Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Коммунистическое отношение к жизни как фактор развития социалистической личности Васильева Людмила Георгиевна

Коммунистическое отношение к жизни как фактор развития социалистической личности
<
Коммунистическое отношение к жизни как фактор развития социалистической личности Коммунистическое отношение к жизни как фактор развития социалистической личности Коммунистическое отношение к жизни как фактор развития социалистической личности Коммунистическое отношение к жизни как фактор развития социалистической личности Коммунистическое отношение к жизни как фактор развития социалистической личности Коммунистическое отношение к жизни как фактор развития социалистической личности Коммунистическое отношение к жизни как фактор развития социалистической личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Васильева Людмила Георгиевна. Коммунистическое отношение к жизни как фактор развития социалистической личности : ил РГБ ОД 61:85-9/87

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-философские предпосылки исследованния коммунистического отношения" к жизни . 12

I. Отношение к жизни как мировоззренческая категория 12

2. Объективная и субъективная сторони в отношении человека к жизни 51

3. Основные принципы коммунистического отношения к жизни 75

Глава II. Формирование коммунистического отношения к жизни в развитии социалистшеской личности 97

I. Социалистические предпосылки развития коммунис тического отношения к жизни 97

2. Самоотношение и самореализация социалистической личности 122

3. Смысложизненная ориентация личности в условиях развитого социализма 155

Заключение 188

Список использованной литературы 192

Введение к работе

В настоящее время марксистское философское учение о человеке достигло такой высокой степени сложности содержания и методологической значимости, что все более настойчивой становится необходимость образования самостоятельной проблематики науки о человеке.

Успешное развитие философского учения о человеке предполагает разработку не только категорий, отражающих разнообразные аспекты объективной детерминированности человеческого бытия,но и категорий, выражающих субъективное состояние человека, причем не только на родовом, но и индивидуальном уровне, отражающем внутренние источники повышения эффективности его социального бытия. Поэтому, на первый план выдвигаются категории: "смысла жизни и деятельности", "самоотношение", "самореализация" человека и др., отражающие важные грани человеческого бытия. Все они выражают определенное отношение человека к жизни и ее проявлениям.

Составляя ядро мировоззрения, отношение к жизни активизирует субъективный фактор социальной деятельности людей. В этой связи приобретает особую социальную значимость проблема исследования особенностей коммунистического отношения к жизни. Совершенствование и развитие личности, собственно, и есть утверждение коммунистического отношения к жизни.

Естественнобиологические и социогуманитарные науки изучая человека и его бытие, проникают в отдельные стороны отношения человека к жизни. Но это данные об элементах сложнейшей системы, каковым является человек. Целостные знания об отношении человека к жизни под силу только современному философскому знанию и должно стать задачей философского исследования.

Материалы съездов, пленумов и постановлений ЦК КПСС подчер -4 кивают первостепенную важность задачи формирования нового человека, целенаправленно реализующего, в процессе своей жизнедеятельности планы партии и советского государства . Это диктуется необходимостью дальнейшего совершенствования общества развитого социализма, созидания коммунизма.

В современных условиях укрепления и распространения научно-коммунистического мировоззрения на все стороны жизнедеятельности человека, усиливается необходимость и открывается реальная возможность формирования коммунистического отношения к жизни, по-существу, это объективная потребность совершенствования социалистического общества.

Становление коммунистического отношения к жизни представляет серьезный теоретический интерес. Это вызывается необходимостью сосредоточить внимание на философском познании источников и механизма формирования коммунистического отношения к жизни, на обосновании возможности воспитания у самого человека потребности развивать свои способности и применять их с пользой для людей, всего социалистического общества.

Компоненты коммунистического отношения к жизни складываются и неодновременно и неоднозначно. Поэтому повышенный теоретический интерес и актуальность приобретают ныне те философские исследования, которые проникая в сложную систему духовного мира человека, рассматривают соотношение между различными гранями жизни человека, обосновывают становление сложного и индивидуально-типического отношения человека к жизни, которое является результатом напряженной душевной жизни, осмысления и осознания своего места в жизни и своего отношения к окружающим людям и самому себе. Человек, формируясь объективной общественной жизнью, сам входит в эту жизнь и, обладая возрастающей "цен - 5 -ностью" не бессилен перед жизнью, а является активной силой созидания и изменения последней.

Познание принципов коммунистического отношения к жизни и их утверждение способствует разработке философских основ теории и практики формирования нового человека. Стойкость,идейная убежденность, вера в жизнь, вера в неограниченные возможности дальнейшего развития личности - это необходимые качества любого советского человека.

