Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности Блахут Анджей

Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности
<
Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Блахут Анджей. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности : ил РГБ ОД 61:85-9/406

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Способности как комплексная проблема 16-78

I. Проблема способностей как объект научного анализа 16- 33

а/ Постановка проблемы способностей в домарксистской теории 16- 23

б/ Способности как "пограничная" проблема в марксистской философии, психологии и эстетике 23- 33

2. Развитие и формирование способностей 34- 51

3. Способности и их место в структуре личности 52- 53

а/ Способности и потребности 53- 62

б/ Способности и интересы ' 62- 69

в/ Способности и деятельность 69- 78

Глава II. Эстетическая природа творческой способности 79-113

I. Проблема творческих способностей в марксистско-ленинской эстетике 79- 94

2. Эстетический аспект творческой способности 95-113

Глава III. Процесс эстетического воспитания как процесс развития и формирования творческих способностей студентов 114

I. Эстетическое воспитание как "развертывание" творческих способностей II4-I23

2. Роль искусства в формировании творческих способностей студентов /анализ материалов конкретно-социологиче ских исследований/ 124-148

3. Критика несостоятельности теории способностей в концепции "гуманистического" воспитания в буржуазной эстетике 149-168

Заключение 169-177

Список основной использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема способностей, их развитие и формирование приобретает особую значимость в условиях развитого социалистического общества в СССР, построении социалистического общества в Польской Народной Республике и других странах социалистического содружества. "Строить новый мир, -сказал Генеральный секретарь ЦК КПСС тов.К.У.Черненко, - это значит неустанно заботиться о формировании человека нового мира, о его идейно-нравственном росте... Сила нашей партии... в способности развивать и направлять творческую активность масс, сплачивать их идейно и организационно, руководствуясь испытанными ленинскими принципами и методами" .

Коммунистическая партия и государство уделяют большое внимание всестороннему и гармоническому развитию человека.

В материалах ХХУІ съезда КПСС подчеркивается: "...мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь..." .

"Партию характеризует уважение к творческой, интеллектуальной деятельности, к необходимому для народа прогрессу науки и техники, просвещения и культуры... Она стремится не к унификации, а к поддержке творческой активности, открывающей новые го-ризонты, обогащающей жизнь социалистического общества" .

1 Выступление К.У.Черненко на внеочередном Пленуме ЦК КПСС, 13
февраля 1984 г. - Правда, 1984, 14 февраля.

2 материалы ХХУІ съезда КПСС. - М., 1982, с. 63.

ХШ Пленум ЦК ГОШ. Идеологические задачи партии в реализации линии IX чрезвычайного съезда ГОРЛ. 14-15.10.1983г. - В кн.: Материалы и документы. Сборник 12/35, Варшава, 1983, с. 20.

Эстетическое начало все больше входит в повседневную жизнь современного человека. Сфера эстетического освоения действительности становится все шире, а значит возникает общественнаяГ'; потребность в эстетически развитом, творческом человеке. Кроме того, без творческих, способных и активных людей невозможен научно-технический и культурный прогресс, невозможно осуществление идеалов коммунистического общества. При этом НТР делает эстетическую потребность необходимым элементом развития, прежде всего, самого социалистического производства, которое нуждается в работнике нового типа, высококвалифицированном, творческом, с широким диапазоном культурных запросов и интересов: "Научный прогресс в мире, технологическое соревнование, экономическая конкуренция - все это требует высокой мобилизации общественных и духовных сил" .

Развитие и формирование творческих способностей личности -это и вопрос борьбы идеологий. Ошибкой было бы думать, что буржуазный мир не заинтересован в воспитании творческого, способного человека. Капиталистическое общество многосторонне использует способности человека, но при этом остро встает вопрос: с какой целью? Как известно, цель воспитания всегда производна от исторически обусловленной социальной системы. Поэтому человеческие способности используются капитализмом для сохранения установленного социального порядка, для ускорения роста производства и увеличения собственной прибыли. Капитализм безразлично относится к расцвету личности и не ставит своей задачей расширение и обогащение духовных запросов народа. I Выступление Первого секретаря ЦК ПОШ В.Ярузельского на заседании Народного Совета Культуры. - В кн.: Материалы и документы. Сборник П/35, Варшава, 1983, с. 6.

Только социализм, в будущем коммунизм, создает необходимые условия для всестороннего и гармонического развития личности. Развитой социализм обеспечивает дальнейшую активизацию человеческого творчества. Высоко профессиональное, творческое осуществление основной деятельности создает ту целостность и гармоничность, которая интегрирует разносторонность проявления личностных свойств всесторонне развитого индивида. Поэтому формирование творческой активности составляет стержневое содержание процесса всестороннего развития личности.

