Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Объективное и субъективное в общественном сознании и формирование нового человека Набиев Лазизджон Латыфович

Объективное и субъективное в общественном сознании и формирование нового человека
<
Объективное и субъективное в общественном сознании и формирование нового человека Объективное и субъективное в общественном сознании и формирование нового человека Объективное и субъективное в общественном сознании и формирование нового человека Объективное и субъективное в общественном сознании и формирование нового человека Объективное и субъективное в общественном сознании и формирование нового человека Объективное и субъективное в общественном сознании и формирование нового человека Объективное и субъективное в общественном сознании и формирование нового человека
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Набиев Лазизджон Латыфович. Объективное и субъективное в общественном сознании и формирование нового человека : ил РГБ ОД 61:85-9/493

Содержание к диссертации

Введение

Глава I, Особенности проявлений объективного и субъективного в различных видах деятельности людей 18

I. Принципы разграничения объективного и субъективного в различных видах деятельности людей 18

2. Специфика проявления объективного и субъективного в общественном сознании как продукте духовной деятельности 35

Глава П. Особенности соотношения объективного и субъективного в общественном сознании 54

I. Особенности соотношения объективного и субъективного в структурных элементах общественного сознания 54

2. Исторический характер соотношения объективного и субъективного в общественном сознании 90

3« Особенности соотношения объективного и субъективного в социалистическом общественном сознании 112

Глава Ш. Роль объективных и субъективных сторон социалистического общественного сознания в процессе формирования нового человека 126

I. Объективность общественного сознания как одно.из условий формирования нового человека . 126

2» Влияние объективных и субъективных сторон социалистического общественного сознания на процесс формирования коммунистического мировоззрения личности 140

Заключение 160

Список использованной литературы 166

Введение к работе

Одной из наиболее важных и сложных проблем исторического материализма является проблема соотношения объективного и субъективного в общественном развитии. Поступательное прогрессивное развитие общества, изменение и усложнение различных форм и видов его деятельности приводят к усложнению и соотношению объективного и субъективного в общественной жизни, что обусловливает необходимость специального исследования данного вопроса на каждом исторически определенном этапе развития человечества в отдельности.

В нашей стране актуальность исследования проблемы соотношения объективного и субъективного в общественном развитии определяется прежде всего практическими потребностями строительства коммунистического общества, в процессе которого субъективные моменты приобретают особое значение, что с необходимостью и все настоятельнее требует глубокого философского осмысления сущности субъективного и его взаимосвязи с объективным.

Актуальность разработки данной проблемы диктуется также необходимостью своевременной и аргументированной борьбы с буржуазной идеологией, ревизионизмом и оппортунизмом, избравшими одним из основных объектов для нападок на философию марксизма-ленинизма проблему субъекта и объекта, субъективного и объективного в практической и познавательной деятельности людей.

К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин в своих работах уделяли большое внимание выяснению роли народных масс в общественном развитии как главному субъекту истории. При этом классики марксизма-ленинизма неоднократно отмечали, что исследование роли субъекта социального действия в революционном преобразовании действительности неразрывно связано с глубоким философским осмыслением проблемы диалектики объективного и субъективного в общественном раз-

4 витии.

Творчески развивая и обогащая теоретический арсенал марксистско-ленинского учения об общественном развитии ,КПСС в решении актуальных задач современности неуклонно исходит из необходимости всестороннего анализа и учета соотношения объективного и субъективного на каждом историческом этапе жизнедеятельности советского общества.Так на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось: "Для правильного понимания перспектив - и в экономике, и в политике, и в идеологии - нужно прежде всего ясно представить себе характер того этапа общественного развития,на котором мы сейчас находимся. Партия определила его как этап развитого социализма. Это общество, где уже полностью созданы экономическая база, социальная структура, политическая система, соответствующие социалистическим принципам, где социализм развивается на своей собственной, коллективной основе.

Но все это, конечно, не означает, что созданное у нас общество можно считать совершенным. В нем еще много объективно обусловленных трудностей, естественных для нынешнего уровня развития. Немало есть и недостатков, вызванных субъективными причинами, не всегда умелой и организованной работой людей.

Успехи Коммунистической партии Советского Союза и советской социологической науки в деле исследования диалектической взаимосвязи объективного и субъективного в строительстве социалистического общества неоднократно отмечались руководителями коммунистических и рабочих партий братских социалистических стран. Так,например, секретарь ЦК КПЧ Ян Фойтик в своем выступлении на международной теоретической конференции в Праге, посвященной 150-ле-

I См.: Материалы Пленума ЦК КШС, 14-15 июня 1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с.8. (Подчеркнуто мной - Л.Н.). тию со дня рождения Ф.Энгельса подчеркнул, что "научное понимание диалектики объективного и субъективного в развитии общества является одной из решающих теоретических предпосылок исторических побед КПСС" и, что "оно было и остается выдающимся достижением, вдохновлением и уроком для других коммунистических и рабочих партий, в том числе и для КПЧ".

