Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественные отношения и способности личности Чащин Владимир Павлович

Общественные отношения и способности личности
<
Общественные отношения и способности личности Общественные отношения и способности личности Общественные отношения и способности личности Общественные отношения и способности личности Общественные отношения и способности личности Общественные отношения и способности личности Общественные отношения и способности личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чащин Владимир Павлович. Общественные отношения и способности личности : ил РГБ ОД 61:85-9/557

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Теоретжо-методологические основы исследования способностей

1.1. Философско-социологический аспект проблемы способностей 18-42

1.2. Деятельностная природа способностей 43-86

Глава 2. Формы социальной организации и способности личности

2.1. Исторические формы взаимосвязи общественных отношений и способностей личности 87-121

2.2. Утверждение действительной коллективности социалистических общественных отношений и формирование способностей личности 122-160

Заключение i6i-i69

Литература 170-198

Введение к работе

Актуальность темы. Планомерное и всестороннее совершенствование развитого социализма, более полное раскрытие его гуманистической природы, дальнейшее повышение творческой активности советских лвдей - эти и другие вопросы современного этапа развития нашего общества находятся в центре внимания Коммунистической партии. Глубокое исследование данных проблем является предпосылкой успешного осуществления общественными науками своих практических функций, активного участия в решении задач коммунистического строительства. В теоретических документах и решениях партии и государства, особенно в последние десятилетия, одной из фундаментальных задач дальнейшего совершенствования социалистических общественных отношений ставится развитие способностей т трудящихся масс . "...Невозможно обойтись... без учета, даже при сугубо экономическом подходе, имеющейся налицо совокупности человеческих способностей и их проявления в совокупном конкретном труде... Не есть ли эти исторически развившиеся способности -искомая элементарная Фодаа богатства социалистического общества? 1 См.: Программа и Устав КПСС. - М., 1962, с.219; Материалы ШІ съезда КПСС. - М., 1981, с.218; Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня I98S г. М., 1983, с.11-12, 27, 34-36, 56; Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Проект ЦК КПСС. - Правда, 1984, 4 янв.; Конституция (основной Закон) СССР. - М., 1980, с.7.

4 В таком направлении поворачивается теоретическая мысль под воз- действием идей ХХУІ съезда .

Значимость указанной проблемы связана с необходимостью укомплектования новых производств, подготовки и переподготовки кадров, что предъявляет серьезные требования к выявлению социальных резервов, их эффективному использованию. Такие резервы появляются в процессе интеллектуализации труда, в совершенствовании научных основ его организации, форм и методов управления, что в определенном отношении означает управление процессом развития способностей человека, занятого в производстве. Вопросы сознательности, дисциплины, организованности, ответственности, поставленные партией на современном этапе, во многом могут быть сведены к необходимости наиболее полной реализации принципа социализ- р ма "от каждого - по способностям.

Социальная задача гармоничного и творческого развития каждого члена социалистического общества, сложный и комплексный характер ее практического решения требует развития способностей не только в сфере профессиональной деятельности, но всего "веера" способностей человека. Это - одна из важных задач социальной политики партии и государства, так как "зрелый социализм обеспечивает широчайшие возможности для раскрытия способностей каждого гражданина. Дело за тем, чтобы эти возможности реализо-вать" . Возможности и преимущества социализма не реализуются ав-

С верой в силу труда, в страну, народ, партию. - Коммунист,

1981, & 6, с.4. р " См.: Материалы внеочередного Пленума ЦК КПСС, 13 февраля

1984 г. - М., 1984. 3 Материалы ХХУТ съезда КПСС. - М., 1981, с.218. томатически в силу лишь своей объективной природы, но огромное значение принадлежит все более возрастающей активности личности, ее способностям. Тем самым определяется актуальность научной, включая философско-сощгологическую, разработки проблемы способностей.

Фшюсофско-социологический анализ способностей продиктован необходимостью определения их роли в формировании и удовлетворении разумных потребностей, в социальном развитии личности, а также требованиями практических задач планомерного управления процессом формирования личности социалистического типа в ее движении ко всестороннему развитию , которое, в свою очередь, может быть понято и как обогащение человека всей системой общественных отношений. "Общий принцип- рассматривать развитие личности в системе общественных отношений, которые реализуются в ее деятельности, - пишет Б.Ф.Ломов, - должен быть последовательно применен' также и в исследовании способностей" . Кроме того, исследование способностей в указанном аспекте вызывается накоплением конкретно-научного материала, требующего своего философско-социологиче-ского обобщения и осмысления. Все это обращает внимание на выяснение природы, сущности способностей, разработки методологии их исследования с целью выработки нормативных требований к процессу становления и развития способностей с учетом потребностей дальнейшего совершенствования развитого социализма, в частности, по-т

См.: Мялкин А.В. Способности и потребности личности. Диалектика формирования. - М., 1983; Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. - М., 1983. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. - Психологический журнал, 1981, т.2, № I, с.13-14. вышения эффективности социальной деятельности^.

