Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль атеистического воспитания в формировании нового человека Гусейнов Камал Гашам оглы

Роль атеистического воспитания в формировании нового человека
<
Роль атеистического воспитания в формировании нового человека Роль атеистического воспитания в формировании нового человека Роль атеистического воспитания в формировании нового человека Роль атеистического воспитания в формировании нового человека Роль атеистического воспитания в формировании нового человека Роль атеистического воспитания в формировании нового человека Роль атеистического воспитания в формировании нового человека
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гусейнов Камал Гашам оглы. Роль атеистического воспитания в формировании нового человека : ил РГБ ОД 61:85-9/374

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Формирование научно-материалистического мировоззрения - закономерность развитого социализма 10-51

1. Причины сохранения и пути преодоления религиозных пережитков у некоторой части населения 10-32

2. Влияние современной научно-технической революции на становление и развитие научно-материа листического мировоззрения личности 32-51

ГЛАВА II. Атеистическое воспитание трудящихся составная часть идеологической работы партии 52-116

1. Атеистическое воспитание и формирование научного мировоззрения нового человека 52-84

2. Комплексный подход к воспитанию и формированию атеистического мировоззрения 85-116

Заключение 117-122

Список использованной литературы 123-135

Введение к работе

На всех этапах социалистического строительства вопросы формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрений постоянно находились в центре внимания КПСС. Творчески развивая ленинские идеи в области научного атеизма, Коммунистическая партия исходила из ленинских положений о том, что атеистическое воспитание есть программное требование партии, а пропаганда атеизма - одно из важных звеньев ее разносторонней деятельности, обеспечивающей строительство нового социалистического общества, что осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков *.

В результате ликвидации эксплуататорских классов и частной собственности на средства производства, революционных, социалистических преобразований в социально-экономической и культурной жизни общества, планомерного развития общественных процессов, развития науки, культуры и целенаправленной идеологической, идейно-воспитательной деятельности КПСС у нас в стране были уничтожены социально-классовые корни религии, начался процесс массового отхода советских людей от нее. Наше общество стало первым обществом в истории массового атеизма, в нем господствует научное материалистическое мировоззрение. Это великое завоевание социализма, страны Советов. Но, как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, современный этап исторического развития человечества "отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений двух политических курсов - социализма и империализма.

I См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.2, М.: 1970, о.49.

Идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы" . На Пленуме говорилось и о том, что многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддержать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую окраску.

В этих условиях одной из задач первостепенной важности является воспитание человека, свободного от религиозных предрассудков, имеющего прочное научно-материалистическое мировоззрение и атеистическую убежденность, научно-материалистическое воспитание всех советских людей. "Необходимо, - отмечается в постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, - активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, уделять больше внимания атеистическому воспитанию. Шире вовлекать верующих в общественную жизнь, настойчивее внедрять советскую обрядность" .

Следовательно, в условиях развитого социализма, который характеризуется могучими производительными силами, передовыми общественными отношениями, господством научно-материалистического мировоззрения, по-новому ставится и задача атеистического воспитания, что и определяет актуальность представляемой диссертационной работы.

Как известно, на современном этапе совершенствования развитого социалистического общества основными задачами формирования атеистического мировоззрения являются: а) воспитание атеистической убежденности и активности у нерелигиозной части населения; б) сокращение и предотвращение воспроизводства религиозности в новых поколениях советских людей; в) окончательное преодоление

  1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.7.

  2. Там же, с .72-73 .

религиозных пережитков в сознании и поведении верующих.

Соответственно этим задачам совершенствовались существующие формы, методы, средства атеистического воспитания трудящихся, а также шел поиск и утверждение новых направлений атеистической пропаганды. Теперь атеистическая работа среди населения проводится в тесной, органической связи с идейно-политическим, нравственным, патриотическим и интернациональным, трудовым и эстетическим воспитанием, обеспечивающим формирование личностных качеств человека нового типа. Организация атеистической работы среди населения непосредственно связана с деятельностью производственных коллективов, различных общественных организаций и средств массовой информации и пропаганды. В практике атеистического воспитания советских людей широко используются технико-экономические, организационные, идеологические и иные факторы общественной жизни. Процесс формирования атеистического мировоззрения советских людей тесно увязывается с повышением их социальной активности, усилением систематической пропаганды научных знаний среди населения.

