Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема смерти в контексте биоэтики Хен, Юлия Вонховна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хен, Юлия Вонховна. Проблема смерти в контексте биоэтики : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.08 / Ин-т философии.- Москва, 1993.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-3/583-1

Введение к работе

Актуальность темы. Смерть, являющаяся одним из важнейших зобытий жизни, неизменно находится в центре внимания философии. \ктувльность темы смерти как для философии, так и для обыденного зознания определяется, тем, что решение важнейших смысложизненных вопросов в конечном счете зависит от того, как осмысливаются взаимоотношения человека со смертью. Каждой исторической эпохе при-зущв свое специфическое видение смерти, которое «входит отражено в литературе, искусстве, философии, практической жизни и т.д. {о, несмотря на разнообразие культурных элементов (представления, верования, обряды, литературные и художественные топосы и проч.), їоздающих в совокупности неповторимый "дух времени", применительно с западному миру в целом можно говорить о существовании общей тен-іенции, образующей основу конкретно-исторического отношения к інерти. Имеется в виду некротическвя ориентация западной культу->ы, выражающаяся главным образом в постулировании приоритета ду-. :овной жизчи над жизнью телесной. Прямым следствием этого, посту-іата является преувелгченно серьезное отношение к сиерти, расомат-шваемой как "переход" к высшему, чисто духовному бытию (религи-ізная традиция) или как момент подведения итога жизни, определе-ия ее смысла. Таким образом саме жизнь рассматривается как пре-юдия к истинному, загробноиу существованию, либо цель и смысл изии изымаются из нее и перемещаются поближе к концу. В любом лучае, жизнь актуальная приносится в жертву потенциальной и ги-отетической.С этой традицией связана специфическая оистена цен-остей, ориентированная на накопление (знаний или материальных лаг) и опирающаяся на власть авторитета и насилие вообще. Напро-ив, ценности жизни (счвотье и здоровье) хотя и признаются за бла-о, но в этой иерархической, некротической системе ценностей ИГр8-т подчиненную, второстепенную роль, "поскольку не имеют мвтериаль-ого, доступного интерсубъективной оценке выражения. Счвотье и цоровье - это ценности момента, значимые только для индивиде, ко-зрый этот момент переживает. Но сегодня вое больше людей начинают зознавать, что именно эти неуловимые ценности и составляют действительное содержание жизни. Эти идеи находят выражение в соврв-знных течениях, таких как биополитика, биофилосифия, биоэтика.

- ч -

Наиболее значительные изменения в обсуждении темы смерти происходят в ранках биоэтики, сравнительно молодой дисциплины, которэя сосредоточивается преимущественно на выработке стратегий ненасильственного разрешения конфликтов, возникающих в области медицины и биологических исследований, касающихся важнейших для человека .вопросов жизни и смерти.

Специфика данной работы заключается в том, что в ней предпринимается попытка более широкогр философского рассмотрения проблем б^этики (той их части, которая касается вопросов смерти, умирания, эвтаназии и проч.), по сравнению с традиционной инстру-иенталистской, узкопрагматической ;оі8новкой, характерной для подавляющего большинства западных школ биоэтики. Такая установка )лсе сегодня сталкивается с рядом трудностей принципиального характере, для разрешения которых был бы весьма полезен более широкий взгляд на проблему.

Поскольку большинство современных этических представлений, связанных с проблемой смерти, возникли не сегодня, в работе имеет-оя обширнэя "историческая" часть. Взгляд из отдаленной перспективі позволяет оценить степень принципиальности современных противоречий и их глубину.

Актуальность темы смерти конкретно для России усугубляется тем обстоятельством, что после долгих лет господства тоталитарист ской идеологии в нашей стране начался процесс индивидуализации личности,«который, как отмечал 3. Фромм, неизбежно ведет к возрастанию интереса к проблеме смерти. Этому способствует также конфликтность внутренней политики, приводящая к тому, что жизнь и смерть десяткоз v сотен людей становятся объектом манипуляций, а вопрос о цене человеческой жизни и постоянном пребывании смерти где-то неподалеку перестает быть чисто академическим. Актуальносі темы смерти обусловлена твкже началом отечественных разработок.в области'биоэтики, в которой указанная тема традиционно занимает одно из центральных мест.