Необходимо иметь в виду тот факт, что данная проблема занимает определенное место в современной идеологической борьбе. Буржуазные социологи и психологи создают различные концепции человека и его способностей, используемые в классовых целях, в интересах оправдания социальной несправедливости и социального неравенства. Это и наиболее откровенные расистские теории, и возрождаемая евгеника, и закамуфлированные под современную науку -биологизаторские теории^. Дело, как известно, не ограничивается только писаниями, но новейшие достижения нейрохирургии, нейропсихологии, фармакологии могут быть использованы, а подчас и используются для бесчеловечных воздействий на организм и психику человека. В то же время усиление феноменологической и экзистен-

См.: Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей. - Вопросы психологии, 1984, Jfc I; Буева Л.П. Развитие способностей человека и проблема его прогнозирования. (Материалы совещания по проблеме человека). - Вопросы философии, 1980, 1Ь 7; Давыдов В.В., Зинченко В.Н. Принцип развития в психологии. - В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. В 4-х кн. Кн.2-я. Эволюция материи и ее структурные уровни. Труды Ш Всесоюзн.совещ. по филос.вопросам современного' естествознания. М., 1983, с.171; Методологические проблемы общественных наук (по материалам Всесоюзной конференции "Актуальные проблемы методологии общественных наук"). М., 1979, с.127. Человек как комплексная проблема. (Материалы Всесоюзной конференции). - Вопросы философии, 1983, JS 10, с.42. ^ См.: Darlington G- Genetics and man. Н.х->і9б4; Gensen A»R.Genetics and Education, IT.Y»,1972. циалистской ориентации в западной психологии привело к тому, что некоторые положения абстрактного гуманизма используются в идеологической борьбе, в том числе и для дискредитации материа- диетической теории способностей .

Состояние научной разработки проблемы. Проблема способностей начинает свою историю с момента становления философской мысли, с того времени, когда все, пишущие об обществе и человеке, обращаются и к способностям последнего. Материалистическая линия их понимания идет от Гераклита, Демокрита и Эпикура, продолжается в материализме Нового врепени и так до середины XIX в. Она выражалась в стремлении объяснить способности не внутренними силами души, а естественными закономерностями человеческого существования. Философский идеализм в учении о способностях долго замыкался в интроспекции. В плане общефилософской постановки проблемы они (способности) рассматривались в работах Дж.Локка, Г.Лейбница, И.Канта. В социально-психологическом аспекте - в работах мыслителей, начиная с Х.Уарте, Я.Коменский, Э.Гартман подошли к ним как педагоги. Социально-философский аспект проблемы впервые в истории общественной мысли становится в определенной мере объектом внимания у социалистов-утопистов - Т.Кампанеллы, Т.Мора, К.Сен-Симона, Ш.Фурье. Однако домарксистская социально-философская мысль ограничивалась лишь анализом отдельных сторон проблемы способностей, как например, в философии Нового времени

По так называемой критике материалистической интерпретации способностей человека СМ.іцгаввегтап G.D» Materialism and mentality,-Rev. of metaphysics.Wasli»,I982,vol.35»]!r4-»p »715-729.

8 рассматривались познавательные способности.

Современная буржуазная психология способностей начинается с работ Ф.Гальтона и его последователей, которые речь ведут о генетической предопределенности способностей . В XX в. способности исследуются преимущественно в русле факторного анализа интеллекта, начало которому было положено Ч.Спирменоаг. К 80-м годам XX в. из 800 тыс. публикаций, посвященных проблемам интел-лекта , определенную часть составляют такие, которые касаются многих сторон проблемы способностей.

Хотя проблема способностей давно привлекала внимание мыслителей, но действительная научная история их изучения начинается с возникновения марксизма. Классики марксизма-ленинизма довольно часто оперировали понятием "способности", формулируя принципы организации общественной жизни при социализме и коммунизме, характеризуя личность коммунистического общества. Философско-со-циологическое содержание этого понятия начало кристаллизоваться, когда был выдвинут принцип "каждому - по способностям", когда была разработана диалектико-материалистическая концепция человека. Основоположники марксизма, создав научную теорию общества и личности, впервые заложили основы научной теории способностей. К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин проблему способностей рассмат-

См.: Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. - Спб., 1875; Жали Г. Психология великих людей. - Спб.,

1894 и др.работы.

См.: Spearman Ch. Е. The abilities of man. L.,I927.

См.: Melhorn H. G., Melhorn G. Intelligenz: Zuz Erforschung u. Entwicklung deistiger Fahigkeiten. - В.: Dt. Verl. der Wiss.,

1981, c.63.

