Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония Зиеев, Аслам Эргашевич

Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония
<
Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зиеев, Аслам Эргашевич. Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11.- Москва : РГБ, 2002

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ГАРМОНИЯ И ДИСГАРМОНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 11 - 63

ГЛАВА П. ДИСГАРМОНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА 63-114

ГЛАВА III. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГАРМОНИИ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ 114-164

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164 - 173

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 174 -184

Введение к работе

Актуальность темы исследования объясняется той ролью, которую играют потребности и способности в развитии личности. Они составляют часть того большого многообразного движения, которое охватывается общим понятием "человеческая жизнедеятельность".

По отношению к личности как целостности, имеющей разные возможные формы и уровни сочетания, гармонии и дисгармонии ее свойств и качеств, способности и потребности являются основными системообразующими звеньями.

В настоящее время наблюдается процесс серьезных изменений как в соотношении, так и в иерархии способностей и потребностей личности. В этой связи особую актуальность приобретают перестройка и трансформация традиционно устоявшихся потребностей и способностей и их обновление в условиях становления нового качества в развитии общества. Достижение гармонии способностей и потребностей важно не только само по себе и в собственно личностных измерениях, но и в экономическом, социальном, идейно-нравственном, воспитательном планах и в плане их обратного воздействия на всю систему жизнедеятельности личности. Отставание в одной из сторон в соотношении способностей и потребностей приводит не только к их дисгармонии, но и к деформированному развитию целостной личности.

Гармонически развитая личность — объективная закономерность самой истории, обусловленная потребностями общественного прогресса, все разнообразящимися видами деятельности и отношений и возвышением их субъекта. Стремление к гармонии всегда означало достижение определенного образца, совершенства, идеала, единства и целостности в развитии человеческой личности. Но гармоническая личность—это масса проблем, подлежащих исследованию. Она не ограничивается достижением соответствия между ее интеллектуальной и эмоциональной сферами, физическим и умственным, индивидуальным и общественным развитием, между ее биологическим существованием и социальной сущностью. Гармоническое развитие личности имеет множество других аспектов и про-

4 явлений, которые до сих пор не затронуты исследованиями. Одной из форм его проявления являются гармония и дисгармония собственно личностной структуры человека, в частности его способностей и потребностей, которые имеют относительно самостоятельное исследовательское значение и могут быть исследованы специально. Исследование гармонии и дисгармонии потребностей и способностей важно и существенно и для выявления социально-деятельностной активности личности в различных сферах ее жизнедеятельности и жизнеутверждения. Исследование гармонии и дисгармонии потребностей и способностей через призму активности личности, или, наоборот, исследование последней через первые позволяет глубже понять процессы, происходящие в ее жизнедеятельности, выявить и определить тенденции их развития, принимать соответствующие корректирующие меры по стимулированию ее деятельности и "синхронизации" ее способностей и потребностей. Такое исследование по убеждению диссертанта, позволяет продвинуться в поисках путей их гармонизации.

Степень изученности проблемы. Исследованиям потребностей и способностей, различным их аспектам уделяется большое внимание. Им посвящены работы Т.И.Артемьевой, А.Г.Здравомыслова, Н.В.Иванчука, Э.Ф.Меженской, И.В.Пусенковой, Е.Г.Куделина, А.В.Маргулиса, С.Наврузова, А.И.Самсина, Г.С.Тарасова и многих других исследователей. В этих работах исследуются методологические, философско-социологичес-кие и экономические аспекты способностей и потребностей, проблемы их социально-деятельностной детерминации, формирования, дифференциации, классификации и типологии. Имеется огромное количество литературы, посвященной отдельным видам способностей и потребностей, в которой последние исследуются обособленно. При существовавшей в недавнем прошлом традиции исследования потребностей и способностей сначала "разъединяли" их, абсолютизировали то способности, то потребности, выхолащивали реальные содержательные связи между ними, а потом пытались найти эту связь. Между тем задача состоит в том, чтобы выявить действительные связи и отношения потребностей и способностей во всем многообразии их вариаций и сочетаний, в частности, их гар-

5 монии и дисгармонии. До тех пор, пока способности и потребности личности будут рассматриваться каждые сами по себе, отвлеченно от их взаимодействия, и стало быть, от личностного и общественного контекста, в котором развиваются и функционируют они, могут получать любые интерпретации, поскольку являются результатом постулирования самих терминов "способности" и "потребности", а не исследования их взаимодействия, гармонии и дисгармонии, какие имеют место в действительном процессе их развития.

