Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозный экстремизм содержание, причины и формы проявления, пути преодоления Арестов Василий Николаевич

Религиозный экстремизм содержание, причины и формы проявления, пути преодоления
<
Религиозный экстремизм содержание, причины и формы проявления, пути преодоления Религиозный экстремизм содержание, причины и формы проявления, пути преодоления Религиозный экстремизм содержание, причины и формы проявления, пути преодоления Религиозный экстремизм содержание, причины и формы проявления, пути преодоления Религиозный экстремизм содержание, причины и формы проявления, пути преодоления Религиозный экстремизм содержание, причины и формы проявления, пути преодоления Религиозный экстремизм содержание, причины и формы проявления, пути преодоления Религиозный экстремизм содержание, причины и формы проявления, пути преодоления
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Арестов Василий Николаевич. Религиозный экстремизм содержание, причины и формы проявления, пути преодоления : содержание, причины и формы проявления, пути преодоления Киев, 1984 190 c. : ил РГБ ОД 61:85-9/802

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Причины существования и формы проявления религиозного экстремизма в СССР 14- 45

Раздел II К вопросу об определении сущности религиозного экстремизма в советском обществе 46- 54

Раздел III. Характеристика социальной структури групп верующих, находящихся под влиянием религиозного экстремизма 55-102

Раздел IV, Религиозный экстремизм как форма проникновения буржуазно-клерикальных социалистическое общество 103-135

Раздел V. Молодежь как объект буржуазно-клерикальных спекуляций 136-153

Раздел VI,Проблемы пресечения религиозного экстремизма и идеологического противодействия ему 154-170

Заключение 171-174

Список основной использованной литературы 175-188

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, состоянием современной идеологической борьбы двух противоположных систем, в ходе которой империализм средствами психологической войны стремится решить одну из задач подрыва единства советского народа - возбудить вражду и ненависть между верующими в неверующими гражданами на почве их отношения к религии и атеизму. Как известно, основной принцип политики КПСС и Советского государства по отношению к религии, церкви и верующим определен В.И.Лениным: "Единство... действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе" .

Идеологический противник пытается внести в сознание некоторой части верующих советских граждан фальсифицированное понимание марксизма-ленинизма, неприязненное отношение к нему. В этой связи важное значение имеет мировоззренческий аспект проблемы, поскольку одаа из целей спецслужб империализма - поднять значимость религии в обществе победившего научно-материалистического мировоззрения.

В политическом плане подрывные центры империализма пытаются делать акцент на жобы имеющих место в СССР нарушениях прав верующих, стремясь тем самым подорвать авторитет нашей страны в глазах мирового общественного мнения. Вынуждает их к этому "страх перед растущей притягательной силой реального социализма, его достижений во всестороннем удовлетворении материальных и духов-ных потребностей трудящихся, в развитии, демократии" . Запад,

1 Ленин В.И. Социализм и религия. - Поли.собр.соч., т. 12,
с. 146.

2 Черненко К.У. КПСС и права человека. - М. , 1982, с. 6.

- 4 -подчеркивалось на ХХУІ съезде КПСС "пускает в ход целую систему средств, рассчитанных на подрыв социалистического мира, его разрыхление" . Определенное мзсто в этой системе занимает попытка посеять сомнения в прогрессивности нравственных идеалов коммунизма* отождествить их с религиозной концепцией морали, стремде-ние воспитать неуважение к советскому праву, подтолкнуть верующих к нарушениям закона.

Проблема религиозного экстремизма актуальна и в плане научно-теоретическом, ибо речь идет об остаточном явлении в духовной жизни общества развитого социализма» требующем глубокого изучения.

Важность этой проблемы подчеркнута в докладе тов.К.УЛернен-ко на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС* где указывается: "Многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только подчеркивать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность. Особая ставка де-лается на религиозных экстремистов11 ,

Вопросы противодействия идеологическим диверсиям империализма и повышения уровня идейной убежденности трудящихся нашли свое отражение и дальнейшее развитие в выступлениях и речах Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета CGCP тов.К.У.Черненко на внеочередном февральском /1984дА и очередном апрельском /1984 vj Пленумах ЦК КПСС, перед избирателями Куйбышевского района г.Москвы 2 марта 1984 года.

На повестке дня в области идеологической работы партии сто-

1 Материалы ХХУІ съезда КПСС. - U*t 1981, с. 9.

2 Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-поли
тической работы. - Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС
14-15 июня 1983 г. - М. , 1983, с. 60,

- 5 -йт, таким образом, вопрос разоблачения и пресечения религиозного экстремизма, а перед марксистско-ленинской философией и ее составной частью - научным атеизмом поставлена задача изучения сущности религиозного экстремизма, причин и форм его проявления, путей преодоления.

Степень научной разработка проблемы. Перечень специальных работ по данной проблеме незначителен. Специальные крупные исследования, посвященные религиозному экстремизму, отсутствуют. Однако в 70-е годы этой проблеме стали уделять пристальное внимание И*Й.Бражяик и З.Г.Филимонов . Эти исследователиt как и

диссертант, опираются на труды старейшины советского сектанто-

р ведения Л.Й.Клибанова , удостоенного в 1983 году за свои фунда-

I Бражняк Й.й. Правовые основы атеистического воспитания детей и подростков. - М., 1973 ; Социальная сущность сектантского экстремизма, - М-»_1974; Свобода совїсті - конституційне право радянських громадян. - К., 1978; Діти, релігія» закон. - К,, 1979; Религиозный экстремизм: антиобщественное содержание, противоправные подстрекательские действия, - К., 1979 ; 0 сущности религиозного экстремизма. - В сб.: Кому это выгодно? К., 1980 ; Религиозный экстремизм; попрание прав верующих, - Наука и религия, І9ВІ, В І; Взаємозв"язок правового і атеїстичного виховання, -К., 1982; Право, религия, атеизм. - К., 1983; ФшшодшЭ.Г. Новые тенденции в идеологий и деятельности современного сектантства. -М., 1977; Кризис веры и религиозный экстремизм. - Наука и религия, I960, № 2 ; Христианское сектантство и проблемы атеистиче-ской работы» - К., 1981; Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма- - М., I98S.

