Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диалектика объективных условий и субъективных факторов формирования советского образа жизни в условиях Средней Азии Хамидов Закир Шакирович

Диалектика объективных условий и субъективных факторов формирования советского образа жизни в условиях Средней Азии
<
Диалектика объективных условий и субъективных факторов формирования советского образа жизни в условиях Средней Азии Диалектика объективных условий и субъективных факторов формирования советского образа жизни в условиях Средней Азии Диалектика объективных условий и субъективных факторов формирования советского образа жизни в условиях Средней Азии Диалектика объективных условий и субъективных факторов формирования советского образа жизни в условиях Средней Азии Диалектика объективных условий и субъективных факторов формирования советского образа жизни в условиях Средней Азии Диалектика объективных условий и субъективных факторов формирования советского образа жизни в условиях Средней Азии Диалектика объективных условий и субъективных факторов формирования советского образа жизни в условиях Средней Азии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хамидов Закир Шакирович. Диалектика объективных условий и субъективных факторов формирования советского образа жизни в условиях Средней Азии : ил РГБ ОД 61:85-9/771

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Образ жизни как система жизнедеятельности людей 15-59

I. Сущность и структура образа жизни 15-32

2. Объективные условия и субъективные факторы формирования образа жизни нации 32-59

ГЛАВА П. Особенности формирования образа жизни социалистических наций 60-156

I. Экономические и социально-политические условия формирования образа жизни социалистической нации 60-89

2. Особенности культурных факторов утверждения образа жизни социалистической нации 90-110

3. Интернационализация - важнейшее условие развития и совершенствования образа жизни советской социалистической нации НО-136

4. Возрастающая роль КПСС в дальнейшем развитии образа жизни советского народа 137-156

Заключение 157-162

Список использованной литературы 163-180

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Утверждение нового, социалистического образа жизни является одним из главных достижений и итогов исторического творчества советского народа. Совершенствование социалистического образа жизни - одна из важнейших задач партии, неотделимая от дальнейшего развития производительных сил, совершенствования общественных отношений, формирования нового человека.

Принципиальная важность этой задачи еще раз подчеркнута ХХУІ съездом нашей партии, вытекает из решений июньского (1983 г.), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС.

В постановлении июньского Пленума ЦК партии указывается, что "следует умело и творчески пропагандировать советский образ жизни, фундаментальные ценности социализма. Надо поддерживать все передовое в общественной практике, утверждать и ярко раскрывать новое качество жизни трудящихся масс, включающее в себя коллективизм и товарищество, нравственное здоровье и социальный оптимизм, уверенность каждого человека в завтрашнем дне, высокую культуру труда и т потребления, поведения и быта.

Значение вопросов формирования и развития социалистического образа жизни особенно возрастает в условиях строительства и совершенствования развитого социализма. Именно на этапе развитого социализма широким фронтом решаются не только экономические, но одновременно социальные задачи, прежде всего задачи, связанные с созданием условий для всестороннего развития личности, удовлетворения духовных, нравственных потребностей людей.

Именно на этом этапе перспективное планирование экономическо-

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г. - М.: Политиздат, 1983, с.73. го и социального развития страны становится все более комплексным, в планах возрастает значение социальных проблем, прежде всего совершенствования социалистического образа жизни ; "смысл усилий партии по улучшению управления, повышению организованности, деловитости, плановой, государственной и трудовой дисциплины состоит ...в том, чтобы в конечном счете еще больше упрочить те основы, на которых зиждется социалистический образ жизни .

Именно на этапе развитого социализма оказалось возможным осуществление системного подхода к совершенствованию социалистического образа жизни.

Вместе с тем для планирования гармоничного развития всех сторон жизни общества в их взаимосвязи необходимо исходить из правильных научных представлений об образе жизни, его особенностях, путях его дальнейшего развития.

Исследование и пропаганда вопросов социалистического образа жизни имеют большое политическое значение, служат важным средством идейного воспитания масс, повышения их сознания и культуры в самом широком смысле слова, формирования их активной жизненной позиции.

Актуализация теоретических вопросов, связанных с совершенствованием социалистического образа жизни, обусловливается и обострением борьбы между коммунистической и буржуазной идеологией. Ключевая проблема этой борьбы - какой же образ жизни людей, какие ценностные ориентации, моральные нормы, взаимоотношения между людьми, стереотипы поведения способен обеспечить тот или социальный строй, что он может дать и что дает человеку.

В многоплановой системе исследования социалистического образа жизни важное место принадлежит изучению диалектики объективных

I. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР.- Коммунист,1983, № 3, с.16. условий и субъективных факторов формирования образа жизни социалистических наций нашей страны. Советский народ как новая социальная и интернациональная общность сложился из наций и народностей, которые находились на разных стадиях социально-экономического и культурного развития.

Исследование конкретных путей формирования социалистического образа жизни, в частности, у народов, перешедших к социализму, минуя капитализм, имеет важное теоретическое и практическое значение.

В общесоциологическом плане изучение данной проблемы является ценным: во-первых, для выявления общих закономерностей и особенностей формирования и развития образа жизни социалистических наций, объединенных общими, решающими, доминирующими чертами, и в то же время имеющих национально-специфические моменты в различных сферах жизнедеятельности. Изучение позволяет показать, как из многообразия традиционных, исторически сложившихся, национально-специфических особенностей выкристаллизовываются общие единые черты советского образа жизни ; во-вторых, для выявления объективных закономерностей и тенденций становления социалистического образа жизни в тех регионах, где этот процесс совпадал по времени с консолидацией в национальную общность, с утверждением национальной государственности, с переходом к социализму от докапиталистических формаций.