Успешное решение экономических, социально-политических и культурных задач, стоящих перед народами, строящими коммунистическое общество, невозможно без широкого использования умственных и физических способностей молодого поколения. Возрастание роли молодежи в общественно-политической сфере жизнедеятельности выдвигает потребность в исследовании конкретных путей, форм и методов подготовки молодых людей к активному участию в общественных делах.

Актуальность исследования вопросов, связанных с повышением творческой активности молодежи, роли эстетического воспитания в развитии ее творческих способностей определяется как научными, так и практическими обстоятельствами:

задачами коммунистического строительства, необходимостью дальнейшего повышения общественно-политической активности трудящихся масс;

совершенствованием научно-технического и культурного прогресса, которое влечет за собой усиление внимания к формированию творческой личности, развитию ее способностей;

требованием дифференцированного подхода в организации научного управления процессом формирования и дальнейшего развития

творческого потенциала всех слоев населения; - недостаточностью изученности эстетического аспекта проблемы / творческих способностей и необходимостью соответствия форм и методов эстетического воспитания условиям и требованиям развитого * социализма ; -обострением идеологической борьбы на современном этапе, з

Состояние научной разработки проблемы. Осуществление идеалов коммунистического строительства в современных условиях предполагает необходимость исследования особенностей развития и формирования творческого потенциала личности в процессе эстетического воспитания»

В настоящее время проблема творческих способностей, их развития и формирования в процессе эстетического воспитания пока еще не получила достаточно полного теоретического осмысления. Можно говорить о достаточно высоком уровне разработанности проблемы способностей в целом. Что же касается проблемы творческих способностей как особого, сложного вида общей способности, то она не привлекла должного внимания исследователей. Это подтверждает и небольшое количество научных работ, касающихся данной проблемы.

Пограничность проблемы творческих способностей предполагает ее комплексное рассмотрение с широким использованием достижений ряда других наук.

Наиболее разработанными являются психологические аспекты способностей. В работах таких ученых как Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Н.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др. , при ана-1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1947 ; Бытие и сознание. - М., 1957; Проблемы способностей и вопросы психологической теории. - Вопросы психологии, I960, В 3 ; Теплов Б.М.

J 7 -лизе структуры личности исследуется взаимосвязь способностей с другими свойствами личности, а также намечаются конкретные пути формирования способностей. Необходимо отметить, что большинство названных авторов затрагивают лишь отдельные стороны способностей. Остается дискуссионным вопрос о сущности способностей, о их месте среди основных свойств личности. Из поля зрения исследователей, к сожалению, выпала проблема взаимосвязи способностей и интересов. Существуют разногласия, связанные с методикой изучения процесса формирования способностей.

Большое внимание уделено социально-философским аспектам способностей. В работах В.П.Иванова, М.С.Кагана, Т.И.Артемьевой, А.В.Малкина и др. способности рассматриваются в контексте ана-продолжение ссылки со стр.6: Способности и одаренность, - В кн.: Ученые записки Государственного научно-исследовательского института психологии. - М., 1941, т.П ; Психология музыкальных способностей. - М., 1947 ; Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961; Ананьев Б.Г. Формирование одаренности. - В кн.: Склонности и способности. Л., 1962 ; Крутецкий В.А., Левитов Н.Д. Способности и интересы. - М., 1962; Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Об историческом подходе в изучении психологии человека. - В кн.: Психологическая наука в СССР. T.I. - М., 1959; Материалы конференции по проблеме способностей. - М., 1970 ; Платонов К.К. Проблемы способностей. - М,, 1972 и др.

1 Акопджаниян Е.С. Эстетическое в научном творчестве. - Ереван, 1978; Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. -М., 1977, под ред. Гольдентрихт С. С, Коршунова A.M. Творчество и социальное познание. - М., 1982; Громов Е.С. Художественное творчество. - М., 1970 ; Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. -М., 1970 ; Иванов В.П. Человеческая деятельность, познание, ис-

- 8 -лиза критериев всесторонне развитой личности, связываются с проблемой человеческой деятельности, понимаемой как основа труда и творчества.

Важным аспектом исследования способностей является разработка проблемы эстетической потребности и формирования эстетической культуры личности в условиях развитого социализма /М.Ф.Овсянников, Ю.А.Лукин, О.В.Лармин, Ю.У.Фохт-Бабушкин, И.А.Джидарьян и ДР./ -1.