9 ривали в двух аспектах - психологическом и философско-социоло-гическом, уделяя главное внимание последнему, о чем говорит содержание всех тех произведений, где они так или иначе пишут о способностях.

Проблема способностей в целом отличается большой степенью сложности и многоплановостью. "Пограничный" характер проблемы требует четких методологических позиций, философско-социологи-ческого анализа, соответствующего предмету исследования. Из всего комплекса наук, так или иначе занимающихся проблемой способностей, наибольший интерес к ней проявляла психология (в работах таких авторов, как Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес, Б.Ф. Ломов, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, Ь.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн и др.). Весьма в широких масштабах проводятся исследования способностей к конкретным видам деятельности в рамках экспериментальной и других прикладных разделов психологической науки.

Разработкой проблемы в связи с ростом значимости ее для науки и практики во все большей мере начинают заниматься не только психологи и педагоги, но и философы, социологи. В последние десятилетия различные философско-социологические аспекты ее исследовали Н.А.Аитов, А.М.Архангельский, С.С.Батенин, Г.С.Батищев, Л.П.Буева, Г.Н.Волков, Б.Т.Григорьян, В.Е.Давидович, М.В.Демин, Э.В.Йльенков, М.С.Каган, И.С.Кон, Л.Н.Коган, М.Я.Корнеев, П.Е. Кряжев, В.Е.Кемеров, Б.К.Лебедев, К.Н.Любутин, Р.Миллер, А.Г. Мысливченко, Г.П.Орлов, В.Г.Нестеров, И.И.Резвицкий, Х.Ф.Сабиров, В.Ф.Сержантов, Г.Л.Смирнов, Л.Сэв, З.И.Файнбург, В.П.Фофанов, Т.Ярошевский и др. Нельзя сказать, что все эти авторы специально занимаются проблемой способностей, но, обращаясь к про-

10 блемам культуры, деятельности, общественных отношений, потребностей личности и др., они так или иначе обращаются к способностям. Методологические . аспекты интересующей нас проблемы представлены в работах Г.М.Андреевой, В.Г.Афанасьева, В.С.Барулина, П.В.Блауберга, В.С.Добриянова, Т.И.Заславской, А.Г.Здравомысло-ва, А.Ф.Ильичева, М.Т.Иовчука, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, Ф.В. Константинова, Р.И.Косолапова, Л.Н.Кочергина, И.С.Ладенко, М.Б. Митина, Г.В.Мокроносова, А.Т.Москаленко, Л.Г.Олех, В.В.Орлова, Ю.К.Плетникова, В.И.Плотникова, М.Н.Руткевича, И.Ф.Смольянинова, Н.Стефанова, А.К.Уледова, К.Е.Тарасова, Е.К.Черненко, П.Н.Федосеева, И.Т.Фролова, Э.Г.Кщина, Е.В.Шороховой, В.А.Ядова и других.

Способности стали предметом рассмотрения представителями экономической науки, где исследуются прежде всего способности к труду. Здесь всегда необходимо исходить, что уровень формирующихся у социалистической личности способностей должен опережать существующее функциональное содержание труда и других видов социальной деятельности. Понимание того, что способность к труду нельзя отрывать от всей совокупности способностей, присущих личности труженика, заставляет подходить кшособностям в более широком, чем экономический, плане. Об этом свидетельствуют работы Ю.А.Васильчука, В.Мазур, Е.Т.Бородина, В.Г.Пуляева, И.ИЛангли.

За последние годы был защищен ряд диссертаций такими исследователями, как Л.А.Гармаш, В.А.Демьяненко, В.В.Москаленко, И.П. Погольша, Д.В.Нестерова, Н.С.Столяров, В.Я.Фетисов, которые стремились выйти за рамки психологического анализа способностей.

Поскольку проблема способностей является комплексной, в ее исследовании принимают участие представители естественно-научно- го знания. Это - биологи, генетики, медики, прежде всего занимающиеся биосоциальной проблемой, А.Д.Адо, П.К.Анохин, Б.Л.Астау-ров, Д.К.Беляев, О.С.Давиденко, И.Б.Давыдовский, Н.П.Дубинин, А.Р.Лурия, А.А.Малиновский, В.Н.Петленко, А.Ф.Полис, П.Ф.Рокиц-кий, Ю.Г.Шевченко, В.П.Эфроимсон и др.

Однако в рамках марксистской науки, особенно в психологии, сложилось такое положение, когда имеется большой экспериментальный материал посвященный узким, прикладным вопросам, в то время как общая теория не отличается ни полнотой, ни ясностью и четко- т стью позиций . В трактовке способностей наметились два подхода, что проявилось в работе I съезда Общества психологов , на конфе- ренциях по проблеме способностей (I960, 1970 гг.) . За последнее десятилетие мало вышло крупных, обобщающих работ, исключая монографии К.К.Платонова "Проблемы способностей" (1972), Т.И.Артемьевой "Методологический аспект проблемы способностей" (1977), Ю.С. Кочкарева "Природа способностей" (1980). На конференциях и симпозиумах все меньше выдвигается принципиальных методологических положений для изучения способностей, что нашло отражение в рабо-

См.: Иоффе В.Г. К вопросу о трактовке способностей в общей психологии и в психологии научного творчества. - В кн.: Научное творчество. М., 1969, с.423; Ломов Б.Ф. Система наук о человеке. - Общественные, науки, 1984, № 2, с.67-68.

См.: Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и принципиальные вопросы психологической теории; Леонтьев А.Н. 0 формировании способностей. - В кн.: Тезисы докладов на I съезде Общества психологов. -М., 1959, вып.З.

См.: Проблемы способностей. Материалы конференции. - М., 1962; Материалы конференции по проблеме способностей.- М., 1970.

12 те У и УІ Всесоюзных съездов Общества психологов (1977, 1983 гг.), симпозиумах "Проблемы личности" (1970 г.), "Соотношение социального и биологического в человеке" (1975 г.), конференций "Комплексное изучение человека и всестороннее развитие личности" (1975 г.), "Личность в системе общественных отношений" (1980 г.) и др. Такое положение в решении данной проблемы свидетельствует о необходимости разработки целого ряда вопросов теоретического и методологического характера.

Цель исследования - философско-социологический анализ способностей личности в их связи с общественными отношениями. Исходя из общей цели исследования, ставятся следующие задачи:

Выясняя познавательные возможности различных подходов к анализу способностей, определить специфику философско-социо-логического аспекта их изучения.

Выявить данную специфику прежде всего путем раскрцтия и конкретизации методологического принципа единства личности, ее деятельности и общественных отношений применительно к изучаемому явлению.

Проследить исторические тенденции изменения роли и характера реализации способностей личности на различных этапах развития социальной организации общественной жизни.

Дать анализ условий реализации принципа "От каждого -по способностям, каждому - по труду" через призму становления действительной коллективности социалистических общественных отношений.

Методологическая основа и источники исследования. Методологической основой работы являются теоретические положения и методологические принципы исследования социальных явлений, содержащиеся в трудах классиков марксизма-ленинизма; положения и вы- ІЗ воды программных и руководящих документов КПСС и Советского правительства по вопросам совершенствования социалистических общественных отношений, формирования нового человека, его потребностей и способностей.

Исследовательская программа, опирающаяся на принципы материалистической диалектики, включает в себя принципы развития и историзма, объективности и классового подхода. Методология исследования основывается также на реализации одного из вариантов системного подхода в изучении способностей, что, в свою очередь, требует целостного рассмотрения данного социального свойства личности как во внутриличностном плане, исходя из интегративно-го характера способностей, так и единства личности, ее деятельности и общественных отношений.

В диссертационной работе в обобщенном виде принят во внимание и изучен определенный круг трудов отечественных и зарубежных авторов по философско-социологической, специальной, обществоведческой проблематике, периодические издания. Учитывая интегратив-ный характер проблемы, в работе используются материалы общей, социальной психологии, а также достижения ряда других наук.

Научная новизна исследования заключается в дополнительном обосновании марксистского учения о личности и общественных отношений, в дальнейшей разработке - на материале способностей человека - идеи закономерном характере связи социальной организации и свойств личности.

В диссертации показано, что в отличии от распространенного психологического подхода, который сводит способности к психическим свойствам, отвечающих требованиям деятельности, они (способности) рассматриваются в философско-социологическом плане, при котором определяется их субстанциальная природа, что позво-

14 ляет предпринять попытку целостного анализа данного социального явления жизни человека. В этой связи производится уточнение категориального аппарата с целью выработки системного представления о способностях.

Развивая положения о все возрастающем развитии производительных сил, о возрастании роли человеческого фактора в развитии труда и производства, закона возрастания роли народных масс, в диссертационном исследовании прослеживается отношение социальной организации как способа существования общественных отношений и способностей личности и на этой основе формулируется закон возрастания способностей и все более полная его реализация в ходе развития исторических форм коллективности. Данный закон, наряду с законом возвышения потребностей, представляет собою наиболее фундаментальную закономерность формирования и развития личности в ходе исторического процесса. Действие закона возрастания способностей осуществляется во всех общественно-экономических формациях, что позволяет его рассматривать как общесоциологический, в наибольшей степени проявляющийся в коммунистической формации. Предлагаемая формулировка закона наиболее точно фиксирует его содержание, предпринимается попытка раскрытия механизма его действия.