За последние десятилетия в стране была проделана большая работа по осуществлению задач, стоящих перед практикой атеистического воспитания, накоплен богатейший опыт на этом весьма важном участке идеологической деятельности партии. Об актуальности поставленной проблемы свидетельствует повышенное внимание к атеистическому воспитанию социологов, педагогов и психологов, чьи многочисленные исследования посвящены различным аспектам теории и практики научного атеизма, обобщению опыта антирелигиозной пропаганды в условиях развитого социализма. При этом в центре их внимания стояли такие важные, имеющие большое теоретическое и прикладное значение, проблемы, как современное состояние и тенденции

эволюции религии в условиях социализма; процесс секуляризации и его особенности в социалистическом обществе; особенности борьбы между научным и религиозным мировоззрением в эпоху НТР; атеистическое воспитание в системе идеологической работы партийных организаций и повышение ее эффективности; взаимосвязь объективных условий и субъективных факторов преодоления религии; место и роль атеистического воспитания в системе коммунистического воспитания; религия и атеизм в современной борьбе идей и др. *.

Различные аспекты этих проблем получили свое освещение в ряде исследований и публикаций последних лет .

Теоретические и практические задачи атеистического воспитания рассматриваются и в ряде публикаций азербайджанских ученых, в этой связи необходимо отметить работы М.М.Саттарова, П.Г.Махмудова, М.Ф.Джалилова, А.Г.Алиева и др. s.

  1. См.: Окулов Н.Ф. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание. М., 1976, с.30-31.

  2. Данилов Д.Г., Кобецкий В.Д. Общественное мнение и научно-атеистическая пропаганда. Л., 1976; Харахоркин Л.Р., Крендело-ва Л.А. Атеизм и научно-техническая революция. Л., 1977; Ка-линчук А.А. Комплексный подход к научно-атеистическому воспитанию. М., 1978; Криштола СИ. Формирование научно-материалистических взглядов на смысл жизни в процессе атеистического воспитания. Новосибирск, 1978; АлимбаевА.А. Проблемы формирования научно-материалистического мировоззрения в условиях социалистического города. М., 1978; Печников В.Д. Социальная активность и мировоззрение личности. М., 1978; Зоц В.А. Духовная культура и атеистическое воспитание. М., 1978; Попова М.А., Филлипова Е.Н. Духовный мир личности и атеизм. М., 1979; Куроч-кин П.К. Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической работы. М., 1980; БаиновА.С. Формирование научного мировоззрения и воспитание атеистической убежденности у школьной молодежи. М., 1978 (автореф. канд.дисс); ЗубЛ.А. Научно-атеистическая пропаганда в системе идейно-воспитательной работы. М., 1979 (автореф. канд.дисс.) и др.

  3. См.: Саттаров М.М. Формирование атеистического мировоззрения

у азербайджанского народа в период социалистического строительства (на азерб.языке), Баку, 1964; Махмудов П.Г. Современная идеологическая борьба и религия (на азерб.языке), Баку, 1979; Джалилов М.Ф. Научно-техническая революция и атеистические мировоззрения (на азерб.языке), Баку, 1982; Алиев А.Г. Духовная культура и религия (на азерб.языке), Баку, 1982; Ахмедов А.А.

К числу недостаточно исследованных на материале нашей республики проблем относится вопрос о роли атеистического воспитания в процессе формирования человека нового типа. Представленная диссертационная работа представляет собой попытку в определенной мере восполнить этот пробел. Актуальность глубокого анализа атеизации и положительного опыта воспитательной работы по формированию научно-материалистического мировоззрения советских людей еще больше возрастает в свете требований, выдвинутых ХХУІ съездом КПСС, ноябрьским (1982 г.) и июньским (1983 г.) Пленумами ЦК КПСС к идеологической, идейно-воспитательной работе. В этой связи приобретает исключительно важное значение дальнейшая разработка проблемы, связанной с местом и ролью атеистического воспитания в формировании духовного облика нового человека.

