Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческая личность как феномен общественного развития Дудина Светлана Михайловна

Творческая личность как феномен общественного развития
<
Творческая личность как феномен общественного развития Творческая личность как феномен общественного развития Творческая личность как феномен общественного развития Творческая личность как феномен общественного развития Творческая личность как феномен общественного развития Творческая личность как феномен общественного развития Творческая личность как феномен общественного развития
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дудина Светлана Михайловна. Творческая личность как феномен общественного развития : ил РГБ ОД 61:85-9/726

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Тюрчество как сущность человеческого отношения к действительности

I. Творческая личность и критерии ее вцделения 17

2. Труд - главная сфера развития творческой личности 39

3. Творчество как проявление человеческой сущности 73

Глава II. Творческая активность личности - рмащий фактор социального прогресса

1 Образ жизни и творческая активность личности 88

2. Механизм активности субъекта деятельности, его детерминанты 115

Заключение 148

Библиография 154

Введение к работе

Актуальность исследования. Вопросы формирования нового человека занимают важнейшее место в теоретической и практически-организационной работе Коммунистической Партии Советского Союза. Научный интерес к проблеме творческой личности обусловлен объективной социальной необходимостью, вытекающей из решений ХХІУ, ХХУ, ХХ7І съездов КПСС.

Возрастание роли субъективного фактора на современном этапе общественного развития с особой силой потребовало познания механизма активности субъекта деятельности, выделения детерминант развития творческой активности личности, исследования условий увеличения совокупной творческой энергии масс, диалектики движения от "личности в себе" к "личности для себя", которую отличает осознание своего места в жизни, направленность интересов и потребностей.

Новое общество немыслимо без нового человека в единстве его сущности и существования, критерием которого служит объем самореализации личности, мера обогащения ею социальной жизни своими

- 4 -сущностными силами, качество деятельности и характер системы потребностей, обусловленные уровнем активности личности. Свободное формирование творческой личности как субъекта исторического процесса начинается с победой социалистической революции. Разрушение старого мира обусловило созидание и нового мира, и нового человека. "Просто "человек" - это еще мало. История требует, чтобы явился Новый Человек.;."1. Эта задача стояла у истоков рождения социалистического типа личности, в процессе развернутого строительства коммунизма она приобретает новое качество.

"Сама эта органическая система, - писал Маркс об обществе,-имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще недостающие ей организмы. Таким путем система в ходе исторического развития превращается в целост-

НОСТЬ .

Ценность человека в мире капитала отнюдь не представляет собой самоценности личности, поскольку в качестве ее "определителя", с одной стороны, выступает стоимость имеющихся у нее предметов, а с другой, в зависимости от характера и объема ее твор-ческой силы, - выступает "стоимость способности к труду"0. Там, где способности личности приобретают (несут в себе) функцию товара, прогресс личности жестко детерминирован возможностями сбыта этого товара. И это несмотря на то, что первые тенденции к необходимости универсального развития человека появились именно при капитализме, так как в условиях капиталистической общественно-экономической формации впервые стали складываться технические

х Горький A.M. Преобразование мира. - М., 1980, с. 276.

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., ті" 46, ч. I, с. 229.

3 Там же, т. 42, с. 35.

- 5 -предпосылки универсализации труда, требующего всестороннего развития индивида, как писал Энгельс, "эта общественная форма была необходима для того, чтобы развить производительные силы общества до такой высокой ступени, которая сделает возможным равное, достойное человека развитие всех членов общества"1. Подчеркнем вслед за Энгельсом - "была необходима..,", так как это необходимость действительно прошедшего времени. С переходом капитализма в его высшую стадию - империализм, он превратился в тормоз дальнейшего совершенствования человека. Потенциальные возможности для всех членов общества в условиях монополистического капитала так и останутся возможностями, реализация же их с необходимостью требует социальной революции.

Там, где имеет место "коммерциализация продуктивной деятельности человека" условия для свободного и всестороннего развития личности отсутствуют, а "осуществляется лишь функциональное развитие личности во имя самовозрастания капитальной стоимости"2.

