Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игровое начало как одна из форм научно-познавательной деятельности Клепацкий, Владислав Владимирович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клепацкий, Владислав Владимирович. Игровое начало как одна из форм научно-познавательной деятельности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.08 / Клепацкий Владислав Владимирович; [Место защиты: Моск. гос. акад. делового администрирования].- Москва, 2012.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/324

Введение к работе

Актуальность исследования. На рубеже XX-XXI вв. Роль и значение современной науки и техники для развития общества и человеческой личности, остаётся актуальным философским вопросом, подробный анализ этого вопроса, поможет обнаружить новую проблематику, позволит раскрыть новые грани познания. Сегодня наука воспринимается как некий эталон рационального отношения к миру, в то же время развитие современной науки свидетельствует о конфликтности основания научного знания и процесса познания. Фундаментальные доктрины эмпиризма и рационализма все чаще ставятся под сомнение. Новые научные теории не умещаются в рамках классического понимания мира, а ученые, в своей профессиональной деятельности, всё придерживаются иррациональной мотивации и убеждений. Интуитивность, фантазия, игра воображения становятся значимыми в понимании научной рациональности и природы научного познания. Поэтому актуальным становится вопрос об изменении некой демаркационной линии, составляющей представления о природе и сущности научного познания. С этой точки зрения исследование научного познания через призму игры может позволить выработать новый подход к пониманию природы научной мысли.

Основным источником создания новых научных систем становится творческая созидательная деятельность, которая не умещается в рамках классической гносеологии с её сложившимися идеалами и нормами научного познания. Сегодня многие исследователи приходят к выводу, что появилась необходимость формировать новые подходы для анализа научного познания, одним из которых и является рассмотрение феномена игры, а так же применение игровых систем в научном познании.

Современной науке приходится решать довольно специфические проблемы, искать обоснования разным явлениям жизни, которые, при этом, трудно поддаются объяснению рационального. Компьютеризация и как следствие интернетизация коммуникативных связей, глобализация многих мировых процессов, кризис общечеловеческих духовно-нравственных ценностей на фоне отсутствия новых - это лишь верхушка айсберга общемировых вопросов развития в начале нового тысячелетия, а может быть и целой эпохи. В связи с этим, в ХХI веке разработка и использование новых игровых систем весьма перспективны. Изучение феномена игры и создание новаторских игровых практик позволяет заново взглянуть на бытие человека и проявление духовно-нравственных процессов жизни общества. В совокупности проявлений феномена игры, возможно по-другому и более точно, объяснить многие аспекты научного познания, выработать универсальные подходы к обоснованию познавательных процессов. В перспективе появляется возможность выяснить сущность и причины научных революций, осознать их роль в развитии науки и техники.

Игра или научная игра широко используемые понятия, но в глазах большинства людей игра противоречит «серьезности», порой происходит взаимоисключение между игрой и научным познанием. Такое мнение является бесперспективным, так как в человеческой жизни игровое начало присутствует постоянно. Люди творческих профессий констатируют, что зачастую их деятельность становится своего рода игрой с реальностью и ее субъективным отражением. В науке игровая практика может активно использоваться для поиска наиболее рациональных решений и анализа социальных, межнациональных, политических конфликтов и любых других кризисных ситуаций. Построение игровых моделей ситуаций, и применение их на практике, все чаще помогает поиску оптимальных способов разрешения новых, нестандартных задач.

При всем интересе игрового подхода в исследовании научного познания приходится констатировать малую представленность или полное отсутствие исследований духовно-нравственных оснований игрового начала в сфере современной науки. Многие исследователи склонны к гносеологическому пессимизму, подвергая сомнению потенциальную возможность создания общей теории игры. Исследование на тему гносеологии игры, является одним из основных направлений в этом исследовании. Если проработать может не всю, но основную часть явлений человеческого бытия с точки зрения игры, то вполне возможно, что могут открыться новые возможности переосмысления многих сторон научного творчества и научного познания. Отсюда вытекает актуальная в теоретическом и практическом отношении задача описания и изучения духовно-нравственных оснований игры как феномена игрового начала в разных сферах научного познания.

Степень научной разработанности проблемы. Осмысление игровой составляющей в научном познании невозможно без анализа историко-философских традиций, нужно изучить природу самой игры, как неотъемлемый феномен человеческого существования.

