Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностно-смысловые основания эстетики русского символизма Неженец, Иван Николаевич

Ценностно-смысловые основания эстетики русского символизма
<
Ценностно-смысловые основания эстетики русского символизма Ценностно-смысловые основания эстетики русского символизма Ценностно-смысловые основания эстетики русского символизма Ценностно-смысловые основания эстетики русского символизма Ценностно-смысловые основания эстетики русского символизма
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Неженец, Иван Николаевич. Ценностно-смысловые основания эстетики русского символизма : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Неженец Иван Николаевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2011.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/486

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Обращение к переходным эпохам и уникальным феноменам художественной культуры XX века диктуется потребностью современной эстетики, ее повышенным вниманием к новым концепциям предназначения искусства. Феномен русского символизма является блестящим подтверждением этого утверждения. Изучавшийся прежде в ряду иных художественных направлений, русский символизм органично связан с эпохой перемен, и его ценностно-смысловые основания представляют большой интерес для современной эстетической теории.

Поэтическое слово в символизме является смысловой моделью идеального мира, принципом его существования. Поэт-символист, опираясь на систему идеально-философских и эстетических принципов, стремился к созданию нового типа художественного мышления, которое строилось на разгадывании мира явлений не в его материальной данности, но в виде некой духовной идеи, находящейся за пределами чувственного восприятия. Творческие надежды в этом опыте возлагались на слово-символ, которое привносило в поэзию ту «безграничную сторону мысли» (Д.С. Мережковский), что, соприкасаясь с первородным, изначальным, составляла, по убеждению символистов, таинство бытия.

Актуальность данного исследования заключается в философско-эстетическом анализе специфики ценностно-смысловых оснований русского символизма, во многом моделирующих историко-культурные процессы в реалиях России начала XX века. Исследование ценностно-смысловой и функционально-образной значимости русского символизма, его роли в формировании национально-художественного сознания и национальной культуры, в раскрытии генетических, типологических и историко-культурных связей в движении эпох представляется актуальной задачей для современной эстетики.

Степень научной разработанности проблемы. Ценностно-смысловые основания эстетики русского символизма обозначились в литературе сразу, как только направленность его художественной мысли организационно утвердилась в отечественной культуре. Первыми исследователями этих оснований были сами поэты из круга новой литературной школы: Н. Минский («При свете совести», 1890), Д.С. Мережковский («О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», 1893), В .Я. Брюсов («Ключи тайн», 1903).

Концепция русского символизма сложилась к 1910-м годам. Ценностными основаниями его эстетики становились образное (первообразное) слово, религиозно-мистическое начало, стихия космоса, его музыки. Тогда же русский

символизм вступил в драматическую полосу кризиса после известной полемики, состоявшейся в 1910 году. Главным пунктом расхождений стал вопрос о том, должен ли быть символизм только искусством (то есть иметь своим ценностно-смысловым основанием знаковое слово), или, по Вл. Соловьёву, также «делом» («пророчеством», «предзнаменованием» вселенского единения). В.Я. Брюсов настаивал на том, что поэты-символисты не должны искать для себя другие ценностно-смысловые основания в своей эстетике, кроме слова, и что символизм должен быть «только искусством», где каждое высокохудожественное произведение, порываясь выйти за пределы познаваемого, приотворяет «двери в Вечность» («Ключи тайн», 1903). К.Д. Бальмонт видел в слове-символе средство постижения таинственных глубин души человека и шире -духовных глубин мироздания («Горные вершины», 1904). Ф.К. Сологубу слово открывало пути преображения «низкой» действительности через создание мифа «сладостной легенды» о ней («Искусство наших дней», 1915).

Но Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый видели назначение символической идеи в проповедничестве, служении. Блок, стремившийся соединить в своём творчестве пророческое начало с чисто художническим, в качестве ценностно-смыслового основания эстетики символизма заземлённо выдвигал драматическое содержание русской реальности, её истории и в ней - трагическую противоречивость «строя» самого человека («Ирония», 1907). Д.С. Мережковский, близко воспринявший модель Соловьёва о «социальной троице» (церковь, государство, общество), выводил на её основе свою доктрину о синтезе христианства и язычества («Церковь Третьего Завета», 1905). Вяч. Иванов связывал ценностные основания символической эстетики с соборно-религиозным началом, утверждающим «божественные связи сущего» («О Вл. Соловьёве», 1905). А. Белый выдвинул в качестве ценностного основания эстетики символизма музыку, исполненную стихии теургического сотворчества человека и Бога («Символизм», 1910; сб. ст. «Арабески», 1911).

Первые серьёзные работы о ценностно-смысловых основаниях эстетики русского символизма появились на исходе 1910-х годов. В них раньше всего стремились осмыслить учение Вл. Соловьёва о всеединстве («Три силы», «Оправдание добра»). П.А. Флоренский пытался дополнить его учение о всеединстве собственными теоретическими экскурсами в различные области знания. В его творчестве на новом этапе сложилась «метафизика всеединства», обогащенная рядом выдвинутых идей философского символизма («Смысл идеализма», 1914). С творческим интересом воспринял соловьёвское учение о всеединстве СИ. Булгаков: в его трактовке оно предполагало соединение плоти и духа

как единство «всё составляющих Вселенной» («Свет невечерний», 1917). Дальнейшее осмысление соловьёвское учение получило в творчестве С.Л. Франка, в частности в его концепции «метафизического реализма», где предполагалось признание «безусловного бытия» духовного Абсолюта, придающего миру внутренний смысл и ценность («Смысл жизни», 1926).

После октябрьских событий 1917 года область эстетики отечественного символизма, её ценностно-смысловых оснований, рассматривались с политизированной сдержанностью. Среди работ этого времени можно выделить исследования Л.Я. Гинзбург «О лирике» (1964), Б.М. Эйхенбаума «О поэзии» (1969), И. Машбица-Верова «Русский символизм и путь Александра Блока» (1969) и др. Известную реабилитацию русский символизм, его эстетика получили лишь в 1980-90-е годы, после падения системы запретов и умолчаний в литературе, эстетике и философии.

Соборность как ценностное основание эстетики символизма рассматривал в своих статьях С.С. Хоружий («Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки», 1988; «Хомяков и принцип соборности», 1992). А.В. Иванов в статье «А. Белый» отмечал пристрастие поэта-мыслителя к символическому описанию мира, его культуры, человека, пытающегося объяснить глубины духа в себе и мироздании в целом («Философы России XIX-XX столетий», 2002). Но автор статьи не затронул теургических граней в творчестве А. Белого. Ближе к исследуемой нами теме подошёл в том же издании П.В. Алексеев в статье «В.И. Иванов», где «в терминах соборности» выделена мистическая интуиция поэта, схватывающая «целое, вечное, абсолютное». Ценностно-смысловые основания эстетики Д.С. Мережковского тезисно наметила О.Д. Волкогонова в статье, опубликованной в «Записках Русской Академической группы» (т. 30; Нью-Йорк, 2000). По мысли автора, Мережковский сближением языческой «правды о земле» и христианской «правды о небе» стремился обозначить «полноту религиозной истины».

В последние десятилетия по эстетике символизма защищен ряд диссертационных исследований, так или иначе соприкасающихся с нашей темой. Например, «концепция творчества в эстетике русского символизма» рассмотрена в одноимённой кандидатской диссертации С.А. Селиванова (М., 1993); магическое предназначение символического языка стало предметом анализа в кандидатской диссертации СВ. Кисловой «Значащая форма как способ бытия невербального символа» (Екатеринбург, 1994); «эстетико-культурные проблемы литературы русского символизма» исследованы в одноименной докторской диссертации И.Ю. Искржицкой (М., 2000). Глубоким научным исследованием явилась докторская диссертация Л.В. Карасёва «Символические схемы в художе-

ственном тексте. Эстетико-герменевтический анализ» (М.: РАН, 2007), посвященная обнаружению и анализу неочевидных структур в художественном тексте. Несомненный интерес представляет также культурологическая докторская диссертация Т.Н. Ерохиной «Личность и текст в культуре русского символизма» (2009), в которой осуществлено комплексное осмысление художественного и повседневного опыта творческой личности в парадигме текста.

Однако ни в одной из указанных работ не рассматриваются теоретические доктрины крупнейших мыслителей-поэтов - Д.С. Мережковского, Вяч. Иванова, А. Белого - в качестве ценностного основания, на котором развёртываются образные поиски смысла бытия в русском символизме. Это предпринимается в настоящем исследовании впервые, как, кстати, впервые на материале поэтического творчества 3. Гиппиус, Д. Мережковского, Вл. Соловьёва, Ф. Сологуба, К. Бальмонта осуществляется и анализ значащего слова-образа, нацеленного на поиски смысла абсолютной идеальной реальности.

Объект исследования - эстетика русского символизма.

Предмет исследования - русский символизм как эстетически ценностный источник смысла бытия и жизнетворчества.

Цель исследования состоит в исследовании концепций русского символизма как ценностной системы эстетических идей жизнетворчества и смыслов бытия.

Для достижения данной цели в диссертации поставлены следующие задачи:

раскрыть ценностное своеобразие идеи всеединства в русском символизме и ее влияние на становление ценностных ориентации жизнетворчества;

выявить соборно-теургические основания эстетики русского символизма;

определить специфику формированя оппозиционно-смыслового сближения с истиной в эстетике русского символизма в качестве культурно-образного «хождения» к границам мира иного;

исследовать поэтические формы как ценностные основания реализации символического замысла в соотношении с эстетизацией образного языка на материале русской поэзии начала XX века;

рассмотреть специфику изображения в русском символизме трагизма исторического бытия.

Теоретико-методологические основы диссертационного исследования основываются на концептуальных принципах гносеологической и рецептивной эстетики, а также герменевтического подхода к проблемам ценностно-смысловых оснований эстетики русского символизма (М.М. Бахтин, Г. Башляр, С. Великовский, Г. Гадамер, П. Рикёр, М. Хайдеггер).

В процессе исследования ценностно-смысловых оснований эстетического текста в культуре символизма и текста как художественно-языковой структуры базовую опору составили методологические интенции, выработанные в литературоведении и искусствоведении (Р. Барт, Ю.М. Лотман, 3. Минц, Г. Моймир, У. Эко).

Концептуально-ценностные идеи в работе над диссертацией почерпнуты из трудов русских философов - B.C. Соловьёва (о всеединстве), П.А. Флоренского (о софиологическом структурном компоненте Абсолютного), Н.А. Бердяева (о соборно-духовном обществе людей, где человек богоподобен, а Бог вочеловечен), В.Н. Лосского (о синтезе христианской онтологии с символической картиной реальности), С.Л. Франка (о смысле жизни в существовании Бога и человеческой причастности к нему), В.В. Розанова (об «интимной» жизни мысли, её апелляции к высшему началу), А.Ф. Лосева (о диалектическом совмещении материального и идеального в «бесконечном пределе»), М.М. Бахтина (о языке как совокупности знаково выраженных значений и смыслов), В.В. Бычкова (о не дискурсивном характере «православной эстетики») и др. В работе автор опирается на философско-эстетические принципы и положения, в частности о сращённости эстетической мысли с живой практикой искусства (В.Ф. Асмус), о взгляде на искусство как способ преобразования жизни (М.С. Каган), о шкале духовных ценностей в обобщённой картине человеческого мира (B.C. Стёпин).

Символико-диалектический подход к теме позволяет выяснить, как приёмы художественного стиля, изобразительно-выразительных средств расширяют представления о ценностно-смысловых основаниях эстетики русского символизма, углубляют и обогащают эстетическое содержание его языка, соотнося слово с идеальными представлениями человека о перспективах жизни сущей. При этом диссертант опирается на известные учения Г.-Г. Гадамера, М.К. Ма-мардашвили и др. Отдельные идеи соотнесены с работами Р.Г. Абдулатипова, А.А. Аронова, М.Н. Афасижева, Г.В. Гриненко, Ю.В. Китова, И.В. Малыгиной, Н.Я.Моисеева, А.А. Оганова, А.А. Пелипенко, М.Я. Сарафа, Т.Н. Суминовой, В.В. Чижикова, В.М. Чижикова, М.М. Шибаевой и др.

Методы исследования

В исследовании использован широкий спектр научных методов, адекватных комплексу исследовательских задач: историко-типологический, сравнительный, дискурсивно-интерпретационный, функционально-генетический, текстовый и структурный анализ.

Гипотеза исследования. Ценностные ориентации жизнетворчества в эстетике русского символизма определяются системой теоретических идей и по-

ложений, восходящих к характерным особенностям русского национального сознания и учению о всеединстве B.C. Соловьёва. Смысловые основания в символической поэзии, инициированные идеей «хождения» индивида от конечного (сущего) к бесконечному (абсолютному), основываются на понятийном смещении устоявшихся словесных форм. При этом слово образное (первообразное) не разрушает «косных начал» мира земного, но воспевает их в своей особой, знаковой манере, закрепляя в границах идеального самоидентичное, сущее. Научная новизна исследования:

1. На основе теоретико-методологического исследования ценностно-
смысловых оснований эстетики русского символизма установлено, что их исто
ком является учение В.Соловьева о всеединстве, в частности о единстве земно
го и небесного, мирского и божественного в рамках «всемирного общения жиз
ни» как идеала будущего миропорядка. Определено, что путь к всеединству
лежит через преображение, или просветление, материи высшей, абсолютной
идеей. «Воплощенная идея» как «лицо-идея», или «София, премудрость Бо-
жия», органически-женственно, вмещает полноту добра и истины, а через них
«нетленное сияние красоты», чьей одухотворенной плотью является мировое
целое.

2. Определены составляющие системы ценностных оснований русского
символизма, предстающие как выражение идеально-образных возвышений ре
альности в рамках её «всемирного устроения» и соборно-теургических преоб
разований. Миметические (подражательно-узнавательные) характеристики
символизма выражаются во взаимопереходах человеческого и божественного,
абсолютного и относительного, сущего и идеального.

3 .Выявлена специфика оппозиционно-смыслового сближения с истиной в символизме, которая состоит, с одной стороны, в движении к идее путем абстрагирования от её вещного воплощения, а с другой, - в наделении мира идеального вещно-телесными качествами, имеющими эстетико-мировоззренческую ценность для художника. Доказано, что ценность инобытия в языковой практике символизма определяется через принцип достоверности, исходящий из веры творческого субъекта в существование абсолютной формы бытия.

  1. Раскрыта реализация поэтического замысла символизма, заключающаяся в стремлении к обнаружению нового смысла в известных выражениях конвенционального языка через смещение традиционных понятий и представлений. Специфика абсолютного в поэзии символизма состоит в создании смысла через использование утвердительных и доказательных форм поэтического языка.

  2. Установлено, что соединение в символическом творчестве пророческо-

го начала с художническим выступает ценностно-смысловым основанием эстетики символизма для выражения трагико-драматического содержания русской реальности, её истории и в ней - трагической противоречивости «строя» самого человека.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что символическое направление эстетической мысли в русской художественно-литературной культуре начала XX века представлено как процесс рефлексивного антропогенетического самоотличения идеального от естественного, реально-сущего. Исследованы модели самоидентификации идеального в различных практиках русского символизма и соответствующей им стратегии со смыслом, а также потенциал предложенного понимания самоидентификации человека для осмысления универсального феномена человека.

Практическая значимость исследования. Данное исследование может найти применение в дальнейшем изучении эстетики русского символизма, философских принципов эстетизации его образного языка, инициирующего самоидентичность личности поэта (индивида), его самоидентификацию, что интен-циально-природно, культурно, социально и исторически сопрягается с гранями таинства мира идеального. Полученные результаты намечают новые перспективы в определении эстетико-смысловой универсальности человека. Собранные материалы могут быть использованы в педагогической практике при подготовке курсов по философии, эстетике, литературе, культурологии, этике, а также спецкурсов по специальностям - русской классической литературе XIX века и отечественной литературе XX века.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности

Диссертационное исследование, раскрывающее ценностно-смысловые основания эстетики русского символизма, соответствует п.9 «Аксиологические проблемы эстетики», п. 12 «Синтез искусств», п. 14 «Эстетическое сознание и его проблемы», п. 16 «Эстетическое и художественное творчество», п. 17 «Эстетическая и художественная культура» паспорта специальности 09.00.04 - эстетика.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Русский символизм явился законченной философско-эстетической системой, объединяющей в себе взаимопроникнуто-сближенные теоретические идеи, художественную и жизненную практику его создателей и потребителей, -системой, логоцентрично восходящей к русской культуре и учению B.C. Соловьёва о «всеединстве» в рамках «всемирного общения жизни» как идеала будущего миропорядка.

  2. Составляющие системы ценностно-смысловых оснований эстетики в

русском символизме базированы на русском национальном сознании - соединяющее языческие представления с христианскими «новое религиозное сознание» Д.С. Мережковского; «мифологическая соборность» Вяч. Иванова; собор-но-теургическое слияние божественного творчества с человеческим А. Белого. Отличительной чертой эстетики символизма являются взаимопереходы смыслов, что находит отражение через взаимодействие человеческого и божественного, абсолютного и относительного, сущего и идеального.

  1. Оппозиционно-смысловое сближение сущего с истиной в русском символизме - это не только идея, но и телесно-вещное начало, экстраполируемое из мира сущего, так что истина предстает в качестве идеи и телесно-вещного начала. Присутствие веры утверждается символистами в качестве онтологии символизма (символисты видят в вере свое отличие от декаданса), его гносеологии (познание сущего и идеального предполагает наличие веры, которая переводит символ в знание), аксиологии (ценностно значимой выступает эстетическая информация, которая обладает эзотерической ценностью, раскрывающейся творческому субъекту).

  2. Смещение традиционных понятий и представлений составляет сущностную сторону поэтического мира эстетики символистов, проявляющуюся в поэтизации обыденного, нахождении в известных предметах идеально-символического начала, о чём свидетельствуют оксюморонная метафора, эпитет в виде абстрактного существительного, абстрактно-образная лексика. Абсолютное в поэзии символизма репрезентируется через образное слово в форме прямого, декларативного утверждения (Д. Мережковский), в форме сомнения и неверия (3. Гиппиус, Ф. Сологуб), в форме условного сближения сущего и идеального или намека на существование идеального (Вл. Соловьев, В. Брюсов), в форме ознаменовательной доказательности (К. Бальмонт, Вяч. Иванов), в форме «чудесного (и трагического) в существе» (А. Блок).

  1. Ценностные-смысловые основания трагизма исторического бытия определяются неразличением человеком своей идентичности в Боге и вместе с тем неотстраненностью Бога от жизнетворческих идей человека.

Апробация результатов исследования

1.Содержание диссертации отражено в восьми публикациях автора (в том числе три - в изданиях, рекомендованных Минобрнауки РФ для кандидатских и докторских диссертаций).

2. Материалы диссертации были изложены в виде докладов на научных конференциях регионального уровня: «Диалог культур - веление времени» (Москва, Военный университет, май 2008 г.); «Н.В. Гоголю - 200 лет» (МГУКИ, апрель 2009 г.); «А.П. Чехов в русской культуре» (МГУКИ, апрель

2010 г.); «Великое славянское слово» (МГУКИ, май 2010 г.); «100 лет с Л.Н. Толстым и без Л.Н. Толстого» (МГУКИ, октябрь 2010 г.); «Ф.М. Достоевский: художественные поиски смысла бытия» (МГУКИ, апрель 2011 г.).

  1. Отдельные аспекты диссертации используются при чтении спецкурсов «Проблемы изучения современной культуры» (кафедра философии Военного университета Министерства обороны РФ) и «Литература и искусство» (кафедра теории культуры, этики и эстетики МГУКИ).

  2. Диссертация была обсуждена на расширенном заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств 31 мая 2011 года (протокол № 11) и рекомендована к защите.

Структура диссертации, обусловленная задачами и логикой исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертации на Ценностно-смысловые основания эстетики русского символизма