Степень разработанности темы. Проблема смерти, будучи фундаментальной философской проблемой, ведет свою историю с древнвйши) времен. От платоновского "Федона" до на^их дней в истории философии не оыло такого периода, когда утрачивался бы интерес к этой теме. Не менее древнего происхождения и медицинская ЭТИК8 -

одна из старейших систем нравственности. Однако, исследовательское направление, именуемое биоэтикой (и до сих пор окончательно не оформившееся), гораздо молоке. Оно ведет свою историю примерно о конца б^х г.г. нашего столетия и отличается рядом специфических особенностей. Приоритет в разработке проблем биоэтики принадлежит СИА, а толчком к началу биоэтических исследований послужкло бурное развитие медицинской технологии и техники, расширившее возможности медицины и породившее множество новых проблем - с одной стороны, и общественно-политическое движение 6T-7ruX г.г., затронувшее главным образом молодежь США и Западной Европы и привидшее к многочисленным изменениям в политике и культуре - с другой. В области медицинской этики это.выразилось, прежде всего, в пересмотре традиционного пвтернвлистсхого отношения между врачом и пациентом, а затем - и всего комплекса нравственных норм [при атом существенную роль сыграл рост дороговизны медицинского обслуживания, что всколыхнуло дискуссию по поводу цены человеческой жизни). В конечном счете в дискуссии по проблемам медицинской этики оказались втянутыми специалисты самых разных областей и иирочэйшие слои общественности. Постепенно оформился статус био-яики.

Сегодня США продолжают лидировать в организации исследований ю проблемам биоэтики. Там действуют два исследовательских и кон-зультэтивных центра: Л>э-///*//е о/ Лс/еЛ', ////ir/ о"

ІЄ/*»СЄ} ftfoui'.tyt Cen&iJ И /Ь„яес/; J*4V,Su/e с///?,-<;}

cpoue этого имеется президентский совет и множество биоэтических сомиссий при больницах, хосписах и т.д. Выходит неоколько журна-гов и другие издания по проблеиаи биоэтики и смежным с ними. В [973 г. была выпущена четырёхтомная энциклопедия. Национальная іедицинская библиотека ежегодно публикует новую библиографию. Ко-іичество публикаций по проблемам биоэтики стремительно растет, іначительнкй вклвд делается европейскими исследователями, присту-іивіими v. разработке биоэтической проблематики несколько позже імериканских коллег. Тема смерти, рассмотренная в указанном контексте, нэлла отражение в работах таких исследователей, как ' 1. Брок, а. Балтерс, Т.Л» Бьючамп, Р. Винау, Р, Вич, Ст. Гроф, :. Гроф, Ле Вахтер, Б. Дженингс, И. Иллич, А. Каплей, P.U. Кук-;иган, л. Грэхем, Э. Квблер-Росс, Р.А. Моуди, Сі'. Мюге, 3. Пел-егрино, Т. Пинкард, А. Рыоз, X. Сасс; Д. Уиклер, Дж. Ф. Чилдресо,

Х,Т. Энгельгврдт, X. Эбелкнг и др.

В отечественной литературе проблемы биоэтики, в той числе и проблема сиерти, начали обсуждаться всего несколько лет назад. Но поокольку эта тепа была.встречена с большим энтузиазмом, она успела найти отражение в работах Н.Ї. Абрэмовой, Р.Д. Азимовой, Р.К. Б8ландо8, Г.С. Бэтищева, Ф.Н. Блюхера, И,В. Вишева, А.Я. Гу-ревича, П.С. Гуревича, Т.И. Грековой, А.А. Гусейнова, А.И. Громове, A.M. Гурвича, Ы,И. Добродеевой, С.Я. 'Долецкого, И.Я. Иванш-кина, ?-С Карпинской, Л.В. Коноваловой, Р.В. Коротких, А.Н. Лазаревой, СМ. Цалк'ова, W.H. Укхеевой, А.П. Огурцова, Т.А. Покуле» ко, В. Д. Сабирова,. П.Н. Смирнова,' J.А. Тихоненко, П. \ Тиценко, А.Б. Толстого, и.Т. Фролова, А.Т.. Шаталова, Б.Г. Юдина и др.

