Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Онтологические и теоретико-познавательные основания этического идеала Минкинен Людмила Дмитриевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Минкинен Людмила Дмитриевна. Онтологические и теоретико-познавательные основания этического идеала : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена.- Санкт-Петербург, 2006.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 06-7/3025-9

Введение к работе


І.

Актуальность исследования. Современное общество, переживающее очередной кризис, во многом связанный с проблемой глобализации социальных процессов, ставит перед людьми новые вопросы и проблемы, большая часть из которых является хорошо забытыми старыми. Изобретая заново колесо, многие из современных мыслителей и общественных деятелей напирают на факт духовного обнищания и деградации населения, связанной с отсутствием социального идеала в современном обществе. На самом деле "люди всегда вели войны во имя мира, совершали зло во имя добра; когда-то они воевали за гроб господень, теперь воюют за права человека"1.

Вместе с тем, нельзя не видеть связи идеалов и коренных изменений в обществе. Вся целенаправленная человеческая деятельность есть не что иное, как реализация идеалов. Задача настоящей работы в том, чтобы выяснить, что такое этический идеал, как он формируется и по каким законам существует, с помощью каких механизмов реализуется, из каких элементов состоит, как происходит развитие и смена идеалов.

В мировой культуре неоднократно предпринимались попытки разработать этический идеал - от первых нравственных кодексов древнейших времен до современности. Однако не все они подкреплялись практикой, многие из них не имели основания в существующей действительности и не могли быть реализованы на практике, не получали признание. А значит, проблема этического идеала, который является своеобразным выражением развития нравственности в ее непосредственной связи с общественным развитием, занимает особое место среди актуальных вопросов философии.

Вопрос о сущности и источнике этических идеалов, нравственного сознания в целом, не утратил своей актуальности, поскольку многие философы XX и уже XXI века пытаются рассмотреть моральные нормы как результат либо интуитивного "прорыва" в вечные сущности, либо чисто логического умозрения (что-то вроде "категорического императива" И.Канта).

Уже мыслители эпохи Просвещения обратили внимание на то, что моральная проповедь бессильна, если она не согласуется с реальными интересами человека. Определение моральных норм как отражения общественного бытия было характерно и для более ранних этических учений. Однако только в XIX в. это положение получило весомую аргументацию, стало концепцией. Мораль всегда вырабатывается в практике и обращена к ней. Опираясь на тезис "бытие определяет сознание", необходимо исследовать, каким образом те изменения, что происходят в мире сегодня, влияют на изменение морально-нравственных установок. Меняется бытие -

' Гусейнов А А Философия. Мораль. Политика, М , 2002г, с. 103


РОС НАЦИОНАЛЬН\Я
БНБЛИОГЬКА
С.-Петербу|)і .

03 гОО/^актІЧ'б

изменяются содержание и форма человеческой деятельности, вместе с этим меняется система ценностей и оценка человеческих действий, в том числе и нравственная.

Объект исследования - мораль.

Предмет исследования - онтологические и гносеологические аспекты исследования становления этического идеала.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является раскрытие
специфического содержания этического идеала, его места в системе
социального идеала. Автор стремится рассмотреть онтологический,
гносеологический и аксиологический аспекты формирования и

практической реализации этического идеала, выявить единство субъективных и объективных факторов, влияющих на становление и развитие этического идеала.

Степень разработанности проблемы и теоретические предпосылки исследования. С появлением философии проблема морали выходит на первый план и занимает достойное место в философских концепциях всех видных мыслителей со времен Древней Греции и древнего Востока до сегодняшнего дня. Проблема нравственного идеала как таковая появляется тогда же, когда появляется и сама этика. Еще Конфуций разработал правила поведения для благородного мужа; у Сократа, Платона, Аристотеля можно найти учение о добродетелях. Создаются всевозможные кодексы и своды правил (рыцарские, Домострой и т.д.)

Литературу, исследованную в ходе работы над диссертацией, условно можно подразделить на несколько частей:

1. Классические источники, начиная с античных авторов и заканчивая
постмодернистскими философами конца XX века (Платон, Аристотель,
Спиноза, Декарт, Мандевиль, Локк, Кант, Гегель, Маркс, Энгельс, Соловьев,
Чернышевский, Бердяев, Шпенглер, Ницше, Фрейд, Юнг, Фромм, Сартр,
Леви-Стросс, Бодрийяр и т.д.).

  1. Философы советского периода, начиная с 50-х годов, активно исследовали проблему социального и этического идеала в связи с коммунистическим идеалом, на рассмотрение которого был сделан основной упор. В это время разрабатывается в основном онтологический аспект нравственного идеала, его место и значение в марксистско-ленинской этике, его содержание и роль в жизни личности и общества (А. И. Титаренко, Л.М. Анисимов, С.Н. Иконникова, Э.В. Ильенков, А.А. Гусейнов, В.Г. Яценко, Т.С. Лапина, В.Г. Иванов, Ю.В. Сагомонов, Е.Л. Дубко, О.Г. Дробницкий, В.Е. Давидович и т.д.). Наибольший упор в это время делается на воспитательное значение коммунистического идеала для молодежи (Г.Г Квасов, О.П. Целикова, Е.И. Шубенкова, В.Г. Яценко, В.В. Борзых, К. Нешев и т.д.)