продолжение ссылки со стр. 7: кусство. - Киев, 1977; Каган М.С. Проблема творчества в марксистской теории деятельности. - В кн.: Семинар по методологическим проблемам творчества. - Симферополь, 1974 ; Каган М.С. Человеческая деятельность. - М., 1974 ; Искусство и творческая деятельность. - Киев, 1979 ; Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. - М., 1980 ; Художественное и научное творчество. - Л., 1972; Овсянников М.Ф. Проблемы художественного творчества. - М., 1975 ; Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983 ; Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М., 1977; Мялкин А.В. Способности и потребности личности. - М., 1983. 1 Гончаренко Н.В. Художественная культура и гармоничное развитие личности. - Киев, 1982 ; Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. - М., 1976; Каган М.С. Эстетическая культура советского человека. - Л., 1976; Теория эстетического воспитания. - М., 1979 ; Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс. -М., 1981 ^Искусство и эстетическое воспитание молодежи. - М,, 1981; Лармин О.В. / под ред. Эстетическое развитие и воспитание молодежи. - М., 1978; Искусство и молодежь. - М., 1980; Лукин Ю.А. Художественная культура развитого социализма. - М., 1983 ; Эстетическое сознание и художественная культура. - Киев,

- 9 -Польскими учеными разрабатываются психолого-педагогические аспекты способностей, интересов, выявлены пути и методы их формирования /А.ІГурнцка, Т.Менджыцки, Б.Наврочыньски, З.Петрасинь-ски и др./ , проблемы теоретической и практической интеграции эстетического воспитания, роли искусства в становлении эстетически развитой личности /И.Войнар, М.Голашевска, М.Кучинска, Б.Су-ходольски, С.Шуман, В.Татаркевич и др./ 2.

продолжение ссылки со стр. 8: 1968; Овсянников М.Ф. Эстетическое воспитание студентов. - М., 1973 ; Социологические и психологические проблемы эстетического воспитания. - М., 1972 ; Шестаков В.П. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. - М., 1972; - М., 1969 ; Человек в мире художественной культуры. - М., 1982 и др.

I .Gurycka A.Zainteresowania uczniow.-Warszawa.,1959;Medrzycki Т. Psychologiczne prawidlowosci ksztaltowania sie postaw.-W-wa.,1977; Nawroczynski B.Dynamika zainteresowan.-W-wa.,1959;Pietrasinski Z. Zdolnosci./w Psychologia./pod red.Tomaszewski T.-W-wa.,1975; Strzalecki A.Wybrane zagadnienia psychologii tworczosci.-W-wa., 1969;Trzebinski J.Tworczosc a struktura pojec.-W-wa.,1981; Sloniewska H.Psychologiczna analiza zainteresowania.-Poznan.,1969« 2,Golaszewska M.Swiadomosc piekna.-W-wa.,1970;Golaszewska M. Zarys estetyki.-W-wa. ,1984-;Golaszewska M.Tworczosc a osobowosc tworcy.Analiza procesu tworczego.-Lublin.,1958;Kuczynska A. ^Piekno.Mit і rzeczywistosc.-W-wa.,1977;Kuczynski J.Homo creator: wstep do dialektyki czlowieka.-V/-wa. ,1979 ;Suchodolski B. ,Wo jnar I. Nasza wspolczesnosc a wychoward.e.-W-wa. ,1972;Szuman S.O sztuce і wychowaniu estetycznym.--W-wa. ,1969 ;Tatarkiewicz W.Droga poprzez estetyke.-W-wa.,1972;Wojnar I.Estetyczna samowiedza czlowieka.-W-wa. ,1982;Wojnar I.Teoria wychowania estetycznego ,-W-wa. ,1976; Wojnar I.Perspektywy wychowawcze sztuki.-W-wa.,1966;Wognar I.

Существующая литература по проблеме творческих способностей, их развития и формирования не раскрывает в полной мере многие существенные стороны этого вопроса. Актуальным остается исследование взаимосвязей способностей с другими свойствами личности, как напр.: интересами, сущности и основных видов творческих способностей, изучение механизма их формирования и стимулов развития в процессе эстетического воспитания, психолого-педагогические условия, влияющие на этот процесс.

На наш взгляд, назрела необходимость пересмотра того места, которое отводится проблеме формирования и развития творческих способностей в процессе эстетического воспитания.(Проблему эстетического воспитания нельзя решать в отрыве от проблемы творческих способностей, так как процесс воспитания должен стимулировать развитие и совершенствование способностей.)

Целесообразность исследования проблемы творческих способно-

проДОЛЖение ОСЫЛКИ СО СТр. 9: Estetyka і wychowanie.-W-wa. ,19711 Cackowski Z.Czlowiek jako podmiot dzialania praktycznego і pozna-wczego.-Lublin.,1983;Homo agens.Studia nad aktywnoscia і podmio-towoscia czlowieka.-Lublin. ,1981 ;Integrac;ja wychowania estety-cznego w teorii і praktyce.-Wroclaw.,1975»

- II - - '

стей обусловлена ее сложностью и многогранностью. К перспективам разработки проблемы следует отнести применение комплексного подхода, позволяющего раскрыть не только эстетические, но и психолого-педагогические аспекты проблемы, органически соединить теорию и практику воспитания.

Целью диссертационного исследования является определение специфики эстетического воспитания как основного компонента процесса формирования и развития творческих способностей личности.

Поставленная цель определила следующие задачи: -рассмотреть взаимосвязь способностей с другими свойствами личности /потребность, интерес, деятельность/ ;

- выявить эстетическую природу творческих способностей, разрабо
тать их структуру, составные элементы и виды;

-дпутем теоретического анализа и обобщения материала конкретно-социологических исследований показать роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности; -(разработать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности процесса эстетического воспитания как процесса формирования творческих способностей ; ,

- показать несостоятельность взглядов буржуазных исследователей
проблемы способностей.

Методологическую основу изучения исследуемой проблемы составило учение классиков марксизма-ленинизма о роли труда и творчества в гармоническом развитии человека.

Гармоническое развитие личности, ее способностей основоположники марксизма считали важнейшей целью коммунистического общества. Рассматривая процесс коммунистического воспитания как часть комплексной программы строительства коммунизма, В.И.Ленин органически связывал формирование личности именно с воспитанием "все-

сторонне развитых и всесторонне подготовленных людей..." х, которые активно и творчески будут изменять окружающий мир. Проблему гармонического развития как цель и необходимое условие строительства коммунистического общества сформулировал К.Маркс в "Экономических рукописях 1857-1859 гг.". Рассматривая истинное богатство в качестве универсальности "...потребностей, способностей, средств потребления, производительных сил и т.д. индивидов", полного развития господства человека "...как над силами так называемой "природы", так и над силами его собственной при-роды" , Маркс приводит нас к пониманию гармонического и всестороннего развития человека как целостного и всестороннего развития его сущностных сил.

В работе над темой были использованы материалы и решения съездов и пленумов ЦК КПСС и ЦК ПОШ: материалы ХХУІ съезда КПСС и IX чрезвычайного съезда ПОШ, Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", материалы июньского и декабрьского /1983 г./ Пленумов ЦК КПСС и др. Из польских партийных документов и материалов, кроме решений IX съезда ПОШ, были использованы материалы очередных пленумов ЦК ПОШ и, прежде всего, ХШ Пленума, который сформировал задачи партии по совершенствованию идеологической работы.

Эти документы и материалы позволяют осмыслить особое внимание коммунистических партий Советского Союза и Польской Народной Республики, которое уделяется проблемам всестороннего развития 1 Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. - Полн. собр.соч., т. 41, с. 33.

Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. П, с. 376.

- ІЗ -личности, творческой активности трудящихся масс, культурной жизни общества.

В диссертации использованы результаты конкретно-социологических исследований, проведенных автором среди студенческой молодежи в г.Кельце в ПНР. Диссертант исследовал конкретные пути формирования творческих способностей средствами различных видов и жанров искусства. Анализ способностей воссоздающего воображения дал возможность диссертанту определить место и роль различных видов и жанров искусства в эстетическом воспитании молодежи.

Диссертантом критически проанализированы взгляды ряда буржуазных ученых /Д.Дюи, Д.Гильфорд, В.Лоуэнфельд и др./ , которыми предпринимались попытки создать структуру творчества, способностей и т.д.

Научная новизна диссертационного исследования определяется избранным автором подходом к исследованию взаимоотношений эстетического воспитания и творческих способностей личности. В диссертационной работе впервые применен комплексный подход к анализу способностей. Исследуемая проблема рассматривается как "пограничная", предполагающая философский, эстетический и психологический аспекты анализа. В результате осуществленного анализа диссертант обосновал необходимость выделения творческих способностей личности как ведущего фактора, развитию и формированию которого должен подчиняться весь процесс эстетического воспитания. Раскрывая существенные взаимосвязи способностей с другими свойствами личности, диссертант уточнил индивидуальную

I.Dewey D.Sztuka jako doswiadczenie.Tlumaczenie z j.angielskiego Potocki A.-Wroclaw.,1975;Guilfor J.P.Natura inteligencji czlo-wieka.Tlumaczenie z g'.angielskiego Czarniawska B. ,Kozlowski W, , Radlicki J.-W-wa. ,1978,-Lovenf eld V.Creative and Mental Growth. -New York.,1958.

