновационные модели управления в сфере культуры», «Проектная деятельность в сфере культуры», «Творческие индустрии как сектор инновационного развития».

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанные автором программно-проектный метод и метод многомерной оценки могут применяться для повышения инновационных эффектов от проектной деятельности в социокультурной сфере. Разработанные критерии оценки эффективности проектов носят универсальный характер могут использоваться для организации мониторинга результатов проектно-ориентированного финансирования, как в научной, так и в практической деятельности, например, в работе экспертных советов. Предложенные автором рекомендации по улучшению социокультурной адаптации мигрантов с помощью ППМ направлены на решение острой социокультурной проблемы, стоящей перед современным обществом.

Апробация практических результатов исследования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в выступлениях автора на ряде российских и международных научно-практических конференциях и в опубликованных автором научных работах. Всего автором опубликовано по теме исследования 7 научных работ, общим объемом 2,93 п.л.

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе Государственного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», факультет журналистики, при чтении лекций и проведении семинарских занятий по учебным дисциплинам «Консалтинг», «Маркетинговые исследования».

Апробация инновационных методов управления: ППМ, ММО, СКП, предложенных автором, прошла при разработке целевых программ, концепций развития отрасли и отдельных учреждений, подготовке положений для грантовых конкурсов, исследовании динамики программно-проектной деятельности в сфере культуры, изучении отдельных проблем в социокультурной сфере Санкт-Петербурга.

Структура диссертационной работы. Поставленные цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и четырех приложений. Общий объем работы составляет 223 страницы, 8 таблиц, 12 рисунков, библиографический список включает 188 источников.

Во введении обоснованы актуальность диссертационного исследования, определены цели и задачи, раскрыта научная новизна и практическая значимость выводов и результатов работы.

Первая глава - «Инновации в сфере культуры современного общества» - посвящена исследованию особенностей функционирования сферы культуры в современных социально-экономических условиях. Автором рассмотрены вопросы и задачи государственного участия в финансировании и развитии сферы культуры, проанализированы теоретические аспекты изучения роли культуры в социально-экономическом развитии общества, а также задачи ее модернизации. В главе рассмотрена роль инноваций в культуре на примере творческих индустрии, разработана классификация инноваций в культуре.

Вторая глава - «Методические основы инновационного управления в сфере культуры» - содержит исследование существующих методов управления в сфере культуры, определение предпосылок развития и внедрения инновационных методов управления, систематизацию управленческих новаций в культуре и выявление проблем, требующих модернизации управленческих процессов. В главе изучены технологии управления проектной деятельностью и межсекторальным

сотрудничеством; на основании результатов исследования автором разработаны инновационные методы управления в сфере культуры: программно-проектный метод, метод многомерной оценки и модель социокультурного партнерства.

Третья глава - «Прикладные аспекты использования инновационных методов управления в сфере культуры» - посвящена изучению применения разработанных автором управленческих методов для использования в практике управления социокультурной сферой. В главе проведены исследование массива инновационных проектов в сфере культуры с использованием разработанных критериев оценки эффективности проектной деятельности и систематизация данных анализа массива проектов в области творческих индустрии (ТИ). Практическая применимость программно-проектного метода (ППМ) управления в сфере культуры рассмотрена на примере решения проблемы социокультурной адаптации мигрантов в Санкт-Петербурге. В заключении представлены основные выводы и наиболее важные результаты проведенного исследования. В приложении содержатся методические расчетные материалы, подтверждающие апробацию результатов исследования.

Анализ и формирование подходов к классификации инноваций в сфере культуры

Процессы, происходящие в сфере культуры на протяжении последних лет в России и за рубежом, демонстрируют изменения, как в самой сфере культуры, так и в ее роли в социально-экономическом развитии общества.

Как известно, в России культура является сферой государственного регулирования. Данные вопросы подробно обсуждаются такими авторами как C.B. Шишкин ; B.C. Жидков, К.Б. Соколов ; А .Я. Рубинштейн , и другие. Вопросы инновационных практик управления и развития данных секторов стали актуальны в связи с проведением реформирования бюджетного сектора экономики , и в последнее время приобретают новое значение в связи с введением в действие законодательных изменений, касающихся организационно-правовых форм государственных учреждений и экономических основ их деятельности .

