Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Учение монотеистических религий о пророчестве и его развитие в исламе : философско-религиоведческий анализ Шоев, Зиевиддин Джалилович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шоев, Зиевиддин Джалилович. Учение монотеистических религий о пророчестве и его развитие в исламе : философско-религиоведческий анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Шоев Зиевиддин Джалилович; [Место защиты: Ин-т философии им. акад. А.М. Богоутдинова АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2011.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/95

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Учение о пророчестве в доисламских монотеистических религиях и религиозно-философской мысли 16-72

1. Сущность пророчества в зороастризме и религиозно-философской мысли древности 16-32

2. Иудейское (ветхозаветное) учение о пророчестве 32 - 54

3. Христианское (новозаветное) учение о пророчестве 54 - 72

Глава 2. Развитие учения о пророке и пророчестве в исламе 73- 134

1. Миссия и статус пророка в Коране 73 - 105

2. Характеристика эволюции учения о пророчестве в контексте исламской средневековой религиозно-философской мысли (на примере теорий пророчеств Фараби и Ибн Сины) 105- 122

3. Вопросы пророчества в воззрениях современных мусульманских мыслителей (Мухаммад Икбал и Муртаза Мутаххари) 122 - 135

Заключение 136- 138

Список использованной литературы 139 - 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных постсоветских демократических странах весьма повысился интерес к религиозным проблемам, к изучению, переосмыслению и определению места религии и религиозного фактора в истории и культуре человечества. В свете этих перемен возникает необходимость в качественно новом подходе к исследованию истории и философии религии. При этом изучение религиозного учения о пророчестве, как исходном начале происхождения религиозно-государственного сотрудничества, приобретает особую актуальность.

Положительная роль религиозного фактора в духовной жизни мирового сообщества, историческая миссия религии, одной из целей которой является создание гуманного и справедливого общества, ныне признаются многими исследователями.

Взаимоотношения государства и религии, их сотрудничество по вопросам регуляции общества и социальных отношений уходят своими корнями в глубокую древность. Древнейшую историческую аналогию таких взаимоотношений можно видеть, например, в сотрудничестве пророка Заратуппры с каяшщским царем Виштаспом. Согласно сведениям пехлевийских письменных памятников, «Шахнаме» и других источников, арийский пророк Заратуштра благодаря помощи и покровительству Виштаспы сумел распространить свою религию среди древнеиранских народов и племен, а взамен оказал царю моральную поддержку в укреплении его власти.

Глубоко научный подход к изучению истории религии и культуры человечества показьшает, что феномен пророчества сыграл огромную и в основном положительную роль в происхождении цивилизаций, в распространении по всему миру идей единства, гуманизма и справедливости, в формировании различных человеческих общностей, в генезисе и эволюции государства и права. На примере пророчеств Заратуппры и иудейских пророков мы можем говорить о мощном влиянии пророчеств вообще на процесс социальной трансформации и этногенез древних народов. Глобализация же религиозных и общечеловеческих ценностей теснейшим образом связана с возникновением христианства и ислама, с пророческими миссиями их основателей.

Актуальность всестороннего анализа философской сущности монотеистического учения о пророчестве, отраженного в Авесте, Библии и Коране, объясняется тем, что такой анализ позволит глубже понять причины дальнейшей эволюции темы пророчества в контексте общественно-философской мысли, особенно в истории христианского и исламского мистицизма и философии.

Исследование различных религиозных концепций и практики пророчества необходимо также с точки зрения разработки теоретических моделей духовной консолидации современного мирового сообщества в условиях глобализации и импульсивного развития межгосударственных, международных и межрелигиозных связей. Оно может оказать существенную помощь в предотвращении религиозного экстремизма, межнациональных, межрелигиозных, этнических конфликтов и столкновения цивилизаций, основателями которых являлись пророки. Актуальность темы исследования подтверждается и тем, что учение о пророчестве и его развитие в исламе практически не исследованы философами -религиоведами. Автор сделал попытку заполнить этот пробел.

Степень изученности проблемы. Понятие «пророчество» в религиозных источниках имеет несколько значений: 1) предыстория возникновения мировых монотеистических религий и древних государств; 2) принцип вероучения, восходящий к учениям священных писаний монотеистических религий, особенно ислама; 3) система религиозных и философских учений, посвященных описанию или характеристике духовного, теоретического и практического аспектов миссии пророков. Пророчество в его первом значении является предметом исторической науки, во втором - предметом религиоведения, и в его третьем значении - предметом истории философии, а также этики, психологии и других наук о человеке.

Несмотря на отсутствие комплексного исследования проблемы пророчества, отдельные ее аспекты - исторический, социальный и политический - достаточно хорошо освещены в научной литературе. Особенно это касается публикаций, посвященных истории и теории религий, истории и культуре стран и регионов распространения мировых религий, а также трудов по этнической, политической и религиозной истории евреев, христианских и мусульманских народов.

Значительная работа в области изучения сущности библейского учения о пророчестве была проделана европейскими и советскими учеными. Однако в большинстве указанных исследованиях роль и место Библии в истории и культуре человечества рассматриваются с антирелигиозной и атеистической позиций. -

Что касается ислама, то многие выводы европейских и советских исследователей о сущности коранического учения о пророчестве сделаны в духе европоцентризма или атеистической идеологии.