Прослеживая вслед за Марксом логику различения актуального и потенциального содержания формирующихся черт пролетария, представляется возможным выделить следующие из них: предпосылки спо-собности к перемене труда0, самоорганизацию и самодетерминацию его (пролетария) поступков4;

От "бытия рабочего в качестве только рабочего" (Карл Марко) к бытию развитой личности, со всем богатством ее отношений и по-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 248. * См.: Ярошевский Т. Личность и общество. - Ш, 1973, с. 461; Крутова 0. Человек и история. - М,, 1982, с. 132. u См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 47, с. 512. См.: Там же, т. 49, с. 88.

требностей, - таков, на наш взгляд, диалектический путь развития человека от капитализма к коммунизму. Возникновение иных (чем как "быть только рабочим"*) потребностей, их удовлетворение и развитие новых, переоценка ценностей (развитие себя, вместо сбережения денег ) и на этой основе разнообразие жизнедеятельности субъекта социального воспроизводства - основа осознания себя как субъекта исторического процесса; Отсюда и осознание необходимости борьбы за коренные интересы своего класса.

Реализация сущностных сил личности не ограничивается наличием необходимых объективных условий. В осуществлении этого процесса как и процесса дальнейшего совершенствования личности большую роль занимают и субъективные факторы, такие как сознательное стремление к непрерывному самосовершенствованию, объективация своих сущностных сил и потребностей, характер интересов и стимулов, направленность мотивов и ценностных ориентации. Таким образом, процесс становления творческой личности предполагает диалектическое единство объективных условий и субъективного фактора. Только создания материально-технической базы коммунизма и коммунистических производственных отношений недостаточно. Чтобы "осуществить", "выполнить себя", личность и сама должна быть готова к этому, что достигается, конечно, всем ходом общественно-исторического процесса.

Рождению нового сознания, нового отношения к действительности, способствуют сами объективные условия исторического процесса совершенствования личности, способной к "возвышению" над существующим3, к пересозданию его. Ленин В.И. неоднократно обращал

1 См.: Там же, т. 46, ч.І, с. 237.

2 См.: Там же, с. 240;

"Человек ..; должен обладать динамизмом, механизм которого

внимание на роль классового самосознания как высшей ступени организованной активности1.

При социализме на место социальному воспроизводству человека в качестве средства приходит другое - превращение человека труда в цель общественного развития. Изменившиеся общественные отношения создали благоприятные условия для всестороннего развития личности. Впервые в истории человеческого общества последнее берет на себя задачу целенаправленного формирования потребности в творчестве, потребности в самореализации, С ликвидацией частной собственности создаются необходимые условия . для развития и возвышения духовных потребностей. Лишь с октября 1917 года процесс освоения и развития всех ценностей общечеловеческой культуры стал возможным для трудящегося народа .

Заостряя внимание на новом историческом содержании и значении взаимодействия общества и личности, С,С,Батенин, напри-. мер, отмечает: "При социализме главной стороной этого взаимодействия становится не выражение завершенности, законченности

обеспечивают не параллельное с развитием общественных структур его совершенствование, а в определенном смысле и "обгон их". -. Крутова О.Н. Человек и история, - М., 1982, с. 156.

А Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 45, с; 391; т. 36, с. 500.

"Тот кто искренно хочет понять глубокий смысл культурно-. революционного процесса в бывшей России, - писал А^М.Торький, -правильно поймет его лишь тогда, когда он посмотрит на этот процесс именно как на борьбу за культуру и за творчество куль-: туры". - Горький A.M. Преображение мира* - М., 1980, с. 276.

~ 8 -

формирования нового типа личности как результата взаимодействия ее со своим сформировавшимся обществом, а взаимодействие как процесс взаимного совершенствования общества и личности"1.

Лишь на этапе коммунистического строительства реально обеспечивается возможность совершенствования как общества, так и человека, что и выступает в качестве детерминанты их целостности.' На это обращали внимание и классики марксизма-ленинизма, подчеркивая, что лишь при социализме впервые создаются необходимые усло-

вия для формирования нового человека нового общества .