Кяибанов А*й. История религиозного сектантства в России, - М-, 1965 ; Религиозное сектантство в пропшом и настоящем. - М*, 1973 ;

ментальные работы звания лауреата Государственной премии СССР. Они обратили внимание на существование религиозного экстремизма, подчеркнули, что он тесно соприкасается с вопросами политики, идеологии, права, морали, отношения к обществу и государству, указали на антиобщественную сущность экстремизма под религиозным прикрытием.

Вопросам критики буржуазного клерикализма и использования им религиозного экстремизма в подрывной деятельности против GCCP уделяет большое внимание Э.И.Лисавцев, обоснованию несостоятельности религиозно-экстремистской фальсификации положения религиозных организаций и верующих в СССР - Б*А.Куроедов. Отдельные аспекты проблемы религиозного экстремизма освещены в работах А.В.Белова, Н.С.Гордиенко, Б.В.Коника, Г»С.Лялиной, Л.Н.Митрохина» А.Т.Москаленко, П»Я.Яроцного и других* Большой эмпирический материал дает выходящий с 1980 года в Издательстве политической литературы сборник "Аргументы", а также ряд сборников и документально-публицистических книг других издательств.

Однако необобщенным остается содержание деятельности находящихся под влиянием религиозного экстремизма групп верующих , их социальный состав, недостаточно глубоко вскрыты причины существования экстремизма в условиях советского общества, формы проявления и тенденции изменения форм экстремизма в зависимости от социально-экономических изменений в нашей стране, практически отсутствуют научные рекомендации по борьбе с этим негатив-продолжение сснлнй со стр. 5: Из мира религиозного сектантства. - М., 1974.

Для краткости диссертант вводит термин "религиозно-инситатив-ные группы" /от франц. /wjefetitejc. возбуждение, подстрекательство/.

_ '7 -ным явлением.

Целью диссертационного исследования яеляєтся: выяснение причин существования религиозного экстремизма в социалистическом обществе, факторов, способствующих его проявлению; анализ состава религиозно-инситативных групп, их психологии и вэглддов ; раскрытие содержания и сущности религиозного экстремизма как комплексного явления, охватывающего вопросы политики, идеологии, психологии, права, этики; обобщение опыта наиболее эффективных форм и методов по преодолению религиозного экстремизма.

Для достижения поставленной цели автор считал необходимым решить в процессе исследования следующие задачи:

- исследовать эволюцию религиозного экстремизма на основе анализа документов буржуазно-клерикальных подрывных центров, религиозно-экстремистских противозаконных изданий и конкретных действий религиозных экстремистов ; раскрыть формы и методы деятельности буржуазно-клерикальных центров и религиозных экстремистов в содержательном, методическом и организационном плане, направленной на внесение в сознание некоторой части верующих ан-тиобщественных взглядов и настроений, на удержание под своим влиянием этих верующих ; подвергнуть критике буржуазно-клерикальную и религиозно-экстремистскую фальсификацию марксистско-ленинского атеистического наследия, научных основ политики КПСС и Советского государства по отношению к религии, церкви и верующим; обобщить методику атеистической и политико-воспитательной работы, направленной на преодоление религиозного экстремизма, его разоблачение, изоляцию и пресечение.

Теоретико-методологической основой данной работы явились, превде всего, труды К*Маркса и Ф.Энгельса "Святое семейство", "Немецкая идеология", книга Ф.Энгельса "Положение Англии. Ант-

лийская Конституция", работы В.И.Ленина "Что делать?", "Революционный авантюризм", "Основной тезис против эсеров", "К деревенской бедноте", "Социализм и религия"» "Союз лжи", "О продовольственном налоге" и другие, и которых исследованы, в частности, социальная сущность буржуазного понимания свободы совести, истоки буржуазного клерикализма, классовое содержание идеологических концепций буржуазного общества, разработаны научные основы политики Коммунистической партии по отношению к религии, церкви и верующим.

В диссертации использовались документы съездов КПСС, Пленумов ЦК КПСС, доклады, речи, статьи тов.К.У.Черненко, Ю.В.Андропова и других видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства по идеологическим вопросам.

Диссертационное исследование выполнено на широкой источниковедческой основе, включающей работы советских и зарубежных авторов - специалистов в области идеологической борьбы, права, научного атеизма.

Соискателем критически проанализированы официальная религиозная литература, церковные проповеди, рукописи религиозного содержания.

