Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление современной эстетики Ирана: теоретико-методологические основания Хосейни Сейед Реза

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хосейни Сейед Реза. Становление современной эстетики Ирана: теоретико-методологические основания : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Хосейни Сейед Реза; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2013.- 212 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-9/18

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Сегодня перед иранским обществом стоит проблема переосмысления роли традиции и поиска её нового места в современной художественной культуре. Идеологизированное понимание традиции препятствует введению любых новшеств и способно привести к возникновению пропасти между субъектами творчества и восприятия. В результате это может стать фактором обесценивания традиционных норм искусства и даже их отмирания. Это приводит к необходимости обращения к анализу взаимоотношений эстетики и традиции и поиска новых решений и методов современного эстетического анализа. В ходе знакомства с новыми западными работами иранские исследователи испытали нечто вроде кризиса познания, в результате которого проблема взаимоотношений традиции и современности обрела сегодня первостепенное значение для иранских мыслителей. Кроме того, в иранской интеллигентской среде активно обсуждается вопрос модернизации Ирана – ведётся поиск духовного и культурного равновесия между сохранением иранско-исламской идентичности и приобщением к художественным ценностям и достижениям современного мира. Эта ситуация как нельзя лучше отражает гносеологические претензии и современную потребность в необходимости теоретической эстетики в Иране. Сегодня как никогда иранская эстетическая теория нуждается в обновлении и формировании новых для своей культурной практики методологических оснований. Тем более что теоретическая эстетика как область научного знания до недавнего времени вообще отсутствовала в Иране. Проблематика структурирования современной эстетики обозначена в логике западной мысли, что, возможно, обеспечит базовый фон для философских исканий Ирана и определит место для эстетики в его академическом генеральном дискурсе.

Кроме того, актуальность исследования связана с тем, что проблема понимания между субъектами творчества и восприятия является сегодня одним из важнейших вопросов эстетики, имеющим отношение ко всей мировой эстетической практике. Однако этот вопрос стоит особенно остро в странах исламского мира, и особенно актуален для Ирана, где сегодня одно мышление и мировоззрение в обществе сменяется другим, происходит смена ценностных парадигм, переосмысление исторического и культурного опыта. Сегодня искусство Ирана одним из первых в исламском мире реагирует на изменения, меняются его сущностные основания и, безусловно, тенденции художественного стиля. Современное искусство Ирана реагирует на ещё не случившиеся, только назревающие общественно-исторические перемены, поэтому именно для Ирана справедливо выражение, что художник часто опережает своё время. Однако существующий мировой опыт показывает, что произведения современного иранского искусства, которые вызывают непонимание у отечественной аудитории и отторгаются ею, уже сегодня начинают оцениваться как весьма существенные для мировой художественной культуры.

Несмотря на успехи в области художественной практики, а также значительные наработки в искусствознании, мы наблюдаем значительное отставание эстетико-теоретического знания. Значительной проблемой для становления современной эстетики Ирана является недостаточный эстетический опыт у отечественной аудитории. Отсюда возникает как непонимание субъекта творчества аудиторией, так и отторжение, конфронтационное восприятие ряда его художественных концепций и работ. Для преодоления этого барьера необходим осознанный подход к эстетическому воспитанию. На это может быть направлен ряд мер по повышению уровня эстетической эрудиции. Это позволит преодолеть отчуждение между субъектами творчества и восприятия, и будет способствовать выработке некоего общего языка, на котором художник сможет говорить со своей аудиторией, не рискуя остаться непонятым.

Это актуализирует вопрос о роли творчества и восприятия, о специфике коммуникации между автором и его иранской аудиторией, о коммуникативном потенциале современного иранского искусства, основой которого являются лучшие национальные традиции и мировой эстетический опыт в виде богатых выразительных возможностей современного искусства. В связи с этим на передний план выходит исследование личности субъектов творчества и восприятия, их мировоззрения, а также особого уникально-выразительного языка традиционного и современного искусства. Становится необходимым в русле теоретического анализа исследование природы творчества и эстетического восприятия, изучение всего спектра выразительных возможностей как традиционного, так и современного иранского искусства.

