Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принцип гармонии в концепции устойчивого природопользования : Философско-методологический анализ Мукаева Баира Мазновна

Принцип гармонии в концепции устойчивого природопользования : Философско-методологический анализ
<
Принцип гармонии в концепции устойчивого природопользования : Философско-методологический анализ Принцип гармонии в концепции устойчивого природопользования : Философско-методологический анализ Принцип гармонии в концепции устойчивого природопользования : Философско-методологический анализ Принцип гармонии в концепции устойчивого природопользования : Философско-методологический анализ Принцип гармонии в концепции устойчивого природопользования : Философско-методологический анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мукаева Баира Мазновна. Принцип гармонии в концепции устойчивого природопользования : Философско-методологический анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.08.- Москва, 2003.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/482-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Развитие представлений о гармонизации отношений человека и природы. (историко -философский анализ) 13

1.1. Генезис идеи гармонии 13

1.2. Развитие представлений о гармонии от античности до XIX в 22

1.3. Проблема гармонизации отношения человека и природы в философии XX века 50

1.4. Принцип гармонии в философии науки и техники на рубеже XX -XXI веков 72

Глава 2 Принцип гармонии в концепции устойчивого природопользования 83

2.1. Гармонизация природопользования как философско-методологическая проблема (системный подход) 83

2.2. Особенности синергетического подхода к гармонизации социоприродной системы 97

2.3. Методологическая функция понятия «устойчивое природопользование» 121

Заключение 144

Список литературы 147

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в г'ио-де-Жанеиро в 1992 году, было признано, что необходимым условием перехода человечества к стратегии устойчивого развития является последовательная гармонизация глобального природопользования . Но десять лет спустя участники всемирного саммита в Йоханнесбурге, посвященного проблемам реализации новой концепции социоприродного развития, вынуждены были констатировать, что достигнутые за это время успехи оказались не столь значительными как предполагалось ранее, и что переход мирового сообщества к устойчивому развитию и природопользованию, как и прежде, остается проблематичным. Расхождение взглядов участников форума в Йоханнесбурге на причины недостаточной эффективности глобальной экологической программы и реализации основанных на ней национальных программ устойчивого и безопасного развития оказалось настолько глубоким, что представители некоторых (главным образом -развивающихся) стран поставили под сомнение не только рекомендованные этими программами конкретные способы перехода к устойчивому развитию, но и философско-методологические основания принятых в Рио решений . В Российской федерации эта критика была расширена в ходе дискуссии о сущности понятия

См: Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро, Женева, 1993. Ранее это принципиальное положение было сформулировано Международной комиссией по окружающей среде и развитию (комиссия Г. X. Брундланд): "стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой". // См: Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989, с. 65. 2См: Филипп Скотт. Устойчивая экохондрия. // "Ведомости", 30.08.2002 г.; "устойчивое развитие" и адекватности его содержания использованному в концепции Рио понятию "sustainable development" . Очевидно, что проявляющиеся таким образом разногласия выходят за рамки традиционных терминологических споров, и что для их преодоления необходимо более глубокое уяснение философско-методологических принципов, лежащих в основании деятельности, ориентированной на гармонизацию глобального природопользования. Все это актуализирует задачу теоретического анализа предельно общих (философских) оснований концепции устойчивого развития в целом, и ее реализации в практике природопользования - в частности. Ключевое значение для п данной проблематики имеет трактовка методологической функции принципа гармонии как общего основания теории устойчивого развития любого объектами, в частности, - концепции устойчивого природопользования, представляющего собой практическую реализацию идеи коэволюционного развития человека и природы в современных условиях4.

Степень разработанности проблемы. Проблема гармонии мира ставилась и исследовалась людьми на протяжении всей истории философского осмысления их отношения к природе. Историческому и историко-философскому анализу различных аспектов проблемы гармонии человека и природы, а также развития представлений о ней, посвящены работы А.Бизе, К.Бэра, Э.Геккеля, И.М.Забелина, И.В.Крутя, А. Ф. Лосева, В. Т. Мещерякова, Е. М. Олейник, Ф.Рамада, Смита Р.Л., и др.