Преданность идеалам коммунизма проявляется именно тогда, когда человек глубоко осознает и понимает теорию и практику развития коммунистической жизни, реализует, практически претворяет их в жизнь, другими словами, по коммунистически относится к жизни.

Таким образом, формирование коммунистического отношения к жизни - это широкая программа воспитания и самовоспитания личности, учитывающая диалектическое единство объективных и субъективных факторов, необходимость совершенствования воспитательной деятельности, включающая все направления и принципы формирования нового человека.

Современные философские исследования в нашей стране вплотную подошли к рассмотрению различных аспектов жизнедеятельности, охватывающих в основном сферу взаимоотношений людей. При этом, в работах советских философов, социальных психологов,эти-ков, социологов обозначается выход на проблему отношения человека к жизни и формирования коммунистического отношения к жизни.

Например, в работах по истории этических учений А.Ф.Шишкина, Л.М.Архангельского, О.Г.Дробницкого, Т.А.Кузьминой,В.Г.Иванова и др. этическая проблематика более чувствительна к вопро - 6 сам отношения человека к жизни, т.к. это отношение непосредственно затрагивает нравственный мир человека.

Обозначается выход к проблеме отношения к жизни в социологической и социально-психологической литературе, в работах: С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, Ф.Т.Михайлова, А.Г.Ковалева, А.И.Липкиной, Л.И.Рувинского, Л.П.Буевой, В.Г. Афанасьева, А.К.Абульхановой-Славекой, Й.С.Кона, О.А.Феофанова, В.Ф.Кузьмина, А.С.Кармина, Л.И.Анцыферовой, А.Г.Спиркина и мн.др.

Проблема коммунистического отношения к жизни содержится в работах С.Анисимова, В.Титова, В.А.Житнева, В.Т.Лисовского, Э.Ф.Макаревича, В.Т.Ефимова, С.М.Косолапова, А.С.Канта, В.А. Чагина, Г.Е.Глазермана и др., посвященных исследованию формирования активной жизненной позиции социалистической личности.

Существенные стороны диалектики отношения человека к жизни, раскрываются в философских работах, посвященных проблемам взаимоотношения объекта и субъекта, объективного и субъективного в человеческой деятельности и познании мира. Например, в работах В. А. Лекторского, Л.В.Скворцова, Н.В.Дученко, Ф.Т.Архипце-ва, В.Ф.Кузьминой, А.Й.Яценко, Й.И.Дудкина, Л.И.Абдильдина и мн.др.

Что касается общефилософского осмысления проблемы отношения человека к жизни, то в ней преобладает в основном критика буржуазных и мелкобуржуазных теорий отношения к жизни, например, в работах А.Г.Мысливченко, Ю.А.Замошкина, С.Ф.Оддева, М.Я.Ярошевского, Е.С.Жилкина, И.Г.Моргунова, В.Раевского, В.М. Пронь, В.А.Шандра, В.А.Ребрина и др.

Рассмотрение же процесса становления коммунистического отношения к жизни сводится в основном к проблеме формирования коммунистического отношения к труду (см..например, работы С.М.Ковалева, Б.А.Ануфриева, Г.М.Снсолятина, М.И.Боровского, И.И.Чан-гли, Л.В.Сохань, В.Снастина и мн.др.).

При всей важности исследования трудового аспекта формирования коммунистического отношения к жизни следует отметить его ограниченность в разработке проблемы коммунистического отношения к жизни, как целостного процесса.

Целостной разработке проблемы формирования коммунистического отношения к жизни в современной социально-философской литературе не уделено достаточного внимания. В "философском энциклопедическом словаре", вышедшем в 1983 году, вообще не встречается понятия "коммунистическое отношение к жизни" или "отношение человека к жизни".

Исходя из актуальности темы и ее состояния в советской научной литературе, диссертант обращает внимание на необходимость разработки способов подхода изучения отношения человека к жизни, как целостного отношения, выявления его аспектов, определение главных, ведущих тенденций в развитии отношения человека к жизни в условиях зрелого социализма.

Содержание диссертации заключается в обосновании следующих основных положений:

Отношение к жизни - мировоззренческая проблема. Мировоззрение человека само есть способ идеального отношения человека к жизни и в нем с наибольшей полнотой, разносторонностью, целостностью и основательностью отражено это отношение. Отношение индивида к жизни - родовой признак человека, но оно вырабатывается лишь общественным индивидом, включенным в исторически-конкретное общественное бытие. Отношение индивида к жизни не задано ему генетически, оно результат процесса социализации личности. 

Отношение к жизни как мировоззренческая категория

Категории "мировоззрение", "отношение", "жизнь" -являются фундаментальными философскими категориями. Определению их философского статуса придается важное место в работах советских и зарубежных мыслителей1. Каждая из этих категорий заслуживает пристального внимания и анализу каждой из них отводится значительное место в философских работах. Но в современных условиях социального развития и философского осмысления действительности, особенно большая роль отводится определению их свя зи, единства, определению отношения к жизни, как философской проблемы, определению мировоззренческого статуса, "отношения к жизни", так как именно такой подход выражает обращенность к человеку и к миру в целом, когда знание об объективной реальности слито с его смысло-жизненным отношением, с социально-ориентирующей функцией, с идеологической направленностью. Поэтому, в раскрытии мировоззренческого статуса категории "отношение к яизни", принципиальное значение имеет исследование специфического отношения человека к миру, его объективно-реального содержания.

На наш взгляд, именно отношение к жизни является тем источником мировоззренческой активности, где в единое целое соединяются и философская специфика этой категории и ее научный характер, и ее партийность, и ее гуманистический смысл.

Определение места мировоззрения в структуре духовного мира человека философски важная задача, так как: а) ведет к выявлению самой философии как мировоззренческого феномена, к определению его специфики; б) проблема мировоззрения - одна из существеннейших проблем в современной идеологической и философской борьбе.

Большинство неопозитивистов толкуют мировоззрение,как выражение субъективного восприятия отношения к миру, действительности, при этом они сбрасывают со счета мировоззренческие аспекты науки, которые интерпретируются как чуждые науке, привнесенные извне. "Неопозитивисты, -пишут А.С.Богомолов и Т.И.Ой-зерман, - провозгласили программу очищения науки от "метафизи-ки"разновидностью которой они считают всякое мировоззрение"1, I Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983, с.23. ибо всякое мировоззрение трактовалось ими как ненаучная система взглядов. Философы иррационалнстического складав этом пункте согласны с неопозитивистами, однако, делает попытку объяснить это, якобы, суверенностью мировоззрения от науки, что, в свою очередь, открывает двери мистицизму и религии, утверждая идею превосходства веры над знанием. И.Лакатое, П.Фейерабенд, Т.Кун и др. представители постпозитивистской "Философии истории науки", в настоящее время, выражают согласив с возможностью и необходимостью научного мировоззрения, но, имеющее отношение лишь к ученым, к их исследовательским задачам. Им полностью отрицается связь научного мировоззрения и с философией и с общественной практикой, таким образом, полностью отрицается научно-философское мировоззрение. Как правильно указывают А.С.Богомолов и Т.И.Ойзерман, - "для всех этих теоретиков... характерно отсутствие интереса к тому, что имеется многообразие качественно отличных друг от друга мировоззрений". Между тем, мировоззрение ученых далеко не всегда может быть определено, как научное мировоззрение. "Только учитывая многообразие мировоззрений можно понять несостоятельность субъективистской интерпретации мировоззрения и неправомерность абстрактной постановки вопроса: "Является ли мировоззрение научной или же, напротив, ненаучной системой взглядов

Объективная и субъективная сторони в отношении человека к жизни

Категория "отношение" впервые была обоснована и введена в философский категориальный аппарат Аристотелем. Но об отношении человека к жизни, к себе, философы высказывались и раньше. Например, Платон полагал, что в душе человека существуют и требуют гармонического сочетания три различных начала: разумное, аффективное и вожделяющее. Бели каждое из этих начал будет подчинено разумному управлению, то гармония души не нарушится1. Платоновское "разумное управление" и есть не что иное, как отношение человека к жизни, подчиненное "разумному началу". При этом Платон, следуя Сократу, на первый план выдвигал нравственный принцип и ориентировал на аскетическое отношение к жизни, на принижение материального.

Мы видим, таким образом, что "линия Платона" вполне отчетливо проявилась и в проблеме отношения человека к жизни. Отделение умственного труда от физического, абсолютизация роли первого в жизни общества обусловили престижность духовной деятельности, что нашло отражение как в реальном отношении к жизни, так и в философских учениях.

Учение Платона оказало известное влияние на философию стоиков, своеобразно отразилось в христианском учении, так или иначе вошло в ткань последующих идеалистических школ, некоторые из которых сделали отношение человека к жизни своим главным предметом (философия жизни, экзистенциализм и др.). В идеалистических взглядах на природу отношения человека к жизни наглядно проявилась классовость этого феномена и его конкретно исторический характер. Есть основания также говорить о тенденции возрастания пессимизма в идеалистической философии, берущего начало еще от стоиков и отражающего углубление кризиса антагонистического общества, отчаяние и безысходность все большей части людей .

В противоположность этому "линия Демокрита" во взглядах на отношение человека к своей жизни не утрачивала и не утрачивает оптимизма, так как отражает интересы прогрессивных, исторически перспективных социальных сил, овладевающих законами общественного развития и на основе их применения, преобразующих мир для блага человека труда.

Материалисты всегда учитывали реальную жизнь людей и их реальные, постоянно возвышающиеся потребности, когда говорили об отношении человека к своей жизни. Демокрит считал, что сама нужда служила людям учительницей во всем, наставляя их соответ ствующим образом в познании каждой вещи Таким образом, вся домарксовая философия при разработке категории "отношение к жизни", выделяла субъективную сторону, игнорировала момент включенности, заключающийся в том, что само субъективное включено в объективное, и определяется последним.

Развитие отношения человека к своей жизни может быть представлено как объективно обусловленное социальным прогрессом историческое становление человека, в котором человек познает са мого себя для того, чтобы "сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы"1.

Отношение человека к жизни с точки зрения марксизма -социальный феномен, присущий человеку любой эпохи. Поскольку индивид существует, постольку у него формируется определенное, объективно-обусловленное отношение к жизни, которое всегда носит конкретно-исторический характер.

Отношение к жизни не задано индивиду генетически, оно -результат его социализации, усвоения совокупности общественных отношений. Отношение к жизни вырабатывается лишь общественным индивидом, включенным в жизнь той или иной социальной группы, человеческой общности. Следовательно, отношение к жизни - родовой признак человека, более того, с изменением жизни изменяется и принимает новые формы и принципы и отношение к жизни.

Другими словами, отношение человека к жизни возникает не в каких-то определенных условиях, а в любых социальных условиях, в любом человеческом обществе и в силу объективной обусловленности развивается по определенным законам, являясь неотъемлемой стороной сущности человека.

Известно, что социальный прогресс есть не что иное, как закономерная смена общественно-экономических формаций, когда из одной общественно-экономической формации с исторической необходимостью вырастает другая.

Социалистические предпосылки развития коммунис тического отношения к жизни

Мы выяснили, что отношение человека к жизни выступает в конкретно исторической форме, именно потому, что оно социально детерминировано. Закономерность социального прогресса обусловливает закономерность развития, изменения самой жизни, а следовательно, изменения отношения человека к ней. На этом пути появляется возможность раскрыть причину изменений отношения к жизни, тенденции развития коммунистического отношения к жизни.

Марксизм-ленинизм рассматривает совершенствование социализма как естественно-исторический процесс, развивающийся по объективным законам, но законы общественного развития тем и отличаются от законов природы, что реализуются в сознательной и целенаправленной деятельности людей, веего общества в целом и каждого человека в отдельности.

"В жизни человека, - отмечал известный советский психолог С.Л.Рубинштейн, -все детерминированно, и нет в ней ничего предопределенного, детерминация любого человеческого действия и самое свершение его, происходит заодно. Поэтому, закономерная детерминация распространяется на человека, на все, что он делает, на любые его сознательные действия и вместе с тем человек сохраняет свободу действий, никакое предопределение не тяготеет над ним"1.

Такое понимание детерминации отношения к жизни человека опровергает утверждение буржуазных философов о том, что марксизм, признавая определяющее влияние объективных факторов, будто бы превращает человека в объект внешних сил. Признание диалектического детерминизма предполагает признание свободы деятельности и ответственности человека за свои поступки. В.И. Ленин отмечал: "... детерминизм не только не предполагает фатализма, а, напротив, именно и дает почву для разумного дейст-вования" . В силу этого отношение человека к жизни выступает как генерализующий атрибут личности, как субъекта общественных отношений.

Развивая методологическое указание В.И.Ленина о том, что "... сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.

В советской философской литературе появились и стали общераспространенными такие понятия, как "активная жизненная позиция личности", "самодеятельность и творчество народных масс", "жизненная программа личности", "социалистический образ жизни" и т.д., это говорит о том, что в обществе реального социализма диалектически взаимодействуют объективные и субъективные факторы, формирующие отношение к жизни, причем роль и значение субъективного фактора неизменно возрастает.