Выясняется, как действие данного закона определяет различное место способностей в принципах организации общественной жизни, как в ходе становления действительной коллективности социалистических общественных отношений происходит реализация принципа "от каждого - по способностям", что, в свою очередь, зависит от особенностей этапов социализма.

К изучению новых сторон проблемы способностей автор относит

15 предлагаемую классификацию способностей в зависимости от видов социальной деятельности; специфику способностей в качестве социального явления, связанную с определенными задатками, интегра-тивного характера способностей по отношению к другим социальным свойствам личности; анализ источников и движущих сил развития способностей.

Теоретическая значимость работы определяется тем фактом, что научные основы учения о способностях, заложенные классиками марксизма, не получили должной разработки в марксистской философии и социологии. В работах, посвященных проблемам человека, личности, индивида, потребностям, общественным отношениям и др., авторы (Н.АбишевД.В.Мялкин, М.Н.Перфильев, Х.Ф.Сабиров, И.Ф. Смольянинов, Л.йЛинакова, И.МЛудинова и др.) часто обращаются к способностям, но исследование последних носит побочный характер, когда исследователи вовсе не претендуют на целостность и полноту освещения проблемы. В этом плане, можно сказать, "повезло" категориальному аппарату, отражающему близкие к способностям социальные свойства человека, - потребностям, интересам, мотивам и т.д. Предлагаемый автором аспект рассмотрения проблемы служит целям дальнейшего развития марксистского учения о личности и ее социальных свойствах, осмыслению определенных сторон ее социальной детерминации, раскрытию сложного механизма взаимосвязи общественных отношений и личности на основе анализа закона возрастания способностей. Характер действия этого закона в том или ином обществе определяет степень саморазвития и самореализации индивида, формирование и объективацию его сущностных сил в различных видах социальной деятельности.

Практическая значимость диссертационного исследования опре- делается теоретической разработкой актуальных проблем социальной активности, повышения эффективности деятельности личности. Разработка методологии и теории способностей необходима для "переворота" общенаучных положений в индикаторы конкретных социологических исследований, необходимые для научно-обоснованного подхода в деле совершенствования социалистического образа жизни, поиска социальных резервов и др. Из научных результатов исследования могут быть выведены практические . рекомендации для тех социальных институтов, деятельность которых связана с практикой коммунистического воспитания.

Выводы диссертации могут быть использованы в учебных пособиях, в практике преподавания ряда тем марксистско-ленинской философии и психологии, а также в пропагандистской работе по проблемам социалистического гуманизма, социалистического образа жизни, по критике буржуазных и ревизионистских концепций человека и его способностей.

Апробация работы. Основные идеи работы излагались на симпозиуме "Социальные последствия механизации и автоматизации производства" (Уфа, 1976); на конференции "Социально-биологическая проблема и задачи формирования личности коммунистического типа" (Ленинград, 1979); на конференции "Соотношении биологического и социального" (Пермь, 1980); на X межзональном научном симпозиуме "Методология и теория деятельности" (Горький, 1982); на Четвертых Уральских социологических чтениях ХХУІ съезд КПСС и актуальные проблемы социальной политики партии" (Пермь,1982); на вузовских конференциях Пермского фармацевтического института 979, 1980, 1982, 1983 гг.).

Результаты исследования опубликованы в следующим работах

17 автора:

Использование способностей человека в механизированном и автоматизированном производстве. - В сб.: Социальные последствия механизации и автоматизации производства. (Тезисы докладов). Уфа, 1976.

Некоторые принципы исследования способностей личности. Пермь, 1980, 35 с. (рукопись деп. в ЙНГОН АН СССР, й 5088. Новая советская литература по общественным наукам. Философские науки, 1980, № 8).

Проблема задатков (социально-биологический аспект). -

В сб.: Социальное и биологическое в развитии человека и проблема здоровья. Пермь, 1982 (рукопись деп. в ИНЙОН АН СССР, Ш I202I. Новая советская литература по общественным наукам. Философские науки, 1983, №6).

4. Социалистический образ жизни и способности личности. - В сб.: Тезисы к ІУ Уральским социологическим чтениям. "ХХУТ съезд КПСС и актуальные проблемы социальной политики партии". Секция: Социологические проблемы личности. Пермь, 1982.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Философско-социологический аспект проблемы способностей

Разработка марксистского учения о человеке и его способностях требует использования всего богатства теоретических средств, методов, уровней и аспектов исследования - психофизиологического , индивидуально-психологического, социально-психологического, философско-социологического. В данной работе способности рассматриваются в философско-социологическом аспекте,т е. как одно из социальных свойств личности. К.Маркс считал, что "способность веши есть... нечто внутренне присущее вещи, хотя это внутренне присущееей свойство может проявляться только... в ее отношении к другим вещам" . Данное положение К.Маркса относится в целом ко всем объектам, что позволяет некоторым авторам говорить о познавательных способностях животных, о человеческих способностях машин. Социальные свойства, внутренне присущие личности, не могут проявиться иначе, как через отношения, через связи и взаимодействия индивида , обладающего данными свойствами, с другими лвдьми. В основе такого понимания лежит представление о характеристиках предмета, которые существуют потенциально в виде их объективных свойств, реализующихся при определенных условиях, способность данного предмета при определенных условиях переходит из существующей потенциально в существующую актуально.

Это наиболее общий подход к анализу понятия способности, в котором оно сближается с понятием свойства, имещего всеобщий характер .

Самое распространенное содержание понятия "способности человека" находим у психологов, которые определяют способность как совокупность свойств или качества, делающих человека пригодным к успешному выполнению тех или иных видов деятельности . "Способности, индивидуальные особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами, приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобрете-ния" . В "Философской энциклопедии" способности определяются через меру освоения некоторой совокупности деятельностей. Под такой мерой освоения понимается легкость и быстрота реализации определенного рода деятельности. В отношении к знаниям, умениям и навыками способности выступают как условие, обеспечивающее их приобретение . Способности к определенной деятельности в психологическом плане - это интегральное свойство человека, возникающее на основе перехода психических процессов в психические состояния, а последних - в устойчивые психические свойства.

Главная задача психологии способностей заключается в установлении внутренних психологических закономерностей развития психических процессов, определяющих психический эффект внешних воздействий и индивидуально-психологические различия людей, в конечном счете, особенности индивидуальной жизнедеятельности человека . Психологи исследуют способности личности, вскрывая внутренние психологические механизмы, обеспечивающие успешное выполнение тех или иных видов деятельности. Не отвергая правомерности данного подхода к анализу способностей, тем не менее следует признать определенную его узость, связанную с предметной спецификой психологии. Психологию в определенной мере можно рассматривать как науку о личностной активности, которая сосредоточивается прежде всего на изучении внутренней активности человека, а в плане методологическом делает акцент исследования на внутреннем человеческом мире, в то время как социологию больше интересует внешние социальные детерминанты этой активности, относящиеся и к микросреде, и к общественным отношениям, процессам, институтам.

В решении вопроса о детерминации способностей можно просле 21 дить длительную историю борьбы двух точек зрения, каждая из которых преобладающим рассматривала один из факторов детерминации. Так, линия врожденности способностей, абсолютизирующая внутренний фактор детерминации, прослеживается во взглядах Х.Уарта, Ф.Бэкона, Гоббса, Спинозы. Другая - утверждающая зависимость способностей от внешних условий ("воспитание всемогуще"), отражается, например, во взглядах Гельвеция, Кабаниса (здесь можно вспомнить знаменитую полемику Гельвеция и Дидро, в которой столкнулись две указанные точки зрения).

Деятельностная природа способностей

Рассмотрение способностей как одного из социальных свойств личности, представляющего собой внутриличностное бытие общественных отношений (интериоризированные общественные отношения), создает возможность определить методологические основы их исследования. В данном случае анализируется один из моментов функционирования общественных отношений, когда они органически слиты с социальными качествами человека. Одной из форм проявления такого функционирования и являются способности личности. Необходимо отметить, что развертывание этого положения посвящено практически все последущее содержание работы.

Следующим шагом в исследовании будет являться анализ способностей личности в их связи с деятельностью, что открывает еще одну сторону их изучения. Она заключается в выяснении специфика способностей как социального свойства, которая усматривается в том, что они выступают как деятельные силы человека. "Категория "деятельность" служит для характеристики всех видов проявления сущностных сил человека, включая труд и творчество, общественно-политическую деятельность, занятия в сфере быта, оемьи и т.д. Предметная деятельность составляет содержание общественных отношений, и поэтому через ее анализ возможно рассмотрение общест т венных отношений .

Деятельность как принцип научного объяснения в наибольшей степени отвечает целям нашего исследования, ибо деятельность общественного человека порождает самого человека с его потребностями и способностями, закрепляя достигнутый уровень развития общества в определенном уровне освоения природы. В ней формируется "внутренняя природа, сущность человека, а внешняя природа "очеловечивается", становится средством связи с другим человеком, социальным фактором человеческого бытия.

Для К.Маркса деятельность в ее исходной и основной форме -это чувственно-предметная деятельность, в которой человек вступает в практический контакт с предметами окружающего мира, испытывает на себе их сопротивление и воздействует на них, проявляя тем самым практическую энергию . В исследовании деятельности надо исходить из нескольких уровней ее рассмотрения (философского, социологического, социально- и индивидуально-психологического и др.).

Из всего многообразия подходов в анализе деятельности мы остановим свое внимание на том из них, при котором социальная деятельность понимается в ее предельно абстрактном смысле как социальная форма движения материи, опосредованная сознанием. Генетически первичным внутренним субстанциональным противоречием социальной деятельности как целого является различие живой и опредмеченной деятельности. Их взаимное проникновение фиксируется категорией субъекта, но живая деятельность составляет специфику субъекта как носителя той и другой2. Любой вид социальной деятельности предполагает необходимые условия ее осуществления в виде тех или иных предметных форм и присущих субъекту деятельности способностей, умений, навыков. Сочетание этих двух основных компонентов превращает эти условия в процесс деятельности. Значит, вне деятельности способности существуют как "вещь - в-себе", только в ней они реализуются, объективируются, формируются и развиваются. С другой стороны, способности выступают как определяющее звено субъективного компонента условий деятельности, вне которого не может быть перехода предпосылок деятельности из предметного состояния в процесс.

Способности в этом отношении выступают, с одной стороны, как результат воплощения в индивиде живой деятельности, с другой - живая деятельность выступает как реальный способ осуществления способностей.

Исторические формы взаимосвязи общественных отношений и способностей личности

Содержание первой главы было посвящено изложению теоретико-методологических основ исследования способностей личности в их органическом единстве с общественными отношениями. Это создает возможность перехода к рассмотрению форм социальной организации, выступающих способом бытия общественных отношений, в их связи со способностями человека, в свою очередь, представляющими собой способ внутриличностного бытия и функционирования общественных отношений. В данной главе внимание переносится на изучение известных форм общественных структур и на то место, которое способности занимают в принципах социальной организации общественной жизни. Предпринимается попытка раскрытия динамики способностей личности в историческом процессе в связи с изменением форм социальной организации, так как "экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как (выделено нами - В Д.) производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд . Общественно-формационный характер способностей, свойственных людям, живущих в разные эпохи, раскрывается К.Марксом путем анализа не только средств труда, но и раскрытия зависимости структуры способностей от исторических изменяющихся форм разделения труда1, а также и производственных отношений .

Раскрывая функционирование способностей человека в различные исторические эпохи, необходимо исходить из известного положения, что для познания того или иного социального явления требуется обращаться к анализу его ранних форм, прослеживая их развертывание, вплоть до развитого состояния0. Мы тем самым конкретизируем принцип развития в исследовании данной проблемы и вводим в теоретический оборот категориальный аппарат, ото-бражащий качественные изменения общественных отношений, а именно - "целостность", "социальная организация", "коллективность", "общение" в связи с понятием "способности".

К.Маркс, определяя социальную организацию, пишет: "Сама... органическая система как совокупное целое имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще недостающие ей органы. Таким путем система в ходе исторического развития превращается в целостность"4. Любое общественное явление в этой органической системе имеет смысл только в отношении к обществу в целом и по отношению к другим явлениям. Это есть "становление системы такой целостностью" (Маркс). Общественная организация людей возникает в силу необходимости: любая целостная система представляет собой определенную внутреннюю организацию, ., ; будучи определенным способом взаимодей 89 ствия, взаимозависимости образующих ее элементов. Так и общество становится целостной системой, когда на основе внутренних его взаимосвязей оно превращается в саморазвивающееся образование. Достичь такого состояния то или иное общество не может, имея необходимые предпосылки, которые кладут начало движению этой социальной общности. Общество как система не может строиться иначе, как создавая себе организации, организуя совместную жизнь людей, их деятельность и общение. Среди различных форм социальной организации наибольшее значение имеют прежде всего система общественной организации труда, экономическая организация общества и производные от нее другие формы социальной организации. "Как бы ни были стремительны перемены в современной жизни, они нуждаются в некоторой социальной опоре, в устойчивом каркасе социальных отношений. Человек не может быть только творцом. Более того, расширившиеся возможности творчества предъявляют соответственно и более обширные требования к нормированному, организованному поведению даже в тех сферах деятельности, которые, как казалось до последнего времени, не терпят норм" . Именно организации ставятся специфическими орудиями социальной деятельности, которые позволяют субъекту - индивиду подниматься до целенаправленного практического воздействия на р объект .

В процессе "... деятельного осуществления индивидами своего собственного бытия"х происходит не только обработка природы людьми, но и обработка людей людьмиг, и индивиды как физичес-ки, так и духовно творят друг друга . Этот "производственный" процесс общественной жизни происходит в общении людей, которое "...не только духовный, но и материальный, социально-реальный процесс, в котором происходит обмен деятельностью, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами этой деятельности, предметно воплощаемым в материальной и духовной культуре"4. Из постоянного контакта каждого с другими людьми : проистекает все многообразие обмена деятельностью, ее продуктами.