Вышеизложенные соображения и определили выбор проблемы "Роль атеистического воспитания в формировании нового человека" в качестве темы данной диссертации, позволили сформировать ее основные задачи и цели, на материалах Азербайджанской ССР определить особенности атеистического воспитания в условиях развитого социалистического общества; на основе анализа и обобщения ценного опыта, накопленного за десятилетия партийными и другими общественными организациями республики по формированию научно-материалистического мировоззрения, рассмотреть место и роль атеистического воспитания в системе идеологической, идейно-воспитательной деятельности; показать влияние научно-технической революции на формирование научно-материалистического и атеистического мировоззрения населения республики; раскрыть различные стороны механизма взаимодействия и

Роль коммунистического труда в формировании научно-атеистического мировоззрения у трудящихся. Баку, 1964 (автореф. канд.дисс); АббасовА.Д. Характер отношения-молодежи и религии и особенности атеистического воспитания. Баку, 1976 (автореф. канд.дисс).

взаимовлияния атеистического воспитания с другими направлениями коммунистического воспитания по формированию и совершенствованию духовного облика советского человека.

Научная новизна диссертационной работы заключается прежде всего в том, что автором предпринята попытка показать особенности атеистического воспитания в условиях развитого социалистического общества на материалах Азербайджанской ССР. При этом соискатель, руководствуясь установками ХХУІ съезда КПСС об укреплении материальных и духовных основ социалистического образа жизни, совершенствовании процесса формирования нового человека, рассматривает утверждение научно-материалистического, атеистического мировоззрения как закономерность общества развитого социализма. Новизна исследования проявляется еще и в том, что автор уделяет особое внимание показу достигнутых за годы IX и X пятилеток трудящимися Азербайджана успехов во всех сферах общественной жизни, которые послужили объективной основой ускорения процесса формирования и развития научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся республики. Руководствуясь принципом марксистской социологии о необходимости учета тесной связи объективных условий и субъективных факторов в процессе формирования духовного мира личности, диссертант рассматривает целенаправленную деятельность партийных и других общественных организаций по атеистическому воспитанию как составную часть их идеологической, политико-воспитательной работы. На основе общефилософского принципа системного подхода к предметам и явлениям действительности и выдвинутой ХХУ съездом КПСС задачи комплексного подхода к делу воспитания в диссертации раскрывается механизм воздействия идейно-политического, трудового, нравственного воспитания на формирование научно-материалистического мировоззрения советских людей.

Практическая значимость работы. Результаты исследования проблемы, обобщения и выводы, а также приведенный в работе разнообразный фактический материал могут быть широко использованы в учебных курсах по марксистско-ленинской философии, научному атеизму и научному коммунизму, читаемых в высших учебных заведениях, университетах марксизма-ленинизма, культуры и атеистических знаний. Кроме того, характеристика существующих форм, методов и средств антирелигиозной пропаганды, раскрытие несостоятельности, вреда, наносимого религиозным мировоззрением личности, могут стать основой научного планирования и проведения атеистического воспитания, осуществляемого партийными и другими общественными организациями на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, научных уч-реждениях и учебных заведениях, а также по месту жительства населения республики.

Методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма в области научного атеизма, важнейшие документы КПСС по вопросам атеистического воспитания, выводы и положения по идеологическим вопросам, содержащиеся в решениях и материалах ХХІУ, ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, исследования советских ученых по атеистической проблематике, а также документы и материалы XXIX и XXX съездов КП Азербайджана и Пленумов ЦК Компартии республики. Диссертационная работа написана на основе анализа материалов конкретно-социологического исследования отдела атеизма института философии и права АН Азерб.ССР и социологической лаборатории Азербайджанского института народного хозяйства имени Д.Буниятзаде по атеистическому воспитанию. В диссертации использованы также материалы социологических исследований, проведенных за последние годы в других регионах страны.

Причины сохранения и пути преодоления религиозных пережитков у некоторой части населения

Одной из основных задач формирования нового человека в условиях развитого социализма является его атеистическое воспитание, ибо научно-материалистическое мировоззрение, коммунистическая нравственность личности формируются в бескомпромиссной борьбе против всех пережитков прошлого, в том числе, против религиозных.