Исследования феномена игры, которые представлены в Европе и Америке имеют довольно широкий спектр подходов, методик анализа и т.п.

В науке ХIХ века, игру рассматривали как явление, которое замещает, компенсирует человеческую активность. Родоначальником этого подхода был Герберт Спенсер, который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности реализации энергии, которая не исчерпывается в обычной деятельности. А. Шопенгауэр как один из основоположников иррационализма, обосновывает игру как элемент творчества, и рассматривает познающего субъекта основой мира, условием существования всех явлений.

В XX веке игра как предпосылка происхождения культуры рассматривалась в трудах Й. Хёйзинги, Э. Берна, Х. Ортега-и-Гассета и других авторов. Ортега-и-Гассет считает, что все виды деятельности, связаны с выполнением определенных целей. В игровой деятельности изначальная жизненная активность человека проявляется непринужденно, свободно без преследования определенной цели. Игровая деятельность возникает не из необходимости достижения определенных результатов и не может являться вынужденным действием.

Наиболее обширным исследованием феномена игры в культуре, когда игра рассматривается как центральное, а не вспомогательное понятие, является теория игры Й. Хёйзинги. Игра в концепции Хейзинги не связана ни с какой-либо ступенью культуры, ни с какой-либо формой мировоззрения “Игра, какова бы ни была её сущность, не есть нечто материальное”.

Игру как «язык трансценденции» мы находим в творчестве М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера. Гадамер понимает игру как универсальную характеристику бытия вообще, определимую через общее понятие движения. Описывая суть игры, Гадамер приходит к понятию «герменевтического круга», с помощью которого, можно сам процесс понимания представить как игру между интерпретатором и объектом интерпретации, где появляется взаимозависимость, основанная на повторяющемся движении от одного к другому. Любая игра сохраняет герменевтический смысл в силу того, что является одновременно механизмом и результатом понимания и истолкования мира субъектом, но при этом основу своей качественной определенности она обретает в мире человека, законах его бытия и самоидентификации, имеющих объективное содержание. Л. Витгенштейн вводит понятие «языковых игр» в аналитической философии, а Р. Гвардини рассматривает теологию игры.

Особо необходимо отметить попытки создания общей теории игры и животных, и людей, которая, могла бы раскрыть вопрос в рамках биологического контекста. К таковым относятся теории избытка сил Ф. Шиллера, Г. Спенсера и В. Вундта.

Большой вклад в раскрытие феномена человеческой игры сделали психоаналитические теории игры З.Фрейда, Ж. Пиаже, Э. Берна, которые рассматривали вопрос в контексте противостояния индивида и общества, где «игра представляет собой повторяющуюся раз за разом цепочку похожих друг на друга трансакций, которые внешне выглядят достаточно естественно, но содержат неявную мотивировку».

Важной вехой в познании феномена игры в обществе, является появление математической теории игры (Дж. Нейман, О. Моргенштейн), открывшей путь для количественного анализа некоторых видов игр.

В отечественной философии феномен игры до последнего времени не являлся самостоятельным предметом изучения. Но именно анализ данной проблемы становится насущной задачей в контексте современной научной дискуссии об общей теории игры. Такая дискуссия обусловлена дефицитом методологии и трудностями именно в комплексном анализе результатов, полученных в целом ряде специальных теоретико-игровых исследований психологии детской игры(А.Е. Аркин, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский), педагогики (А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.А. Разумный), искусствоведении (М.Н. Эпштейн), социологии (Ю.А. Левада), теории управления (В.М. Ефимов, В.Ф. Комаров, А.К. Попов, Г.П. Щедровицкий). «Судьба этих расхождений складывается так, что о них необходимо говорить и писать. Сборники и обзорные публикации по играм удобно, а поэтому, принято верстать по принципу необязательной дополнительности. Из-за этого получается, что реальные потребности объекта игротехнического воздействия (в частности, потребность в саморазвитии) оказывается за рамками обсуждения».

Несмотря на достаточно частое употребление слова «игра» в различных философских текстах, формулировка игры остается практически неразработанной в качестве понятия. О.В. Шимельфениг в своем произведении «Живая Вселенная», отношение к миру рассматривает через игру, главным героем которой является человек-режиссер игрового сценария. Такие разные подходы к игре в исследовательском плане, которые порой становятся не только противоречивыми, но и парадоксальными в плане толкования, свидетельствуют о значимости игры в бытийном и онтологическом статусе самого понятия.