В нашей стране исследование проблемы субъект-объектных взаимосвязей ведется целым комплексом наук о человеке и обществе. Но прерогатива всестороннего, наиболее полного и целостного изучения диалектики взаимосвязи субъективного и объективного в общественной жизни принадлежит философово-методологическому анализу данной проблемы, исследование которой в марксистско-ленинской философии идет по нескольким направлениям. Так, в последние десятилетия в нашей стране появилось много статей и монографий, защищено кандидатских и докторских диссертаций, посвященных специальному научно-философскому анализу диалектики объективных условий и субъективного фактора общественного развития. Б первую очередь это работы Антонина М.О., Вронского Н.И., Глезермана Г.Е.,Кесарева А.В., Николаевой Л.В., Приписнова В.И., Федяева М.В., Чаги-на Б.А., Черкасова Г.К. и других ученых. диалектика соотношения объективного и субъективного в практической и познавательной деятельности людей исследовалась Арефьевой Г.С, Буевой Л.П., Бухаловым Ю.Ф., Гайдой А.В., Гусовой С.А., Дученко Н.В., Зуевым Й.Е., Коршуновым A.M., Садыковым Ф.Б., Тум-бусовой Д.Т. и другими учеными.

Исследованию места и роли категорий "объект", "субъект", "объективное", "субъективное" в системе категорий диалектическо-

I Фойтик Я. Актуальность идей Ф.Энгельса об историческом детерминизме. - "Проблемы мира и социализма", 1970, $9, с.50. го и исторического материализма посвящены работы Горячих Ю.Ф., Дмитренко Н.М., Дроздова А.Г., Жарикова Е., Иванова Г.М., Копни-на П.В., Матаева М.М., Тагирова А.Р., Тугаринова В.П. и других философов.

Вопросы возникновения, становления и развития проблемы субъект-объектных отношений в истории философской мысли и различной постановки и решения ее основными философскими направлениями рассматриваются в работах Демченко М.М., Корнева Г.П.,Лекторского В.А., Любутина К.Н., Павлюченко A.M., Петрова Ю.В., Плетникова Ю.К., Скворцова Л.В., Шуваловой B.C. и других авторов.

В работах Бурдиной А.И., Видинеева Н.В., Гака Г.М., Кагана М.С, Келле В.Ж., Петропавловского Р.В., Подгорных Н.И.,Ребри-на В.А., Столовича Л.Н., Тер-Григорян Е.О. и других ученых в различной степени раскрывается диалектика объективного и субъективного в различных формах общественного сознания.

Значительное внимание вопросам диалектики объективного и субъективного в общественной жизни уделяют также зарубежные философы-марксисты. В работах М.Георгиева и Т.Павлова дается глубокий философско-методологический анализ категорий "субъект" и "объект", "субъективное" и "объективное", определяется их место в категориальном аппарате социально-философской науки. Гносеологические аспекты проблемы взаимосвязи объективного и субъективного, а также механизм субъект-объектных взаимодействий в процессе социального познания исследуется в трудах С.Васильева, П.Гин-дева, Э.Хаана и других ученых. А.Лилов особое внимание уделяет специфике субъект-объектных взаимосвязей в процессе художественно-эстетического отражения действительности в искусстве и эстетическом сознании. Разработка проблемы диалектики объективных условий и субъективных факторов общественного развития в социа- листическом обществе и возрастания роли субъективных факторов в процессе строительства коммунистической общественно-экономической формации нашла место в работах Т.Д.Вълова.

В различной степени и в разном отношении вопросы диалектической взаимосвязи объективного и субъективного в системе общественного сознания и его различных познавательно-идеологических формах затрагивается в работах Ангелова С, Гиндева П,, Гырдева Д., Драганова М., Иванова В., Лилова А., Момова В., Павлова Т., Сте-фанова Н., Стойчева Т. из НРБ, Клауса Г., Лезера Ф., Хаана Э., Эйхгорна Г. из ГДР, Вайнберга 0. и Шимунека Е. из ЧССР.

Анализ имеющейся по исследуемой проблеме литературы показывает, что многие вопросы и аспекты проблемы уже в значительной степени решены и точки зрения авторов работ все более сближаются. Так, например, можно считать преодоленной имевшую место в недалеком прошлом точку зрения о возможности рассмотрения соотношения категорий "объективное" и "субъективное" по аналогии с соотношением категорий "материальное" и "идеальное", что, безусловно, представляет собой важный шаг на пути правильного решения всей проблемы в целом. К числу таких в значительной степени решенных

I См. об этом: Арефьева Г.С. Социальная активность. - М.: Политиздат, 1974, с.39-57, 62-69; Гусова С.А. Практическая деятельность как единство объективного и субъективного. Кандидатская диссертация. - М., 1979, с.53-54; Камынин И.И., Ковальзон М.Я. О-специфике материальных общественных отношений коммунистической формации, -Вопросы философии, 1962, $ I, с.91-93; Кузьмин В.Ф. Объективное и субъективное. - М.: Наука, 1976, с.5, 12-13; Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. - М,: Высшая школаг 1981, C.I08; Петров Ю.В. Практика.и историческая наука.-

Томск: Изд.Томского.университета,1981, с.217-219, 246-251;

Приписнов В.И. В.И.Ленин об относительности противопоставле- задач проблемы, кроме отмеченной выше, можно отнести следующие: категории "объективное" и "субъективное" производны от категорий "объект" и "субъект" и выражают зависимость тех или иных сторон, моментов в различных социальных процессах и явлениях от последних; категории "субъект" и "объект" выступают как категории, выражающие различные стороны деятельности людей. Под "субъектом" следует понимать носителя этой деятельности. Под "объектом" - то, на что эта деятельность направлена, предмет деятельности субъекта. Наличие одной из сторон отношения с необходимостью предпола- р гает наличие и другой; .