Объективный процесс развития социалистического общества в современных условиях настоятельно требует окончательного преодоления пережитков прошлого в сознании и поведении людей. Этот процесс обусловливается необходимостью осуществления коммунистических идеалов, всестороннего развития личности.

Те качественные изменения, которые произошли и происходят в социально-экономической, политической и культурной жизни нашего общества в условиях развитого социализма, вызвали и вызывают существенные перемены, сдвиги в психологии, мировоззрении, быту, традициях и обычаях людей.

В результате становления социалистических производственных отношений, искоренения классового и национального неравенства в стране Советов за исторически короткий срок были созданы объективные условия для освобождения личности от духовной отчужденности, подавленности, пессимизма и влияния религии.

Великая Октябрьская социалистическая революция, установив рабоче-крестьянскую власть, разрушила вековые связи эксплуататор ского государства с религией и церковью и тем самым устранила главную политическую силу, которая была заинтересована в существовании и распространении религиозной идеологии среди трудящихся, чтобы держать их в покорности и послушании. Революция в то же время нанесла сокрушительный удар по иллюзиям, которые настойчиво внедрялись в сознание людей господствующими классами.

Все это привело к отходу подавляющего большинства населения СССР от религии.Однако следует заметить, что процесс массового отхода людей от религии происходил в стране, где она веками имела глубокие социальные корни. Повышенная религиозность, особенно бывших национальных окраин, существенно препятствовала строительству новой жизни.

В.И.Ленин, имея в виду эту особенность, писал: "...следы старого в правах известное время после переворота неизбежно будут преобладать над ростками нового. Когда новое только что родилось, старое всегда остается, в течение некоторого времени, сильнее его, это всегда бывает так и в природе и в общественной жизни" .Первостепенной задачей в области атеистического воспитания в тот период было привлечение широких слоев народных масс к активному участию в революционном преобразовании общественной жизни.

В ходе этой преобразовательной деятельности, практической борьбы за построение социализма трудящиеся воспитывались в духеатеизма.

Массовое развитие, распространение атеизма в нашей стране находилось и в настоящее время находится в диалектическом взаимодействии с повышением социальной активности, инициативы, развити ной активности, инициативы способствует формированию и развитию массового атеизма, то последний, в свою очередь, приводит к дальнейшему развертыванию трудовой, общественно-политической и духовной активности трудящихся, особенно в условиях развитого социалистического общества.

В отчетном докладе ЦК ХХУ съезду КПСС общество развитого социализма характеризуется как наивысшее достижение социального прогресса: "Мы создали новое общество, общество, подобного которому человечество еще не знало, это - общество бескризисное, постоянно растущей экономики, зрелых социалистических отношений, подлинной свободы. Это - общество, где господствует научное материалистическое мировоззрение. Это - общество твердой уверенности в будущем, светлых коммунистических перспектив. Перед ним открыты безграничные просторы дальнейшего всестороннего прогресса" .

Высшей целью общественного производства при развитом социализме является повышение жизненного уровня советских людей, создание условий для всестороннего расцвета личности.Опыт революционных преобразований в нашей стране подтвердил марксистско-ленинское положение о том, что без культурной революции невозможны успехи в преодолении религии и развитии атеизма масс. Мировоззренческое значение культурной революции состоит в том, что в ее ходе происходило постепенное преобразование духовной жизни народа на основе социалистической идеологии, научного мировоззрения, освобождение культуры от влияния религии. Именно в угнетении, нищете и темноте трудящихся масс В.И.Ленин видел один из самых глубоких источников религиозных предрассудков. Без ликвида ции массовой неграмотности, говорил он, невозможно решение ни политических, ни экономических задач. По мнению В.И.Ленина, "Безграмотный человек стоит вне политики" и для вовлечения в сознательную общественную жизнь, его сначала необходимо научить грамоте. "Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика" .