Анализируя представленные в работе концепции игры и основные тенденции развития современной науки и техники, можно выявить общий для всех теорий элемент в определении сущности игры. Почти все рассмотренные авторы определяют игру через ее противопоставление практической деятельности, т.е. игра - это не утилитарная деятельность. С другой стороны есть определения, что игра это непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе. Но «радостная» составляющая игры, на самом деле, не противоречит серьезности научного познания, проблема в том, что отсутствует единое понимание онтологического статуса игры. И как следствие, пока не определено точное место и значение игры в процессе исследования и в самом научном познании. Отсутствие глубоких исследований духовно-нравственных оснований игровых начал человеческой деятельности, это та проблематика, которая анализируется в данной работе. Изучение нравственных ценностей игры в научном творчестве и анализ проблематики игровых начал в процессе познания, являются основными целями раскрытия указанных проблем в данной диссертационной работе.

Объектом исследования является игровое начало в познавательной деятельности.

Предметом исследования выступает духовно-гуманистическое измерение игровых основ научного познания.

Цель исследования заключается в философско-гуманистическом обосновании универсальности игрового начала в науке и научном познании.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

а) изучить основные взгляды на сущность игры в истории философской мысли;

б) выявить основные духовно-гуманистические концепции исследования игры;

в) определить игру как способ моделирования реальности, где реализуется универсальная потребность человеческого духа к саморазвитию и самосовершенствованию;

г) через логику и факторы развития науки рассмотреть научное познание как игровую деятельность субъекта;

д) осмыслить роль интуиции и фантазии как игровых феноменов научного познания;

е) проанализировать моральные принципы и нормы «научной игры»;

ж) выработать основные направления гуманизации и гуманитаризации современной науки и техники.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологической основой диссертации послужило положение о том, что духовно-нравственные человеческие ценности пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и в частности научного познания.

Диссертационное исследование опирается на основные принципы аксиологической этики, задачи которой состоят в поиске духовно-нравственных ценностных оснований всех сфер человеческой деятельности.

В основе исследования лежит метод восхождения от абстрактного к конкретному. Специфика предмета исследования потребовала комплексного применения сравнительно-компаративистского и системного методов исследования.

Сравнительно-компаративистский метод позволил выявить основные подходы к исследованию игры в истории философской мысли. Системный метод дал возможность определить природу и сущность игрового начала в разных проявлениях научного познания.

Основными принципами разработки выбранной темы явились: объективность, историзм, системность. Приемами анализа были выбраны: индукция, аналогия, синтез.

Научная новизна исследования заключается в анализе основных теорий игры и выявлении оптимальных подходов к её исследованию в истории философской мысли, где особое внимание уделяется духовно-гуманистическим концепциям игры. В работе поднимаются следующие вопросы:

определение природы и сущности игры как модели реализации универсальной потребности человеческого духа к саморазвитию,

анализ научного творчества с участием игрового начала

осмысление духовно-нравственных оснований игры

выявление моральных границ игровых начал науки и научного познания.

через игровое начало определение ценностных аспектов научного познания.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Игра представляет собой человеческий способ бытия, который заключается, игра реализуется как переход от бытия возможного к бытию действительному. Игровой принцип означает непрерывное развертывание Абсолюта (как мира абсолютных ценностей) в формы человеческого духа. Игра выступает практической лабораторией преобразования творческого человеческого духа. Основываясь на универсальной потребности человека в самореализации, игру можно рассматривать как средство разрешения указанного противоречия.

  2. Игра позволяет субъекту овладеть способами человеческой деятельности в условно-символической форме. Игра свободна, не прагматична и непроизводительна по своей сути. Но самоценность и самоцельность игры не отменяет её результата, заключающегося в приобретении опыта самовосхождения. Игру можно, таким образом, трактовать как форму деятельности, которая способствует расширению социального и культурного пространства личности.