Во всем мире ныне возрастает интерес к социалистическому образу жизни вообще и к проблеме его формирования на конкретной, национальной почве, в частности. Эти процессы хорошо прослеживаются на примере народов Средней Азии, в частности Узбекистана.

В этих республиках формирование такой исторической формы общности людей, как нации, и становление нового социалистического образа жизни совершалось (что теоретически можно ожидать и в странах, развивающихся по некапиталистическому пути) более-менее одновременно, взаимообусловливая и взаимовлияя друг на друга.

Здесь новый, социалистический образ жизни выступал как фактор формирования социалистических наций, в то же время консолидирующиеся социалистические нации, являясь субъектами исторической деятельности, творцами новых форм жизнедеятельности, активно влияли на образ жизни, на его эволюцию; в-третьих, для конкретного анализа этого процесса, который позволяет также показать диалектика взаимодействия и взаимосвязи образа жизни любой данной нации с образом жизни других наций и народностей, что в условиях развитого социализма является внутренним стимулом дальнейшей интернационализации образа жизни всего советского народа и важнейшим фактором выравнивания уровней развития образа жизни социалистических наций и народностей; в-четвертых, для выявления того, что изучение проблемы формирования и совершенствования социалистического образа жизни на примере конкретных республик, в частности Узбекистана, имеет важное значение для исследования развития национальных отношений в нашей стране в условиях зрелого социализма, поскольку советский образ жизни, охватывая все стороны жизнедеятельности наций и народностей, воплощает и отражает сложившиеся между ними новые межнациональные отношения.

Степень разработанности проблемы. В последние годы усилиями советских исследователей и ученых социалистических стран внесен большой вклад в разработку и конкретизацию вопросов утверждения и совершенствования социалистического образа жизни.

В работах Ануфриева Е.А., Арнольдова А.И., Баграмова Э.А., Безрукова А.В., Бестужева-Лада И.В., Бутенко А.П., Вишневского С.С, Глезермана Г.Е., Гордона Л.А., Иовчука М.Т., Касьяненко В.И., Клопова Э.В., Когана Л, Н., Мансурова Н.С., Мчедлова М.П., Роговина В.З., Садикова Ф.Б., Семенова B.C., Синицына В.Г., Струкова Э.В. Толстых В.И., Федосеева П.Н., Ципко А.С. и многих других , а также в материалах всесоюзных, республиканских научно-практических конференций нашли отражение самые существенные стороны процесса становления и совершенствования социалистического образа жизни.

Однако не все аспекты этой важной проблемы нашли свое должное исследование. И это понятно - постоянно идет обогащение социального опыта, на передний план выходят многие формы жизнедеятельности, они получают новый стимул для своего развития, начинают играть новую роль, приобретают новое значение для общего социального прогресса.

Следует отметить и то важное обстоятельство, что до сих пор у исследователей нет единства во взглядах на общий характер взаимосвязи условий жизни и самого образа жизни различных социальных общностей, что не может не сказаться и сказывается на деле в принципах подхода и существе рассмотрения проблемы диалектики формирования и развития социалистического образа жизни. Это требует уточнения, дальнейшего исследования соотношения образа жизни и условий жизни.

Что касается аспекта проблемы, избранного в данной диссертации, то необходимо отметить, что почти во всех работах, специально или опосредованно рассматривающих или касающихся ее, иссле-

I. Более широкий перечень авторов с соответствующими их работами дается в списке использованной литературы диссертации. дуются в основном условия жизни общества, класса, личности, но в намного меньшей степени условия жизни наций, которые весьма различны, например, у наций, сложившихся в буржуазную эпоху, и у наций, сформировавшихся при социализме. При этом остается в тени и такой важный вопрос, как диалектика объективных условий и субъективных факторов в формировании, развитии и совершенствовании нового образа жизни этих наций.

Если на уровне всего советского общества характеристика образа жизни весьма содержательна и подробна, учитываются особенности жизнедеятельности основных классов развитого социализма, различных социально-профессиональных и демографических групп, то специфика национальных черт жизнедеятельности социалистических наций пока еще раскрыта далеко недостаточно. В основном она исследуется в плане выявления сочетания национальных и инонациональных форм, в аспекте утверждения интернациональных черт в образе жизни советских людей.

Такой подход правилен, обоснован и необходим, однако акцент при этом делается только на одной стороны развития социалистических наций - их всестороннем сближении. Непроизвольно затеняется другая, не менее важная тенденция - расцвет всех социалистических наций, который предполагает совершенствование всех национальных форм, отвечающих и соответствующих общему прогрессу развитого социализма. К этим формам относятся многие черты и особенности культурно-просветительной и семейно-бытовой сфер образа жизни социалистических наций. Их исследование имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Соотношение национального и интернационального в социалистическом образе жизни и национально-этнические особенности социалистического образа жизни в той или иной степени рассматривались в исследованиях Ю.В.Арутюняна, Г.П.Белоруковой, Н.Н.Беспамятных, Ю.В.Бромлея, Л.М.Дробижевой, М.С.Дкунусова, В.С.Зеленчука, Ю.Кахк, М.И.Куличенко, Г.Е.Маркова, Г.Т.Тавадова, М.Х.Титма, К.Н.Хабибул-лина, А.И.Холмогорова и др.