Анализируя эволюцию социоприродной системы (СПС) на рубеже XX и XXI вв. исследователи все шире используют новый, 3 См: Даншгов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000 г. 4 См: Лисеев И.К. Техника и природа: гармония, противостояние или... ? // Техника, общество и окружающая среда. М, 1998. ее. 40-44 адекватный ее современному состоянию и тенденциям развития философско-методологический инструментарий. Как правило, ее сущность, структура и протекающие в ней процессы, включая проявления принципа гармонии, изучаются теперь комплексно, с позиций системного и синергетического подходов. Принципы системного анализа и деятельностного подхода рассмотренные в работах Л. фон Берталанфи, И. В. Блауберга, А. П. Огурцова, В.Н. Садовского, Э. Г. Юдина и др., положены в основание современных методов изучения проблемы гармонии, выявления и анализа законов и соотношений, общих для различных областей действительности, в рамках представлений о целостности изучаемых систем. Современный уровень представлений о гармонии определяется идеями и методами, развиваемыми в рамках нового научного направления - синергетики (В. И. Аршинов, В. К. Егоров, В. С. Егоров, К. X. Делокаров, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий, Н. Н. Моисеев, А. П. Назаретян, И. Пригожий, И. Стенгерс, Г. Хакен и др.). Практика и теория взаимодействия человека и природы в рамках СПС выдвигают на первый план задачу гармонизации природопользования. В настоящее время методологические проблемы природопользования успешно исследуются на базе ноосферного подхода и концепции устойчивого развития (УР). Результаты этих исследований отражены в трудах Т. A. Акимовой, Н. П. Ващекина, А. В. Водолагина, Ю.Ю. Галкина, Э. B. Гирусова, В. И. Данилова-Данильяна, Р. С. Карпинской, В.А. Коптюга, В. А. Кутырева, Б. И. Козлова, И. К. Лисеева, В. А. Лося, К. С. Лосева, Н. М. Мамедова, Н. Н. Моисеева, К. X. Момджяна Е. М. Олейник, Е. Н. Пасхина, Р. С. Пермякова, Г. В. Петрищевой, 3. X. Пугоевой, Н. Ф. Реймерса, Е. А. Седова, В. С. Степина, Е. Г. Туркиной, А. Д. Урсула, Р. К. Филиппова, В. Хесле, А. С. Шилова и др.

При всем многообразии мировоззренческих принципов и методологических подходов, применяемых различными исследователями, а также вытекающих из этого "сценариев" возможного будущего человечества, оолыиинство специалистов сходятся в том, что определяющий вектор современного цивилизационного развития необходимо нацелить на его стабилизацию посредством перехода к устойчивому (то есть, гармоническому), коэволюционному развитию человека и природы в рамках целостной СПС5. Признано также, что для преодоления развертывающегося глобального экологического кризиса как конфликта между человечеством - субъектом природопользования с одной стороны, и природой - объектом природопреобразующей деятельности людей - с другой стороны, актуально теоретическое уяснение не только очевидных, но и скрытых от непосредственного наблюдения предельно общих оснований и особенностей современного природопользования, выявляемых только средствами философско - методологического анализа. Существенными характеристиками современного состояния проблемы являются настойчивый поиск и попытки философского уяснения новых, более адекватных парадигме УР языковых средств. Все шире используются такие понятия, как ноосферное, рациональное и т.п. природопользование, имеющие целью зафиксировать новые черты и свойства этого вида социальной активности в условиях перехода к УР, но применяемые, как полагает диссертант, еще без достаточно глубокого концептуального и теоретического обоснования. Это актуализирует задачу дальнейшей структуризации знаний о 5 См: Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. М., 1998. 6 Философское понятие "основание" и процедура "обоснования" обстоятельно исследованы в работах Е. П. Никитина, М. С. Козловой и ряда др. философов. природопользовании в контексте развития понятийного аппарата ноосферного подхода и теории УР.

Рабочая гипотеза. Основываясь на изложенном, диссертант предполагает, что для формирования современной концепции природопользования, в полной мере учитывающей требования стратегии УР, ключевое значение имеет углубленное философское уяснение принципа гармонии и его методологической функции в данной области.