Отсталый в недалеком прошлом в экономическом, социальном и культурном развитии Советский Азербайджан в настоящее время, как и другие братские республики нашей многонациональной страны, представляет собой высокоразвитую во всех отношениях республику.За 60 советских лет в республике выпуск промышленной продукции возрос в 156 раз, в 1979 году за два дня продукции производилось почти столько, сколько за весь 1920 год. за пять месяцев промышленность Азербайджана теперь выпускает продукцию, равную по объему производства промышленной продукции всей дореволюционной России в 1913 году.

Революция открыла трудящимся доступ к знаниям, и богатствам культуры. В дореволюционном Азербайджане затраты на просвещение составляли 64 копейки в год на душу населения, а ныне они превы-шают 60 рублей .По данным последней переписи в 1979 году грамотность городского населения составила 100 и сельского 99,9 процентов. Эти цифры - красноречивое свидетельство неуклонного выравнивания уровня культуры населения города и села .

Процесс формирования нового человека, дальнейшее развитие его научно-материалистического, атеистического мировоззрения, происходит прежде всего на основе огромных достижений в различных

Влияние современной научно-технической революции на становление и развитие научно-материа листического мировоззрения личности

На современном этапе функционирования социалистического общества неуклонно возрастает роль научно-технической революции в формировании научно-материалистического мировоззрения личности нового типа.

Развитие всех без исключения сфер жизнедеятельности советских людей непосредственно связано с ней. В наши дни НТР является не только ускорителем материального производства, но и существенным фактором качественных изменений в области духовных отношений. Изменения технической оснащенности производства, постепенная ликвидация ручного труда и развитие механизации и автоматизации, дальнейшее совершенствование систем управления и регулирования приводят к необходимости повышения уровня компетентности каждого участника производства. Это в свою очередь создает потребность в повышении образованности, технической грамотности, что с необходимостью расширяет кругозор личности, развивает любознательность, интерес к научному поиску более эффективных решений производственных задач.

Из самой сути развертывающейся НТР вытекает необходимость всестороннего духовного развития человека, что является целью коммунистического строительства . Поэтому Коммунистическая партия и Советское государство обращают особое внимание на необходимость постоянного развития, развертывания НТР. "Условия, в которых народное хозяйство будет развиваться в 80-е годы, - указывается на ХХУІ съезде КПСС, - делают еще более настоятельным ускорение научно-технического прогресса... Партия коммунистов исходит из того, что строительство нового общества без науки просто немыслимо" .

Развитие науки и техники создает широкие возможности для проникновения человеческого гения в еще более глубинные тайны мира, еще больше укрепляет господство человека над природой. Благодаря НТР личность начинает глубже понимать сущность объективных закономерностей действительности, проявляет к окружающему миру целенаправленное активное отношение.

Научное мировоззрение особенно укрепилось и обогатилось новыми достоверными данными в результате запусков искусственных спутников Земли и искусственной планеты Солнца, космической ракеты на Луну, создания космической научной станции и фотографирования обратной, невидимой стороны Луны, полета в космос человека.

Сведения о мировом пространстве: о строении, составе, плотности, давлении и температуре верхних слоев атмосферы, о космической материи, а также о различных излучениях, попадающих в верхние слои атмосферы от Солнца и из мирового пространства, представляют огромный интерес не только для познания Вселенной и ее развития, но и для изучения нашей планеты.

Полученные данные говорят о том, что космос не пустота, асложнейший комплекс взаимодействующих полей и вещества, что в нем происходит непрерывное превращение энергии из одной формы в другую.

Сокрушительный удар по религии нанесла и геология - наука, изучающая процессы, происходящие внутри Земли и на ее поверхности. Как известно, религия ограничивает время существования Земли всего несколькими тысячами лет. Исследования пластов коры нашей планеты, ее поверхности показали всю вздорность библейских утверждений о сотворении богом земли, опровергли взгляды религии о неизменности земли и ее обитателей.

С дальнейшим углублением знаний человека о природе и обществе повышается и уровень его самопознания, он лучше разбирается в истинном смысле жизни. Тем самым окончательно рассеиваются веками насаждаемые религией иллюзии о мире, обнаруживается несостоятельность утверждений богословов о тщетности человеческих усилий "вникать в "неведомые тайны мира сего". Развивающаяся познавательная активность личности в свою очередь выступает мощным стимулом активизации ее производственной и общественно-политической деятельности, преодоления пережитков прошлого.