Изучению соотношения национального и интернационального в социалистическом образе жизни были посвящены несколько конференций, среди которых для настоящей работы особо значимы материалы и результаты таких, как Всесоюзная научно-теоретическая конференция "Диалектика интернационального и национального в советском образе жизни" (г.Фрунзе, 1980 г.), Всесоюзная научно-исследовательская конференция "Развитие национальных отношений в условиях развитого социализма. Опыт и проблемы патриотического и интернационального воспитания" (г.Рига, 1982 г., 28-30 июня).

В изучение проблемы социалистического образа жизни заметный вклад внесли ученые Средней Азии. В работах А.А.Алтмышбаева, А.М.Атаевой, Р.Ачиловой, К.А.Багдасарова, М.Камилова, Х.Н.Каримова, Р.М.Маджидова, В.С.Никитченко, Ч.Т.Нусупова, В.Приписнова,

I. Дкунусов М.С. 0 некоторых национальных особенностях образа жизни в условиях социализма. - Социологические исследования, 1975, №2, с.62-73; Белорукова Г.П., Пименов В.Н., Христолю-бова Л.С. Этнографические аспекты современного образа жизни: (методологические материалы). - В кн.: Этнокультурные процессы в Удмуртии. - Ижевск, 1978, с.87-157; Арутюнян Ю. В. Этносоциальные аспекты интернационализации образа жизни. - Советская этнография, 1979, с.3-18; Зеленчук B.C., Губогло М.Н. Национальное и интернациональное в советском образе жизни. -Кишинев, 1979. - 66 с. ; Тавадов Г.Т. Развитой социализм и сближение образа жизни советских наций. - В сб.: Социальные проблемы совршенствования социалистического образа жизни. -М.: МГУ, 1979, с.47-54 ; Куличенко М.И. Национальное и интернациональное в социалистическом образе жизни. - М.: Знание,1980,-о4 с. : Интернационализация социалистического образа жизни: Меж-вуз.со.науч.трудов. - Ленинград: ЛГПИ им.А.Н.Герцена, 1981. -154 с. ; Федосеев П.Н. Диалектика интернационального и национального в социалистическом образе жизни. - Вопросы философии, 1981, № 12, с.24-36; Бромлей Ю. В., Куличенко М.И. Национальное и интернациональное в образе жизни советского человека. - Научный коммунизм, 1982, № 4, с.3-12; Битенева Н.М. Образ жизни и быт. - Алма-Ата: Казахстан, 1982. - 231 с. и др.

Х.П.Пулатова, О.П.Умурзаковой, Г.М.Хамидовой, Х.А.Шайховой, И.И.Шматова и др. анализируется широкий круг вопросов, связанных с основными чертами советского образа жизни, его соотношением с условиями национальной жизни, показывается роль нравственного и эстетического воспитания в развитии форм социалистической жизнедеятельности, активное влияние условий социалистического образа жизни на формирование личности и т.д.

Защищен ряд диссертаций по актуальным проблемам социалистического образа жизни на материалах Средней Азии и Казахстана, в

I. Камилов М. Общее и особенное в советском образе жизни. -Философские науки, 1977, № 6, с.22-30 ; Приписнов В. Ведущая роль КПСС в формировании и совершенствовании социалистического образа жизни. - В кн.: Единство хозяйственно-организаторской и воспитательной работы в свете решений ХХУ съезда КПСС. - Душанбе, 1977, с.208-212 ; Ачилова Р. Решение национального вопроса - важное условие установления социалистического образа жизни. - Коммунист, Фрунзе, 1978, № 12, с.31-35 ; Щглатов Х.П. Советский социалистический образ жизни. - Ташкент: Узбекистан, 1978. - 103 с. (на уз.яз.) ; Умурзакова О.П. Советский образ жизни и его закрепление в новой Конституции СССР. - Общественные науки в Узбекистане, 1978, № I, с.3-13; Алтмышбаев А.А. Октябрь и развитие общественного сознания киргизского народа. - Фрунзе: Илим, 1980. - 172 с. ; Багдасаров К.А. Социалистический образ жизни: реальность и вымыслы антикоммунистов. - Ашхабад: Ылым, 1980. -104 с. ; Шайхова Х.А. Образ жизни и его моральные основы. -Ташкент: Узбекистан, І9ЕЮ. - 32 с. (на узб.яз.) ; Хамидова Г.М. Семья как важный фактор развития социалистического образа жизни. - Ташкент: Фан, ІУ80. - 160 с. ; Никитченко B.C. Укрепление основ социалистического образа жизни. - Ташкент: Узбекистан, 1981. - 62 с. ; Маджидов г.М. Утверждение социалистического образа жизни в республиках Советского Востока и его влияние на процесс секуляризации (на материалах Таджикистана). Автореферат... доктора филос.наук. - М., 1982. - 37 с. ; Нусу-пов Ч.Т. Роль марксистско-ленинской идеологии в совершенствовании социалистического образа жизни. - Изд. АН Кирг.ССР. Фрунзе, 1982, № 3, с.62-66 ; Атаева A.M. Социалистический образ жизни и развитие духовных потребностей. - Ташкент: Узбекистан, 1983. - 175 с. ; Шматов И.И. Формирование и развитие социалистического образа жизни в Туркменистане. - Ашхабад: Ылым, 1983,-128 с и др. частности на материалах Узбекской ССР .

Однако и в монографических, и в диссертационных исследованиях собственно проблема диалектики объективных условий и субъективных факторов формирования образа жизни социалистических наций, в особенности среднеазиатского региона, в частности Узбекистана, не была объектом специального исследования.