Сегодня в Иране особое внимание уделяется эстетическому опыту, развитие, формирование которого является специфическим способом преодоления проблемы непонимания. Для современной интерпретации эстетической реальности и искусства необходима выработка новой эстетической стратегии, направленной на целенаправленное эстетическое и художественное образование, которое должно строиться в русле современной эстетики.

Поскольку теоретическая эстетика как область научного знания до недавнего времени присутствовала в Иране фрагментарно, то сегодня как никогда иранская эстетическая теория нуждается в обновлении и формировании новых комплексных методологических оснований для анализа своей культурной практики, которые бы учитывали отечественный, западноевропейский и мировой эстетический опыт. Однако внеиранская постмодернистская традиция с ее ориентацией на деконструкцию, симулякр, шизоанализ и пр. оказывается не совсем приемлемой для современной эстетической теории Ирана. Поэтому необходимы поиски новых продуктивных идей в области решения этой проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. В современном иранском гуманитарном знании явно недостаточно специальных работ, посвященных анализу базовых теоретико-методологических установок отечественной эстетики. Несмотря на это культурно- историческая и художественная ситуация в Иране неукоснительно требует поиска новых путей анализа усложнившейся эстетической реальности. Это подтверждается и тем, что данная проблематика на протяжении всей современной иранской истории в том или ином ракурсе вызывала интерес выдающихся деятелей культуры – как практиков, так и теоретиков, как в Иране, так и за его пределами.

Так, например, вопросы анализа актуальных социокультурных факторов формирования современной художественной культуры затрагивались в трудах следующих мыслителей: А. Агдашлу, Х. Айат Аллахи, Б. Ахмади, Т. Буркхардта, Л.Н. Воеводиной, М. Годарзи, Х. Кешмира Шекан, М. Мададпура, М. Марзбана, И.В. Малыгиной, С.Х. Насра, Х. А. Новзари, Р. Пакбаза, В.А. Ремизова, Н.В. Романовой, А. Самииазара, Х. Хайати, А. В.В. Чижикова, В.М. Чижикова, Шайанмехра и др. современных деятелей культуры и искусства. Кроме того, эти вопросы исследовали следующие художники: А. Амери, С. Барираний, М. Вишкаи, М. Ганджеи, М. Григуриян, М. Джавадипур, Дж. Зияпур, Х. Каземи, С. Малькониянь, Х. Пезешкния, Дж. Хамиди, А. Эсфандиари.

Сущность произведения искусства в классической европейской методологии исследовалась в работах таких мыслителей, как Л.Б. Альберти, М.М. Бахтин, М. Витрувий, Х. Гадамер, Г.В.Ф. Гегель, Н. Гудмен, С. М. Даниэль, Н.Ю. Дмитриева, М. Дюфрен, В.И. Жуковский, А.Ф. Лосев, К. Маркс, Л. Мартынов, М. Марчук, Платон, Плотин, М.В. Поллион, П. Соване, Д.А. Сторублевцева, М. Хайдеггер, Й. Хейзинга, Н.Г. Чернышевский, М. Шапиро, М. Эбадянь, Р. Якобсон. Эти исследования дали нам основу для решения проблем понимания произведения искусства в контексте иранской традиции.

Вопросы особенностей современного искусства и проблемы его понимания в контексте постмодернистской эстетической практики и теории рассматривались в концепциях В.В. Бычкова, П. Гувера, Ж. Деррида, Ф. Джеймисона, М. Калинеску, М. Клейджеза, Б. Кроче, Ж.Ф. Лиотара, Н.Б. Маньковской, А.С. Мигунова, А.А. Пелипенко, Т.Н. Суминовой, А. Финкелькраута, З. Фрейда, Д. Харви, У. Эко. Эти работы оказали существенное влияние на наш анализ современной художественной ситуации в Иране.

Отдельные современные проблемы творчества и восприятия искусства ставились и решались в работах В. Ван Гога, П. Гогена, Э. Гомбриха, К. Гринберга, А. Данто, М. Мададпура, К. Малевича, А. Матисса, M. Meрло-Пoнти, А.С. Мигунова, Э. Ньютона, П. Пикассо, Л. Рось, П. Сезанна, М. Хосрови шакиба, Х. Шахроха. Эти источники оказали нам существенную помощь при исследовании факторов формирования новой парадигмы современной эстетики Ирана, а также оказали влияние на выявление автором отечественных перспектив теоретико-методологической преемственности западноевропейского эстетического опыта.

Изучение аспектов эстетического воспитания предпринималось в работах Е.Я. Басина, К. Белла, М. Бердсли, А. Берлеана, С. Бэлла, А.Г. Виноградова, Л. Витгенштейна, В. Вулфа, Р. Герберта, П. Гогена, А. Гольдмана, Г. Гринберга, А. Данто, Дж. Джойса, М. Доферна, В.В. Кандинского, С. Лангер, Н. Линтона, Н.И. Новикова, Ф. Сибли, Ф.И. Спаршота, М.М. Шибаевой, А. Шопенгауэра, Дж. Элиаса. Эти источники стали ключевыми в решении проблемы выработки стратегии современного эстетического образования в Иране. Решение этого вопроса, по мнению автора, будет способствовать установлению взаимопонимания между субъектами творчества и восприятия, что имеет особую актуальность для дальнейших перспектив развития художественной культуры и становления современной эстетики Ирана.

Объект исследования - эстетика как теоретико-методологический дискурс.

Предмет исследования - становление и развитие современной эстетики Ирана в контексте мировой научно-исследовательской практики.

Цель работы заключается в выявлении научно-исследовательских оснований формирования и развития теоретико-методологической базы современной эстетики Ирана.

Задачи исследования:

  1. Выявить важнейшие социокультурные предпосылки и художественные факторы формирования современной теоретической эстетики Ирана.

  2. Проанализировать ключевые аспекты интерпретации искусства в классической европейской методологии и сопоставить с проблемами его понимания в иранской традиционной художественной культуре.

  3. Определить особенности современного искусства Ирана и проблемы его понимания в контексте постмодернистской эстетической теории.

  4. Выявить ключевые аспекты современной эстетической теории Ирана и проанализировать приоритетные факторы влияния на ее теоретико-методологические основания.

  5. Наметить важнейшие аспекты в формировании концепции эстетического воспитания, приемлемой и осуществимой в традициях современного Ирана.

Теоретико - методологические основы исследования.

Комплексный характер исследования обусловил обращение к огромному ряду познавательных парадигм и научных подходов. В основу формирования теоретико-методологических оснований современной эстетики Ирана положен синтез опыта западноевропейской эстетической традиции (от античности до современности) и опыт традиционного и современного искусствознания Ирана. Таким образом, в качестве методологической платформы был использован философско-эстетический компаративный анализ следующих гносеологически-онтологических теорий: традиционной философии искусства Ирана и его современного искусствознания, а также опыт классической и постклассической европейской эстетики. Таким образом, в качестве методологической платформы был использован философско-эстетический компаративный анализ, а общей методологической установкой диссертационного исследования является единство эстетического, философско-гносеологического и искусствоведческого аспектов.

Методы исследования. В работе были применены диалектический метод, основанный на анализе и синтезе, исторический обзор, сравнительно-сопоставительный и структурный анализ, а также метод эмпирического наблюдения. Кроме того, в работе были использованы методы герменевтики, семиотики, феноменологии, а так же культурно-исторический метод анализа эстетической реальности.

В диссертации использовались и традиционные методы исследования искусства – анализ литературы, обзор критики и исследование конкретных произведений искусства.

По мнению автора, такая установка на комплексное соединение различных методов и подходов способствует формированию и исследованию базисных оснований современной иранской эстетической теории.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что в работе комплексно обоснована необходимость разработки новой научно-исследовательской стратегии Ирана и намечены приоритетные направления формирования методологических оснований ее современной эстетической теории.

Научная новизна определяется также и следующими позициями:

  1. Выявлены объективные и субъективные социокультурные и художественные факторы, подтверждающие необходимость изменения существующей традиционной научно-исследовательской парадигмы, и обоснована новая для иранской культуры теоретико-методологическая эстетическая программа.

  2. Осуществлен компаративный анализ важнейших аспектов интерпретации искусства в классической европейской методологии и его понимания в иранской традиционной художественной культуре.

  3. Впервые предпринята попытка эстетического анализа особенностей современного искусства Ирана и исследованы проблемы его понимания в контексте постмодернистской эстетической теории.

  4. Выявлены ключевые аспекты современной эстетической теории Ирана в контексте творчества и восприятия, и намечены пути решения проблемы непонимания в иранской художественной ситуации.

  5. Определены важнейшие стратегии в формировании современной концепции эстетического воспитания субъектов творчества и восприятия на основе иранской художественной традиции и с учетом мирового эстетического опыта.

Теоретическая значимость исследования связана, в первую очередь, с научной новизной данного исследования. В диссертации выявлены исходные теоретико-методологические принципы современного эстетического анализа художественной культуры Ирана, которые дают возможность соединить традиционные принципы с реалиями нового модернистского и постмодернистского опыта, обоснована необходимость выработки новой отечественной научно-эстетической стратегии и выявлены ее приоритетные направления.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке теоретико-методологических оснований современной эстетики Ирана и других стран исламского мира. Кроме того, материалы исследования могут быть полезны в чтении общих курсов лекций по эстетике, теории и истории культуры и искусства, философии и психологии искусства и художественного творчества, а также в междисциплинарных исследованиях.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование, посвященное разработке теоретико-методологических оснований современной эстетики Ирана, соответствует п. 4. «Эстетическое отношение человека к действительности: эстетическое познание мира человеком и эстетическое содержание всех видов деятельности и способов жизнедеятельности человека», п. 9. «Аксиологические проблемы эстетики», п. 10. «Эстетика как философия искусства», п. 14. «Эстетическое сознание и его проблемы», п. 15. «Эстетические проблемы всех видов человеческой деятельности и способов жизнедеятельности», п. 16. «Эстетическое и художественное творчество», п. 17. «Эстетическая и художественная культура», п. 23. «Всестороннее и гармоничное развитие личности – высший эстетический идеал человечества», п. 24. «Место эстетики и искусства в культурных и цивилизационных процессах» паспорта научной специальности 09.00.04 – Эстетика (философские науки).

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Современный Иран находится в состоянии смены вектора мировоззрения, связанного с переменами в общественном сознании и разрывом взаимоотношений традиций и современности, где понятие художественных стилей «модернизм» и «постмодернизм» вынесено в качестве маркеров эстетической реакции на художественные перемены. Происходящий на этом фоне слом традиционной иранской художественной аксиологической парадигмы требует и нового теоретического осмысления. Значительные перспективы в решении этой проблемы автор видит в формировании и развитии новой иранской эстетики – области научного знания, которая будет способствовать вхождению научной традиции Ирана в мировой научно-исследовательский контекст. Одной из точек опоры в формировании базисных теоретико-методологических оснований отечественной эстетики может стать опыт развития мировой, и прежде всего, западноевропейской, эстетической мысли. Экстраполяция важнейших аспектов этого опыта на традиционные принципы, неотделимые от специфической иранской ментальности, поможет в решении конкретных гносеологических задач, стоящих перед иранским обществом и художественной культурой.

  2. В рассмотрении проблем интерпретации традиционной иранской художественной культуры необходимо учитывать тесную связь таких категорий, как «искусство» и «прекрасное», которые находят свою реализацию в конкретных произведениях искусства. Понятие «художественное произведение» является одним из важнейших теоретико-методологических оснований и точкой пересечения эстетических принципов Востока и Запада, ведущих к пониманию принципов любого традиционного искусства. Основные критерии этих понятий являются базовыми для анализа произведений традиционного иранского искусства. К таким критериям можно отнести его эстетическое содержание, аксиологические характеристики, соотношение формы и содержания, анализ которых способствует реализации проблемы понимания. Традиционное иранское эстетическое содержание художественного произведения связано с онтологическими понятиями «мера», «гармония», «вкус». Аксиологические характеристики традиционного произведения иранского искусства основаны на понятиях истины и красоты, рождающихся из созидательной способности человека. Традиционное художественное произведение связано с образной формой, основанной на изначальных (архетипических) представлениях о базовых физических (геометрических) признаках положения в пространстве вещей и предметов. Отсюда берет начало иранская символика, диктующая характер взаимоотношения формы и содержания традиционного иранского искусства. Истина, заложенная в традиционном художественном произведении иранского искусства, создает ситуацию сопричастности ко всей Вселенной и имеет статус определённого (сакрального) рода истины.

  3. В некоторых образцах современной художественной практики Ирана можно наблюдать значительное присутствие постмодернистских компонентов, которые могут быть исследованы с точки зрения теоретико-методологической базы постмодернистской эстетики. Однако это исследование не может быть формальным за счет простого визуального присутствия постмодернистских атрибутов, характерных для теоретических работ постсовременности. При исследовании необходимо учитывать и иранскую социокультурную специфику формирования современной ее художественной практики, которая имеет существенные отличия как от традиционной монолитной мусульманской стратегии, так и от западноевропейской постмодернистской художественной и философской апологии. Существующие формы иранского искусства избирательно поглощали и адаптировали их ценности. Иранский постмодернизм не принимает тех принципов, которые далеки от гуманистических форм, во многом утраченных западноевропейской постмодернистской традицией.

  4. Особое значение в формировании оснований современной иранской эстетики имеют вопросы творчества и восприятия. Творчество и восприятие есть акты сотворчества. Познавая произведение искусства, реципиент одновременно познаёт и самого себя, но не в мире объективной реальности, а в мире Духа. В этом мире свойства, присущие художественному произведению, соединяются с духовным опытом реципиента и трансформируются под влиянием вносимых им смыслов. В результате в поле взаимодействия субъекта и объекта рождается новый духовный феномен. В процессе восприятия художественное произведение обретает подлинное бытие. Таким образом, понимание художественного произведения является его неотъемлемой частью, продолжением его сущности, без которой художественное произведение нельзя считать полноценным.

  5. Эстетическое воспитание является ключевым аспектом в решении проблемы понимания между субъектами творчества и восприятия. Выработка стратегии понимания является потенциальным художественным ресурсом эстетического образования в современном Иране, который имеет существенное значение для перспектив развития его художественной культуры, и залогом успешного вхождения его теории и практики в мировой художественный контекст. Этот аспект, в первую очередь, связан с комплексными мероприятиями, направленными на наработку эстетического опыта, как у субъектов творчества, так и восприятия. Эстетический опыт может быть рассмотрен как важный аспект в рамках человеческого бытия, как неразрывное единство деятельности человека, его индивидуальных характеристик, его менталитета и общественно-исторических предпосылок развития. Важнейшим свойством эстетического опыта является ассимиляция жизненных явлений, присвоение и рефлексирование над ними. Эстетическое воспитание призвано помочь обогатить эстетический опыт. Оно необходимо для формирования определенных аналитических умений, таких, как способность к различению, чувствительность, способность эстетической реакции, и должно включать в себя рефлексию о критериях эстетического суждения.

Апробация результатов исследования

1.Основные положения и результаты исследования получили отражение в 7 научных публикациях, в том числе – 2 в издании, рекомендованном ВАК.

2. Особенности исследовательского подхода, изложенного в диссертации, были представлены в выступлениях на следующих научных мероприятиях: Международной научной конференции «Семиосфера Ю.М. Лотмана: Рецепции в современном социально-гуманитарном знании» (Москва: МГУКИ, 20 апреля 2012 г.) и Шестой научной конференции иранских аспирантов в Российской Федерации» (Москва: РГГУ, 2 марта 2013 г.).

3. Результаты диссертационного исследования получили внедрение в учебный процесс кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств при разработке лекционных курсов «Эстетика», «Этика», «История изобразительного искусства».

4. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите по специальности 09.00.04. – Эстетика (философские науки) на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств (протокол № 9 заседания кафедры от 23 мая 2013 года).

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих, соответственно, из трех и двух параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Похожие диссертации на Становление современной эстетики Ирана: теоретико-методологические основания