Тем самым, проблема творческой личности как результата целостного развития человека превращается в центральную проблему, марксистско-ленинской философии, по мере необходимости решения задачи соответствия личностной структуры уровню и характеру развития общества на его высшей стадии.

В современной литературе существует значительное количество работ, посвященных разработке проблем личности, которые составляют теоретическую основу и определяют методологию комплексного подхода. К ним относятся исследования: Ануфриева Е.А;, Афанасьева В.Г., Артемьевой Т.И., Батенина С.С;, Вуевой Л.П., Еутенко А.П., Кисселя М;Л., Кона И.О., Красина А.Н., Смирнова Г.Л., Сло-бодянюка С.С., Сэва Л., Смирнова Г.Л., Тугаринова В.П., Фролова И.Т., Ярошевского Т. и др.

диалектика формирования нового человека исследуется в работах: Дутенко А.ЇЇ., Глазачева А.А., Глезермана Г.Е., Григорьяна Б.Т., Батенина С.С., Когана Л.Н., Крутовой О.Н., Ларчева В.Е.,

1 Батенин С.С. Человек в его истории. - Л., 1976, с. 250. См. там же, с. 100, а также: Ленин В.И. Замечания на второй проект программы Плеханова. - Ленин В.И. Поли. собр. соч., ,т.6, с. 232;

Рябова Д.Д., Сарка Г., Сохань Л.В., Немиры K.JU, Фролова И.Т., Целиковой СП. и др.

Большое внимание в последние годы было уделено вопросам, связанным со становлением личности молодого строителя коммунизма. Они нашли свое отражение в работах: Бабосова Е.М., Деревянно А.П., Добринской Е.И., Калкея Г.А., Козлова А.А., Махова Ф.С, Московченко Н.В., Соколова Э.В. и др.

Деятельности как основе общественного прогресса, вопросам творческой активности личности посвящены работы: Бережного Н.М., І^евой Л.П., Гилинского.Я.И., Киселева А.Н., Ковалева СМ., Мотрошиловой П.В,, Мысливченко А.Г., Сиземской Й.Н., Суслова В.Я., Тихонова Н.М., Чангли И.И. и др.

/ Анализу творческой природы человека, диалектике творческого процесса, общей характеристике механизма формирования потребности в творчестве посвящены работы: Архипцева Ф., Брушлинско-го А.Ві, Воробьева Г.Г., Гребенникова СР., Давыдовой Г.А., Гольдентрихта СС, Киященко Н.И., Коршунова А.М., Лейзерова Н.Л., Лобанова Б.Е., Персианова P.Mr, Селиванова В.В.!, Смоль-янинова И.Ф., Ширшова И.Е., Ярмошенко СП. и др.

Вместе с тем, не все проблемы в данной области разрешены с достаточной ясностью и глубиной. Во-первых, главное внимание исследователей сосредоточено на определении понятия всесторонне развитая личность и его содержании. Это и не случайно. Все достижения общественно-политической практики социализма, все богатство культуры направлены на гармоническое развитие личности, эта высокая цель выявляет принципиальную новизну и глубоко >' гуманистический характер первой фазы коммунизма. "Гармоничность, . целостность развития человека так же важна, как и его всесторонность. Человек должен быть совершенен во всех своих отношениях

и органически сочетать их в себе как гармонично развитый индивид, работник и личность нового, социалистического типа"1. Однако, как справедливо отмечал М.И.Петросян, понятие всесторонне и гармонически развитой личности "не раскрывает полностью содержание коммунистической личности как высшего типа в историческом развитии человека. ... думается, что понятие коммунистической личности должно отразить и ее творческую активность, ее револю-ционно-преобразующую деятельность ,

Актуальность темы настоящей диссертации предопределила и направленность исследовательского поиска:

выявление содержательной характеристики творческой активности личности и ее направленности;

анализ действия объективных и субъективных факторов формирования творческой личности как коммунистического идеала человека;

выявление преимуществ свободной творческой деятельности личности, ее самодеятельности.