Объектом диссертационного исследования является социоприродная система в условиях ее перехода к устойчивому развитию.

Предметом исследования является принцип гармонии как философско-методологическое основание современной концепции устойчивого природопользования и реализующей ее практической природопотребляющей и природопреобразующей деятельности общества.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является философско-методологическое обоснование понятия и концепции устойчивого природопользования (УП), обеспечивающих более эффективное практическое применение в нем принципа гармонии. Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи:

1. Осуществить историческую реконструкцию развития общих представлений о гармонии и определить их роль в исторической динамике отношения "человек - природа";

2. Выявить методологические особенности применения принципа гармонии в современном природопользовании;

3. Показать необходимость более последовательного применения принципа гармонии в философии науки и техники при обосновании выбора целей, средств и направлений УР СПС, а также в методологии практического природопользования;

4. Уточнить методологическую функцию категории и принципа гармонии в современном природопользовании в свете системного и синергетического подходов и исследовать с этих позиций основные положения концепции УП;

5. Обосновать актуальность корректировки понятийного аппарата, применяемого при гармонизации социоприродной деятельности, обеспечивающей переход общества на путь УР за счет включения в него концептуального понятия "устойчивое природопользование" (УП).

Теоретико-методологические основания исследования. Теоретико-методологическими основаниями диссертационного исследования являются философские принципы историзма, синергетики, системного анализа сложных объектов; принцип единства познавательного, деятельностного и этического отношения к миру, а также принцип единства и многообразия свойств объектов живой и неживой природы, социальных и естественно-природных процессов и явлений. При исследовании истории концептуализации представлений об отношении "человек - природа" использовались результаты полученные в теории познания. В работе применены методы, разработанные в рамках общей теории моделирования сложных нелинейных синергетических систем, использованы научные результаты, полученные зарубежными и отечественными исследователями философско-методологических проблем УР и коэволюции природы и общества. Значимым компонентом методологической базы являются труды современных зарубежных и отечественных специалистов по философии науки и техники, философско-методологическим основаниям ноосферного подхода к изучению развития техногенной цивилизации и природы. В соответствии с этим сформулированы цель и задачи, определены методологические средства, получены и интерпретированы основные научные результаты диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования, при решении упомянутых задач получены следующие основные научные результаты:

1. Осуществлена реконструкция исторического развития общих представлений о гармонии от генезиса ее идеи до современной трактовки гармонии как духовной ценности и понимания ее как философской категории и принципа, имеющих основополагающее методологическое значение для реализации адекватного современности эпистемологического и деятельностного отношения человека к миру, а также для философского обоснования современной общей картины мира и концепции природопользования нового типа;

Показано, что непоследовательное и бессистемное применение принципа гармонии в качестве философского основания природопользования в настоящее время является существенным методологическим недостатком этого вида деятельности, препятствующим успешной реализации принятой мировым сообществом стратегии УР;

Обоснована актуальность углубленного исследования принципа гармонии методами синергетики и системного подхода в рамках философии науки и техники применительно к проблемам формирования современной концепции научно - технического прогресса как фактора УР СПС;

4. Уточнена методологическая функция категории гармонии в современном природопользовании, и показано, что принцип гармонии имеет ключевое методологическое значение для теоретического уяснения и понимания сущности УП в свете системного и синергетического подходов к анализу и обоснованию современной концепции СПС;

5. Обоснована целесообразность корректировки понятийного аппарата, применяемого при гармонизации деятельности, обеспечивающей переход общества на путь УР, за счет включения в методологический инструментарий обоснованного диссертантом концептуального понятия "устойчивое природопользование" (УП);

6. На основе проведенных исследований выделены и определены основные характеристики современной концепции УП.

