Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная адаптация нетрадиционных религиозных сообществ в Российской Федерации Бирюков, Виктор Юрьевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бирюков, Виктор Юрьевич. Социокультурная адаптация нетрадиционных религиозных сообществ в Российской Федерации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Бирюков Виктор Юрьевич; [Место защиты: Ленингр. гос. ун-т им. А.С. Пушкина].- Санкт-Петербург, 2013.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/77

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основные подходы к исследованию нетрадиционных религиозных сообществ в России 12

1.1. Понятие и типология нетрадиционных религиозных сообществ в современной России 12

1.2. Теоретико-методологические основы анализа социокультурной адаптации нетрадиционных религиозных сообществ в России 50

Глава 2. Специфика социокультурной адаптации нетрадиционных религиозных сообществ зарубежного и отечественного происхождения 71

2.1. Социокультурная адаптация НРС зарубежного происхождения (на примере Церкви Саентологии) 71

2.2 . Социокультурная адаптация НРС отечественного происхождения (на примере Церкви Последнего Завета) 93

Глава 3. Проблема конфликтности нетрадиционных религиозных сообществ в Российской Федерации 118

3.1. Анализ потенциала конфликтности НРС в России 118

3.2. Конфликтность и дезадаптация НРС как предмет правового и религиоведческого описания 141

Заключение 167

Литература 175

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Социокультурная адаптация нетрадиционных религиозных сообществ (НРС) является существенной проблемой для любых государств, где возникают такие религиозные объединения. Заметное расхождение их учений и практик с исторически сложившимися в той или иной стране религиозными традициями порождает целый спектр сложных ситуаций правового, социально-психологического и мировоззренческого характера. Уже сам статус этих объединений как религиозных зачастую является предметом научной полемики и общественных дискуссий. Поэтому религиоведческий анализ оснований и содержания социокультурной адаптации НРС представляет не только академический интерес, но и практическую потребность.

В Российской Федерации заметное увеличение числа последователей так называемых нетрадиционных религий, отличающихся от носителей исторически сложившихся конфессиональных направлений, происходит в последние десятилетия ХХ века. По оценке Российской Ассоциация центров изучения религий и сект (РА- ЦИРС), в 2000-е годы контингент НРС достиг приблизительно 600-800 тыс. человек; из них около 300 тыс. отводится неопятидесятникам, до 150 тыс. Свидетелям Иеговы, 10 тыс. саентологам, до 5 тыс. мунитам.

т~ч и и

В религиоведческой исследовательской литературе высказывается мнение о том, что с конца 1990-х гг. общий рост нетрадиционных религиозных сообществ в России остановился, численность большинства из них стабилизировалась или стала постепенно снижаться. По мнению М. Ю. Смирнова, даже позитивная динамика каких-то религиозных новообразований вовсе не свидетельствует об их сколько- нибудь весомой доле в религиозном спектре Российской Федерации. В целом же, феномен нетрадиционных религий, включая новые религиозные движения, являет собой довольно небольшой сегмент религиозной жизни современной России.

Существующие взгляды на феномен нетрадиционной религиозности отражают разные отношения к ней в нашей стране. Сторонники либеральной позиции, полагающие, что все религиозные организации должны иметь равные права и возможности, часто обвиняются в лоббировании интересов, выходящих за пределы проблемы религиозной свободы и направленных на размывание традиционных устоев государства и общества. В свою очередь, сторонники ужесточения государственной политики по отношению к НРС получают обвинения в религиоведческой некомпетентности, в пренебрежении нормами международного права и действующей Конституции

Российской Федерации, в ангажированности интересами Русской Православной

Церкви. В различных вариациях эти упреки, ярлыки и обвинения звучат на судебных процессах, митингах и пикетах, научных конференциях и просто в бытовом общении по поводу нетрадиционных религий.

Важно подчеркнуть, что при наличии многочисленных монографий, диссертаций, статей, сборников докладов и выступлений, посвященных нетрадиционным религиозным сообществам, освещение получили, в основном, отдельные стороны этого явления, тогда как в целом задача разработки комплексной системы оценки социокультурной адаптации НРС до сих пор в российском религиоведении не ставилась. Следствием этого является отсутствие соответствующей методологии и прикладного инструментария научного изучения социокультурной адаптации этих сообществ.

В то же время существует явная озабоченность общественности и органов государственного управления возможным деструктивным воздействием религиозного фактора на личность, общество и государство, выражающемся в создании и развитии религиозных объединений, противопоставляющих себя остальному социуму и представляющих реальную угрозу как для входящих в них членов, так и для общества в целом.

Эта ситуация придает актуальность формированию объективной картины последствий возможной дезадаптации НРС в нашей стране. Очевидно, что решить такую задачу невозможно без должной религиоведческой компетентности. К примеру, ведущаяся в правоохранительных органах статистика не предполагает выделение ритуальных убийств в отдельную категорию, за отсутствием четких критериев определения религиозных мотивов таких преступлений. Большая же часть правонарушений, имеющих в подоплеке идеологию НРС, вообще оказывается вне поля зрения институтов правопорядка в силу чрезвычайной сложности проведения следственных, а тем более предупредительно-профилактических мероприятий в сообществах такого типа.