Методологической основой исследования явились произведения классиков марксизма-ленинизма. Их учение о сущности человека, взаимоотношении общества и личности, путях освобождения трудящихся и формировании нового человека -представляет собой фундамент целостной системы теоретических положений, политических установок и практических задач Коммунистической партии Советского Союза и других братских партий. В

1 Актуальные проблемы научного коммунизма^ - М.: Мысль,

1982, с. 248.

* Петросян М.И. Некоторые вопросы теории личности при социализме. - В кн.: Личность при социализме. - М., 1968, с. I56.r

- II -

диссертации использовались материалы ХХІУ, ХХУ, ХХУІ съездов КПСС, Постановления ЦК КПСС и Советского правительства, речи и статьи руководителей партии и Советского государства, Конституция СССР,1

Уже сама постановка проблемы настоящего диссертационного исследования свидетельство тому, сколь широко его поле. Это обстоятельство не дало его автору возможности ограничиться рамками изучения только философской литературы, а, напротив, с изначального этапа работы побудило привлечь труды психологов, социологов, педагогов, литературоведов, искусствоведов и эстетикой, обратиться к некоторым из работ правоведов и даже археологов. Богатейший материал для осмысления темы был получен при ознакомлении с биографиями выдающихся личностей своего времени: политических деятелей, ученых, художников, музыкантов, рабочих...

Научная новизна.

Впервые дается определение понятия творческой личности;

обоснованы критерии ее выделения;

определены роль и значение процесса слияния труда и творчества в развитии творческой активности личности;

творчество как сущностная характеристика личности не ограничивается рамками одного какого-либо вида деятельности, а проявляется уже в самом отношении к любому из последних;

прослежены исторически конкретные возможности и формы проявления творческой активности масс в зависимости от характера и уровня развития общественных отношений;

в анализе механизма активности субъекта деятельности исследован малоизученный аспект роли и значения общественных организаций, профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и обществ в развитии массовой творческой инициативы;

- в рассмотрении ключевых задач, связанных с совершенство
ванием системы образования и воспитания в стране, выявлен важ
нейший фактор интенсификации творческих способностей личности,
каким выступает воспитание и саморазвитие, с учетом оптимальных
"рамок" наивысшей скорости роста творческих задатков, развития
субъекта.

Практическая значимость исследования.

Разработанная в диссертации концепция творческой личности имеет теоретико-методологическое и практическое значение.

  1. Для дальнейшего более глубокого общетеоретического анализа проблем личности, для обоснования всемирно-исторических преимуществ социалистического образа жизни.

  2. Для дальнейшего исследования механизма творческой активности личности в практике коммунистического строительства.

  3. В качестве материала для выработки рекомендаций по совершенствованию идейно-политической работы в учебных и трудовых коллективах.

4; Материалы диссертации могут найти широкое применение в лекционной пропаганде, для аргументированной критики буржуазной идеологии по проблемам личности, творчества, образа жизни, как прямая альтернатива теории "гуманизированного капитализма",

5. Обобщения и выводы могут содействовать активизации учебно-познавательной деятельности студентов при чтении лекций, спецкурсов, на семинарских занятиях по историческому материализму и научному коммунизму по целому ряду тем и вопросов.

Апробация. Основные положения и результаты исследования включены в выступления и публикации автора.

- Личность в единстве ее сущности и существования. - Доклад

- ІЗ -наШУІ Герценовских чтениях в Ленинградском государственном педагогическом институте им. АІИ.Герцена (май 1983 г.).

- Творческая активность личности - решающий фактор социаль
ного прогресса. - Доклад на научно-методической конференции учи
телей истории и обществоведения в Бийском государственном педа
гогическом институте (январь 1983 г.).

-"Творческая личность"и критерии ее выделения. - В сб.: Проблемы развития целостности личности. - Л.: ЛГПИ, 1984.

- За творческую активность. - Агитатор Алтая / Дурная отде
ла пропаганды и агитации Алтайского крайкома КПСС /. - 1984,

В 22.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Каждый последующий параграф предваряют выводы предыдущего. К работе прилагается список использованной литературы.

В первой главе "Творчество как сущность человеческого отношения к действительности" выявляются существенные закономерности формирования и развития творческой личности, раскрываются возможности наиболее эффективных путей практической деятельности человека, целенаправленного формирования активности субъекта1.