Основные положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:

1. Генезис идеи гармонии и истоки развития общих представлений о гармонии уходят в начальный период формирования человеческого сознания и ранней общей картины мира; они получили существенное развитие в мифологии (особенно - в развитых мифологических системах); были представлены в первых философских и религиозных учениях, где понятие гармонии обрело статус универсалии и фундаментальной духовной ценности человека;

2. Одним из основных недостатков общей теории и практики традиционного природопользования, существенно затрудняющим реализацию принятой мировым сообществом стратегии УР, является не всегда последовательное (а часто - и бессистемное) применение принципа гармонии в качестве философско-методологического основания этого вида деятельности. Во многих случаях достижение (сохранение) гармонии в отношении человек-природа вообще оказывается исключенным из целеполагания природопользования, а сама гармония не входит в систему духовных ценностей, ориентирующих деятельность субъекта природопользования.

Дальнейшее углубленное философ ско-методологическое исследование категории и принципа гармонии применительно к проблемам теоретического обоснования концепции современной СПС и практического применения ее основных положений в организации природопользования, относится к числу актуальных задач философии науки и техники, решение которых необходимо для построения адекватной современности модели научно-технического прогресса как фактора УП в рамках УР СПС;

Принцип гармонии имеет ключевое методологическое значение для теоретического обобщения и понимания сущности УП в свете системного и синергетического подходов к анализу современной СПС;

В целях дальнейшего развития понятийного аппарата, применяемого в процессе теоретического анализа отношения человек-природа, проблем УР и практической деятельности в области гармонизации природопользования, целесообразно включить в него обоснованное в диссертации концептуальное понятие: "устойчивое природопользование" (УП).

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования. Полученные диссертантом научные результаты вносят определенный вклад в систему философско-методологических оснований, теории и методологии практического природопользования в рамках более общей стратегии УР природы и общества. В частности, на базе осуществленного в работе историко-философского анализа представлений о гармонии и методологической функции принципа гармонии в развитии СПС, а также в результате актуализации системного и синергетического подходов к пониманию сущности природопользования, в диссертационном исследовании обоснован вывод о необходимости дальнейшего развития понятийного аппарата и традиционной концепции природопользования за счет включения в них термина "устойчивое природопользование", отражающего современные требования к практической деятельности, ориентированной на дальнейшее безопасное развитие СПС. Показано, что включение принципа гармонии в систему предельно общих (философских) и более конкретных методологических оснований целеполагания практической технико-технологической деятельности людей способствует более глубокому пониманию и решению таких актуальных проблем философии науки и техники, как дальнейшая концептуализация представлений о критериях и границах научно-технического прогресса, а также формирование адекватного постиндустриальной действительности технологического отношения к природе, отвечающего требованиям морального сознания.

Основные научные выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и чтении лекционных курсов по философии, науке и технике, социальной экологии, методологии управления природопользования.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждены на методологическом семинаре "Проблемы социальной экологии" ( РАГС, май 2001 г.), на Круглом столе "Проблемы истории и философии науки" (РАГС, апрель 2003 г.), а также на Международной конференции "Творческое наследие Леонардо да Винчи" (18-21 ноября 2002 г.). Основное содержание диссертационной работы отражено в публикациях автора, список которых прилагается

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, подразделенных на 7 параграфов, а также заключения и списка основной литературы по теме исследования.

Развитие представлений о гармонии от античности до XIX в

Гармония как особая форма отношений между противоположностями, как специфический вид противоречий между сторонами, а также между состояниями целого нашла свое выражение во многих философских учениях.

Начало философского учения о гармонии, обычно связывают с именами Пифагора и Гераклита. Пифагор считал, что вопрос о соразмерном единстве противоположностей является непременным условием их гармонического объединения. «Гармония есть соразмерное смешение и сочетание противоположностей, частей целого, характеризующих гармонию этого целого» , утверждал он. Признаками гармонии Пифагор считал сложность, целостность как отсутствие избытка и недостатка, шарообразность. Согласно учению Пифагора, гармония играет роль внутреннего атрибута, своеобразного организующего фактора.