В работе использованы данные конкретно-социологических исследований, в том числе проведенных автором в 1978-1982 гг. в ряде религиозно-иноптативных групп.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации:

- на основе впервые осуществленного критического анализа ряда буржуазно-клерикальных и религиозно-экстремистских изданий и документов доказано, что религиозный экстремизм выполняет функции проводника буржуазно-клерикальных идей в социалистическом

- 9 -обществе ;

сделан вывод, что религиозный экстремизм в СССР не есть постоянное и массовое явление, развивающееся по восходящей, для него характерна этапность /экстремизм на социальной базе в 20-е годы, спад в 30-е, полное отсутствие в 40-50-е, рецидив в 60-70-е, кризис в 80-е/; буржуазно-клерикальные идеи воспринимают и распространяют единицы верующих, в силу чего глобальная цель подрывных империалистических центров - ооздать в СССР религиозно-политическую оппозицию - обречена на провал;

дано определение религиозного экстремизма как деятельности религиозно-профитирующих и фанатичных элементов по внесению в сознание верующих буржуазно-клерикальных идей, возникшей на почве кризисного состояния религии в СССР, проявляющейся в антиобщественных взглядах и поступках, инспирированной империалистической пропагандой, объективно служащей интересам мирового империализма в его противоборстве с социализмом;

- ВБедеНО ПОНЯТИе "реЛИГИОЗНО-ШСИТаТИБНЫе ГРУППЫ" ДЛЯ ОбОЗ

начения микрообъедияений верующих той или иной конфессии, находящихся под влиянием буржуазно-клерикальных идей, привнесенных в их сознание религиозным экстремистами и подстрекаемых последними к противозаконным действиям;

- показаны причины существования и проявления религиозного
экстремизма в советском обществе: наличие буржуазно-клерикальных
центров, ведущих подрывную деятельность по созданию религиозно-
политической оппозиции в СССР; кризисное состояние религии в ус
ловиях социалистического общества, вызывающее, как одну из форм
реакции на него, религиозный экстремизм; целенаправленные дейст
вия религиозных экстремистов на изоляцию обманутых ими верующих
1 От франц. p**fit*t - в значении "извлечь прибыль, выгоду".

- 10 -от окружающего мира, отказ от любого участия в общественной жизни, крайняя узость социальных связей членов религиозно-инситатив-ных групп; недостатки в области коммунистического воспитания в целом и научно-атеистического в особенности ;

дана характеристика социального состава верующих из рели-гиозно-инситативных групп, позволяющая установить причины восприятия ими антиобщественных взглядов ;

показано, что в религиозно-инситативных группах отмечается возврат к традиционализму, фанатизму и мистицизму в религиозном мировоззрении и практике религиозной деятельности ;

раскрыты формы и методы антиобщественного Боепитания детей и молодежи в религиозно-инситативных группах и семьях, разработаны рекомендации по повышению эффективности воспитательной атеистической работы с этой категорией молодежи ;

обосновано, что успех в работе по преодолению религиозного экстремизма может быть достигнут на основе системного подхода к решению проблемы посредством воспитания политической и правовой культуры верующих, организации индивидуальной воспитательной работы с ними ; формирования общественного мнения путем создания обстановки гласности и осувдения противозаконной деятельности религиозных экстремистов на собраниях трудовых коллективов и сходах населения по месту жительства, через подачу разоблачающих материалов средствами массовой информации и целевую лекционную пропаганду.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в непосредственно практической деятельности партийных, советских и общественных организаций по преодолению религиозного экстремизма, а также в процессе преподавания курса "Основы научного атеизма" /при изучении

- II -

темы "Современные религии"/ в вузах. Фактический материал работы, ее основные выводы могут представлять интерес для пропагандистов научно-атеистических знаний.

Они использовались автором в процессе проведения занятий со студентами Харьковского госуниверситета, в методических пособиях, подготовленных в помощь лекторам, пропагандистам и преподавателям общественных наук /"Религиозные объединения на территории Харьковской области...", Харьков, 1980 ; "Гарантия свободы совести", Харьков, 1981 и др./, партийными комитетами предприятий г.Харькова - заводов им.Малышева, моторостроительного "Серп и молот", тракторного им.Орджоникидзе и др. при разработке комплексных планов идеологической, политико-воспитательной работы на XI пятилетку.

Положения диссертации отвечают задаче дальнейшего усиления наступательной борьбы против враадебных марксизму-ленинизму теорий и концепций, поставленной перед обществоведами на ХХУІ съезде КПСС и июньском /I98S г./ Пленуме ЦК партии. Проведенный критический анализ идеологии и практики религиозного экстремизма имеет значение для дальнейших научно-исследовательских работ по этой проблеме. Основные выводы и положения диссертационной работы направлены на повышение теоретического и совершенствование методического уровня критики враждебной идеологии, на усиление нашей контрпропаганди в свете решений ХХУТ съезда партии и июньского /1983 г./Пленума ЦК КПСС.

Апробация результатов исследования. Выводы и положения диссертации были обсуадены и одобрены на заседаниях кафедры философии Харьковского госуниверситета и ученого совета Межреспубликанского филиала Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС в г.Киеве в 1982-1983 гг.

- 12 -Положения и выводы апробированы в Харьковской, Архангельской и Белгородской областях;

при подготовке и проведений более 50 собраний трудовых коллективов и 10 сходов населения, посвященных обсуждению и осуждению противозаконной деятельности религиозных экстремистов, прошедших в течение 1978-1983 гг. ;

посредством чтения 15 циклов лекций на предприятиях, в организациях и учреждениях, в которых работают члены религиозно-ин-ситативвых групп, многочисленных выступлений на областных, городских» районных, заводских и других семинарах партийного, советского, профсоюзного, комсомольского, пропагандистского актива б течение 1978-1983 годов.

Результаты исследования апробированы также:

путем опубликования в республиканской и областной периодической печати более 20 пропагандистских статей, проведения циклов телевизионных и радиопередач, посвященных критике и разоблачению религиозного экстремизма ;

подготовкой и изданием монографии, пяти брошюр и одной статьи. Брошюра "Баптисты-раскольники - кто они?" получила положительную рецензию в журнале "Людина ї світ" /г.Киев/, й I, 1982 ; монография "Баптизм без маски" и брошюра "Жизнь во лжи" -в газете "Друг читача" /г.Киев/, № 6 от 9.02Л984 года ;

введением вопроса "ХХУІ съезд Компартии Украины об улучшении атеистического воспитания и усилении борьбы с религиозным экстремизмом" в программу курса научного атеизма, читаемого автором в Харьковском госуниверситете ;

в индивидуальной работе с членами религиозно-инситативных групп.