Известно, что критерием атеистического мировоззрения является свободное действие человека на основе научного познания закономерностей природы и общества, окончательный отход от веры в существование бога или какой-либо другой сверхъестественной силы, умение теоретически аргументированно и практически убедительно опровергать религиозные догмы, управлять со знанием дела природными и социальными явлениями. Такой уровень мировоззрения может быть достигнут на основе глубокого овладения достижениями науки, целенаправленного использования человеком мощных технических средств и вещественных производительных сил в своей повседневной практической деятельности .

Однако изучение тайн явлений природы и общества представляет собой длительный, трудный, сложный и противоречивый процесс.

Мировоззрение у каждого человека складывается по-своему, однако материал для этого он обязательно черпает вокруг себя. Только то, что человек сам прочувствовал и сам, пусть с помощью других, продумал, пусть примитивно - по стандартам одних, пусть неглубоко - по представлению многих, но только то, что человек пропустил через себя, пережил, будь то факты, относящиеся к политической, нравственной области или непосредственно к процессу познания, только это станет существенным, может определить поведение человека и станет его убеждением. Вспомним известное выражение К.Маркса и Ф.Энгельса в "Немецкой идеологии": "Сознание... никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием..., а бытие людей есть реальный процесс их жизни" .

Атеистическое воспитание и формирование научного мировоззрения нового человека

Научно-материалистическое, атеистическое мировоззрение советских людей формируется под воздействием социально-экономических, политических и культурных преобразований, осуществляемых под руководством КПСС.

Эти преобразования составляют объективную основу формирования нового человека вообще, его атеистического мировоззрения в частности. Вместе с тем в этом процессе исключительно важную роль играет субъективный фактор - целенаправленная воспитательная деятельность КПСС и Советского правительства.

Коммунистическая партия при осуществлении задач формирования научно-материалистического мировоззрения, атеистического воспитания руководствуется стройным учением основоположников марксизма-ленинизма о религии и атеизме. Классики марксизма-ленинизма неоднократно отмечали, что невозможно преодолеть религии путем "запрета", "преследования".По их мнению "запрет", "преследование" может усилить религиозное верование. "...Преследования, - писал Ф.Энгельс, - наилучшее средство укрепить нежелательные убеждения! Одно несомненно: единственная услуга, которую в наше время можно еще оказать богу, - это провозгласить атеизм принудительным символом веры" .

К.Маркс, Ф.Энгельс и В.Ш.Ленин рассматривали преодоление ре игии и утверждение атеизма как объективный процесс и связывали этот процесс с социалистическим преобразованием материальной и еволюционной борьбы пролетариата, социально-экономическую и политическую обстановку каждого конкретного этапа исторического развития. "Марксист, - писал В.И.Ленин, -должен быть материалистом, т.е. врагом религии, но материалистом диалектическим, т.е. ставящим дело борьбы с религией не абстрактно, не на почву отвлеченной, чисто теоретической, всегда себе равной проповеди, а конкретно, на почву классовой борьбы, идущей на деле и воспитывающей массы больше всего и лучше всего. Марксист должен уметь учитывать всю конкретную обстановку" 1.

Примером такого конкретного подхода может служить отношение партии к вероисповеданию своих членов в начале века. В первую Программу партии, принятую в 1903 году, не было включено требование об обязательности придерживания членом социал-демократических взглядов.

"Мы должны не только допускать, - писал в.И.Ленин, - но сугубо привлекать всех рабочих, сохраняющих веру в бога, в с.-д. партию, мы безусловно против малейшего оскорбления их религиозных убеждений" . Однако это вовсе не означает, что партия в те годы безразлично относилась к вопросам религии и атеизма. Религия была и остается духовным оружием в руках господствующих классов в деле эксплуатации трудящихся масс. Поэтому в первой программе партии дается анализ истинных исторических и экономических корней религии, ее социальный и духовный вред.