3) субъектом социальной деятельности может выступать как об щество в целом, отдельные социальные группы, так и отдельный ин- дивид. В сущности же, субъект всегда носит общественный характер ния объективного и субъективного в обществе. - В кн.: Вопросы философии и научного коммунизма. -Душанбе, 1971, с.14.

Кузьмин В.Ф. Указ.соч., с.ІІ-ІЗ; Приписяов В.И. Механизм действия социальных законов и субъективный фактор. - Душанбе: Ир-фон, 1972, СІІ-І2; Садыков Ф.Б. Соотношение объекта и субъекта, объективного и субъективного в деятельности людей. Научные труды. - Новосибирск, 1965, выпуск I, с.51; Тер-Григорян Е.О. Объективное и субъективное в содержании и форме произведений искусства.:Кандидатокая диссертация. - М., 1970, с.12,28.

Арефьева Т.О. Указ.соч., с.53-57; Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. - М.: Высшая школа, 1965, с.Ю5; Любутин К.Н. Указ.соч., с.126, 128, 132; Петров Ю.В. Указ.соч., с.218, 249; Романенко М.В. Диалектика объективного и субъективного в условиях развитого социализма* - М*: Мысль, 1981, с.9-10.

3 Копнин П.В. Введение в марксистскую гносеологию. - Киев, 1966, с.62; Приписяов В.И. В.И.Ленин об относительности противопостав ления объективного и субъективного в обществе. С.21-22; его же: Механизм действия социальных законов и субъективный фактор.

С.15; Тер-Григорян Е.О. Объективное и субъективное... с.14. ? и как такоЕой может рассматриваться только в связи с особенностями того общества, частью которого он является;

4) наметилось отличие категорий "объективное" и "субъектив ное" от близких, родственных с ними категорий "объект","субъект", "объективность", "субъективность",отождествление которых так же имело место в нашей литературе. В этой связи следует отметить, что все большее число сторонников находит точка зрения, согласно которой понятие "объект" не совпадает непосредственно с понятием "объективная реальность",что объектом выступает лишь та часть объективной реальности, с которой субъект вступает в практическое или познавательное отношение. Та же часть объективной реальности, которая не противостоит субъекту как предмет его практической или познавательной деятельности, как об"ъект" определена быть не мо- жет;х

5) субъект и объект познавательной деятельности производны от субъекта и объекта практической деятельности. В своей практической деятельности субъект объективирует субъективное. В познавательной деятельности происходит субъективация объективного;3

6) категории "объективное" и "субъективное" соотносительные,

Дученко Н.В. О категориях субъекта и объекта в теории познания диалектического материализма. Автореферат кандидатской диссертации. - Киев, 1961, с.7; Копим П.В. Указ.соч., с.68; Кузьмин В.Ф. Указ.соч.,-с.5-9; Лекторский В.А. Указ.соч., с.25; Любу-тин К.Н. Указ.соч., с.НО; Приписнов В.И. Механизм действия социальных законов и субъективный фактор. С.12; Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: Изд.АН СССР, 1957, с.57; Садыков Ф.Б. Указ.соч., с.44-45.

Лекторский В.А. Указ.соч., с.7; Кузьмин В.Ф, Указ.соч.,с.8,17; Чернышкова Л.Г. Активность субъекта социального познания.Кандидатская диссертация. - Свердловск,1981, с.8.

Гусова С.А. Указ.соч., с.34,65; Петров Ю.В. Указ.соч., с.170-184, 252-253. коррелятивные категории и жесткое их противопоставление недопустимо. То или иное явление может выступать и как объективное,и как субъективное, в зависимости от аспекта его рассмотрения, в зависимости от того, в каком отношении это явление берется;1 субъект познания не пассивно воспринимает противостоящий ему объект, а активно "творит" его (Ленин). Активность является одной из сущностных характеристик субъекта, (как гносеологического, так и практического). Субъект активно изменяет объект; изме-яяя его, субъект изменяет и себя; объектом познания может выступать не только материальное, но и идеальное, сознание, в том числе и общественное;0 всякое социальное явление есть диалектическое единство объективного и субъективного, даже если в определенном отношении данное явление и определяется как объект или субъект. Как и все прочие объекты, общественное сознание следует рассматривать как

Лекторский В.А. Указ.соч., с.63-65; Любутин К.Н. Указ соч., -с.114; Петров Ю.В. Указ.соч., с.250-251; Приписнов В.И. Механизм действия социальных законов и субъективный фактор. С.13; Федяев М.В. К вопросу о диалектике объективного и субъективного в развитии коммунистической формации. - В кн.: Вопросы теории научного коммунизма. Ученые записки Томского госуниверситета, вып.65, 1966, с.66; Рубинштейн С.Л. Указ.соч., с.61; Тер-Гри-горян Е.О. Объективное.и субъективное... с.с.28,30.