Методологическим принципом, позволяющим рассмотреть сущность целостного развития личности , как социального феномена в его

* Целостность, - согласно В.П.Кузьмину, - выражается прежде всего в том, "что она всеобща. Здесь наряду с производственно-экономической общностью людей и целостностью общества достигаются и другие типы общности и целостности - социальная (на базе коренных интересов всех трудящихся), политическая (на базе единого мировоззрения и единой системы политического руководства обществом) и, наконец, духовная (на базе единства культуры, образо-

закономерном прогрессе, является практическая деятельность человека. Каждому виду творческой деятельности присуща своя специ-\, фика, но вместе с тем, ему присущи и общие свойства, признаки и законы развития, характерные для отдельного вида. Вот почему (на основе общих свойств, признаков, сторон, присущих любому виду творчества) диссертант пытался проследить раскрытие человеческого потенциала на основе раскрытия социального бытия; исследовать творчество как проявление человеческой сущности.

Вторая глава "Творческая активность личности - решающий фактор социального прогресса" посвящена исследованию механизма ' творческой активности субъекта деятельности и его детерминант. При этом мы отчетливо представляем себе, что общественная активность масс предполагает индивидуальную активность субъектов исторического действия. Однако общественный прогресс в целом . определяется отнюдь не действием отдельных личностей, хотя и выдающихся, но многомасштабным действием народных масс в целом. А это обстоятельство с закономерностью ставит вопрос о наличии условий для реализации всех потенций личности для каждого члена общества, что возможно лишь при условии уничтожения эксплуатации, торжества социалистических общественных отношений1. Как

вания, духовного климата общества и образа жизни социалистических тружеников)". - Кузьмин В,П,- Принцип системности в методологии К.Маркса. - М., 1976, с. 198-199.

1 История, конечно, знает много примеров, когда выдающиеся личности и в условиях крайней нужды создавали, например, шедевры мирового искусства, творили, не имея средств хотя бы к сносному существованию. Жестокая нужда сопровождала даже такого титана мысли, каким был Маркс. Проходят годы и века, но навсегда эти люди останутся эталоном творческого горения.

замечает Ф.В.Константинов, - "Конечно, производительность труда - важнейший фактор и показатель уровня развития экономики, общества в целом. Но ныне все большее значение приобретают и другие факторы социального прогресса: способ производства, взятый в целом, социальная структура данного общества, наличие или отсутствие в нем глубоких противоречий, антогонизмов, образ жизни его населения, положение человека в обществе, условия его жизни и развития, состояние духовной культуры.

Как социально неоднородны буржуазия и трудящиеся, так не-

Семнадцатью годами исчисляется творческий путь Щуберта, Но даже перечислить все им написанное трудно. Как свидетельствуют музыковеды, этих лет с трудом хватит лишь на то, чтобы только переписать все сочиненное великим композитором. В нужде, которая преследовала Шуберта всю его жизнь, в постоянном поиске крыши над головой, при отсутствии денег даже на обыкновен-. ную бумагу, не говоря уже о нотной, современников, не меньше, чем нас, поражает безостановочное движение творческой мысли, проникающей во все сферы музыкального искусства. В нежелании ограничивать свою творческую свободу службой любого рода, он всякий раз говорил: "Меня должно содержать государство, я пришел на свет для композиции, а не для чего-либо иного". Постоянная напряженность и длительные ограничения организма, на 31-м году жизни, привели к кончине. Красноречива надпись на памятнике у могилы: "Оерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более богатые надежды". - Воспоминания о Шуберте* - М., 1964, с. 214, 56.

См. в кн.": Марксистско-ленинская философия и современность. - М., 1982, с. 182.

однородно и явление гуманизма. В силу полярности классового сознания, полярны и взгляды на пути и методы осуществления гуманистических идеалов. Творческая личность - вот сущность ком-.1 мунистического гуманизма. Это прямая альтернатива буржуазному гуманизму с его абстрактными рассуждениями о благе человека вообще.