Следует полагать, что обнаружение признаков конфликтности в действиях, имеющих религиозную мотивацию, позволит с очень высокой вероятностью прогнозировать противоправные проявления. Обладая такой информацией, большинство преступлений можно было бы либо предотвратить, либо минимизировать нанесенный ущерб. То есть изучение проблемы социокультурной адаптации НРС и их потенциала конфликтности имеет не только теоретическое, но и крайне важное практическое значение.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время имеется вполне обширная литература, исследовательская и публицистическая, посвященная нетрадиционным и новым для России религиозным движениям иностранного и отечественного происхождения. Особо следует отметить труды таких религиоведов, как Е. Г. Балагушкин, Н. С. Гордиенко, Л. И. Григорьева, С. М. Дударенок, С. И. Иваненко, И. Я. Кантеров, Л. Н. Митрохин, М. Ю. Смирнов, Н. А. Трофимчук, Б. З. Фали- ков, Н. В. Шабуров и ряда других, рассматривающих это явление с позиций объективного научного подхода. Определенную роль при изучении и осмыслении НРС в плане потенциала их деструктивных проявлений играют работы конфессиональных авторов А. Л. Дворкина, Р. М. Коня, А. В. Кураева и др.

Однако большинство описаний НРС в основном посвящено истокам и содержанию деятельности этих сообществ, тенденциям их религиозного поиска, их формам существования и типологии, самосознанию их участников; затрагиваются и сюжеты зарубежной религиозной экспансии, конфликтности действий некоторых НРС. Гораздо в меньшей степени и поверхностно рассматривается проблема социокультурной адаптации НРС.

Объектом исследования в диссертации являются нетрадиционные религиозные сообщества в современной России, как пришедшие в страну извне, так и зародившиеся на ее территории.

Предмет исследования - социокультурная адаптация нетрадиционных религиозных сообществ в Российской Федерации на примере организаций зарубежного и отечественного происхождения.

Целью исследования является раскрытие оснований и содержания социокультурной адаптации нетрадиционных религиозных сообществ в нашей стране, а также выявление возможного потенциала конфликтности и путей противодействия их дезадаптации.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

Выяснить степень разработанности в отечественном религиоведении проблемы социокультурной адаптации сообществ нетрадиционных религий.

Обосновать применяемые в диссертации понятие и типологию нетрадиционных религиозных сообществ в современной России.

Определить теоретико-методологические основы анализа социокультурной адаптации нетрадиционных религиозных сообществ в России.

Выявить специфику и дать характеристику социокультурной адаптации нетрадиционных религиозных сообществ зарубежного и отечественного происхождения.

Провести анализ потенциала конфликтности НРС в Российской Федерации, исходя из религиоведческого рассмотрения их учений и практик.

Сформировать систему признаков конфликтности и дезадаптации, по которым возможно выявить деструктивные проявления нетрадиционных религиозных сообществ.

Теоретико-методологической основой исследования явились работы ведущих специалистов, прежде всего российских, по вопросам религиоведения, включая психологию и социологию религии, а также по теории и практике взаимоотношений государства и религиозных объединений. Автором использовались теоретические положения о характере нетрадиционной религиозности, психологии религиозного сознания, принятые в отечественной и зарубежной философско-религиоведческой мысли.

В работе применен междисциплинарный подход, обеспечивающий комплексность изучения социокультурной адаптации и деструктивных проявлений нетрадиционных религиозных сообществ. Основными методами исследования являются контент- анализ вероучительной литературы и документов НРС, анализ вторичных данных, системный анализ материала.

Эмпирической базой исследования послужили данные Министерства юстиции Российской Федерации о зарегистрированных религиозных организациях, открытые данные Главного информационного центра МВД России, материалы комплексных религиоведческих исследований, материалы судебных процессов в отношении некоторых религиозных объединений, данные Всероссийской переписи населения, а также материалы личного архива автора, собранные в процессе контактов с руководителями и активистами нетрадиционных религиозных сообществ Северо-Западного региона России.

Научная новизна исследования выражается в следующих положениях:

1. Обосновано понятие и проведена авторская типология нетрадиционных религиозных сообществ в Российской Федерации; в качестве типологических разновидностей НРС выделены и получили научное описание новые религиозные движения зарубежного и отечественного происхождения.

    1. В учениях и практике нетрадиционных религиозных сообществ раскрыты современные конкретные методики и средства привлечения членов в их ряды на территории Российской Федерации.

    2. Впервые в российской научной литературе дан комплексный анализ способов социокультурной адаптации НРС в условиях нашей страны (на примере Церкви Саентологии и Церкви Последнего Завета).

    3. Выявлены потенциальные факторы дезадаптации и основные проявления конфликтности НРС в российском обществе. Разработана система признаков, по которым возможно выявить деструктивные проявления нетрадиционных религиозных сообществ.

