Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Том 2. Приложение # 1 Оськин Александр Васильевич

Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Том 2. Приложение # 1
<
Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Том 2. Приложение # 1 Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Том 2. Приложение # 1 Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Том 2. Приложение # 1 Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Том 2. Приложение # 1 Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Том 2. Приложение # 1 Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Том 2. Приложение # 1 Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Том 2. Приложение # 1 Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Том 2. Приложение # 1
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Оськин Александр Васильевич. Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Том 2. Приложение # 1 : ил РГБ ОД 61:85-7/720 1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I» Петроглифы Внутренних Кызылкумов 26

Петроглифы горного массива Казахтау 28

Петроглифы горного массива Кульджуктау 30

Петроглифы горного массива Тамдытау 31

Горный массив Ауминзатау 32

Петроглифы Каратюбе - 3 32

Петроглифы Букантау 35

Родник Бохали 36

Урочище Уру 36

Урочище Чиили 37

Урочище Аркар 37

Глава 2. Техника исполнения петроглифов и методы фиксации 39

Глава 3. Петроглифы Кырбукана 48

Вопросы композиционных связей в петроглифах Кырбукана 54

Вопросы хронологии 57

Относительная хронология 57

Абсолютная хронология 61

Основные идеи в петроглифах Кырбукана 67

Вопросы композиции 82

Числовые структуры в иконографии Кырбукана.. ИЗ

Символика верблюда на скалах Кырбукана . 130

Элементы общественной организации в петроглифах Кырбукана 139

Иконография петроглифов и типы погребальных обрядов 180

Заключение 184

Литература 198

Список сокращений 216

Оглавление Приложения № I ,Том II.

Опыт изучения некоторых вопросов'.при исследовании наскальных изображений 3

Описание композиций и структуры.

Парные изображения (половая антиподальность) 81

а) Одиночные фигуры с символикой мужского начала 86

б)Одиночные фигуры с символикой женского начала 87

Графические признаки солярного символа в петроглифах Кырбукана 102

Фигура птицы в петроглифах Кырбукана 106

Образ хищника из породы кошачьих 117

Структура наскальных: ; изображений и соотношение ее со странами света 123

Описание хронологии 133

Стратиграфия отдельных каменных плоскостей 134

Абсолютная хронология 161

Описание петроглифов основного комплекса Кырбукана 217

Список иллюстраций ( к Приложению № 2,т.3) 261

Оглашение Приложения № 2, Том III.

Альбом иллюстраций 3 - 157

( всего 287 рисунков)

Петроглифы горного массива Казахтау

Цуппа петроглифов у колодца Белькудук (рис.21, 22, 23) располагается в небольшой лощине по правой стороне от дороги ,. на пути от колодца йаракудук в сторону Гарашкудука. фигуры выбиты на горизонтальных и наклонных плоскостях базальтов. Некоторые изображения выполнены и на вертикальных каменных выходах.

В основном - это прямолинейно-схематичные изображения. Техника исполнения - точечная. Патинизация изображений слабая (грязносерая). Такая патина фигур в данной ситуации говорит не об относительной "молодости11 изображений, а, скорее, о слабом освещении, так как лощина окружена горами и прямое солнце попадает туда лишь в полдень. Число петроглифов здесь довольно значительное. Можно допустить, что их не менее полутысячи. Судя по тому, что почти все они выполнены примерно в одной художественной манере, в дальнейшем весьма интересно поработать на этом памятнике для выявления какой-то локальной традиции с учетом близости неолитических памятников Лявляканских озер (Виноградов, Мамедов, 1975). Достаточно сказать хотя бы о том, что, к примеру, материалы у колодца Белькудук представлены исключительно прямолинейно-схематичными изображениями. Подобная художественная стилистика, как правило, очень сложна с точки зрения хронологической оценки, так как подобные изображения встречаются с древнейших времен до наших дней.

Собрание наскальных изображений Белькудука предполагает возможность датировать этот комплекс сакским или предоакским временем (Ооькин, 1978, с.167). Возможно, что именно здесь, на образцах,выполненных в предельном схематизме, нам удастся выявить новые смысловые элементы.

Несколько южнее в этих же горах в долине колодца Караку-дук встречаются небольшие группы петроглифов из 3-4 изображений и одиночные фигуры. Выбивались они на базальтах и сланцах. Большинство из них, по-видимому, позднего порядка. В основном это фигуры одногорбых верблюдов, которых в ранних материалах нет, фигуры лошадей и знаки (рис.24, 25, 26).

Недалеко от поселка Аяккудук (горы Казахтау) в безымянной долине недалеко от мусульманского кладбища была обнаружена гра-нодиоритовая скала с довольно поздними, видимо, средневековыми фигурами (козлы, верблюд двугорбый со всадником). На кладбище на надмогильных столбах также зафиксированы фигуры животных, тамги и солярные знаки (рис.27, 28, 29, 30, 31).

У нас не было возможности для более тщательного обследования гор, окружающих впадину Лявляканских озер, но эти редкие находки и, особенно, находки петроглифов Белькудука позволяют надеяться в будущем на открытие здесь новых материалов.

Петроглифы горного массива Кульджуктау (рис.20).

В южной части Кызылкумов в горах кульджуктау наскальных изображений мы обнаружили очень немного. В долине Таушан (южные склоны Кульджуктау) на базальтовых выходах правого берега выявлена группа петроглифов довольно примитивного художественного исполнения, но тяготеющая более к реалистическим традициям, нежели к условному схематизму (рис.32, 33,34). фигуры сильно па-, тинизированы. 0 времени такой малочисленной группы судить трудно и все же по общему характеру изображений можно предполагать их время уровнем саков и ранее.

Техника исполнения петроглифов и методы фиксации

Наскальные изображения Кызылкумов выполнены различными техническими приемами:

1. Техника гравировки с заглублением линии контура на 2-3 мм. Иногда встречаются рисунки с глубиной линии до 5-Ю мм.

2. Точечная техника, при которой отдельными ударами снимался только слой пустынного загара.

3. Техника натирания камнем, при которой соскабливался слой патины» Довольно часто эта техника использовалась в контурных рисунках, в которых в подражание силуэтным изображениям, поверхность камня в силуэте затиралась. Снятие патины в таких случаях из-за шероховатостей камня происходит не полностью. Встречаются рисунки, в которых эта техника применяется как основной технический прием без проработки контура .

4. Техника царапанья. На поверхности камня наносились изображения в одну, чаще в несколько процарапанных линий.

Примеров искусственного выравнивания поверхности камня для нанесения изображений наїли не обнаружено.

I Подобная техника исполнения наскальных рисунков отмечена А.П.Окладниковым в Сибири (1964, с.89).

- 40 Создавая схему приемов технического исполнения наскальных изображений, необходимо учитывать ее условность. Прежде всего надо помнить о том, что когда, к примеру, используется термин "гравировка", не следует забывать, что изображение на камне все же выбивалось, т.е. оно отрабатывалось на каменной поверхности за счет отдельных сколов ударным инструментом, а не режущим. Я пользуюсь этим термином в силу традиции, закрепившейся в литературе для того, чтобы при описании было легче отличать изображения, к примеру, выполненные с заглублением линии штриха фигуры (гравированная фигура) или без заглубления (точечная техника). Но как в том, так и в другом случае это будет контурное изображение в отличие от силуэтного. Иногда в литературе этот тип изображений называют резным. Это неверно, так как при технике резьбы для художественного оформления часто используется поверхность пробельного (вырезанного) элемента. Существует, например, резьба по ганчу, резьба по дереву и т.д. Однако существует техника линогравюры, гравюры по меди, где этого приема не бывает. В гравюре, также как и в петроглифах пробельный элемент для дополнительного декора никогда не используется. По сути дела, техника гравировки в петроглифах и точечная техника - это одно и то же с разницей лишь в том, что в технике гравировки большая заглубленность линии.

Вопросы композиционных связей в петроглифах Кырбукана

Исследования композиционных структур памятника являются очень важным элементом в нашей работе. Учитывая, что почти на всех каменных плоскостях выбиты многофігурше композиции, чрезвычайно важно определить зависимость между удаленными друг от друга фигурами. Это дало бы возможность цри составлении шкалы относительной хронологии определить порядок появления фигур на каменных плоскостях. Без этого нельзя говорить о процессе формирования памятника.

Основной принцип построения композиции, который с очевидностью вытекает из элементарных наблюдений - это парные и одиночные фигуры. Парные фигуры (человека и животных) располагаются на плоскости в строгом порядке, который определяет смысловую нагрузку изображений1.

На Кырбукане нами выявлены следующие композиционные ситуации: I. Парные изображения, когда фигуры людей или животных располагаются на плоскости друг против друга. При этом справа от зрителя выбивалась фигура мужчин или самца животного с ориентацией справа налево, слева - женская фигура или фигура самки с ориентацией слева направо. Например, фигуры людей 3-12, 5-7 (рис.92) или животных - фиг. 3-9, 16-15 (рис.93). Этот структурный сюжет хорошо прослеживается, поскольку в изобразительных элементах фигур мужского пола и самцов животных выде-I С расширенным описанием порядка расположения фигур на камнах можно познакомиться в Приложении іб І (см.с.133 ЦриложЗ I).

Одиночные фигуры мужчин и самцов на плоскости выбивались с ориентацией справа налево. Например, фигура человека I (рис. 94) и одиночные фигуры самцов животных 2, II, 13, 15 (рйс.95). Иными словами, являясь одиночными фигурами, они полностью повторяют в своей иконографической позиции, наблюдавшуюся нами структуру при расположении парных фигур с различными половыми признаками.

Несколько сложнее определить подобную композиционную ситуацию в парных противопоставленных фигурах верблюдов, поскольку половые признаки в силуэте животных не выявляются. Однако постоянно повторяющаяся композиционная структура среди изображений различных животных и человека позволяет предполагать эту же смысловую схему в противопоставленных парных изображениях бактрианов. Например, фигуры 1-2 (рис.94). Этот же сюжетный мотив следует подразумевать при рассмотрении одиночных фигур двугорбых верблюдов 2. Ориентация фигур по половым признакам согласуется с ориентацией комплекса в соответствии со странами света. Так, все фигуры мужского пола и фигуры самцов ориентируются по линии запад-восток. Все фигуры самок и женские антропоморфные изображения ориентируются по линии восток-запад.

Похожие диссертации на Петроглифы Центральных Кызылкумов как исторический источник для изучения архаических культов. Том 2. Приложение # 1