Творческая личность и критерии ее вцделения

Творческая личность это единство субъектно-объектных отношений, реализующихся человеком в прогрессивном преобразовании мира на основе его познания и оценки; она отличается наиболее высоким уровнем активности обеспечивающим реализацию всех ее сущностных сил, которые выступают как "нужда", как потребность и находят свое выражение в качестве деятельности и объеме самореализации субъекта творческой деятельности. Творческая личность есть качественно новый тип личности как субъекта деятельности качественно новой социально-исторической ступени развития человека, выступающий в единстве его сущности и существования. Творческая личность это новый человек, человек будущего. Этого нового уровня личность достигает и объективно, и субъективно в развитии всех прогрессивных черт и качеств, которые характеризуют личность всех предшествующих формаций1.

Разумеется определение понятия "творческая личность" и реальная творческая личность - не одно и то же, как, например, ма-териальный объект и мысли об объекте. Наше понятие в данном случае характеризует идеальную модель, "эталон", к которому личность стремится в своем поступательном развитии. Задача в том и состо - ит, чтобы отчетливо представлять и создавать все необходимые условия, детерминирующие уровень развития для всех и каждого члена общества. При этом было бы наивно полагать, что при комму :. низме каждой личностью будет осуществляться абсолютная действительная реализация1 всех ее сущностных сил. На наш взгляд, последние могут выступать лишь как динамичный предел возможного стремления личности в самоосуществлении. Так как материализация одних потенций обусловливает новообразования, то естественно расширяются и границы возможностей той или иной личности. Как - не существует пределов человеческому познанию, так отсутствуют они и для творческого самосовершенствования.

Следовательно, творческая личность это прежде всего "Богатый человек ... нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда" . Соответственно этому, богатство личности следует рассматривать в мере овладения ею богатством содержания социальной жизни, с одной сторонней в обогащении личностью этой жизни своиш сущностными силами, - с другой. Это, по нашему мнению, и выступает и как условие, и как результат "творческости" личности. Однако закономерно встают не менее важные вопросы: выяснение природы механизма и мотивов творчества, системы потребности в нем и его на правленность . Невозможно представить себе творческую личность, которая не прилагала бы никаких усилий для того, чтобы стать ею, то есть не трудилась бы осознанно над собственным совершенствованием. Конечно, любого рода усилия предполагают не только уяснение цели, но и убежденность в ее собственной значимости, что в свою очередь обеспечивает рождение потребности достижения этой цели.

Уже на заре человеческого общества, человек - от удовлетворения своих естественных элементарных потребностей в пище, одежде, жилье - направлял свои силы и на удовлетворение потребностей, не связанных с биологической необходимостью. Последнее обусловлено как расширением сферы деятельности человека, так и развитием производительных сил общества. Расширение сфер человеческой жизни с необходимостью включает в себя и совершенствование потребностей личности.

Труд - главная сфера развития творческой личности

"Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд - личный, свободный труд - и есть жизнь .

Принимая во внимание, что конкретно-исторические формы практической деятельности и общественные отношения людей являются исходными пунктами для теоретического анализа качеств личности, диссертант видит задачу настоящего параграфа в выявлении роли орчеокоотн" личное , мера ко.орой слоь-лена совокупностью объективных и субъективных условий. Б качестве первых выступают социально детерминированные возможности актуализации индивидуальных творческих задатков и способностей, а в качестве вторых - степень личной активности в этом процессе. Творчество при этом рассматривалось как универсальная, родовая способность, присущая каждому человеку, а творческая активность - как массовое явление .

Следует учитывать неадекватность творческой активности и трудовой активности личности. "Творческую активность в отличие от трудовой характеризует не уровень навыков и приемов труда, а новаторский, инициативный подход к своему труду. Б узком смысле это сознательный поиск новых, более эффективных трудовых приемов, которые способствуют достижению поставленных целей с меньшими затратами. Проявление творческой активности наполняет новым содержанием трудовую деятельность, обогащает ее". - Васильев А.Б. Созидательная роль трудового коллектива. - М.-, 1984, сЛЮ. Ю.И.Бокань выдвигает три критерия трудового творчества в сфере материального производства: I) ""создание нового"", отражающий процесс создания новых форм организации труда; 2) - ""создание известного с помощью нового"", представляющий такую деятельность, в ходе которой создаются новые и совершенствуются известные приемы и средства труда; и 3) - ""выбор оптимального среди известного"" как процесс поиска оптимального использования средств и приемов труда, что находит свое выражение в совершенствовании форм социалистического соревнования, в разного родах починах и т.п. -

Итак, важнейшим видом человеческой жизнедеятельности является труд. На труд как на основу человеческой сущности указывал К.Маркс. Процесс труда - это производство и воспроизводство не только необходимых средств к существованию, но вместе с тем и преобразование, самого субъекта труда, развитие его способностей, обогащение его знаний и навыков. В условиях развитого социализма свободный труд все больше приобретает характер сознательной творческой деятельности. Будучи главной производительной силой общества, трудящийся является и собственником, - собственником рабочей силы, которая в зависимости от характера общественных отношений выступает либо в качестве товара, когда рабочий вынужден продавать капиталисту свою способность к труду, либо в качестве сособственности субъектов совместного труда на себя и на свое общество, в условиях планомерно организованного экономического включения отдельных работников в непосредственный процесс общественного производства. Итак, рабочая сила, будучи неотъемлемым свойством ее носителя, неотделима от личности человека -субъекта экономических отношений.

Образ жизни и творческая активность личности

Как продукт определенной социальной структуры личность нельзя рассматривать вне социальных факторов, обусловливающих ее качественное развитие. Изменение образа жизни1 людей незамедлительно сказывается и на положении человека в обществе, и на его правах и обязанностях, и на формах реализации жизненных потребностей.

Проследить зависимость творческой активности от конкретного образа жизни - вот основная задача данного параграфа. Ее решение позволит нам рассмотреть развитие творческой активности личности в широком спектре жизненных явлений, "включая ритм жизни, содержание труда, соотношение свободного и рабочего времени, все черты и особенности повседневной жизни человека"; Даже небольшой сравнительный анализ буржуазного и социалистического образа жизни

Учитывая, что трактовки дефиниции "образ жизни" весьма различны, мы считаем необходимым определить свою позицию, которая не расходится с мнением большинства ученых-марксистов, придерживающихся концепции, согласно которой образ жизни понимается как способ жизнедеятельности, взятый в единстве о определяющими ее условиями -позволит нам еще раз, только в русле рассматриваемой проблемы, уяснить основные ценности социализма? Исходя из диалектики социального и индивидуального, мы должны подойти к выводу о детерминации внутреннего "ценностного самоопределения" личности в результате усвоения ею социальных условий, черт образа жизни, типичного для данного общества;

Социалистический образ жизни - это качественно новая историческая форма жизнедеятельности, которая возникает в процессе коммунистического преобразования общества . Его характеризует новое качественное состояние всей человеческой жизнедеятельности как результата всех социально-экономических преобразований общества в целом, а не отдельных социальных групп и классов. Ростки этого нового способа жизнедеятельности можно разглядеть еще в условиях буржуазного общества, в прогрессивных чертах жизнедеятельности пролетариата Коллективизм, пролетарский интернационализм, классовая солидарность с трудящимися - все эти особенности в условиях новой общественной системы получили свое дальнейшее развитие и обогащение. Однако, социалистический образ жизни имеет свою качественную определенность и специфику, обусловленную историческшл местом, целями и законами развития социалистической общественной системы. При этом важно подчеркнуть, что это все-таки не полный коммунизм. Здесь еще отсутствует возможность полного подчинения всех социально-экономических процессов всестороннему развитию личности как самоцели общественного развития. Осуществление этой задачи возможно лишь на этапе собственно коммунизма. В условиях развитого социализма "в основе его форм жизнедеятельности лежит материально-производственная деятельность; это еще не коммунистический образ жизни, в котором ,.w развитие личностных сил человека станет самоцелью общественного прогрес

Формирование творческих возможностей как и обеспечение предпосылок для их реализации, всецело зависит от характера общественных отношений. Всякий человек при рождении в потенции содержит те или иные способности, но их актуализация возможна лишь в соответствующих этому процессу условиях и возможностях;

Давая определение творческой личности, мы акцентировали свое внимание на таких ее качественно отличных свойствах, как уровень активности, качество деятельности, самореализация всех сущностных сил; Большую роль в становлении творческой личности играет способность "управлять самим собой и властвовать над своими влечениями и страстями Эти способности не появляются спонтанно, без усилий. Сознание личности, ее место в действительности, определяются соответствием ее дел и поступков. В них находит свое проявление глубина совпадения личного и общественного.

История знает попытки объяснить личность, ее стремления и действия необъяснимыми, скрытыми силами природы, а не социальными причинами. Прежде всего, такая позиция удобна идеологам буржуазии, гальванизирующим идеи З.Фрейда. В крайнем случае, рассматривая сущность личности, социальное начало не исключают, но ставят между ним и биологическим такую скалу отчуждения, которая приводит этих представителей вульгарно-гедонистического направления лишь к одному выводу - личности, чуждой социальных проблем, нет другого назначения как неограниченное и неутолимое удовлетворение чувственных инстинктов;

Механизм активности субъекта деятельности, его детерминанты

Представителями буржуазной философской антропологии (Геле-ном А., Лоренцом Г.;, Портманом А., Ясперсом К. и др.) человек рассматривается только как биологическое существо, а вся его деятельность и способности - как аспекты биологического существования. Биологические истоки, по их мнению, питают и все общественные связи людей, независимо от того осознают они это или нет. Абсолютизация биологических элементов развития и вопросы, связанные с исследованием нашей проблемы, имеют особый смысл.

Разного рода возвеличивания субъективизма творческого процесса, противопоставления внутреннего "я" процессам действительности, с особой силой проявляются в экзистенциалистской философии и у фрейдистов. Если для первых в качестве исходного выступает личность как независимая, абсолютная субстанция, обособленная от общества и от других личностей, существование которой лишено какого бы то ни было смысла (иррационально), то для последних в этом качестве выступает культ бессознательного, главенство биологических стимулов (в первую очередь сексуального комплекса), отрицается всякое значение социальных факторов в формировании личности, ее поведении и психологии.

Изолированность от действительности, более того - противостояние ей, это преодоление бытия в сознании и творчестве, абсолютизация интуиции в создании "своей реальности", не дают ничего, кроме гиперболизированного самоанализа, "свободного" от творческого исследования мира, от постижения сущности его явлений и процессов, от закономерностей роста личности с ними связанной.

Каковы же движущие силы творческого процесса в действительности?

Творчество характеризует процесс преобразования природы и общества из неудовлетворенности имеющимся и необходимости дальнейшего прогресса, в ходе которого качественно меняется и сам человек. Как свидетельствуют данные археологии, истории и других наук, уже на ранних стадиях становления и развития человека ему было свойственно не только стремление приспособления к имеющимся условиям, но и изменение их в соответствии с потребностями. Так от простого созерцания, на первых порах, к глубокому познанию сущности действительного и далее к творческому совершенствованию ее - таков путь формирования и дальнейшего развития "творческо-сти" личности.

Как предпосылка практической деятельности, сознание является конструктивным отражением объективного мира, находящим свое выражение в творчестве, "Сознание человека, - писал Ленин В.И,,-не только отражает объективный мир, но и творит его . Таким образом, этот процесс включает в себя: I) активность субъекта восприятия, 2) оценку отражаемой действительности, 3) мотив к практическому действию в отношении ее. При этом к реальным продуктам творческого мышления относится лишь то, что соотносится с законами и условиями общественного бытия. Однако нередко человек аппе-лирует лишь к собственному разуму; Это происходит всякий раз1, когда в современной ему действительности отсутствуют очевидные элементы требуемых экстрополяций. Примером может служить рожде

ние идей утопического социализма , когда стремление "выйти за пределы не только настоящего, но и будущего могло быть лишь фан-тастическим, лишь насилием над действительностью..,. Ф.Энгельс писал: "Утописты ... были утопистами потому, что они не могли быть ничем иным в такое время, когда капиталистическое производство было еще так слабо развито.

Похожие диссертации на Творческая личность как феномен общественного развития