Благодаря работам этих и многих других авторов отечественная философия оказалась втянутой в обсуждение бионической проблеиати ки. Следует заметить, что многие из этих разработок швг за шагом повторяют путь, пройденный американской биоэтикой; в том числе и ее ошибки. Но наряду с этим в отечественной философии наметился и другой подход, опирающийся на российскую культурную,традицию, богвтую гуманистическими идеями, и ориентированный на консолидацию естественно-научного и гуманитарного знания.

Основные задачи и цели исследования. Данное диссертационное исследование является попыткой представить проблему смерти в контексте нетрадиционного понимания биоэтики. Предполагается показать, что характерное для современной западной» традиции отождествление биоэтики о медицинской этикой оказывается неконструктивны) когда речь заходит о решении более глубоких, собственно философ-оких проблем, каковой являетоя, например, проблема смерти.

В ходе реализации этой цели в диссертации решаются следую
щие задачи:
.

проанализированы иоторико-кулыурные предпосылки современного і ношения к смерти человека западной культуры; ' . ,

Исследована связь европейской танвтологии с христианской систе» ценностей;

-проанализированы попытки построения нехристианокой танатологии, предпринятые в рамках ооциалдарвинизма и экзистенциализма;

- не баэе современной зарубежной литературы проведен сравнительяі
анализ американского и западноевропейского подходов к решении

проблем биоэтики вообще и проблемы смерти в частности; - на базе современной отечественной литервтуры анализируются перспективы развития биоэтических дискуссий по проблеме смерти в Россия.

Новизна исследования, Нвучная новизна исследования главным образом заключается в том, что в нем предлагается расширительное понимание биоэтики как нового исследовательского направления, не ограничивающегося сугубо практическими задачами медицинской этики и отражающего смену общекультурной ориентации с "некротической" на "биофильную". По мнению автора именно такой подход проясняет тот своеобразный контекст современного биоэтического движения, который может представлять интерес для философского обсуждения темы смерти и обнаружения в нем единства еотественно-научных и философских аспектов.

Основные результаты исследования.

  1. Дан анализ историко-культурных истоков современных представлений о ценности жизни и о значении смерти для человека.

  2. Определены философские основания современного биоэтического движения и раскрыто их знэчение для решения проблемы смерти.

  3. Продемонстрирована связь христианской системы ценностей и европейской традиции отношения' к смерти.

4. Рассмотрено влияние, оказанное на формирование философских оснований биоэтики концепций смерти, разработанных в рамках влиятельнейших течение конца XIX - начвла XX в.в. - экзистенциализма и социалдарвинизма.

5. На основе анализа современной зарубежной литературы показано различие подходов к проблеме смерти в США и Западной Европе, в соответствии с различной трактовкой статуса биоэтики, принятой в этих регионах.

. 6. Проанализированы особенности и перспективы развития биоэтики в России.

Практическое значение исследования. Практическое значение данного исследования определяется тем, что полученные в диссертации результаты способствуют развитию биоэтического направления в

нвшей стране и более успешноцу решении проблей биомедицинскоЯ этики. Представленный в работе анализ литературы по пробдеие смерти, вышедшей на немецкой языке, имеет целью ознакоиление соотечественников с европейской биоэтической "школой", которой до сих пор зделялось гораздо иеньше внииания, чей американской.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в публикациях автора: "эвтаназия неполноценных" (в сб. Бкоэтика: Проблемы и перспективы, Ы.:ИФРАН, 1992г.), Русская религиозная

фИЛОСОфИЯ И ИДЄЯ С8Т8НИЗМ8 В РОССИИ (В Сб. ЧЄЛОВЄК, KOCUOC, 8ВО-

люция, U.: ИФРАН, 1992г.); представлены на научных конференциях:-"Проблема прогресса в свете социальных и природных процессов" (Москва, І99П г.) и "Проблемы антропоноиии" (Нижний Новгород, 1991 г.)

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании лаборатории философии биологии ИФРАН.

Похожие диссертации на Проблема смерти в контексте биоэтики