Теоретическое "разделение" возможностей личности на способности и потребности, равно как и на другие свойства и качества, необходимое для исследовательско-аналитической работы, ни в коей мере не означает их субъективного разделения, ибо это означало бы и искажение неделимой сущности личности.

Способности и потребности в своем становлении и развитии могут быть равновесно-гармоничными и дисгармоничными. Их расхождение и дисгармония вовсе не означают их абсолютного разрыва и несоотнесенности, поскольку без единства их взаимопереходов, взаимообусловленности и сочетаний нет самой личности как целостного их носителя и субъекта.

Долгие годы в исследовательской литературе, особенно психологической, акцентировали внимание на способностях, чем на потребностях, а в период "перестройки" и распада СССР стали усиленно разрабатывать проблему потребностей, но саму по себе, вне корреляции со способностями. Исключительно односторонне примененный некоторыми зарубежными и советскими исследователями функционально-разделительный подход к способностям и потребностям личности либо уравнивая, либо разделяя последние в каком-либо отношении, или с точки зрения какой-либо нормы — социальной, психологической, культурной, биологической — игнорировал не только индивидуальные многообразия способностей и потребностей, но и бесконечно-жизненное, деятельностное многообразие вариаций их сочетания, гармонии и дисгармонии. Такой подход, примененный в психологии и перешедший к экономической теории, в лучшем случае фиксирует и констатирует наличие тех или иных способностей и

потребностей, соответствующих "норме", оставляя в тени их открытость, естественно-жизненные комбинации и сочетания, характеризующие их гармонию и дисгармонию как формы их развития.

В социально-философской литературе способности и потребности исследовались в общем контекте теории личности, но вопросы их гармонии и дисгармонии вообще не исследовались и до сих пор нет самостоятельных исследований, посвященных последним. В тех отрывочных высказываниях о гармонии и дисгармонии способностей и потребностей, которые можно обнаружить в научной литературе, в частности, в социально-философской, акцент главным образом делается на образовательно-педагогическом и психологическом смыслах этих понятий. Однако, как гармония и дисгармония способностей и потребностей как научно-исследовательская проблема, так и ее социально-философские аспекты остаются не исследованными. Исследование гармонии и дисгармонии потребностей и способностей личности важно не только само по себе, хотя оно имеет важное теоретическое и познавательное значение, а преследует цель раскрыть не только их собственное взаимодействие, но и соотнесенность со способами деятельности и бытия личности, с определенными общественными идеалами и представлениями о наиболее оптимальном гармонически развивающемся бытии, которые способствовали бы практически-деятельной реализации творческих сил человека, нуждающегося "во всей полноте человеческих проявлений жизни". Не претендуя на сколько-нибудь исчерпывающее исследование столь важной проблемы, какой является гармония и дисгармония потребностей и способностей, можно тем не менее попытаться определить истоки их возникновения, формы их проявления и механизмы их взаимодействия, наметить, хотя бы теоретически, пути преодоления их дисгармонии и способы их гармонизации.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации — исследование гармонии и дисгармонии потребностей и способностей личности, исходя из которой предпринята попытка решить следующие задачи:

— обосновать и исследовать вопрос о гармонии и дисгармонии потребностей и способностей как социально-философской проблемы и как одну из множества возможных форм развития личности, имеющую свои

7 специфические особенности;

—показать, что способности и потребности обладают различной степенью автономности, относительности и общности, имеют свои иерархические уровни организации и связи между собой, которые в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности личности могут как сочетаться, так и диссонировать между собой;

выявить объективно-онтологически единую интегративную природу способностей и потребностей как важнейшую основу их гармонии;

исследовать взаимодействие и гармонию способностей и потребностей как диалектический принцип раскрытия сущности одной категории "способности" через другую — "потребности" и наоборот;

—раскрыть практически-функциональные взаимосвязи способностей и потребностей как взаимоорганизующих начал в структуре личности, выявить основные "механизмы" и формы их гармонии и дисгармонии в процессах жизнепроявления и жизнеутверждения личности;

исследовать соотношение гармонии и дисгармонии потребностей и способностей как единство противоположностей;

исследовать историческую ретроспективу, и конкретно-исторические причины и формы проявления дисгармонии способностей и потребностей, показать их негативные последствия в развитии личности.

Научная новизна диссертационной работы состоит прежде всего в исследовании гармонии и дисгармонии способностей и потребностей, ранее не затронутых исследованиями, в связи с чем:

на основе социально-философского анализа обоснован и исследован вопрос о гармонии и дисгармонии потребностей и способностей как специфических форм их развития и воспроизводства, раскрыт двуединый "диффузный" характер их взаимодействия в жизнедеятельности личности;

показано, что способности и потребности, хотя и представляют собой самоценные сущностные силы личности, но могут сочетаться и функционировать во взаимной привязанности друг с другом в единой структуре личности; в многосложной и многосторонней и динамически развивающейся структуре личности каждая из ее сущностных сил по-своему

8 активны и взаимно "строят" друг друга, равно как по-своему могут быть консервативны, следовательно, и гармоничны, и дисгармоничны как внутри собственной системы привязанности, т.е. как системы "способности", так и системы "потребности", а также в системе взаимодействия и тех и других;

в этой связи показано, что чрезвычайно сложной проблемой оказывается сам механизм взаимодействия способностей и потребностей, внутренняя динамика самой системы "способности-потребности", в которой и те и другие могут быть чрезвычайно разнообразными и даже противоположными, гармоничными и дисгармонично-альтернативными; в рамках этой системы кроме взаимодействия, взаимодетерминации и взаимозависимости имеет место превалирование либо "подавление" одной способности /потребности/ другой, перенесение ее энергии на другую по принципу "доминанты" и первоочередной настоятельности тех или иных способностей и потребностей, точно так же как имеет место усиление одной потребности /способности/ над другой, где кроется одна из причин как их гармонии, так и дисгармонии;

обоснована мысль о том, что исследование гармонии и дисгармонии способностей и потребностей должно основываться на теории многоуровневой динамической системы, учитывая многообразие и многоуров-невость потребностей и способностей в системе их взаимной привязанности и соотнесенности, что лищь в этом случае можно выявить интегра-тивно-гармонический и дисгармонический характеры их взаимодействия и принять практические меры по их гармонизации;

в этой связи показано, что различные уровни качественной организации, предметно-содержательной, социально-деятельностной и функциональной направленности способностей и потребностей личности, утверждая качественную их определенность и спецификацию, в силу их онтологического единства и интегрированности никоим образом не могут служить препятствием для их гармонии, что имеет существенное значение для исследования универсальной природы человека;

исходя из этого показано, что система "способности-потребности" со всеми присущими ей напряжениями и "конфликтами" требует знания

ее внутренней организации, обусловленной не только последней, но и внешней деятельностной интеграцией, дифференциацией и расхождением способностей и потребностей, в связи с чем:

исследован вопрос о некоторой изоморфности потребностей и способностей, как изоморфности последних способами бытия и деятельности личности и роли последней в фактически существующих и вероятностных альтернативах гармонии и дисгармонии ее способностей и потребностей;

показано, что отношение "потребности-способности" в каждое данное время характеризуется как взаимной дополнительностью и взаимной компенсацией друг друга, так и диалектическим "отрицанием", что удовлетворение потребностей—реализация способностей не является единичным законченным актом, а выступает как постоянное противоречивое взаимодействие, либо гармоническое, либо дисгармоническое, но каждый раз воспроизводимое в новом качественном состоянии, что не следует абсолютизировать и ту и другую формы их взаимодействия и развития;

исследованы историческая ретроспектива и причины дисгармонии потребностей и способностей, раскрыто соотношение потребительских и деятельно-созидетельных способностей и потребностей и в этой связи — соотношение потребительской и созидательной деятельности личности.

Выявив объективное предметно-практическое и деятельное основание гармонии и дисгармонии потребностей и способностей, в диссертации показано, что человеческие способности и потребности интериоризируют деятельный язык социальной практики и культуры, перерабатывая его, и возвращают его в трансформированном виде к той же социальной практике и культуре, существенной стороной которых является развитие, сочетание и реализация самих сущностных сил человека, в частности, его способностей и потребностей.

Методологической и теоретической основой диссертации являются общефилософский диалектический метод познания и конкретно-исторический и системный подходы, примененные к исследуемой проблеме. В ее основу положены также исследования, ранее осуществленные советскими учеными и специалистами СНГ по различным проблемам личности и человекознания.

Практическое значение исследования. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в конкретной научной деятельности ученых по человековедческой проблематике, при разработке соответствующих проблем социальной философии, общей и социальной психологии, а также экономической теории, в процессе преподавания названных дисциплин, в частности по теме "Человек", "Личность и общество", субъективному и объективному факторам общественного развития, в практической работе по целенаправленному формированию личности, ее способностей, потребностей и их гармонизации.

Выдвинутые в диссертации положения позволяют в определенной мере углубить синтез разнонаправленных по своему принципиальному содержанию концепций способностей и потребностей, преодолеть значительную разобщенность между ними и содействовать разработке единой ин-тегративной концепции человеческих сущностных сил.

ГАРМОНИЯ И ДИСГАРМОНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Структура личности включает целостную систему разнообразных, относительно устойчивых качеств человека, возникающих в процессе его жизнедеятельности под влиянием тех общественных отношений и связей, в которые он объективно входит. Эти его качества имеют не только способы формирования, становления и развития, но и способы проявления и реализации в трудовой, культурно-познавательной и т.п. деятельности.

Гармония и дисгармония являются особыми способами в развитии личности. Гармоническое развитие личности предполагает и гармонию ее способностей и потребностей. Гармоничность личности одновременно является способом выражения и единства ее способностей и потребностей. В общесоциальной структуре личности способности и потребности проявляют себя как двусторонние, т.е. способности вместе с тем проявляются как потребности, а потребности — как способности. Сама же личность является системообразующей основой, соединяющей в неразрывное целое ее способности и потребности, равно как и другие ее качества. Поэтому ее можно охарактеризовать как относительно устойчивое выражение единства и целостности ее способностей и потребностей и других качеств. Взаимодействие же способностей и потребностей оказывает обратное воздействие на всю систему других свойств и качеств личности.

Говоря о гармонии потребностей и способностей, было бы неправильно сводить ее к какому-то рафинированному явлению, свободному от всяких противоречий и коллизий. Ее всегда сопровождает ее антипод—дисгармония — разлад, расщепленность способностей и потребностей. Искаженное, непропорциональное, рассогласованное развитие, называемое дисгармонией, представляет собой нарушение в соотношении различных способностей, различных потребностей, и тех и других, взятых в системе их взаимной привязанности. Расщепление и рассогласованность потребностей и способностей становится реальным жизненным явлением тогда, когда противоречия между ними и их неравновесие и неравнозначность для развития личности усиливаются и они принимают однобокий характер и направленность.

Гармония и дисгармония способностей и потребностей личности опое 12 редованы цепью многих объективных и субъективных причин и факторов, они не просто результат внешней необходимости, но и следствие внутренне противоречивого развития самой личности. Совпадение внешней необходимости и внутренней потребности в развитии способностей и потребностей вполне закономерно. Оно в значительной мере зависит и от воспитания и от личных стремлений и идеалов человека.

Исследование способностей и потребностей ранее велось в различных, не пересекающихся между собой направлениях. Но совмещенное исследование способностей и потребностей невозможно без предварительной выработки общих понятий и представлений, характеризующих собственно-философскую проблематику единства способностей и потребностей. Наличие разрыва в их исследовании, кроме того, не позволяет рассматривать и самого субъекта их как целостного образования, которому присущи как гармоническое, так и дисгармоническое развитие во всех его личностных качествах и проявлениях, в частности в его потребностях и способностях.

В социально-философском плане односторонний подход к изучению способностей и потребностей человека порождает мистификации, ориентирующиеся на предысторию и естественные предпосылки способностей и потребностей, а не на подлинно деятельные человеческие способности и потребности.

Цели индивидуального становления и развития в условиях новой цивилизации, на уровне современной культуры все более определяются стремлением к гармонии, к физическому и нравственному совершенствованию. Истинный смысл бытия человека неотделим от смысла истории в той мере, в какой истинный смысл его способностей и потребностей есть воплощение человеческой культуры и деятельности.

Социально-философский анализ способностей и потребностей личности, тот или иной способ их развития должны быть увязаны с общественно-историческими целями и идеалами, с индивидуальной и общественной деятельностью людей. Способности и потребности как на индивидуальном, так и на общественном уровнях могут быть чрезвычайно разнообразными и даже противоположными, гармоничными и негармонично-альтернативными. Решающим моментом в социально-философском анализе человеческих способностей и потребностей должен быть сам действительный процесс их формирования и реализации в органической связи со становлением индивида личностью и общественным субъектом. Подобно тому как способности и потребности немыслимы вне человека, точно так же немыслим и сам человек вне истории и культуры. В таком понимании способностей и потребностей существенно преодолевается ограниченность традиционного феноменологически-натуралистического и односторонне-психологического подхода к их исследованию, раскрывается их социально-культурная природа и сущность как совокупности социокультурных формирований и результатов в материальной и духовной деятельности и жизни людей. Согласно такому пониманию развитие способностей и потребностей личности как реальный прижизненный процесс, равно как и их гармония и дисгармония, не отождествляется с т.н. "предустановленной гармонией" и лишь с индивидуальным развитием, а рассматриваются не как заданный, а сложный, внутренне противоречивый и постоянно движущийся процесс. Социально-философский анализ соотношения способностей и потребностей позволяет различать в последних социально-историческое содержание, структуру и специфику от их естественно-биологической предпосылки и механизмов.

Согласно имеющимся исследованиям способности есть деятельное начало в человеке, а потребности — побудительные мотивы деятельности, нечто мотивирующее исполнение деятельности. Но по содержанию такое понимание не может быть ограничено установлением простого соответствия или несоответствия между потребностями и способностями личности. Определяющий фактор и стимулы интеграции /гармонии/ способностей между собой, потребностей между собой, единства, соотносительности и гармонии тех и других, их взаимозависимости коренятся прежде всего в особенностях деятельности и отношений, способах развития самой личности, а также в условиях и требованиях общественного разделения труда, развитие которых каждый раз требовало и требует нового их сочетания и взаимной "пригнанности" способностей и потребностей. Поскольку сложившаяся каждый раз общественная иерархия личных способностей и потребностей исторически оказывается устаревшей в решении новых кардинальных проблем и задач соединения человеческого и естествен 14 ного факторов общественного развития, постольку исторически каждый раз как те, так и другие находятся в единстве "соответствия-несоответствия" как источника их развития. Отсюда постоянное, беспрестанное приведение их в соответствие, чтобы достичь гармонии. Человек со всей его психологической и социальной структурой, существеннейшими элементами которой являются его способности и потребности, представляет собой органическое единство составляющих его качеств и проявлений. Будучи связанными между собой в процессе своего исторического развития, они образуют многообразные и сложные ряды структурных уровней личности. В результате многообразия и диалектических взаимосвязей человеческих потребностей и способностей, они как структурно, так и функционально-деятельно детерминируют друг друга. Различные уровни качественной их организации, взаимодействия и взаимозависимости, конечно, не снимают качественной их специфичности и относительной самостоятельности, а эти последние никоим образом не могут служить препятствием для их гармонии, что имеет существенное значение для исследования универсальной социальной природы человека. Человеческие способности и потребности сами обладают такой сущностью, что является проявлением одной из граней общей интегративной сущности человека. По словам академика В.Г.Афанасьева "человек есть последний, в известном смысле слова, элементарный носитель социального системного качества"1. Чтобы раскрыть все многообразие его качеств и свойств, необходимо рассматривать их сложную взаимопереплетенную совокупность и единство. Человек един в своих потребностях и способностях, оба эти его сущностные силы не только очень хорошо могут существовать рядом друг с другом, но и объективно являются соединенными в одном и том же субъекте.

ДИСГАРМОНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

Способности и потребности личности - это не статические и раз и навсегда фиксированные образования. В своем исторически-деятельном становлении и развитии они изменялись у различных поколений людей неоднократно и эти их изменения носят вполне закономерный характер. И гармония и дисгармония в соотношении человеческих способностей и потребностей представляют собой продукт становления многообразных форм и исторически конкретных, изменяющихся в зависимости от установления той или иной социальной организации бытия людей, способов общественной организации их труда и деятельности. Дифференциация человеческих способностей и потребностей возникла исторически при выделении человека из животного мира и включения его в процессы общественного развития и долгой эволюции последнего. "Человек обособляется как индивид лишь в результате исторического процесса"1 Но он, в какие бы границы ни был поставлен, всегда существует как противоречивое целое. Это говорит и о его "целостности", и о его "частичности", и о его "гармоничном" и "негармоничном" развитии. Так он развивается исторически, чередует в течение всей своей жизни такие способы развития. Производство, общественно - практическая деятельность, общественные отношения, нормы, ценности и т.п., которые осуществляет человек и которыми он живет как общественное деятельное существо, в свою очередь придают ту или иную оформленность и направленность его способностям и потребностям, а эти последние отражают и закрепляют изменения, совершающиеся в его личности.

Каждый человек - носитель качественных характеристик своей исторической эпохи и общественной системы, к которым он принадлежит, и не только их носитель, но и их выразитель, поскольку основные характеристики этой эпохи и общественной системы выражаются в его деятельности, активности, способностях и потребностях. Исторически менялись десятки таких систем и способов развития человека, в которых соотношение его способностей и потребностей то было гармоничным, то дисгармоничным, то в нем преобладало развитие способностей и наоборот -развитие потребностей. Как это исторически и практически выглядело в развитии личности? Попытаемся совершить некоторый экскурс в историю этого вопроса и выявить его ретроспективу, а значит формы его проявления в прошлом.

Дисгармония способностей и потребностей личности и связанная с ней их специализация и спецификация на основе общественного разделения труда и все осложняющейся профессионально-деятельностной структуры общества в каждую последующую историческую эпоху, с одной стороны, и возникшие определенные различия между ними и общественными потребностями и способностями - с другой, значительно модифицировали их. Они стали более разнонаправленными и дисгармоничными. Первоначальная их слитность и гармоничность была разрушена потому, что теперь материальная и духовная деятельность, производство и потребление, управление и подчинение выпадали на долю различных индивидов. В результате разделения труда "развитию одной единственной деятельности приносятся в жертву все прочие физические и духовные способности. Это калечение человека возрастает в той мере, в какой растет разделение труда"1 Вместе с разделением труда произошла и поляризация людей, которая также сказывается на соотношении их способностей и потребностей, как это ни антигуманно, но появляются стандарты способностей и потребностей, обусловленные не только местом человека в системе общественного разделения труда, но и установленные делением людей на категории, социальные слои и группы, с официально установленными их правами и обязанностями в той или иной сфере общественных отношений и социальной жизнедеятельности. В результате произошла резкая спецификация и рассогласованность не только между потребностями и способностями различных людей, но и способностями и потребностями одного и того же человека. Выделение способностей и потребностей как особых личностных структур и качеств и вообще как особого явления общественной жизни оказывается связанным с возникновением специфических социальных различий людей, относительно независимых от их видимых физических и эмпирических различий.

Уже в процессе выделения человека из животного мира и по мере постепенной его социализации в антропосоциогенезе отдельная личность становится особой единицей и измерением становящихся форм социальных общностей и тем самым получает дополнительное измерение, отличное от своих естественных физических свойств. В этом процессе она не только изменяет естественную матрицу своих видовых, еще социально не дифференцированных, не специфированных способностей, но формирует и реализует принципиально новые по предметному содержанию и социальной направленности способности и потребности, не тождественные их естественной матрице. Это социальное измерение индивида и оно выделяется более четко и выпукло при переходе от родового строя к классовому обществу. При последнем дифференциация и различия способностей и потребностей у различных людей состоялись в том, что утверждение и развитие личностного начала в них разрушала "унифицированную" их направленность и культивирование. В условиях родового строя индивиды фиксируют свои индивидуальные различия в том числе и потребности и способности, как чисто природные, естественные данные, они пока что резко не выделяются своими социально-деятельными способностями и потребностями. Последние не только у отдельных индивидов, но и у всего рода во многом идентифицированы, поэтому по-особому едины и гармоничны. Это потому, что здесь субъектом в целом оказывается род, как отдельный индивид, так и присущие ему способности и потребности, впрочем, как и другие его индивидуальные качества и свойства, здесь могут выступать как конкретная форма общего—родового, поскольку деятельность индивида и связанное с ней развитие его способностей и потребностей, любое их сочетание выражают объективные потребности данного социального целого.

Община заинтересованно вводила и поддерживала все отвечающие целям ее воспроизводства порядки, поскольку сам характер природных условий, вовлеченных в хозяйственную деятельность, выдвигал в качестве наилучшего путь почитания приемов и средств, освященных силой традиции. Поэтому она игнорировала резко выделяющиеся, обособляющиеся и несовпадающие с ее общими интересами и потребностями и мешающие ее целостности личностные проявления, отвергала всякую личностную дифференциацию: в частности дифференциацию личностных способностей и потребностей, могущие вывести ее из состояния равновесия. Да и в силу низкого развития производственных отношений и как следствие этого—низкого уровня развития самих людей, последние были лишены самостоятельной, исходящей от них исторической инициативы. Натуральное хозяйство, которое велось тогда, характеризовалось простым воспроизводством, тесным соединением работников со средствами производства, ориентацией на самоудовлетворение основных потребностей. Но не было еще широкого "обмена способностями, потребностями" и "результатами деятельности между людьми". В условиях родовой общины и отличающей ее коллективной собственности сущностные силы человека не были расчленены и по-своему были примитивно-гармоничны. Подобное коллективное бытие, где отсутствовала резкая дифференциация людей по их личностным качествам, еще не давало возможности сколько-нибудь заметному и выделяющемуся индивидуально-своеобразному развитию способностей и потребностей. В силу примитивности и неразвитости социальных отношений первобытный человек не представлял собой такого субъекта, который четко и самостоятельно мог бы противопоставлять себя социальному и природному окружению, выделялся бы своими способностями и потребностями.

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГАРМОНИИ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ

Ограничение и дисгармония способностей и потребностей человека исторически столь многообразны как многообразны формы и способы их развития и сочетания. Они не ограничиваются уже приведенными в предыдущих главах в связи с их общим, наиболее типичным соотношением с гармонией способностей и потребностей и их исторической ретроспективой. Дисгармония способностей и потребностей имеет и другие, многочисленные формы проявления, носящие более выраженный и конкретный характер и связанные с различными условиями и способами раз 115 вития личности. Общей основой их существования является постоянное и динамическое "перевертывание" человеческой деятельности и общественных отношений, выражающееся в искажении не только отношений между индивидами, но и между их способностями и потребностями. Различные виды и способы деятельности разделяются и отделяются как основа разделения способностей и потребностей индивида, которые "разбрасываются" и затрачиваются по различным сферам разделенного труда и соответствующим отношениям. В этом заключается и из этого вытекает главным образом узкое, ущемленное и дисгармоническое развитие способностей и потребностей и их воспроизводство. Главным следствием этого является превращение всеобщей родовой способности (потребности), присущей всем индивидам, в рассогласованные способности и потребности, обязанности, социальные функции отдельных людей, а значит, в некоторую их "профессию". Дисгармония способностей и потребностей, как это ни парадоксально, порой порождается самой их гармонией. Дело в том, что есть гармония, нивелирующая способности и потребности и другие качества личности. Это т. н. парадоксальная гармония, стандартизирующая и автоматизирующая способности и потребности. Такая гармония порой формируется с целью несвободного формирования личности и "свободного" и престижного развертывания и применения ее способностей и потребностей, с целью легче подвергать их всевозможным манипуляциям и превращениям. Такой способ "гармоничного" применения способностей и потребностей предпринимается для того, чтобы пользоваться человеком (потребительское отношение к человеку) как "объектом", "вещью", "инструментом", "рабочей силой", "орудием труда" в различных выгодных тем или иным общественным силам целях. Американский социолог и публицист Г. Ниринг писал об этой "гармонии" так: "Образцовый ребенок, образцовый ученик, образцовый рабочий, образцовый солдат — таково прокрустово ложе, уготованное новому гражданину"1. Гармония, нивелирующая личность, ее способности и потребности — абсурдная гармония или псевдогармония, ибо в ней своеобразие человеческих сил и способностей, потребностей, самодеятельность личности до максимума унифицированы и стандартизированы. Она абсурдна не только потому, что автоматизирует способности и потребности личности, выдает второстепенное за главное, но и потому, что она внешне может принять форму альтруизма, прикрывать собой дисгармонию личности.

В каждую эпоху состав потребностей и способностей изменяется, ибо каждая историческая эпоха вырабатывает и имеет свои стандарты и идеалы способностей и потребностей, способы их сочетания и соотношения, в которых воплощаются значимые требования и черты эпохи. Какими были и как менялись на разных ступенях общественного развития эти идеалы, способности и потребности, способы их соотношения?

Древняя Греция, например, выработала идеал человека-философа с гармоничным развитием физических, умственных и нравственных качеств и черт. В некоторых государствах (Древняя Спарта, Пруссия) идеалом был суровый, не знающий ни жалости ни страха воин. В эпоху феодализма идеал личности — отважный рыцарь и смиренный монах. Фашистская идеология выработала идеал фанатичного, преданного национал-социализму человека, жесткого, не связанного никакими нравственными нормами. Капитализм также имел свой идеал личности. По словам К. Маркса, это аскетический, но ростовщический скряга, аскетический, но производящий раб, ("культ производящего человека"). Современный капитализм выработал идеал предприимчивого бизнесмена, умеющего "любой ценой" делать деньги и в то же время идеал "потребительского общества".

Всем этим идеалам, реализованным и нереализованным, соответствуют определенный тип соотношения человеческих способностей и потребностей. Но ни один из них не отражает действительную их гармонию. Идеалы, идущие в глубь истории и отдаленные от современности, на самом же деле идеализировали, и более того, абсолютизировали способности в ущерб потребностям, и наоборот, идеалы, близкие к современности, идеализируют и абсолютизируют потребности в ущерб способностям. В иных из этих идеалов, в частности в идеале потребительства, односторонняя абсолютизация материальных потребностей идет в разрез духовным и моральным потребностям. То же самое относится и к соотношению различных способностей. И, таким образом, в этих идеалах, соответ 117 ствующих определенному историческому типу развития человека, и сами, оказавшись неспособными выйти за рамки такого развития, поскольку оно само было дисгармоничным, соотношение человеческих потребностей и способностей мыслилось как дисгармоничное и абстрактное. Допущение диссонансов в соотношении способностей и потребностей вносит разнообразие в их дисгармонию, основанием чего является сама жизнь человека, его многомерность.

Похожие диссертации на Развитие способностей и потребностей личности: Гармония и дисгармония