В рамках основных направлений экономической теории показано разнообразие аспектов рассмотрения взаимоотношений экономики и культуры, и особенно роль, формы и характер государственного участия в сфере культуры и его формы. Долгое время в исследовательской традиции доминировал подход, представленный, например, в работах Б. Фрея (B.S. Frey) ; Дж. Хейлбруна (J. Heilbrun) , Р. Тауза (R. Towse) , в рамках которого сфера культуры рассматривалась как «затратный» или непроизводительный сектор экономики, требующий государственных (общественных) субсидий в силу наличия широкого спектра нерыночных ценностей.

Детальное и масштабное изучение сферы культуры как специфической отрасли экономики было начато в 60-е годы XX века. Своеобразным толчком для этого послужил факт существенного сокращения во многих странах расходов на социально-культурную сферу, что обусловило необходимость дополнительного теоретического обоснования возможности рыночного регулирования этой сферы деятельности. Многие исследования, проведенные в то время, сформировали идеи, которые впоследствии развивались в рамках научного направления "экономика культуры" такими авторами как Р. Тауз и Д. Тросби (D. Throsby) . Основная идея данного направления заключается в том, что предметом исследования выступает специфика распределения ресурсов в сфере культуры как отрасли национальной экономики. В рамках этого тезиса развивается ряд важных идей и решаются практические задачи культурного развития.

Одной из ключевых идей, которая получила развитие в рамках экономики культуры, а потом исследовалась и в других сферах общественного сектора (в образовании, в здравоохранении), стал феномен динамики издержек в областях с превалирующей долей человеческого (творческого) труда. Суть данного явления заключается в том, что для некоторых видов культурной деятельности характерно следующее: издержки растут быстрее цен на производимые блага. Поэтому потребность в субсидиях, покрывающих разность между расходами и доходами, имеет тенденцию к росту. Это явление получило название «болезни Баумола-Боуэна», по имени ученых, исследовавших данный феномен в сфере исполнительских искусств . Анализ «болезни издержек» использовался руководителями организаций культуры во многих странах в качестве основания для государственной, общественной и частной поддержки. Работа У. Баумоля и У. Боуэна привлекла внимание большого числа исследователей, в частности, Ю.В. Автономова , связанных с разработкой государственной политики в социальной сфере, поскольку она предоставляла весомые аргументы сторонникам государственной поддержки искусства и культуры. Во многом на ее основании правительства ряда развитых стран (США, Франция, Голландия, Великобритания, Япония и других) приняли решение о расширении масштабов и форм субсидирования творческой деятельности. Как утверждает один из американских специалистов в области экономики культуры Г. Бешаров , успех научного труда У. Баумоля и У. Боуэна был обеспечен теми условиями, в которых он появился, включая развитие общественной и частной поддержки сферы искусства, появление попечительских советов организаций культуры, увеличение расходов негосударственных структур на развитие культуры. Другое направление исследований экономических основ культурной деятельности связано с современной версией теории общественных благ сформулированной П.Э. Самуэльсоном , в рамках экономики благосостояния. Исследователей интересовала мотивация общественной опеки, сформулирован феномен «фрирайдерства» в отношении общественных благ, и нежелание субъектов рынка производить подобные товары и услуги в необходимом количестве. Данный феномен нашел развитие в работах Л.И. Якобсона и А.Я. Рубинштейна . Экономические решения, которые предлагаются для преодоления проблемы «фрирайдерства» состоят в государственных поставках общественных благ, предоставлении налоговых схем возмещения издержек производителям культурных благ. Также в рамках экономики благосостояния рассматривались нерыночные ценности культурных благ, такие как ценность отложенной альтернативы, ценность престижа и другие , а также методы их оценки с точки зрения косвенных эффектов, которые сфера культуры оказывает на развитие других секторов экономики. Например, один из ключевых специалистов в сфере экономики культуры, Д. Тросби выделяет эстетическую, символическую и социальную ценность культурных благ, М. Хаттер (М. Hutter) и Р. Шустерман (R. Shusterman) выделяют неэкономические художественные ценности культурных благ.

Еще один подход, представленный такими исследователями как P.A. Масгрейв (R.A. Musgrave) , 1958; Д. Квай (D. Cwi)20, В. Вер Ээке (W. Ver Eecke) , рассматривает необходимость государственного участия в сфере производства культурных благ с позиций мериторики. Отнесение культурных благ к мериторным благам подразумевает наличие существование разрыва между «правильными» и фактическими потребностями частных лиц . Как показывает анализ данной концепции, ее основные экономические решения связаны с субсидиями производителям «опекаемых» благ, стимулирующими снижение цен и увеличение потребления мериторных товаров .

Указанные ситуации относятся к ситуациям «провалов рынка» , и касаются в основном некоммерческих (традиционных) видов искусства. При этом, коммерческие сектора, то есть культурные индустрии не нуждаются в особой опеке государства, в рамках рассматриваемых направлений, так как относятся к секторам рыночной экономики .

Еще одним направлением, разрабатывающим вопросы государственного участия в сфере культуры, является теория культурного капитала . Под культурным капиталом подразумевается объект, обладающий некоторой культурной ценностью. Признание культурного капитала в экономическом значении, как производитственного ресурса, обосновывает целый ряд новых причин для государственного финансирования культуры. Д. Тросби проводит параллель между сохранением биоразнообразия (природного капитала) и культурного разнообразия (культурного капитала). Однако в то время как теория культурного капитала является важным дополнительным (и, возможно, самым убедительным) аргументом в пользу государственного участия в сфере культуры, на практике реализация данных воззрений сопряжена с трудностями измерения культурного капитала и его вклада в экономическое развитие, рассмотренными в трудах А. Кламера (A. Klamer)"" .

Программно-проектный метод как инновационная технология управления в сфере культуры

Рассмотрим подробнее виды инноваций, представленные в таблице. Творческие инновации обуславливаются развитием творческого потенциала личности и групп, а также существованием других видов инноваций, в первую очередь, информационно-технологических и управленческих. Отметим среди факторов творчества, стимулирующих инновации в культуре, роль технического прогресса, определяющего появление новых инструментов, материалов и способов производства и распространения продуктов творчества. Творец, осваивая технические новшества, внедряет творческие инновации и развивает возможности их применения, используя новые каналы коммуникации. Собственно творческие инновации стимулируют осмысление художником крупных событий в истории и жизни человечества, передача опыта поколения, ощущение времени и прогноз будущего, и, наконец, сама личность творца.

Общая модернизация социально-экономической сферы формирует не только новых потребителей культуры, но и ее творцов. Внедрение новых технологий производства и продвижения культурной продукции обеспечили сближение творцов и потребителей, в частности, в области творческих индустрий. Творцы, вовлекая потребителей в творческий процесс, позволяют им приобщиться к радости созидания и сами, в свою очередь, начинают лучше понимать «своего» зрителя и слушателя.

Инновационная сущность творчества и приближение творцов к потребителям культурной продукции посредством использования современных технологий привлекает не только молодую аудиторию, выросшую в условиях развития информационно-коммуникативных технологий, но и другие целевые группы, расширяя, таким образом, круг творчески ориентированных людей. Приток в искусство любителей, наблюдаемый в последние десять лет повсеместно, связан с доступностью информации о происходящих культурных процессах и агрессивной маркетинговой стратегией деятелей искусства, «заражающей» аудиторию привлекательностью самого творчества и стиля жизни творческих людей.

Технические средства сделали доступнее инструменты, с помощью которых любой человек может приобщиться к творческой деятельности. Отмечаемое традиционно стремление части населения, не имеющей прямого отношения к творческим профессиям, к самовыражению через участие в любительстве, приобрело в настоящее время характер массового увлечения, особенно в направлениях творчества, связанных с дизайном. Такие виды деятельности, как фотографирование, создание дизайна Интернет-сайтов, блогов, рекламных модулей, календарей, открыток стали особенно популярны. Образовательные общедоступные курсы по предметам имиджмейкер, дизайн интерьера и ландшафтный дизайн пользуются повышенным спросом у людей различных профессий. Открытость и публичность знаменитых людей постиндустриального общества стимулируют любителей к открытой демонстрации результатов своей творческой деятельности, используя безграничные возможности электронных социальных сетей и Интернет- пространства.

Текущая тенденция вызывает в обществе оппозицию, отмечающую рост непрофессионализма в искусстве, общее снижение стандартов культурной продукции и подавляющее влияние на общественное сознание масс-культуры; и в то же время привлекает сторонников, считающих, что развитие творческого начала в каждом члене общества, независимо от имеющегося уровня профильного образования и таланта, в целом, позитивно сказывается на развитии творческого потенциала общества, необходимого во всех сферах жизнедеятельности и способного генерировать инновационные технологии, в том числе и в сфере культуры.

Новые формы творческой деятельности, такие как фестивали искусств, концерты и выставки с использованием мультимедийных технологий, проекты, объединяющие музейное и театральное сообщество, требуют не только новых творческих подходов, но также использования информационно- технологических нововведений и новых навыков управления.

Информационно-технологические инновации. Прежде всего, необходимо отметить выделение в самостоятельное направление ранее вспомогательной информационной деятельности в культуре. На первом этапе развития новаторским считалось создание Интернет-сайта организации, что и по сей день остается актуальным направлением для информационного пространства культуры. Практически одновременно с освоением сети Интернет начался процесс перевода информации с печатных носителей в электронный вид для повышения доступа и гарантии сохранности данных. Достаточно вспомнить проект по оцифровке рабочих тетрадей A.C. Пушкина из собрания

Пушкинского Дома, организованный и профинансированный в 1994 - 1995 гг. Электронные каталоги библиотек, электронные коллекции музеев, афиши культурной жизни в Интернет, оцифровка книг, - вот только несколько примеров внедрения новых информационных технологий в сфере культуры. Отдельно в ряду информационных инноваций в культуре стоит проект «Русский музей: виртуальный филиал» . Этот инновационный межрегиональный и международный проект обеспечивает доступность крупнейшей в России коллекции русского искусства самой широкой аудитории. В пространстве Интернет работают такие телевизионные и Интернет-компании как «Искусство» , Роскультура.ги и Культура Online , освещающие события и новости в области культуры и предлагающие трансляции в записи и в режиме реального времени концертов, премьер, тематических фильмов о культуре, интервью и других событий.

Сегодня в сети Интернет представлены учреждения и организации культуры разных форм собственности, а также творческие деятели, которые размещают информацию и предлагают новые продукты и услуги заинтересованным потребителям. Растет число коммерческих предложений в культурном секторе с использованием информационных технологий, например: услуги художников и дизайнеров, обеспечение музыкального сопровождения, звуко- и видеозаписи на разные носители, аренда оборудования для культурных мероприятий, услуги рекламы и продвижения в сети Интернет и многие другие.

Однако следует отметить, что, несмотря на существующие положительные примеры информационно-технологических инноваций общий уровень информатизации сферы культуры не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Информационные ресурсы культуры не составляют единое информационное пространство культуры и на национальном, и на региональном уровнях. В связи с подавляющим количеством русскоязычных

Применение технологии социокультурного партнерства в сфере культуры

Оперативное направление развивается в связи с появлением новых задач реформирования бюджетной сферы, которые требуют модернизации сети учреждений культуры и перевода взаимоотношений органов власти с подведомственными организациями на новую основу - государственного контракта (заказа). Отметим, что подготовка данных документов опирается на разработку общего перечня услуг в сфере культуры, с одной стороны, и определения нормативов услуг, предоставляемых государству учреждениями и организациями, переводимыми в новые формы финансирования, согласно индивидуальному договору с управляющими структурами, с другой стороны.

Новые организационно-правовые формы для государственных учреждений, такие как «Специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация» (СГМНО) и «Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация» (ГМАНО), определяют необходимость разработки новых управленческих моделей для подготовки и реализации текущей реформы, связанной с многочисленными изменениями, затрагивающими всю сферу культуры.

Информационное направление получило развитие в связи с усилением влияния принципов открытости в информировании общественности и с ростом разнообразия электронных услуг. Информатизация в сфере культуры, в настоящее время, стимулируется новыми требованиями к сбору, обработке и распространению информации, характерными для информационного общества. Появление новой группы потребителей, для которых основным источником информации служит Интернет, способствует расширению представительства организаций в сфере культуры, их продуктов и услуг в сети, выполнению новых задач по обратной связи с потребителями.

Отметим, что изменение форм взаимодействия государственной власти с общественностью привело к необходимости модернизации информационных каналов, формированию новой политики социальной коммуникации, внедрению таких инструментов, как ответы на вопросы руководителей на официальных Интернет-сайтах, ведение собственных блогов, создание специальных представительств на Интернет-сайтах новостных агентств. Отставание в развитии информационного направления сказывается как на восприятии результатов деятельности органов власти культуры, так и на снижении общей заинтересованности в посещении культурных организаций и событий.

Образовательное направление находится среди приоритетов управленческих задач, однако принимаемые меры, как правило, ограничиваются финансированием курсов повышения квалификации для работников культуры и проведением разовых семинаров. Недостаточное внимание и недофинансирование данного направления, по нашему мнению, может привести к замедлению модернизации сферы культуры в целом и к негативным последствиям текущего реформирования бюджетной сферы.

Метод институциональной модернизации включает в себя управленческие действия, связанные с учреждением государственных организаций культуры, созданием общественных и экспертных советов, формированием социально- культурных партнерств. Создание новых подведомственных и независимых структур имеет своей целью повышение эффективности направлений работы, входящих в приоритеты культурной политики. Кроме того, отметим, что новые организации создаются зачастую в ответ на общественную потребность в развитии тех видов деятельности, которые не обеспечиваются существующими структурами или вызывают сомнения в их объективности. Так, экспертные советы, в которые приглашаются представители организаций разных форм собственности, имеющие общественный вес и вызывающие доверие у профессионалов, формируются в ответ на задачи оценки и отбора проектов в государственных конкурсах субсидий. Однако недостаточное привлечение независимых экспертов, отсутствие взаимодействия с профессиональными неформальными сетями, препятствуют установлению контактов между властью и общественными институтами. Нами установлено, что механизм построения социально-культурного партнерства, применение которого в практике управления обеспечивает консолидацию ресурсов и достижение общественного согласия в решении социокультурных задач, не имеет широкого распространения в связи с низкой заинтересованностью власти и государственных учреждений в сотрудничестве с организациями и лидерами НКО.

Итак, модернизация существующих и внедрение инновационных методов управления будет способствовать повышению эффективности управления сферой культуры в новых условиях, характеризующихся реформированием бюджетной сферы, изменением институционального поля культуры, усилением роли менеджмента организаций и распространением практик управления в социокультурной сфере с использованием новаторских подходов.

По нашему мнению, инновационными являются методы управления, направленные как на сферу культуры в целом, так и на отдельные субъекты, позволяющие повысить хозяйственную самостоятельность и обеспечить развитие отрасли с учетом потребностей информационного общества.

Внедрение управленческих инноваций обеспечит системный подход к формированию приоритетов культурного развития и решению социокультурных проблем, затрагивающих интересы всех общественных групп. Кроме того, инновации в управлении являются катализатором для развития нововведений в культуре, нуждающихся в инфраструктуре инновационной деятельности, направленной на поддержку и развитие инноваций. Считаем, что модернизация программно-проектного метода управления создаст необходимые предпосылки для консолидированных действий по преодолению существующих недостатков в управлении сферой культуры, рассмотренных в параграфе.

Применение программно-проектного метода управления в сфере культуры для решения социальных проблем

Исследование общественного мнения для сферы культуры является необходимым методом получения информации в связи со спецификой отрасли, основным потребителем услуг которой является население: жители города и туристы. Особое значение имеют многолетние социологические наблюдения, позволяющие выявлять динамику приобщенности петербуржцев к культурной жизни, их предпочтения в данной сфере, что представлено в обобщающей работе М.Е. Илле . Основным параметром в данных исследованиях является вычисление индекса приобщенности конкретной группы людей к культурной жизни. Оценка проводится в разрезе социально-демографических групп: взрослое население, дети; лица с ограниченными физическими возможностями; мигранты и ряд других. Одной из важнейших задач исследования является выявление причин, мешающих более благоприятному развитию социально-культурного явления (ситуации). Наиболее эффективной стратегией в социологическом исследовании является комбинирование количественного и качественного метода для проверки рабочих гипотез, что и является предпочтительным при изучении сферы культуры.

Анализ степени освещенности культурного проекта в СМИ, а также отношения городских СМИ к культурной среде в целом проводится путем мониторинга публикаций. Поученные данные позволяют судить о степени освещенности в СМИ конкретной общественно значимой проблемы; оценить интерес к ней журналистов; характер и ключевые темы информационных сообщений. Технология мониторинга заключается в комплексном анализе публикаций за выбранный период времени наиболее значимых СМИ: печатных изданий, телеканалов, радиостанций, информационных и информационно- аналитических агентств, популярных новостных Интернет-сайтов. Для доступа к таким публикациям используются ресурсы медиабанка информационно- аналитического агентства «Интегрум» , а также сайтов СМИ, найденных с помощью российских поисковых Интернет-систем Яндекс (Yandex) и Рамблер (Rambler). Анализ собранного материала позволяет оценить качество информационной поддержки проектов в сфере культуры и произвести необходимую коррекцию стратегии коммуникаций со СМИ.

Описанный метод многомерной оценки является универсальным и может применяться к различным социально-культурным явлениям и ситуациям, как в составе программно-проектного метода, так и самостоятельно. Глубокая и профессиональная объективная оценка результатов культурных процессов становится крайне актуальной в современных экономических условиях. Основным итогом трехстороннего анализа является возможность разработки комплекса обоснованных мероприятий, направленных на решение проблемы, что позволяет добиться максимально эффективного использования финансовых, кадровых и временных ресурсов для достижения желаемого результата.

Рассмотрев отдельные компоненты ППМ, отметим, что функциональная полнота компонентов ППМ обеспечивает выполнение целей и задач программ при наличии всех необходимых условий реализации программы, таких как: постановка проблемы заказчиком, определения целей и задач программы, наличия финансирования и конкурсных процедур, формирование пула исполнителей и консультантов, обеспечения информационных и кадровых ресурсов.

Необходимым условием эффективного применения программно-проектного метода (ППМ) является взаимосвязанность и взаимообусловленность всех представленных компонентов структуры метода. Отсутствие даже одного из компонентов снижает эффективность применения метода. Результаты проектной деятельности, основанной на программно-проектном методе, включаются в последующие программы и проекты как на этапе их формирования, так и на стадии реализации.

Автор полагает, что ППМ как инновационный подход к методам управления в сфере культуры востребован, в первую очередь, в связи с переходным состоянием, в котором находится система государственного управления в сфере культуры, характеризующемся одновременно чертами патерналистской и рыночной моделями управления. Неопределенность позиции государства, предлагающего в качестве руководства к действию зачастую взаимоисключающие друг друга правила взаимодействия со сферой культуры, обуславливает потребность субъектов проектного пространства в комплексном подходе к программно-проектному управлению. В качестве примера достаточно назвать стимулирование государственных учреждений к повышению проектной активности, получению средств бюджета на реализацию собственных проектов и в то же время полный запрет на оплату услуг координаторам, организаторам и участникам проектов, являющимися сотрудниками данного государственного учреждения, из проектных средств. В целях предупреждения сокращения проектной активности со стороны государственного сектора культуры в связи с противоречиями в управленческих установках, считаем целесообразным расширение возможностей организации проектной работы за счет развития межсекторального партнерства, активизации взаимодействия профессиональных сетей и внедрения действенной системы мониторинга проектной среды на основе метода многомерной оценки.

Применение комплексного подхода к формированию инновационных механизмов управления повысит эффективность менеджмента и обеспечит развитие, как отдельных субъектов, так и сферы культуры в целом.

Характер функционирования социокультурной сферы и развитие программно-проектной деятельности определяет различные варианты взаимодействия. Так, даже сама система целеполагания в сфере культуры позволяет создавать программно-проектные комбинации, основанные на многомерности и комплексности задач. Программа и проект могут быть частями более крупной программы или проекта, создавая разнообразные системы взаимоподчиненности и взаимодополняемости. И программа, и проект несут в себе возможность развития по следующим направлениям: географическому, национальному (региональному), партнерскому, и тематическому. Они могут взаимодействовать с другими программами, инициируя новые проекты, в новых партнерствах или по новым тематикам. Программа может менять статус и выращивать из проектов новые программные направления. Не редкость в социокультурной сфере такое явление как саморазвивающиеся программы, при старте которой в программную концепцию закладываются только общие методы ее реализации, а исполнители, тематика, технология взаимодействия программ и проектов остаются на усмотрение конкретных исполнителей и организаторов, отвечающих за устойчивость программы, ее информационную и организационную обеспеченность. Примером такой программы является

Похожие диссертации на Формирование инновационных методов управления в сфере культуры