Цель и основные задачи исследования. Учитывая сложность проблемы, ее недостаточную разработанность, диссертант не претендовал на полное, исчерпывающее рассмотрение всех ее сторон и окончательность выводов, а счел возможным попытаться раскрыть основные моменты диалектики объективных условий и субъективных факторов формирования и развития советского образа жизни в среднеазиатском регионе на примере узбекской социалистической нации.

В работе поставлены следующие задачи: определить соотношение понятий "образ жизни" и "условия жизни" ; раскрыть главные стороны взаимосвязи объективных условий и субъективных факторов формирования образа жизни наций; показать особенности экономических, социально-политических и культурных предпосылок складывания образа жизни советских социалистических наций, миновавших стадию капитализма ;

I. Давлетбаев Т. Диалектика взаимосвязи утверждения социалистического образа жизни и преодоления религии в сознании и в быту трудящихся в период развитого социализма (на материалах Каракалпакской АССР). Автореферат... канд.филос.наук. Ташкент, - 24 с. ; Холмирзаев 3. Развитие социалистического образа жизни на селе в условиях современной научно-технической революции (на материалах УзССР). Автореферат... канд.филос.наук. Ташкент, 1979. - 21 с. ; Набиджанов А. Взаимовлияние советского образа жизни и социалистического национального самосознания (на материалах УзССР). Автореферат... канд.филос.наук. Ташкент, - 22 с. ; Хасанова Х.С Место и значение традиций в утверждении и совершенствовании социалистического образа жизни (на материалах УзССР). Автореферат... канд.филос„наук. Ташкент, 1980. - 22 с и др. раскрыть сущность интернационализации как ведущей тенденции совершенствования образа жизни социалистических наций в условиях развитого социализма; показать возрастающую роль КПСС в дальнейшем развитии и совершенствовании советского образа жизни.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней подвергнут анализу тот аспект проблемы формирования советского образа жизни, который не был предметом специального исследования, -диалектика объективных условий и субъективных факторов в его становлении и развитии в условиях Средней Азии, народы которой совершили переход к социализму, минуя капитализм. В ней показано, что народы этого региона совершили переход от феодального образа жизни к социалистическому, минуя буржуазный образ жизни. Это, во-первых, потребовало больше времени для своего осуществления, во-вторых, нуждалось в создании промежуточных и переходных форм образа жизни, составленных с учетом конкретных условий (красные чайханы, красные юрты, мусульманские советы, мусбюро, женские клубы, женские производственные артели и т.п.). В диссертации выявлена закономерность ускоренного развития образа жизни народов Средней Азии, благодаря чему в условиях развитого социализма утвердился у всех наций и народностей СССР единый советский образ жизни, где национальные особенности проявляются только в частностях (форда свадеб, поминок, своеобразия в оформлении жилья, во внутрисемейных отношениях между взрослыми и детьми, между пожилыми и молодыми и т.п.). В регионе Средней Азии становление социалистического образа жизни совпало с формированием социалистических наций и в диссертации на фактах показано как происходило влияние нового образа жизни на становление социалистических наций и, наоборот, влияние процесса формирования социалистических наций на утвержде-

13 ниє нового образа жизни.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертационная работа может служить теоретическим и практическим материалом для изучения становления и развития образа жизни наций, перешедших к социализму, минуя капиталистическую стадию развития, его совершенствования в условиях развитого социализма.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы при чтении спецкурсов по социалистическому образу жизни в вузах; при изучении темы "Социалистический образ жизни" по научному коммунизму, а также при проведении теоретических семинаров в системе партийной и комсомольской политической учебы, в деле разоблачения буржуазных фальсификаций советского образа жизни, показа преимуществ социалистического образа жизни.

Методологической основой работы явились труды классиков марксизма-ленинизма, Конституции СССР и союзных республик Средней Азии, решения съездов, пленумов ЦК КПСС и ЦК КП республик Средней Азии, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, ЦК КП и Советов Министров республик Средней Азии, выступления, доклады и статьи руководителей КПСС и Советского государства.

Источниковедческой базой диссертации послужили документы Коммунистической партии и Советского правительства. В работе широко использованы труды советских философов, экономистов, историков, данные ЦСУ СССР и республик Средней Азии, материалы всесоюзных переписей населения, материалы конкретных социологических исследований, а также материалы союзной, республиканской и местной периодической печати.

Апробация работы. Диссертация выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ сектора социалистического интернационализма и национальных отношений Института философии и права АН УзССР. Основное содержание и положения диссертации полу- чили отражение в трех опубликованных научных работах общим объемом 1,5 п.л. Апробация состоялась на заседании кафедры философии и научного коммунизма Андижанского государственного педагогического института языков и на итоговой научно-теоретической конференции слушателей ХХУІ набора кафедры философии ЙПК преподавателей общественных наук при ТашГУ им.В.И.Ленина.

Основные положения диссертации докладывались на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Андижанского государственного педагогического института языков в 1976-1984 гг., на Всесоюзной конференции по проблеме "Диалектика общего и особенного в развитом социалистическом обществе" (Андижан, 1981).

Диссертация обсуждена на объединенном заседании секторов исторического материализма, научного коммунизма, философских проблем социалистического интернационализма и национальных отношений, этики и эстетики Института философии и права Академии наук УзССР.

Теоретические положения диссертации были использованы автором при чтении лекций по курсу философии в Андижанском госпединституте языков, на занятиях факультета общественных профессий института, а также в пропагандистской работе по линии общества "Знание".

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объем работы 180 страниц машинописного текста.

Объективные условия и субъективные факторы формирования образа жизни нации

Однако до сих пор нет единого социально-философского /ист-матовского/ определения самого понятия "социальная активность". Это объясняется, с одной стороны, сложностью того социального феномена, который отражает данное понятие. С другой стороны, - отсутствием должного внимания к данной проблеме со стороны философов, специализирующихся в области исторического материализма. Подавляющее большинство работ по этой теме представляют собой кон-, кретносоциологические исследования.В них, как правило, исследуется активность конкретных социальных субъектов /классов, соци -121 циальных групп, личностей/ в отдельных сферах деятельности / политической, трудовой, семейной, эстетической и т.д./» И почти отсутствуют социально-философские работы методологического характера по этой проблеме.

Исходя из результатов проведённого нами исследования социальной деятельности и активности личности, их элементарного компонентного состава и структуры, попытаемся коротко проиллюстрировать имеющиеся подходы в понимании феномена социальной актив-j ности. Постараемся также, исходя из нашей концепции, показать основные достоинства и недостатки наиболее распространённых из них.

Всё многообразие существующих точек зрения по рассматриваемой проблеме можно объединить в несколько групп. К одной из таких групп можно отнести исследования, в которых социальная активность определяется как "любая деятельность". Например, В.Н. Вьюжанин считает, что "социальная активность" есть иное наимено V вание деятельности 7 3,24]. Родственных взглядов придерживаются Ю.И.Быков и Г.С.ГригорьевЕ 448,98; 453,9].

Представленные авторы правильно отмечают, что в любой социальной деятельности всегда "присутствует" социальная активность, потому что человек всегда соотносит свои действия с социальными требованиями и условиями. Однако они не видят разницы этих фено V менов - компонентной, структурной, функциональной.

Другую группу исследований составляют работы, в которых социальная активность рассматривается как определенная форма проявления деятельности. Например, как деятельность "напряженную" или "интенсивную" понимают социальную активность Ю.Л.Воробьев, В.Ф.Цубин, Н.Ф.Третьяков[/25,92;там же, 245; 1 ,87] ; как "качественную определенную" прогрессивную деятельность - В.Л.Гези-ков[ iSi ,126]; как "внутренне осознанное" деятельное отношение к окружающему миру - В.А.ГорюновІ234, її]j как "внутренне детерминированную" деятельность (Ьамодеятельность) - В.X.Беленький, В.Г.Мордкович, В.В.Помыкалов, С. Н.Стародубцев С 4l; l$t , 30;:/, 153; 1?4, 26; i?S , 142] ; как социально- преобразующую деятельность - Г.С.Арефьева[38 , 143,151].

В четырёх первых точках зрения верно отмечаются отдельные признаки деятельности, которые должны быть присущи личности эпохи зрелого социализма: высокий уровень проявления, внутренняя детерминированность. Но это лишь характеристики "оптимального уровня" активности. "Фактическая" же активность, её реальное проявление выпадает из поля зрения авторов: отсутствует сопоставление её фактического и оптимального уровней.

Что касается социально-преобразовательной деятельности (точка зрения Г.С.Арефьевой), то, на наш взгляд, это только одна из сфер проявления активности, наряду с такими сферами как трудовая деятельность, семейная, бытовая, учебно-познавательная и т.д. Некоторые авторы, пытающиеся определить социальную активность, практически не выходят за рамки отдельных элементарных компонентов процесса деятельности личности. Так, М.В.Демин считает социальной активностью "совокупность актов или действий социального субъекта"С 57 ,145]. По нашему представлению, как мы это показали в первой главе (" 3), - это всего лишь материальный процессуальный компонент процесса деятельности и активности.

На личностном аспекте деятельности акцентирует своё внима X ние Т.Ы.Мальковская. Исходя из целей педагогического исследования, она определяет активность как "побудитель к деятельности и устой X чивое свойство личноети"[?6 , 10]. В.В.Пернацкий понимает ее как отношение "Субъекта к объекту в процессе отражения"[ 25,98]. Он ограничивается гнесологическим рассмотрением.

Некоторые исследователи-психологи сосредоточивают своё внимание лишь на механизме возникновения активности конкретного чело . века, на ее внутренней детерминации. Так, А.И.Крупнов и А.П.Прядеин считают, что активность личности есть "акт перехода возможности в действительность"[І2Я, 46].

Некоторые учёные, понимая ограниченность перечисленных выше позиций, пытаются "совместить" некоторые из них. В самой такой тенденции мы видим шаг вперед в разработке проблемы. Например, Н.Е.Овчинников рассматривает социальную активность как направленное отношение субъекта к объекту, степень самодеятельности субъекта и эффективность его деятельности[## , 13]. Однако ему все же не удается полностью преодолеть ограниченность "совмещенных" позиций, т.к. он не решает вопроса о разграничении элементарных компонентных составов и структур социальной деятельности и активности, не вводит понятий оптимального и фактического уровней социальной активности.и т.д.

Ближе к решению проблемы социальной активности подошли, на наш взгляд, авторы, определяющие её через понятие "мера": В.Н.Са-гатовский№5,Зб], Л.Е.Хоруц(там же, 264], Л. П. Станкевич [і??, 25] , Е.А.Ануфриев[37 ,122], Х.Ц.Беновски[і44,264] , В.А.Смирнове23], А.И.СухаревС 100,156], Л.И.Никонова[1Йб,25]. Наиболее чётко точку зрения названных авторов выразил А.И.Сухарев: "социалистическая социальная активность - это мера общественно необходимой деятельности социальных групп в интересах строительства коммунизма в соответствии со своими способностями и реальными объективными условиями" tl9f 156]. В таком понимании отражены отличительные структурные элементы социальной активности и ее внешние социальные связи: общественные потребности и интересыО в интересах строительства коммунизма") , способности субъекта к деятельности, объ іективные условия.