В.И.Ленин писал: "Партия наша есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса. Такой Союз не может и не должен безразлично относиться к бессознательности, темнотеили мракобесничеству в виде религиозных верований" .

Социалистическая революция впервые в истории человечества обеспечила в нашей стране подлинную свободу совести, которая включает в себя как право верить или не верить в бога, так и право вести антирелигиозную пропаганду. В этом проявилась исключительная забота о человеке, о его будущем, духовном и культурном росте. Борьба с религией знаменовала собой борьбу за пролетарское сознание в интересах счастья простого человека.

Партия с первых же дней своего существования, выдвинув требование об "отделении церкви от государства и школы от церкви", объявила религию "частным делом" каждого. Вместе с тем для самой партии борьба против религии была одной из основных задач ее идеологической деятельности.

"Для нас же, - писал В.И.Ленин, - идейная борьба не частное, а общепартийное, общепролетарское дело" .

В.И.Ленин неоднократно подчеркивал, что в стране победившего социализма распространение массового атеизма возможно не путем принятия декретов о запрете религии, а обеспечением свободы совести граждан.

Не случайно, что основоположники марксизма-ленинизма при разработке основных принципов научного атеизма придавали исключительно важное значение свободе совести и рассматривали ее как один из существенных компонентов духовной свободы.

Руководствуясь марксистско-ленинским атеистическим наследием, КПСС всегда стояла и стоит на страже свободы совести граждан. В нашей стране государство не вмешивается во внутренние дела религиозных учреждений, граждане не преследуются из-за религиозноговерования. В отличии от буржуазных конституций, Конституция СССР не ограничивается лишь провозглашением прав и свобод граждан, гарантирует их законодательно, в статье 34 Конституции СССР указывается: Траждане СССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Равноправие граждан СССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни" .

Буржуазия хотя и на словах провозглашает свободу совести, однако на деле даже не думает о ее осуществлении. Она под свободой совести подразумевает лишь свободу выбора верования. Ни в одной буржуазной стране гражданам не представляется право быть атеистом, вести атеистическую пропаганду.

В ряде буржуазных стран (в США, Франции, Турции и др.) формально свобода совести провозглашена, даже официально церковь отделена от государства.

Но на самом деле все это лишь одно из проявлений лицемерия буржуазии.В эксплуататорском обществе взаимосвязь политики и религии состоит не только в том, что политическая надстройка создает условия для религиозного отражения действительности. Она заключается также во взаимовлиянии и взаимодействии политики и религии. В антагонистическом обществе религия и церковь находились и находятся в зависимости от политики господствующих классов, испытывали и испытывают ее постоянное влияние. В свою очередь религия и церковь

Комплексный подход к воспитанию и формированию атеистического мировоззрения

Каждый конкретный этап развития социалистического общества выдвигает новые актуальные экономические, социально-политические и культурные задачи. Притом, выдвигаемые социальной практикой и решаемые в различных сферах жизни социалистического общества, эти задачи находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.

Так, если успешное решение задач в сфере социально-экономической жизни социалистического общества создает благоприятные условия для формирования духовного облика нового человека, то формирующийся в этих благоприятных условиях советский человек принимает еще более активное участие в деле решения стоящих перед социалистическим обществом социально-экономических задач.

На современном этапе развития нашей страны в условиях зрелого социалистического общества в области формирования нового человека, коммунистического воспитания новизна задачи заключается в комплексном подходе к этому процессу.

"...Современные условия выдвигают новые задачи перед идеологической деятельностью партии. Практика партийных организаций подсказывает нам путь, следуя по которому мы можем добиться повышения ее эффективности. Это комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся" .

В решении данной задачи особое значение приобретают все направления воспитательной работы - идейно-политическое, трудовое, нравственное, патриотическое и интернационалистское, правовое, атеистическое, эстетическое, физическое воспитание. Имея относи-I Материалы ОТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, с.74. тельную самостоятельность, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии и, таким образом, комплексно воздействуют на сознание личности, ее интеллект и в конечном счете на поведение. Принцип комплексности является одним из основных методических принципов воспитательной работы в условиях зрелого социализма. Он выработан многолетней практикой партийных организаций и обеспечивает наибольшую эффективность идеологической деятельности.