    Теоретическая и практическая значимость исследования

    Теоретическая значимость заключается в уточнении представлений о причинах возникновения и распространения НРС на территории нашей страны, в раскрытии способов их социокультурной адаптации. Концептуальная трактовка НРС как специфической формы проявления религиозного и социального опыта верующих в постиндустриальном обществе развивает религиоведческий подход в исследовании нетрадиционной религиозности. Результаты анализа оснований социокультурной адаптации НРС позволяют определить место и роль этих сообществ в российском религиозном пространстве.

    Практическая значимость состоит в следующем:

    а) материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании религиоведческих учебных дисциплин, при разработке спецкурсов о современной религиозной ситуации в России;

    б) выводы диссертации могут быть применены в исследовательской практике при планировании мониторингов НРС и в целом религиозных процессов в российском обществе;

    в) положения диссертации целесообразно учитывать в подготовке и повышении религиоведческой компетентности кадрового состава органов власти, при принятии управленческих решений в области социальной и культурной политики, касающейся религиозной жизни населения.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Положение нетрадиционных религиозных сообществ на территории нашей страны определяется степенью их соответствия социокультурным институтам, существующим в Российской Федерации. Перспективой может быть как положительный результат — адаптация, так и дезадаптация некоторых НРС.

        1. Социокультурная адаптация в России НРС зарубежного и отечественного происхождения (рассмотренная на примере Церкви Саентологии и Церкви Последнего Завета) имеет как общие, присущие тем и другим, так и специфические черты, вызванные религиозными целями и содержанием деятельности по распространению своих учений и увеличению числа последователей.

        2. Общей чертой социокультурной адаптации НРС является формирование таких религиозных установок, которые были бы в целом созвучны принятым в обществе представлениям о нравственном благополучии и социальной стабильности. Большинство российских НРС включают в свои учения и практики мотивацию к здоровому образу жизни, некоторые из них организуют благотворительную помощь, лечение зависимых от алкоголизма и наркомании, поддержку осужденных в местах лишения свободы.

        3. Проблемным аспектом существования НРС в России является возможное расхождение объективной потребности их последователей в социокультурной адаптации с конкретными особенностями некоторых лидеров, отдельными положениями религиозной идеологии и практик, принятых в этих сообществах.

        НРС зарубежного происхождения в нашей стране используют методы продвижения своих идей как товаров на «рынке духовных услуг», подобно маркетинговым технологиям, отработанным в системе транснациональных компаний. Это вызывает сомнение в их религиозном характере, полемику в научной и общественной среде, а также конфликтную реакцию со стороны конфессий, имеющих длительную историю существования в России.

            1. Проведенное исследование в целом позволяет говорить о позитивной динамике происходящих адаптационных процессов. НРС стремятся привести свое организационное присутствие и деятельность в соответствие действующему законодательству Российской Федерации.

            2. При осуществлении государственного управления в сфере отношения к НРС главной целью должно являться предупреждение, либо локализация негативных

            и /-ч U

            тенденций. С помощью представленной в диссертации системы признаков возможно выявить потенциал конфликтности в учениях и практиках НРС на ранней стадии их проявления. Эффективность этой работы зависит от уровня религиоведческой компетенции всех ее участников.

            Апробация результатов исследования. Разные аспекты исследования нашли свое отражение в монографии «Нетрадиционные религиозные объединения: выявление потенциала деструктивности и анализ угроз» (2009) и в научных статьях автора.

            По материалам диссертации делались доклады и выступления на международных и региональных конференциях и семинарах в 2007-2012 гг., в том числе: на V Санкт- Петербургской межрегиональной конференция «Информационная безопасность регионов России», Санкт-Петербург, 23-25 октября 2007 г; на XI Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика-2008», Санкт- Петербург, 22-24 октября 2008 г.; на международной конференции «Тоталитарные секты и право человека на безопасное существование», Санкт-Петербург, 14-16 мая 2009 г.; на III Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования государственно-конфессиональных отношений в Санкт- Петербурге и регионах Российской Федерации (по итогам решений Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 11.02.2011, г. Уфа.)», Санкт- Петербург, 9-10 июня 2011 г. и др.

            Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

            Понятие и типология нетрадиционных религиозных сообществ в современной России

            Прежде, чем говорить о религиях нетрадиционных, следует дать определение религиям традиционным. Термин «традиционные религии» является условно-обобщающим названием для обозначения религий народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях, входивших в его состав на протяжении веков, — в противоположность нетрадиционным религиям, «привнесенным» извне в течение последних десятилетий. По определению Н.А. Трофимчука: «Под традиционными религиями мы понимаем религиозные образования, сохраняющиеся на протяжении длительного времени и передающиеся последующими поколениями на определенной территории, среди определенного этноса или общности людей. Они возрождаются и развиваются в рамках соответствующих этнических и государственных границ»7. В нашей стране это христианство с его тремя ветвями — православием, протестантизмом и католицизмом, а также ислам, иудаизм и буддизм.

            Н.В. Петрова уточняет понятие традиционных религий и видит главное их отличие от новых нетрадиционных религий в том, что традиционные религии имеют глубокие социальные корни, «они историчны, их современное состояние обусловлено всем предыдущим развитием общества»8.

            Справедливо считается, что традиционные религии оказали определяющее влияние на развитие духовности и внесли существенный вклад в историю, традиции, культуру, язык и самосознание народа.

            Под «нетрадиционными религиями» Н.А. Трофимчук понимает «религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его духовности, не укоренились в быту, культуре, а распространились в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины. Нетрадиционными для определенных этносов могут быть как мировые религии, так и новые религиозные образования, базирующиеся на инотрадиционной основе»9. Схожей точки зрения придерживается российский религиовед Л.И. Григорьева. В одной из своих работ она определяет нетрадиционные религии как «религиозные новообразования, которые демонстрируют полный разрыв с исторической религиозной традицией любого характера, создавая качественно новые доктрины, принципиально изменяющие парадигмы религиозного сознания. Иначе говоря, группа нетрадиционных религий может быть отнесена к синкретическим верованиям со специфическими однотипными идеями вероучений, в значительной мере отражающими повое видение мира и проблем, порожденных научно-техническим прогрессом»10.

            Дополняет приведенное толкование феномена новых религий О.В. Воронкова . Она считает, что в качестве нетрадиционной религии необходимо понимать религиозное новообразование, демонстрирующее собой качественно новый тип религиозности по сравнению с исторически сложившимся на данной территории и основанный либо на модификации религиозной традиции вплоть до полного разрыва с ней, либо на синкретизации предшествующей традиции с элементами различных религиозных традиций, либо основанный на стирании границ между религией как таковой и другими формами общественного сознания.

            Следует отметить, что понятие «нетрадиционные религиозные организации» (НРС) также не свободно от недостатков, которые обусловлены неполнотой охвата всего разнообразия новых религиозных феноменов. Более того, данное понятие не содержит указания на то, в каком смысле следует понимать «нетрадиционность» этих организаций: либо с точки зрения времени, либо с точки зрения их особенностей. Данную сложность в употреблении термина «традиционный» («нетрадиционный») особенно надо иметь в виду при изучении современных разновидностей протестантизма, которые принадлежат к христианской религиозной традиции, представляя собой либо ее фундаменталистскую, либо модернистскую интерпретацию, и в тоже время имеют ряд ярко выраженных особенности нетрадиционной религиозности.

            По своему происхождению нетрадиционные религии можно различать на пришлые и местные. В отличие от традиционных для данной страны религий, пришлые нетрадиционные религии - это религии, занесенные извне, не имеющие в данной стране исторического прошлого, в основе которых лежат религиозные построениями, распространяемые в чужой стране с помощью активной миссионерской деятельности проповедников. Нетрадиционными могут быть для некоторых стран и народов и мировые религии. К примеру, Римско-Католическая церковь является традиционной для Западной Европы, но нетрадиционной для. Бурятии или Алтайского региона, равнр как и буддизм для стран Юго-Восточной Азии - Кампучии, Таиланда, Непала и Лаоса является традиционным, но является нетрадиционным для стран Западной Европы и Америки.

            При достаточно продолжительном существовании, нетрадиционная религия может обрести устойчивость и перейти в разряд традиционных. Однако пока еще религиоведы и богословы не пришли к единому мнению о том, каков должен быть срок существования нетрадиционной религии и укоренение ее в данной стране, чтобы получить статус традиционной. Определение этого срока зависит от целого ряда моментов, в том числе от того, существует ли в стране главная Церковь (т. е. самая большая по численности ее членов и влияния на общество) или же все Церкви имеют равные права и равный вес в обществе.

            Церковь Саентологии, к примеру, пока не стала традиционной ни в США, ни, тем более, в нашей стране. Другая же организация протестантского типа в США - Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней, за время своего существования стала традиционной для этой страны, но остается нетрадиционной для России. Нетрадиционными могут быть и местные религии, созданные при жизни одного-двух поколений, как, например, Церковь Последнего Завета.

            Социокультурная адаптация НРС зарубежного происхождения (на примере Церкви Саентологии)

            Появлению и быстрому распространению по территории Российской Федерации новых религиозных сообществ во многом способствовало изменившееся законодательство о свободе вероисповедания в Российской Федерации. Снятие прежних препятствий позволило проникнуть в нашу страну большому количеству разнообразных религий, как старых, так и недавно возникших.

            Широкому распространению этих религий в России в конце XX столетия способствовало и то обстоятельство, что в условиях политической и экономической нестабильности они стали востребованы властными структурами, так как представляли эффективный инструмент влияния на формирование общественного мнения в стране. И действительно, начиная с Б. Ельцина власть стала активно пользоваться организационными ресурсами Церквей. Прежде всего, самой массовой Церкви на территории Российской Федерации - Русской Православной Церкви, а также других традиционных религиозных организаций - мусульманской, католической, иудейской, буддийской. Способствуя усилению взаимодействия РПЦ и государства, светские власти стали допускать вхождение в российскую жизнь и религиозных организаций зарубежного происхождения, в том числе и НРД.

            К числу зарубежных религиозных организаций, причисляемых к новым религиозным движениям, прежде всего следует отнести Саентологическую Церковь77, которую создал американский писатель-фантаст Лафайет Рон Хаббард (1911-1986). В настоящее, время Церковь Саентологии возглавляется Дэвидом Мицкевичем, ее центральный аппарат располагается в Лос-Анджелесе, штат Калифорния; духовное руководство дислоцируется в Клируотере, штат Флорида. Основная европейская база находится в столице Дании Копенгагене7 . Дочерними организациями Церкви Саентологии являются центры дианетики, гуманитарные центры Хаббарда, система Хаббард-колледжей, существующих в рамках административной технологии Хаббарда, организации «Нарконон» (центры, провозглашающие своей целью борьбу с наркоманией) и «Криминон» (центры реабилитации осужденных), центры детоксикации человека и др.

            Слово «Саентология» происходит от латинского scio, которое означает «знать» или «распознавать», и от іреческого слова logos — «мысль» или «учение». Таким образом, оно означает «науку о мудрости или знании» или иначе «знание о том, как знать». В то же время, Саентология определяется как изучение духа и работа с ним в его взаимоотношениях с самим собой, Вселенными и другой жизнью. Сам основатель Саентологии Л.Р. Хаббард охарактеризовал ее как прикладную религиозную философию, а себя он называл создателем «новой мировой религии» . Основные ее принципы были изложены Хаббардом в период 50-х - 60-х годов XX века.

            Одна из главных целей Саентологии, по определению Хаббарда, состоит в том, чтобы создать «цивилизацию, в которой нет безумия, преступности и войны, где способный может процветать и где честный может иметь права, где человек свободен подняться до больших высот...». «Мы не стремимся к революции. Мы хотим только эволюции, ведущей к более высоким состояниям бытия человека и общества» . Согласно его заявлениям, применяя Саентологию, человек может развить любую желаемую способность, повысить интеллект, вылечить большинство болезней и достичь счастья и полной духовной свободы, а также осознать свое бессмертие81.

            В религиозном плане Рон Хаббард был сторонником идеи существования множества богов и переселения душ. В соответствии с его мировоззрением, в основу Саентологии он положил учение о «тетанах» — особых духовных существах. Его суть состоит в том, что 75 млн. лет назад правитель конфедерации планет Ксену сослал на Землю группу тетанов, которые, вселившись в живые существа, потеряли самосознание. В связи с этим, задача саентологии — вернуть каждому из нас нашу подлинную «тетаническую» природу. Целью процедур одитинга («ревизии») является достижение ясного и чистого состояния — клира. В Саентологии это центральный обряд, который представляет собой общение клиента («преклира») один на один с профессиональным саентологическим консультантом («одитором»). Одитор следует «точной процедуре совершенствования человеческого духа»82. Весь одитинг состоит из множества уровней, составляющих саентологический «Мост к Полной Свободе». Одитинг стоит больших денег, заработать которые человек чаще всего не в состоянии. Становится ясно, что эта организация интересуется, не в последнюю очередь, прибылью, а не только «клированием планеты». Обычный человек может потратить всю свою жизнь и все свои деньги, пытаясь пройти Мост, но так и не достигнуть цели.

            В одитинге может применяться особое устройство — Е-метр, созданное для измерения и локализации «душевного груза». Есть и состояние «оперирующего тетана», дающего, по уверению саентологов, способность самостоятельно контролировать материю, энергию, пространство и время. Достижение такого состояния, согласно их учению, сопряжено с получением секретной информации в соответствии с достигнутой ступенью посвящения. Саентология включает в себя философию , и технику духовного совершенствования и охватывает такие темы как мораль, этика, очищение организма человека от токсинов, образование, управление и др. В руководствах по Саентологии говорится, что это учение основано на результатах многолетних исследований, многочисленных опытов, экспериментов, множестве путешествий и наблюдений .

            У Саентологии нет аналога Библии или Корана, а «учение» заключается в определенном порядке прочтения ряда книг Хаббарда и прохождении все более продвинутого одитинга — единственного таинства этой организации. От традиционных, данная религия отличается тем, что на ее религиозные материалы распространяется авторское право — никто не имеет права перепечатывать книги Хаббарда без разрешения Церкви Саентологии.

            Потеснив на рынке религиозных услуг другие организации, Церковь Саентологии за короткое время сумела привлечь к себе сотни тысяч новых последователей. Недавно ее лидер заявил, что саентологи за 50 лет сделали то, чего христианство не достигло за тысячелетия. И это частично соответствует действительности, так как по статистике, на начало 2009 года последователями этого движения было уже около 10 млн. человек, представлявших более 7.000 групп, миссий и организаций из 164 стран мира, в том числе из России . Это говорит о том, что саентологи ведут кропотливую организационную и психологическую работу, внимательно изучают принципы социальной психологии и управления интересами людей и, в результате, хорошо адаптируются к новым условиям деятельности.

            Сама Саентология основывается на так называемой дианетике (от греч. dia «через» и греч. nous «душа, разум») — созданном Хаббардом учении, методики которого, согласно автору, могут помочь снизить влияние прошлых нежелательных ощущений и эмоций, нерациональных страхов и психосоматических заболеваний (заболеваний, вызванных или усугубленных эмоциональными расстройствами) человека в настоящее время. Сторонники также описывают дианетику как «то, как разум влияет на тело». В то же время критически настроенные исследователи характеризуют ее как деструктивный психокульт ".

            Церковь саентологии (ЦС) провозглашает себя религиозной некоммерческой организацией. Критики саентологов и, прежде всего, традиционные религиозные организации — православные, католические, некоторые протестантские, а также исламские, утверждают, что их организация не является религиозной. В то время как некоторые страны признают саентологию псевдорелигией или классифицируют ее как культ, ряд других стран признает Церковь Саентологии религиозной организацией, имеющей право на защиту и освобождение от налогов86.

            Более близкой к истине представляется точка зрения социолога Stephen A. Kent, который отметив, что многие его коллеги признают саентологию религией, считает гораздо более целесообразным рассматривать ее как многогранную транснациональную корпорацию, только одна сторона которой — религия87. Добавим, что эта (религиозная) сторона в деятельности саентологов совсем не главная.

            . Социокультурная адаптация НРС отечественного происхождения (на примере Церкви Последнего Завета)

            Помимо традиционных религиозных организаций и пришедших в нашу страну из-за рубежа НРС, в России в постперестроечный период создавались новые Церкви местного происхождения. К наиболее распространенным новым религиозным объединениям, возникшим на российской почве, относятся Церковь Последнего Завета, Церковь Божией Матери Державная, а также различные неоязыческие группы.

            Особое место среди них занимает движение последователей Виссариона, создавшего на юге Красноярского края «Церковь Последнего Завета», до осени 1995 года называвшейся «Общиной Единой Веры». Эта Церковь привлекает к себе большое внимание российской общественности, религиоведов и представителей традиционных конфессий, которые относят ее к числу так называемых «тоталитарных сект».

            В частности, конфессионально ориентированные авторы обвиняют Церковь Виссариона в «кодировании» и «зомбировании» своих последователей посредством гипноза, «агрессивной» диеты, подрывающей физическое и психическое здоровье верующих, в отказе от обучения их детей в государственных школах, в присвоении лидером движения крупных сумм, передаваемых ему новообращенными, в обмане людей, переселяющихся из цивилизованных условий жизни в крупных городах в тяжелые, и нередко антисанитарные условия жизни в таежных деревнях, разрушении семей106.

            Данные обвинения являются достаточным основанием, чтобы внимательно разобраться в процессах, происходящих в этой Церкви, ее догматике и проблемах ее социальной адаптации - ее успехах и провалах.

            Основатель этого НРД Сергей Анатольевич Тороп, 1961 г. рождения, уроженец города Краснодара, с 1967 г. проживавший в г. Минусинске Красноярского края. Он имеет среднее образование, последнее официальное .место работы - отделение милиции в должности участкового инспектора. Завершив работу в правоохранительных органах, в 1991 г. он решил основать свою Церковь. Сначала он заявил, что Христос наблюдает за ним с околоземной орбиты, впоследствии прозвучало, что он сам и есть Христос во втором пришествии. Заявление о его воплощении в Христа противоречило распространявшейся им до 1994 года информации о том, что в прошлой жизни он жил в Иудее в VI веке до н. э. под именем пророка Иефлея. Однако его последователей, как и положено настоящим верующим, это противоречие не смущает и нетактичных вопросов они не задают.

            Преобразившись в основателя новой религии, Сергей Тороп взял себе церковное (религиозное) имя - Виссарион. Название же Церкви Виссарион почерпнул из Библии, в которой слово «завет» используется в обеих ее частях для заключения договоров людей с Богом. Первый договор (точнее, договоры) описан(ы) в Ветхом Завете, а последний - в Новом Завете. Однако сам Виссарион заявляет, что после второго договора был заключен еще и третий, самый важный Последний Завет. Этому священному договору и посвящена книга с названием «Последний Завет», иначе называемая «Заветом любви». Авторами ее являются Виссарион и его помощник Вадим Редькин. По словам авторов, Последний Завет, посланный на Землю Отцом Небесным через Виссариона «в критический миг развития» человечества, должен послужить «великому Священному Воссоединению всех существующих религий» и объединению всех людей на земле в единый народ, а главное — привести достойных в Царство Божие, ко Спасению107.

            Стоит упомянуть, что в Царство Небесное зовут также и другие воззвания, которые появились почти одновременно со священным писанием виссарионовцев. Их автором является очередное воплощение Христа, на этот раз в женском обличье - Мария Дэви Христос. Виссарионовцы делают вид, что ничего об этом не знают, поэтому в полемику с ней и ее «Белым братством» не вступают.

            Для того, чтобы «Последний Завет» Виссариона не воспринимался как нечто обособленное, не имеющее связи с христианством, как изобретенное им Священное писание (апокрифическое), он объявил его продолжением Библии. Судя по тому, что Виссарион все же не считает свою религию христианской и, тем более, иудейской108, этот ход был предпринят для того, чтобы не оттолкнуть от себя возможных приверженцев своей религии -христиан, мусульман и иудеев. Сами же христианские Церкви «Последний Завет» продолжением Библии не считают (так же как и писания Марии Дэви Христос с аналогичным названием).

            Путь Виссариона, как организатора новой религии и Церкви, в основном соответствует «образцу», по которому прошли основатели таких Церквей, как «Свидетели Иеговы», «Адвентисты седьмого дня», «Международное Общество Сознания Кришны», «Великое Белое Братство», «Экзодус» и многие другие НРС. В отличие от народных (языческих) религий, всех их объединяет искусственность создания и наличие у них автора, который называет себя Богом или Сыном Бога (что бывает реже), или пророком, посланником Бога (что бывает чаще).

            Для доказательства божественного происхождения своего Учителя, последователи Виссариона использовали прием, в христианстве демонстрирующий связь Новый Завет с Ветхим - найти в Ветхом Завете слова, которые при желании можно трактовать как свидетельство того, что в них содержится предсказание рождения Сына Божьего Иисуса Христа. Ученики Виссариона утверждают, что рождение нового мессии было предсказано в Откровении Иоанна Богослова, а для большей убедительности они ссылаются на астрологическое обоснование места его рождения. Астролог Елена Богорад утверждает, что с наступлением эры Водолея начинается эпоха русских, в связи с чем энергетический центр передвигается из Иерусалима в Россию, под Краснодар, где ,и суждено было родиться Сергею Торопу — «пробудившемуся в новой плоти» Христу1 .

            Суть повой веры была впервые представлена во втором номере первой виссарионовской газеты «Путь любви»: «18 августа 1991 года в Минусинске Виссарионом была провозглашена "Единая Религия Земли"». Принципиально новую Единую мировую религию создать Виссариону было очень сложно, поэтому он попытался собрать самые разнородные учения. Творцом Вселенной он объявил Единого, он же Абсолют - безличное первоначало бытия. Этот Абсолют сотворил космос, многочисленные миры которого он заселил холодными рационально-рассудочными существами. Особое место в этом космосе занимает наша планета, так как она имеет Отца Небесного воплощенного в Сыне (этим Сыном объявил себя сам Виссарион). Другим божеством является Земля-матушка, которой следует поклоняться, с ней разговаривать и ублажать ее хорошим отношением, правда, без принесения каких-либо жертв. В его вероучении присутствует и идея реинкарнации - человек может рождаться в теле до 10 раз, после чего определяется его окончательная участь - попадет ли он в ад или в рай .

            В «Слове Виссариона» (1993) на религиозной основе формулируется трудовая мораль, этика благих дел, которые рассматриваются в качестве главного условия духовного развития личности и критерия ее религиозной веры: «сила духовная растет в труде»; «веры без дел не сыщите»; «о душе человеческой и ее спасении можно судить только по реальным делам человека— "делам плоти", о силе веры— по благотворным деяниям человека».

            Конфликтность и дезадаптация НРС как предмет правового и религиоведческого описания

            Россия па 20 лет позже, чем Запад, столкнулась с проблемой лавинообразного нарастания активности НРД, сопровождавшейся практически полным отсутствием внимания к данному процессу со стороны государства, недостаточностью законодательной базы, а также информационным голодом, который выражался в крайне малом количестве публикаций, аналитических материалов и справочных изданий, содержащих информацию о современной религиозной ситуации с новыми религиозными движениями в стране.

            Следствием этого явилось то, что органы власти не имели четкой позиции своего отношения к новой ситуацией с религией в стране и, в частности, к появлению у нас большого количества новых, особенно чужеземных по происхождению религий. Это и определило перевод вопроса о традиционности - нетрадиционности для России религиозных организаций в юридическую плоскость.

            В 1990 году при разработке первого еще советского закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» качестве образца была взята американская модель государственно-конфессиональных отношений, при которой все религиозные образования получают равные права вне зависимости от культурообразующей роли, количества последователей, влияния на происходящие процессы, а также характера проповедуемой идеологии160.

            Позднее, при создании современного закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятого в 1997 году, и претерпевшего к настоящему времени уже пять редакций, были предприняты попытки разграничить в правах традиционные религии и нетрадиционные, хотя эти понятия и не упоминаются в тексте напрямую. Так, например, был введен ряд ограничений, позволяющих отказать в регистрации, а также начать процедуру ликвидации юридического лица организации с последующим запретом ее деятельности. Эти ограничения, формально вводящие санкции против любых религиозных объединений, нарушивших закон, фактически затрагивали интересы исключительно НРС. Если проследить в хронологическом порядке принимавшиеся редакции закона, то можно сделать обоснованный вывод, что основной целью вносимых поправок было фактическое изменение правового статуса нетрадиционных религиозных объединений161.

            В 2001 году была предпринята попытка внесения на рассмотрения Государственной Думы проекта Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации, в которой статус «традиционной религиозной организации» получил бы официальное закрепление. Несмотря на то, что к разработке указанного документа самое непосредственное отношение имело Министерство юстиции РФ, специалисты которого в соавторстве с руководителями Института государственно-конфессиональных отношений и разрабатывали проект, критерии, предложенные для определения «традиционности» религиозной организации были сформулированы недостаточно четко и не поддавались объективной оценке. Авторами было предложено считать конфессии традиционными, если они:

            «1) оказали значительное влияние на становление и развитие российской государственности, сыграли существенную историческую роль в развитии национального самосознания народов Российской Федерации,

            2) способствовали формированию и развитию традиционной духовности и культуры народов России и составили часть духовного и культурного наследия Российской Федерации,

            3) являются религиозными объединениями, принадлежность или предпочтительное отношение к которым выражает значительная часть граждан Российской Федерации,

            4) выступают в качестве созидательной и объединяющей духовной силы российского общества, направленной на поддержание мира и стабильности в Российской Федерации»162.

            Парадоксальность ситуации заключается в том, что после опубликования данного проекта его авторы были подвергнуты жесткой критике в основном со стороны мусульманских и иудейских организаций, традиционность которых под сомнение никто не ставил, а в случае принятия документа предполагалось наделить их существенными привилегиями.

            Основное недовольство, помимо уже упомянутой неточности формулировок, было вызвано употреблением слова «традиционные конфессии» или «традиционные религии» вместо «традиционные религиозные организации». При кажущейся незначительности разница в терминологии в данной области очень существенна, так как в рамках одной конфессии может действовать большое количество религиозных организаций, которые, в основном, имеют натянутые отношения с наиболее крупной и господствующей в рамках конфессии структурой. Так, например, в рамках православия, представленного на территории России главным образом Русской Православной церковью (Московский патриархат), действует также Русская Православная автономная церковь, Истинно-Православная церковь, старообрядцы, а также ряд других организаций. Похожая ситуация характерна также для мусульман, иудаистов и буддистов, у которых также существует значительное число неподконтрольных, а часто и оппозиционных «головной» религиозной организации объединений.

            В результате проект не был принят, несмотря на все предпринятые авторами усилия по внесению необходимых изменений.

            Попытка изменения существующей системы государственно-конфессиональных отношений была предпринята в 2002 году, когда на рассмотрение в Государственную Думу России был внесен подготовленный депутатом А.В. Чуевым проект федерального закона «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации» (вариант от 14.02.2002 г.), призванный законодательно закрепить привилегии для православных, мусульманских, буддийских и иудейских религиозных организаций163. В тексте законопроекта автором было предложено определение «традиционной религиозной организации», в формулировке которого впервые содержались четкие критерии, соответствие которым необходимо для получения этого статуса. Так, согласно ст. 1. п. 1. указанного законопроекта, «традиционная религиозная организация Российской Федерации - зарегистрированная централизованная религиозная организация, действующая на территории Российской Федерации не менее 50 лет, объединяющая не менее одного миллиона верующих или последователей и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов России». Позднее, в редакции законопроекта от 14 марта 2002 г., эта формулировка была сохранена с некоторыми изменениями. В ней традиционная религиозная организация была определена как «зарегистрированная централизованная религиозная организация, действующая на территории Российской Федерации не менее 95 лет, состоящая из местных организаций, действующих на территории более половины субъектов Российской Федерации и признанная в соответствии с настоящим Федеральным законом неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов России».

            Внесение указанного законопроекта по времени совпало со значительным обострением отношений между Русской Православной и Римско-католической церквями. Основанием для этого явилось создание католиками административных округов на территории России, которую Русская Православная церковь (РПЦ МП) всегда считала своей канонической территорией. Ые содействовала разрешению противоречий и поддержка Ватиканом греко-католической церкви Украины, на территории которой и без этого пересекались интересы Московского и Константинопольского патриархатов. Эти, а также некоторые другие факторы, привели к охлаждению во взаимоотношениях между двумя христианскими конфессиями, результатом чего стало исключение католиков в предложенном законопроекте, к подготовке и продвижению которого РПЦ имела косвенное отношение, из числа традиционных религий. Помимо этого, набиравшее силу неоязыческое движение, представленное целым рядом общественных и религиозных организаций, заявило о претензиях на включение в число традиционных для России религий, ссылаясь на линию преемственности, уходящую корнями в дохристианскую Русь164.

            Похожие диссертации на Социокультурная адаптация нетрадиционных религиозных сообществ в Российской Федерации