  3. Познание по своей сущности носит игровой характер, оно конструирует действительность, организует ее в порядок, вносит смысл в реальность. Человек в ходе познания «творит», конструирует всеобъемлющий сверхчувственный мир, выясняет взаимоотношения и взаимосвязи с миром (с «первой» природой). Результат познания содержит элемент условности, поскольку отличается от реальности. Познание есть процесс адаптации человека к миру, осуществляемый посредством конструирования некой схемы порядка этого мира; познание телеологично, его главная цель - оправдание человека и обретение им собственной достоверности; между познанием и игрой наблюдается некая общность духа, общность оснований, поскольку «играть» (как и «познавать») означает быть погруженным в некоторое действие, в самоосуществление, в самораскрытие и быть осведомленным об относительной ценности собственных достижений. Гносеологическая игра – это конструирование познания, которое основано на данных, предоставленных в той или иной точке зрения.

  4. Научная теория, порой может являться разновидностью интеллектуальной игры. Основа этой игры является идея, порождающая гипотезу. Каждая новая идея - продукт творческой активности учёного и является способом его самоутверждения на основе постижения и продуцирования новой информации. В мире игры с учёным случается вдохновение, озарение, просветление, откровение и другие формы научного и духовного опыта. Отличительной чертой игровой рациональности в научном познании является отсутствие хронотопа пространства.

  5. Совесть ученого-творца должна быть главным регулятором свободы в науке. Основным моральным ориентиром и целью в науке и практической деятельности может стать идея коэволюции.

  6. Научное сообщество и общество в целом, обязаны быть в курсе наиболее значимых научных исследований, и при этом научное познание должно обладать внутренней духовностью. Современному обществу надлежит объединить гуманизм, науку и мораль, т.е. смотреть на прогресс с точки зрения человечности. Научное познание должно идти по правилам морали, которые опираются на базовые духовные ценности всей человеческой цивилизации. Соответственно, целью науки является не просто истина, а истина, согласованная с определенными моральными требованиями. Эти требования диктуются чрезвычайно сложной задачей - задачей выживания человечества.

Теоретическая и практическая значимость работы. В исследовании даётся сравнительный анализ различных философских подходов к исследованию проблемы игровых аспектов в научном познании с позиций духовно-нравственных ценностей этой деятельности. Проанализированы природа и смысловая нагрузка феномена игры, игрового начала в научном познании, так же проведён его этический анализ. Материалы и результаты диссертационного исследования преследуют цель расширения и углубления философского научно-категориального аппарата.

На основе материалов диссертации могут быть составлены вузовские спецкурсы по философии, этике и культурологии. Теоретические разработки которые осуществлены в диссертации, можно применить на практике: в эмпирических исследованиях игровых практик, в анализе теорий игры, в изучении современных социально-нравственных изменений и педагогических подходов воспитания личности. Кроме того, с учетом привлечения материалов диссертации, можно разнообразить процесс обучения, как в психологических тренингах, так и в научном образовании.

Апробация результатов исследования.

Положения и выводы диссертационного исследования получили апробацию в научных докладах и выступлениях на международных, всероссийских и межвузовских научных симпозиумах, конференциях и семинарах: Научно-теоретическая конференция «Научное мировоззрение и перспективы его развития» (Московский государственный университет леса, г.Москва, март 2009 года); Международная научная конференция «Трансформация культуры в глобальном информационном обществе» (Московский государственный университет, май 2009 года, г. Москва); Научно-практическая конференция «Социология знания: Общество как система и жизненный мир» (Высшая школа экономики, май 2009 года, г. Москва); Международная научная конференция «Наука, техника, человек» (МГТУ Гражданской авиации, ноябрь 2009 года, г. Москва); Международный методологический семинар «Экологическая этика и экология духа (Московский государственный университет леса, июнь 2010, г. Москва); Международная научная конференция «Русский космизм: прошлое, настоящее, будущее» (Орловский государственный университет, ноябрь 2010 года, г. Орёл); Всероссийская молодёжная конференция «Когнитивное моделирование: динамика гражданского общества и фактор национально-конфессиональной толерантности» (сентябрь 2011 года, г. Белгород).

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ (в том числе 3 статьи в журналах из списка ВАК) общим объемом 4,23 п.л. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры гуманитарных и социально-политических наук Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы. Объем диссертации 143 страницы машинописного текста, библиографический список изложен на 21страницах машинописного текста и включает более 250 наименований.

Похожие диссертации на Игровое начало как одна из форм научно-познавательной деятельности