- IS -Структура работы. Диссертация состоит из введения, шести разделов, заключения и списка основной использованной литературы.

Причины существования и формы проявления религиозного экстремизма в СССР

Религиозно-экстремистские проявления могут иметь место в любой религии и конфессии. На территории СССР религиозный экстремизм наиболее распространен в таких протестантских течениях как баптизм, адвентизм и пятидесятничество .

Известный советский исследователь сектантства, непосредственный свидетель описываемых им событий, доктор исторических наук А.И.Кпибанов говорит: "Необходимо напомнить, что в сектах баптистов, евангельских христиан, адвентистов в это время /начало 20-х годов - В.А./, да и еще несколько лет спустя, царил дух враждебного нейтралитета, глухой, а порой и явной оппозиции экономическому, социальному и культурному строительству нашей страны" 2.

Эмигрантские настроения, тенденции к отказу от службы в Красной Армии, шумиха о якобы преследованиях за религиозные убездения, ярая поддержка этих провокаций западными средствами массовой информации - эти мотивы открыто звучали в 20-х годах и использовались буржуазной пропагандой для мобилизации мирового общественного мнения против СССР, как страны, строящей социализм. Безусловно, во всем этом сказывались классовые интересы буржуазного и мелкобуржуазного руководства сектантской среды. 1 Автор не рассматривает проблем экстремизма в среде "Свидетелей Иеговы" в силу специфики вероучения последних и наличия обстоятельных работ П.Л.Яроциого, посвященных этому вопросу.

Нлибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. - М., 1974, с. 87. -Не следует забывать, что руководящие центры наиболее крупных в России протестантских течений - Союз русских баптистов и Всероссийский союз евангельских христиан - глубоко враждебно встретили Великую Октябрьскую социалистическую революцию Евангелисты /Проханов, Жидков, Моторин/ и баптисты /Павлов, Тимошенко, Ле-виндаато/ заняли позицию саботажа мероприятий Советской власти прежде всего, отказа от слуябы в Красной Армии, забыв о том, что совсем недавно призывали верующих принимать активное участие в империалистической войне. Защищать молодую республику Советов баптисты и евангельские христиане не пши, зато имели место многочисленные факты их участия в антисоветских акциях, "Состоявшийся в сентябре 1919 г. съезд баптистов, евангельских христиан и мен нонитов Самарского округа признал недопустимой работу сектантов по изготовлению оружия... Руководитель баптистской общины г.Верного /Алма-Ата/, будучи начальником полиции» расстрелял в 1919г. более 100 пленных красноармейцев" . В районах Северного Кавказа и юга Украины уже в 1918 г. большевиков встретили вооруженные отряды баптистов.

С антисоветскими целями Всемирный союз христиан евангельской веры /Пентекостал/ командировал Б Советскую Россию группу миссионера Й.Ворояаева которой в короткий срок удалось ояивить на территории страны движение пятидесятников.

Объявляли Октябрьскую социалистическую революцию знамением антихриста и адвентистские верхи, лакействовавшие до революции перед царизмом.

Мы вправе говорить о наличии в 20-е годы социальной базы для возникновения и существования религиозного экстремизма среди части населения молодой Советской республики.

В.И.Ленин указывал на элементы различных общественно-экономических укладов, имевшихся в то время в стране и перечислял их:"I/ патриархальное, т.е. в значительной степени натуральное» крестьянское хозяйство ;2/ мелкое товарное производство /сюда относится большинство крестьян из тех» кто продает хлеб/;3/ частнохозяйственный капитализм;4/ государственный капитализм;5/ социализм" и подчеркивал, что "в мелкокрестьянской стране преобладает, и не может не преобладать, мелкобуржуазная стихия;-большинство, и громадное большинство, земледельцев - мелкие товарные производители" .

На этой почве получали экстремистскую направленность старые и возникали новые секты: ИПХС в старообрдцчестве, хлысты /старый Израиль, новый Израиль, искупленный Израиль/, малеванцы, иеговисты-ильницы, мурашковцы, краснодраконовцы-крестовники, иоашиты, иннокентьевцы, чердашники, ИПЦ, ИПХ, апокалипсисты и другие. В этом перечне с полным правом должны находиться и протестантские секты.

Н.К.Крупская отмечала: "Б стародавнем гнезде всякого сектантства, в Нижегородской губернии, в деревушках, искони занимавшихся кустарными промыслами, которые теперь быстро падают, можно найти такую картину: в одной деревне семь сект - есть секта, которая еще по сю пору во гробах спит - и все семь сект травят захудалого попика За последнее время мы видим зарождение Ї Ленин В Й. О продовольственном налоге. - Поли.собр.соч., т.43, С. 207. - -новых сект и приспособление старых к новым условиям11 .

Победа Советской республики в гравданской войне вынудила лидеров евангелизма, баптизма, адвентизма и пятидесятничества соответственно в 1923, 1924 и 1927 годах признать Советскую власть и заявить о лояльном отношении к ней» хотя втайне они сохраняли надежду на реставрацию капитализма, не поняв сущности ленинской повой экономической политики. Это была лицемерная, рассчитанная на обман рядовой массы верующих тактика,

. Лидерам в этот период было кого обманывать. Рост протестантских общин наблюдался в основном за счет мелкобуржуазной прослойки общества еще в период с 1905 по 191? год, поскольку протестантское сектантство отражало в религиозной форме буржуазную оппозицию самодержавию. Одновременно оно заигрывало с самодержавием, стремясь добиться его благосклонности и смягчить натиск со стороны господствующей при царизме православной церкви.