Определение социалистических предпосылок в процессе формирования нового, осмысленного, коммунистического отношения человека к жизни представляет повышенный теоретический и практический интерес. Прежде всего потому, что советские люди практиче ски участвуют в созидании новой цивилизации, непосредственно включены в процесс гаормирования социалистических общественных отношений. Оценка собственного места и роли в этом процессе, осмысление личных интересов и их соотношение с интересами общественными, осознание связи целей общества с индивидуальными целями, немаловажную роль здесь играют и такие факторы, как самоутверждение, развитие способностей личности, выбор целей и средств общественно-полезной деятельности.

Социализм создает необходимые предпосылки для подлинно нового, отношения к жизни. Сама социалистическая действительность способствует формирование активной жизненной позиции и тем самым, возвышает жизнь человека, приобщая к реальным ценностям социалистической цивилизованности, поиску средств использования реальных возможностей, которые общество представляет личности. Но именно, от личности зависит использование этих возможностей, здесь как раз и проявляется повышающая роль субъективного фактора, подъем "чувства личности", в формировании коммунистического отношения человека к жизни.

Самоотношение и самореализация социалистической личности

В предыдущем параграфе были выделены основные формы и способы проявления возрастающей роли субъективного фактора в овладении и развитии человеком социально-детерминированного содержания своей жизни. На основе этого социализм развивает новые стороны субъективного фактора - в частности - отношение личности к самой себе, которое выступает одной из предпосылок и способов выражения отношения к жизни. Там же мы обратили внимание на тот факт, что отношение к жизни распространяется на все стороны жизнедеятельности человека, его отношение к природе, обществу, самому себе. Только социализм проявляет заботу о развитии качеств личности, ставит на реальную, социально-бытийную основу сферу формирования и проявления самосовершенствования личности. Категория самосовершенствования личности может быть раскрыта в связи с такими категориями, как коммунистическое воспитание, самоотношение и самовоспитание личности, сознание и самосознание, формирование нового человека.

Очевидно, что коммунистическое воспитание невозможно без самовоспитания и саморазвития, активного и сознательного отношения каждого человека к самому себе.

Отправной методологической посылкой при этой проблеме является марксистско-ленинское положение об общественной природе этого процесса. "Мое собственное бытие есть общественная деятельность"1, - писал К.Маркс. В этом высказывании К.Маркса заключена глубокая мысль о том, что воспитание человеком себя, в отрыве от интересов и потребностей общества превращается в самосозерцание", самолюбование. Отсюда следует, что воспитание, совершенствование человеком, себя, своих личностных качеств должно осуществляться в такой деятельности, когда "изменение самого себя совпадает с преобразованием обстоятельств"1.

"Человечество, - писал К.Маркс, - ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешать", потому что сама задача обычно возникает "лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления" . В данном случае, то что К.Маркс говорит о "человечестве", можно скорректировать и на отдельного человека, который ставит перед собой только те задачи, которые он может решить, учитывая наличные условия, существующий образ жизни, уровень собственного развития, свои способности, стремления и идеалы.

Проблема самовоспитания в советской науке особенно в последнее время разрабатывается довольно интенсивно. (П.Я. Арет, И.А.Донцов, А.Г.Ковалев, А.И.Кочетов, В.II.Киселев,А.И. Рувинский, О.П.Целикова и мн.др.). Этот вопрос действительно актуален и связан с целым рядом проблем. Во-первых, с проблемой исследования внутренней активности личности и максимального использования резервов этой активности. Во-вторых, проблема самовоспитания личности неразрывно связана с проблемой всестороннего расцвета личности, проявления одной из существенной особенностей прогресса общества в условиях социалистической цивилизации, другими словами, связана с проблемой соответствия общественного и индивидуального развития,между общественными формами жизни и жизни человека, путями формирования и проявления активного отношения общества к жизни индивида и индивида к жизни общества.

Наконец, проблема самовоспитания и самосовершенствования личности, будучи комплексной проблемой, исследуется не только философией, но и этикой, педагогикой, психологией.

Отметим сразу, что философский интерес к проблеме самовоспитания "следует связывать с марксистским принципом рассмотрения человека как активного деятельного существа,познающего и преобразовывающего мир и самого себя в процессе своей коллективной деятельности"1.

Кроме того, проблема самовоспитания тесно связывается с проблемой формирования в массовом масштабе целостной, творческой, всесторонне и гармонически развитой личности, а следовательно, личности, по-коммунистически относящейся к жизни. Как подчеркивал К.Маркс, личность представляет собой звено во всеобщем развитии человечества. В связи с этим самовоспитание как и самореализация рассматривается в марксистской философии в неразрывной связи с ее развитием, совершенствованием.

Похожие диссертации на Коммунистическое отношение к жизни как фактор развития социалистической личности