Арефьева Г.С. Указ.соч., с.64,66; Копнин П.В. Диалектика,логика, наука. - М., 1973; его же: Гносеологические основы науки. -М., 1974; Кузьмин В.Ф. Указ.соч., с.9.

Арефьева Г.С. Указ.соч., с.57; Кузьмин В.Ф. Указ.соч., с.6-7, 40-41; Сагатовский В.Н. Философия как теория всеобщего и ее . роль, в медицинском-познании. -Томск, 1968, с. 10; Садыков Ф.Б. Указ.соч., с.44-45; Черяышкова Л.Г. Названная диссертационная работа, с.33. диалектическое единство объективного и субъективного;-1- и объект, и субъект носят конкретно-исторический характер. Соответственно исторический характер носят и категории "объективное" и "субъективное";2 среди всего многообразия возможных аспектов рассмотрения диалектики объективного и субъективного в общественной жизни прежде всего следует выделять деятельноетный (функциональный), гносео-логический, социологический и исторический аспекты проблемы .

Гусова С.А. Названная диссертационная работа, с.70; Кузьмин В.Ф. Указ.соч., с.31,39-42; Николаева Л.В. Субъективные и объективные факторы социального прогресса и свободы. - М., 1974, с.II; Петропавловский Р.В. Методологические проблемы морали. - В кн.: Мораль и этическая теория. - М.: Наука, 1974, с.251; Приписнов В.И. Проблема субъективного фактора в историческом материализме. - Душанбе: Донині, 1966, с.20-21; его же: В.И.Ленин об относительности противопоставления объективного и субъективного в обществе. - В кн.: Вопросы философии и научного коммунизма. -Душанбе, 1971, с.21-22; Садыков Ф.Б. Соотношение объекта и субъекта, объективного и субъективного в деятельности людей. - В кн.: Философские проблемы сознания и познания. Научные труды. -Новосибирск, 1965, вып.1, с.51; Черкасов Г.К. Объективное и субъективное в механизме действия законов общественного развития. Кандидатская диссертация. - М., 1973, с.13; Черненко А.К. Категория причинности и ее специфическое содержание в истории.-В кн.: Философские проблемы общественного развития. - М.: Мысль, 1971, с.24.

АрефьеваТ.С. Указ.соч., с.69; Кузьмин В.Ф. Указ.соч., с.4; Шувалова B.C. Разработка К.Марксом и Ф.Энгельсом проблемы объективного и субъективного в общественном развитии после Парижской Коммуны. Кандидатская диссертация. - М., 1978, с.11-12.

Гостищев А.К. 0 марксистском понимании сущности субъективного.-В кн.: Объективная закономерность и сознательная деятельность. людей. Труды Кубанского госуниверситета, 1975, вып.188, с.109; Кузьмин В.Ф. Указ.соч., с.15; Любутин К.Н. Указ.соч., с.89-98; Николаева Л.В. Указ.соч., с.12-13; Приписнов В.И. Проблема субъ-

Из изложенного выше видно, что многие из вопросов проблемы уже нашли в нашей философской литературе более или менее глубокое исследование и освещение. И хотя некоторые из них еще носят дискуссионный характер, все же современное состояние научной разработки проблемы диалектики соотношения объективного и субъективного в.общественной жизни позволяет перейти от рассмотрения общих к исследованию вопросов более конкретного плана. И такие работы у нас уже имеются.

Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на большое количество имеющихся у нас работ по данной проблеме, остается еще ряд важнейших ее аспектов, не ставших до сей поры предметом специального научно-философского исследования. К их числу относится и задача выявления особенностей соотношения объективного и субъективного в сфере общественного духовного производства и его результатах - общественном сознании. Необходимость специальной разработки данной стороны проблемы обусловлена тем, что в каждом из видов социальной деятельности - материально-производственной, социально-преобразующей, общественном духовном производстве - соотношение объективного и субъективного имеет свою специфику. Избрав данный аспект проблемы предметом своего диссертационного исследования, диссертант ставит перед собой цель: а) выявить специфику соотношения объективного и субъективного в идеальных продуктах духовной деятельности по сравнению с другими видами социальной деятельности людей - материально-произ- ективного фактора в историческом материализме. С.21; Тер-Григо-рян Е.О. Объективное и субъективное... с.16; Уледов А.К. Структура общественного сознания. - М.: Мысль, 1968, с.35. I Например, работы Г.С.Арефьевой, В.Ф.Кузьмина, Е.О.Тер-Григорян и др. водственной и социально-преобразующей, показать относительность противопоставления объективного и субъективного в каждом из видов деятельности и обосновать недопустимость прямого перенесения содержательного значения понятий "объективное" и "субъективное" из одного вида социальной деятельности на другой; б) выявить особенности соотношения объективного и субъектив ного в системе социалистического общественного сознания по сравне нию со всеми предшествующими историческими типами общественного сознания; в) показать, какую роль играют объективные и субъективные моменты и стороны социалистического общественного сознания, како во их влияние на процесс формирования духовного мира коммунистичес кой личности.

Успешная реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач: во-первых, приступая к научной разработке проблемы диалектики объективного и субъективного в общественной жизни в целом или какой-либо из ее отдельных сфер, необходимо предварительно четко уяснить себе содержательное значение исследуемых категорий применительно к данной конкретной сфере исследования и определить границы возможного его экстраполирования на другие сферы жизнедеятельности общества; во-вторых, для успешного решения задачи выявления специфики проявления объективного и субъективного в общественном сознании как идеальном продукте духовной деятельности людей, необходимо раскрыть основные принципы разграничения объективного и субъективного в каждом из основных видов социальной деятельности людей: практических - материально-производственной и социально-преобра- зующей, и духовной (познавательная, политическая, художественная); в-третьих, показать многоплановость, многоаспектность проявления объективного и субъективного в общественном сознании; в-четвертых, показать особенности соотношения объективного и субъективного в различных структурных элементах системы общественного сознания; в-пятых, с целью выявления особенностей соотношения объективного и субъективного в общественном сознании социалистического общества необходимо' раскрыть исторический характер исследуемого соотношения в общественном сознании и показать особенности проявления объективного и субъективного в системах общественного сознания, соответствующих различным историческим типам общественно-экономических формаций; в-шестых, для выяснения роли объективных и субъективных сторон социалистического общественного сознания в формировании духовного мира коммунистической личности необходимо показать, какое влияние те или иные объективные и субъективные стороны системы социалистического общественного сознания оказывают на становление и развитие таких важнейших компонентов духовного мира личности, как мировоззренческие убеждения и идейно-политические и нравственные установки и т.п.

Совокупностью этих задач и определена структура диссертации. Первая глава работы будет посвящена выявлению особенностей проявления объективного и субъективного в различных социальных видах деятельности и общественном сознании как продукте духовной деятельности людей. В первом параграфе первой главы исследуются основные методологические принципы разграничения объективного и субъективного в различных видах социальной деятельности людей,бу- дет предпринята попытка систематизации всего многообразия встречающихся в научной литературе определений содержательного значения категорий "объективное" и "субъективное".

На основе выявления диалектики общего и "особенного в субъект-объектных связях внутри каждого из основных видов человеческой деятельности будет показана относительность противопоставления объективного и субъективного в общественной жизни. Во втором параграфе первой главы исследуется специфика проявления объективного и субъективного в общественном сознании как продукте социальной духовной деятельности, обосновывается необходимость многоаспектного подхода к решению проблемы диалектики объективного и субъективного в системе общественного сознания.

Вторая глава диссертации будет посвящена исследованию особенностей диалектического соотношения объективного и субъективного в содержании общественного сознания, его различных структурных элементах и исторических типах. В первом параграфе предполагается дать анализ особенностей соотношения объективных и субъективных сторон в обыденном и теоретическом (систематизированном) уровнях общественного сознания, а также в различных познавательно-идеологических формах общественного сознания. Во втором параграфе данной главы будет показана необходимость исторического подхода к исследованию диалектики объективного и субъективного в системе общественного сознания, будут выявлены социально-классовые причины возникновения и функционирования в общественном сознании оценочно-идеологических субъективных сторон и моментов, показана неизбежность извращенного, иллюзорного характера отражения общественным сознанием объективного общественного бытия в классово-антагонистических общественно-экономических формациях. В третьем параграфе второй главы будут выявлены особенности соотношения объ- ективного и субъективного в системе социалистического общественного сознания, где подчеркивается возникновение реальных социальных условий для научного, адекватного отражения общественным сознанием социалистического общественного бытия. Вместе с тем,нельзя забывать о сохранении в системе социалистического общественного сознания, даже на этапе развитого социализма, как познавательных, так и идеологических объективных и субъективных сторон и моментов.

Третья глава диссертации будет посвящена исследованию роли объективных и субъективных сторон социалистического общественного сознания в процессе формирования духовного мира коммунистической личности. В первом параграфе будет показано важное формирующее воздействие общественного сознания как одного из факторов (социальных источников информации) на становление и развитие индивидуального сознания личности. Во втором параграфе третьей главы будет показана необходимость учета объективного и субъективного в общественном сознании в реализации задачи целенаправленного воздействия на процесс формирования коммунистического мировоззрения у всех членов социалистического общества в ходе строительства коммунизма.

Методологической основой в работе над диссертацией явились произведения классиков марксизма-ленинизма. В процессе работы диссертант неуклонно руководствовался методологическими положениями, изложенными в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, указаниями и рекомендациями, содержащимися в программных документах ЦК КПСС и Советского правительства, материалах Пленумов ЦК КПСС и решениях ХХІУ, ХХУ, ХХУІ съездов партии. При написании диссертации автор опирался на результаты исследований советских и зарубежных философов-марксистов, изложенных в монографиях и статьях, док- торских и кандидатских диссертациях по теме исследования.

Все повышающийся среди философов интерес к проблеме соотношения объективного и субъективного в общественной жизни, обусловленный всемерным возрастанием роли субъективного фактора развитого социалистического общества в процессе коммунистического строительства, свидетельствует о важности, актуальности и перспективности разработки данной проблемы.

Автор вполне осознает всю сложность стоящей перед ним задачи. Многоплановость самой проблемы, неизмеримо более высокая подвижность границ различения объективного и субъективного в идеальных продуктах духовной деятельности людей по сравнению с материальными, а также сравнительно небольшое количество имеющейся у нас специальной научно-философской литературы по исследованию соотношения объективного и субъективного в общественном сознании затрудняют реализацию стоящей перед диссертантом задачи и требуют четкого определения границ предпринимаемого научного исследования. Поэтому автор данной работы ни в коей мере не претендует на сколько-нибудь исчерпывающее решение всех аспектов избранной им темы, а в меру своих возможностей лишь предпринимает попытку внести посильный вклад в общее дело исследования роли объективных и субъективных сторон общественной жизни в строительстве коммунистического общества, наметить возможные перспективы для дальнейших научных разработок этой важной проблемы.

Специфика проявления объективного и субъективного в общественном сознании как продукте духовной деятельности

До сих пор, говоря о проявлении объективного и субъективного в идеальных продуктах духовной деятельности людей, мы имели в виду сознание вообще. Однако для успешного решения задачи выявления особенностей соотношения объективного и субъективного в общественном сознании такой предельно широкой постановки проблемы недостаточно, так как проявление объективного и субъективного в данном случае имеет свою специфику, представляющую собой конкретизацию общего в отдельном. Поэтому, прежде чем приступить к анализу диалектического соотношения объективных и субъективных сторон в общественном сознании, необходимо предварительно выявить особенности проявления их в общественном сознании как продукте духовной деятельности людей. Решению этой задачи и посвящен данный параграф работы.

Как и все прочие (материально-практические) виды деятельности людей, духовная деятельность представляет собой определенную форму активно-преобразующего отношения человека к окружающему его объективному миру, в процессе которой также происходит известное противопоставление субъекта и объекта и изменение, преобразование последнего первым. Вместе с тем, как сама эта деятельaность, так и формы преобразования субъектом объекта в ней весьма специфичны. Во-первых, будучи относительно самостоятельным видом социальной деятельности людей, духовная деятельность является, вместе с тем, неотъемлемой стороной, компонентом всех видов человеческой деятельности и как бы вплетена в них, обслуживая потребности общества в определенных знаниях, идеях, представлениях и т.п. Во-вторых, в отличие от всех других материально-практических видов деятельности, направленных на преобразование субъектом объекта, в процессе духовной деятельности происходит отражение объекта в сознании субъекта и преобразование его в идеальный образ субъекта об объекте. В-третьих, идеальное отражение объекта в сознании субъекта предполагает творческое участие субъекта, в результате которого объект отображается сознанием субъекта в преобразованном, не тождественном самому отображаемому объекту виде. "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его", - писал В.И.Ленин.

Этими специфическими особенностями духовной деятельности обусловлена специфика проявления объективного и субъективного в её продуктах - общественном сознании, представляющем собой совокупность, цельную систему социальных идей, взглядов и представлений людей о мире.

Выше уже отмечалось, что рассматриваемое в плане противопоставления человечества как субъекта в целом всей окружающей его природной действительности, все связанное с человеком, в том числе и сознание, безраздельно должно быть отнесено к сфере субъективного. Рассматриваемое же как идеальный продукт духовной деятельности, как особый социальный феномен, имеющий свои специфические законы функционирования и развития, сознание само выступает в качестве диалектического единства и противоположности объективного и субъективного. Многоплановостью понимания субъективного в отношении сознания обусловлена имеющая место в нашей философской литературе точка зрения, согласно которой в гносеологическом аспекте исследования следует выделять субъективное в широком и узком смыслах этого слова. Так, например, Ю.К.Плетяиков пишет: "В гносеологическом плане субъективное так или иначе связано с сознанием. В широком смысле слова оно тождественно сознанию... В узком смысле говорят о субъективном образе объективного мира, о субъективной диалектике, о совпадении субъективного (субъективности) с понятием и другими формами логического мышления. В узком смысле слова гносеологический план субъективного противопоставляется объективному в самом сознании. Субъективное при таком подходе представляет собой не все сознание, а лишь то содержание сознания, которое зависит от субъекта".1

Исторический характер соотношения объективного и субъективного в общественном сознании

Всякое научное исследование общественного сознания должно основываться на учете исторического характера этого сложного социального явления. По состоянию идей, взглядов и представлений современного общества нельзя составить полной научной картины о возникновении, изменениях и тенденциях развития общественного сознания.

Очевидно, что требование необходимости исследования общественного сознания как исторически развивающегося явления вытекает уже из самого диалектико-материалистического решения основного вопроса философии применительно к общественной жизни: "Общественное сознание есть отражение общественного бытия". Различные идеологические представления людей в конечном счете всегда являются более или менее верным отражением конкретно-исторических материальных условий их жизнедеятельности. К.Маркс и Ф.Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии" писали: "Нужно ли особое глубокомыслие, чтобы понять, что вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия одним словом, их сознание?"1. С изменениями, происходящими в общественном бытии людей, прежде всего в их производственных отношениях, изменяются и их общественные идеи и представления.

Вместе с тем, совокупность производственных отношений в каждую конкретно-историческую эпоху развития человеческого общества служит основой для выделения определенных типов общественно-экономических формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Отсюда следует,что каждому определенному типу общественно-экономических формаций как совокупности определенных общественных отношений, соответствует и определенная, свойственная только ему, система общественного сознания. "Так, например, - пишет К.Маркс, - капиталистическому способу производства соответствует другой вид духовного производства, чем средневековому способу производства. Если само материальное производство не брать в его специфической исторической форме, то невозможно понять характерные особенности соответствующего ему духовного производства и взаимодействия обоих".

В нашей философской литературе уже стало общепринятым выделение общественного сознания доклассового - первобытного общества, общественного сознания классово-антагонистических общественно-экономических формаций - рабовладельческой, феодальной, капиталистической, и общественного сознания коммунистической общественной формации, в котором особо выделяют систему общественного сознания, соответствующую первой фазе коммунистической формации -социализму. Ряд советских философов, занимающихся исследованием проблемы духовной жизни общества и общественного сознания, предлагают определять каждую из этих систем общественного сознания как специфический "тип общественного сознания", соответствующий типу общественно-экономической формации1. При этом В.В.Журавлев отмечает, что типы общественного сознания различаются между собой "характером осознания действительности, способами воздействия на неё, а также своей специфической внутренней структурой". А.К.Уледов усматривает различия между типами общественного сознания, кроме того, и "по содержанию, ... особенностям развития и другим признакам". Оба автора подчеркивают также и различие носителей общественного сознания в каждую историческую эпоху развития общества, каковыми в классово-антагонистических формациях, например, являются экономически господствующие классы. Таким образом, авторы этих работ вполне справедливо отмечают,что общественное сознание каждой конкретно-исторической эпохи отличается от общественного сознания других эпох тем, что оно имеет характерные для него структуру, характер отражения действительности (характер ооознания действительности), способы обратного воздействия на действительность, содержание и носителей. Однако, остается невыясненным, почему общественное сознание, всегда являющееся в конечном счете отражением объективных условий жизнедеятельности людей, в различные исторические эпохи имеет различия в характере отражения этих объективных условий? Так, например, В.В.Журавлев отмечает, что "общественному сознанию рабовладельческого общества присущ мифологический характер, сознание феодальной эпохи религиозно по своему отношению к миру, в буржуазном обществе господствующее сознание имеет фетишистский характер". Приводя это высказывание В.В.Журавлева, А.К.Уледов подчеркивает, что общественное сознание всех, без исключения, классово-антагонистических формаций носит иллюзорный, извращенный характер. Вместе с тем, само по себе положение о том,что общественное сознание есть отражение общественного бытия, не дает ответа на вопрос о характере этого отражения, так как особенности общественных отношений, составляющих основу содержания понятия "общественное бытие", не объясняют всех особенностей идеального их отражения общественным сознанием. Не дают исчерпывающего ответа на поставленный вопрос и исследования уровней духовного развития общества в каждую конкретно-историческую эпоху, а также и дифференциация носителей общественного сознания. В.В.Журавлев обращает внимание на эту сторону проблемы и поэтому отмечает, что наряду с анализом исторической эпохи и того предшествующего мыслительного материала, который она наследовала от прошлого, "необходимо также исследовать "и способы его освоения, и внутреннюю логику развития и функционирования духовного производства, которая "переводит" воздействие объективных условий на язык сознания".

Особенности соотношения объективного и субъективного в социалистическом общественном сознании

Система социалистического общественного сознания отличается от всех предшествующих типов общественного сознания прежде всего научным характером отражения объективной действительности. Не только естествознание, но и различные формы отражения социальной действительности (политическая идеология, правовое сознание, нравотвенное сознание) приобретают характер научного, теоретически обоснованного воспроизведения жизнедеятельности общества. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, действительные причины изменения характера отражения общественным сознанием объективного общественного бытия следует искать в свойственных для данной общественно-экономической формации особенностях самого субъекта социального отражения и специфике его взаимосвязи с отражаемым объектом. Говоря об изменениях самого субъекта, следует отметить, что в социалистическом обществе в результате исторической победы рабочего класса и всех трудящихся масс в социалистической революции и ликвидации всех форм эксплуатации человека человеком происходит постепенное становление исторически нового субъекта социального творчества. В нашей стране таким единым субъектом выступает исторически новая социальная общность людей - советский народ. Что же касается особенностей взаимосвязи субъекта с объектом, то здесь в результате революционных социально-политических преобразований возникает необходимость замены стихийного характера процесса общественного развития научно-обоснованным руководством и регулированием всех сфер жизнедеятельности социалистического общества. Это обусловливает в свою очередь необходимость глубокого и всестороннего исследования объективных закономерностей развития общественного организма, выявления механизма действия социальных законов и возможностей их сознательного и целенаправленного использования, изучения перспектив прогрессивного развития общества и возможностей социального предвидения и т.д.

"Объективные и субъективные процессы, а также формы взаимодействия между ними характеризуются рядом особенностей в различ 114 ных общественно-экономических формациях - отличает Воронович Б.А. - В условиях антагонистического общества природная и социальная среда противостоит людям как неконтролируемая в масштабах всего общества сила, навязанная ему извне. С построением социалистического общества начинается подлинная история субъективного творчества общественной жизни, целенаправленного регулирования природных процессов.

В социалистическом обществе субъективное регулирование объективными процессами осуществляется в глобальном масштабе.Общественная собственность на средства производства позволяет широко контролировать объективные процессы в природе и обществе, ориентировать их на коммунистическую перспективу. Кроме того, при социализме объективные процессы развития регулируются людьми на основе знания объективных законов природы и общества".

Объективность общественного сознания как одно.из условий формирования нового человека

Воспитание нового человека - всесторонне и гармонически развитой личности - главная задача процесса совершенствования развитого социалистического и строительства коммунистического общества в нашей стране.Этим и обусловлено в первую очередь то все, возрастающее внимание,которое КПСС и Советское государство уделяют вопросам улучшения воспитательной и просветительной работы в массах."Революционное преобразование общества, - отмечалось в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС,Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.У.Черненко на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, - невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того,что формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммуниотичеоко т

го строительства". Одним из наиболее сложных и важных аспектов этой задачи является проблема формирования духовного мира коммунистической личности, характеризующегося гармоничным единством и неразрывной целостностью всех составляющих его мировоззренческих, нравственных,культурно-технических и эстетических сторон сознания каждого члена коммунистического общества.

На протяжении многих веков общественной истории идеал человека связывался с всесторонностью его развития,гармоничеоким сочетанием в личности духовных и физических качеств. Над поисками теоретических и практических путей реализации этой сложной задачи работали многие выдающиеся мыслители прошлого. Однако действительно научное обоснование возможности достижения этой высокой цели в процессе прогрессивного революционного развития общества было дано впервые К.Марксом и Ф.Энгельсом. Преодолев односторонность антропологического материализма Л.Фейербаха в абстрактно-биологическом подходе к пониманию природы человека как обособленного, оторванного от реальных социально-экономических и культурных условий жизнедеятельности природного существа, основоположники диалектического и исторического материализма пришли к обоснованию социальной, а не психофизиологической трактовки сущности человека.

Основополагающим принципом марксистской теории развития личности является социально-исторический подход к её исследованию и разработке. Исходя из этого принципа и руководствуясь им К.Маркс и Ф.Энгельс дали научное определение сущности человека как "сово-р купности всех общественных отношений", в которых человек живет и развивается. "Сущность особой личности, - пишет К.Маркс, - составляет не её борода, не её кровь, не её абстрактная физическая природа, а её социальное качество". Реальные социальные условия жизнедеятельности индивида выступают определяющей стороной, определяющим условием процесса становления и развития личности как носителя тех или иных социально значимых качеств. "Какова жизнедеятельность индивидов, - пишут К.Маркс и Ф.Энгельс в "Немецкой идеологии", - таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, - это зависит, следовательно, от материальных условий их производства".

Опираясь на марксово положение о социальной сущности человека, современная советская наука даёт решительный отпор различного рода натуралистическим и биологизаторским направлениям ревизионистской буржуазной антропологии. Исходя из марксистского определения личности как совокупности всего многообразия существующих в данной социальной системе общественных отношений, в марксистско-ленинской философии, психологии, педагогике, генетике всё более утверждается точка зрения, согласно которой в отличие от биологических особенностей человека, передающихся от поколения к поколению по наследству посредством определенной генетической программы, социальные черты и качества личности - прежде всего такие, как интересы, потребности, убеждения, способности к той или иной деятельности и т.д. - генетически не запрограммирована ) и по на-следству передаваться не могут. Не случайно на июньском Пленуме ЦК КПСС товарищ Черненко К.У., говоря о задачах, стоящих перед советской общественной наукой, отметил: "Вряд ли можно признать научными концепции, которые объясняют такие, например, качества человека, как честность, смелость, порядочность, наличием "положительных" генов и фактически отрицают, что эти качества формир$от-ся социальной средой".

Вместе с тем это методологическое положение марксистской теории развития личности нельзя понимать так, будто материальные (и прежде всего - экономические) условия жизнедеятельности индивида прямо и непосредственно определяют все богатство и многообразие духовного мира личности, что неизбежно привело бы к отрицанию индивидуального, особенного в ней. Именно подобная метафизи-ческая трактовка марксистского определения сущности человека лежит в основе идеологических нападок на него со стороны буржуазных философов, социологов и психологов. Марксязм-де, лишает человека его личностных, индивидуальных особенностей,обезличивая его.

Похожие диссертации на Объективное и субъективное в общественном сознании и формирование нового человека