Гераклит видел смысл гармонии не в равновесии противоположностей, не в их симметрии, а в относительности того и другого, вследствие чего борьба противоположностей становится источником движения от меньшего совершенства к большему. Поэтому противоположности целого лишь предпосылки гармонии, а сама гармония это постоянно снимающиеся и вновь возникающие противоречия между стадиями или состояниями. Гармония, по Гераклиту, - это движение на основе борьбы от беспорядочного к упорядоченному. Главным признаком гармонического явления он считал - способность достигать гармонии. По Гераклиту, чем больше противоположности расходятся, тем более они сходятся для борьбы, и из этой борьбы возникает " прекраснейшая гармония" . «Они не понимают, говорится у 1 ераклита, - как расходящееся само с собой согласуется: возвращающаяся (к себе) гармония, как у лука и лиры». Гармония выражает глубокое единство мира, составленого, слитого из противоположных качеств, стихий, стремлений, тенденций.

Понятие гармонии у Парменида рассматривается в соотношении бытия и небытия и выражение в единстве и вечности бытия, тогда как небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно.

С Платона и Аристотеля берут свое начало два разных подхода к гармонии: один из них впоследствии перерос в научное осмысление этого явления, другой - стал базой теологии. Основной предмет их различия составляет вопрос о субстанции - носительнице гармонии.

Платон представляет гармонию как идеал, некий образец, к которому мир реальных явлений может лишь приближаться. По Платону, «гармония - это созвучие, а созвучие - это своего рода согласие, а из начал различных, покуда они различны между собой, согласия не получается. И опять - таки, развивающееся и несогласное нельзя привести в гармонию, что видно на примере ритма, который создается согласованием расходящихся сначала замедлений и ускорений. А согласие во все это вносит музыкальное искусство, которое устанавливает, как и искусство врачебное, любовь и единодушие... Впрочем, в самом строении гармонии и ритма нетрудно заметить любовное начало, и любовь здесь не двойственна».

Аристотель считал, «гармония... есть сочетание величин, которым свойственны движение и положение, когда они так прилажены друг к другу, что больше уже не могут принять ничего однородного...».21 Он полагал, что прекрасное и бытие прекрасного должно быть единым. В соответствии с этим Аристотель рассматривает прекрасное как объективное свойство самой действительности, как проявление ее закономерностей: «...самые главные формы прекрасного, это - порядок в пространстве, соразмерность и определенность...» .

Идея Гераклита, о том, что "отношения, характеризуемые противоречивостью, могут привести как к хаосу, так и к гармонии" , а также вывод Аристотеля о том, "что между этими крайними состояниями нет непроходимой грани, ибо гармоничное возникает из негармоничного"24 и поныне не утратили актуальности.

В эллинистическо-римской философии проблема гармонии рассматривалась в первую очередь в вопросах личной жизни человека, а именно во внутреннем духовном его мире. Так Эпикур, понятие гармонии определяет через призму этических категорий. Цель гармоничной жизни заключается в душевном спокойствии, равновесии, которое сохраняет человеку свободу от всяких страстей.

Сенека понятие гармонии отождествлял с действиями по своей воле в согласии с природой. Природа это разумно и гармонично устроенный мир. Жить по природе означает стремиться к добродетели, которая достигается таким усовершенствованием человеческого разума, при котором он становится гармоничной с идеальной природой - это и есть назначение человека, ведущее к счастливой жизни.

Согласно Марку Аврелию, выход человеческой личности из состояния хаоса и смятения возможен только на путях отрешения от всего земного, погружения в свою душу и обращения к божеству. Цель философии он трактует как достижение внутреннего порядка, внутренней гармонии и покоя в душе человека.

Плотин проблему гармонии рассматривал с помощью ценностного подхода к бытию на основе его иерархизации, признание высшего божественного первооединства. Согласно Плотину, прекрасное и гармоничное возникает в телах благодаря приобщению к высшей красоте, исходящей от единого .

Таким образом, можно отметить, что античные мыслители заложили основу понимания гармонии, не утратившую значение и в наше время.

Проблема гармонизации отношения человека и природы в философии XX века

Начавшийся в XX веке переход человечества в новую -индустриальную - фазу исторического процесса характеризуется не только углублением возникшего едва ли не с антропогенеза самоутверждения человека как противостоящего природе существа "самого по себе", но и в значительной мере определяется признанием их исходной несвязанности как субъекта и объекта познания и практической деятельности. Этому способствовало развитие ранее сложившихся представлений о природе как чуждой человеку стихии на основе понимания истории предметно-практического природопользования как способа бытия людей в мире. Так логика практической борьбы за выживание с противостоящими силами природы привела к концепции технического и научного прогресса как средства окончательного решения основных проблем бытия посредством достижения полной власти человека над Землей. Подведение такого рода миропонимания под основания обыденных знаний, разнообразных религиозных и философских учений, определило их - если не совпадение, то легко обнаруживаемую схожесть в определении антропоцентристских целей и способов природопользования как области практического взаимодействия природы и человека. Различение человека, понимаемого не только как биологическое, но прежде всего как социальное существо, связи которого с природой перестали оцениваться как атрибутивные и органические, с одной стороны, и природы, трактуемой как независимая, самостоятельная, абсолютная "окружающая среда", стало существенным фактором формирования науки и гносеологии XX в. "Чтобы можно было влиять на природу, следует подходить к ней как к независимому бытию; только при условии отделенности, отстраненности природы от человека он может на нее действовать, так сказать, извне", -отмечает Т.Б.Длугач86. Такая характерная для всего XIX столетия и перешедшая в XX в. философская установка определила далеко зашедшее противопоставление социального и биологического, искусственного (технического) и естественного, человеческого и природного в мире, ставшее основой не только господствующего мировоззрения, но и всей духовно-практической деятельности людей.

Философская мысль XX века отличается разнообразием. Огромное влияние на нее оказали революционные сдвиги в научно -технической, социально - экономической, общественно -политической, духовно - культурной сферах бытия. Разнообразие в развитии современной философии выражается в формировании различных школ, течений.

Основателем феноменологического течения, возникшего в самом начале XX века, является философ и логик Э. Гуссерль. В своих работах он предпринял попытку нового обоснования логики и теории познания. Феноменология трактовалась Гуссерлем как философия, превратившаяся в «строгую науку». Но в дальнейшем, осознавая иллюзорность своих попыток превратить философию в «строгую науку», философ, развивал новую концепцию «жизненного мира». Понимание роли мыслительной и эмоциональной деятельности людей в гармонизации интересов общества и природы, отчасти сближает эту концепцию с философией жизни.

Неокантианство как обширное течение представлено трудами философов трех направлений: «физиологического» (Ф. л. Ланге, Г. Гемгольц), марбургской школы (Э. Кассирер, Г. Коген, П. Наторп), баденской школы (В. Виндельбанд, Э. Ласк, Г. Риккерт).

Кассирер рассматривал проблему гармонии в рамках философии «мира культуры». Единство форм культуры определено их функциональным единством, которое требует разнообразия, многообразия форм у составляющих его частей. Предельно культура понимается как иерархия символических форм, что согласно Кассиреру, снимает антиномию «хаоса жизни» и «ее символического отражения». Мир культуры созданный человеком, соединяет прошлое и будущее через единство символического бытия, как отражение сущностной целостности человека. По Кассиреру, человеческая культура, взятая как целое, может быть описана как непрерывный процесс прогрессивного самоосвобождения человека. В этом процессе человек открывает новую силу - силу строить свой собственный гармоничный, идеальный мир. Кассирер отмечает: «чтобы обнаружить гармонию не нужно доказывать ее тождество и сходство различных сил, которые ее создают. Единство различных форм человеческой культуры поддерживается не тождеством их природы, а взаимосогласованностью их основных задач. Если же существует в человеческой культуре некая устойчивость, то характеризовать ее можно лишь как равновесие динамическое, а не статическое - ведь это результат борьбы противоположностей. Такая борьба вовсе не исключает той скрытой гармонии, которая лучше явной» .

Баденская школа представлена работами Г. Риккерта и В. Виндельбанда, которые доказывали, что философские проблемы суть проблемы аксиологические. Идея гармонии в их трудах определяла цель философии как нахождение единства принципа, смысл и сущность которого раскрывается в системе ценностей. Риккерт подчеркивал, что главное - не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т. к. философия наука о целостном человеке и его отношении к миру.

Особенности синергетического подхода к гармонизации социоприродной системы

Развитие синергетики привело в движение традиционный понятийный аппарат науки, претендуя на изменение категориальной структуры и методологического инструментария познания сложных развивающихся систем. Синергетическая парадигма открытости, нестабильности, неустойчивости, стала основанием новой деятельностнои установки человека, и тем самым, расширила диапазон мировоззренческих принципов и положила начало новому философскому осмыслению мира. Как сказал И. Пригожий, она «заявляет о начале нового диалога человека и природы»155.

Не рассматривая здесь подробно сущность синергетической парадигмы с учетом специфики ее моделей, предложенных различными школами156, обратим внимание на методологическую функцию и возможности понятийного аппарата синергетики как основания концепции устойчивого природопользования. Уже на ранней стадии становления синергетики во всем многообразии подходов, безусловно, наблюдалось общее - поиск универсальных закономерностей возникновения порядка из хаоса, формирование средств описания причин и механизмов относительно устойчивого состояния возникающих при этом сложных структур и их распада. Таким образом, синергетика с самого начала, по определению, представляла собой весьма перспективное с точки зрения концепции природопользования, направление методологии познания и других форм деятельности. Это в полной мере подтвердилось ее последующим развитием. Современная синергетика, согласно Г. Хакену, наука о сложности; теория самоорганизации открытых динамичных неравновесных систем, совместного действия многих подсистем, в результате которого на макроскопическом уровне возникает целостная структура и соответствующее функционирование. По Аршинову В. И., синергетика - направление научных исследований, ставящее перед собой задачу познания общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой различной природы: физических, химических, биологических, природных, технических, социальных.

Оба эти определения обусловливают актуальность методологического анализа природопользования как сложной системы, основные характеристики которой были рассмотрены в предыдущем параграфе диссертационного исследования в рамках и методами традиционного системного подхода.

Методологические основы и понятийный аппарат синергетики, учитывая целевую ее направленность на отыскание универсальных закономерностей возникновения и становления Мира, а также описание причин и механизмов относительно устойчивого состояния становления возникающих структур и их распада представляют собой широкий спектр универсальных категорий. В первую очередь это парные категории, приобретающие в свете синергетического подхода новое философско-методологическое содержание, вокруг которых и начинается оформление синергетики как нового научного направления. К ним относится также спектр специфических категорий, источником которых выступают естественные науки (физика, математика, химия).

Известно, что порядок и хаос взаимно полагают и отрицают друг друга, содержат друг друга в себе как противоположность, выступают один по отношению к другому как мера15 , поэтому до настоящего времени остается спорным, - что же лежит в основе мироздания - хаос или порядок, организованная или неорганизованная материя. В результате, как было показано в главе I, разные мыслители по разному трактуют отношения хаоса и порядка во времени развития процесса становления: происходит ли переход от исходного хаоса к порядку с последующим упорядочением, т.е. по схеме « хаос - порядок - хаос»; или исходным является порядок и тогда процесс развивается по схеме: « порядок - хаос - порядок»

Бир Ст. считает, что « порядок более естественен, чем хаос» поэтому автор придерживается схемы «порядок - хаос - порядок»161.

A.M. Ковалев, К.Х. Делокаров, И. Пригожий считают, что в мире происходит постоянное взаимодействие хаоса и порядка и в связи с этим в природе «нет ни абсолютного хаоса, ни абсолютного порядка». В условиях хаоса есть и продолжают оставаться организованные образования, а любой порядок сопровождается беспорядком.

Приходя к выводу, что «мир не является ни автоматом, нихаосом»", И. Пригожий, тем самым подчеркивает ошибочность противопоставления самоорганизации и организации, самоуправления и управления. Делокаров К. X., Демидов Ф. Д. обосновывают принцип их дополнительности, если они рассматриваются в рамках одной системы..