Немаловажное значение для теоретического переосмысления многих спорных вопросов, связанных с выявлением онтологической, гносеологической и психологической особенностей феномена пророчества в контексте корани ческого учения, имеет одна из работ В.С.Соловьева. В его книге сделан весьма глубокий сравнительный анализ сущности иудейско-христианского и исламского вероучений в свете сопоставления их учений о пророчестве. Особенно примечательно его меткое отождествление иудаизма с мёдом христианства - с вином, а ислама - со здоровым и трезвым молоком. B.C. Соловьев связывает основную ограниченность основанной Мухаммадом религии с «отсутствием в

ней идеала человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Богом,-идеала истинной богочеловечности».1

Проанализировав советскую научно-атеистическую литературу, автор констатирует, что учения Корана, в том числе его учение о пророчестве, по сравнению с библейской апологией, исследованы значительно меньше. Из числа работ, в которых авторы, с позиций атеизма и марксистской материалистической философии, критикуют пророческую доктрину Корана, можно отметить труд А.В.Авксентьева и Р.Р.Мавлютова.2

В трудах таджикских исследователей, хотя и коротко, проанализированы вопросы, связанные с определением места и значении данного вопроса в творчестве отдельных представителей и школ таджикской философии. Отчасти, М.Д.Диноршоев в предисловии к первому тому сочинений Ибн Сины кратко анализирует авиценновскую теорию пророчества, рассматривает онтологические, гносеологические и психологические корни феномена пророчества в воззрениях Ибн Сины.3 ИГ.Зияев в своей докторской диссертации анализирует пророческую концепцию Мухаммада Икбала в комплексе религиозно-философских воззрений этого крупнейшего мусульманского мыслителя первой половины XX века.4 Х.Муминджанов в своих исследованиях, посвященных философии зороастризма, немалое внимание уделяет интерпретации философской сущности пророческой миссии арийского пророка Заратуштры и оценке ее значения в эволюции мировой цивилизации.5 В трудах известного таджикского ученого-религиоведа Ш.Абдуллоева проблема пророчества интерпретируется как общая теоретическая проблема истории и философии монотеистических религий.6 ММузаффар -известный таджикский философ - антрополог, анализируя гносеологический и психологический аспекты воззрений Газзали, Руми, Бедиля и других представителей исламского мистицизма, резюмирует, что они выступают против «всякого учения о пророчестве как миссии только отдельного - избранного пророка в религии».7

' Соловьев B.C. Магомет: его жизнь и религиозное учение. М: Центр «Руник», 1991. -С.79.

2 Авксентьев А.В., Мавлютов Р. Р. Книга о Коране / Пер. с рус. на тадж. Т. Расули.
Душанбе: Ирфон, 1991.

3 Диноршоев М. Зажегший свет разума и посеявший семена знания // Абуали ибн
Сина. Сочинения. Т.1. Душанбе: Дониш, 2005. -С. 142-147.

4 Зияев И.Г. Религиозно-философские воззрения Мухаммада Икбала.
Автореф. дисс. д-ра философ, наук. Душанбе, 2005.

5 См., например: Муъминчонов X,. Турон - гахвораи тамадцуни ориёй. Душанбе,
2004. -С.39-140 (на тадж. яз.).

6 Абдуллоев Ш. Философия пророчества в исламе и её особенности
(сравнительный историко-философский анализ)/ Известия АН РТ. Серия:Философия
и право, № 3. Душанбе, 2010. -С. 40-45; Он же. Мукадцима ба исломшиносй.
Душанбе: Ирфон, 1998. -С. 50-52 (на тадж. яз.) и др.

7 Музаффар М. Антропология. Учебное пособие для медицинских и
педагогических вузов. Душанбе, 2008. -С.204.

Но в целом, как показывает анализ, в научной литературе комплексное исследование вопросов пророчества до сих пор отсутствует.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования заключается в изучении генезиса и эволюции религиозного учения о пророке и пророчестве в монотеистических религиях (зороастризме, иудаизме, христианстве, исламе) и его места в исламской философии.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

- выявить, проанализировать и охарактеризовать сущность доисламских
представлений и учений о пророчестве;

- исследовать кораническое учение о пророчестве, определить его
особенности и охарактеризовать его отношение к аналогичным доисламским
учениям;

- выявить причины возникновения проблемы пророчества в исламской
философии;

- определить и обосновать суть эволюции теории пророчества в
исламской философии.

Объектом исследования являются сведения письменных источников зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и воззрения мусульманских мыслителей о пророках и о событиях и состояниях, связанных с происхождением феномена пророчества.

Предметом исследования являются феномен пророчества и его роль в истории и культуре человечества.

Теоретическую основу исследования составили труды известных философов, религиоведов, культурологов Таджикистана и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Методологическими принципами исследования являются общие и частные методы научного исследования: анализ и синтез, сравнительный, объективный, исторический и философский методы исследования проблем истории и философии религий. Использование цивилизованного подхода и методов герменевтики (истолкование текстов религиозных и философских источников) позволило автору более адекватно охарактеризовать сущность феномена пророчества и его роль в истории и культуре.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

- в хронологическом порядке проведен комплексный сравнительный
анализ учений источников зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и
концепций некоторых исламских мыслителей о пророчестве;

- определено соотношение Авесты, Библии, Корана, исламской
философии в вопросах, связанных со статусом пророка и местом пророчества
в истории и культуре человечества;

- выявлены основные этапы эволюции идеи пророчества в контексте
истории и философии монотеистических религий и исламской философии;

- показаны актуальность и преемственность пророческого опыта в современных условиях духовной интеграции мирового сообщества и мирного диалога цивилизаций.