Однако здесь следует сделать три существенных замечания. Во-первых, термин "мера" используется вышеназванными авторами не в философском, а в конкретнонаучном (ив обыденном) смысле. Своеобразие взаимосвязи таких социальных явлений, как образ жизни и условия образа жизни, например, нации заключается в том, что они принципиально несводимые друг к другу, не тождественны и в то же время могут быть раскрыты и поняты только друг через друга. Ибо любой образ жизни человека, класса, нации, общества обязательно детерминирован наличной совокупностью конкретных условий.

Вскрыть, например, уровень жизни или качество жизни того или иного общества, не обращаясь ко всему богатству объективных условий и субъективных факторов, их обусловливающих, невозможно.

На это прямо указывал К.Маркс в своем классическом замечании о том, что:"Способ, каким люди производят необходимые им средства к жизни, зависит прежде всего от свойств самых этих средств, необходимых им в готовом виде и подлежащих воспроизведению" .

Из этого следует, что способ жизнедеятельности или образ жизни имеет объективные предпосылки, естественно-натуральную, или природную, и социальную, общественно-экономическую основу. Следовательно, в общем комплексе объективных условий образа жизни нации можно выделить два ряда детерминирующих обстоятельств, которые различаются временем, интенсивностью, характером воздействия (прямое и опосредованное), глубиной влияния, масштабом, охватом различных сфер образа жизни.

Объективные условия можно разделить на обстоятельства первого (низшего) порядка и факторы высшего (основного) порядка. К обстоятельствам первичным можно отнести те, действие которых остается относительно постоянным на протяжении длительного времени. Это прежде всего природные факторы, и в первую очередь природно-климатические и демографические условия.

Природно-климатические или естественно-географические условия есть тот обязательный фундамент, на котором только и может строиться любая форма жизнедеятельности людей. Ф.Энгельс, например, специально подчеркивал, что человек "является продуктом, с одной стороны, его природной организации, а с другой - условий, окружающих человека в течение всей жизни" .

Различные условия, в которых осуществляется трудовая деятельность, лежащая в основе образа жизни любой социальной общности, приводят к тому, говоря словами К.Маркса, "что то же самое количество труда удовлетворяет в различных странах неодинаковые массы потребностей, следовательно, к тому, что при прочих равных условиях необходимое рабочее время оказывается различным".

Например, в Узбекистане климат благоприятен для хлопчатника -высокоценной, но очень трудоемкой культуры. Необходимость строгого режима водопользования способствовала здесь выработке устойчивых форм землепользования, навыков ирригации, соответственно - устойчивому разделению труда, закреплению целых регионов за производством продукции для обязательной последующей переработки, а не для непосредственного потребления.

Это вело к формированию принципов организации не только труда, но и быта, традиций культуры, проведения досуга, семейно-брачных отношений, т.е. всего того комплекса, который и охватывается категорией "образ жизни".

Относительная неизменность природно-географических условий накладывала отпечаток на психику и характер народа, определяла в известной степени его склонности и предпочтения, отражалась на всем образе жизни, который отличался заметным консерватизмом, заеты-лостью форм, что характерно вообще для населения, преимущественно связанного с оседлым земледелием.

Конечно, было бы неправильно объяснять длительность сохранения феодальных отношений во всей Средней Азии, в том числе в Узбекистане, только влиянием природно-географических условий, но не принимать их во внимание нельзя.

К.Маркс прямо указывал на необходимость такого учета при харак 35 теристике азиатского способа производства .

Воздействие естественно-климатических условий на образ жизни очевидно. Но оно претерпевает качественное изменение при скачке "из царства необходимости в царство свободы". Уже первая фаза коммунизма - социализм, особенно на этапе зрелости, приводит к тому, что люди все больше "регулируют... свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль.., совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей" .

Однако этот "общий контроль" отнюдь не означает, что человек полностью способен преодолеть влияние естественно-географических условий на социальные процессы, в том числе на образ жизни.

Научное природопользование, достижения научно-технического прогресса, поставленные развитым социализмом на службу обществу, привели к ослаблению природно-климатических факторов, снизили их влияние на социальные отношения. Но образ жизни нации, традиционной территорией расселения которой являются горы, никогда не будет абсолютно полностью совпадать с образом жизни нации, живущей в рар-ниной местности .

Экономические и социально-политические условия формирования образа жизни социалистической нации

Формирование и развитие социалистического образа жизни всех наций и народностей нашей страны - процзсс, осуществляемый на основе общих закономерностей.

Вместе с тем, общие закономерности формирования социалистического образа жизни в соответствии с конкретными историческими обстоятельствами у различных народов реализуются по-разному. Специфические условия экономического, социально-политического и духовного развития народа придают ему заметное национальное своеобразие.

В формировании нового образа жизни в ранее отсталых регионах, в частности, не прошедших стадии капиталистического развития, имелись специфические особенности, обусловленные конкретно-историческими условиями их перехода к социализму.

Анализ закономерностей и особенностей формирования социалистического образа жизни в условиях некапиталистического развития может дать объективную картину этого процесса лишь при учете диалектического единства общего, особенного и единичного в историческом процессе, подвижности и относительности границ общего и особенного.

Отдельные черты некапиталистического развития, выступая как особенное по отношению с соответствующими процессами у достигших относительно высокого уровня развития народов, являются модификацией, специфическим проявлением общего для всего процесса социалистического строительства. Это относится к самому факту формирования нового образа жизни у ранее отсталых народов в процессе социалистического строительства.

Но этот процесс проходил у этих народов в своеобразной форме. В.И.Ленин указывал, что национально особенное не может не проявиться и не отразиться на процессе перехода к социализму. "Все нации придут к социализму, это неизбежно, - писал В.И.Ленин, - но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форду демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни" .

Источником, причиной этого особенного является исторические условий жизни той или иной нации, формы быта, психический склад, специфический характер преобразований, совершаемых в ходе культурной революции.

Примером этого является формирование нового, социалистического образа жизни в Узбекистане.

Особенности социально-экономической и культурной жизни дореволюционной Средней Азии, в т.ч. Узбекистана, характеризовались следующими моментами.

Во-первых, - пестротой социально-экономических укладов: от патриархально-родового до становящегося капиталистического.

Во-вторых, - низким уровнем промышленного развития, преобладанием кустарных предприятий, занятых в основном переработкой сельскохозяйственного сырья.

В-третьих, - абсолютное преобладание в структуре населения парцельно-общинного и патриархально-общинного крестьянства. преобладание в нем допромышленных пролетариев, тесно связанных с деревней, патриархально-бытовым укладом жизни, чрезвычайная слабость процесса отрыва их от сельского хозяйства.

В-пятых, - культурная, политическая отсталость трудящихся масс, низкий уровень классового и национального самосознания.

К числу особенностей, обусловивавших трудности формирования нового образа жизни в среднеазиатском регионе, относилось засилье здесь в дореволюционном прошлом ислама, принципов шариата, жестко регулировавших всю жизнь и быт людей, их отношения между собой, утверждавших исключительность и незыблемость так называемого "мусульманского образа жизни". Во всей бытовой сфере здесь господствовали феодально-байские отношения.

Таким образом, можно сказать, что в более развитых в экономическом и культурном отношениях районах объективные и субъективные факторы, облегчающие процесс формирования социалистического образа жизни, доминируют над факторами, тормозящими этот процесс. К числу облегчающих его факторов относились: наличие крупной промышленности, многочисленность промышленного пролетариата - носителя передовой идеологии, высокого сознания и новой психологии, борца за новый образ жизни ; наличие учреждений науки и культуры, кадров интеллигенции .

Интернационализация - важнейшее условие развития и совершенствования образа жизни советской социалистической нации

Изменение экономических и социально-культурных основ образа жизни узбекской социалистической нации, происшедшее в ходе социалистического строительства, выявило новые тенденции его совершенствования. Наиболее значимой из них является интернационализация.

Интернационализация - объективный и необходимый процесс сближения социальных и этнических общностей, который был свойственен всему предшествовавшему прогрессу человечества, но особенно интенсифицировался с развитием капитализма, обусловившего появление наций. Национальное развитие в буржуазном обществе противоречиво, происходит в противоборстве двух противоположных тенденций, глубоко и всесторонне проанализированных классиками марксизма-ленинизма.

Исследуя этот процесс, К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу, зафиксированному в "Манифесте Коммунистической партии", что неизбежна интернационализация всей общественной жизни как в материальном, так и духовном производстве .

Анализируя развитие этой тенденции, В.И.Ленин писал, что "вся хозяйственная, политическая и духовная жизнь человечества все более интернационализируется уже при капитализме. Социализм целиком интернационализирует ее" .

Интернационализация зависит как от сущности общественно-экономической формации, обусловливающей социальную (классы-антиподы) и этническую (буржуазные нации) структуру общества, так и от уровня ее зрелости. С учетом этого нужно подходить и к анализу интернационализации всех сфер социального прогресса в условиях социализма, где она приобретает подлинно всеобъемлющий и последовательный характер, совершается добровольно, а потому невиданными и невозможными для прошлого темпами .

К моменту свершения Великой Октябрьской социалистической революции и в первые годы Советской власти уровни экономического, социального и культурного развития различных наций и народностей страны весьма разнились между собой, отличались удельным весом рабочего класса в общем составе населения, степенью образованности населения.

Например, народы Узбекистана, вступившие в социализм, не проходя капиталистической стадии развития, консолидировались в национальную общность иначе, чем русские, украинцы, белоруссы и другие нации западной части страны. В начальный период здесь, по-существу, не было национального пролетариата - главного носителя идеи интернационализации, главного ее проводника.

В.И.Ленин подчеркивал, что "...рабочий класс, самый интернациональный по своей сущности, играет решающую роль в процессе сближения всех наций и народностей..." . Именно поэтому общественная жизнь дореволюционного Узбекистана отличалась известной архаичностью, слабостью общенациональных черт, что заметно сказывалось на специфичности образа жизни узбеков и других жителей края, который резко контрастировал с образом жизни поселенцев из центральных областей. Тут отчетливо сказывалось влияние религии и ее деятелей, которые стремились любыми путями разделить мусульман и иноверцев, воспрепятствовать их социальной и классовой солидарности.

Победоносный Октябрь, ликвидировав частную собственность на орудия и средства производства - источник и условие эксплуатации и всех видов социального неравенства, утверцив общественную собственность, создал предпосылки и основу для новых взаимоотношений между всеми нациями и народностями, обеспечил возникновение доверия между ними, что и открыло новые возможности перед обще-социальной тенденцией интернационализации общественной жизни.

Первым условием последовательности интернационализации в ходе социалистического строительства было выравнивание уровней развития различных наций. И партия, руководя гигантскими преобразованиями экономики, культуры, быта, особое внимание обращала на национальные окраины.

Уже на X и ХП партсъездах специально рассматривались вопросы о ликвидации экономической, социально-политической, культурной отсталости ранее угнетенных народов, обращалось внимание и делались практические выводы о том, что решающим фактором улучшения условий и образа жизни населения бывших "полуколоний" и "колоний чистого типа", должна стать всесторонняя помощь развитых наций, у которых процессы утверждения социализма проходили интенсивнее и быстрее, которые были связаны с крупным промышленным производством, с традиционными центрами культуры.

С первых лет Советской власти, осуществляя личные указания В.И.Ленина, партия оказала всестороннюю помощь народам Туркестанского края. Сюда посылалось продовольствие и хозяйственно-культурные товары, переводились, как уже отмечалось выше, заводы и фабрики, направлялись партийные, советские, инженерно-технические работники, ученые и педагоги, главной задачей которых было налаживание работы на местах, подготовка местных кадров для народного хозяйства, культуры, искусства.

Возрастающая роль КПСС в дальнейшем развитии образа жизни советского народа

Дальнейшее развитие, совершенствование социалистического образа жизни - это важный и необходимый момент в развитии всего нашего общества, достигшего стадий зрелости. Без организации социалистического образа жизни невозможен и сам развитой социализм .

Естественно, что разработка проблем социалистического образа жизни заняла особое место в деятельности КПСС именно в условиях развитого социализма. "Все наши дела и помыслы направлены на со-верпенетвование социалистического образа жизни" - таков важнейший принцип, цель и задача нашей партии. Все дела, все планы партии направлены на повышение благосостояния, улучшение условий жизни и совершенствование образа жизни советского народа. "Все для блага человека, во имя человека - таков глубочайший смысл нового, социалистического образа жизни" .

Коммунистическая партия, отмечая в своих документах "коренной сдвиг в уровне и образе жизни десятков миллионов людей" , вместе с тем поставила задачу дальнейшего разъяснения принципов и норм коммунистической морали, советского образа жизни , призывает к тому, чтобы "убедительно, на конкретных фактах раскрывать сущность советского образа жизни... " .

Важное место заняли вопросы совершенствования социалистического образа жизни на ХХУІ съезде КПСС, который зафиксировал решающе успехи его развития и наметил "надежные ориентиры на мно р гие годы вперед .

Съезд специально рассмотрел укрепление материальных и духовных основ социалистического образа жизни, формирования нового человека и указал, что еще "предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека . Ибог совершенствование социалистического образа жизни советского народа является "одной из неотъемлемых составных частей социальной политики партии, цель которой - благо и счастье советских людей!".

Совершенствование социалистического образа жизни означает поднятие уровня развития, изыскание новых путей, форм и методов эффективного и оптимального функционирования способов жизнедеятельности людей (и в отдельности, и комплексно) в соответствии с новым этапом развития - зрелым социализмом.

Дальнейшее развитие, совершенствование социалистического образа жизни тесно связано с динамикой развития социалистических наций и народностей. Как известно, социализм способствует широкому размаху, совершенствованию всех структурных элементов и отличительных черт образа жизни. Динамичность социалистического образа жизни, обусловленная гармоничной взаимосвязью объективных условий и субъективных факторов, проявляется в интенсивном сближении способов жизнедеятельности всех социальных слоев и групп, всех наций и народностей, осуществляющемся в процессе стирания существенных различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудої

Сближение через расцвет и единство советских наций и народностей - основа и характерная черта образа жизни советского народа. Как отмечалось в материалах ХХУІ съезда КПСС, "единство совет-ских наций сегодня прочно, как никогда" . Именно оно и явилось главной силой формирования и развития советского народа.

Новый уровень общности коренных интересов различных социальных слоев и групп социалистических наций и народностей, укрепление их морально-политического единства способствовали, при возрастающей роли руководства Коммунистической партии, проведению более сознательной, организованной и целенаправленной борьбы за совершенствование высшей формы социалистического общежития - советского образа жизни.

"Понятие "советский образ жизни" характеризует образ жизни народа, сложившийся в нашей стране, которая первой построила социализм. Это исторически первая и вместе с тем наиболее зрелая форма социалистического образа жизни, соответствующая этапу развитого социализма". Он конкретно проявляется как совокупность жизнедеятельности, определенных социальных групп, классов, наций и народностей.

Советский образ жизни по своему содержанию является социалистическим, а по форме - национальным, ибо советский образ жизни - это абстракция, нуждающаяся в конкретном проявлении или объяснении через призму одной из 130 наций и народностей нашей страны, диалектически сочетающих общесоветские и национально-специфические моменты.

Итак, совершенствование советского образа жизни взаимосвязано и взаимообусловлено с расцветом и сближением советских наций и народностей. Развитие национальных отношений выдвигает новые проблемы и задачи, в том числе и в области совершенствования образа жизни социалистических наций. Это особенно важно подчеркнуть в условиях обострения идеологической борьбы на международной арене, когда защитники буржуазного строя не просто игнорируют дружбу народов в нашей стран как политическую, духовную и нравственную ценность социалистического образа жизни, но намеренно извращают саму природу и форму проявления новых национальных отношений. Буржуазные идеологи стремятся доказать несовместимость "национальных" образов жизни народов, психологическую, даже биологическую природу национальных антагонизмов, их вечность и неизменность.

Похожие диссертации на Диалектика объективных условий и субъективных факторов формирования советского образа жизни в условиях Средней Азии