Методологическая функция понятия «устойчивое природопользование»

Как известно, методологическая функция философии в научном познании и деятельности реализуется тогда, когда ее категории и понятия используются для решения вопросов, возникающих в ходе развития науки или любых форм социальной активности. Но механизм такого применения достаточно сложен. Хотя, как это было показано в первой главе, философские представления о гармонии явно или неявно применяются при решении разнообразных проблем познания и деятельности (в том числе, и в области природопользования) на всем протяжении истории философии, методологические функции категории и принципа гармонии не могут быть непосредственно редуцированы к прямому логическому выводу из них специально-научных понятий и правил деятельности, специфических для современного природопользования и перспективных для его перехода к устойчивым формам. Иначе говоря, инструментальная функция философских категорий и принципов не идентична эвристической, характерной для более высокого уровня теоретизации познания и заключающейся в "обслуживании" более сложной процедуры формирования теоретических конструктов, когда эти принципы применяются для обоснования новых научных понятий, выполняющих, в свою очередь, собственные методологические функции в науке, деятельности и в таких их специфических областях, как природопользование. Этот переход от философских высоко абстрактных представлений к развитию понятийного аппарата естественнонаучных и т. п. специальных научных теорий (и -наоборот), представляет собой хорошо известную и весьма сложную общую методологическую проблему взаимодействия философии и науки. В рассматриваемом нами частном случае ее решение лежит в области переосмысления традиционно трактуемого содержания понятия природопользования в свете соотношения фундаментальных идей и понятии теории устойчивого и безопасного развития общества и природы с одной стороны, и философской категории и принципа гармонии - с другой стороны.

Рационально (или, как это происходит на рубеже XX и XXI вв., в значительной мере стихийно) формируемые человеком цели и средства природопользования, реальные результаты применения этих средств и достижения этих целей, определяют характер и тенденции развития всей социоприроднои системы. Современное состояние этого глобального процесса характеризуется специалистами как кризисное, неустойчивое и небезопасное196. Для преодоления порождаемых этим угроз, мировое сообщество разработало концепцию «поэтапного восстановления естественных экосистем до уровня, обеспечивающего устойчивость окружающей среды, при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения ими жизненно важных потребностей и интересов» , положенную в основу стратегии перехода к устойчивому и безопасному развитию (УР)198.

В общем плане понятно, что устойчивое развитие общества и природы возможно лишь при существенном изменении исторически сложившегося экстенсивного, неустойчивого по определению, индустриального типа природопользования. Однако, утвержденная Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД 1992 г.) концепция УР и принятые в ее развитие международные документы (Киотский протокол об изменении климата и др.), а также национальные программы"", за прошедшие с тех пор годы подвергаются все более острой критике как внутренне противоречивые, не учитывающие интересы развивающихся стран, и в целом не гарантирующие действительный переход к новому типу природопользования20 . Критики утверждают, что концепция Рио (1992) ориентирована на утверждение господства развитых стран над экономически отсталыми странами, так как устанавливает недопустимые для них пределы хозяйственного развития. Как показало прошедшее десятилетие, экологические программы обходятся крайне дорого, во многих случаях не приводят к ожидаемым результатам, и, что самое главное, неприемлемы для значительной части человечества, нормальная жизнедеятельность которой может быть обеспечена только при ускорении экономического роста. Осознание развивающимися странами этой проблемы привело к тому, что на Всемирном саммите в Йоханнесбурге (август 2002 г.) они, как отмечает почетный профессор биологической географии университета Лондона Ф.Скотт, «...предприняли попытки сместить фокус с невротической экохондрии, которой страдают богатые страны, на обсуждение действительно насущных проблем - торговли и экономического развития».

К числу выявленных при этом существенных причин низкой эффективности деятельности по практической реализации концепции УР относятся методологические затруднения, возникающие при трактовке понятия "устойчивое развитие", имеющего ключевое значение для данной области знаний и деятельности, а также при попытках интерпретации понятия "природопользование" в свете этой концепции. « «Устойчивость», -пишет Ф.Скотт, - пустое слово, которое может быть наполнено любым смыслом, помогающим говорящему извлечь из него наибольшую выгоду... Академики обращают его в звонкую монету, идущую на исследования о спасении планеты, политики в голоса избирателей, а бизнесмены - в мощный инструмент PR и этические инвестиции...Для большинства защитников окружающей среды "устойчивость" -это право экологического вето на развитие экономики».

Похожие диссертации на Принцип гармонии в концепции устойчивого природопользования : Философско-методологический анализ