Положения, выносимые на защиту. 1) Учение о пророчестве свойственно в основном монотеистическим религиям - зороастризму, иудаизму, христианству и исламу. В Авесте, Библии и Коране встречаются различные проявления феномена пророчества, и связаны они с происхождением той или иной монотеистической религии. Так, в зороастрийских источниках описывается сущность пророческой деятельности арийского пророка Заратуштры - основателя зороастризма. В Библии учение о пророчестве изложено в связи с описанием этнической, политической и религиозной истории евреев и происхождением христианской религии. Кораническая же сущность пророчества сфокусировала в себе: а) оповержение иудейской веры о богоизбранности еврейского народа; б) критику христианских учений о троице, богочеловеке, пророке и пророчестве; в) описание особенностей пророческих функций Мухаммада - основоположника исламской религии, и обоснование идеи о конце пророчества.

2) Коран не протестует против некоторых принципов предшествующих
монотеистических религий, в том числе, принцип общения с Богом через
посредника. Наличие этого принципа во всех религиях свидетельствует о
том, что феномен пророчества является общим исходным - началом
возникновения каждой из названных религий, включая и зороастризм.

3) Пророки выполняли функции предводителей, учителей и
воспитанников человечества, а основанные ими религии ориентировали всех
людей на единение и достижение всеобщего благополучия.

4) Кораническому учению о пророчестве характерно высокий дух
гуманизма, религиозная толерантность и глубокое уважение к пророкам и
приверженцам других религий. Эти качества нашли свое практическое
воплощение в словах и деяниях Пророка ислама - прототипа совершенного
человека для каждого мусульманина. Исходя из этого, можно заключить, что
Коран и хадисы категорически против использования насилия в отношении к
инаковерующим, против оскорбления их религиозных чувств. Именно эти
качества способствовали распространению ислама в пределах неарабского
мира, отчасти в Иране и Средней Азии, автохтонное население которого
испокон веков исповедовало зороастризм.

5) Вместе с кончиной Пророка ислама завершается окончательная фаза происхождения и утверждения в мире монотеистических религий. Кораническая идея о конце пророчества категорически осуждала всякую претензию на связь со сверхъестественным миром и противодействовала появлению таких претендентов. Но, вместе с тем, эта идея способствовала открытию новых источников знаний для человека - истории, природы и внутреннего опыта. В дальнейшем, в свете этой идеи в рамках исламской культуры сложились различные науки и школы.

6) Абунаср Фараби - первый мусульманский исследователь греческой философии, в свете философской интерпретации коранического учения о пророчестве создал оригинальную концепцию об идеальном добродетельном государстве во главе с мудрым пророком. Другой великий представитель перипатетической школы - Ибн Сина, продолжая эту традицию, глубоко исследовал социально-политические, онтологические, гносеологические и психологические корни и основания этого феномена. Князь философов доказывал необходимость сохранения и продолжения добрых социально-политических и воспитательных функций пророков - предводителей человечества.

  1. Кораническое учение о пророчестве и сунна Пророка ислама оказали огромное влияние на воззрения всех представителей исламского мистицизма и представителей других средневековых школ исламской философии: философии озарения (ишрак), высшей (божественной) философии (ал-хикмат ал-муттаоли).

  2. Учение о пророке и пророчестве сохранило своё значение и сегодня. Изучение творчества Мухаммада Икбала, Муртаза Мутаххари и других представителей современной исламской философии наглядно показывает, что в духовной жизни современного общества в основном господствуют те же общечеловеческие ценности, которые впервые были открыты пророками. Следовательно, монотеистическая концепция пророчества продолжает оказывать огромное созидательное влияние на национальную культуру мусульманских народов в частности и на исламскую и общечеловеческую культуру в целом.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Выводы и положения диссертации могут быть полезными при дальнейшем исследовании священных писаний различных религий. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для составления учебников по истории и философии религий, по истории и культуре таджикского и других мусульманских народов.

Апробация результатов работы. Диссертация выполнена в отделе истории и философии религии Института философии, политологии и права имени А.М.Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан, обсуждена и рекомендована к защите на заседании этого научного подразделения (протокол № 7, от 19 апреля 2011 г.).

Ключевые положения и выводы исследования изложены в научных статьях, опубликованных в сборнике статей молодых ученых, в «Известиях» АН РТ и «Вестнике» Таджикского национального университета, доложены на республиканской конференции, посвященной 1030-летию Ибн Сины.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, включающих б параграфов, заключения и библиографии.

Сущность пророчества в зороастризме и религиозно-философской мысли древности

Научно-философское понимание исторической сущности феномена пророчества и объективная оценка его роли в эволюции общечеловеческой культуры, конечно, невозможно без сравнительного анализа учений о пророчестве, пронизывающих священные книги зороастризма, иудаизма, христианства и ислама.

Феномен пророчества, религиозные учения о пророке и пророчестве оказали во многом определяющее влияние на всю общечеловеческую культуру. При этом следует помнить и о том, что история пророчества и пророков началась еще в древнейших языческих религиях. Мы в своем исследовании ограничиваемся анализом пророческих доктрин священных книг монотеистических религий и общей характеристикой эволюции сущности пророчества в контексте истории исламской религиозно-мистической и философской мысли. Прежде всего, попытаемся рассмотреть те значения, которые имеет слово «пророчество» в священных текстах указанных нами выше источниках. В религиозно - философском понятийном смысле русское слово «пророчество» эквивалентно греческому «профетизм» и арабскому «нубувват» и относится к числу основных теологических принципов зороастризма, иудаизма, христианства и ислама. Это слово, судя по его смысловому выражению в Авесте, Библии, Евангелии и Коране, является многозначным понятием. Указанные и другие религиозные источники приписывают этому понятию множество различных значений. Приведем некоторые принципиально важные значения этого понятия: 1) миссия; 2) феномен истории и культуры; 3) статус; 4) стадия; 5) образ; 6) проблема философии и истории.

Соответственно логике Библии и Корана, это понятие, означая миссию пророка, тем самым выражает конкретную деятельность, которая осуществляется пророками - основателями монотеистических религий мира. В этом смысле, пророческую миссию вполне логично считать правомерной, нежели стихийно-произвольной, поскольку все пророки, избранные и уполномоченные осуществлять пророческую миссию, действуют строго в рамках божественного закона. Об этом свидетельствуют, например, следующие стихи Корана: «Клянусь звездой, когда она закатывается! Не сбился с пути ваш товарищ и не заблудился; И говорит он не по пристрастию; Это только откровение, которое ниспосылается» (Коран, 53: 1-4).1

Эти стихи убедительно свидетельствуют о том, что пророчество -это устное сообщение, произношение пророком слов Божьих. Пророк в течение выполнения своей миссии, особенно во время откровения, находится под непосредственной властью божьего закона, регулирующего его состояние. Он действует, выполняет свою миссию правомерно и беспристрастно, подобно беспристрастному и компетентному судье, лишь с той разницей, что судья подчиняется относительному, позитивному закону, а пророк - воле абсолютного Божьего закона.

Такие стихи, подтверждающие правомерность пророческих миссий, существуют и в Библии, например, в Псалтыре: «Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Они не делают беззакония, ходят путями Его. Ты записывал повеления твои хранить твердо. О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов твоих! Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди твои; я славил бы тебя в правоте сердца, подчиняясь судам правды твоей. Буду хранить уставы твои, не оставляй меня совсем» (Псалтырь, 118: 1-2).i

В священных книгах зороастризма, ислама, иудаизма и христианства феномен пророчества описывается как реальное событие, неоднократно происходившее в истории человечества. Эта точка зрения подтверждается также этнографическими, археологическими и другими материалами по древней истории.

Пророки - это обладатели одноименного социального статуса, они выполняли определенные социальные функции, связанные с проблемой возведения человечества на престол власти над земным миром по прямому, Богом указанному пути, т.е. эволюционным путем духовно-нравственного совершенствования человеческих качеств до того уровня, который соответствует высокому, предназначенному Богом, статусу человека - владыке земли.

Кроме указанных значений, пророчество имеет еще одно особое значение - оно является философской проблемой истории и культуры человечества, так как оно действительно имело место в жизненных реалиях, неоднократно проявляясь в конкретных исторических социально-культурных условиях. Вдобавок к этому оно является исходным началом происхождения всех монотеистических религий как источников духовно-нравственного обновления и эволюции общечеловеческой культуры.2

Для того чтобы проследить историческую эволюцию учения о пророчестве, необходимо более детально проанализировать сведения из священных книг каждой монотеистической религии, а именно сначала сведения из Авесты, затем из Библии и Корана. На наш взгляд, такой порядок исследования темы вполне отвечает основной цели - описанию генезиса монотеистического учения о пророчестве и его эволюции в исламе.

Многие современные иранские и таджикские исследователи, вопреки традиционным мнениям о дуалистической сущности зороастризма, полагают, что эта древняя религия в основе своей как и семитские религии, является монотеистической. При этом они ссылаются на тот факт, что Заратуштра в своих песнях воспевает единого Ормузда: «О Мазда! В начале миротворения, когда ты создал и одухотворил наше тело, тогда ты открыл пред нами писания свои, чтоб каждый свободно исповедовал веру» (Авеста: Ясно: Гат 31, ст.П).1

Подобные стихи, подтверждающие вышеупомянутое мнение о монотеистическом характере зороастризма, входят в Ясну - наиболее ранний сборник песен, которые, судя по сведениям источников, написал сам Заратуштра. Соответственно логическому содержанию вышеупомянутых стихов, мнение ирано-таджикских исследователей о зо-роастрийском единобожии более обоснованно, нежели традиционные мнения западных ориенталистов и ученых о дуализме зороастризма.2

Важно отметить, что единобожие зороастризма подтверждается также в трудах мусульманских историков религии. Например, Бируни в своей известной книге «Памятник минувших поколений», хотя и пишет о Заратуштре как «лжепророке», монотеистическую сущность его религии не подвергает сомнению.3

Вышесказанное позволяет заключить, что феномен пророчества является исходным началом не только для семитских религий, но и для той религии, которую проповедал древнеиранский пророк. Здесь следует упомянуть тот факт, что в древнейших мифологических представлениях, исторической и религиозно - философской мысли древности (например, индуистской, буддийской, конфуцианстве и т.д.), уже существовали такие понятия, значения которых логически не противоречат понятию пророка: «учитель», «первый учитель», «мудрец», «поэт» и т. д. Все эти понятия означают некую категорию людей, которые, хотя и не имели статус пророка, тем не менее выполняли в своем обществе некоторые сходные с пророчеством функции, например, очищение и воспитание души и нравов, просветительство, предсказание и т.п.

Так, у древних индусов такие функции выполняли риши - мудрецы, которые, согласно представлениям индусов, являлись посредниками между божественным миром и человеческим обществом. К числу мудрецов относились поэты - певцы. В своих песнях они воспевали такую мудрость, которая постигалась ими в особенных духовно -нравственных состояниях, при аскетическом познании непостижимой простым людям истины. Познавательная деятельность таких мудрецов была направлена на постижение ими таких истин, которые, по их при-. знанию, не могли быть познаны внешними чувствами естественного человека. Простые люди не могли видеть своими глазами ту картину мира, которая описывалась в сочинениях и песнях поэтов - мудрецов. Видимо, поэтому в традиционных представлениях последователей индуизма эти мудрецы фигурируют как полубожественные существа, т. е. как богочеловеки.

Христианское (новозаветное) учение о пророчестве

Создание системы религиозного вероучения христианства представляет собой колоссальную работу, которая была выполнена в течение нескольких столетий. В этой работе принимали участие несколько поколений христианских богословов. Позже христианская традиция в знак благодарности объявила этих богословов «отцами» христианской церкви. Наиболее известными среди этих «отцов» - основоположников христианской системы религиозного вероучения были: Василий Великий (ок. 330 - 379), Григорий Богослов (329 - ок. 390), Григорий Нисский (ок. 335 — 394), Августин Блаженный (354 - 430), Максим Исповедник (ок. 580 - 662), Иоанн Дамаскин (675 - 753) и др. Многие из указанных «отцов» христианской церкви были хорошо знакомы с традициями античной философии (платоновской, аристотелевской, неоплатоновской и др.), что позволило им усовершенствовать соответствующим образом христианскую догматику, не нанося при этом серьезного ущерба догматике иудаизма. Такое стремление «отцов» христианской церкви к примирению двух противоположных догм монотеизма не было безосновательно, ибо этого требовала заповедь самого Иисуса Христа: «Не думайте, что я пришел нарушить закон1 или пророков: не нарушить пришел я, а исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не пройдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не пройдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, великим наречется в Царстве Небесном. Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, 5: 17-20).

В соответствии с указанной заповедью Иисуса, и была зафиксирована Библия - сборник священных книг христианства, состоящая из двух разделов - Ветхого Завета и Нового Завета. Такой порядок расположения показывает, что Новый Завет по структуре и содержанию основывается или опирается на Ветхий Завет. Упомянутая форма систематизации христианских священных писаний символизирует точку зрения христианского богословия, согласно которой между вероучениями иудаизма и христианства не существует принципиально серьезных противоречий, и Новый Завет является закономерным результатом окончательной реализации ветхого закона. Христианские богословы трактуют Новый Завет как закон новой эры, который, по их убеждениям, начинается с рождества и миссии пророка Иисуса Христа, о чем пророчествовали Иеремия и другие ветхозаветные (иудейские) пророки. Впрочем, структура и содержание Библии явно свидетельствуют, что христианство зародилось в лоне иудаизма и своими корнями восходит именно к учениям иудейской религии.

Выше мы уже выяснили, что Ветхий Завет есть тот же Танак -сборник священных писаний иудаизма. Это значит, что, анализируя сущность иудейского учения о пророчестве, мы в то же время выяснили суть и ветхозаветного учения об этом явлении. Поэтому здесь и далее основное внимание будет сосредоточено на исследовании «чисто христианской» новозаветной идеи о пророчестве.

Новый Завет состоит из 27 книг. В четырех Евангелиях (благо-вестиях) - от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, приводятся сведения о жизни Иисуса Христа — о его рождении, проповеди, сотворении им чудес, о его смерти и воскресение. Далее следует книга о деяниях апостолов, т.е. книга о миссионерской деятельности избранных учеников Иисуса Христа, где описываются причины возникновения и распространения христианской веры. Это книга написана Лукой, как продолжение его Евангелия, Здесь перед нами встают следующие личности: св. Петр, св. Стефан, Филипп, Сила, Лидия, Прискилла, Ак-вилл, Тимофей, Варнава и св. Павел. Затем следуют послания апостолов, всего их 21. Они написаны несколькими авторами и хотя расположены после четырех Евангелий, но хронологически многие из них были составлены раньше. Отдельные послания связаны с именами апостолов Петра, Иоанна, Иакова, Иуды, авторство одного послания -послания к евреям, неизвестно, большинство же посланий принадлежит св. Павлу. За посланиями апостолов следует Книга откровения Иоанна Богослова, известная также под названием Апокалипсис. В ней изложены видения и откровения, полученные Иоанном Богословом.

Следует отметить, что Ф. Энгельс в своих исследованиях по истории возникновения христианства, пользуясь исследованиями Бенари, доказал, что первой по времени книгой Нового Завета является Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова). Он датирует появление других книг данного раздела Библии началом второго века и считает, что книги об апостольских деяниях и послания появились, «по меньшей мере, на 60 лет позже Апокалипсиса». Таким образом, в свете исследований историков христианства и датировки Ф. Энгельса, хронологический порядок появления новозаветных книг примерно таков: 1) Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова - вторая половина I в.; 2) Послания св. Павла к римлянам, коринфянам и галатам — конец I - начало II вв.; 3) Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна - вторая четверть II в.; 4) все остальные книги апостольских посланий и деяний - вторая половина II в. Приведенная схема является наиболее приемлемой и имеет больше сторонников среди исследователей Нового Завета, в своем исследовании придерживаемся того порядка расположения новозаветных книг, который имеет место в Библии.2

Уже из общего названия священных книг христианства - Новый Завет, можно сделать вывод, что здесь ветхозаветное учение о пророчестве подвергается существенным изменениям. Во-первых, согласно Ветхому Завету, под пророчеством подразумевались дословное произношение и разглашение пророком Божьих повелений и законов относительно текущей и будущей жизни человеческого общества. Во-вторых, в предписаниях Ветхого Завета косвенным образом признавалась пророческая иерархия, т.е. главенство некоторых пророков над другими. Неравенство пророков было обусловлено неодинаковыми ролями и функциями, наложенными на них Богом, которые им приходилось выполнять в общем плане пророчества: если перед одними пророками стояла задача только предсказывать, то перед другими -более сложные задачи. К числу последних, например, относятся те задачи, которые решал Моисей и другие пророки, посланные Богом провозглашать и реализовывать Божий Закон в светской жизни. В - третьих, в иудаизме величайшим пророком и посланником Бога считался и считается Моисей.

Однако в Новом Завете, учение о пророчестве предполагает выполнение пророками несколько иных функций. Здесь пророчество, как религиозный принцип, прежде всего необходимо для обоснования христианской догматики, служит методом доказывания божественного происхождения священных книг христианства. Поскольку новозаветные книги апостолов написаны в том же духе, что и книги пророков Ветхого Завета, т.е. по внушению Бога, постольку и Новый Завет так же священен, как Ветхий Завет. Поэтому апостолы здесь отождествляются с пророками, их статус приравнивается к статусу божьего посланника. Вслед за этими изменениями, наблюдающимися в структуре и содержании новозаветного учения о пророчестве и о формах его проявления, таким же внешне формальным и внутренне содержательным изменениям подвергается суть откровения как основного составляющего элемента феномена пророчества.

При анализе ветхозаветного учения о пророчестве мы уже выяснили, что пророчество, говоря образно, является узлом, через который осуществляется причинно - следственная связь между Богом и пророком, между Божьим повелением и пророчеством как формой провозглашения Божьего повеления. Нами также было выявлено, что, согласно Ветхому Завету, любое общение Бога с пророком, как посредственное общение, так и непосредственное, осуществимо только через этот связующий узел, т.е. через откровение. В Ветхом Завете общение Бога с пророком происходит через ангела, посланного к пророку Богом. Отсюда можно сделать вывод, что, согласно иудаизму, никто, кроме пророка, не может и не вправе говорить или выступать от имени Бога. Следует отметить, что указанные положения Ветхого Завета отнесены еврейскими богословами к числу основных принципов иудейской веры и сформулированы следующим образом: общение с Богом происходит через пророков.

Миссия и статус пророка в Коране

С пророческой миссией провозвестника ислама Мухаммада (570 -632 гг.) связаны последние и самые яркие страницы истории пророчеств, золотая эпоха в исторической эволюции идеи монотеизма. Мухаммад является последним и, безусловно, величайшим пророком монотеизма, именно ему было ниспослано последнее божественное Писание - Священный Коран. Пророческая миссия Мухаммада, в силу ее социально- культурной и духовно - нравственной значимости, была и остается непревзойденным феноменом мировой истории. Ценности, которые провозглашены в Священном Коране, отражают вечные духовно - нравственные потребности человечества, а основанная Мухаммадом религия ориентирует и направляет своих приверженцев на достижение этих извечных ценностей. В настоящее время ислам имеет более одного миллиарда приверженцев. Абсолютное большинство мусульман проживает в арабских странах (Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Ливия, Йемен, Палестина, Судан, Иордания, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт и др.), Индии и Пакистане, Иране, Азербайджане, Восточной Европе (Турция, Албания и др.), странах Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан), Китае (СУАР), Индонезии, Малайзии, Российской Федерации (Дагестан, Чечня. Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино — Балкария, Башкирия, Татарстан), Украине (Крым), а также в других странах и регионах мира. Следует отметить, что ныне численность приверженцев ислама быстро растет за счет обращения в него граждан РФ, стран Западной Европы, США и других стран Американского континента. Например, в США мусульмане по численности составляют около 2 % населения страны. Добровольное принятие ислама и соблюдение исламских норм и традиций не отчуждают русских, европейских и американских «черно-белых мусульман» от светской жизни «модернизированного» общества, напротив, каждый из них своим мирным созидательным трудом в той или иной трудовой сфере (образования, здравоохранения, сельского хозяйства, строительства, промышленности, торговли и т. д.) принимает активное участие в деле материального прогрессирова-ния своей родной страны и тем самым честно выполняет свой гражданский долг перед государством. Все эти реалии современной жизни свидетельствуют: во - первых, о глобализации социальной потребности в исламских духовных и нравственных ценностях; во - вторых, о том, что потребность в исламе (как к регуляторе социального поведения, стимуляторе духовной жизни, механизме духовного самосовершенствования) и исламских (духовным и нравственным) ценностях может создаваться не только искусственно (например, посредством пропаганды, обучения, воспитания и т. д.), такая потребность может существовать и потенциально, в природе каждого человека и может актуализироваться в каждые соответствующих условиях (например, новые «черно-белые мусульмане» Америки и Европы: возможность их обращения в ислам раньше существовала в них потенциально, как непознанная духовная потребность, знакомство же с исламом стало условием претворения этой возможности в действительность); в - третьих, об огромном авторитете ислама и его великого пророка в современном мире. Таковы некоторые реалии современной жизни, характеризующие положение ислама и его значение для нынешнего общества. Кораническое учение о пророчестве, как мы уже писали, вместе с доктриной о единобожии составляет ядро исламских наук, квинтэссенцию мусульманской религиозно-философской мысли. Это учение относится к числу основных принципов исламского вероучения и является одним из столпов мусульманской веры. В Священном Коране около тысяча стихов посвящено описанию пророчества. Общеизвестная формула признания и посвящения в исламе («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад есть посланник Бога») говорит о том, что коранические учения о единобожии и пророчестве непосредственно, генетически связаны друг с другом. Следовательно, анализ этих учений, с одной стороны, всегда имел и имеет первостепенное значение для понимания сущности и особенностей исламской монотеистической идеологии, а с другой, позволяет дать более адекватную оценку той громадной роли, которую эти учения Священного Корана сыграли в эволюции истории и культуры мусульманских народов.

Прежде всего, необходимо отметить, что в Священном Коране сохранились некоторые основные положения ветхозаветного (иудейско-христианского) учения о пророчестве. Например, согласно Корану, пророки - это избранные Богом посредники между людьми и Богом; пророки до избрания на пост пророчества ни чем не отличались от других людей: многие из них находились на более низких ступенях социальной иерархии, были пастухами, ремесленниками и др. Эти коранические положения вполне соотносятся с ветхозаветным учением о пророчестве. Вместе с тем, в кораническом учении о пророчестве имеются некоторые новые положения, которые не имеют аналогов в Библии или же противоречат им. Такими новыми положениями являются, например, положение о том, что Иисус Христос является только пророком и не больше; что истинным творцом чуда является Бог, а не пророки; положение о пророческой миссии Мухаммада; о конце пророчества и т. п. Все эти новые положения о пророчестве, провозглашенные в Священном Коране, в совокупности оказали мощное влияние на эволюцию идеи пророчества в контексте исламской религиозно-философской мысли и поэтому заслуживают более подробного анализа.

Так, одно из принципиально важных положений коранического учения о пророчестве заключается в том, что оно утверждает следующее: еще до происхождении иудаизма род человеческий посредством многочисленных пророков был осведомлен о существовании Единого Бога:

Мы ниспослали откровения тебе,

Так же, как Нуху Мы их ниспослали,

И вслед за ним - другим пророкам: Мы Ибрагиму ниспослали их,

И Исмаилу, и Исхаку, и Иакубу, и всем (двенадцати ) коленам,

(А также) Исе и Ай йюбу, и Йунусу, Харуну, Сулейману,

И дали Мы псалтырь Дауду.

И были средь посланников от Нас,

Те, о которых рассказали Мы тебе,

Но были также и такие, о коих Мы тебе не рассказали.

А с Мусой Бог общался разговором (Коран, 4: 163 - 164).1

Согласно Священному Корану, все пророки (начиная от Адама и заканчивая Мухаммадом) проповедовали монотеизм. Верующие не должны ставить между ними знак неравенства, не должны искать идеологические противоречия в миссиях пророков, которые в разные времена и среди различных народов и племен распространили одну религиозную истину - монотеизм:

Скажите вы:

«Мы верим в Господа и откровенья Его,

Что было нам ниспослано и Ибрахиму,

И Исмаилу, и Исхаку, и Иакубу,

И всем двенадцати израильским коленам;

И то, что Мусе Бог послал, и то, что даровал Он Исе,

И что другим пророкам снизошло —

Меж ними мы не делаем различий,

И лишь единому Ему мы предаемся» (Коран, 2: 136):

Среди пророков, согласно мусульманской традиции, пятеро являются основателями религий и народов: Нух (библ. Ной), Ибрахим (библ. Авраам), Муса (библ. Моисей) и Мухаммад. Этим пророкам были ниспосланы Писания, они были уполномочены реализовать новые религиозные законы, соответствовавшие духовно-нравственным и в целом социальным потребностям своей эпохи. Исходя из актуальности возложенных на этих пророков миссий и сложности их выполнения, этим пророкам были предоставлены определенные преимущества перед другими пророками. Они обладали великой духовной силой и психологической стойкостью.

Вопросы пророчества в воззрениях современных мусульманских мыслителей (Мухаммад Икбал и Муртаза Мутаххари)

Среди современных мусульманских мыслителей кораническая идея о пророчестве нашла свое глубокое осмысление в философских прозаических и поэтических произведениях индийского мусульманского мыслителя Мухаммада Икбала (1877-1938). С именем этого величайшего исламского поэта XX в., с одной стороны - связаны последние страницы истории «жизнерадостного» мистицизма, величайшим представителем которого был Джалаладдин Руми, а с другой -является представителем первого «золотого» ряда мусульманских просветителей-реформаторов. Можно сказать, что пророчество является основной проблемой философии Икбала. Его взгляды к данной проблеме, в основном, сложились под влиянием коранического учения об особенном пророческом статусе Пророка ислама и о конце пророчества. На основе глубокой философской интерпретации этих учений, Икбал создал свое уникальное учение - «философию худи», которого, можно понимать как философией жизни совершенного человека - мусульманина. В целом, Икбал всю свою сознательную жизнь провел в пропаганде ислама. Он, особенно в своих поэмах, обратил внимание почти на все аспекты личной, общественной и религиозной деятельности Пророка, особенно на его пророческие функции.

Икбал тему пророчества затрагивает почти во всех своих философских и поэтических произведениях. Отчасти, в книге «Реконструкция исламской религиозной мысли», проводив сопоставление между пророческим и суфийским психологическим и познавательным опытом с точки зрения их социальной значимости, он отмечал, что пророческий опыт и, следовательно, миссия пророка имеет большое значение для истории и культуры человечества. По словам мыслителя, мистик приобретает свое психологическое состояние и интуитивные знания путем самовоспитания под руководством духовного учителя и наставника и добровольно, а Пророк, напротив, и возвышается до высшего духовно-психологического состояния и возвращается в обычное состояние под воздействием внешнего, сверхъестественного фактора. Как полагает мыслитель, из путешествия в божественный мир пророк и мистик возвращаются под разным впечатлениями и в разных целях. Пророк, после возвращения в обычное состояние, активно включается в процесс социальной жизни, а мистик, поскольку он йе наделен подобно пророку социальными функциями, - напротив, старается к уединению, дабы не утерять достигнутую посредством интуиции духовную свободу. Как полагает мыслитель, интуитивное состояние для мистика есть пик его индивидуальной духовной свободы, а возвращение в реальный мир для него равнозначно ее утратой. У мистика отсутствует желание видеть свой опыт воплощенным в социальной практике, для пророка же, это желание является наиважнейшим, поэтому возвращение пророка из интуитивного состояния означает своего рода практическую проверку ценности религиозного опыта, которая заключается в создании типа человечности и культуры, соответствующих Писанию.1

По мнению Икбала, один из основных идей, которая провозгласила священная книга ислама, это есть идея упразднения института пророчества. Культурная ценность этой идеи заключается в том, что она дает возможность открыть новые горизонты знания в области внутреннего опыта человечества. Глубоко изучая опыт религиозно -пророческой деятельности Пророка ислама, Икбал комментирует ко-раническую доктрину о конце эпохи пророчеств следующим образом: «Для того, чтобы пророчество достигло своего совершенства, необходимо, чтобы оно было кем-то завершено. Здесь нужно понять, что жизнь не может постоянно находиться в этапе детства и руководства извне. Отмена монашества и господство по завещанию в исламе, постоянное внимание разуму и опыту в Коране, огромное значение, которое Коран уделяет природе и истории как источникам человеческого знания, представляют собой различные формы идеи конечности пророчества. Однако это не следует понимать в том смысле, что суфийский опыт качественно не отличается от опыта пророка. Ныне Коран оторван от жизненной реальности и в качестве источников знания признает офок (внешний мир) и анфус (внутренний мир). Бог раскрывает свои знамения как во внешнем, так и во внутреннем опыте. Задача человека состоит в том, чтобы он пытался освоить все виды опыта. Идею конечности пророчества не следует понимать в том смысле, что конечная судьба жизни есть полная замена чувств разумом. Это нежелательно. Ценность этой идеи заключается в том, что она наряду со внутренним опытом подготавливает почву появления независимого критического духа. В результате этого появляется убежденность в том, что все претензии людей на связь со сверхъестественным миром отпадают с появлением Мухаммада. Такая убежденность - психологическая сила, которая приостанавливает развитие подобных личностей. Суть этой идеи (т. е. конечности пророчества. — 3. Ш.) в том, что она открывает перед нами новые перспективы познания внутреннего опыта».1

Икбал, со ссылкой на Коран, настаивает в том, что связь с корнем своего собственного бытия ни в коей мере не является особенностью одного лишь человека, ибо как свидетельствует Коран, Аллах внушает вдохновение не только пророкам как людям, но и всем другим живым существам. В самом деле, слово вахй (откровение, внушение, вдохновение) в Коране, означает нечто универсальное, свойственное не только говорящему человеческому душу, но и любому носителю жизни: землю, небесам, растениям, пчелам и т. д. Если для суфия наслаждение от погружении в глубине своего собственного бытия и воссоединения с истиной является конечным этапом, то для пророка оно является этапом духовного возрождения энергии, которой предстоит потрясти мир и изменить все в человеческом мире. Пророк тонет в собственной бесконечной глубине только для того,. чтобы возникнут вновь, с новой силой разрушить старое и раскрыть новые направления жизни. Такая связь с корнем собственного бытия ни в коей мере не является особенностью одного лишь человека как такового: растение, свободно произрастающее в пространстве, животное, развивающее в пространстве и адаптирующее к новой окружающей среде, и человеческое существо получающее свет из внутренней глубины жизни, - все это есть примеры вдохновения, различающиеся по своему характеру в соответствии с потребностями того, кто получает вдохновение, или же нуждами вида, к которому он принадлежит. Таким образом, согласно Икбалу, в определенные этапы исторического развития общества, под воздействием социально-духовных потребностей общества к развитию, у наиболее совершенных людей развивается психическая энергия, которую он называет пророческим сознанием- типом экономии индивидуальной мысли и выбора посредством предоставления готовых решений, выборов и способов действия.1

Однако, как полагает Икбал, нерациональные типы сознания, в которых в основном протекала психическая энергия, характерны более ранним и древним стадиям человеческой эволюции, когда человечество управлялось преимущественно инстинктом и страстью. С рождением же разума и критической способности жизнь в своих интересах сдерживает развитие нерациональных и интуитивных способностей. Индуктивный разум, который делает человека хозяином окружающей среды, представляет собой первое достижение; и родившись однажды, он должен бить усилен посредством роста-других видов знания. Исходя из этой точки зрение, Икбал далее пишет, что «Пророк ислама стоит между древним и современным миром. Он принадлежит к древнему миру постольку, поскольку дело касается источника его откровения, что же касается духа его откровения, то он принадлежит современному миру. В нем жизнь открывает иные источники знания, соответствующие ее новому направлению».1

Икбал не сомневался в том, что, великие философские системы древнего мира, включая и аристотелевскую, были созданы в то время, когда человек был относительно примитивен и управляем более или менее силой внушения. Согласно его мнению, эта система построения в древнем мире была работой абстрактной мысли, которая не могла выйти за пределы систематизации смутных религиозных верований и традиций, поэтому не может дать человечеству какое-либо понимание конкретных жизненных ситуаций.

Похожие диссертации на Учение монотеистических религий о пророчестве и его развитие в исламе : философско-религиоведческий анализ