Достаточно сказать, что в 1916 году в России насчитывалось около60 тысяч одних баптистов , В первое десятилетие Советской власти продолжалось падение престижа православной церкви, прежде всего, Б силу контрреволюционной линии ее руководства, зато сектантство, в том числе и протестантское,_ используя уравнение в правах всех религий и положеаия Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, проводя активную миссионерскую деятельность, продолжало пополняться,

Следует указать и еще на одну немаловажную деталь: секты пополнялись новым по социальному составу контингентом верующих - разного рода "бывшими" людьми: кулаками, помещиками, цар Крупская Н.К Вопросы атеистического воспитания. М., 1961,скими офицерами, кущами и проч. Для ник уход в сектантство был формой социального протеста против НОВОЕ власти.Всесоюзный совет евангельских христиан с удовольствием

Характеристика социальной структури групп верующих, находящихся под влиянием религиозного экстремизма

Лидеры религиозного экстремизма пытаются представить идущую за ними часть верующих того или иного вероисповедания, как церковь, то есть "сравнительно широкое объединение, претендующее на универсальность, на совпадение с территориальной общностью" Если исходить из этого определения, то религиозно-инситативные группы не есть церковь, ибо не имеют универсальности, а используют традиционные формы и методы деятельности той церкви, в оппозиции к которой они находятся. Дня религиозного экстремизма более соответствовало бы наименование деноминация как специфического образования, однако поскольку "для.деноминации характерно принятие разноплановых идейных, культовых и организационных прин-ципов" , чего нет в религиозном экстремизме, то религиозно-экстремистские образования часто называют группами, поскольку группа "это совокупность людей, связанных общей целью, благодаря достижению которой могут быть удовлетворены индивидуальные потребности Q ее членов" . Спецификой групп верующих, находящихся под влиянием религиозных экстремистов является то, что они не отражают "адекватно в качественном и количественном отношении социальную структуру данного общества" . Все же наиболее правомерно отнести эти группы к секте, которая характеризуется, как "оппозиционное 1 Яблоков И.Н. Социология религии. - М » I97S, с. 112 2 Там же, с. 114, Социальная психология» История. Теория. Эмпирические исследования. - Л., 1979, с. 121. Яблоков И,Н. Социология религии, с. III. Е том или ином религиозном направлении" . По отношению к группам верующих, попавших под влияние религиозных экстремистов и обманутых ими, в литературе нет определения, которое во-первых» не позволяло бы отождествлять рядовых верующих с вожаками-экстремистами , во-вторых, давало бы более-менее четкое представление о психологии таких групп. Автор поэтому вводит понятие "религиозяо-инситативные группы", понимая под ним микрообъединения верующих той или иной конфессии, находящиеся под влиянием буржуазно-клерикальной идеологии, привнесенной в их сознание религиозными экстремистами и подстрекаемые последними к противозаконным действиям. Вполне понятно, что при отсутствии определенной части верующих той или иной конфессий, способных воспринять религиозно-экстремистские взгляды и трансформировать их в антиобщественные действия, усилия религиозно-профитирующих и фанатичных элементов и их буржуазно-клерикальных покровителей, направленных на подрыв единства советского народа под религиозным прикрытием, имели бы нулевой результат. Установить точное количество таких верующих, естественно, не предоставляется возможным в силу отсутствия целевой научно обоснованной программы по борьбе с религиозным экстремизмом в целом по стране. В одной из ноябрьских передач 1982 г, антисоветская радиостанция "Свобода" назвала цифру сторонников СЦ в 100 / !/ тысяч человек. Здесь наблюдается явное стремление выдать желаемое за действительное, создать впечатление о наличии в СССР религиозно-политической оппозиции. Среди верующих, как справедливо отмечает Э.1\ Филимонов, "религиозные экстремисты І Яблоков И.Н, Социология религии, с. ЦЗ. предетавляют собой ничтожное меньшинство" . По регионам распространения все три течения имеют наибольшее число сторонников на Украине, а также Алтайском, Краснодарском, Приморском и Ставропольском краях, Брянской, ГорькоБской, Иркутской, Кемеровской, Омской, Ростовской областях РСФСР, несколько меньше в Молдавии» Белоруссии, Киргизии и Казахстане, незначительное число в Северных областях, на Урале, в Прибалтике, то есть география в основном соответствует исторически сложившейся распространенности протестантского сектантства с момента его возникновения в России,

По национальной принадлежности преобладают русские, украинцы, белорусы, молдаване, немцы ; другие нации л народности практически не представлены.