Единство и взаимосвязь присущи всем направлениям воспитательной деятельности, и выяснение механизма этой взаимосвязи имеет большое теоретическое и практическое значение. В этой связи представляется важным рассмотреть вопрос о механизме единства и взаимодействия идейно-политического и научно-атеистического воспитания как одного из аспектов комплексного подхода к формированию всесторонне развитой личности.

Комплексный подход предполагает единство целей и средств воспитания, различных факторов и сфер деятельности. Можно было бы назвать ряд таких целей, средств воспитания, факторов и сфер деятельности, которые в совокупности дают представление об основных чертах комплексного подхода к воспитанию. Это, во-первых, единство целей и направлений воспитательного воздействия (идейно-политического, трудового и нравственного); во-вторых, учет технико-экономических, организационных, идеологических и иных факторов общественной жизни; в-третьих, улучшение планирования и координации работы всех средств воспитания; в-четвертых, охват воспитательным воздействием всего населения с учетом особенностей различных групп; в-пятых, последовательное сочетание просвещения и обучения с включением всех людей в социальную практику, с участием их в созидательном труде и в управлении общественными делами; в-шестых, постоянная практическая проверка результативности воспитательных усилий, корректирование на этой основе самого процессат воспитания с использованием научных методов .

Каждый из вышеназванных моментов заслуживает особого внимания и рассмотрения. Исходя непосредственно из настоящего исследования, мы более подробно будем говорить лишь об одном из этих моментов, а именно, единстве целей и направлений воспитательного воздействия.

Комплексный подход к процессу формирования нового человека, к коммунистическому воспитанию трудящихся представляет собой проявление системного подхода применительно к этой очень важной сфере жизни развитого социалистического общества. Это свидетельствует0 том, что первоначально разработанный на основе глубокого и всестороннего изучения исследования явлений природы метод системногоподхода в силу своего всеобщего характера успешно может работатьи в области социальных явлений. Дело в том, что любой предмет, явление, процесс, материальное или духовное образование как природы, так и общества представляет собой некуй систему, которая состоит из составляющих ее элементов, частей, компонентов. Все эти элементы, части, компоненты находятся в тесной органической взаимосвязи и взаимодействии и благодаря взаимосвязи и взаимодействию образуют целое, органическое единство предметов, явлений, процессов, материальных и духовных ценностей. Существование и развитие любого предмета, процесса и явления есть нечто иное, как существование и развитие взаимосвязи и взаимодействия их сторон, элементов, компонентов.

Исходя из этого следует отметить, что и коммунистическое вос питание, как социальное явление, представляет собой систему. Она состоит из находящихся между собой в тесной взаимосвязи и взаимодействии элементов, то есть направлений.

Основным, определяющим фактором системы коммунистического воспитания является формирование личности с диалектико-материадиетическим миропониманием окружающей действительности на базе глубокого изучения марксистско-ленинской философии, политической экономии и научного коммунизма.

Основы формирования научно-материалистического мировоззрения, представляющего собой систему взглядов, представлений и убеждений об основных закономерностях природы, общества и месте человека в мире, закладываются в школе в процессе изучения различных наук. Б дальнейшем в ходе преподавания общественных, общетеоретических и профилирующих дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях, а также изучения основ марксизма-ленинизма в системе партийного и комсомольского просвещения в трудовых коллективах оно еще более углубляется, расширяется и развивается. Формирование и развитие мировоззрения является продуктом не только целенаправленного педагогического воздействия, но и результатом многогранного и активного взаимодействия личности с социальной средой. Под воздействием окружающей личность социальной среды приобретенные теоретические знания становятся еще более прочными, еще больше обогащаются жизненной практикой. На формирование и развитие мировоззрения существенное влияние оказывает также окружающие человека культурная среда, средства массовой информации. Характерной чертой нашего общества является единство советского народа в осуществлении величественных планов, начертанных партией. И атеисты, и верующие принимают участие в этой созидательной работе, несмотря на

Похожие диссертации на Роль атеистического воспитания в формировании нового человека