В общении людей совершается взаимное производство и потребление способностей разных индивидов, находящихся на определенной ступени развития своих производительных сил и существующих производственных отношений. "...Обмен деятельностей и способностей, - пишет К.Маркс, - который совершается в самом производстве, относится прямо к нему и составляет его существенную сторону"0. Способности представляют как соотносящиеся, т.е. взаимодополняющие и усиливающие друг друга, хранящие весь накопленный индивидуальный и коллективный опыт и реализующиеся в качестве общественных отношений.

Утверждение действительной коллективности социалистических общественных отношений и формирование способностей личности

Качественные изменения в характере общественных отношений в историческом процессе приводят в конечном счете к утверждению истинной коллективной в коммунистической формации, что происходит на всех уровнях и на всех этапах ее развития. "...Только через механизм подлинной коллективности возможен эффективный контроль человека над природными и социальными условиями социалистического общества. Только через коллективность индивид раздвигает сферу личностных отношений, вовлекаясь в систему универсальных связей и обретает тем самым материал для развития своих способностей" . Взаимосвязь развития истинной коллективности и формирование способностей личности можно рассматривать в широком спектре связей личности и общества. Мы решили остановиться на утверждении подлинной коллективности преимущественно в сфере труда и формировании соответствующих производственных способностей. Подобное ограничение представляет 123 ся вполне оправданным, чтобы сделать более предметным раскрытие содержание данного вопроса. Из всего многообразия способностей, мы обращаемся к производственным способностям потому, что для абсолютного большинства советских людей основной сферой социальной деятельности, позволяющей им выявить свое социальное качество, является сфера труда. "... В труде человек не только создает материальные ценности, но и выковывает свои лучшие способности, закаляет волю, развивает творческие силы, утверждает себя как гражданин, активный строитель коммунизма. В этом плане следует иметь в виду утверждение непосредственно-общественного характера труда, в целом, утверждение коммунистической формы организации производства, что имеет прямое отношение к процессу формирования не только производственных, но и всех других способностей личности социалистического типа.

Новый тип личности приходит на смену тому, который формирует прежняя социальная организация общественной жизни. Классики марксизма неоднократно указывали, что "общественное ведение производства не может осуществляться такими людьми, какими они являются сейчас, - людьми, из которых каждый подчинен одной какой-нибудь отрасли производства, прикован к ней, эксплуатируется ею, развивает только одну сторону своих способностей за счет всех других и знает только одну отрасль или часть какой-нибудь отрасли всего производства". "Подобно тому как в прошлом столетии крестьяне и рабочие мануфактур после вовлечения их в крупную промышленность изменили весь свой жизненный уклад и сами стали совершенно другими людьми, точно так же общее введение производства силами всего общества и вытекающее отсюда новое развитие этого производства будет нуждаться в совершенно новых лвдях и создает их" . На смену вещному характеру общественных отношений, с присущими для них частичной, односторонне развитой личности, приходят отношения "свободной индивидуальности" (Маркс), для которых свойственен коллективный характер деятельности личности, представляющей способ реализации ее способностей.

В противоположность капитализму, со свойственным для него стихийным характером формирования способностей, их сугубо утилитарным использованием, при социализме создается возможность сознательного процесса их формирования, подчиненного гуманной цели.

Важнейшая цель, непременное условие котлмунистического строительства - формирование нового человека, всесторонне развитой личности . Такая личность предполагает богатство и разносторонность развития ее способностей. Классики марксизма провозгласили, а социалистическая реальность наших дней подтверждает, что человек - "самоцель общественного развития" (Маркс). В условиях капитализма может быть осуществлена довольно высокая производительность труда, но целью развития общества не может быть развитие самого человека, в то время как при социализме развитие производства в конечном итоге призвано к решению гуманистической задачи - "благосостояние людей труда, создание условий для всестороннего развития личности. Реальный социализм облекает это положение Марксовой теории в живую плоть" .

Основу противоположности целей развития человека составляет характер общественных отношении. Свойственной капитализму мнимой коллективности противостоит подлинная коллективность, которая "...представляет собой такое объединение индивидов (разумеется, на основе уже развитых к этому времени производительных сил), которое ставит под их контроль условия свободного развития и движения индивидов, условия, которые до сих пор предоставлялись власти случая и противостояли отдельным индивидам" . Историческая миссия коммунистической формации и состоит в разрешении коренных проблем социального устройства, а вместе с тем -это общество коллективистское, где люди, преобразуя действительность, преобразуют самих себя, где меняется характер отношений между личностью и обществом. Общей закономерностью связи личности и общества выступает превращение общественных отношений в коллективную силу всех людей общества и исключаются антагонизмы из общественных отношений. Индивиды социалистического общества по мере развития социальной его однородности все в большей мере формируются как целостные и развитые индищцы.

Похожие диссертации на Общественные отношения и способности личности