  2. Эволюционная этика, начиная с Г. Спенсера и Ч. Дарвина, ищет основания морали в эволюционном процессе. В современной социобиологии

это направление поддерживает ряд американских авторов (Лоренц, Добжанский, Рьюз, Уилсон, Хаксли и т.д.) и советских (Бутовская, Карпинская и т.д.).

  1. Ряд социологических и этнографических исследований, которые не связаны с этическим идеалом как таковым, но дают возможность проследить его развитие и существование в различных ситуациях (работы П. Сорокина, Малиновского, Леви-Брюля, Леви-стросса, Хейзинги, Летурно, Тайлора, Тиха и т.д., а также Коран, Библия, Домострой и т.п.)

  2. Современные российские авторы определяют этический идеал как составляющую часть социального идеала, который рассматривается в рамках синергетической концепции (В.П. Бранский, С.Д. Пожарский, В.В. Ильин, М.С. Каган, А.П. Назаретян, А.С. Казеннов, Л.Г. Юлдашев, В.В. Василькова и т.д.)

Методы исследования. Основным методом исследования является материалистически интерпретированная диалектика практически во всем многообразии ее законов и принципов.

Диссертант использует также конкретную методологию анализа этического идеала, разработанную авторами работ, посвященных поднятой проблеме.

Научная новизна исследования. В работе проведено комплексное исследование онтологических и гносеологических оснований становления этического идеала, рассмотрены решающие факторы, влияющие на его развитие. Проведен нетривиальный анализ оснований формирования, структуры и функций этического идеала. В частности:

  1. Выявлены новые нелинейные связи между общественными идеалами и идеалами-целями отдельного человека.

  2. Показано, что процесс формирования этического идеала имеет много общего с формированием истинного знания, что находит свое проявление в корреляции критериев этического идеала и истины.

  3. Осуществлен системный синтез эмпирических фактов из области нравственных отношений, по-новому интерпретируются и сами эти факты.

  4. Показано, что основу формирования и развития этического идеала составляет сложная система взаимосвязанных субъективных и объективных факторов.

  5. Выявлено место этического идеала в структуре социального идеала, наравне с экономическим, политическим, эстетическим и другими идеалами.

  6. Обоснована высшая роль материального фактора в становлении и развитии морали.

  7. Раскрыто единство онтологического и гносеологического аспектов в анализе процесса становления этического идеала.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования. Положения исследования дают возможность по-новому подойти к решению традиционных этических проблем. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего исследования проблемы этического идеала: его онтологической, гносеологической, социальной, антропологической или аксиологической проблематики.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования. Материал, исследованный при написании работы и основные выводы диссертации, могут быть положены в основу при написании учебных пособий по онтологии теории познания, этике и аксиологии, при разработке программ по этической философии, как общего характера, так и спецкурсов, связанных с тем или иным аспектом этики. Кроме того, выводы исследования могут быть применены при разработке этической составляющей социальных и образовательных программ.

Положения, выдвигаемые на защиту:

1. Этический идеал представляет собой продукт сложной системы
взаимодействий объективных и субъективных факторов, центром которой
являются объективные отношения между большими группами людей,
организованными по производственному, национальному,
территориальному, половому, возрастному и другим основаниям. Именно
поэтому в процессе формирования этического идеала объективные факторы
являются ведущими, системообразующими, а субъективные - ведомыми,
субординироваными в отношении объективных.

  1. Соотношение традиционного и инновационного в этическом идеале в основном соответствует соотношению старых и новых тенденций в объективном развитии, однако, это приоритетное отношение в каждом конкретном случае опосредуется таким мощным субъективным как качество и степень осознания указанных тенденций определенными социальными группами и даже отдельными лицами.

  2. Процесс формирования этического идеала однороден процессу познания. Заблуждение в этическом идеале часто приводит к более масштабным трагедиям, чем заблуждение в научном познании. Проблема критерия истины распространяется и на этический идеал.

4. Раскрытие содержания этического идеала необходимо связать с
принципом относительности конкретного. Все варианты этического идеала,
ориентированные на общечеловеческие ценности, оказываются неадекватны
и потому недейственны.

5. Человек не может стоять вне морали, не быть включенным в моральную деятельность общества. Этический идеал - специфически человеческий способ освоения действительности. В его основе лежит само бытие, возможность человека познания бытия и его преобразования.

Апробация работы. Основные идеи диссертационного исследования неоднократно обсуждались на научно-теоретических семинарах кафедры «Философия» Петербургского Государственного Университета Путей Сообщения, после чего работа была рекомендована к защите. Основные тезисы диссертации были положены в основу докладов в серии межвузовских научно-технических конференций "Шаг в будущее" (2003, 2004, 2005 г.г.), на других межвузовских конференциях и в публикациях автора. Материалы диссертации были использованы при написании статей, методических пособий для студентов и применялись при проведении семинарских занятий со студентами. Идеи работы нашли отражение в девяти публикациях автора, общим объемом 2,25 п.л.

Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, библиографического списка литературы, который включает в себя 161 наименование. Общий объем диссертации 150 страниц.

Похожие диссертации на Онтологические и теоретико-познавательные основания этического идеала