- 14 -структуру творческих способностей и разработал их основные виды. Автор обосновывает эстетический характер способностей и намечает конкретные пути их развития и формирования.

Диссертант доказал несостоятельность различных буржуазных теорий творческих способностей.

Положения и выводы диссертации, обладающие научной новизной, следующие:

эстетическое воспитание формирует ядро той целостности и гармоничности, которая характеризует всесторонне развитую личность ; конечная цель процесса эстетического воспитания - это раскрытие в творческом процессе всех человеческих способностей;

в современных условиях эстетическое воспитание нуждается в определенной перестройке и создании новой модели процесса эстетического воспитания, целью которого станет развитие и формирование творческих способностей;

-(.важнейшей основой развития способностей являются потребности и интересы, выступающие движущей силой их развития. Чем более усточивый характер приобретает проявившийся интерес, тем в большей степени он стимулирует опережающее развитие отдельных способностей. Интерес становится движущей силой развития способностей только тогда, когда он имеет постоянный характер. В этом случае интерес активизирует трудоспособность человека;

- творческую способность составляют, с одной стороны, такие
свойства и качества личности, как чувственно-перцептивные, ин
теллектуальные, вербальные и др., а с другой, - эстетические
свойства и качества личности: эстетические потребности, интере
сы, воображение, эстетический вкус, чувства, эстетический идеал.^

Практическая значимость выводов и рекомендаций автора заключается в возможности использования их в научной, идейно-вос-

- 15 -питательной и идеологической работе.

Теоретические выводы, сделанные в исследовании, и фактический материал могут быть применены в учебной работе в вузе, в частности, при разработке курсов лекций по развитому социалистическому обществу в темах: "Духовная культура социалистического общества", "Всестороннее развитие личности", "Эстетическое воспитание молодежи", "Личность художника и творческий процесс".

Указывая новые возможности процесса эстетического воспитания, результаты исследования могут применяться для построения новой модели этого процесса, направленного на развитие и формирование творческих способностей.

Конкретно-практические рекомендации и положения диссертации могут применяться в работе партийных, комсомольских, молодежных и других общественных организаций по коммунистическому воспитанию, а также при составлении комплексных планов идейно-воспитательной работы среди молодежи.

*

Постановка проблемы способностей в домарксистской теории

В истории домарксовских учений анализу проблемы способно т стей было уделено определенное внимание. Так, Сократ х интересовался различными аспектами человеческой деятельности, определенными психо-физиологическими, эмоциональными состояниями, сопровождающими творческий процесс. Прежде всего Сократ стремился проникнуть в суть процесса "творения", в "тайны творчества". Эти проблемы он пытался раскрыть, используя эвристический метод рассуждения.

Способности занимают особое место в трудах Платона . Создавая картину "идеального государства", в котором каждый человек может работать согласно своим увлечениям, Платон ссылается на различные способности. Именно способности в теории Платона - основной фактор качественного различия людей. Эти различия вызваны, считал Платон, "врожденными способностями, которые определяли необходимость разделов, связанных с ответственным использованием собственных способностей" , а значит с разными задачами с разным местом в государстве и обществе.

Врожденные способности, как говорил Платон, не являются постоянной свойственностью человека. Можно и надо их развивать путем определенных воспитательных воздействий, в способностях из-за врожденных задатков. Эти различия определяют и поведение людей, его неоднотипность. Аристотель видел не только психо-физические обоснования поведения. Различия в поведении связаны как с индивидуальными физическими и психическими чертами, так и с тем, к какой определенной общественной группе принадлежит человек.

Взаимосвязь развития и воспитания человека была предметом особого интереса в эпоху Возрождения и позднее - Просвещения. Значительное место эта проблематика занимает в трудах Л.Вивеса /1492-1540/ и польского мыслителя А.Ф.Моджевского /1503-1582/.

Л.Вивес предлагал индивидуализацию педагогических действий в зависимости от интересов, характера и способностей детей. Он советовал принимать детей в школу, а затем вести постоянное наблюдение над развитием способностей и интересов учеников .

О своего рода школьной ориентации в соответствии со способностями детей писал А.Ф.Моджевски.

Оценивая значение врожденных задатков, он одновременно подчеркивал необходимость развивать эти задатки в процессе вос 9 питания .

И в дальнейшем предпринимались различные попытки создать определенные системы формирования способностей или хотя бы предположения тех или иных методов обучения, сопутствующих развитию способностей. Р.Декарт /1596-1650/ в своих трудах создал своеобразную концепцию развития способностей, акцентируя внимание на интеллектуальной активности в процессе обучения. Не все мыслители признавали возможность развития личности, в том числе и спо собностей, Ж.Ж.Руссо /I7I2-I778/ в своей работе "О происхождении и итогах неравенства между людьми" вычленил два ряда различий между людьми: природные и общественные. При этом Itycco подчеркивал необходимость воздействовать и постоянно совершенствовать общественные различия. Эти нравственные, политические и общественные различия берут свое начало с определенного общественного договора, который одним людям дает больше, другим меньше привилегий .

В то же время природные различия - касающиеся здоровья, интеллекта, силы, надо учитывать в воспитании, и, прежде всего, оно должно сопутствовать свободному и спонтанному развитию личности , чем влиять на определенное, целенаправленное формирование личности.

Иную точку зрения мы встречаем у А.Кондорсе /1743-1794/ . Способности человека имеют огромное значение для государства и общества в целом Поэтому развитие человека надо рассматривать под углом зрения той пользы, которую он приносит для общества. Исходя из такой точки зрения Кондорсе подчеркивает, что воспитание как формирование способностей есть делом каждого государства.

Развитие и формирование способностей

Человек рождается с определенной физической конструкцией и биологическими задатками, на основе которых развивается очень сложная личность. Общественная среда играет значительную роль, т.К1, человек из биологического существа переходит в общественную личность. В процессе формирования человека происходит возвышение "случайного индивида" "до уровня индивида как личности, т.е. активного субъекта истории, творчески мыслящего и творчески дей р ствующего" . ) LB развитии личности, как известно, решающую роль играют: I/ врожденные задатки, 2/ среда, понимаемая как группа различных раздражителей, вызывающих активность личности, 3/ запрограммированная система воспитания и обучения, целью которой является формирование взглядов, убеждений, интересов, формирование способностей, умений, характера и мировоззрения, а также побуждение организма к деятельности и.активность личности, сознательное самовоспитание, учеба, мотивировка - все, что влияет на индивидуальную личность человека. Развитие способностей определяется влиянием многих факторов, решающих формирование структуры личности данного человека. Человек, применительно к которому мы употребляем понятие личность, умеет не только приспособиться к общественной среде, но умеет ее изменять с целью обеспечения своих потребностей, а также потребностей общества, в котором он живет и работает. I Маркс К. Немецкая идеология. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 71.

Структура личности человека формируется в его онтогенетическом развитии. Ее составляет много разных компонентов: способности, самосознание, деятельность, система ценностей, роли, какие он занимает в разных общественных группах. Эти элементы взаимосвязаны друг с другом.

В своем онтогенетическом развитии человек постоянно изменяется. В каждом периоде жизни развиваются новые физические и психические свойства. Формируются новые свойства личности. Развитие человека - это процесс, охватывающий большое количество изменений, которые упорядоченным способом ведут к определенной цели. Этой целью является зрелая, развитая личность, сформированная в условиях данного общественного строя.

Благодаря влиянию на человеческую личность различных общественных факторов, возникают новые свойства, которые облегчают или усложняют приспособление человека к требованиям общества. Развитие происходит путем перехода от низших к более высоким и сложным психическим и физическим функциям. Этот процесс сопровождает все периоды жизни человека, но в раннем возрасте он происходит быстрее и активнее, чем в зрелые годы.

Рассматривая проблемы развития и формирования человеческих способностей, необходимо охарактеризовать и определить взаимосвязи биологического и социального в человеке.

Биологическое и социальное как формы движения материи являются необходимыми основами человеческой жизни. Оба компонента находятся в тесной диалектической взаимосвязи, всегда образуя диалектическое единство.

Как известно, все виды физической и духовной деятельности, действия и формы поведения людей, их способности являются результатом взаимодействия биологического и социального в человеке. В их основе лежат разнообразные проявления живого /биологического/ организма, которые подчиняются биологическим законам. Но эти проявления всегда имеют место в определенных - необходимых, или случайных условиях, и поскольку они полностью или частично мотивируются общественными целями, то и само их осуществление в той или иной степени обуславливается совокупностью социальных компонентов. Таким образом, человек сформировался в результате эволюции организмов, как существо. В то же время его сущность определяют общественные отношения.

Материальный и духовный жизненный процесс, свойственный именно людям и отличающий их от других организмов, т.е. способ производства материальных благ для удовлетворения разнообразных и постоянно изменяющихся потребностей, определяемые им многообразные формы взаимоотношений между людьми, взгляды на мир - все это связано с человеческим обществом и в своем конкретном содержании зависит от соответствующих условий существования и развития человека, от характера его активного отношения к окружающей среде.

В человеке воплощается неразрывное диалектическое единство биологического й социального, полученного от природы и приобретенного в процессе исторического развития, что выражается в человеческих качествах, его способностях и видах деятельности. Это единство сформировалось при переходе от биологической и общественной форме бытия и воспроизводится в онтогенезе каждого индивида. Хотя в отдельных индивидах и сферах человеческой жизни соотношение между биологическим и социальным может варьироваться, но, когда речь идет о личности человека, доминирующим и определяющим является социальное, как высшая форма движения материи.

Эстетический аспект творческой способности

В условиях любой общественно-полезной творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира в соответствии с передовыми идеалами общества - каков бы ни был ее конкретный вид и специфика - всегда содержится мера эстетического преобразования материала, форм, условий деятельности, среды. Одновременно происходит изменение и самого субъекта деятельности. Эстетическое преобразование объектов совершается при трансформации или обработке их, выявлении их новых качеств и свойств и сопровождается изменением эстетического отношения к ним субъекта деятельности - его оценок, реакций, суждений. Эстетическое отношение, как и всякое активное отношение человека к миру, формируется в процессе непосредственного взаимодействия и общения людей. Оно обусловлено характером этого взаимодействия, той непосредственной социальной средой, в которой оно протекает. В коллективе, в группе определяются эстетические вкусы, формируется определенный набор эстетических ценностей, которыми оперирует индивид, проверяется эстетическая ценность непосредственного переживания, происходит обмен взаимным опытом. "Каждая социальная группа, какой бы она ни была, развивает собственные горизонты чувственности и развивает свою собственную систему чувственных значений, соответствующих ее обычаям, роду деятельности, формам побуждения и выразительности чувственности, отвечающим ее характеру и ее функции" .

В основе эстетического отношения лежит качественное многообразие мира, его объективная закономерность, устойчивость его эстетических процессов и структур при всем их многообразии, что находит внешнее отражение в таких свойствах деятельности, как целостность, симметрия, ритм, целесообразность. Эти проявления, объективной закономерности служат надежными ориентирами во внешнем мире, позволяют по ним угадывать, схватывать скрытый смысл вещей, вызывают чувство надежности и сопричастности человека к миру. Обращаясь ко всем сферам условий человеческой жизни, эстетическое отношение утверждает и раскрывает их смысл, то есть их значение для субъекта. Тем самым оно становится формой косвенного опыта, позволяет не только узнать, но и пережить те или иные жизненно важные ситуации. Эстетическое отношение человека как бы предваряет его практическую деятельность. Оно формирует положительную эмоциональную оценку по отношению к объекту или ситуации, включая их тем самым в сферу нашего интереса, актуализирует предшествующий опыт, выработанный в других областях, деятельности, возбуждает способности и готовность к творчеству. Свободное от жестокой зависимости от объекта или обстоятельств, эстетическое отношение оставляет свободу для игры фантазии, позволяет "проиграть" различные варианты ситуаций, в том числе самых "невероятных". На этой основе происходит формирование и развитии способности нешаблонного мышления и ситуационного поведения. Вместе с тем эта свободная игра воображения позволяет субъекту войти за рамку восстановившихся стереотипов мышления и поведения, принимающих подчас форму предрассудка, создает эвристическое поле в познавательной и практической деятельности человека. Эстетическое отношение выполняет функцию предварительной интуитивно-эмоциональной оценки предмета или ситуации на основе соотнесения предстоящей действительности с ожидаемым эффектом, обусловленным актуальной потребностью, информирует нас о наличии скрытой закономерности. Конечно, это знание усту - 9? -пает научному по точности и объективной ценности, зато оно превосходит его по быстроте оценки и субъективной значимости /оно выступает в форме убежденности/.

Преобразование объекта и субъекта в выявлении эстетических характеристик относится и к основным видам деятельности личности - труду, познанию, общению и т.д. Субъективным результатом эстетического преобразования, деятельности "по законам красоты" является рост творческого и эстетического потенциала субъекта, развитие творчески-эстетических действий и творческих способностей, творческого мышления и навыков, вкусов, суждений и оценок, эстетического видения мира, наряду с освоением предметных качественно-количественных характеристик.

Проблему творческой способности как способности к творчеству исследуют с разных сторон. Как уже раньше говорилось, природные задатки человека превращаются в способности при наличии сложившихся общественных потребностей, определенных социальных потребностей, определенных социальных условий бытия человека, занимающегося тем или иным видом деятельности и производящего необходимый общественный продукт. Только в труде человек имеет возможность превращать свои врожденные задатки и развивать их в способности. Задатки существуют как бы внутри человека. Вызванные "к жизни" трудом, они проявляются и развиваются как способности. В сложных и разнообразных видах деятельности формируются такие психические свойства, которые носят общий характер и представляют собой прочный фундамент для всестороннего и гармонического развития личности.

Роль искусства в формировании творческих способностей студентов /анализ материалов конкретно-социологиче ских исследований/

В вопросах, связанных с формированием личности будущих специалистов, педагогов и воспитателей, особое место занимает проблема развития и формирования творческих способностей.

Как уже ранее говорилось, составные элементы творческой способности формируются в процессе эстетического воспитания. Надо добавить, что о творческих способностях, их развитии и формировании можем судить, оценивая уровень развития всех тех элементов, которые и составляют творческую способность. Для этого мы провели ряд конкретно-социологических исследований среди студентов Высшей Педагогической школы в городе Кельце Польской Народной Республики. В подготовке и проведении этих исследований мы ставили следующие цели: 1. Оценить процесс эотетического воспитания с точки зрения формирования творческих способностей. 2. Найти все факторы, обуславливающие эффективность этого процесса. 3. Дать практические рекомендации и выводы.

Перцепция искусства играет значительную роль в активизации интеллектуальной деятельности человека. Каждое произведение искусства доставляет переживания, впечатления, в которых интеллектуальные процессы играют значительную роль. Форма, содержание, символы вызывают как эмоциональные, так и интеллектуальные реакции.

Роль искусства в формировании личности человека определяется множеством факторов, среди которых можем выделить такие, как: эстетический опыт, вкусы, воображение, уровень эстетических знаний, способ экспонирования произведений и т.д. Кроме этого, надо добавить, что воспитательные функции изобразительного искусства реализуются прежде всего путем индивидуального восприятия произведения искусства, понимаемого как сложный, диалектический процесс, происходящий между произведением искусства и воспринимаемым. Эстетическое переживание, так как оно побуждает воображение, чувства, эмоции, способствует развитию знаний человека об общественной деятельности, так как произве- дения искусства показывают ее образно, пластично, конкретно и целостно. Искусство своим воздействием на зрителей, слушателей, читателей побуждает их не только к пониманию чувственно-воспринимаемых явлений, но и к абстрактной, теоретической деятельности, заставляет их переосмысливать накопленный индивидуальный опыт и делать соответствующие, далеко не частные и часто относящиеся не к воспринимаемым явлениям выводы. Под влиянием художественного произведения воспринимающий уясняет определенные, ранее не входящие в поле его зрения явления, связи, отношения из окружающей его жизни, вырабатывает определенное их понимание и в связи с этим часто переосмысливает те или иные моменты своего поведения. Таким образом, восприятие художественного произведения развивает не только способности чувственного созерцания, но и способности к творческому мышлению, к творческой практической деятельности, т.е. учит не только творчески смотреть на вещи, но и творчески мыслить.

Для формирования творческих способностей средствами эстетического воспитания важнейшее значение имеет развитие воссоздающего воображения. Здесь нам могут возразить, что воображение характерно не только для образной, наглядной, конкретно-чувствен ной формы познания, но и для понятийной, логической, поскольку на всех этапах знания способность человеческого мышления к ком- . бинированию, сопоставлению представлений, понятий, заключений, теорий, оперирование ими имеет неоценимое значение. Однако же отмеченная нами особенность современного мышления - концентрация из огромного моря дифференцированных, частных, специфических и узкоспециальных знаний общих, а потому и фундаментальных, основополагающих для всех них интегративных моментов - органически включает в себя оперирование не только на уровне понятий, но и на уровне представлений, образов-картин, схватывающих предмет или явление как бы в целом. Особенно велика роль образного воображения, визуального мышления, целенаправленно формируемых в процессе эстетического воспитания, "в развитии магистральных путей самого познания, при изучении процессов, происходящих на стыках различных форм движущейся материи" .

Известно, что самое сложное в любом творчестве - это порождение нового образа, представления, понятия, формы и т.д. Для схватывания главного, существенного, "внутреннего совершен-СТЕЭ" нового знания, новой информации необходим высокоразвитый эстетический вкус, характеризующий степень культуры, мышления, гибкость, пластичность интеллекта, необходима гармония эстетического чувства и мысли.

В этом взаимодействии, по всей вероятности, особое место занимают метафоры и ассоциации, хранящиеся в долговременной памяти и выявляющие свою творческую силу в столкновении с новыми образами. Но известно, что формирование метафорического и ассоциативного мышления - привилегия эстетического воспитания, 1 Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и научно-технический прогресс. - М., 1981, с. 16.

Похожие диссертации на Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности