Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) Дикун Наталья Александровна

Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь)
<
Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дикун Наталья Александровна. Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь): диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Дикун Наталья Александровна;[Место защиты: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.].- Саратов, 2014.- 183 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальных взаимодействий принимающих и мигрантских сообществ .

1. Толерантность в контексте теорий социального действия .

2. Факторы межэтнических противоречий в процессе взаимодействия принимающих и мигрантских сообществ

Глава 2. Компаративная характеристика миграционной ситуации в Российской Федерации и Республике Беларусь в постсоветский период

1. Особенности миграционной политики в постсоветский период развития Российской Федерации и Республики Беларусь

2. Ресурсы солидарности в процессе взаимодействия мигрантских сообществ и принимающего населения в Российской Федерации и Республике Беларусь

3. Сравнительный анализ отношения населения Российской Федерации и Республики Беларусь к мигрантским сообществам .

Заключение

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена необходимостью научной оценки, прогнозирования тенденций и предотвращения негативных последствий явлений, связанных с возрастанием и расширением миграционных потоков, охвативших территории практически всех государств и обретающих глобальные масштабы. Миграционные процессы есть результат вступления отдельных сообществ и национальных экономик в глобальные отношения и могут рассматриваться в качестве побудителей дальнейших социальных преобразований. С начала 90-х годов XX века в ходе радикальных социальных, экономических и политических реформ в Российской Федерации и Республике Беларусь произошла трансформация прежних основ социально-культурной самоидентификации, возросла роль этнического фактора в жизни людей. Социальные взаимодействия, проходящие в определенном культурно-историческом контексте, определяют осознание социальными группами и отдельными действующими индивидами своего места в контексте социального пространства и времени, в этнических и межконфессиональных отношениях в формах толерантности или ксенофобии.

С учетом расширения процессов миграции этнических групп в Республике Беларусь и Российской Федерации поиск оптимальных форм их взаимодействия с государственной властью и местным населением является особенно актуальным в условиях глобализации, роста этнического самосознания, этноконфессионального фактора и феномена мирового терроризма и представляет собой важнейшую социологическую задачу. Необходим переход от простого описания экономической адаптации мигрантов в странах въезда к всестороннему исследованию форм и путей их социальной интеграции с местным населением и возможных последствий этого процесса для общества, особенно изменения его структуры и динамики социальных отношений. Возникает необходимость выявить факторы, влияющие на лояльность сторон, на снижение степени вероятности возникновения и распространения конфликтов путём обоснования эффективной модели социально-экономического взаимодействия мигрантов и принимающих сообществ. Это послужит предпосылкой реконструирования системы управленческих технологий в миграционной политике.

В связи с созданием Единого экономического пространства и Таможенного союза для целей экономического и социального планирования государств союза представляется важным выявление общего и особенного в миграционной ситуации Российской Федерации и Республики Беларусь, возможных последствий миграций, методов и методик социального управления в условиях различного масштаба уровня миграций. Сравнение практики социального управления миграцией в двух государствах – Российской Федерации и Республике Беларусь – продиктовано, в конечном счёте, не только и не столько стремлением к обобщению позитивного опыта социальной и административной работы в мигрантском сообществе двух государств, сколько необходимостью сравнения эффективности рационально-ригористического (Республика Беларусь) и либерально-аморфного (Российская Федерация) подходов к применению потенциала мигрантов.

Степень разработанности проблемы. Основателем теоретических концепций миграционных процессов считают Э. Равенстайна, который сформулировал 11 правил миграции. Многие из этих правил по сей день остаются базовыми в исследованиях как российских, так и зарубежных ученых. В основе позитивистского подхода (M. Тодаро) к миграциям лежит изучение миграционного поведения человека с точки зрения рационального индивидуального выбора. В трудах представителей функционалистского направления (Э. Дюркгейм, Р.Мертон, Т. Парсонс) исследовано влияние миграций на социальные трансформации, происходящие в обществе. Теория экологии человека (Р. Mаккензи) способствует объяснениям причин миграций через процессы индустриализации и урбанизации.

В западной науке большое значение в исследовании миграций имеют Р. Парк, который углубленно изучал сообщества мигрантов,
Г. Олдрич и Р. Уолдингер, объектом внимания которых стали предприятия, создаваемые мигрантами. А. Портес для объяснения формирования и функционирования мигрантских сообществ использует концепцию социального капитала. Д. Мэсси разработал теорию организации международной трудовой миграции. В центре внимания ассимиляционной теории М. Гордона и О. Хандлин – процессы адаптации мигрантов в принимающем обществе. В рамках теории социальных изменений П. Штомпки и Я. Щепаньского миграционные процессы рассматриваются с точки зрения социально-функциональных и социально-структурных изменений.

В современной российской науке проблемам миграций посвящено много работ. Т. Заславская изучала миграции, с одной стороны, с точки зрения изменения потребностей, интересов и стремлений людей и, с другой – влияния внешней среды. В рамках теории трехстадийности миграционного процесса Л. Рыбаковский выявил три стадии завершенного миграционного процесса. В. Вернадский и Л. Гумилев рассматривали процессы миграции в рамках концепции пассионарных толчков, в основе которых лежит энергетический обмен между человеческим сообществом и внешней средой. Т. Юдина посвятила свои исследования новой социологической теории – социологии миграций, рассматривающей миграцию как социальный феномен. Ж. Зайончковская и И. Молодикова исследовали методологию изучения миграционных процессов. И. Цапенко анализировала миграционные потоки в европейских странах. Г. Витковская, А. Топилин посвящали свои исследования проблемам вынужденных мигрантов. Е. Тюрюканова в своих работах изучала вопросы нелегальной миграции. А. Дмитриев исследовал основания конфликтогенности миграций, большое внимание уделяя именно этническим мигрантам. Ю. Арутюнян, Л. Дробижева рассматривали процесс адаптации этнических групп в принимающее общество. К. Мокин обосновал групповые стратегии адаптации этнических мигрантов в принимающей стране. В. Тишков уделял внимание проблемам функционирования национальных диаспор на территории принимающей страны. В. Мукомель исследовал основания мигрантофобии и этнофобии среди населения принимающей страны. Е. Холмогоров предложил фундаментальную типологию миграций.

Проблемы межэтнических взаимодействий исследованы в работах
Э. Балибара, Н. Барышной, И. Валлерстайна, Н. Глэйзера, С. Замогильного, А. Здравомыслова, Н. Лапина, Н. Лебедевой, Т. Мамсурова. Формирование толерантных отношений в процессе межэтнического и межконфессионального взаимодействия исследуют Е. Головаха, Н. Панина, О. Шипелик. Особое внимание заслуживают работы А. Асмолова, разработавшего идеологию перехода от парадигмы конфликта к парадигме толерантности. В отечественной науке вопросы толерантности рассмотрены И. Арцыбашевым, С. Бондыревой, Р. Валитовой, В. Золотухиным, М. Мчедловым. В разрезе социологической науки толерантность исследуется в работах М. Мацковского, который изучал объект и субъект толерантности. П. Козырева изучала толерантность в контексте социального самочувствия населения. В. Шалин видит в толерантности принцип построения новых отношений в обществе. В. Ачласов исследовал проблемы ксенофобии в современном мире.

В современной белорусской науке проблемы миграций исследуют А. Бубич, Н. Валюшко, Т. Евелькин, В. Загорец, Г. Зинкевич, А. Лемешев, В. Черникова. Л. Васильева анализирует понятийный аппарат в области миграции. Влияние миграций на национальный рынок труда исследует С. Шевченко. Л. Шахотько занимается проблемами трудовых миграций. И. Колесникова и А. Лученок изучают влияние миграции на социально-экономическую ситуацию в стране. Проблемы внутренней миграции исследует П. Дмитрук. В области внешней миграции работают А. Зайцев, И. Лисовская. Особенности интелектуальной миграции исследуют И. Артюхин, М. Бондарь. Проблемами государственного регулирования миграций занимаются Т. Антонова, И. Загорец, С. Касинский. Проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество изучает Л. Титоренко.

Важными для исследования стали разработки в области методологии Саратовской социологической школы. Мотивом для исследований миграций в Саратовской и Волгоградской областях послужила работа группы социологов СГТУ в г. Марксе, которые в сентябре 1989 года проводили в рамках программы «Народы России» (руководитель профессор В. Ярская) деловую игру на заводе «Радон». В процессе работы была разработана методология интенсивного качественного социологического исследования (С. Замогильный, Д. Заров, Т. Тарасова, В. Ярская). В результате были выявлены группы населения повышенной конфликтности со стратификацией по национальному признаку.

В исследованиях, посвященных процессам миграций, внимание сосредотачивается на конфликтах, контрсолидарности мигрантов, питаемых недружественным социальным окружением принимающих сообществ. Явления консенсуса, доверия и солидарности, которые строятся на взаимной выгоде, схожести элементов культуры обмена деятельностью и ее результатами, почти не попадают в поле внимания исследователей.

Цель диссертационной работы – исследование влияния миграционных процессов на социальные отношения между мигрантами и местным населением Российской Федерации и Республики Беларусь в постсоветский период.

Указанная цель обусловливает постановку следующих основных исследовательских задач:

раскрыть феномен толерантности в процессе взаимодействий мигрантов и принимающего населения с точки зрения ключевых социологических теорий;

исследовать асимметрию социального действия как неравный обмен санкциями и престижем в процессе отношений между мигрантским и принимающим сообществами;

рассмотреть условия и факторы, способствующие превращению этносоциальных взаимодействий в межнациональные конфликты;

выявить факторы консолидации агентов миграций в Российской Федерации и Республике Беларусь;

провести социологический анализ отношения населения Российской Федерации и Республики Беларусь к мигрантам;

провести исследования методом фокус-группы с целью выявления основных причин противоречий, связанных с миграциями.

Объектом исследования выступают социальные отношения между населением и мигрантами, формирующиеся в результате миграционных процессов в Российской Федерации и Республике Беларусь в постсоветский период.

Предметом исследования являются особенности взаимодействий принимающего населения и мигрантских сообществ в Российской Федерации и Республике Беларусь в постсоветский период.

Теоретико-методологические основы диссертации составили теория социального действия М. Вебера, концепция структуры социального действия Т. Парсонса. В процессе исследования возникла потребность в использовании неопрагматистской теории Х. Йоаса как одной из конкурирующих парадигм в поле социального знания. Теоретико-историческое и прикладное содержание его учения послужило для автора цели раскрытия смыслов поведения и учёта креативного характера социального действия. В качестве теоретико-методологических источников также использованы работы П. Бергера и Т. Лукмана, П. Бурдье, Н. Лумана,
А. Турена. В контексте осмысления методологических предпосылок исследования мигрантских сообществ и самого миграционного процесса важными стали теория символического интеракционизма Д. Мида, классического прагматизма У. Джемса, Д. Дьюи и Ч. Пирса. В диссертационном исследовании использована методология П. Сорокина, в частности идея интегративной социологии и теория социальной мобильности, позволяющие рассматривать миграционные процессы и отношения в контексте системного многообразия их форм и флуктуаций с использованием базовых понятий социального пространства, социальной дистанции и социального положения. Также необходимы для исследования стали методологические подходы Чикагской школы социологии (Г. Беккер и
Р. Парк), которые внесли основополагающий вклад в «предысторию» миграционных исследований.

Эмпирическую базу диссертационной работы составляют результаты серии качественных и количественных исследований, разработанных и проведённых при непосредственном участии автора в течение 2010-2013 годов.

1. Авторское исследование методом опроса населения Саратовской области в 2010-2011 гг. (г. Энгельс, пос. Приволжский, пос. Подгорное) (N=316), населения Брестской, Гомельской и Могилевской областей в 2012-2013 гг. (г. Брест, г. Гомель, г. Бобруйск) (N=156) в рамках проекта «Психосоциальные проблемы трудовой миграции и адаптации этнических мигрантов» (грант РГНФ-БРФФИ 2010-2012 гг., руководитель С.И. Замогильный).

2. Социологические исследования, проведенные при участии автора:

методом опроса населения Российской Федерации и Республики Беларусь (N=2572) в рамках проекта «Психосоциальные проблемы трудовой миграции и адаптации этнических мигрантов»;

методом фокус-группы (N=44) по теме «Условия жизни и деятельности населения в Саратове, области, стране и мире» (г. Саратов, Энгельс, Калининск, Балаково, Ртищево, апрель 2013 г.);

методом экспертного интервью (N=6) на заседании Саратовского философско-гуманитарного земского клуба по теме «Россия: национальный вопрос» (г. Саратов, июнь 2013 г.).

3. Вторичный анализ данных опросов Центра социологических и экспертно-аналитических исследований: Фонда «РОСС-ХХ1 век» по теме «Социальные проблемы населения и уровень межнациональной конфликтности в Саратовской области» (N=632, 2013 г.); Фонда «Миграция XXI век» по теме «Защита социальных и трудовых прав мигрантов на пространстве СНГ – политические изменения и возможные варианты» (N=204, 2011 г.); Института социологии НАН Беларуси по теме «Оптимизация миграционных процессов» (N=1227, 2006 г.); Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа по вопросам восприятия мигрантов городским населением (N=700, 2003 г.).

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта научной специальности ВАК Минобрнауки РФ. Диссертационная работа выполнена в рамках Паспорта специальности 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы; тема исследования соответствует п. 3. «Элементы социально-стратификационной структуры. Понятия «социальный слой» и «социальная группа»; их объективное и субъективное определение. Групповая социальная дистанция»; п. 11 «Социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе»; п. 29. «Проблемы социальных конфликтов, социальной напряженности, проявления группового, корпоративного эгоизма» Паспорта специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Научная новизна диссертации заключается в следующих позициях:

1) толерантность представлена как форма проявления креативности социального действия и выступает универсальной нормой сосуществования и кооперации миграционных сообществ и принимающего местного социума;

2) межэтнические противоречия представлены на основе анализа социального действия как асимметричного обмена санкциями и ресурсами в рамках двухстороннего социального взаимодействия между сообществами мигрантов и местного населения принимающей стороны;

3) с авторских позиций выявлены причины противоречий в процессе социального взаимодействия между принимающим населением и мигрантскими сообществами в Российской Федерации и Республике Беларусь;

4) выявлены ресурсы солидаризации в процессе социального взаимодействия между принимающим местным населением в Российской Федерации и Республике Беларусь и мигрантскими сообществами;

5) на основе материалов российско-белорусского исследования впервые проведен сравнительный социологический анализ отношения принимающего местного социума к мигрантским сообществам в Российской Федерации и Республике Беларусь;

6) на основании результатов проведенного исследования методом фокус-групп выявлены типичные основания и поводы для противоречий, проявляющихся в коммуникациях мигрантов и принимающего населения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются непротиворечивым теоретико-методологическим обоснованием концепции исследования, применением целерациональных социологических парадигм и принципов к анализу этнокультурных взаимодействий в миграционном процессе и постмиграционной адаптации новых поселенцев и местного населения, соответствием методов и методологии исследования современным подходам к интерпретации социологических данных, соотнесением полученных результатов с результатами исследований российских и белорусских авторов.

В ходе проведения теоретического и прикладного социологического исследования получены научные результаты, формулируемые автором диссертации как положения, выносимые на защиту:

1. В контексте теорий социального действия толерантность представлена как форма проявления креативности социального действия и выступает универсальной нормой сосуществования и кооперации миграционных сообществ и принимающего местного социума. Толерантность как определенная система ценностей позволяет вывести отношения на качественно новый уровень, является основанием согласованного взаимодействия между людьми во всем многообразии их целей, убеждений, интересов. Понимание толерантности в контексте теории креативности социального действия основывается на представлении о принципиальной возможности реализации установок толерантного сознания местного населения и мигрантов в системе межсубъектных взаимодействий в условиях устойчивого социально-экономического функционирования и политической стабильности местного социума принимающей стороны.

2. Природа противоречий между принимающим населением и мигрантскими сообществами базируется на асимметрии в социальных взаимодействиях, объясняющейся преимущественным и более стабильным положением коренного населения. Асимметрия проявляется в том, что местное население как одна из сторон социального взаимодействия, обычно выступает инициатором конфликтов в силу своей заинтересованности в продолжении стабильного и обособленного существования. Мигрантское сообщество как другая сторона социального взаимодействия заинтересовано в изменении существующего положения, а именно обособления местного населения, и в разрешении конфликта. Асимметрия в социальных действиях проявляется как реакция субъектов взаимодействия на изменение баланса в системе разделения труда, распределении политической и экономической власти и ресурсов между местными и мигрантскими сообществами.

3. В процессе взаимодействия принимающего местного населения и мигрантских сообществ основным полем конфликта между приезжими мигрантами и принимающим местным сообществом является этнокультурное взаимодействие. Мигрантские сообщества и местное население представляют собой социальные этнические общности, члены которых осознают себя самостоятельными субъектами социального действия и поведения. Культурные различия выступают фактором, обусловливающим отчуждение как принимающего, так и мигрантского сообществ, и основанием для возникновения дилеммы социального «противостояния-включения» мигрантов в принимающее общество. Решение данной дилеммы ведет к различным сценариям интеграции или дезинтеграции миграционных сообществ в социальном пространстве местного сообщества.

4. Базовая социальная среда определяет уровень солидарности между субъектами социального взаимодействия и актуализирует ее функциональную востребованность, усиливает или уменьшает чувство идентичности мигрантов с коренным сообществом. Белорусское общество характеризуется высоким уровнем толерантности в межкультурных взаимодействиях и строит свои отношения с мигрантским сообществом на основе общей солидарности. Российское общество отличается низким уровнем толерантности и строит межкультурные взаимодействия с мигрантским сообществом на принципах групповой солидарности. В результате миграционный процесс и сценарий адаптации мигрантов в Республике Беларусь можно обобщенно оценить как интеграционный, а процесс адаптации мигрантов в Российской Федерации – как происходящий по конфликтному сценарию сегрегации мигрантского сообщества.

5. Представители местного населения Российской Федерации и Республики Беларусь делятся на четыре категории, по-разному воспринимающие мигрантов: «активные противники», «обеспокоенные противники», «безразличные» и «сторонники». Наиболее многочисленная категория местного населения (35%) в Российской Федерации – «активные противники», которые считают, что миграцию необходимо сокращать до минимума, и склонны к взаимодействию с мигрантами на основе групповой солидарности «своих» (местное население) и к обвинению в своих проблемах «чужих» (мигрантов). В Республике Беларусь доминирует «безразличная» к мигрантам категория населения (37%), не склонная акцентировать внимание на проблеме миграции и мигрантах, прибывших преимущественно из России и Украины.

6. Население Российской Федерации и Республики Беларусь в целом сохранило интернациональные установки общественного сознания и уважительного отношения к представителям национальностей бывших республик СССР, что позволяет выстраивать межнациональные взаимодействия на основе общей солидарности и отношений взаимного доверия. Однако оценка уровня стабильности социально-экономической системы своей страны населением Российской Федерации и Республики Беларусь определяет, что для белорусского общества характерно более широкое поле возможностей для создания новых социальных связей, условий их функционирования и выстраивания толерантных отношений с мигрантскими сообществами. Для местных сообществ российского общества, которые оценивают социально-экономические условия своей жизнедеятельности как нестабильные и связанные с повышенным уровнем социальных рисков, более типичными становятся всплески ксенофобии и нетерпимости.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования представляют теоретическую основу объединения усилий исследователей, специалистов-практиков, представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, политических и общественных деятелей для решения проблем взаимодействия миграционных сообществ и местного населения. Результаты, полученные в рамках проведенного диссертационного исследования, имеют также научно-практическое значение для развития социологии миграций и этноконфликтологии, для разработки и обоснования рекомендаций, необходимых для социологов и специалистов в сфере государственного управления и миграционных служб Российской Федерации и Республики Беларусь. Полученные выводы могут быть учтены при принятии решений органами представительной и исполнительной власти в сферах социальной, этнокультурной и миграционной политики, культуры, образования, социального обслуживания.

Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут найти применение в лекционных курсах по социологии миграций, социологии занятости, социологии управления, социальной структуре общества, в спецкурсах по межнациональным отношениям, проблемам образования в полиэтнической среде. Методические материалы, данные конкретно-социологических исследований могут быть учтены и применены органами государственного управления и местного самоуправления при проведении исследований по вопросам социальной политики.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на Международной научно-практической Интернет-конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте» (Одесса, 2013), Международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований» (Одесса, 2013), в рамках постоянно действующего семинара «Социология этнокультурных исследований» (г. Энгельс, Саратовской области, 2012-2013), Международной научной конференции «Современные проблемы науки и образования» (Москва, 2012); Международной научно-практической конференции «Молодые ученые в решение актуальных проблем науки» Международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития» (Одесса, 2012), в рамках постоянно действующего семинара при проведении совместного международного российско-белорусского исследования по гранту РГНФ-БРФФИ «Психосоциальные проблемы трудовой миграции и адаптации этнических мигрантов», № 10-06-01303а/Б, в Белоруссии зарегистрирован под № Г10Р-028, и проведенного в 2010-2012 годах в Республике Беларусь и Российской Федерации (Минск, 2011, Брест, 2011).

Структура диссертации включает введение, две главы (пять параграфов), заключение, список использованной литературы, приложение.

Публикации. По теме диссертации опубликовано семнадцать статей общим объемом 6,35 п.л., в том числе шесть в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Факторы межэтнических противоречий в процессе взаимодействия принимающих и мигрантских сообществ

Теория социального действия, в последние два десятилетия дополнен-ная теорией креативности социального действия, является основой для по-нимания процессов миграций в современности. Интерпретация событий, ко-торые происходили в г. Кондопога, г. Сагра, «бытовых» конфликтов в г. Пу-гачёв, г. Арзамас, пригороде г. Москва Бирюлёво, лежит преимущественно в теории социального действия как объяснительном принципе теории мигра-ций. «Бытовые» межнациональные конфликты в Саратовской области про-должающиеся с октября 1989 года, понимание их внутренней дифференци-рованности как эмпирических феноменов, возможно на базе синтеза научно-го знания, единства социологии и социальной психологии. Этот тот метод, который П. Сорокин назвал «интегральной социологией» - наукой о поведе-нии людей, находящихся в состоянии социального взаимодействия. В своих научных исследованиях П. Сорокин использовал этот метод в изучении со-циологии революции, а также в анализе социокультурных факторов общест-венного развития в качестве как целостной концепции.

Если рассмотреть этапы эволюции теорий действия, то в течение пе-риода времени, охватывающее последнее столетие, доминирующие концеп-ции будут представлены спектром моделей: от рационального и нормативно-ориентированного, выраженных в воззрениях М.Вебера, Э.Дюркгейма, Т. Парсонса, до понимания креативности социального действия в теории обме-на Д. Хоманса, теории конфликтов Р. Дарендорфа и Л. Козера, символиче-ском интеракционизме Г. Блюмера, Э. Гофмана, Г. Мида и феноменологи-ческой социологии П. Бергера и Т. Лукмана, Э. Гуссерля, А. Щюца. Работы, посвященные креативному характеру человеческого действия, в особенности работы Х. Йоаса, рассматривают допущения, касающиеся интенсионально-сти, инструментализации тела и автономии действующего субъекта истории.

Первоначально экономические модели рационального действия, наи-более последовательно выраженные у К.Маркса и у А. Маршалла, были до-полнены экспериментами М. Вебера и Т. Парсонса. Доминирующие в соци-альных науках модели действия в их рациональном или нормативно-ориентированном виде во второй половине ХХ века потребовали дополнения теориями креативности действия. Новыми версиями данных теорий стала теория активной структурации Э. Гидденса и теория коммуникативного дей-ствия Ю. Хабермаса.

Теория социального действия в своем развитии проходит несколько этапов. В социологию понятие «социальное действие» было введено М.Вебером, и первый классический этап основан на его теории «идеальных типов» . Социальное действие, по М. Веберу, можно классифицировать на чистые типы, к которым более или менее приближается реальное поведение: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Основанное на вере в самодовлеющую ценность определенного поведения ценностно-рациональное социальное действие ориентировано не на какую-либо цель, а на само поведение как таковое. Социальное действие, обуслов-ленное аффектом или эмоциональным состоянием индивида, находится за пределом «осмысленного», осознанно ориентированного. Традиционное, ос-нованное на длительной привычке, социальное действие часто выступает как автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Необходимо сказать, что социальное действие, как правило, не ориентировано только на один тип рациональности . Огромный вклад в изучение социального действия внес Т. Парсонс. Имя Т. Парсонса в большинстве своем связывают со структурно-функциональным анализом, однако А. Здравомыслов считает, что главная его теория – это все-таки теория социального действия. Первая значительная работа Т. Парсонса «Структура социального действия» (1937) посвящена описанию структуры функционального ряда элементов социального дейст-вия (цели, средства и условия). Т. Парсонс внес дополнения в содержание основных понятий веберовского понимания социального действия, дополняя ее концепцией социального поведения . В своей модели действия человека он выдeлил две составляющие: действующeе лицо, которое ставит цель и ви-дит пути достижения этой цели, и ситуационное окружение, подразумеваю-щее под собой сочетание четырех факторов: биологический организм, лич-ность, социальную систему, влияющую на возникновение сознательного це-леполагания, и культуру. В социальном действии каждый из последующих уровней опирается на предшествующий: телесная организация выступает как условие социализации личности, а личность – как предпосылка функциони-рования социальной системы, которая, в свою очередь, выступает как носи-тель культуры. Теория социального действия Т. Парсонса оказала значительное влия-ние на развитие теории креативного социального действия Х. Йоаса. Основой данной теории является тот факт, что любое действие каждого индивида но-сит креативный характер, причем Х. Йоас говорит не только об индивиду-альном действии, но и о действии исторических общностей. Креативностью он измерял все человеческие действия. Каждодневную деятельность людей Х. Йоас описывал в рамках теории креативности. Х. Йоас критиковал рацио-нальные теории действия за абсолютизацию рационализма в действиях чело-века. В своей теории он заменил категорию рациональности на категорию креативности, рассматривая ее как инструмент достижения целей людей. Рассматривая социальное действие через призму креативности, Х. Йоас ут-верждает, что действие носит нетеологический характер, что любое челове-ческое действие всегда соотнесено с ситуацией, что действие основывается на телесной схеме и что способность к действию содержит допущение пер-вичной социальности

Особенности миграционной политики в постсоветский период развития Российской Федерации и Республики Беларусь

Говоря о концептуализации структуры как иерархии уровней, необхо-димо на каждом уровне выделять, с одной стороны, совокупность элементов, которые можно варьировать от малой группы до общества (социальный, на-циональный и т. д. состав), с другой стороны, и совокупность связей и отно-шений (или социальную, национальную структуру). Эти связи и отношения детерминируют национальный состав (нации, народности и т. д.). Необходи-мо отметить тот факт, что надо разделить конкретно-эмпирическое понима-ние национальной структуры и ее сущностно-социологического, абстрактно-го среза. В конкретно-эмпирическом аспекте общество выступает как сово-купность, взаимопереплетение и взаимодействие человеческих отношений, прежде всего производственных, а также идеологии, культуры, управления, власти. Оно включает также экономическую, политическую, идеологиче-скую, военную и другие структуры, а также инфраструктуру. Национальная структура охватывает этносы, как элементы ее социально-национального со-става, и национальные отношения на базисе того или иного способа разде-ления труда, реальных противоречий и различных форм функционирования общественных институтов, типов социальной мобильности. В этом смысле лучше говорить о социальной структуре, детерминирующей национальное, находящееся с ним в обратной связи, которая выступает в качестве инте-грального и целостного элемента макросоциологического понятия «общест-во», которое может быть представлено как система отношений. Наряду с этим целесообразно оперировать сравнительно узким, конкретно-эмпирическим понятием «национальная структура», которое базируется на относительно точных показателях национального состава общества и его структурных элементов.

Данные «точки опоры» позволяют развивать теоретические основы ис-следования трудовых и этнических миграций, а также провести качествен-ный анализ миграционных сообществ, которые представляют собой «стра-ты». Миграционные сообщества еще внутренне стратифицированы по про-фессиональному, имущественному, религиозному и другим признакам. Безусловно, характеристики национального состава не исчерпываются эко-номическими противоречиями, заложенными в этой основе. Отсюда следует только то, что наряду со «статикой» общества, в рамках которой вырабаты-ваются эмпирические понятия, производятся типизации, классификации, изучается экономическая, политическая и национальная система, но как не-что данное, не получающее причинного объяснения. Для этноса наиболее важной социальной основой является «объективированное прошлое», кото-рое выступает как конкретное и подлинное бытие этноса в мире. В идеализи-рованном прошлом жили наши предки, не зависимые от научно-технического прогресса, накопившие эмоциональный, психологический и ис-торический опыт, сохраненный в исторической памяти и в языке. Эмоцио-нально-эстетическое отношение к прошлому – отношение подлинно нацио-нальное.

Прошлое создает систему представлений каждого народа о материаль-ном мире, так называемые национальные образы мира, которые можно вы-вести как описание культур разных народов. Несмотря на то, что в ХХ веке происходит унификация материальных культур и быта, что связано с появле-нием автомобиля, радио, телевизора, видео, компьютера, тем не менее, в ядре своем каждый народ остается самим собой, пока сохраняется культура, язык, этнический тип, память о своей истории и культуре.

В. Ядов считает, что социология – это наука о «закономерностях соци-альных действий и массового поведения» . То, что массовое поведение под-чинено социологическим законам, демонстрируют и последние события, проявившиеся в стране в 2013 году. Протестные акции в г. Пугачёв и г. Мо-сква (Бирюлёво), которые власть относит к обычной «бытовухе», на самом деле базируются на причинах социального характера. Интересна позиция была выражена В. Ташпековым, президентом Саратовской ассоциации По-волжских казахов, который изложил свою позицию по поводу мнения, что «беспорядки устраиваются провокаторами. Но для того, чтобы провока-торы могли что-то устроить, нужны определенные настроения в общест-ве. И эти настроения мы увидели в Бирюлёво. К сожалению, в нашей стране нет внятной национальной и миграционной политики. Двадцать лет ситуа-ция пускалась на самотёк. В результате вспышки происходят то здесь, то там. Беспомощность государства в вопросах межнациональных отношений является причиной конфликта. Предлагаемые проекты чиновников один не-лепее другого. Много критики вызывает преподавание разных религий в шко-лах. Что-то исправлять власть не хочет. А вернее всего, не может. По тре-воге подняли все силы московской полиции. Налицо симптом паники. Власть решительно не знает, как решить проблему. После каждого такого взрыва произносятся формально правильные слова, за которыми не следует абсо-лютно никаких действий» . Аргументация В.Ташпекова может быть под-тверждена словами Э. Дюркейма: «Государство находится слишком на большой дистанции от акторов социального действия и поддерживает с ними слишком поверхностные и неустойчивые связи, чтобы оказывать на них влияние и социализировать их» . Для региональных сообществ характерны отчуждение и аномия, про-исходят разломы социальных структур, распад аграрной среды, которая ин-тегрирована лишь формально. Элементы социальной структуры отдаляются друг от друга, а вместе с ними распадается и общество. В то же время «на-ция может поддерживать своё существование только в том случае, если меж-ду государствами и отдельными лицами внедряется целый ряд вторичных групп, достаточно близких к индивидам, чтобы вовлечь их в сферу своего действия и, таким образом, втянуть их в общий поток социальной жизни» . Это профессиональные группы и корпорации, которые должны выполнять интегрирующую общественную роль. В регионе Поволжья стабилизирую-щий потенциал бал сосредоточен в аграрной среде, сельских поселениях, ко-торые выполняли роль «опорных пунктов» в сохранении национальной иден-тичности и распространения культурной традиции в среде новых поселенцев.

Э.Дюркгейм выделяет профессиональные группы в качестве субстрата, определяющего выход индивида из состояния морального одиночества, и считает, что моральные связи сильнее всех других общественных связей. По мнению Е. Осиповой, «Э. Дюркгейм видел в укреплении моральной спло-чённости групп, прежде всего профессиональных, как наиболее устойчивых и постоянных, спасение от многих социальных зол, начиная с общественных кризисов и кончая их индивидуальным проявлением в массовых фактах са-моубийств. Профессиональные корпорации, охватывающие целые отрасли труда, объединяющие капиталистов и рабочих в единый общественный орган и разрешающие все проблемы, как данной профессии, так и взаимоотноше-ний с другими профессиональными объединениями, должны были, по мне

Ресурсы солидарности в процессе взаимодействия мигрантских сообществ и принимающего населения в Российской Федерации и Республике Беларусь

Самая значительная часть белорусских респондентов – 19%, заняты в сфере малого и среднего бизнеса, ещё 12% заняты индивидуальной предпри-нимательской деятельностью. Если учесть, что 5% заняты на государствен-ной службе, то вполне можно видеть в респондентах потенциальных пред-ставителей среднего класса – трудолюбивых, законопослушных граждан. В ответе на вопрос анкеты: «На предприятии какой формы собственности вы предпочли бы работать?» просматривается определённая симпатия к госу-дарственной службе, но это говорит о проявлении личной амбициозности от-дельных респондентов. Самая значительная группа российских респондентов занимается торгово-посреднической деятельностью – почти 24%. В россий-ской действительности, характеризующейся кризисным, переходным этапом развития общества, торговля - самый простой способ обеспечения приемле-мого уровня жизни. По мере стабилизации экономических и социально-политических процессов, неминуемо будет сокращаться потребность в по-среднических услугах. Тем более, что торгово-посредническая деятельность устраивает лишь 11% опрошенных. В целом структура занятости и формы профессиональной деятельности участников опроса соответствуют средне-статистическим данным по Российской Федерации.

Весьма показательны ответы респондентов по поводу потока мигран-тов в зависимости от сферы деятельности. 75% респондентов, задействован-ных в сельскохозяйственной сфере, считают, что работы и земли хватит на всех, остальные 25% готовы принимать мигрантов в определённых пределах, чтобы они не отнимали работу у местного населения. Большинство работни-ков сферы услуг считают, что миграцию надо оставить на прежнем уровне. Работники производственно-индустриальной сфере в своем большинстве за запрет миграции. Еще больше негативного отношения к мигрантам у работ-ников здравоохранения: 33,3% считают, что миграцию необходимо сократить и такой же процент – запретить.

Люди, удовлетворенные своим уровнем благосостояния, уверенные в завтрашнем дне составляют средний класс. Средний класс выполняет в об-ществе стабилизирующую функцию, выражающуюся в снижении социаль-ной напряженности и уменьшении социальных конфликтов. Процесс само-идентификации среднего класса предполагает формирование у людей по-требности в распространении лояльности и идентификации с ближайших групп (семья, коллектив, профессиональная группа) на более широкое обра-зование как единый класс, и осознание самих себя в качестве этого класса и своих интересов и притязаний в отношении других групп и классов. Рост группового самосознания, в свою очередь, ведет к повышению уровня спло-ченности, организованности, активности и становится фундаментом для по-явления разнообразных ассоциаций, ведущих к формированию гражданского общества. Наиболее волнующей проблемой участники опроса в Беларуси считают наркоманию и алкоголизм – 63%. На втором месте – состояние морали в об-ществе – 41%. Для сравнения, в Российской Федерации доминируют пробле-мы коррупции – большинство опрошенных, а также нищета населения. Со-стояние общественной морали вызывает озабоченность незначительной час-ти населения – нескольких процентов. Наиболее главными проблемами для себя и молодые белорусы, и молодые россияне считают: воспитание и обра-зование детей; наркомания, алкоголизм; бедность, высокие цены и рост цен; жилищно-коммунальные проблемы. Такие проблемы как экология, доступ-ность медобслуживания, межнациональные конфликты волнуют молодежь в последнюю очередь. Результаты социологического исследования по теме: «Социальные проблемы и уровень межнациональной конфликтности в Сара-товской области» показали, что только 31% населения волнуют межнацио-нальные отношения, конфликты, незаконная миграция. При ответе на вопрос анкеты: «Соблюдаете ли вы обычаи и традиции вашего народа?» большинство (66%) респондентов Российской Федерации ответили: «Стараюсь соблюдать». Как показывает практика работы регио-нальных органов власти по взаимодействию с национально-культурными объединениями, подавляющее большинство людей вспоминает о традициях и обычаях своего народа только тогда, когда можно получить государственные средства для организации праздников, смотров самодеятельности и т.п.

Около 30% участников опроса в Беларуси постоянно соблюдают обы-чаи, следуют традициям своего народа. Ещё столько же стараются это делать. С позиций государственного и муниципального управления важно, чтобы уважение к культуре своих предков не препятствовало полной и всесторон-ней политической интеграции новых граждан в сообщество принимающего государства. Достигается это посредством создания разного рода националь-но-культурных объединений, включающихся в структуру гражданского об-щества и участвующих в решении общесоциальных задач.

По всем показателям Республика Беларусь представляется вполне то-лерантной и гостеприимной страной. Единственной в этой ситуации опасно-стью для стабильности государства и общества может стать достаточно ин-тенсивное переселение в республику масс мигрантов, значительно отличаю-щихся по культуре, ментальности от местного населения при компактном, кластерном проживании на территории государства – реципиента. Помимо этого белорусское общество ощущает крепкую внутреннюю социальную систему, уверено в силе государства, способного к своевременным санкциям. Сравнительный анализ отношения местного сообщества к мигрантским сообществам в Российской Федерации и Республике Беларусь показывает, что социальная динамика проявляет себя через активность социальных групп, которая определяется их статусом в системе социальной структуры, и в которой действуют институциональные механизмы регуляции. Республика Беларусь может стать положительным примером конструирования эффек-тивной этнополитической модели, где ксенофобия и мигрантофобия практи-чески отсутствуют в массовом сознании, где обеспечивается общественный консенсус и заметно стремление государства и общества к построению «по-литической (гражданской) нации-государства с учетом всех ее компонен-тов» .

Сравнительный анализ отношения населения Российской Федерации и Республики Беларусь к мигрантским сообществам

Во-вторых, в параметрах восприятия условий жизни населением Рос-сийской Федерации и Республики Беларусь. Белорусы несколько выше оце-нивают уровень своего благосостояния, чем россияне.

Число удовлетворённых своим уровнем жизни в Российской Федера-ции меньше в два раза числа неудовлетворенных. Учитывая, что около 90% граждан Российской Федерации по международным критериям живут за чер-той бедности, можно говорить лишь о том, что у нас есть бедняки, довольные своей материальной нищетой и недовольные, которых в два раза больше. Именно эти недовольные и создают социальный потенциал экономической динамики. Правда, потенциал этот, в значительной мере, редуцирован рас-пространением ложных потребностей – пьянством, наркоманией, асоциаль-ным образом жизни. Жилищные условия большинства респондентов удовле-творительные. Лишь менее 10% респондентов не имеют отдельной квартиры и живут в общежитиях или снимают отдельные комнаты.

Удовлетворены, в общем, уровнем своей жизни три четверти белору-сов, полностью неудовлетворенны 10%. Судить о реальном качестве жизни по этому показателю нельзя, поскольку в странах бывшего Советского Союза в силу многих причин неразвита и искажена система потребностей. На со-стоянии социально-психологического характера, однако, такая структура оценок сказывается положительно и даёт основания для позитивного прогно-за социальной динамики. При этом и объективные показатели благосостоя-ния относительно высокие– почти половина респондентов владеют в той или иной форме собственным жильём.

В России при оценке своего благосостояния участники опроса весьма оптимистичны – 36% указали средний уровень, 20% - выше среднего. У ос-тальных – благосостояние ниже среднего. При оценке подобных параметров, следует учитывать существенные различия в структуре потребностей росси-ян. У многих потребности просто неразвиты. Что касается Беларуси, то вполне приемлемым считают уровень своего материального благосостояния 80% опрошенных. В российском исследовании этот показатель – 50%.

Надо отметить, что опрошенные россияне и белорусы младших возрас-тных категорий несколько позитивнее оценивают изменения, произошедшие в их жизни. Более 35% белорусской молодежи заявили, что практически ни-чего не изменилось, негативные изменения отметили всего 7% респондентов. Более 50% отметили некоторое или значительное улучшение жизни. В Рос-сийской Федерации же негативные изменения отметили около 20% опро-шенных, не заметили никаких изменений 25%. Половина опрошенных моло-дых россиян заметили улучшения жизни (Приложение 2, таблица 1). У моло-дежи нет четкой позиции по отношению к имущественному неравенству. По-зиции респондентов с высокими и низкими доходами полярно различны. На-блюдаются две тенденции: одна – стремление обеспечить себя и свою семью, максимально используя возможности рыночной экономики, что характерно для небольшой группы лиц, сумевших сформировать жизненные стратегии, адекватные изменившимся социально-экономическим условиям. Другая тен-денция характерна для тех, чей доход ниже среднего уровня, и они считают возможным передел имущества, рассматривая его как способ удовлетворения своих материальных притязаний, не прилагая особых усилий.

Респонденты с более высоким уровнем благосостояния демонстрируют положительное отношение к трудовым мигрантам и приветствуют их приток в страну, тогда как люди с более низким достатком склоняются в сторону за-прета миграции вообще (Приложение 2, таблица 12). Больше половины рес-пондентов, полностью удовлетворенных своим уровнем жизни, положитель-но относятся к трудовым мигрантам, тогда как большая половина неудовле-творенных своим уровнем жизни – отрицательно. Индекс толерантности к мигрантам у респондентов, полностью удовлетворенных своим уровнем жизни, составляет 2,99, а у респондентов, неудовлетворенных своим уровнем жизни, – 0,43, средняя удовлетворенность своим уровнем жизни показала индекс толерантности к мигрантам – 0,88. Можно подтвердить, что истоки ксенофобских настроений лежат в социальной неустроенности, бедности значительной части населения.

Эксперт в области национальных отношений на заседании философ-ского клуба на тему «Россия: национальный вопрос», проходившего в сен-тябре 2013 г. так охарактеризовал сложившуюся ситуацию: «..Чем больше нарастает социально-экономический кризис внутри страны, чем больше разные слои населения выражают опасения насчет будущего, не видят в бу-дущем позитивных перемен, тем больше канонизируют свои недовольства в межнациональную плоскость» (Чернышевский Д.В., член ОПСО).

Степень уверенности в «завтрашнем дне» у российского и белорусско-го обществ тоже различается. На вопрос анкеты: «Как изменилась Ваша жизнь в последние 1,5 – 2 года» большинство опрошенных белорусов – 29%, заявили, что практически ничего не изменилось, негативные изменения отме-тили в общей сложности около 17% респондентов. Число же оптимистов, от-метивших некоторое или значительное улучшение жизни около 45%, в Рос-сийской Федерации же число оптимистов достигло 33%. Основания столь позитивных оценок перспектив своего бытия обусловлены не столько уров-нем материального благосостояния, а особенностью социально-психологического климата в Республике Беларусь.

С надеждой и оптимизмом смотрят в будущее 36% наших сограждан, тогда как в Беларуси оптимистов 50%. Прагматиков, спокойно восприни-мающих и радости и горести, около 30% россиян. С тревогой и неуверенно-стью ожидают будущее ещё около 30% россиян, а в Беларуси 8,2%. По 4% россиян затруднились с ответом или заявили, что собственная судьба им без-различна, что говорит о так называемом «эмоциональном выгорании». Невы-сокий уровень тревожности, характерный белорусскому сообществу можно считать, отчасти, реликтом советских времён, когда государство гарантиро-вало высокий уровень защиты своих граждан.

Похожие диссертации на Социальное взаимодействие принимающего населения и мигрантских сообществ (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь)