Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние протестантизма на социально-экономические процессы современной России Тихоненко, Олег Олегович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тихоненко, Олег Олегович. Влияние протестантизма на социально-экономические процессы современной России : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Тихоненко Олег Олегович; [Место защиты: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2012.- 30 с.: ил. РГБ ОД, 9 12-3/3171

Введение к работе

з 1.

Актуальность темы исследования Исследование посвящено изучению роли протестантизма в социально-экономических процессах, проходящих в современной России. В диссертации даётся оценка социальных учений протестантских объединений России, рассматривается их отношение к финансово-экономическому кризису.

В развитии человеческого общества проявляется следующая закономерность: тектонические сдвиги, до поры до времени скрытно вызревающие под корой повседневности, порождают духовные искания, оппозиционные существующей идеологии. Получая мировоззренческое, как правило, религиозное, оформление, эти идеи в дальнейшем сопровождают и направляют развитие человеческой цивилизации. В полной мере вышесказанное относится к протестантизму. Он сыграл важную роль в развитии капитализма, формировании современной буржуазной цивилизации. С момента своего появления в эпоху Реформации он выступил как идеология складывающегося третьего сословия и в дальнейшем его мировоззренческие и этические посылки во многом являлись идейной основой происходивших в Новое время в странах Западной Европы и их колониальных владениях трансформационных процессов. В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом).

В России судьба протестантизма сложилась по-иному. Большую часть отечественной истории он существовал в качестве одного из вторичных сегментов религиозно-культурного многообразия российского общества, будучи представлен частью дворянской элиты иностранного происхождения и группами переселенцев из западноевропейских стран. Не оказывая определяющего влияния на формирование капитализма в России в силу сравнительной малочисленности своих последователей, протестантизм в то же время стимулировал развитие и ход модернизационных процессов, выступая своего рода каналом передачи передового опыта западноевропейских стран в плане новых знаний и технологий, моделей общественного устройства.

Конец советского периода, когда протестантизм, как и все иные конфессии, пережил период репрессий и гонений, привел как к быстрому росту числа последователей протестантских церквей в России, так и к расширению их диапазона. Заметными явлениями в социально-экономической жизни современной России стали социальная деятельность протестантских организаций и их хозяйственно-предпринимательская активность. Все это привело к усилению влияния протестантизма на жизнь российского общества. Вместе с тем российский протестантизм не однороден. В нем происходят процессы поиска идентичности и обновления содержания социальных концепций.

Вопросы, связанные со значением протестантизма, его влиянием на ход исторических процессов, ролью в формировании особенностей современного капитализма стали предметом усиленного общественного внимания и широкого обсуждения специалистов — философов,

религиоведов, теологов в связи с начавшимся в 2008 г. глобальным финансово-экономическим кризисом. Кризис вновь пробудил интерес к наследию Макса Вебера, прежде всего к его работе «Протестантская этика и дух капитализма». На смену комплиментарному подходу пришло, в основном, критическое осмысление учения Макса Вебера о ведущей роли протестантской этики в становлении и развитии капитализма.

Кризис стал и поводом переосмысления содержания социальных позиций основных протестантских объединений России, особенно разделов, трактующих отношение протестантизма к обществу и личности, государству, устройству хозяйственной жизни, образованию и воспитанию.

Все сказанное выше, как представляется, достаточно ясно иллюстрирует актуальность темы исследования. Можно полагать, что изучение особенностей российского протестантизма и его влияния на современные социально-экономические процессы имеет важное значение не только в плане понимания его места и роли в российских реалиях в переходные исторические периоды, но и позволит обогатить представление о закономерностях развития протестантизма в целом.

Хронологические рамки исследования охватывают период от появления протестантизма в России (XVI в.) до наших дней. Особенное внимание уделяется роли протестантизма в переломные эпохи истории страны. Относительно тематических рамок работы считаем необходимым отметить следующее: диссертант понимает, что более широкое использование материала, связанного с влиянием протестантизма на развитие социально-экономических процессов в Западной Европе и США,

существенно обогатило бы теоретическую часть исследования, представило бы значительный сравнительный материал. Но, как представляется, это, с одной стороны, значительно расширило бы рамки диссертационного исследования, выведя его за пределы изначально заявленных, с другой, рассмотренные в первой главе вопросы, по мнению автора, в целом содержат в себе основные посылки для дальнейшего исследования.

Степень научной разработанности проблемы Исследованию роли религии в социально-политических, экономических и духовных процессах посвящены многие монографии и статьи, написанные религиоведами, философами, историками, социологами, политиками и этнографами.

В отечественной литературе широко представлены исследования истории католицизма, его влияния на политику различных стран мира. Здесь следует отметить публикации В.И.Гараджи, О.А. Лиценбергер, М.П. Мчеддова, Ф.Г. Овсиенко, Н.П. Ревуненковой и др.'

Проблемы религии и глобализации исследованы в публикациях А.С. Агаджаняна, А.А.Игнатенко, Б.Кнорре. В этих работах раскрыта трансформация форм религиозной жизни в контексте глобализации во многих регионах мира. В коллективной монографии «Религия и глобализация на просторах Евразии», наряду с рассмотрением влияния глобализационных процессов на православие, католицизм, ислам, индуизм,

1 См.: Гараджа В,И. Критика новых течений в протестантской теологии. М., 1977; О.А. Лиценбергер. Римско-католическая церковь в России. Саратов, 2001; Овсиенко Ф.Г. Католицизм. М.; Изд-во РАГС, 2005; Мчедлов М. П.Религиоведческие очерки. М.: Научная книга, 2005; Ревуненкова Я. Протестантизм: СПб, 2007, и др.

язычество, анализируются особенности функционирования

протестантизма в Евразии.

Место и роль протестантизма в становлении капитализма отражены
во многих публикациях и диссертационных исследованиях.
Отечественными историками и философами, социологами и
религиоведами нескольких поколений исследованы труды Макса Вебера,
в том числе его работа «Протестантская этика и дух капитализма». В
публикациях А.И. Неусыхина, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдова и других
обстоятельно и глубоко анализируется содержание основного труда Макса
Вебера, показывается влияние религиозно-этических установок

протестантизма на становление капитализма, раскрывается содержание различных оценок «Протестантской этики».

Зарубина Н.Н. в монографии «Социокультурные факторы
хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации»
видит методологическую плодотворность и актуальность

«Протестантской этики и духа капитализма» в выявлении роли социокультурных предпосылок в существующей системе хозяйствования.

Специфика российского протестантизма, его роль в дореволюционный, советский, постсоветский периоды истории России получила отражение во многих публикациях и диссертационных

1 См.: Соколов И. Отношение протестантизма к России в XVI -XVII веках. М, 1880; Цветаев Д. В.
Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразоватій. М, 1890; ОЛ. Лиценбергер. Роль
лютеран в Российской империи // Церковь Ингрии. СПб, 2004. №3-4; Митрохин Л.Н. Баптизм. М:
Политиздат. 1966; Очерки истории западного протестантизма. М..: Институт всеобщей истории РАН,
1995; Протестантизм // Современная религиозная жизнь России. Т. II. М.: Логос, 2003; Гайденко П. П.,
Давыдов Ю. С. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс».
М.: Политиздат, 1991.

2 См.: Зарубина Н. Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные
теории модернизации» СПб.: РХГИ, 1998.

исследованиях. В них воссоздана история и обстоятельства появления и распространения протестантизма на территории России, участие протестантов в общественно-политической и экономической жизни, показано отношение властей к различным ответвлениям протестантизма и его последователям. Роль протестантизма в общественно-политической жизни России в XX веке раскрывается в монографии Т.Никольской «Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах». Российскому протестантизму на современном этапе его развития посвящены полевые исследования, результаты которых опубликованы в коллективной монографии «Религия и общество» (2002), энциклопедии «Современная жизнь России» (2005-2009). На обширном конкретном материале вероучение и деятельность различных направлений российского протестантизма рассматриваются в коллективной монографии «Религия и российское многообразие.

В то же время в отечественной литературе отсутствуют исследования роли протестантизма в переломные периоды всемирной истории, в том числе российской. Особую актуальность изучению этой проблемы придаёт многократное увеличение в России численности протестантских организаций, разработка и публикация ими «Основ социального учения».

В религиоведении недостаточно уделяется внимание исследованию новых тенденций в социальных учениях и социальной деятельности российского протестантизма. В последнее десятилетие в социальных

1 См.: Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905 -1991 годах. СПб.: Изд-
во Европейского университета, 2009.

2 См.: Религия и российское многообразие. М.-СПб., 2011.

концепциях и реализуемых социальных проектах протестантских объединений России произошли заметные эволюции, требующие осмысления.

Отсутствуют работы, исследующие предпринимаемые усилия, направленные на придание социальным позициям протестантских организаций большей эффективности, гибкости, преодоление маргинальности.

В отечественном религиоведении не нашло отражение отношение российского протестантизма к финансово-экономическому кризису, его природе, причинам, последствиям, преодолению и предупреждению кризисов.

В настоящей диссертации исследуется широкий круг проблем, относящихся к роли протестантизма в периоды крупных перемен в религиозной, социально-политической и экономической жизни России и других стран мира. При этом первостепенное внимание уделяется рассмотрению места протестантизма в социально-экономических процессах в современной России.

Объектом исследования являются современные российские протестантские объединения.

Предмет исследования: роль протестантизма в современных трансформациях российского общества.

Цель исследования - посредством религиоведческого и
исторического анализа выявить и концептуализировать роль

протестантизма в социально-экономических процессах в современной России.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

определить базовые характеристики и основные особенности российского протестантизма на разных этапах истории российского государства;

раскрыть место наследия Макса Вебера и его работы « Протестантская этика и дух капитализма» в контексте современного финансово-экономического кризиса;

выявить характер участия протестантов в трансформациях российского общества;

выявить направленность и содержание основных тенденций в развитии социального учения протестантских организаций России;

проанализировать поиски идентичности российского

протестантизма в историко-культурных условиях России;

- рассмотреть отношение протестантских объединений России к
современному финансово-экономическому кризису.

- оценить социально-экономический потенциал современного
российского протестантизма и возможности его влияния на различные
стороны жизни российского общества;

Гипотеза исследования заключается в следующем.

1. Протестантизм является существенным компонентом

религиозно-духовного многообразия России, оказывает значимое

влияние на мировоззрение и социальные позиции своих
последователей.

  1. Предполагается, что, начиная с царствования Петра I, протестантизм постепенно обретал качества, позволившие адаптироваться к происходящим переменам, играть в них заметную роль. Вместе с тем в последующем это влияние не было повсюду одинаково устойчивым и масштабным.

  2. Современный российский протестантизм находится в поисках своей идентичности, избавления от по-прежнему сохраняющихся черт маргинальное, разработки более эффективной версии социального учения и более активного включения в социально-экономическую жизнь современного российского общества.

Теоретико-методологическая основа исследования. Работа носит междисциплинарный характер и опирается на научные подходы, классические положения отечественной и зарубежной исторической, религиоведческой, социологической и культурологической мысли. Изучение динамики трансформаций социокультурных и организационных характеристик российского протестантизма опирается на публикации авторитетных исследователей протестантизма, в том числе и протестантских авторов.

Исследование тенденций развития современного российского
протестантизма базируется на достижениях теоретического и

практического религиоведения.

В решении сформулированных задач в данном исследовании применялись методы сравнительно-исторического анализа, а также классификация и типологизация.

Научная новизна исследования состоит в том, что

впервые предпринято комплексное исследование роли протестантизма в социально-экономических трансформациях в истории России

- впервые исследованы принципы, изложенные в работах М.Вебера
применительно к современному финансово-экономическому

кризису

- впервые осуществлен комплексный систематический анализ
социальных концепций протестантских организаций современной России,
выявлены основные направления и особенности их эволюции,
исследованы подходы к поиску идентичности российского протестантизма
в изменившихся условиях. При этом основой данного анализа явились
собственно протестантские источники, отражающие внутриконфес-
сиональные дискуссии, связанные с поиском версий этих концепций,
содержащих ответы на насущные вопросы современной российской
жизни.

- впервые в диссертационном исследовании раскрывается отношение
протестантских организаций России к финансово-экономическому
кризису, их понимание причин кризиса, путей его преодоления и способов
предупреждения в дальнейшем.

Положения, выносимые на защиту:

1. Протестантизм играл заметную роль в переломные этапы российской истории, начиная с петровских реформ. Это участие в модернизационных процессах продолжилось и в последующем посредством приобщения части российской элиты к протестантизму.

Вместе с тем протестантизм в России не сумел занять той ниши в обществе, которую он занимал в Западной Европе в Новое время, где протестанты стали основой формирующегося третьего сословия -буржуазии. В России подобная роль принадлежала в большей степени старообрядчеству, выступавшему в качестве религиозного экономически активного меньшинства. В российских условиях протестанты в силу своей малочисленности и принадлежности к иной религиозно-культурной традиции не могли конкурировать с основными акторами строительства буржуазного общества в России. Это была часть российской политической и военной элиты - иностранные специалисты и их потомки, оставшиеся в России навсегда, либо переселенцы из западноевропейских стран, жившие компактными группами среди местного населения.

Протестантизм в России был одним из каналов трансляции западноевропейских культурных инноваций в широком смысле этого слова, включая не только собственно духовную, но и политическую и социально-экономическую сферы жизни, тем самым стимулируя процессы дальнейшей трансформации общества. И в этом, как представляется, заключается основная роль протестантизма в развитии российского общества до начала XX в. В советский период протестантизм, первоначально получивший в начале поддержку, как оппозиционное православной церкви течение, претерпел в дальнейшем от советской власти те же репрессии и запреты, что и все остальные религиозные организации.

Новый импульс в жизнь российских протестантских организаций внесла перестройка, что повлекло стремительный рост их численности, с

одной стороны, а с другой, усиление их влияния на социально-экономическую жизнь современной России.

  1. Финансово-экономический кризис актуализировал повышенный интерес к наследию Макса Вебера, особенно к его труду «Протестантская этика и дух капитализма». «Веберовский ренессанс» сменился критическим отношением к его учению о ведущей роли религиозно-нравственных ценностей в становлении и развитии капитализма. Провозглашение протестантизмом богоугодности продуктивного труда и его результатов теперь считается многими исследователями основной причиной, породившей начавшийся в 2008 году финансово-экономический кризис, хотя такой подход, как представляется, не является бесспорным.

  2. В 2003 году ведущие протестантские организации России приняли и опубликовали «Основы социального учения», содержащие позицию протестантских церквей в отношении большого круга актуальных общественно-экономических проблем. В то же время в российском протестантизме идёт поиск более эффективной модели социального учения, соответствующей современным реалиям жизни общества и отражающей роль протестантских организаций в его развитии. В процессе такого поиска обнаруживаются серьёзные слабости, препятствующие протестантизму оказывать более заметное влияние на общественные процессы.

  3. Как и все крупные конфессии России, российские протестантские организации не остались безучастными к финансово-экономическому кризису, начавшемуся в 2008г. В выступлениях лидеров российских

протестантов дается оценка природы и причин кризиса, предлагаются способы преодоления его последствий. Основными в этом отношении являются глубокое переосмысление духовно-нравственных основ современного общества, большая включенность протестантов в духовную и социально-экономическую жизнь, расширение форм социального служения.

5. В условиях затянувшегося переходного периода новейшей истории России, на который в последние годы наложился мировой финансово-экономический кризис, российский протестантизм имеет исторический шанс занять более важное место в процессах социально-экономической модернизации страны, чем он занимал в предыдущей российской истории. Этому способствуют следующие факторы:

укорененность в культурно-историческом пространстве России основной части российских протестантов;

численный рост последователей протестантских церквей в России;

экономическая активность в сочетании с выраженной идеей социального служения, проявляющиеся на фоне заметной маргинализации части российского общества;

отсутствие конфликтного измерения со стороны протестантских церквей в отношении к традиционным конфессиям России и государственным институтам.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что российские протестанты, если им удастся выработать эффективную модель внутренней консолидации, могут выступить в качестве социально и

экономически активного религиозного меньшинства, способного ускорить развитие страны.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации выводы и положения могут быть использованы в качестве методологической и фактологической базы постижения роли протестантизма в переломные периоды истории России. Результаты работы могут быть востребованы при разработке образовательных программ, учебных курсов, предназначенных для студентов вузов, переподготовки и переподготовки специалистов в области религиоведения и государственно- конфессиональных отношений.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и кадровой политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Основные положения и выводы диссертации изложены в публикациях общим объемом 1,1 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Влияние протестантизма на социально-экономические процессы современной России