Отчетливо прослеживается и тенденция сосредоточения групп верующих, идущих на поводу у религиозных экстремистов, вокруг больших городов, значительно меньше их в сельской местности. Анализ состава таких групп в целом по стране вряд ли возможен. Однако он представляет интерес хотя бы в масштабе одной региональной группы для получения ответа на вопрос: в силу каких причин подстрекателям от религии удается обманывать какую-то, пусть небольшую, часть верующих? Проведенный автором в течение I976-I98Q годов социально-демографический анализ Харьковской региональной группы баптистов инициативников, одной из наиболее крупных и активных в стране, о дал такие результаты : - в ее составе 66,3 процента женщин, как правило, занятых только семьей или личным хозяйством, оторванных от всех сфер произ Бедственной деятельности и. общественной ЖИЗНИ ; . - в целом нигде не работающих /домохозяйки, пенсионеры, инвалиды/ - 42,5 процента ; - SO процентов членов групп занято неквалифицированным.трудом /санитарки в больницах, истопники, сторожа и др./, что не требуй ет широкого социального общения, повышения профессионального уровня, а, следовательно, также ведет к замкнутости, отчужденности от трудового коллектива ; - 27,5 процента заняты квалифицированным трудом, однако избрали в основном, вид деятельности индивидуального характера, не требующий постоянных связей с другими членами коллектива /слесари коммунальных служб, водители автомобилей по обслуживанию, разъездные фотомастера, мастера индпошива обуви и т.п./. Наличие в религиозно-инситативных группах определенной части рабочих только подтверждает мысль о том, что по занятости отдельных групп рабочего класса Е общественном труде, по уровню производительности труда, по степени сложности работы можно определять уровень политической и идеологической зрелости отдельных слоев рабочего класса. Следует указать, что выбор рода трудовой деятельности определяется не стихийно, а, как правило, целенаправленно, с расчетом на возможность миссионерской деятельности.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что 33,5 процента всех членов группы проживают в индивидуальных домовладениях в основном в пригородных поселках и селах; работающие сочетают труд на предприятиях с работой на приусадебных участках, другие заняты только этим видом трудовой деятельности, многие связаны с рынком, Зтот процесс также нельзя считать полностью стихийным. Наблюдения показывают, что идет целенаправленная кон центрация. баптистских, адвентистских, пятидесятнических групп, идущих на поводу у экстремистов, в пригородной зоне больших городов типа Харькова: приобретаются или строятся дома, снимаются квартиры. Делается это за счет миграции из сельской местности или небольших городов. К примеру, из 25 сельских районов Харьковской области общины ВСЕХБ имеются в 16-ти, а группы СЦЕХБ - лишь Е 4-х и все они - пригородные. Это сознательная политика лидеров экстремизма: во-первых, в крупном городе всегда можно найти какую-то категорию людей для религиозно-экстремистской обработки, легче вести антиобщественную деятельность и уходить от внимания общественности ; во-вторых, проживая в пригородном поселке, в индивидуальном домовладении о высоким забором, можно избегать контактов с окружающими и в то же время принимать единоверцев и единомышленников.

Показателен также возраст членов группы: более половины /53,8 процента/ в предпенсионном и пенсионном возрасте ; 23,2 процента в возрасте от 30 до 50 лет ; 23 процента - от 18 до 30 лет. Характерно также, что молодежь, за весьма редким исключением, - выходцы из баптистских семей, выросли и воспитаны уже в обстановке религиозно-инситатиБной группы.

Привлекают внимание и данные по уровню образования: значительно число малограмотных /7,1 процента/ и лиц. с начальным образованием /38,9 процента/; неполное среднее образование имеет 34,1 процента- Со средним образованием - 17,2 процента, то есть даже не вся молодежь имеет его, хотя насчитывается 2,7 процента лиц со средним специальным образованием и даже несколько человек с высшим - здесь все, без исключения, выходцы из религиозно-экстремистских семей.Б последние годы среди баптистов-инициативников, как впро

Религиозный экстремизм как форма проникновения буржуазно-клерикальных социалистическое общество

Развернувшаяся в мире борьба идей в конечном счете сводится к противоборству двух идеологий - буржуазной и коммунистической. В.И.Ленин подчеркивал: "...вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет /ибо никакой "третьей" идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии/. Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной" . Буржуазная идеология представляет собой, по словам К.Маркса и Ф.Энгельса, извращенное сознание, затемняющее правильное пони о мание объективной действительности . С целью экспортирования извращенного сознания в социалистическое общество ударный отряд.империализма - буржуазный клерикализм активно использует религиозный экстремизм. Прикрываясь религией, спекулируя на чувствах верующих, выдавая себя за "братьев во Христе", идеологические диверсанты привносят в.сознание некоторой части верующих советских граждан идеи антикоммунизма и антисоветизма, разжигают ненависть к атеизму и атеистам, сеют сомнения в преимуществе социалистического строя. Наиболее распространенный способ идеологических диверсий под религиозным прикрытием - забрасывание в СССР буржуазно-клерикальной литературы и 1 Ленин В.И. Что делать? - Полн.собр.соч., т. 6, с. 39-40. 2.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч. 2-е изд., т.З, с. 167-168. радиопропагавда на СССР. Как очень точно отмечает А.С.Онищенко: "Клерикально-буржуазная литература о марксистско-ленинском атеизме и о практике атеистического воспитания в социалистических странах, а также сходная с ней радиопропаганда не преследуют цели теоретического опровержения атеизвяа. Здесь не содержится.по существу никаних теоретических рассуждений. Их цель - искажением нашего образа жизни, фактов вызвать, резкую антиатеистическую, антисоветскую реакцию, сочувствие и поддержку религиозных фанатиков. На апелляцию к разуму противники атеизма рассчитывают мало, поэтому главное внимание сосредоточивается на попытках вызвать нужную эмоциональную реакцию" Религия - составная часть идеологии эксплуататорских обществ. И сегодня религиозное учение христианских сект при всей его модернизации по-прежнему враждебно научно-материалистическому миропониманию. Вместе с тем, за годы Советской власти существенно изменилась политическая ориентация большинства протестантских сект. Находясь в плену лженаучного мировоззрения, верующие граждане СССР в подавляющем большинстве своем политически не только лояльны по отношению к своему государству, но и активно поддерживают его экономичеокие и. политические мероприятия. Сознание верующего, как и человека вообще, не есть нечто раз и навсегда установившееся. Оно изменяется под влиянием многочисленных факторов, среди которых далеко не последнее место занимает господствующая в данном обществе идеология. Поскольку господствующей в социалистической обществе является марксистско- Онищенко А.С. Социальный прогресс, религия, атеизм. - К., 1977, с. 256. - -ленинская идеология, ее основнне положения, взгляды и установки не могли не коснуться сознания подавляющего числа верующих, в том числе и значительной части рядовых верующих, попавших под влияние экстремистов, несмотря на гигантские усилия лидеров по изоляции их от "мира". Имена Н.Маркса, Ф.Энгельса, В.ИДенина хорошо известны каждому верующему, их авторитет в.религиозной среде очень высок. И если мировоззренческие взгляды основоположников научного коммунизма верующим мало известны, не всегда понятны и.далеко не всегда воспринимаются, то в области социально-экономической, политической их авторитет для основной части верующих советских граждан, в том числе и многих членов религиозно-инситативных групп, непререкаем.

Следует учитывать и то обстоятельство, что основная масса верующих мыслит на уровне обыденного сознания, как, впрочем, и большинство протестантских-проповедников. Общеобразовательный уровень последних невысок. Так, по нашим данным, в. проповедническом корпусе Харьковской региональной общины ВСЕХБ из 220 проповедников 82 процента имеют начальное образование или малограмотны, старший,пресвитер, член ВСЕХБ Ф.Старухив закончил только 5 классов.

Положение в группах баптистов-инициативников, адвентистов-реформистов и крайних пятидесятников ненамного лучше.

Поэтому буржуазно-клерикальные идеологи и сознательные или несознательные проводники их идей в религиозном экстремизме при-, меняют наиболее.распространенный метод обработки сознания рядовой части верующих - фальсификация и клевета во имя "спасения мира", в том числе фальсификация взглядов-классиков марксизма-ленинизма на религию. - -Авторитета Христа и христианства явно недостаточно для удержания, паствы и в этих целях привлекаются чаще всего имена Ф.Энгельса и В.И.Ленина. Причем приемы экстремистского актива не сложны и сгодятся к двум аспектам: - бездоказательное приписывание классикам марксизма-лени низма никогда не принадлежащих им высказываний; - извращение-взглядов классиков на ту или иную проблему. Расчет "теоретиков" на то, что рядовые верующие произведе ний классиков не читали и примут фальсификацию за. истину. Более 20 лет в религиозно-инситативных группах имеет хождение, проникая даже в лояльные общины, машинописная фальшивка под названием "Некоторые замечания по поводу атеистической литературы последних лет" , в которой утверждается, что "факт воскресения Христа к концу своей жизни признал не кто иной, как Энгельс... в переиздании своих сочинений". Понимая, что даже малограмотный читатель попытается найти это высказывание, авторы фальшивки спешат заверить: "Эти строки Энгельса оставались неизвестными у нас потому, что они ни разу не были переведены на русский язык в изданиях К.Маркса и Ф.Энгельса". Эту же фальшивку повторяет "Вестник истины", публикуя вымыслы Е.Пушкова -руководителя.музыкально-хорового отдела СЦЕХБ: "В конце жизни Энгельс вернулся к вере. У него есть труд о Давиде Штраусе, где он пишет, что позднейшие открытия неуклонно заставляют вернуться к мысли о том, что жизнь должна быть возвращена Тому, Кто на кресте добровольно умер за род человеческий. Но этот груд не пе-реведен на русский язык" . Он не мог быть переведен, ибо не существовало и не существует подобного высказывания у непревзой денного и поныне специалиста в области религии и атеизма, каким был Фридрих Энгельс. Б.И.Ленин - величайший философ, материалист и атеист, гений человечества, ненавидевший религию и беспощадно боровшийся с ней, одним росчерком пера буржуазно-клерикальных идеологов и следующих в их фарватере фальсификаторов от экстремизма возводится в апологета религии. Лжетеоретики, спекулируя на громадном авторитете имени В.И.Ленина в массах, приписывают вождю никогда не принадлежавшие ему высказывания или пытаются толковать его произведения вне: конкретной исторической ситуации, в которой они были созданы. Почти у каждого экстремистского проповедника вписана в записную книжку следующая цитата: "...Вспомните, кто первым отозвался на великие слова Христа, кто первым был носителем его учения о любви и братстве, которое перевернуло весь старый мир? - Простые поселяне. МЕЗ тоже зовем к проповеди, мы тоже призываем быть апостолами нового, но по сути непонятого и забытого учения Христа. Нас будут гнать, как гнали первых христиан, нас будут бить и издеваться над нами, но будем неустрашимы и не постесняемся их поруганий, поскольку одно это озлобление против нас уже покажет нам бессилие в борьбе с духовным величием идей, в борьбе с той силой, которую мы явим собой". Экстремистские проповедники, комментируя приведенную цитату, как принадлежащую В.й.Ленину, обязательно подчеркивают, что данное высказывание опубликовано только в первом томе первого Собрания сочинений вождя, изданном в 1924 году, и в последующие издания не включалось, тем самым бросая тень на исключительно бережное отношение КПСС и всего советского народа к ленинскому тео

Молодежь как объект буржуазно-клерикальных спекуляций

Перед религией в целом, различными религиозными течениями и оппозиционными группами внутри них остро стоит проблема "смены поколений". Неуклонное сокращение количества верующих вынуждает более фанатичных из них искать источники пополнения постоянно редеющих общин. "Учащаяся, работающая молодежь из баптистских общин предпочитает занятия в школе, общественную работу, светские развлечения молитвенным собраниям" . Этот вывод построен на обобщении многочисленных фактов, которые не скрывает и баптистская официальная пресса, говоря о том, что христиане "в собрании скучают, при слушании слова Божьего позевывают... имеет место даже дремота" . Автору приходилось неоднократно наблюдать, как на молитвенных собраниях в группах баптистов-ияици-ативников молодежь пересмеивалась, шушукалась, вела разговоры, не имеющие никакого отношения к молитве. И тем не менее, лидеры протестантских общин, а религиозные экстремисты в особенности, делают ставку на молодежь. Пытаясь регулировать и контролировать жизнь верующих Е семье, протестантский актиЕ все настойчивее проводит мысль о возрастании роли семьи, как "домашней церкви", в воспитании детей. "Если мы, - утверждают баптистские проповедники, - не можем благотворно влиять на домашних, то можно с уверенностью сказать, что мы не принесем пользы другим людям, соп-рикасающимся с нами" . Дети, считают они, должны воспитыватьсяв духе "послушания заповедям Иисуса Христа" и с самого раннего детства следовать примеру родителей. Последние же» в свою очередь, обязаны передавать своим детям "познание о боге". Для этого необходимо, согласно установкам руководства баптистской церкви, "всей семьей молиться дома, утром и вечером и привлекать к молитве детей" . Следует указать, что это "мягкий" метод внушения веры, который чаще практикуется верующими из общин ВСЕХБ, а в комплексе с другими и в группах СЦЕХБ, ВЦ ВСАСД» крайних пятидесятников. О нем рассказала, выступая по областному телевидению в 1982 году, техник одного из харьковских заводов Вера Устичен-но: "Нас, шесть детей, родители ставили на колени для молитвы перед едой и после еды, а такяе перед сном. Общаться разрешали только с детьми из семей верующих. Мы не понимали молитву "Отче наш", но должны были регулярно ее повторять. Я спрашивала мать: "За что же господь наказывает верующих?" - потому что часто болела, но врача родители не вызывали. Мать отвечала: "За то, что он их любит". Однажды, когда все уяе спали, в комнату проник угарный газ. Спасла нас случайно заглянувшая в дом соседка. Мать заявила: "Жаль, что она нас разбудила: мы бы были уже перед господом". В 3-ем классе я вступила в пионеры, но родителям об этом сказать побоялась. Однавды забшіа снять галстук и пришла в нем домой. Отец сурово потребовал: "Сними эту грязную тряпку". А ведь Вера Устиченко рассказывает не о 20-х годах, она из поколения 50-х.

Если на 42-м съезде ЦЕХБ деятели ВСЕХБ и его актив высказывали пожелания о совершенствовании системы религиозного воспитания детей, то баптисты-инициативники предпринимают попытки ее 1 Лялина Г.С. Новые тенденции в идеологии баптизма. - М., 1979, с. 53. - -реализации. При этом они больше склоняются к "жесткому" методу. Крымские исследователи» например» приводят такие данные: "Из 25 опрошенных "инщиативников" Крыма 23 заявили, что детей воспитывают в религиозном духе. При опросе 33 школьников - детей "ини-циативников" - 12 ответили, что их принуждают к вере в бога» 19 сказали» что их не принуждают, но советуют верить» двое уклонились от ответа. А девять учащихся сознались, что их дане наказывают за неусердие к вере" . В этом микроисследовании, как в капле воды, отразилась действительность.

Экстремисты ведут религиозное воспитание детей и молодежи по определенной системе, которая включает методику влияния на дошкольников SL школьников. Цель преследуется одна - нейтрализовать воздействие на детей учебно-воспитательного процесса. Темы проповедей, как правшіо, выбираются в расчете на интересы подростков. Б них много пения, музыки. Во время проповедей детей знакомят с соответствующей литературой, произведениями искусства. Повсеместно практикуется участие молодежи и детей в массовых обрядовых действиях: во время религиозных праздников, свадеб, крещений. Дяя Еозбуждевия у детей интереса к религии.,в группах организуются детские праздники, вечера вопросов и ответов на библейские темы, коллективные читки журналов, отмечаются дни рождения. Опытные проповедники при этом приветствуют детей, поздравляют, одновременно наставляя их в вере.

В ряде мест время от времени возникают "библейские школы" с продуманной программой, постоянными наставницами из так называемых "Христовых невест" - одиноких сектанток. Количество учащихся в этих законспирированных шнолах, как правило» невелико -1 Захаров М.Ф., Герасименко В.К.» Цветаев В.Д. Куда зовут "братья во Христе". - Симферополь: Таврия, 1978, с. 29. - -до 10 человек, деятельность их осуществляется по системе "урок г-1 домашнее задание". Здесь игнорируется советское законодательство 0 религиозных культах, запрещающее организованное обучение детей религии и предоставляющее такое право лишь родителям при их вза имном согласии и согласии самих детей. Нынешние лидеры сектантства в воспитании детей и молодежи исходят из определенных педагогических установок: "Ребенок не рождается верующим. Детское сознание - это нива, ожидающая посева, и на ниве этой могут появиться и полезные растения и сорняки: что посеешь, то и пожнешь" .. Экстремистский "дедагог" выражается более категорично: "Детей на земле нужно приучать жить небесной жизнью. Шлодое животное легче обучать, чем старое Мягкой глине можно придать любую форму, а засохший кусок можно только разбить на мелкие ку-сочки" » Здесь же дается лозунг: Что нужно нашей молодежи? о Отдаться богу целиком . И далее следует упрек: Ты идешь тропою жизни, Направляясь к небесам. Почему же твои дети Преданы еще грехам? Поскольку далеко не каждый рядовой верующий способен воспитывать детей, в религиозном духе, не имея для этого ни знаний, БИ опыта, в помощь ему экстремистские центры издают и распроотраня ют специальную литературу. Так, в 60-е годы СЦЕХБ отпечатал да гектографе методическое пособие "Воспитание детей в христианской семье"» состоящее из 30 библейских уроков, и двухтомник "Детский друг"» который начинается с обращения "К деткам ЧВ обращении говорится о

Похожие диссертации на Религиозный экстремизм содержание, причины и формы проявления, пути преодоления