Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обычаи и обряды айнов в системе культурного взаимодействия с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин Осипова Марина Викторовна

Обычаи и обряды айнов в системе культурного взаимодействия с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин
<
Обычаи и обряды айнов в системе культурного взаимодействия с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин Обычаи и обряды айнов в системе культурного взаимодействия с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин Обычаи и обряды айнов в системе культурного взаимодействия с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин Обычаи и обряды айнов в системе культурного взаимодействия с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин Обычаи и обряды айнов в системе культурного взаимодействия с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин Обычаи и обряды айнов в системе культурного взаимодействия с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин Обычаи и обряды айнов в системе культурного взаимодействия с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин Обычаи и обряды айнов в системе культурного взаимодействия с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин Обычаи и обряды айнов в системе культурного взаимодействия с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин Обычаи и обряды айнов в системе культурного взаимодействия с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Осипова Марина Викторовна. Обычаи и обряды айнов в системе культурного взаимодействия с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 Владивосток, 2006 337 с. РГБ ОД, 61:06-7/792

Содержание к диссертации

Введение

1. Глава I. Историография и источники

1.1. Обзор отечественной литературы 24

1.2. Обзор зарубежных источников 45

2. Глава II. Традиционные обычаи и обряды айнов

2.1. Промысловые обряды 64

2.2.Семешю-родовая обрядность 91

2.3.Похоронные и поминальные обряды 118

3. Глава III. Проблемы культурного взаимодействия тунгусо-маньчжуров и палеоазиатов нижнего амура и о. Сахалин

3.1. Этногенез и этническая история айнов о. Сахалин 141

3.2.Проблемы культурного взаимодействия айнов с тунгусо-маньчжурами и палеоазиатами Амуро-Сахалинской историко-этнографической области 161

4. Заключение 184

5. Список источников и литературы 194

6. Список информантов 234

6. Список сокращений 235

7. Приложение 236

Введение к работе

В декабре 2004 года закончилось Международное десятилетие коренных народов мира, провозглашенное Генеральной Ассамблеей ООН, Такой шаг был предпринят этой организацией не случайно- Этим документом было признано, что в полиэтнической палитре планеты есть народы, которым необходим особый режим отношений с государствами, на территории которых они проживают, особые меры для сохранения их уникальных культур как органического элемента концепции устойчивого развития мира и видового разнообразия в XXI веке.

Новейшее время является свидетелем активного взаимодействия и взаимопроникновения культур, взявших свое начало в экономике- Ученые констатируют тот факт, что глобализация в области экономических отношений, ускорение технического и социально-экономического прогресса, углубление международной интеграции приводят к сужению сферы проявления этнических свойств культуры, которые постепенно теряют свою самобытность. Происходит постепенный процесс унификации культур, что с течением времени может привести к вырождению культурного многообразия и даже утрате богатого уникального опыта определенных народов. А каждый этнос, населяющий нашу планету - это уникальное явление, как воздух, земля и вода,

В международном документе ЮНЕСКО «Декларация Мехико по политике
в области культуры» говорится, что «культурная самобытность представляет
собой неоценимое богатство, которое расширяет возможности для
всестороннего развития человечества, мобилизуя каждый народ н каэдую
группу, заставляет их черпать силы в своем прошлом, усваивать элементы
других культур, совместимые со своим характером, и тем самым,

продолжая процесс самосозидания» [70:78]- Этот процесс вызывает

4 активизацию этнического чувства, возрастание интереса людей к своим корням, этнической идентичности, становлению этнических сообществ, ведь исчезновение любого, даже самого малочисленного народа, и, как следствие, его культурного наследия - невосполнимая потеря для человечества.

На этой основе открывается новое понимание культуры и этничности, возрождаются забытые традиции, старинные обычаи и обряды, возникает стремление сохранить те черты, которые присущи только данному этносу, дополняя тем самым этническую историю человечества,

В этой связи на состоявшемся в Москве в 2001 году съезде коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока было признано, что культура, традиционный образ жизни, природное наследие этих народов являются частью мирового культурного и биологического разнообразия и сегодня, в условиях нарастания глобализационных процессов, культуры этих народов наиболее уязвимы. Делегатами съезда было принято решение обратиться в ООН с новой инициативой - о проведении Второго Международного десятилетия коренных народов мира с 2005 по 2014 годы.

Сегодня в новой образовательной политике одной из важнейших идей обозначается идея поликультурности и поликонфессиональности, внедряется мысль о стратегической важности повышения этнокультурологической компетентности людей, целесообразности разработки программ и курсов, способствующих воспитанию межэтнического общения, ознакомления населения, и прежде всего детей и молодежи, с традициями своего и других народов.

В этом контексте исследование обрядовой системы айнов» населявших некогда остров Сахалин, приобретает особое звучание. Это была самая многочисленная группа айнов, проживавших на территории России, Волею судеб и государств этот народ вынужден был покинуть родные места, переселиться в Японию. Их богатейшая и древнейшая культура являлась неотъемлемой частью общего культурного наследия аборигенов

5 Нижнего Амура и о. Сахалин, но, к сожалению, не имела собственной письменности, и, передаваясь из поколения в поколение только путем устно-зрительного контакта, растворилась в новой полиэтнической среде, До сих пор потомки айнских родов, проживающие на территории Хабаровского края, хранят память о своих предках, их материальной и духовной культуре, они гордятся своим айнским происхождением.

Тема и актуальность научного изучения обрядовой культуры этнической группы айнов о, Сахалин, определяется сложностью и нерешенностью основных проблем, касающихся этногенеза и этнической истории этого народа, путей этнокультурного взаимодействия айнов с тунгусо-маньчжурами и палеоазиатами (нивхами), населявшими единый регион -бассейн Нижнего Амура и о, Сахалин,

Так называемой «айнской проблеме» начиная с XVI века, когда были получены первые сведения об этносе, уделялось и уделяется до сих пор много внимания как со стороны отечественных, так и зарубежных ученых. Представление об айнах как о «загадочном» этносе сохраняется еще и сегодня, несмотря на то, что общее количество научных и научно -популярных изданий, касающихся вопросов их этногенеза, материальной культуры, религиозных воззрений и отдельных ритуалов, уже достигло порядка двадцати тысяч.

Культурное наследие айнов, представленное образцами во многих
музейных коллекциях, обращает на себя пристальное внимание ученых- Но
следует отметить, что чаще всего подробно изучаются вопросы, связанные с
религиозными воззрениями, этногенезом и этнической историей народа. При
этом во многих исследованиях айны представлены как единая этническая
общность, тогда как существовало три этнические группы:

хоккайдская, сахалинская и курильская; каждая со своими культурными
особенностями и диалектами айнского языка. Внимание этнографов было
сосредоточено в основном на айнах Хоккайдо, как самой

многочисленной этнической группе, И лишь отдельные проблемы

духовной и материальной культуры айнов Сахалина были затронуты учеными в конце XIX - начале XX - го веков.

Обряды и обычаи любого этноса* а айны Сахалина - не исключение, по праву считаются наиболее устойчивыми и характерными признаками его духовной сферы, которые помогают людям адаптироваться к конкретным условиям окружающей среды. Они являются важным историческим источником, раскрывающим механизмы и средства материального и духовного существования народа, наиболее отличительным компонентом этнической культуры.

В отечественной историографии до сих пор не имеется специального, обобщающего монографического исследования, в котором бы комплексно рассматривались обычаи и обряды айнов о. Сахалин в системе их культурного взаимодействия с тунгусо-маньчжурами и палеоазиатами, населявшими регион Нижнего Амура и о. Сахалин, хотя эти народы жили в одних и тех же природно-климатических условиях, относились к одному хозяйственно-культурному типу и имели сходные черты в обрядовых комплексах.

Отдельные аспекты этой проблемы затрагивались рядом авторов в их работах (Смоляк А. В., Таксами Ч. М» Гонтмахер П. Я,, Рооп Т. В. и др.), посвященных нивхам, ульчам, нанайцам, уйльта/орокам, негидальцам, удэгейцам этого региона, но они рассматривались лишь в связи с какой-либо конкретной стороной жизни данных этносов - этногенезом, материальной культурой, декоративным искусством, религиозными воззрениями и т. д.

Исследование обрядовой культуры айнов о. Сахалин решает проблемы как этногенетического, так и этнокультурного характера. Оно призвано способствовать прояснению общих вопросов этногенеза, выявлению истоков и природы современной культуры малочисленных народов.

Подобная работа могла бы способствовать созданию целостного представления о культуре айнов о, Сахалин, занимающей свое определенное место и являющейся неотъемлемой частью общего

7 культурного и духовного наследия аборигенов Амуро - Сахалинской этнографической области.

Тема диссертации имеет практический и познавательный интерес. Обращение к обрядовой культуре этноса позволяет расширить общее представление о народе, способствует выработке положительных стереотипов в отношении других этносов. Это ведет к сближению и взаимопоїшманию между людьми, принадлежащими к разным расовым и этническим группам, что сегодня особенно актуально на фоне обострения межэтнических взаимоотношений, которые можно наблюдать в разных уголках планеты.

Степень изученности проблемы. Проблемы этнической истории айнов о. Сахалин, особенности их материальной и духовной культуры недостаточно освещены в научных трудах. Так, согласно каталогу Российской Государственной Библиотеки, до настоящего времени в нашей стране защищена лишь одна докторская диссертация А. Б. Спеваковского, и одна диссертация 1962 г. С.А. Арутюнова, где упомянут айнский компонент в связи с этногенезом японцев. Однако отдельные аспекты темы нашли свое отражение в опубликованных работах и научных статьях ряда отечественных и зарубежных ученых. Эти исследования можно разделить на три условные группы.

К первой группе относятся исследования, охватывающие начальный описательный период историографии айнов о. Сахалин, Здесь выделяются работы путешественников СП, Крашенинникова, И.Ф. Крузенштерна, Ж.Ф. Лаперуза, Мамия Томомунэ (Риндзо). К периоду описательной историографии с элементами научного объяснения принадлежат сведения, собранные морскими офицерами Г.И. Невельского, монографические работы ЛИ. Шренка, М.М. Добротворского, Д.Н, Анучина, Д, Ховарда, Б, Лауфера и др. Особый научный интерес того периода времени представляют этнографические исследования Л.Я. Штернберга и Б.О. Пилсудского, которые легли в основу российской источниковедческой базы айноведения.

С середины XX века и по настоящее время начался и продолжается третий описательно-обобщающий период исследования айнской проблемы, где различные аспекты этнической культуры айнов получили уже теоретическое осмысление. Ведущими специалистами в этой области среди российских ученых являются А.Б. Спеваковский, С.А. Арутюнов, Ч.М. Таксами, В .Д. Косарев, ученые о, Сахалин» Среди работ зарубежных исследователей выделяются труды Э. Онуки-Тирни, Дж. Стефана, Б, Уокера и др.

Таким образом, сегодня уже можно говорить о том, что за почти двухсотлетний период многими поколениями исследователей создана эмпирическая и теоретическая база для изучения айнской проблемы. Но в то же время, в силу определенных обстоятельств, современные работы рассматривают айнов как единую этническую общность, тогда как сахалинские айны имели в своей материальной и духовной культуре особенности, сближающие их больше с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин, чем с айнами Хоккайдо.

Этнические рамки работы включают в себя особую этническую группу - сахалинских айнов, которая до середины XX века населяла, в основном, южную часть острова Сахалин и частично район Нижнего Амура-Особенности обрядовой культуры данного этноса позволили диссертанту выделить ее для отдельного исследования. Изучение обрядового комплекса рассматривается автором работы системно, во всем многообразии взаимовлияний, заимствований и межэтнического взаимодействия с тунгусо-маньчжурами: ульчами, нанайцами, удэгейцами, уйльта/ороками и палеоазиатами - нижнє - амурскими и сахалинскими нивхами. Эти связи были неизбежным результатом проживания названных народов на одной территории в течение многих веков.

Хронологические рамки диссертации охватывают исторический период с середины XIX века и до середины XX века, когда у айнов еще наблюдались традиционные формы обрядовой культуры.

Лишь в XIX веке началась письменная фиксация, касающаяся айнов Сахалина, и было опубликовано наибольшее количество этнографических данных о жизни и традициях этой этнической группы, и именно в этот отрезок времени в музейные коллекции поступила большая часть айнских предметов, относящихся к материальной и духовной культуре народа.

Территориальные рамки исследования включают в себя Амуро-Сахалинскую историко - этнографическую область, а именно регион Нижнего Амура (нынешний Ульчский район Хабаровского края) и южную часть острова Сахалин - места компактного проживания айнского населения и бытования на этой территории национальных форм обрядности.

Объектом исследования выступает этническая группа сахалинских айнов, которая являлась вторым по численности этносом, населявшим остров Сахалин,

Предметом исследования является традиционная обрядовая система айнов Сахалина, включающая промысловую, семейно-бытовую и похоронную обрядность; ее особенности и своеобразие, влияния, заимствования и межэтнические взаимодействия в изучаемом регионе через призму сближения с культурами тунгусо-маньчжуров и палеоазиатов.

Цель работы - выявление особенностей обрядовой системы сахалинской
этнической группы айнов на протяжении 100 - летнего периода развития,
определение места айнской обрядовой культуры в системе духовной
культуры народов Нижнего Амура и острова Сахалин и выявление путей
взаимодействия и взаимовлияния айнской культуры и культур

соседствующих народов.

Поставленная цель диссертационного исследования определила его основные задачи:

проанализировать и обобщить комплекс исторического и этнографического материала по обрядовой культуре айнов о. Сахалин, собранного в результате исследовательской деятельности

как отечественными, так и зарубежными учеными прошлых и

нынешнего веков;

выявить общее и особенное в обрядовом комплексе айнов О-

Сахалин в системе единого амуро - сахалинского обрядового

комплекса;

исследовать этнокультурные параллели айнов о, Сахалин,

возникшие в результате межэтнического взаимодействия с тунгусо-

маньчжурами и палеоазиатами (нивхами);

определить роль и место обрядовой культуры айнов в духовной

культуре народов Нижнего Амура и о. Сахалин; В качестве методологической основы данного исследования выступают работы основоположника теории анимизма Э. Б. Тайлора, зарубежных исследователей первобытной культуры Дж. Фрезера, Л. Леви-Брюля, Б. Малиновского, К, Леви-Строса, Ф. Энгельса, П. Лафарга, Э. Сепира, М. Элиаде, 3. Фрейда и др, В диссертации использовались общетеоретические положения отечественных ученых, таких как С, А, Токарев, Л. Я, Штернберг, Е. Г- Кагаров, В, Г, Богораз-Тан, Д. А. Ольдерогге, В, Н. Топоров, И* С. Кон и

др., касающиеся вопросов первобытной религии как в целом, так и в

приложении к истории коренных народов Дальнего Востока, Труды Л, Н. Гумилева, Ю- В. Бромлея, Б. В. Андрианова, Н, Н. Чебоксарова, С. А, Арутюнова, В- С- Библера, посвященные проблемам этногенеза и формирования этнического самосознания народов явились базовыми при рассмотрении вопросов межэтнических связей. Исследования К, Лоренца, Д. М, Угриновича, И. В. Суханова, Э, С. Маркаряна и др., касающиеся истоков культурной традиции и обряда, послужили теоретическим каркасом при рассмотрении проблем, связанных с обрядовыми комплексами.

Особую значимость при написании работы имели исследования по этнографии айнов амуро-сахалинской области, написанные М. М, Добротворским, Б. О. Пилсудским, Л. И. Шренком, М. Г\ Левиным, Б. А. Жеребцовым» А, Б, Спеваковским, Р, В. Козыревой, X, Ватанабэ» КЗада, Э.

Онуки-Тирни, Ф, Марании и др. Работы таких ученых как А. В, Смоляк, Ю. А.Сема, Ч, М. Таксами, В. Г, Ларькина, П. Я. Гонтмахера, Н. В. Кочешкова, С. В. Березницкого, А- Ф. Старцева, Т. В. Роон, В, В. ТТодмаскина и др., посвященные тунгусо-маньчжурам и палеоазиатам Дальнего Востока, дали возможность выявить сходные черты в материальной и духовной культуре соседствующих этносов.

Проведение данного исследования потребовало комплексного подхода к проблеме, сочетания исторических, культурологических и этнографических методов, обеспечивающих научную обоснованность в решении поставленных целей и задач. Ведущим в работе является принцип историзма, дающий возможность в динамике показать действие факторов, которые оказывали влияние на особенности исторического развития, этнического облика и идентичности рассматриваемой этнической группы айнов. Использование сравнительно-исторического метода позволило рассмотреть самобытные явления обрядового комплекса сахалинских айнов, их хозяйственно-культурный тип, а также имеющиеся параллели в культуре айнов и их соседей по и сторико-этно графической области.

Были применены три основных вида исторического сравнения: историко-типологическое, позволяющее выявлять конвергентные явления в культуре этноса; историко-генетическое сравнение, раскрывающее проблемы этнической истории и генетических связей айнов о, Сахалин с существовавшими на берегах Тихого океана этническими общностями; историко-диффузионное, с помощью которого имеется возможность выявить изменения, произошедшие в области материальной и духовной культуры айнов в результате этнокультурных контактов с тунгусо-маньчжурами и палеоазиатами (нивхами). Сбор полевого материала по исследуемой проблеме проводился методами этнографического исследования: методом непосредственного наблюдения, интервью и повторной беседы с информаторами, методом фото - и видеозаписи.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно является первым подобным опытом всестороннего и целостного изучения обрядовой культуры айнов о. Сахалин. Для написания работы использовались как отечественные, так и зарубежные источники, касающиеся данного вопроса. Это позволило выявить структуру и элементы традиционной обрядности айнов о- Сахалин, где она исследовалась не изолированно от материальной и духовной жизни других этнических культур, а как единый процесс, взаимодействующий с окружающей общественно-социальной и полиэтнической средой.

Практическая значимость работы видится в возможности использования материалов по изучению обрядовой системы айнов для создания вузовских пособий, в общих и специальных лекционных курсах по истории и этнографии края1. Обращение к традиционной обрядности айнов о. Сахалин, выделение ее этноспецифических черт, путей культурного взаимодействия должно способствовать пополнению источниковедческой базы истории аборигенных народов, населявших Дальний Восток России, что помогло бы историкам, этнографам и культурологам в решении как этпогенетических так и этнокультурных проблем Тихоокеанского Севера.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в докладах и сообщениях на внутривузовских научно-практических конференциях ХГПУ (2004, 2005, 2006), на межрегиональной конференции «Межкультурная коммуникация и спортивное движение на Дальнем Востоке» (2004), на международной научной конференции «Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества» (Владивосток, 2004) и международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения В. К. Арсеньева (Владивосток, 2005). Материалы диссертации были опубликованы в ряде статей в научных сборниках и региональном журнале «Дальний Восток», Были прочитаны лекции по

Осипова М.В, «О декоративном искусстве айнов» в кн, Гонтмахера П.Я. «Лекции по декоративно-прикладному искусству нивхов»: учеб. пособие/П.Я. Гонтмахер. -Хабаровск; Изд-во ХГПУ, 2005. - С. 69, 71-72.

13 истории и обрядовой культуре айнов в курсе практикума по ДВ-тематике и практикума по культуре речевого общения студентам дневной и очно-заочной форм обучения факультета восточных языков.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя параграфы, заключения и приложения, куда входят списки источников и литературы, сокращений и приложение с таблицами и иллюстративным материалом.

Во «Введении» обосновывается актуальность темы, ее новизна, научная и практическая значимость исследования, формулируются объект и предмет изучения, определяются цели и задачи работы, источниковедческая база и степень изученности проблемы в историографии.

Первая глава исследования «Источники и историография» включает в себя два параграфа: обзор отечественных источников и обзор иностранных источников, в которых показана степень разработанности проблемы.

Айны, разительно отличаясь внешне от окружавших их народов, сразу же стали привлекать к себе пристальное внимание первых европейцев, достигших берегов Японии. Их культура, сочетавшая в себе южные и северные черты, удивляла своим своеобразием. Все большее и большее количество ученых разных стран вовлекалось в изучение этнографии этноса. Несмотря на то, что этнос был относительно мал по численности, ему уделено в науке и литературе намного больше места, чем иным, более многочисленным народам.

Публикации по этногенетической проблеме, истории, религиозным воззрениям, шаманизму, обрядовой культуре и многим другим сторонам жизни айнов выходили и выходят на русском, японском и западноевропейских языках. Их количество, по последним данным, уже приближается к 20 тысячам. Перед исследователями порой стоит нелегкая задача составить библиографию по интересующему вопросу и сделать историографический обзор.

Самые ранние сведения об этом народе достигли Европы еще в XVI в. благодаря миссионерам - иезуитам, прибывшим на острова Японии. Именно иезуиты почти в течение полувека были единственными европейцами, постоянно проживавшими в Японии. Они практиковали ежемесячные письменные отчеты о делах ордена за границей, куда включали описания климата и ландшафта страны, обычаев и традиций народов, проживавших на этой территории. Разнообразная информация, содержащая сведения не только о делах миссии, но и о стране и ее жителях, наконец, достигла Европы, Официалыюй датой первого упоминания об айнах принято считать 1565 г., когда в Старом Свете было получено письмо, отправленное Л. Фроишем. Но вскоре Япония «закрыла» страну для христиан, и долгое время о проживавших на ее территории аборигенах ничего не было известно-

Но примерно в тот же период времени русские исследователи Севера и Камчатки добираются до Дальнего Востока- В результате походов казаков И. Козыревского, И. Черного становится известно о «мохнатых курильцах», населявших южную оконечность Камчатки и Курильскую гряду. «Скаска» казака Микулы Тимофиева из отряда В, Пояркова содержит упоминание об острове, лежащем напротив устья Амура и людях, населявших его, гиляках (нивхах) и кугах (айнах). Это сообщение считается первым упоминанием об айнах Сахалина. Участник Второй Камчатской экспедиции В, Беринга - С, П. Крашенинников уже более подробно описывает этих людей.

В конце XVIII - начале XIX вв., в век Великих географических открытий, этнографические данные об айнах Сахалина уже привозят участники крупных кругосветных экспедиций де Фрис, Ж. Лаперуз, У. Броутон, И, Крузенштерн» В, Головний и др.

К середине XIX в, были собраны обширные материалы о сахалинских айнах и японскими исследователями, Мамия Томомунэ (Рипдзо), Могами Токунай, Матсуда Денджиро в течение определенного периода времени жили в айнских селениях и могли непосредственно наблюдать их быт и религиозные обряды.

Если западноевропейские ученые обращали свое внимание на айнов о. Хоккайдо, то российские занимались исследованиями айнов, населявших юг Сахалина, низовья Амура и Курилы. Морские офицеры экспедиции Г. И. Невельского обошли пешком, объехали на оленях и собаках весь остров и берега Амура, оставив ценнейший этнографический материал об аборигенах Амуро-Сахалинской области. Труды Н. Бошняка, Н. Буссе, Н. Рудановского и др. заложили основы российского айноведения.

Самой значительной фигурой, выдающимся ученым, посвятившим себя изучению этнической группы сахалинских айнов, является М. М. Добротворский, на чьи материалы по этнографии и языку этого этноса ссылаются многие исследователи. Большое значение для айноведения также имеют фундаментальные труды Л. И. Шренка, Д. Н, Анучина, И. С. Полякова, А. Д. Брылкина и др.

Особое место в российской науке, занимающейся этнографией коренных
народов Сахалина и Амура, принадлежит работам политических ссыльных Л.
Я, Штернберга и Б. О- Пилсудского. Теоретические положения, выдвинутые
Л. Я. Штернбергом относительно происхождения этноса актуальны до сих
пор. Б.О. Пилсудский, по существу, создал летопись жизни народа, осветив в
своих работах практически все стороны жизни айнов. Помимо публикаций
по «айнской проблеме» этими учеными были собраны около 5 тысяч единиц
уникальных коллекций айнских предметов, И Штернберг и

Пилсудский по праву считаются создателями российской источниковедческой базы для изучения айнов о. Сахалин.

В тот же период времени на острове вели исследовательские изыскания Д. Ховард, Б. Лауфер, П. Лаббэ. Б. Лауфер первым обратил внимание научной общественности на самобытность орнамента этого народа.

После передачи юга острова Японии российские этнографические исследования на нем фактически были прерваны. В печати появлялись лишь теоретические статьи, в частности, по антропологии айнов Т. А, Трофимовой. Упоминания об айнском компоненте в связи с исследованиями

тунгусо-маньчжуров и палеоазиатов Нижнего Амура и Сахалина можно было встретить в работах Г. Ф. Дебеца, А, В, Смоляк, А- М. Золотарева и др.

Из японских исследователей можно выделить работы археологов Баба Осаму, Ока Macao, Вада Бундзиро, которые вели раскопки древних поселений на острове. Ямомото Юко и Нисидзиру Тэйка опубликовали труды, касающиеся материальной и духовной культуры айнов Сахалина.

В послевоенный период наибольший вклад в изучение этноса внесли участники Амуро-Сахалинской экспедиции под руководством М Г- Левина. Последними значительными работами по этнографии сахалинских айнов были материалы, собранные Б. А- Жеребцовым.

С середины 60-х г, XX в, отдельные статьи по этнографии айнов были опубликованы С. А, Арутюновым. Результаты археологических раскопок по древним культурам предков айнов Сахалина были озвучены А. П Окладниковым, Р. В, Козыревой, Р. С. Васильевским, Т. М. Диковой, А. Г, Козинцевым и др. А. Б. Спеваковский издал монографию, касающуюся духовной культуры айнов, неоднократно к айнской проблеме возвращались Ч. М. Таксами, В. Д. Косарев, Б- П. Полевой .

За рубежом и сейчас издается большое количество исследований, касающихся истории, этнографии, антропологии, лингвистики айнов, но об этнической группе айнов Сахалина их немного- Значительный интерес вызывают работы Э. Онуки-Тирни об айнах северозападного побережья Сахалина, Д. Стефана о «китайском» периоде истории сахалинских айнов, Б. Уокера об их торговых связях с японским кланом Матсумаэ и аборигенами Нижнего Амура.

В последние годы ученые Южно-Сахалинска ведут активные научные исследования по данной проблеме. Статьи М. М- Прокофьева, В, А. Голубева, В- О. Шубина, В. IVL Латышева и мн. др. регулярно выходят из печати, открывая новые страницы в этнографии сахалинских айнов. Однако и сегодня имеется немало нерешенных вопросов, касающихся этногенеза, этнической истории и межэтнических контактов айнов Сахалина.

Вторая глава «Традиционные обряды и обычаи айнов о.Сахалин» состоит из трех параграфов, в одном из которых рассматриваются промысловые обряды, во втором освещаются обряды семейно-родового комплекса и в третьем дается характеристика похоронно-поминальной обрядности.

Промысловые обряды были связаны с традиционной хозяйственной деятельностью айнов. Основным считался рыболовный промысел. Лосось был главной пищей айнов. Его ловили с помощью сетей, запорами, острогами и гарпунами. Прибрежные айны выходили на лодках в море, добывая морскую рыбу. С наступлением весны начиналась охота на морского зверя - нерпу, котика, сивуча, морского льва, изредка - на кита. Не менее важной была наземная охота, которая снабжала людей мясом. Собирательство имело подсобное значение и было, в основном, занятием женщин и детей.

Вся деятельность человека, связанная с добычей пропитания, была обставлена специальными магическими действиями, направленными на обеспечение успеха в рыболовном и охотничьем деле. Все вышеперечисленные обряды были основаны на традиционных религиозных воззрениях этноса, которые занимали важное место в жизни айна. Они пронизывали все сферы существования человека.

Основой религиозных взглядов айнов был анимизм, где каждое растение, животное, промысловые орудия, предметы быта, явления природы имели свою душу, а окружающее их пространство - это местопребывание огромного количества сверхъестественных существ, способных влиять на судьбу и само существование человека.

Исходя из этих воззрений, отправляясь на промысел, айн должен был в обязательном порядке принести дары хозяину той местности или водного пространства, где могла осуществляться его деятельность. Отсюда возникли многочисленные ритуальные действия промыслового культа, как - то «кормление» хозяев охотничьих угодий и воды, моления на месте промысла, поклонение богине огня, принесение в жертву особой загруженной палочки

- инау. Эти палочки считались священным предметом, и могли исполнять
двоякую роль в зависимости от обстоятельств - жертвенного подарка богам
или посредника между человеком и духами, передавая просьбы людей
божествам через свои языки-стружки.

Одной из составляющих промыслового культа айнов был медвежий праздник, состоящий из торжественной церемонии убиения медведя, выращенного людьми, его «отправки» в мир богов с подарками и напутственными словами и затем совместного поедания его мяса. Айнский обряд убиения медведя рассматривается учеными как классический образец медвежьего праздника народов Дальнего Востока, заимствовавших некоторые его черты у айнов. Праздник считается сутью существования айнского социума, в котором переплелись этнические и культурные особенности данного народа.

Ярким своеобразием отличалась и свадебно-родовая обрядность. Существование двух линий предков — одна из особенностей айнского этноса. Линия мужских предков (патрилинейность) имела отличительный родовой знак - итокпу, передаваемый по наследству. Женщины в айнском обществе также имели свою линию родства и свой матрилинейный знак - пояс целомудрия - сито химо.

Основой айнского общества была малая семья, руководимая ее главой. Вновь образующиеся семьи могли жить в одном доме, а могли отделяться и строить себе жилище рядом. Несколько семей образовывали селение

- котан, соседско-родственную общину. Глава селения, обычно самый
уважаемый домовладелец, являлся старейшиной селения, хранителем
традиций, распорядителем во время ритуальных торжеств, он также мог
исполнять роль судьи.

У айнов сохранялся обычай эндогамных браков, имело место строгое соблюдение родовых норм, чтобы не вызвать гнева божеств. Нарушители этих норм жестоко наказывались представителями общины.

В айнском обществе существовало несколько форм брака: брак по взаимной любви, брак по договоренности между родителями, когда жених и невеста находились еще в малолетнем возрасте, калымная форма брака, левиратный и сороратный браки.

Особо пышного свадебного ритуала у айнов Сахалина не существовало. Когда заключался брак, то молодые получали благословение старейшины копгана^ проводились моления и приносились жертвоприношения богам с просьбами о счастливой жизни для будущей семьи. Большое значение в этих ритуалах имели богиня очага и божество огня как хранители семейного благополучия.

Рождение и воспитание детей также было связано с рядом регулирующих правил- Существовали определенные запреты, связанные с беременностью и родами, которые влияли, по мнению айнов, на промысловую удачу хозяина дома. Роженице устраивали отдельное место, муж не имел права находиться рядом с женщиной и брать на руки новорожденного ребенка определенное количество дней. Соблюдение подобных регламентирующих мужское поведение правил было характерно не только для айнов, но и для всех народов Дальнего Востока и Севера,

С целью сохранения жизни ребенку и недопущению захвата его души
злыми духами предпринимались особые меры: над колыбелью

вешались талисманы, призванные отгонять демонов, ребенку давалось временное имя, часто неблагозвучное, чтобы запутать злые божества и т.д.

Воспитанию детей уделялось большое внимание, так как ог этого зависела дальнейшая жизнь человека в обществе. Этот процесс шел непрерывно, опыт передавался от отца к сыну и от матери к дочери путем непосредственного контакта. Отличительной особенностью взросления айнской девушки являлось нанесение на лицо татуировки, какой не было у других народов региона.

В целом на основе проведенного анализа источников, касающихся семейно-родовой обрядности, можно отметить, что в ней просматриваются

20 сходные для всех аборигенов Амура и Сахалина черты, базирующиеся на религиозном комплексе этих народов. Заметно сходство в обычаях и обрядах, касающихся заключения брака, сохранения жизни роженице и ребенку, процессов воспитания молодого поколения, при сохранении собственных специфических черт у каждого народа, в том числе и айнов.

Наиболее устойчивым, отличающимся своим своеобразием является комплекс похоронно-поминальных обрядов. В его основе у айнов лежали религиозные воззрения о душе человека и мире, куда она отправлялась после того, как покидала тело. Как и у других народов, похоронная и поминальная обрядность айнов в силу своей консервативности и особой сакральности имеет исключительное значение в качестве исторического источника. В ней заложен прошлый опыт исследуемого народа. Так практикуемый айнами способ захоронения — погребение в земле, рассматриваемый историками как самый древний, резко отличался от способов соседствующих с айнами народов- Этот способ захоронения они сохраняли на протяжении всей своей многовековой истории, тем самым, подтверждая свое этническое и культурное своеобразие.

Однако и здесь можно найти параллели с похоронно-поминальным
обрядовым комплексом тунгусо-маньчжуров и палеоазиатов. Это

касается общих воззрений на бессмертие души, представлениях об «ином» мире как зеркальном отражении земного бытия, как мире живущих там умерших людей. Это находило свое выражение в предложении пищи покойному, обеспечении его всем необходимым для иной жизни, в обрядах порчи вещей, предназначенных усопшему и т.д. Сходными были обряды, проводимые для людей, умерших не своей смертью и для тех, чье тело было не найдено.

Подводя итог вышесказанному, можно предположить, что они указывают, возможно, на единство культурного пространства проживавших на территории Дальнего Востока народов в древности.

Третья глава диссертации «Проблемы культурного взаимодействия тунгусо-манъчжуров и палеоазиатов Нижнего Амура и о. Сахалин» подразделяется на два параграфа, в одном из которых рассматриваются теории происхождения айнов и их этническая история, в другом - проблемы межэтнических взаимоотношений и контактов вышеупомянутых народов.

Чрезвычайный интерес, который айны вызывают и сегодня, прежде всего, обусловлен нерешенностью проблемы их этногенеза. Они резко отличались от своих соседей внешним видом, языком и элементами обрядовой культуры. Древность этого народа также обращала на себя внимание исследователей.

Проблема происхождения айнов уже обсуждается свыше 100 лет, но до её разрешения еще далеко. Поэтому это наиболее интересный и трудноразрешимый вопрос в айноведении.

В процессе изучения этноса учеными было выдвинуто большое количество гипотез и теорий, касающихся его происхождения. Несколько из них заслуживают внимания.

Это прежде всего гипотеза европеоидности айнов, выдвинутая Ж.
Лаперузом и обоснованная затехМ Э, Баэльцем и Ж. Монтадоном, далее -
теория южного происхождения Л, Я. Штернберга, где он связал айнов с
австралийцами, народами Океании» Новой Гвинеи и т.д. Но

последние археологические и антропологические данные требуют пересмотра большинства выводов этих теорий.

Особый интерес вызывает теория автохтонного происхождения айнского этноса. Она была выдвинута и сформулирована японским ученым Ё, Коганеи, Он связал свои выводы с развитием культуры дзёмон - вершиной культурного развития неолитической Японии. Он доказывал, что именно на Японских островах окончательно сформировался антропологический тип дзёмонского населения, имеющего, по всей видимости, родственную популяцию в лице айнов.

Сравнительно недавно некоторыми учеными была озвучена следующая гипотеза, базирующаяся на теории монголоидного происхождения айнского

22 этноса. Предполагалось, что монголоиды подразделялись на две группы: северную и южную. Исследователи считают, что айны - это потомки северной группы монголоидов.

Таким образом, сочетание у айнов признаков, присущих разным антропологическим типам, подтверждает предположение о том, что этот народ является потомком очень древней восточно-азиатской расы.

В свете новых научных изысканий ученый О* Г. Таера выдвинул палеоевразийскую гипотезу. Согласно этой гипотезе, айнский язык входил в древности в группу языков (баскский, этрусский и т, д.), носители которых сохранились сегодня в виде «островков» среди более многочисленных этносов.

Несмотря на обилие теорий о месте происхождения айнов, необходимо
учитывать, что все же окончательное формирование этноса произошло на
островах Тихоокеанского бассейна, и относительно изолированное

обитание этого народа на островах способствовало сохранению их расовых черт и своеобразной культуре.

Следует обратить внимание на тот факт, что изолированное
существование айнов на островах действительно было относительным. Они
находились в постоянных и разнообразных связях с населением

сопредельных районов. На острова, и в частности, на Сахалин проникали пришельцы с материка, которые несли свою культуру, просуществовавшую в течение тысячи лет.

Активно развивались и двусторонние этнические контакты айнов с народами Дальнего Востока, особенно сахалинскими и нижнеамурскими нивхами и тунгусо-маньчжурами Нижнего Амура. В результате этих многовековых контактов происходил процесс взаимовлияния и взаимообогащения культур, который привел к формированию уникального Амуро-Сахалинского культурного комплекса, частью которого являлись сахалинские айны.

Сходные черты просматриваются как в материальной, так и духовной культуре народов, населявших дальневосточный регион. Взаимовлияния проникли во все стороны жизни айнов и их соседей, будь то промысловая деятельность или обрядовый комплекс. Основу этому взаимопроникновению заложили разделяемые всеми народами религиозные воззрения, касающиеся природы, окружавшей человека, и представления о душе. Они являлись регулирующим фактором, определявшим способ бытия людей. В языках народов и их фольклоре, том этническом комплексе, который отражает историю народа и степень его единства, тоже просматриваются культурные параллели»

Айны Сахалина практически до конца XVIII века не испытывая широкомасштабной иноземной экспансии, контактируя лишь с коренным населением региона, сумели сохранить в первобытном виде свои этнокультурные традиции вплоть до начала XX века.

В «Заключении» автор работы, описывая и анализируя систему обрядовой культуры айнов о. Сахалин попытался определить специфические черты, присущие только этой народности, выявить наиболее общие представления, свойственные народам, населявшим Амуро-Сахалинскую историко-этнографическую область. Сравнивая айнскую обрядовую культуру с подобным обрядовым комплексом, бытовавшим у аборигенов Дальнего Востока, автор диссертации осуществил также попытку вписать ее в общий амуро-сахалинский обрядовый комплекс, из которого она была исключена на долгие годы. Это должно, по мнению исследователя, способствовать прояснению вопросов межэтнического взаимодействия в среде народов, проживавших на означенной территории, выявлению как общих, так и своеобразных черт в исследуемой культуре сахалинских айнов. Это в конечном итоге, могло бы стать дополнительным источником решения вопросов этнической истории народов Нижнего Амура и о. Сахалин.

Обзор отечественной литературы

Айны являются тем этносом, которому, несмотря на его малочисленность, посвящено огромное количество научных и научно-популярных работ отечественных и зарубежных специалистов, намного больше, чем многим другим более многочисленным народам Дальнего Востока, Их необычная внешность, резко отличавшаяся от внешности окружающих их народов, своеобразная культура с первой встречи обращали на себя внимание европейцев, и большое количество ученых выбрали этот народ объектом своих исследований,

С началом освоения дальневосточных земель, и в частности Амуро-Сахалинской историко-этнографической области» стали появляться сведения, касающиеся этносов, населявших эту территорию. Они послужили источниками изучения материальной и духовной культуры нанайцев, ульчей, орочей, негидальцев, удэгейцев, нижнеамурских и сахалинских нивхов, уйльта/ороков, айнов, и их обрядовой системы.

Изучение обрядовой культуры айнов о, Сахалин можно разделить на следующие условные периоды [194: 4]: 1. XVII -1 полов. Х1Х-го вв. - начальный период историографии айнов о. Сахалин в литературе; 2. I половина Х1Х-го - середина XX вв. - описательная историография с элементами научного объяснения; 3. середина ХХ-го в, - начало XXI-го - описательно-обобщающий период айнской историографии. Первое упоминание об айнах - жителях о. Сахалин, появляется в отчетах спутников похода письмянного головы В. Д. Пояркова на реку Амур, Участник экспедиции Микула Тимофиев с казаками весной 1645 г. вышли через Амурский лиман в Охотское море. От местных жителей -нижнеамурских гиляков (нивхов), они получили сведения о том, что недалеко от устья Амура лежит остров, на котором кроме гиляков проживают «черные люди, а называют их де куями, а живут де они подле моря по правую сторону» [170: 548]. Если учесть, что еще в китайских официальных исторических хрониках айны Сахалина упоминаются как «куги», а самоназвание этноса имело основу «ку» - человек, то не остается сомнений, что в отчете шла речь об айнах, а сведения М, Тимофиева из «скаски» являются первым упоминанием об этом народе в российских источниках»

Дальневосточные походы казаков привлекли внимание российского самодержавия к этим землям. Была организована Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга 1737-1742 гг., в результате которой С. П. Крашенинниковым, Г. В, Стеллером, М. П. Шпанбергом, Г. Ф. Миллером и др. были получены данные о камчатских, курильских и в меньшей степени сахалинских айнах. Сведения, доставленные путешественниками в столицу, легли в основу статьи атласа И. И, Георги о народах, населявших Российскую империю. В ней он описывает внешность» предметы быта, одежду, основные занятия и верования «мохнатых курильцев» [49: 78-80].

С. П. Крашенинников в своей работе «Описание Земли Камчатки» целую главу посвятил курильским и сахалинским айнам. Он собрал и предоставил ценные сведения по этнографии, языку, материальной культуре айнов, упомянул об их торговых связях с японцами и китайцами, об умении ткать одежду из коры деревьев, привел бытовавшее в те времена японское название острова - Карафта, составил небольшой словарь айнского языка [107: 179-188]. По мере освоения дальневосточного региона русское государство организует крупные морские кругосветные экспедиции. Первое кругосветное путешествие под руководством И- Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского состоялось в 1803-1806 гг. по инициативе Российско-Американской компании. Во время этой экспедиции И,Ф, Крузенштерн на судне «Надежда» исследовал восточный берег острова и, обогнув его с севера, дошел до Амурского лимана. По пути он заходил в бухты, где встречался с местными жителями. Крузенштерн первым обратил внимание и описал жилища айнов, расположенные на побережье, высказав предположение, что эти дома лишь временные, и возможно, имеются еще и зимние. Сравнивая айнов Сахалина с жителями о, Иессо (Хоккайдо) и Курил, он приходит к выводу, что это «тот самый народ»- Он писал, что женщины имели татуировку на лице и руках. Позже, в конце XIX - начале XX веков, обычай татуировать руки у айнов Сахалина исчез.

Его внимание привлекли одежда этих людей, изготовленная из шкур животных, украшения, трубки. Он сам и его офицеры видели содержащихся в айнских домах медведей, которых они попытались выменять, но, как отмечает сам И. Ф. Крузенштерн, ни одна из этих попыток не увенчалась успехом [109: 201-205].

Особую ценность представляют материалы дневника участника той экспедиции Е. Е. Левенштерна, который подробно описал внутреннее убранство жилища сахалинских айнов, их привычки, их доброжелательное отношение к путешественникам [247: 81-87],

Путешествие И, Ф. Крузенштерна обогатило науку не только географическими, но и этнографическими сведениями. Его современники указывали, что оно составило эпоху в истории русского флота и дало начало русским кругосветным плаваниям и научным исследованиям [45: 8-10].

Чуть позже в 1806 году с целью географических исследований северной части Тихого океана была снаряжена экспедиция В, М. Головкина. Капитан Головний занимает в ряду российских путешественников особое место, из-за того, что его плавание дало результаты не только научного и практического характера, но и было сопряжено с интересными и опасными приключениями и событиями. В своих «Записках ...» он подробно описал внешний вид, занятия, пищевой рацион, привычки и язык айнов. Как и Левенштерн, он обращает внимание на миролюбивый характер этих людей и их кротость, пытается описать их религиозные воззрения [51: 72-76].

Благодаря российским путешественникам XVII - начала XIX вв. были собраны разнообразные сведения об айнах о. Сахалин, их необычной внешности, местах расселения, жилищах, хозяйственной деятельности, материальной культуре, их религиозных представлениях и обычаях, и в незначительной степени - обрядах. Появилась статья об айнах в атласе «Народы России», где указывалось, что айны Сахалина уже являлись российскими поданными. [140: 544-545].

Обзор зарубежных источников

Научные исследования по айнской проблеме насчитывают уже почти двухвековую историю, но, несмотря на то, что многие путешественники и ученые посвятили огромное количество работ изучению различных аспектов жизни айнов, однозначных ответов на вопросы этногенеза и этнической истории этой народности Дальнего Востока и в зарубежных источниках до сих пор не дано. Хронологические рамки исследований айнов Сахалина совпадают с периодами времени, когда российские путешественники обратили внимание на Дальний Восток, Эта эпоха получила название Великих географических открытий, когда расширялся кругозор жителей как Запада, так и Востока [16: 87,91],

Считается, что впервые европейцам стало известно о таком народе как айны в XVI веке от Дджиро Верного, переводчика Святого Франциска Хавьера. Он описал «white people with long beards and bobbed hair, large in build, who were fearless fighters like the Germans» . Именно португальцам, этим «средневековым пионерам открытий» принадлежит честь первого упоминания об айнах [285: 125; 269: 148].

Спустя пятьдесят лет после этого первого упоминания миссионер-иезуит отец Луиш Фроиш посылает письмо из Киото, датированное мартом 1565 года. В нем уже содержались сведения не только о самом народе, внешности айнов, но и о таких предметах айнской культуры, как молитвенная палочка икупасуЩикуниси), головные ремни для переноски тяжестей, металлические нагрудные защитные пластины. Эти сведения затем использовал в своих работах такой европейский ученый того времени, как Бернардус Варениус. Игнасио Морера да Вериге встретил айнов при дворе в Осаке и опубликовал свои впечатления о них в 1591 году. В дальнейшем другие миссионеры-иезуиты Диего Карвапьо и Джироламо де Анджелис довольно подробно описали в своих письмах встречи с туземцами северного острова Иессо- Патеров поразил внешний вид этих людей, их прически, манера одеваться и орнамент на одежде в виде крестов, а также религиозные верования айнов. Иезуиты говорили об айнах, что «характера они очень задорливого, хотя убийства между ними редко встречаются» [285: 125; 8: 4]. Но все эти сведения касались айнов, населявших, прежде всего, японский остров Иессо (нынешний Хоккайдо), так как священники до Сахалина не добрались. Открытие же сахалинской ветви этого народа еще ждало своего часа.

И это вскоре произошло благодаря Маартену Геритцу де Фрису, голландскому мореплавателю, капитану корабля «Кастрикум». В 1643 году по распоряжению губернатора голландской колонии в Ост-Индии Ван Димена была снаряжена экспедиция в составе двух кораблей «Кастрикума» и «Брескенса», целью которой был поиск островов с запасами золота и серебра. Эти острова якобы лежали на востоке от Японского архипелага. Золото и серебро найдено не было, но де Фрис обнаружил землю к северу от Хоккайдо, при этом он не заметил пролива, разделяющего два острова, вследствие этого он посчитал Сахалин, которому дал название Портленд, продолжением Хоккайдо. Де Фрис первым вошел в Анивский залив, тем самым, являясь его первооткрывателем, и он первым сообщил об этом заливе европейцам, нанеся его на карту.

Во время остановок в бухтах острова он несколько раз встречался с местным населением и оставил довольно интересные сведения об айнах Сахалина. Он отмечал их волосатость и густые бороды, упоминал об украшениях, которые носили мужчины, об их заструженных палочках, о том, что женщины татуируют себе губы и руки, об их удивительных одеждах из меха, волокон дерева и рыбьей кожи.

Он был восхищен их добротой и гостеприимством, но не преминул заметить, что одного из рожденных близнецов они убивают. Те люди из экипажа корабля, кому посчастливилось побывать на берегу в айнской деревне, подробно описали месторасположение селения, жилища людей, их домашнюю утварь. Моряки посылали на берег металлические изделия, имевшиеся на корабле и ценимые местными жителями больше чем серебро, а также, партии различного товара с тем, чтобы обменять их на продукты питания. Туземцы охотно принимали участие в этом товарообмене [275: 158; 62; 93]. Хоть этнографический материал, собранный во время этого плавания, был небольшим, но это была «первая ласточка» в исследованиях айнов Сахалина.

Потом в течение почти пятидесяти лет никаких сведений о Сахалине и его жителях в Европу не поступало. Россияне шли северным путем, открывая земли Камчатки и Курил; китайские хроники, в которых упоминался народ «куги», были еще недоступны широкой общественности. Но о существовании острова напротив устья реки Амур упоминает в своей книге «Север и Восток Татарии» Николай-Корнелий Витсен, который, служа в свите голландского посланника при дворе московского царя, получил сведения, добытые русскими землепроходцами [46: 22]. В 1735 году французский географ Д Анвиль издает географический атлас, куда вошла карта Татарии, с помеченным на ней островом Сахалин, Эти данные были посланы Д Анвилю китайским императором Канхи, на основе данных, собранных монахами-миссионерами [259: 64],

Французский путешественник Жан-Франсуа Гало Лаперуз (де ла Перуз) был тем человеком, который вторым после де Фриса из зарубежных мореплавателей встретился с айнами Сахалина. В 1787 году он достиг сахалинских берегов. В бухтах, названных им Терней и Саффрей, он нашел сначала лишь следы пребывания местного населения и захоронения, которые впоследствии исследовал. В могилах он увидел китайские монеты, украшения, предметы домашней утвари, личные вещи умерших.

Промысловые обряды

Народы, населявшие бассейн Нижнего Амура и остров Сахалин в конце XIX - начале XX вв., занимали обширные земли. Вполне закономерно, что природно-климатические условия на этой территории отличались разнообразием, что в значительной степени определяло характер хозяйственной деятельности этносов: айнов, нивхов, уйльта/ороков, ульчей, нанайцев и др.

За многие века существования Амуро-Сахалинской этнографической области на ее территории сложился особый тип хозяйства, при котором осваивались все виды природных ресурсов, где сама природа, по определению А.Ф. Анисимова была «непосредственным полем его производственной деятельности» [5:4], Эта деятельность носила комплексный характер, когда люди старались использовать все то, что давала им природа- Они занимались рыболовством, охотой, собирательством. От того, насколько успешна была эта хозяйственная деятельность, зависела жизнь этносов. Поэтому особенностью мировоззрения аборигенов того периода времени была убежденность в возможности воздействия на природу при помощи особых приемов, целью которых было достижение удачи в промыслах. Совокупность обрядов, направленных на достижение этой цели сверхъестественными путем явилось слагаемым промыслового культа, и некоторые ученые склонны выделять его в системе традиционных обрядов [122: 179; 207: 18,24; 7: 72].

Анализируя труды российских этнографов, таких как Смоляк АЛ., Сем Ю,А., Цинциус В.И., Ларькин В.Г., Лопатин И.А., Таксами Ч.М., Кочешков Н.В., Березницкий СВ., Подмаскин В.В., Старцев А.Ф., Роон Т.В. и др., исследовавших промысловый обрядовый комплекс аборигенов

Нижнего Амура и Сахалина, можно увидеть в нем и присущие только определенному этносу особенности, и также сходства, возникшие на стыке взаимовлияния культур- Он нес в себе как черты тотемизма, который нашел свое выражение в медвежьем празднике амуро-сахалинского типа, так и в представлениях о духах - хозяевах горно-таежного и водного миров, которые посылают охотнику дары в виде дичи или улова [226: 247 249].

Все это в полной мере относится и к айнам, которые населяли остров Сахалин и жили в непосредственной близости с тунгусо-маньчжурами и палеоазиатами (нивхами), имея с этими народами тесные контакты.

Приспосабливаясь к окружающей природе, айны создали свою концепцию мира, отражавшую все главные стороны анимизма. Она стала основой их жизненного уклада, всех культов и обрядов.

Мир, согласно их воззрениям, представлял собой некую совокупность божественных сфер, которые находились под управлением огромного количества божеств, каждое из которых имело в подчинении собственную территорию- Люди должны были тоже определить свое, им предназначенное место в этой иерархии божеств, так как они сами были потомками богов - камуисаии [104: 100; 291: 274]. Айны говорили: «People live because of the gods, and because humans exist the gods can be adored and prayed to»1 [280:235].

Чтобы не нарушать равновесия, сложившегося между людьми и богами, не притеснять и не наносить урон другим существам, скрытым под масками животных и растений, айны создали многочисленные регулирующие традиции, в основе которых лежит промысловый культ. Вера в то, что окружающий мир полон духов, отвечающих за определенную местность, налагала на промысловиков определенные обязанности. Люди должны были получить одобрение и поддержку духов этих сфер, принеся им определенные дары, совершая так называемые жертвоприношения [232: 11,13; 122: 185; 22: 23; 133:79].

У айнов Сахалина духами сфер были: самый главный «добрый» бог айнов, который имел целый ряд имен - горный бог - нубури камуй, кимун камуй, метотус камуй, камуй экаси, морской бог - атуй камуй , репун камуй -морское божество - косатка, койки камуи - бог рыболовного и зверового промыслов, упдзи камуи - божество очага и др. Все эти божества, согласно X, Ватанабе, занимали определенные территории, на которых кроме них жили и люди. Духи позволяли человеку воспользоваться дарами, которые они посылали людям, но люди, в свою очередь, должны были отблагодарить камуев посредством проведения различных ритуалов в их честь [311: 198].

Отличительной особенностью и обязательными элементами всех культовых действий айнов были молитвы богам, многословные и красноречивые, с просьбами и жалобами, служившие средством «психологического воздействия» [235: 76] прежде всего на самого человека, их произносящего. Молитвы обязательно сопровождались манипуляциями, в частности, разбрызгиванием саке в направлении четырех сторон света при помощи особой ритуальной палочки - икуниси.Щрш. стр. 6, ф.8; стр.8,ф. 10] Все эти действия совершались как в повседневной жизни, так и во время особых ритуальных торжеств,

В системе промысловых обрядов айнов можно выделить следующие: - обряды, связанные с речным и морским промыслами, - таежные промысловые обряды.

Основным занятием айнов было рыболовство, что подтверждается высказыванием Л. И. Шренка о том, что оно превратилось в «непременное условие их существования» [283: 204; 250: т.2-204]. Рыба была главной пищей на столе. Вторым по значимости был морской зверобойный промысел [Прил. стр.28,ф.41;стр.30,ф.43; стр.31,ф.44,45]. Поэтому, прежде всего, айны должны были умилостивить при помощи особого обряда хозяев реки и моря, различных духов воды для того, чтобы добиться их расположения и получить в подарок удачу, что означало благополучие не только для человека, добывающего пищу, и его семьи, но и для всего рода. Поэтому все подобные обряды носили родовой характер.

Этногенез и этническая история айнов о. Сахалин

Вопросы происхождения и этнической истории любого народа принадлежат к числу важнейших комплексных проблем, над которыми работают археологи, антропологи, этнографы и языковеды.

Проблемам этногенеза и этнической истории айнов с самого начального периода знакомства европейцев с этносом уделялось и до сих пор уделяется большое внимание. Они вот уже на протяжении 100 лет являются предметом изучения и оживленных дискуссий, ведь вопрос о предках любого народа, истоках его истории является начальным пунктом развития этнических традиций. При этом выдвигаются различные гипотезы, неравнозначные по своей достоверности.

Особенно остро этногенетические вопросы звучат в отношении народов, населяющих Дальний Восток и острова Тихого океана и в частности айнов острова Сахалин. С территориями Тихоокеанского побережья связана история многих племен и народов: тунгусо-маньчжуров, палеоазиатов, монголов- Дальний Восток с самых древних времен являлся колыбелью их культуры. Еще с верхнего палеолита потоки миграций захватили побережья Тихого океана, породив неразрешенные до конца мировой наукой проблемы времени и места происхождения вышеуказанных народов, путей их расселения и их соотношений с соседними этническими группами Азии и Америки [14: 69; 145: 44; 144: 25].

Необходимость решения айнской этногенетической проблемы вызвана еще и тем, что это могло бы пролить свет и на историю народов, с кем непосредственно айны делили территорию проживания, где этнические и ассимилятивные процессы были сильны, тем самым, открывая что-то новое в этногенезе и тунгусо-маньчжуров, и палеоазиатов (нивхов). Являясь неотъемлемой частью этнической общности Амуро-Сахалинской историко-этнографической области, айны с древнейших времен находились в тесных контактах с соседствующими этносами, и прояснение вопросов этнической истории одного народа помогает, в конечном счете, решать вопросы истории и соседей. В этом случае находят свое решение и проблемы, касающиеся путей установления межэтнических контактов, взаимовлияний и взаимозависимостей всех аборигенов, объединенных общей территорией проживания-Сегодня можно выделить несколько аспектов в вопросах изучения этнической истории и этногенеза айнов Сахалина. Это, во-первых: вопрос происхождения этноса, далее - археологический аспект проблемы, а также этнографический и языковой аспекты.

«Волосатые айны», «кавказская раса на Дальнем Востоке», «потерянное колено израильтян», «дальневосточные родичи австралийских аборигенов», «дикари каменного века» и т. д. — так называли их путешественники и исследователи в течение этих ста лет. И до сих пор ученые не могут прийти к единому мнению о том, к какому же антропологическому типу можно причислить айнов. Их внешний облик значительно отличался от привычной внешности народов, принадлежащих к монголоидному типу. Обилие волосяного покрова на теле, волнистые черные волосы, длинные бороды, глубоко посаженные глаза, более светлая, чем у соседних этносов кожа - все это делало их непохожими на других жителей Севера и Дальнего Востока, Скорее их внешность напоминала выходцев с Кавказа, чем народ, принадлежащий к корейской, китайской или японской нации. Другие находили у айнов негроидные черты аборигенов Австралии и Океании [265: 35:264:887;].

На сегодняшний день можно выделить несколько основных групп теорий происхождения этноса: теории европеоидной принадлежности, теория южного происхождения, теория континентального или азиатского происхождения и теория аборигенного происхождения. Самыми распространенными из этих теорий были теории европео иди ости, монголоидности и южного происхождения айнов. При этом, американские ученые выдвинули гипотезу общности айнов с североамериканскими аборигенами, ряд японских ученых настаивает на автохтонном происхождении народа, другие видят в них черты предков-монголоидов и т.д.

Теория «кавказоидности» айнов была популярна вплоть до середины XX века. А. С. Бикмор был первым, кто высказал предположение, что айны принадлежат к кавказоиднои расе на том основании, что у них широко расставленные большие глаза, невысокие скулы и длинные бороды Эту идею поддержал Э, Баэльц, который связал их происхождение с кавказоидным населением восточной Азии. Он придерживался мнения, что весь север Азии был заселен в древности европеоидами - динлинами и айнами, которые впоследствии были поглощены монголоидами. Эту гипотезу развивал также А. Кии, полагавший, что айны - это остатки древнеевропейской, в частности, кавказской расы, которые населяли восточную часть Азии. К этой группе народов ученые отнесли также и енисейских кетов. Немецкий антрополог Е. фон Айкштедт, в свое время утверждавший, что айны - это сохранившаяся группа древних кавказоидов, говорил, что «The Ainu provide important evidence that Caucasoids were widely spread in northern Eurasia and are survivors of those who used to live in the east of this region.»1 [276: 53; 101: 5]. Многие русские путешественники и исследователи Дальнего Востока в своих отчетах отмечали большое портретное сходство айнов преклонного возраста с Львом Толстым, поддерживая тем самым теорию кавказоиднои принадлежности этноса [82: 107] [Прил.стр.78, фЛ12].

У- У- Хоуэллс, американский антрополог Гарвардского университета, также рассматривал айнов как потомков древних кавказоидов, заявляя, что существование айнов доказывает распространенность кавказоидов до территории Дальнего Востока. И даже еще в 1963 году М, Кеннеди писал об айнах как о людях кавказоидного облика, пришедших из Восточной Сибири. Но данная теория, взявшая свое начало из отчетов капитана Ж. Лаперуза, не нашла веских научных подтверждений так как в основном, в основу ее доказательств легли исключительно физические данные внешности этноса, такие как повышенная волосатость, «четкие» черты лица, как-то большой и длинный нос, глубоко посаженные глаза, четкая линия бровей. Но как всякая гипотеза она имеет право на существование.

Наиболее аргументированной считалась теория южного происхождения айнов. Впервые она была озвучена Вивьеном де Сент-Мартеном, доказывавшим генетическое родство айнов с аборигенами Австралии и Полинезии, опираясь в своих работах на выводы П. Смита о том, что полинезийцы - это остатки древнего народа, пришедшего из Индии и игравшего определенную роль в культуре народов тихоокеанского побережья. Основными доказательствами, легшими в основу процесса становления теории южного происхождения айнов, были результаты кранеологических исследований, проведенных Ж. Монтадоном. Согласно его классификации, раса айну входила вместе с большей частью эскимосов в расу палеоарктиков, при этом у отдельных видов айнов он находил примесь негроидов [63: 65-66; 210: 181] .[Прил. стр.77,ф.111]

Похожие диссертации на Обычаи и обряды айнов в системе культурного взаимодействия с аборигенами Нижнего Амура и о. Сахалин